Сила сибири компрессорные станции на карте. «Газпром» отдал контракт на участок «Силы Сибири» «Стройгазконсалтингу. Технические характеристики «Силы Сибири»

Все знают о том, что на территории Якутии и Амурской области строится магистральный газопровод “Сила Сибири”. Недавно корреспондент побывал на этой грандиозной стройке, которая ведется, в том числе, в Нерюнгринском районе Якутии.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

«Сила Сибири» – грандиозное по своим масштабам сооружение, и касается оно, конечно, не только одного района, а имеет, без преувеличения, мировое значение.

Напомним, что поручение «Газпрому» проработать проект газопровода с рабочим названием Якутия - Хабаровск - Владивосток президент РФ Владимир Путин дал в октябре 2012 года. Был проведен конкурс на лучшее название газопроводу, и 27 декабря 2012 года было объявлено победившее название – «Сила Сибири». В мае 2014 года «Газпром» и китайская компания CNPC (хорошо знакомая нам по магистральному нефтепроводу “Восточная Сибирь – Тихий океан”) подписали контракт на 30 лет на поставку газа в Китай. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 млрд кубометров газа, общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов.

1 сентября 2014 года Владимир Путин запустил строительство газопровода “Сила Сибири”. Любопытно, что это произошло в Якутске, в местности Ус Хатын, где проводится Ысыах Туймаады, но газопровод, строго говоря, проходить не будет. Тем не менее, церемония сварки первого стыка имела большое символическое значение, потому что это жизненно важная стройка для всей Якутии.

За строительство «Силы Сибири» со стороны Группы «Газпром» отвечает ООО «Газпром трансгаз Томск». Протяженность «Силы Сибири» составляет 2 158,5 км. Из них – 1 290,7 км по территории Якутии.

Диаметр трубы составляет 1 420 мм, рабочее давление 9,8 Мпа. Строится восемь компрессорных станций. В том числе пять на территории Якутии. Пропускная способность должны составить 38 млрд кубометров газа в год.

Основной ресурсной базой для “Силы Сибири” считаются два месторождения в Якутии – Чаяндинское с запасами 1,2 трлн кубометров и Ковыктинское – 1,5 трлн кубометров. Планируется, что ежегодно на Чаяндинском месторождении будет добываться до 25 млрд кубометров газа и не менее 1,5 млн тонн нефти.

Начало добычи газа намечено на конец 2018 года, а первые экспортные поставки в Китай – на 2019 год.

С августа 2014 года на выполнение строительных и проектных работ на газопроводе «Сила Сибири» было привлечено более 25 подрядчиков. Общая сумма объявленных тендеров составила больше 184 млрд рублей.

ТРУБА В ТАЙГЕ

Маршрут трассы проложен вдоль действующего (построенного 8-10 лет) назад магистрального нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”, в том числе в Нерюнгринском районе. Это позволяет оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение.

Поэтому в этих местах мы уже бывали, когда строился нефтепровод. 12 июля 2007 года примерно там же, в 12 километрах от Чульмана, торжественно сваривали юбилейный 1 000 -й километр магистрального нефтепровода. Всего по Якутии проходит 1 458 километров нефтепровода. Очевидно, что в случае с магистральным газопроводом “Сила Сибири” речь идет примерно о таком же расстоянии. Хотя в целом по длине газопровод будет немного короче ВСТО.

Чтобы добраться до «второй трубы», нужно поехать примерно таким же путем. Сначала от Нерюнгри до Чульмана, затем несколько километров от Чульмана по хорошо знакомой нерюнгринцам дороге на «Нахот». Этот путь можно преодолеть на обычном автобусе.

Примерно посередине дороги на «Нахот» придется покинуть автобус и пересесть в вахтовку. Газпромовские вахтовки отличаются от того, что мы видели раньше – выполненная на базе КамАЗа, она более уютная и современная. Правила перевозки людей очень строгие. Все обязаны сидеть, привязавшись ремнями безопасности. Никаких стоящих пассажиров. Технологическая дорога неровная, особенно после дождя, но вполне проходимая. Впрочем, от места, где мы пересели в вахтовку, до смотровой площадки перед газпромовской трубой – более 10 километров, которые мы добирались около получаса. Пешком там не дойдешь, да и пешеходов на этой дороге в достаточно глухой тайге просто нет и быть не может.

Зато место для смотровой площадки было выбрано очень интересное: здесь с высоты сопки всё отлично видно, в главное – именно здесь труба будет переходить через достаточно широкую в этом месте реку Чульман.

Первое впечатление – «строительство в одном коридоре» с ВСТО – понятие, конечно, достаточно условное. Расстояние от двух трубопроводов – не менее одного километра. Так что как мы ни старались и не вглядывались в горизонт, магистрального нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” с этой точки мы так и не увидели. Он прячется где-то в тайге – возможно, ближе к Чульману. Поэтому все тут делается заново, просека по тайге рубится своя собственная. Единственное, чем можно воспользоваться от магистрального нефтепровода – часть технологических дорог. Это, конечно, немного облегчает задачу строителям.

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОЙКИ

О том, как строится магистральный трубопровод, нам рассказали специалисты, благо их в этот день и на этом месте было немало.

Стройка началась с подготовительных работ. Это расчистка трассы от леса и кустарника, срезка крутых продольных склонов (косогоров), которых немало в нашей местности. Сюда входят проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, проведение мероприятий, обеспечивающих минимальное промерзание грунта. Большой объем работ – строительство временных дорог, водопропускных, водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль неё, а так же мостов и переправ через реки, ручьи, овраги. Подъездных дороги защищаются от снежных заносов. Естественно, были устроены временные базы и склады для хранения материалов и оборудования.

В Нерюнгринском районе, к счастью, нет вечной мерзлоты. А севернее, там, где «Сила Сибири» проходит по Якутии, подготовительные работы надо было вести так, чтобы по возможности не повреждался моховой покров. Оказывается, повреждение его при льдонасышенных вечномерзлых грунтах ведет к образованию термокарста.

Второй этап, который полным ходом идет сейчас – это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге, по которой мы полчаса ехали на вахтовке, то и дело снуют груженые «Татры». Эти автомобили перевозят технологические грузы. А сами трубы – красивые, надежно закрытые с обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене – везут специальные автомобили – трубовозы.

Для сооружения магистрального газопровода на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции труб, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспортируемых грузов составляют трубы и секции труб. Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, как правило, разгружают с транспортных средств трубоукладчиками.

Можно добавить два слова от трубах. Все они стальные, российского производства, в том числе их производят Выксунский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод, а те, которые сейчас применяются в Нерюнгринском районе делает Ижорский трубный завод (Санкт-Петербург). Эти трубы имеют внутри максимально гладко покрытие. Такая технология снижает затраты энергии на транспортировку газа за счет уменьшения шероховатости трубы и, соответственно, трения. Внешняя изоляция труб выполнена из новых нанокомпозиционных материалов, чтобы обеспечивать высокую коррозионную стойкость газопровода.

Учитывая, что Нерюнгринский район относится к регионам с повышенной сейсмической активностью, здесь используются трубы с повышенной деформационной способностью. Есть также специальные технические решения по их укладке, в которые мы вдаваться не будем, их знают специалисты.

Почти одновременно с доставкой и погрузкой-разгрузкой на стройке проходят земляные работы. Сюда входят создание амортизирующей песчаной подкладки под газопровод, обвалование, отсыпка насыпей и рекультивация. После разбивки трассы сооружаемого участка магистрального газопровода и выполнения подготовительных работ, сооружают амортизирующую прокладку. Прокладку сооружают из привозного песка с последующим уплотнением слоёв. Толщина амортизирующей прокладки варьируется в пределах 100-150 мм и должна полностью перекрывать острые камни, куски твёрдого грунта и т.д., способные повредить заводское противокоррозионное покрытие.

До следующего этапа – сварочно-монтажных работ – в Нерюнгринском районе дело пока еще дошло. Это предстоит в скором будущем. Как рассказали специалисты, при строительстве линейной части магистральных газопроводов сварочно-монтажные работы выполняют, как правило, в два этапа. На первом этапе отдельные трубы с заводской длиной 12 метров и менее на полустационарных трубосварочных базах сваривают с поворотом в 24-, 36- и даже 48-метровые секции. На втором этапе из этих вывезенных на трассу длинномерных секций сваривают непрерывную нитку трубопровода.

Далее последуют изоляционно-укладочные работы. Укладку сваренного газопровода сделают с помощью трубоукладчиков. После сварки, укладки и засыпки, магистральный газопровод должен быть очищен, испытан на прочность и проверен на герметичность. Но это произойдет уже в самом конце строительства, то есть примерно в 2019 году.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Многих местных жителей, знающих о хороших заработках как и самом в «Газпроме», так и в его дочерних предприятиях, безусловно, интересуют перспективы возможности устроиться на работу – если не на обслуживание магистрального газопровода “Сила Сибири”, то хотя бы на его строительство.

Устроиться вполне реально, но просто так деньги никому не платят. Здесь нужны в первую очередь высококвалифицированные специалисты. Можно найти работу водителем разных категорий, можно сварщиком, токарем, монтажником и т.п. Крупные компании обычно не дают объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, но все эти вакансии и контакты для резюме видны на их официальных сайтах. Так что самый эффективный способ найти здесь работу – изучить сайты потенциального работодателя.

Кстати, в ходе состоявшегося на следующий день после поездки на трубу совместного совещания правительство Якутии поставило перед “Газпромом” вопрос привлечения в качестве субподрядной организации проектного института ООО “Якутгазпроект” и АО “Сахатранснефтегаз”. Задача республики – максимально использовать производственные мощности и местные трудовые ресурсы в ходе реализации проектов на ее территории. В частности привлекать местные организации к строительству и проектированию газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов к населенным пунктам Ленского, Олекминского, Алданского и Нерюнгринского районов. Так что кадры есть, и они действительно хотят устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу.

Вообще, как мы поняли, на строящейся трубе работают две группы специалистов. Первые называют себя линейщиками - они делают только линейную часть газопровода, оставляя пробелы в местах пересечения дорог и инженерных коммуникаций. Вторые – так называемые разрывные бригады и бригады прокольщиков. Они занимаются переходами под железными и автомобильными дорогами, а также водными препятствиями.

Практически все эти люди – очень высококвалифицированные специалисты. Поскольку магистральные нефтепроводы и газопроводы в Нерюнгри строятся, мягко говоря, не каждый день, то и эти люди на месте стройки, что называется, находятся проездом. Большинство из них работает в «Газпроме» уже много лет - они строили газопроводы во всех уголках нашей страны и даже за рубежом. Построят в Нерюнгринском районе – поедут дальше. Газопровод очень длинный, тысячи километров.

По словам руководителя рабочей группы ПАО «Газпром» Валерия Голубева , в Нерюнгринском районе строительство магистрального газопровода “Сила Сибири” идет по плану и достаточно успешно. «Если говорить об укладке линейной части, она уже на 80% завершена на всем протяжении по территории республики. Участок, который смотрели в Нерюнгринском районе, сложный – подводный переход, крутые берега Чульмана, проблемный грунт и т.д. Но подрядчик справляется. Работа сложная, но интересная» , – сказал заместитель председателя правления «Газпрома».

Это в том, что касается стройки. В то же время очень скоро придет время обслуживания магистрального газопровода “Сила Сибири”, а это уже постоянная работа, причем исключительно для местных жителей.

Сегодня у ООО «Газпром трансгаз Томск» на территории республики работает одно линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) в Ленске, а также три региональных управления по строительству объектов (РУСО) - в Олекминске, Алдане и Нерюнгри. Общая численность на сегодня составляет 259 человек из них 89% - это местное население.

После завершения строительства объекта к 2019 году планируется довести численность подразделений до 773 человек, с перспективой увеличения до 1 236 человек к 2021 году, в том числе по Ленскому району – 421 человек, Алданскому району – 348 человек и по Нерюнгринскому району – 467 человек. Не случайно глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский призвал нерюнгринскую молодежь учиться газовым специальностям и возвращаться в родной район. Время до 2021 года еще есть, а работа будет хорошая – интересная и высокооплачиваемая.

ЧТО С ГАЗОМ?

Вопрос возможности газификации от магистрального газопровода “Сила Сибири” населенных пунктов, в том числе Нерюнгринского района, до сих пор стоит достаточно остро. Во всяком случае, представители Якутии настойчиво пробивают этот вопрос. В то же время понятно, что для представителей ПАО «Газпром» приоритетным является само строительство магистрального газопровода для скорейшего начала экспорта в Китай. Вопрос газификации населенных пунктов для них является второстепенным, и они постоянно напоминают о том, что здесь «необходимо считать экономику». Хотя с принципиальной постановкой вопроса газификации хотя бы тех районов, по которым проходит “Сила Сибири”, они согласны.

На совещании министр промышленности и геологии Якутии Андрей Панов сказал о том, что ряд республиканских промышленных компаний, владеющих лицензионными участками близ “Силы Сибири”, хотели бы стать партнерами “Газпрома” и подключиться к магистральному газопроводу для транспортировки газа. Это помогло бы газифицировать прилегающие территории, создать рабочие места и получать налоговые отчисления.

Зампредседателя правления “Газпрома” Валерий Голубев ответил, что компания постоянно обсуждает подобные вопросы, причем не только в том, что касается месторождений природного газа, но и с точки зрения использования попутного нефтяного газа в Якутии. “Проект “Сила Сибири” ограничен своей природой и возможностями” , – подчеркнул Голубев.

Тем не менее, остается социальная ответственность, которую ни в коем случае не снимает с себя «Газпром». Теоретически магистральный газопровод “Сила Сибири” попутно позволит газифицировать 29 населенных пунктов в четырех районах Якутии. в Нерюнгринском районе это в первую очередь Иенгра и Чульман, где в ряде домов до сих пор используется печное отопление.

“Программа, разработанная ООО “Газпром межрегионгаз”, предусматривает газификации четырех районов республики от магистрального газопровода “Сила Сибири”: Олекминского, Ленского, Алданского и Нерюнгринского. Общий объем финансирования составит 13,1 млрд рублей, предусмотрена газификации 29 населенных пунктов” , – сказал министр промышленности и геологии Якутии Андрей Панов по итогам совещания в Нерюнгри.

Общая протяженность планируемых к строительству газопроводов – 761 км, количество газифицируемых домовладений – 6 657 единиц, также запланирована газификация 90 котельных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Согласно этой программе, компания “Газпром” осуществляет строительство газопроводов-отводов и межпоселковых газопроводов на высоком давлении, а за счет средств республики будет осуществлено строительство внутрипоселковых газопроводов, находящихся на низком давлении. Программа предусмотрена на период с 2016 по 2025 годы.

В настоящее время “Газпромом” уже проведены конкурсные процедуры и заключены договора на выполнение проектно-изыскательских работ по газопроводам-отводам, газораспределительным сетям и межпоселковым газопроводам к населенным пунктам.

И самый главный итог недавнего визита: правительство Якутии предложило компании “Газпром” создать новый план мероприятий совместной деятельности до 2020 года. «Газпром» согласился.

Программа будет разработана к концу 2017 года. Так что всё, что мы видим сегодня – это только начало.

В свете последних геополитических событий Россия в качестве основных стратегических партнеров стала отдавать предпочтение восточным соседям. Наибольший интерес стал представлять Китай как самое динамично развивающееся государство. Одной из точек соприкосновения интересов стал вопрос обеспечения ресурсоснабжения. В этой связи был заключен масштабный проект «Сила Сибири», первоначальный срок действия которого составляет 30 лет.

Общие сведения о проекте «Сила Сибири»

Суть проекта «Сила Сибири» заключается в строительстве нового газопровода, ориентированного на восточное направление. За его счет в будущем планируется осуществлять транспортировку газа не только в восточные российские регионы, но и экспортировать его в страны Азии. Проект «Сила Сибири» подписан на двухсторонней основе под патронажем ОАО «Газпром» со стороны РФ и CNPC со стороны Китая.

Производственные мощности трубопровода «Сила Сибири» способны обеспечить не только российских и китайских потребителей газом, но и поставлять сжиженный природный газ на экспорт в Японию.

Предварительная стоимость проекта «Сила Сибири» на первых этапах составляла 800 млрд. рублей, однако строительство «Сила Сибири» на сегодня оценивается уже в 1,1 трлн. рублей. Причем эти суммы включают лишь затраты, идущие на монтаж магистрального газопровода «Сила Сибири». Совокупная же стоимость «Сила Сибири» значительно выше, т.к. включает расходы на возведение газоперерабатывающего завода и благоустройство стратегически значимых месторождений.

В качестве источника поставок выбрано Чаяндинское месторождение природного газа, как ближайшее в данном регионе. Карта газопровода «Сила Сибири» весьма обширна, общая длина проектируемой магистрали превышает 3000 км. Для обеспечения надежности поставок газопровод планируется дополнительно интегрировать с существующей линией Ковыктинского месторождения. Запасы голубого топлива Ковыктинского месторождения оцениваются в 1,5 трлн. кубометров. Чаяндинские запасы не так богаты, они составляют 1,2 трлн. кубометров газа.

Согласно планам газопровод «Сила Сибири» будет пролегать сразу через несколько областей, его маршрут на карте включает Амурскую, Иркутскую области и Республику Саха. Программой предусмотрено возведение пограничного участка магистрали под руслом реки Амур.

Технические характеристики газопровода «Сила Сибири»

  1. Экспортная производительность транспортной магистрали составляет 38 млрд м 3 газа в год.
  2. Протяженность трассы более 3000 км.
  3. Рабочее давление на выходе составляет 9,8 МПа.
  4. Диаметр трубопроводов сети — 1420 мм.

Все трубы покрыты особым инновационным материалом, позволяющим обеспечить высокую изоляцию сети и практически полностью исключить коррозию материала. Кроме того, в местах тектонических разломов и сейсмической активности используются трубы, способные выдержать сильную деформацию.

Предварительные сроки завершения строительства газопровода «Сила Сибири» назначены на конец 2019 года.

Предыстория строительства трубопровода «Сила Сибири»

Изначально строительство газопровода «Сила Сибири» предполагалось для газификации восточных регионов страны. Проект «Сила Сибири» вошел во 2 фазу после подписания соглашения на экспорт энергоресурса в Китай. Согласно ему:

  • российская сторона обязуется обеспечить поставку 38 млрд кубометров ;
  • указанный объем поставок должен поступать ежегодно;
  • старт поставок намечен на 20 декабря 2019 года;
  • срок действия соглашения составляет 30 лет с возможностью пролонгирования.

Принимающая сторона уже в текущем году планирует завершить весь спектр работ по проекту. Российская же компания «Сила Сибири» должна завершиться лишь к концу 2019 года.

Последние новости 2018 относительно строительства газопровода «Сила Сибири» таковы, что «Газпром» вследствие санкций запада вынужден изменить существовавшую ранее практику выбора подрядчиков. Те компании, которые имели опыт реализации крупных международных проектов, попали в «черные списки». В результате они не могут импортировать ряд необходимого оборудования.

В итоге руководством «Газпрома» было принято решение для реализации проекта «Сила Сибири» отказаться от контрактов с крупными подрядчиками и разбить весь спектр работ на множество лотов. В настоящее время прокладыванию магистрали привлечены:

  • Стройгазмонтаж;
  • Стройтрансгаз;
  • Иркутскнефтегазстрой и другие компании.

К строительству газопровода «Сила Сибири» планируется привлечение как минимум 15 фирм.

Негативные отзывы о проекте «Сила Сибири»

Несмотря на важное стратегическое значение, вокруг «Силы Сибири» часто возникают не самые радужные новости. Так еще в 2011 году руководство «Газпрома» было вынуждено пересмотреть утвержденный ранее маршрут из-за обращения малочисленных народов севера, проживающих на территории предполагаемого строительства.

Кроме того ряд экспертов считают, что выгода для России от «Силы Сибири» весьма сомнительна. Большие преимущества получает Китай, а рентабельность для России при колоссальных финансовых затратах представляется крайне низкой.

Однако в целом эксперты сходятся во мнении, что «Силы Сибири» является удачным проектом с высокой окупаемостью в перспективе. Ведь среди перспективных покупателей голубого топлива фигурирует не только Китай, но и Индия. Кроме того, планируется значительное повышение дальневосточного региона. Аналитики считают, что газификация даст мощный толчок для развития региона. Появятся новые вакансии на добывающих и газоперерабатывающих предприятиях. Наличие стабильных поставок энергоресурса даст возможность для запуска новых производств. Со стороны государства новые стартапы дальневосточного региона будут дополнительно стимулироваться путем бюджетного субсидирования.

Данные о газопроводе «Сила Сибири» на сегодня

Строительство «Силы Сибири» идет полным ходом. Степень готовности магистрали составляет 93%. Заварено и уложено уже 2,01 тыс. км труб от месторождений до границы с Китаем. В настоящее время весь спектр усилий направлен на завершение строительства подводного газопровода через реку Амур, который в настоящий момент готов лишь на 78%. Подводная магистраль состоит из двух веток, первая из которых полностью готова, ведется монтаж второго тоннеля. Параллельно ведется строительство компрессорной станции, расположенной на границе двух государств.

В целом последние новости на сегодня таковы, что к концу 2018 года пропускная способность газопровода «Сила Сибири» составит 5 млрд. кубометров в год. Для перехода системы на полную мощность остается проложить 2,29 тыс. км линии магистрали.

  1. Изначально «Газпром» газопровод «Силу Сибири» планировал строить на аванс, предоставленный Китайской стороной, в обмен будущей скидки на транспортировку газа. Однако, чтобы не снижать стоимость поставок, было принято решение самостоятельно финансировать проект.
  2. Руководством «Газпрома» было принято решение об использовании в программе труб исключительно российского производства. Они имеют особое внутреннее покрытие, позволяющее снизить энергозатраты на транспортировку газа за счет уменьшения трения.
  3. Для того, чтобы придумать название проекту, был проведен конкурс, по результатам которого выбор пал на «Силу Сибири».

Церемония соединения первого звена трубы, которая станет для российского газа основным экспортным каналом в Китай, состоялась 1 сентября. Кроме того, строительство газопровода «Сила Сибири» будет способствовать газификации российских регионов Сибири и Дальнего Востока. В перспективе это позволит объединить газовые сети страны в единое целое.

Фото: АиФ

Откуда будут добывать газ и куда он поступит?

«Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ через Хабаровск до Владивостока.

Строительство газопровода «Сила Сибири». Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

Добыча газа будет осуществляться из месторождений:

  • Чаяндинское месторождение, запасы газа — 1,2 трлн куб. м;
  • Ковыктинское месторождение, запасы газа — 1,5 трлн куб. м.

Этапы строительства газопровода:

1. Строительство магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток».

2. Иркутский центр будет соединён газопроводом с Якутским центром.

Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11 700 специалистов, эксплуатировать газопровод будут ещё порядка 3000 человек.

Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

Первый участок газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» планируют ввести в эксплуатацию в конце 2017 года.

Технические характеристики «Силы Сибири»:

  • общая протяженность около 4000 км:

— участок «Якутия — Хабаровск — Владивосток» — около 3200 км;

— участок «Иркутская область — Якутия» — порядка 800 км;

  • диаметр — 1420 мм;
  • рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.);

производительность — 61 млрд куб. м газа в год.

Экспортный потенциал

21 мая 2014 года Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Президент Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (КННК) Чжоу Цзипин заключили контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в Китай 38 млрд куб. м российского газа в год.

Проектная мощность «Силы Сибири» составляет 37 % от мощности всех газопроводов из России в Европу.

Новая стройка века – труба диаметром почти полтора метра уверенно тянется через всю Сибирь, от Якутии до Благовещенска. Через год магистральный газопровод "Сила Сибири" должен быть готов к работе – контракт, заключенный в мае 2014 года между российским Газпромом и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC), предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд кубометров в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в 400 миллиардов долларов. Этот контракт правительство России до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как свою большую геополитическую победу.

Однако у "поворота на восток" есть обратная сторона. Российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей, а коммерческую выгоду в реальности получают только подрядчики этой стройки, считает Михаил Крутихин , партнер аналитического агентства RusEnergy.

В интервью "Сибирь. Реалиям" Михаил Крутихин, эксперт с 25-летним опытом работы в энергетической отрасли, объясняет, почему "Сила Сибири" не стоит тех денег, которые вкладывают в газопровод Газпром и государство.

– В мае 2019 года, согласно официальным пресс-релизам, должны начаться поставки газа в Китай по "Силе Сибири". На ваш взгляд, насколько реалистичны эти планы?

– Я думаю, что более реалистичный срок – где-то декабрь 2019 года. Мы видим, как лихорадочно идет подготовка к этой дате. По самому краткому сценарию, в минимальном объеме, выполняются строительные работы на линейной части газопровода. Создаются мощности по подготовке газа для прокачки его дальше в Китай, поскольку из газа нужно извлекать компоненты, которые мешают поставкам чистого метана – в частности, там есть азот (около 7%), гелий и другие компоненты. Идет бурение новых скважин, освоение Чаяндинского месторождения в Якутии, которое должно стать базой поставок газа по этому маршруту. Так что, думаю, что к декабрю 2019 года в минимальном объеме они могут успеть.

– И Чаяндинское, и Ковыктинское месторождения, откуда пойдет газ в "Силу Сибири", еще не разработаны и вообще разведаны сравнительно недавно. Газпром в них уверен?

– Давайте начнем с Чаяндинского, это основное, первое месторождение, откуда пойдет газ. По всем российским нормам и правилам, сначала нужно разрабатывать нефтяную залежь в месторождении, поскольку если нефть забросить и сразу качать газ, то упадет давление, и нефть навеки останется в земле.

Газпром объявил, что якобы выработал технологию, которая позволяет отбирать газ без того, чтобы падало давление в подземном нефтяном резервуаре. Я беседовал на эту тему с геологами крупнейшей американской нефтегазовой компании, они подняли меня на смех. Такой технологии не существует. Таким образом, Газпром идет на нарушение всех норм, он оставляет огромные запасы нефти в земле для того, чтобы срочно начать экспорт газа. Это первое по Чаянде.

Второе: это месторождение на самом пике добычи не способно давать больше 25 млрд кубометров газа в год. Это означает, что обещание Газпрома поставлять 38 млрд кубометров в год в Китай не может быть осуществлено на основании одного только этого месторождения. Нужно подключать к нему второе большое месторождение, уже не в Якутии, а в Иркутской области – Ковыктинское, которое тоже еще надо разрабатывать и строить дополнительно 800 км трубопровода, чтобы соединить Ковыкту с Чаяндой. Пока этого нет.

Таким образом, если мы говорим, что в декабре 2019 года пойдет газ в Китай, то это означает, что первоначальная мощность всей системы составит примерно 4-4,5 млрд кубометров в год. Для того, чтобы вывести "Силу Сибири" на 38 млрд кубометров, надо добывать с этих двух месторождений 42 млрд кубометров в год. Разница уйдет на то, чтобы выделять из газа компоненты, также нужно тратить газ на работу компрессоров на газоперекачивающих станциях. Если посмотреть на графики, подготовленные плановиками и экономистами Газпрома, такой добычи можно достичь примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай. То есть на плановый показатель можно будет выйти не в 2019-м, а только в 2029 году.

– А Китай устраивает такая схема?

– Китайская позиция вообще очень интересная, мягко говоря. Китайцы на протяжении многих лет сопротивлялись уговорам Газпрома, который намеревался продавать им газ аж по трем маршрутам сразу. Один - через Владивосток, второй – по "Силе Сибири", которая тогда еще так не называлась, и третий – по газопроводу "Алтай", который иногда называют "Сила Сибири-2", из Западной Сибири, где находятся основные газовые промыслы Газпрома.

По этим трем маршрутам планировалось подавать 68 млрд кубометров газа: по 30 по "Алтаю" и "Силе Сибири" и 38 оставались на Дальний Восток. Китайцы сразу говорили, мол, извините, нам этот газ не нужен, мы свой газовый баланс закрываем без вас. С большим трудом из года в год подписывали какие-то рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, всем объявляли, что вот-вот придем к соглашению, пока, наконец, во время визита Путина в Шанхай в мае 2014 года не подписали документ, который еще за 20 минут до подписания назывался "Меморандум о взаимопонимании". То есть ни к чему не обязывал. С большим трудом уговорили китайцев назвать его "контрактом".

Остальные уговоры – поставить китайцам газ через Дальний Восток, через газопровод "Алтай" – никаких результатов не принесли, китайцы все эти идеи отвергают. Когда я в прошлом году разговаривал в Пекине с китайскими специалистами, они мне доверительно рассказали: "Вы знаете, мы закрываем свой газовый баланс без России, а вот этот российский газ нам понадобится только в одном случае – если в Тихом океане сложится тяжелая военно-политическая обстановка, и получение сжиженного природного газа из других источников окажется затрудненным или невозможным. Тогда мы попросим поставки газа из России". То есть, для них это запасный выход. И когда у нас говорят, что китайцы спят и видят, что к ним придет российский газ – это не соответствует действительности, это пустая пропаганда.

– Но в РФ этот контракт, когда он был заключен, преподносился как крупная геополитическая победа России.

– Это пустая, абсолютно пустая, не основанная ни на чем пропаганда. Давайте вспомним 2012 год: Газпром подготовил обоснование инвестиций в "Силу Сибири", и в конце этого документа говорилось: да, этот проект может иметь коммерческое значение, но только в том случае, если заложенная цена в нем газа будет увеличена на 50-70%.

Они рассчитали цену газа в трех разных вариантах: ее привязали к цене нефти по 60, 75 и 90 долларов за баррель. И согласно обоснованию инвестиций, которое делали газпромовские плановики и экономисты, получается, что даже по цене самой дорогой нефти проект не окупается даже в 2048 году! Это не коммерческий проект вообще.

Зачем он нужен России? Давайте посмотрим: у России очень много газа, девать его некуда, потому что в Европе, куда нацелены все наши газопроводы, потребление практически не растет. Сжиженный природный газ - мы только-только, очень робко начинаем здесь что-то делать, и наш сжиженный газ коммерчески не рентабелен. Либо газ должен отгружаться в суровых условиях Арктики, и тогда инфраструктуру берет на себя государство, как в проекте "Ямал СПГ". Либо опять надо прокладывать куда-то трубы. А куда? Единственное направление – это Китай.

Отчаянно стали уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию. А что такое "не обращать внимания на коммерцию"? Это означает, что китайцы будут брать газ по цене ниже себестоимости –себестоимости добычи, себестоимости прокачки, плюс операционные издержки и капитальные инвестиции, которые нужно вложить в эту самую "Силу Сибири": в газоперерабатывающий завод, в газохимический завод и много что еще. В результате российский налогоплательщик (Газпром все-таки государственная компания) будет субсидировать китайских потребителей газа.

Когда я пытаюсь представить себе, зачем это надо было делать, у меня только два варианта возможной логики тех, кто принимал решение. А решение принималось на самом верху в Кремле. Первое – это показуха: вот посмотрите, гигантская геополитическая победа, мы открыли новый маршрут экспорта нашего газа. Во что это обошлось, никто не считает. И вторая мотивация – это дать заработать подрядчикам, которые строят этот газопровод. Всё, другой мотивации я не вижу. А подрядчики известны тем, что у них смета примерно в 2,5-3 раза больше, чем на такие же работы у других компаний в других частях света.

– Насколько я помню, самые крупные подряды получили, причем без конкурса, АО "Стройтрансгаз", который принадлежит Геннадию Тимченко, и ООО "Стройгазмонтаж", который принадлежит Аркадию Ротенбергу.

– Тимченко, Ротенберг, вот эти все ребята. Они уже отличились – построили газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток: с одного конца нет газа, а с другого конца нет потребления. Газопровод построен, миллиарды долларов в него вбуханы зачем-то.

– А "Сила Сибири" строится на деньги бюджета или на деньги госкомпании?

– Когда был подписан этот контракт в мае 2014 года, то газпромовцы, уже известные лживыми заявлениями, объявили, что китайцы согласились софинансировать проект и вложат в "Силу Сибири" 25 млрд долларов. Как выяснилось, китайцы ничего не обещали и не дали ни копейки. То есть все деньги – это газпромовские деньги, и поэтому Газпром, который вынужден сейчас тратиться на никому не нужные, коммерчески невыгодные, нерентабельные проекты, на протяжении последних трех кварталов оказался в списке компаний, которые вместо прибыли дают убытки. У Газпрома по текущим счетам красненькие цифры, а не черненькие.

– Только за счет вот этой инвестпрограммы?

– Это гигантские стройки с завышенными сметами, которые никогда не оправдаются. Это такие же были политизированные проекты как "Северный поток-2", как "Турецкий поток" – вот это все хозяйство не оправдывается.

– В июне 2014 года было сообщение, что президент поручал Минфину "подумать о докапитализации Газпрома". Реализовалась ли эта идея?

– Пока нет, этого не было, единственное, что Газпрому пообещали освобождение от некоторых налогов по поставкам газа через "Силу Сибири". Ну да, опять за счет российских налогоплательщиков: Газпром будет меньше платить налогов, а китайцы будут субсидированы нашими налогоплательщиками.

– Но хоть какая-то польза для экономики есть от этой стройки? Ну вот хотя бы она загружает работой трубопрокатные, металлургические заводы, созданы тысячи рабочих мест...

– Ну давайте тогда проложим трубу в Индию или еще куда-то, где она абсолютно не нужна никому! Толк-то от этого какой? Что, будем работать так, чтобы смысла никакого не было, не было никакого материального результата? Если поощрять такую работу, я не знаю, до чего можно дойти.

В свое время в Газпроме сопротивлялись принятию инвестиционного решения по "Силе Сибири", но в октябре 2012 года после заседания президентской комиссии по ТЭК, Владимир Владимирович Путин позвал к себе газпромовцев и приказал "ускорить принятие инвестиционных решений по вашим восточным проектам". Инвестиционное решение, несмотря на все сопротивление экономистов даже внутри Газпрома, было принято на заведомо нерентабельный проект.

– Тем не менее, все пресс-релизы Газпрома про "Силу Сибири" выдержаны в победном тоне.

– Почитайте журнал "Газпром", там еще веселее! Когда открывает рот какой-нибудь, извините, руководитель компании Алексей Миллер или его заместитель Александр Медведев, то обычно это вранье, давайте уж прямо скажем.

– Скажите, пожалуйста, а на газификацию внутренних регионов России "Сила Сибири" повлияет каким-то образом?

– В том же самом обосновании инвестиций, о котором мы говорили, сделаны расчеты по тому, сколько газа по этой трубе будет возможно потреблять внутри страны: не больше 4,5 млрд кубометров в год. Это микроскопическая величина для Газпрома и для России. В этом регионе просто нет достаточного потребления.

И второе: газификация России – вообще, довольно дорогое удовольствие. У нас населенные пункты в регионах разбросаны очень далеко друг от друга, и строить сеть газопроводов совершенно не выгодно. Решение для этого, конечно, есть. Это и так называемая распределенная энергетика с использованием местных источников энергии. Это и сжиженный природный газ: можно около большой трубы поставить заводик, делать сжиженный природный газ, а потом его автоцистернами развозить по деревням, по мелким городам - газифицировать эти места.

Газпром этим практически не занимается, хотя когда-то программу такую они принимали. Но для компании это считается невыгодным. Гораздо проще вбухивать деньги в никому не нужные газопроводы и в разработку газа. Столько уже освоено газовых месторождений, что можно еще одну Европу хоть завтра добавить к потребителям Газпрома. По нашим данным, мощности неиспользуемых промыслов Газпрома, которые можно задействовать – это более 200 млрд кубометров в год. Просто некуда этот газ поставлять.

– Обидно получается: "Силу Сибири" они строят, несмотря ни на какие издержки, а когда речь заходит о газификации российских регионов – начинают считать затраты и говорить о рентабельности. Хотя здесь затраты были бы оправданы как минимум улучшением качества жизни людей. Разве не так?

– Вот у меня нет ответа на этот вопрос. Я просто вижу, что годовая зарплата руководителя Газпрома – это примерно стоимость газификации Курской области. Ну, что делать…

– Я правильно понимаю, что вот эти 800 млрд рублей, которые Газпром инвестирует в "Силу Сибири", как раз и могли быть вложены в развитие российской инфраструктуры?

– Да, наверное. Или наоборот, могли из этих средств повысить зарплату высшим руководителям, менеджерам Газпрома. Тут разные варианты есть.

– Давайте оптимистичный вариант рассмотрим: на сколько регионов хватило бы этих денег?

– Мне трудно сказать, на сколько регионов. Газпром по бумагам направляет около одного миллиарда долларов в год на газификацию российских регионов. Но если смотреть в конце каждого финансового года, сколько они на самом деле денег потратили, то там кот наплакал. А когда мы видим, сколько газифицировано деревень, то никак не получается, что эти деньги пошли по назначению.

– На ваш взгляд, что для России было бы лучше: взять и остановить сейчас эту стройку или все-таки довести проект до конца?

– Там уже много сделано... Я думаю, что можно было бы доделать в минимальном варианте – довести трубу до Благовещенска, потом все это остановить и начать разработку нефтяных залежей Чаяндинского месторождения, чтобы они не пропали. Красиво нажать на кнопку, когда пойдет газ по "Силе Сибири", доложить о грандиозной геополитической победе и тихонечко забыть об этом начинании, чтобы не тратить больше денег.

– ​Не тратить больше денег конкретно на что?

– На расширение строительства, на доведение его через 10 лет до плановой мощности. Огромные деньги понадобятся на разработку второго месторождения, Ковыктинского, на новый отрезок газопровода в 800 км, подготовку газа на газоперерабатывающем заводе – очень много что потребуется.

К газоперерабатывающему заводу собираются еще пристроить газохимическое предприятие. И когда мы смотрим на перечень продукции, которую оно должно выпускать, то видим, что, в общем-то, нормального рынка в том регионе для этой продукции нет. Эту всю газохимию, все эти полиэтилены, полипропилены, стиролы и искусственные каучуки надо будет вывозить по железной дороге до Тихого океана, транспортировать морем. А там рынок схвачен конкурентами – придется демпинговать, то есть опять работать себе в убыток. Овчинка выделки не стоит, это опять очередное надувание щек.

– Так что же – "Сила Сибири" никогда не будет рентабельной, ни при каких условиях? А вдруг опять нефть подорожает?

– Не будет это все рентабельным. Потому что китайцы не будут платить. У них уже были заключены соглашения с Газпромом о формуле цены еще до подписания этого контракта, и там все привязано к стоимости нефти. Нефть сейчас дорожать не будет, а будет только дешеветь. Как я уже сказал, по расчетам самого же Газпрома до 2048 года (а если учесть, что на два года позже начали строить, то до 2050 года) рентабельности нет. Не окупается этот проект.

– Понятно. Всё это очень расстраивает, если честно.

– Ну что же делать! Когда мы говорим о Газпроме, это либо вранье с фанфарами, либо полное расстройство.

] . Начать поставки газа по нему в Китай планируется в 2019 году.

Описание проекта

Стоимость строительства «Силы Сибири» оценивается в 770 млрд руб., но может превысить 1 трлн рублей (оценивается от 55 млрд до 70 млрд долл.). «Газпром» собирался строить «Силу Сибири» на китайский аванс , но отказался от него, чтобы не снижать Китаю цену на сырье.

Начать поставки газа по нему в Китай планируется в 2019 г. в объеме 5 млрд куб. м в год, а затем вырасти до 38 млрд куб. м в год.

История

Планируется, что разработка Чаяндинского месторождения начнётся в 2015 году [ ] , а добыча газа - в 2018 году , поэтому к концу 2017 года планируется открыть первый участок ГТС «Сила Сибири» до Благовещенска .

Осенью 2014 года «Газпром» опроверг появившееся ранее сообщение о том, что сроки запуска газопровода «Сила Сибири», по которому газ будет поступать из России в Китай, будут сдвинуты на два года . «При падающей экономике, при формуле на газ, привязанной к цене нефти, мы должны найти внутренние резервы для сохранения экономических параметров проекта», - цитировал в ноябре «Интерфакс» слова замминистра по развитию Дальнего Востока Олега Скуфинского. До 1 марта 2015 года правительство должно подготовить комплексный план строительства трубы, для проекта будут законодательные упрощения и льготы.

В августе 2015 года снизил [кто? ] стоимость строительства на 93-километровом участке «Ленск-КС-1 «Салдыкельская» вдвое - с 16,58 до 7,78 млрд рублей. При этом представители Газпрома заявили, что общая сумма вложений в газопровод со стороны компании составит приблизительно 480 млрд рублей за 3 года .

В декабре 2015 года со «Стройгазмонтажем» заключены пять контрактов по строительству объектов газопровода. Срок исполнения двух первых контрактов - с 1 января 2016 года по 31 июля 2018. Работы по третьему контракту подрядчик должен начать в апреле 2016 года, по четвертому - в мае, по пятому - в июне, а завершить по всем трем - также 31 июля 2018 года.

В сентябре 2016 года «Газпром» и CNPC подписали EPC-контракт на строительство подводного перехода трансграничного участка «Силы Сибири» под рекой Амур На 29.12.2016 г. «Газпром» построил уже 445 километров газопровода «Сила Сибири».

Подрядчики

Основным претендентом на крупные подряды по «Силе Сибири», по мнению директора Small Letters Виталия Крюкова, остается «Стройгазмонтаж » (СГМ). «Стройтрансгаз » в сентябре [когда? ] уже получил без конкурса подряд стоимостью 18,5 млрд руб. на строительство подъездной дороги к Чаянде.
В то же время «Газпром» оказался в двоякой ситуации, указывает Крюков: «Несколько крупных подрядов разыгрывать рискованно, а много мелких грозят потерей контроля над их реализацией». Еще в конце 2013 г. директор департамента корпоративных затрат «Газпрома» Михаил Сироткин в письме (есть у «Ведомостей») предправления Алексею Миллеру указывал, что только ограниченное число подрядчиков позволит сокращать затраты в условиях жестких бюджетных ограничений и не срывать работы. Мелкие подрядчики на тендерах обычно демпингуют , чтобы затем, если выиграют, увеличить цену работ, писал Сироткин. В нынешней ситуации важно соблюсти баланс: количество подрядчиков придется увеличить, но в пределах разумного, говорит один из партнеров «Газпрома».

С августа 2014 года на выполнение строительных и проектных работ на газопроводе «Сила Сибири» было привлечено более 25 подрядчиков. Общая сумма объявленных тендеров составила больше 184 млрд рублей. Заказчиком по тендерам выступили компании группы «Газпром», а также АО «Сахатранснефтегаз» . Одновременно, для сокращения затрат, «Газпром» в августе привлек к строительству трубы восемь собственных газотранспортных «дочек », сообщал корпоративный журнал концерна. В сентябре компания договорилась с трубниками о 10% скидке (данные «Интерфакса») на трубы в обмен на предоплату.

В начале 2015 года «Газпром» решил поменять схему работы с подрядчиками при строительстве газопровода и разбить проект на много мелких лотов, отказавшись привлекать генподрядчика .

В марте 2015 года первый участок «Силы Сибири» Чаянда - Ленск протяженностью 208 км без конкурса отдан «Стройтрансгазу» (принадлежит Геннадию Тимченко). Сумма контракта по нему не раскрывалась.

В декабре «Газпром» без конкурса выбрал «Стройгазмонтаж» (100% принадлежит Аркадию Ротенбергу) единственным подрядчиком по строительству объектов газопровода на сумму 197,7 млрд руб. (пять контрактов: стоимостью 44,5 млрд руб., 47,8 млрд руб., 46,6 млрд руб., 35 млрд руб. и 23,8 млрд руб. соответственно .

В конце ноября «Газпром» объявил и крупнейший в своей истории тендер на строительство - одним лотом будут разыграны 822,1 км «Силы Сибири». На конкурс были выставлены сразу четыре участка газопровода стоимостью 155,9 млрд руб.; выбор подрядчика назначен на 30 декабря.

Амурский ГПЗ

Газопровод также пройдет по территории Амурской области , где в 14 км от города Свободный в октябре 2015 года начато строительство Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), крупнейшего в России и одного из самых больших в мире мощностью до 49 миллиардов кубометров в год. В его состав войдет крупнейший в мире комплекс по производству гелия мощностью до 60 миллионов кубометров в год. На завод будет поступать многокомпонентный газ по газопроводу «Сила Сибири», а на ГПЗ из газа будут выделять ценные компоненты для различных отраслей промышленности - этан, пропан, бутан, пентан-гексановую фракцию и гелий, главным образом для продажи в Китай . Со стороны КНР в 29 июня 2015 года началось строительство приемной части газопровода в приграничном городе Хэйхэ . Работы по строительству трубопровода до Шанхая планируется завершить в 2018 году .

Критика проекта

15 февраля 2011 года появились сообщения о том, что эвенки Тянского наслега Якутии направили письмо Президенту России с просьбой пересмотреть планируемый маршрут газопровода, чтобы избежать отрицательного влияния на традиционный уклад жизни местных эвенков.

В этом случае больше всего пострадаем мы - эвенки, одни из коренных малочисленных народов Севера, испокон веков проживающие на данных территориях, по которым может пройти газопровод. Конечно, мы не против прогресса, развития экономики, но при этом мы оказываемся пострадавшей стороной: у нас изымаются оленьи пастбища, охотничьи угодья, загрязняются реки и уходит рыба, то есть наш традиционный уклад жизни - оленеводство, охотпромысел, рыболовство оказываются под ударом .

31 мая 2011 года на сайте Республики Саха было опубликовано сообщение о том, что маршрут газопровода пересмотрен и пройдет вдоль нефтепровода ВСТО .

По мнению некоторых экспертов, «рекордный по сумме и объёму газовый контракт Газпрома с CNPC заключён на выгодных для Китая условиях, а для российской монополии может оказаться минимально рентабельным » . «Без аванса [со стороны китайской стороны] цена строительства может возрасти и газопровод не окупится при сохранении существующей 30 % таможенной пошлины» . Критики также утверждают, что «„Сила Сибири“ будет финансироваться в основном за счёт налоговых льгот , то есть за счёт российских налогоплательщиков», а если бы его строили китайцы, то он обошёлся бы «втрое дешевле» .

Также, по соглашению, цена на газ была привязана к цене нефти , поэтому после падения цен на нефть рентабельность может быть ниже себестоимости (тем более, что окупаемость ставилась под сомнение даже при высоких ценах) .

В то же время, другие аналитики указывают на выгодность данного контракта, цены которого практически не отличаются от среднеевропейских и по которому Россия получила крупную предоплату на строительство .

Ссылки

  • Официальная страница газопровода на сайте «Газпрома»
  • Китайская сланцевая революция угрожает «Силе Сибири» // НГ , 18 авг 2017

Примечания

  1. Gas Will Be Delivered to Japan through Vladivostok // Vladivostok Times, June 16 2008
  2. Газопровод «Сила Сибири» построят за счёт средств «Газпрома» и аванса (неопр.) . Интерфакс . Дата обращения 23 мая 2014.
  3. было – 770, стало - 800 млрд руб., сообщил в апреле 2015 «Газпром» // Стоимость «Силы Сибири» может превысить 1 трлн рублей
  4. Вести экономики. Миллер: "Газпром" связал газовые рынки Европы и Азии
  5. Gazeta.ru, 09/07/14, "Дорогая «Сила Сибири»"
  6. Нефтяные компании объединятся для строительства «Силы Сибири» (неопр.) . Lenta.ru . Дата обращения 4 июня 2014.
  7. Газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток» получил название «Сила Сибири» // News.Ykt.Ru
  8. Подписан газовый контракт с Китаем (неопр.) . Газета.ру. Дата обращения 23 мая 2014.
Поделиться