Внеплановая проверка роспотребнадзора. Что может проверять роспотребнадзор Где найти сроки проверки роспотребнадзора

С проверками Роспотребнадзора рискуют столкнуться многие организации. Считать, что в зоне риска находятся только заведения общепита и продуктовые магазины, – большая ошибка. Практика показывает, что проверяющие приходят в банки, страховые, энергетические и управляющие компании. Расскажем, как проходят поверки Роспотребнадзора.

Базовые акты

Главный документ, который регулирует порядок проведения проверок, – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Именно в нем заложены основные права и обязанности проверяемых и проверяющих; виды проверок, порядок и основания их проведения.

Еще один важный документ – Административный регламент , которым обязаны руководствоваться проверяющие из Роспотребнадзора. В нем, среди прочего, описан порядок:

  • проведения проверочных процедур;
  • досудебного обжалования действий (бездействия) проверяющих.

Несмотря на то что этот документ, по сути, внутренняя инструкция Роспотребнадзора, ссылки на него зачастую помогают выигрывать споры.

Судебная практика

Свернуть Показать

Компания решила оспорить предписание, выданное Роспотребнадзором по результатам проверки. Свою позицию фирма обосновала ссылкой на п. 70 Административного регламента. Там сказано, что предписание должно содержать законные требования, конкретные указания и четкие формулировки действий, которые должен совершить исполнитель.

Суд согласился с компанией и признал предписание недействительным. Арбитры не обнаружили в документе конкретных условий, по которым можно оценить его исполнение. В нем лишь была указана общая обязанность прекратить установленные нарушения. В такой ситуации проверить исполнение предписания просто невозможно (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2016 № Ф10-3652/2016 по делу № А14-8348/2015).

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора, как и многих других контролирующих органов, бывают:

  • плановыми и внеплановыми (ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ);
  • документарными и выездными (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ).

Причем сочетаться они могут четырьмя возможными способами (п. 15 Административного регламента). Представим их в виде схемы.

Свернуть Показать

Плановая проверка

Как нетрудно догадаться, эта проверка проводится на основании специального плана, который составляется на каждый календарный год.

План проверок не является тайной за семью печатями. О том, будут ли компанию проверять в том или ином году, можно узнать в несколько кликов. Вся информация размещается на сайтах:

В 2018 г. должно быть проведено более 70 тыс. плановых проверок. Правда, коммерческих организаций в плане – меньшинство. А большая часть проверяемых – детские сады и школы. Отчасти это объясняется тем, что обычная фирма может попасть в план проверок не чаще чем раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). А вот организации, которые работают в социальной сфере, здравоохранении или образовании, могут проверять ежегодно (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, п. 14 Административного регламента) .

Еще один важный фактор – действующий до конца 2018 г. мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

К сведению

Свернуть Показать

К субъектам малого предпринимательства относятся компании, соответствующие следующим критериям (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности за предыдущий год не превышает 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»);
  • доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25% (для АО установлен порог в 25% голосующих акций);
  • доля участия фирм, не являющихся субъектами малого предпринимательства, и иностранных компаний в уставном капитале ООО не превышает 49% (для АО установлен порог в 49% голосующих акций).

Включить в план проверок Роспотребнадзор может (но не обязан!) лишь тех субъектов малого предпринимательства, которые (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • работают в «социалке», здравоохранении или образовании (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ);
  • привлечены к административной ответственности за грубое нарушение. Здесь надо отметить, что единого критерия грубости в КоАП РФ нет. Она может определяться в конкретных статьях по самостоятельным критериям. Например, понятие грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ), устанавливается Правительством РФ в отношении отдельных видов лицензируемой деятельности (примечание 1 к ст. 14.1 КоАП РФ);
  • привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
  • лишены лицензии (или ее действие приостановлено).

Внеплановая проверка

Специалисты Роспотребнадзора приходят вне плана, чтобы проверить (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 26 Административного регламента):

  • поступившие к ним жалобы потребителей;
  • исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушения;
  • деятельность компании, которая подала заявление о выдаче лицензии или предоставлении специального статуса (если проверка является необходимым условием);
  • материалы и обращения, переданные из прокуратуры;
  • информацию (в т.ч. из СМИ) о нарушении прав потребителей, возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Обратите внимание, что в этом случае проверка должна быть согласована с прокуратурой.

Наиболее распространенное основание для внеплановой проверки – это, конечно, жалоба потребителя. Поэтому скажем о нем еще пару слов.

Вообще, жалобы потребителей бывают разные. Закон № 294-ФЗ выделяет две категории жалоб граждан: на нарушение прав потребителей и другие жалобы.

Когда речь идет о нарушении прав, потребитель должен сначала обратиться за их защитой к компании-нарушителю, и только если его требования проигнорировали или не удовлетворили – в Роспотребнадзор (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Другое дело, если жалоба не связана с правами потребителей. В этом случае предварительно обращаться в компанию не обязательно. Сразу в Роспотребнадзор можно сообщить:

  • о возникновении факта (или угрозы) причинения вреда здоровью граждан, например о нарушении санитарных требований;
  • нарушении законодательства о техническом регулировании;
  • факте продажи товара, не соответствующего требованиям безопасности.

Такие разъяснения даны на официальном сайте Роспотребнадзора .

Вывод напрашивается сам собой: если гражданин обращается с жалобой, лучше попытаться решить конфликт миром. Иначе велика вероятность вскоре увидеть на пороге офиса проверяющих из Роспотребнадзора. Тем более что во многих случаях гражданин вообще не обязан предварительно вступать в диалог с компаний.

Документарная проверка

Данная проверка (не важно, плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). При этом проверяются сведения, содержащиеся в документах, которые связаны с исполнением фирмой обязательных требований.

Компания обязана представить заверенные копии (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ) или электронные документы по мотивированному запросу, к которому прилагается копия распоряжения или приказа о проверке (ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). На подготовку и представление документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, п. 46 Административного регламента).

Выездная проверка

Эта проверка (не важно, плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения фирмы или по месту ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Предметом проверки выступают (ч. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ):

  • сведения, содержащиеся в документах компании;
  • деятельность, объекты, товары (работы, услуги), сотрудники компании (на предмет их соответствия обязательным требованиям).

Проверяющие могут заглянуть «на огонек», если при документарной проверке (ч. 10 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 48 Административного регламента):

  • невозможно оценить соответствие деятельности фирмы обязательным требованиям;
  • невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах компании;
  • установлены признаки правонарушения.

При этом предварительно проводить документарную проверку специалисты Роспотребнадзора не обязаны. Например, если они заранее понимают, что без похода «в гости» проверить деятельность фирмы не удастся, они могут сразу провести выездную проверку.

Судебная практика

Свернуть Показать

Роспотребнадзор провел в магазине меховых изделий внеплановую выездную проверку. Поводом стала жалоба гражданина на то, что там продаются изделия из меха без маркировки и контрольных знаков. В ходе проверки эта информация подтвердилась, и компания была привлечена к административной ответственности.

Оспаривая проверку, фирма заявила «о нарушении первоочередности проведения документарной проверки». Суд парировал: проведение документарной проверки в данном случае не позволило бы оценить соответствие деятельности магазина обязательным требованиям (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.03.2018 № Ф03-502/2018 по делу № А37-758/2017).

При выездных мероприятиях компания обязана (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 50 Административного регламента):

  • предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, которые связаны с проверкой (но только если выезду не предшествовала документарная проверка);
  • обеспечить доступ проверяющих (а также экспертов, представителей экспертных организаций) на свою территорию.

Если фирма этого не сделает, и проведение проверки станет невозможным, ей и ее должностным лицам грозит штраф по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Его сумма может составить:

  • для должностных лиц – от 5000 руб. до 10 000 руб. (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до года);
  • для компаний – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

И надо сказать, штрафы за это нарушение назначаются не так уж редко (см., например, постановления ВС РФ от 08.12.2017 № 41-АД17-25 и от 07.02.2017 № 44-АД17-2). Правда, иногда их удается успешно оспорить (постановления ВС РФ от 26.02.2018 № 41-АД18-6, от 08.12.2017 № 41-АД17-26 и от 08.06.2015 № 49-АД15-3).

Сроки проверки

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 20 Административного регламента). Причем это утверждение относится как к выездным, так и к документарным проверкам. Однако для плановых выездных проверок установлены некоторые исключения.

Во-первых, предусмотрена возможность продления проверки, если проверяющим нужно провести (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 21 Административного регламента):

  • санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание;
  • экспертизу качества продукции;
  • санитарно-эпидемиологическое расследование.

Срок проверки может быть продлен не более чем на:

  • 20 рабочих дней (в общем случае);
  • 50 часов – если проверяется малое предприятие;
  • 25 часов – если проверяется микропредприятие.

Во-вторых, установлены сокращенные сроки проверки (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ):

  • малых предприятий – не более 50 часов в год;
  • микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако выездная плановая проверка малого и микропредприятия (в отличие от проверок других компаний) может быть приостановлена для получения дополнительных документов или информации, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Порядок уведомления о проверках

О плановых проверках (а они почти всегда выездные) компанию должны уведомить не менее чем за три рабочих дня до их начала. Уведомлением служит копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

К сведению

Свернуть Показать

На практике часто организации направляется два документа – непосредственно уведомление (в свободной форме), к которому прилагается копия распоряжения (приказа). Суды не считают такой порядок уведомления нарушением (определение ВС РФ от 20.11.2017 № 307-КГ17-16727 по делу № А13-15275/2016).

Сотрудники Роспотребнадзора могут направить копию приказа (распоряжения) о проверке (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ. В этом случае письмо должно быть подписано усиленной электронной подписью.

О внеплановой выездной проверке компанию должны уведомить, только если она проводится для проверки информации о возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Сделать это сотрудники Роспотребнадзора должны не позднее чем за 24 часа до ее начала «любым доступным способом», например по электронной почте, если она указана в ЕГРЮЛ (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 42 Административного регламента).

В то же время об уведомлении о внеплановой документарной проверке ни в Законе № 294-ФЗ, ни в Административном регламенте не говорится. А это значит, что заранее уведомлять компанию о ней никто не будет (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 № 16АП-1232/2015). Организация сразу получит и приказ (распоряжение) о проверке, и запрос о представлении документов.

Грубые нарушения

В ст. 20 Закона № 294-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволяют признать результаты проверки недействительными. Среди них:

  • нарушены сроки уведомления. Например, когда компанию уведомляют не за три, а за один рабочий день до проверки (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.11.2016 № Ф01-4865/2016 по делу № А43-29951/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу № А29-1421/2010) или непосредственно перед проверкой (решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2014 по делу № А40-7511/14);
  • компания не уведомлена о проведении проверки (определение ВС РФ от 26.10.2017 № 305-КГ16-21421 по делу № А40-30/2016, постановления ВС РФ от 26.02.2018 № 41-АД18-6 и от 01.02.2017 № 72-АД16-4, Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2017 № Ф05-16661/2017 по делу № А41-15548/2017 и от 30.08.2017 № Ф05-11791/2017 по делу № А41-7145/2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2014 по делу № А43-25666/2013).
    Вручение уведомления неуполномоченному лицу также будет грубым нарушением (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.05.2014 № Ф03-1776/2014 по делу № А51-25364/2013);
  • к проверке привлечены неаккредитованные (неаттестованные) экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 № 10АП-13749/2017 по делу № А41-26243/17);
  • проверка не согласована (когда это необходимо) с прокуратурой (определение ВС РФ от 17.07.2017 № 309-КГ17-8104 по делу № А60-28725/2016, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2017 № Ф07-5323/2017 по делу № А42-1131/2016, Саратовского областного суда от 06.06.2017 № 4А-427/2017);
  • проверка проведена по анонимному обращению гражданина (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2016 № Ф02-7516/2015 по делу № А33-10506/2015);
  • проверка проведена без соответствующего приказа (распоряжения). Некоторые специалисты Роспотребнадзора считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Однако суды указывают, что решение (распоряжение) о проведении проверки должно составляться обязательно (постановления ВС РФ от 09.04.2015 по делу № 301-АД15-1997, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2015 № Ф01-2342/2015 по делу № А31-7289/2014, Арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2014 по делу № А08-5222/2013).
    Также результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение (приказ) подписало неуполномоченное лицо, например и.о. руководителя (постановление ВС РФ от 02.10.2017 № 35-АД17-2). По правилам подписывать такие документы может руководитель (или замруководителя) территориального органа Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 8 Закона № 294-ФЗ);
  • проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, вообще не проводилась, но компании выдано предписание об устранении нарушений (определение ВС РФ от 07.08.2015 № 279-ПЭК15 по делу № А60-48527/13, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7063/16 по делу № А60-53112/2015). Обычно подобные «проверки» проводят в «упрощенном» порядке на основании общих норм КоАП РФ. Вот только выдача предписания предусмотрена не КоАП РФ, а Законом № 294-ФЗ. А раз так, то все мероприятия должны проводиться в рамках этого закона;
  • компании не вручен (не направлен) акт проверки (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2016 № Ф01-1335/2016 по делу № А31-7367/2015);
  • эксперт (экспертная организация) состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2013 по делу № А38-1549/2012). Например, если экспертная организация оказывает проверяемой компании услуги по уничтожению грызунов в магазине (решение Арбитражного суда Курганской области от 27.05.2016 по делу № А34-1556/2016);
  • превышены сроки проведения проверки. Например, когда проверка длится 23 рабочих дня вместо 20 (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.2010 № Ф03-7740/2010 по делу № А59-291/2010), притом что официально срок проверки не продлевался или продление не обоснованно (постановление ФАС Московского округа от 24.09.2013 по делу № А40-120263/12-17-1139).

Итоги проверки

Проверяющие обязаны составить акт проверки. В случае выявления нарушений они могут пойти двумя путями (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ, п. 68 Административного регламента).

1. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Оно составляется, если обнаружены незначительные нарушения, например, когда страховая компания не доводит до потребителя информацию о составляющих стоимости своих услуг (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2017 № Ф04-4157/2017 по делу № А45-2905/2017).

За неисполнение предписания установлены отдельные штрафы (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация до трех лет);
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Предписание должно быть корректным и исполнимым. Например, формулировку «исключить из кредитных договоров, заключенных Банком с потребителями, пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ: условия о взимании Банком штрафов в случаях нарушения Заемщиком срока возврата кредита и/или уплаты процентов, об уплате неустойки при нарушении сроков возврата кредита, условия о подсудности» суд посчитал допустимой (постановление ФАС Московского округа от 04.06.2014 № Ф05-3558/2014 по делу № А40-67388/13).

А вот требование к обычному ООО «изъять из оборота продукцию, не соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза» арбитры квалифицировали как «не корректное и по своей сути не исполнимое» (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2017 № Ф05-5409/2017 по делу № А41-38513/16).

2. Применить меры административного воздействия, вплоть до временного запрета деятельности (вместе с выдачей предписания или без него).

К административной ответственности компании привлекаются в тех случаях, когда их деятельность (товары, работы, услуги) представляет угрозу жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Например, если обязательным требованиям не соответствует пищевая продукция (постановление ВС РФ от 18.11.2016 № 304-АД16-11484 по делу № А46-11673/2015).

К сведению

Свернуть Показать

Если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей, Роспотребнадзор направит материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (п. 76 Административного регламента).

Что проверяют?

Это, пожалуй, главный вопрос, который волнует компании, попавшие под проверку. К сожалению для них, полномочия Роспотребнадзора довольно широки. Их можно разделить на два сферы:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (см. федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • надзор в области защиты прав потребителей (см. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Объектом проверки может стать все, что входит в эти сферы. Ответственные лица компании должны знать и соблюдать нормы перечисленных законов, принятых в соответствии с ними подзаконных актов, а также требования в конкретной отрасли деятельности (производство, общепит, продажа пищевых продуктов, медицина, образование и пр.).

С полными перечнями актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проверке, можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора .

Ни один предприниматель не застрахован от проверки инспекторами Роспотребнадзора его заведения. Если в процессе проверки будут выявлены какие-либо нарушения, то владелец может быть привлечен к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и даже уголовной ответственности. Поэтому крайне важно заранее побеспокоиться о том, чтобы успешно пройти любую плановую или внеплановую проверку.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Теоретически Управление Роспотребнадзора имеет право на проверку любого индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако у контролирующего органа имеются определенные приоритеты:

  • Предприятия пищевой промышленности и общепита. Поскольку нарушение санитарных правил или ошибки в технологическом процессе на таких предприятиях могут привести к серьезным последствиям для здоровья и даже жизни людей, их проверяют чаще прочих.
  • Организации, специализирующиеся на отдыхе, воспитании или обучении детей. Защита подрастающего поколения занимает особое место в работе правоохранительных и контролирующих органов, поэтому если вы являетесь владельцем подобной организации - будьте уверены, что вам придется столкнуться не с одной проверкой Роспотребнадзора.
  • Компании, тесно взаимодействующие с потребителями. Речь идет о торговле, работе в сфере услуг, образовательной деятельности - любых видах организаций, которые непосредственно контактируют с большим количеством людей.

Плановые и внеплановые проверки

Проверки Роспотребнадзора делятся на две основные категории:

Плановые

Они проводятся раз в три года на основе графика, который формируется в начале года на последующие 12 месяцев. Ознакомиться с актуальным графиком можно на официальном сайте Управления Роспотребнадзора. В этом документе указано, когда и на что планируется выполнить проверку каждой конкретной организации. За три дня до начала плановой проверки вас должны предупредить о ее проведении. Соответствующее уведомление может быть передано непосредственно адресату в руки, либо отправлено почтовой службой.

В 2017 и 2018 годах представители малого бизнеса были освобождены от проведения плановых проверок. Это освобождение не касается организаций, работающих в сфере организации массовых мероприятий, образования и здравоохранения.

Внеплановые

Такие проверки производятся без графика, чаще всего они связаны с жалобами потребителей. При этом не каждое обращение потребителя может стать причиной для организации внеплановой проверки: если в нем не упомянуты реальные случаи нарушения санитарных или других правил, то заявителю будет отказано. Отказ произойдет и в том случае, если заявитель направил свое обращение анонимно.

Внеплановая проверка не является исключительно инициативой Роспотребнадзора. Чтобы она действительно состоялась, ее должны одобрить органы прокуратуры. По закону контролирующий орган должен сообщить вам о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. На организации, которые работают с продуктами питания, это правило не распространяется: к ним сотрудники Роспотребнадзора могут прийти без предварительного предупреждения.

Кроме того, в случае возникновения ЧС, создающих угрозу для здоровья или жизни людей или животных, контролирующий орган может прийти с проверкой без одобрения прокуратуры и без предупреждения за 24 часа, даже если организация не работает с продуктами питания.

Все случаи, когда может быть организована внеплановая проверка, сводятся к следующим:

  • Обоснованные жалобы граждан на нарушения их законных интересов и прав деятельностью организации.
  • Появление угрозы для окружающей среды, безопасности страны, для жизни или здоровья людей, животных, растений, а также вероятности возникновения ЧС техногенного или природного характера.
  • Нанесение ущерба окружающей среде, безопасности страны, жизни или здоровью людей, животных, растений, а также возникновение ЧС техногенного и природного характера.
  • Завершение периода, отведенного на исполнение предписания о необходимости устранить какое-либо нарушение (т.е. повторная проверка после той, которую не удалось пройти без замечаний).

Что будут проверять в магазине, в документах

Сотрудники Роспотребнадзора обязательно проверят:

  • Соблюдение требований закона о защите прав потребителей.
  • Следование санитарно-гигиеническим нормам.
  • Аттестацию сотрудников в зависимости от направления работы (к примеру, поваров, фармацевтов).
  • Наличие актуальных санкнижек у сотрудников, работающих с продуктами, занимающихся уходом за детьми и т.п.
  • Следование требованиям законов о повышении энергетической эффективности и энергосбережении.

Если проверка будет проводиться из-за жалобы потребителя, то сотрудники Роспотребнадзора могут расширить ее и также проконтролировать:

  • Наличие сертификатов на продаваемые товары.
  • Качество продукции (для этого будут взяты пробы, которые впоследствии пройдут проверку в лаборатории).
  • Правильность оформления трудовых договоров с работниками организации.
  • Правильность работы и настройки контрольно-кассовых машин.
  • Соответствие помещений, в которых располагается ваша организация, актуальным требованиям и нормам (для этого, помимо прочего, будут выполнены необходимые замеры).

Отдельно стоит отметить перечень документов, которые должны быть правильно оформлены во избежание претензий со стороны контролирующего органа:

  • Учредительные документы, такие как Устав организации и ИНН.
  • Лицензии на продажу товаров или оказание услуг.
  • Программа контроля на производстве (в ней должна быть регламентирована температура воздуха и степень освещенности в помещениях, периодичность уборки, стирки белья и т.п.).
  • Вывески.
  • Меню, каталоги, прайс-листы.
  • Уголки потребителя.
  • Договор аренды помещения или документы, подтверждающие ваше право владения им.
  • Договора со специализированными организациями, которые занимаются дезинфекцией, вывозом и утилизацией отходов, и т.п.
  • Зарегистрированный журнал учета средств дезинфекции.
  • Журнал эпидемиологических и санитарных проверок.
  • Санитарные книжки сотрудников, если таковые необходимы для занятия вашим видом деятельности.

Как проходит проверка

Любая проверка Роспотребнадзора начинается с того, что проверяемому предпринимателю или юридическому лицу предъявляется распоряжение о ее проведении. На этом документе должна стоять подпись главы территориального отдела Управления Роспотребнадзора.

Также там должны быть указаны данные инспекторов, которые будут проверять вашу организацию, информация о сроке проверки, адресе ее проведения. Все специалисты контролирующего органа, с которыми вы будете контактировать, должны предъявлять свои удостоверения.

Проверка может проводиться в одном из двух форматов:

Документарный

В таком случае изначально инспектора изучают документацию индивидуального предпринимателя или юридического лица, которая уже имеется в их распоряжении (уведомление о начале работы, результаты прошлых проверок, дела о правонарушениях и т.д.). Если данные, содержащиеся в этих документах, вызовут у сотрудников Роспотребнадзора сомнения в своей подлинности, или если их окажется недостаточно для оценки выполнения законодательных требований, то у владельца проверяемой организации будут запрошены другие документы. При этом требовать бумаги, не имеющие отношения к предмету проверки, инспектора не имеют права.

Выездной

При организации такой проверки представителей Роспотребнадзора будут интересовать не только документы, но и многое другое: к примеру, соответствие сотрудников установленным требованиям и нормам, состояние помещений, сооружений и оборудования, качество продаваемых и/или производимых товаров, и т.д. Выездная проверка организовывается в том случае, если документарная не позволила бы получить максимально полные и достоверные данные. Кроме того, ее проводят для оценки соответствия реальной деятельности организации актуальным требованиям законодательства.

Выездная проверка будет включать в себя ознакомление инспекторов с документами, визуальный осмотр помещений предприятия (в том числе, освещения, холодильного оборудования, вентиляции) и проверку качества товара. Обратите внимание: инспектора не имеют права забирать у вас оригиналы документов, то есть они могут затребовать только их копии.

При визуальном осмотре обязательно должен присутствовать руководитель организации или его уполномоченное лицо. При отсутствии его на месте сотрудники Роспотребнадзора могут провести осмотр только в том случае, если речь идет о внеплановой проверке, связанной с возникновением и распространением инфекций или неинфекционных массовых заболеваний.

Для проверки качества продукции может выполняться контрольная закупка. Также во время выездной проверки могут собираться пробы и образцы продаваемых товаров для измерений и исследований, однако соответствующие положения должны быть указаны в распоряжении.

По завершению всей процедуры сотрудники контролирующего органа оформляют акт в двух экземплярах, где указывают результаты проверочных действий. На акте обязательно ставится пометка о том, что руководитель организации ознакомлен с ним, или о том, что на предложение ознакомиться он ответил отказом. В этом же акте вы можете указать, что согласны или не согласны с итогами проверки или с какими-либо отдельными действиями представителей Роспотребнадзора.

Штрафы по результатам: какие бывают, за что их назначают, и сколько придется платить

Если в ходе проверки будут обнаружены какие-либо нарушения, то вы столкнетесь с одной из следующих ситуаций:

Предписание об устранении

Составление предписания о необходимости устранить обнаруженное нарушение. Это самый щадящий вариант санкций от Роспотребнадзора. По прошествии определенного срока, который будет указан в предписании, в вашем заведении вновь проведут проверку и проконтролируют исправление нарушения.

Штрафы

Наложение штрафных санкций в соответствии с тяжестью выявленных нарушений, например:

  • От 0,5 до 10 минимальных заработных плат за несоблюдение санитарных норм и требований.
  • От 10 до 20 минимальных заработных плат за нарушение правил эксплуатации помещений.

Наложение штрафных санкций в особо крупном размере (от 100 до 200 минимальных заработных плат) при обнаружении:

  • Реальных угроз для людских жизней.
  • Фактов причинения вреда животным и/или окружающей среде.
  • Нарушений, которые способны вызвать отравления или массовые инфекционные заболевания.
  • Товаров или услуг, которые представляют собой потенциальную опасность для нации.

Лишение свободы

Лишение свободы на срок от 2 до 5 лет при обнаружении глобальных нарушений актуальных норм и правил, постоянном халатном отношении к своим обязанностям, а также создании опасности для жизней большого числа людей. Конкретный срок в таком случае будет зависеть от масштабов того вреда, который причинила деятельность организации.

Стоит также отметить, что к ответственности могут привлекаться и те юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые уклоняются от уплаты штрафов, выписанных им после предыдущих проверок Роспотребнадзора.

Сроки проверки

Процедура не может длиться более 20 рабочих дней. Кроме того, в отношении одного представителя малого бизнеса суммарный период проведения выездных проверок (планового типа) должен составлять не более:

  • 50 часов для малого предприятия в год.
  • 15 часов для микропредприятия в год.

Если во время проверки появляется необходимость в проведении длительных и сложных экспертиз, расследований и исследований, то срок ее проведения может быть продлен еще на 20 рабочих дней. Для малых предприятий и микропредриятий допустимо продление периода проведения процедуры на 15 часов.

Как вести себя во время проверки

Грамотное поведение руководителя во время проверки Роспотребнадзора хоть и не является залогом благоприятного исхода, но может хорошо ему поспособствовать. Чтобы не усугубить ситуацию своим поведением и, возможно, даже несколько ее улучшить, вы можете воспользоваться следующими советами:

  • Выполняйте видеосъемку всего процесса проверки и постарайтесь четко зафиксировать любые нарушения, которые допустят проверяющие. Впоследствии это поможет вам доказать свою правоту и оспорить результаты процедуры.
  • Внимательно изучайте распоряжение о проведении проверки и не позволяйте инспекторам лишнего. Они не должны требовать документы, которые не относятся к предмету проверки, и вы не обязаны их предоставлять. Более того, такие требования являются противоречащими закону и могут стать основанием для отмены результатов проверки.
  • Если вы сомневаетесь в том, что процедура будет выполнена корректно, то вы можете запросить участие в проверке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе, в котором вы работаете, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей или адвоката.
  • Помните, что в течение 15 дней после составления акта с результатами проверки вы можете их оспорить, приложив соответствующие доказательства (документы, видеозаписи и т.п.).
  • Постарайтесь готовиться к проверкам Роспотребнадзора не в последний день, а постоянно. Другими словами, старайтесь соблюдать большинство требований и норм, предписанных законом для вашего бизнеса. В противном случае сотрудники, привыкшие к другому формату работы, могут допустить ошибки, которые будут стоить вам больших денег. Некоторые предприниматели даже специально проводят проверки-тренинги, чтобы убедиться в готовности своего штата к приходу настоящих инспекторов.
  • Не хамите и не грубите сотрудникам Роспотребнадзора, чтобы не настроить их против себя или, еще хуже, не получить иск за оскорбление. Общайтесь с ними вежливо и тактично, но при этом показывайте, что знаете свои права, и уверенно их отстаивайте.

Нарушения со стороны инспекции

Если вы считаете, что инспектор указал в акте недостоверные сведения, или если он интересовался вопросами, которые не имеют отношения к объекту проверки, то можно говорить о нарушениях со стороны представителей Роспотребнадзора. Вы можете и должны оспаривать неправомерное решение, а также имеете право обратиться за поддержкой в Торгово-промышленную палату или профильные общественные организации.

Если вам не удастся добиться справедливости на этом этапе, то вы можете обратиться в прокуратуру и к омбудсменам различных уровней. Если же и после этого спор с надзорным органом не будет решен, то вам стоит направить иск в судебные органы. Однако желательно, чтобы результаты проверки были аннулированы на предыдущих этапах, поскольку судебные разбирательства порой длятся на протяжении нескольких лет.

Заключение

Таким образом, проверка Роспотребнадзора - это достаточно серьезное испытание, однако вам более чем под силу его преодолеть. Достаточно лишь следовать большинству правил во время работы и достойно подготовиться к началу проверки. При этом не бойтесь снимать процедуру на камеру и защищать свои права, а при нарушениях со стороны инспекторов - требовать отмены результатов их работы.

Читайте также

У нас есть готовое решение и оборудование для

Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее - Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее - Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

«Инсейлс» - Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее - «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь» -

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс - .

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

ООО «Инсейлс Рус»

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

Для того, чтобы разобраться, что проверяет Роспотребнадзор, необходимо четко представлять, какие функции на него возложены, а также права и различные обязанности при проведении их проверок. Благодаря определенной специфике этого органа, проверки данного учреждения будут касаться документации, которая обязана быть на предприятии, или учреждении, а также качества продукции, которая выпускается, или реализуется, и предоставляемых услуг.

Главный вопрос, который касается всех предпринимателей, это что проверяет Роспотребнадзор. В первую очередь это:

  1. Документация предприятия, учреждения, ИП. Сюда можно отнести устав, выписки с различных государственных реестров, а также специальные разрешительные лицензии на некоторые виды деятельности, которые обязательно должны быть.
  2. Документы, которые подтверждают законность нахождения работников. Трудовые книжки, медицинские и санитарные книжки, медицинские периодические осмотры работников, которые заняты в производстве или реализации продукции.
  3. Оснащение торговых и производственных помещений. Сюда нужно отнести наличие вывески, оформленного уголка потребителя (книга жалоб, телефоны, куда он может позвонить, если его права нарушены, выписки из Законов). Соответствие площадей помещения размерам оконных и дверных проемов. Визуальная чистота помещений.
  4. Право собственности на помещение, или договор аренды.
  5. Порядок утилизации отходов, а также договора по клининговым услугам (уборка, дезинфекция, дератизация). Периодичность таких обработок помещения.
  6. Оформление ценников, порядок ценообразования, сертификаты (их заверенные копии) на всю продукцию поставщиков.
  7. План технического контроля, который утвержден директором или собственником предприятия, ИП.
  8. Санитарно-эпидимиологическое состояние помещений.
  9. Сертификаты на различное сырье.
  10. Договора на вывоз и утилизацию отходов.
  11. В обязательном порядке журналы, в которых отражаются периодические проверки за уборкой помещений, записываются проверки Роспотребнадзора и замечания, их устранение, а также контроль за техническим и санитарным состоянием предприятия, учреждения.
Чтобы узнать, какие именно документы должны быть у субъекта хозяйственной деятельности, лучше обратится в территориальный орган Роспотребнадзора, так как Федеральное и региональное законодательство периодически меняется, а перечень документации может быть изменен.

Виды проверок

Для начала необходимо разобраться в том, каким образом осуществляет свою работу и деятельность Роспотребнадзор, и какими функциями он наделен.

В функции Роспотребнадзора входят следующие действия:

  • защита прав различных потребителей, которые регламентируются Федеральным Законом о защите прав потребителей;
  • надзор за качеством либо безопасностью реализуемой продукции потребителям, а также за соблюдением технологических процессов при производстве различной продукции, а также условий хранения;
  • контроль санитарно-эпидемиологического состояния различных предприятий, организаций и различных учреждений, которые реализуют, изготавливают продукцию, и оказывают услуги населению в различных сферах (торговля, медицина, строительство, и другое).

Исходя из этого, различают два вида проверок.

  1. Плановые.
  2. Внеплановые.

Плановые проверки данный орган может проводить на предприятии, ИП, учреждении, либо организации любой форме собственности. Поэтому не редко представителей данного органа со своей проверкой можно встретить даже в коммунальной организации (школа, медицинское учреждение). Проводятся такие проверки на основаниях специальных нормативных актов, где прописаны права, а также обязанности Роспотребнадзора. Прежде всего, это Федеральные и региональные нормативные акты, и кроме этого Постановление правительства РФ, в котором четко расписано как проводятся проверки, права и разные обязанности субъектов проверки.


Основанием для любой плановой проверки является годовой план, который формируется территориальными органами либо управлениями данного органа. В него вносятся все предприятия и ИП, на которых будет проведена такая проверка. Чтобы ознакомится с данным планом достаточно зайти на официальный сайт районного, или регионального Роспотребнадзора, либо на аналогичный интернет ресурс территориальной прокуратуры.

Под плановую проверку подпадают предприятия, учреждения, организации, на которых последний раз представители этого органа были 3 года назад. Если организация относится к медицине, то трехгодичный срок для нее сокращен до 2-х лет. Чтобы узнать в какой день может приехать Роспотребнадзор, тоже можно зайти на сайт, открыть план, и получить данную информацию.

Важно знать, что в любом случае, перед тем как представители данной Федеральной службы приедут с проверкой на предприятие, учреждение либо организацию, директор или руководитель получить соответствующее уведомление за 3 дня до начала проверки.

Внеплановые проверки Роспотребнадзор может проводить без каких-либо временных ограничений.

Основания проводить такие проверки следующие:

  • по жалобе покупателя, либо иного лица, которому были оказаны не качественные услуги, или продан бракованный или не качественный товар;
  • по жалобе, либо обращению должностного лица органа местной власти;
  • публикации в различных массовых средствах, о нарушениях в различных предприятиях, организациях и учреждениях, связанных с санитарно-эпидемиологическими нормами, либо выпуском, реализацией некачественной продукции, либо оказанием некачественных услуг.

Такие основания, прямо указаны в нормативных актах, и дают право Роспотребнадзору направить своих сотрудников на проверку.

Важно знать, что выездные и плановые проверки могут быть документальными (камеральными) либо выездными. В первом варианте осуществляется проверка документов, которые запрашиваются у конкретного ИП, предприятия, ИП, учреждения, организации. При выездном характере, помимо проверки документов, может происходить отобрание образов продукции, проверка документов, и проведение контрольной закупки.

Важно знать, что Роспотребнадзор может предупредить администрации организаций за сутки до приезда, а если идет угроза санитарно-эпидемиологической катастрофе, государственным интересам, или потребителям, Роспотребнадзор может и не предупреждать администрацию.

Многие знают, что проверяет Роспотребнадзор, но мало кто ориентируется, какие существуют сроки проведения таких проверок.

Малые предприятия и ИП, которые не имеют больших торговых и производственных помещений, Роспотребнадзор может проверять 15 или 25 часов. Вызвано это не большим объемом проверяемой документации.

Средние и крупные предприятия, ИП, учреждения и организации, которые имеют крупные производственные мощности, имеют отношение к производству продукции, в том числе продуктов питания, полуфабрикатов, занимаются животноводством или выращивают различные овощные и фруктовые культуры, Роспотребнадзор может проверять не больше одного месяца.

Если в ходе проверки появились дополнительные вопросы, уточнение которых требует большего времени, то руководитель территориального отделения может продлить срок еще на один месяц.

Вопросы могут возникать разные, поэтому юристы предприятия, на котором проводится проверка, должны отслеживать такие моменты, и не давать должностным лицам затягивать сроки проверки.

Теперь необходимо перейти к рассмотрению прав и обязанностей, которые возникают у субъектов такой проверки. Субъектами в данном случае выступают, с одной стороны, должностные лица Роспотребнадзора, а с другой стороны ИП, предприятия, учреждения, в лице их представителей (директор, юрист, начальник производства).

Роспотребнадзор, в лице проверяющих, имеет такие права:

  • может требовать на проверку, и проверять те документы, которые указаны в направлении на проверку;
  • может отбирать образцы продукции, сырья, из которого она производится, делать различные замеры (например, шума), в производственных помещениях;
  • имеет право проводить контрольные закупки;
  • имеет право требовать дополнительные документы, которые дополняют запрашиваемую документацию;
  • имеет право проверять санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Администрация проверяемого предприятия, учреждения, ИП имеет следующие права:

  • требовать предъявления удостоверений у сотрудников, которые пришли с проверкой;
  • обращаться за помощью к различным адвокатским и юридическим конторам, для представления их интересов при проведении проверок, оформляя соответствующую доверенность;
  • присутствовать при всех действиях, связанных с отобранием образцов продукции и сырья, а также при проверке различной документации;
  • писать замечания на незаконные действия должностных лиц Роспотребнадзора;
  • не допускать сотрудников без предписания, либо пришедших с предписанием срок которого истек.

Сразу нужно отметить, что лучший способ защитить свои права, это привлечение различных специалистов, которые имеют опыт по предоставлению интересов ИП, предприятий, учреждений, организаций перед контролирующими органами. Это различные юридические фирмы.

Чтобы их представитель имел право участвовать при любых проверках Роспотребнадзора, на него необходимо оформить доверенность. Доверенность может быть нотариальная, либо выданная директором предприятия, организации, учреждения, либо самим индивидуальным предпринимателем.

Нотариальная доверенность имеет большую юридическую силу, чем простая доверенность, так как в ней прописывается больше прав. Кроме этого обладатель нотариальной доверенности может самостоятельно обжаловать такие действия должностных лиц Роспотребнадзора. То есть нотариальная доверенность предоставляет обширный круг прав лицу, которое будет действовать от имени доверителя.

Обязанности должностных лиц Роспотребнадзора

  • предоставить письменное направление на проверку, которое должно быть подписано начальником территориального органа, и в нем должны быть указаны работники (должностные лица), которых уполномочили провести такую проверку;
  • запрещено требовать документы, либо отбирать образцы, о которых не указано в направлении;
  • проверяющие обязаны выдать предпринимателю или его представителю свой оригинал направления;
  • при составлении акта, и протоколов к нему, представители Роспотребнадзора, обязаны выдать администрации предприятия, учреждения или ИП, такой же оригинал акта и протоколов к нему;
  • при отобрании образцов, а также других аналогичных действиях, представители Роспотребнадзора, должны приглашать представителей предприятия, которые имеют право, знакомится со всеми действиями.

Главной обязанностью администрации предприятия, или ИП, на которых проходят проверки, предоставлять все документы, образцы, и давать доступ ко всем помещениям должностным лицам Роспотребнадзора.

Важно знать, что по результатам проверок Роспотребнадзор может наложить штрафные санкции, выдать предписание, а может и закрыть предприятие, или обязать ИП, не осуществлять деятельность на протяжении не более 90 дней, до устранения всех замечаний.

Роспотребнадзор, имеет особый юридический статус, так как объединил под собой функции двух контролирующих органов: службы по защите прав потребителей, и санитарно-эпидемиологической службы. Чтобы узнать, что проверяет такое учреждение, как Роспотребнадзор, нужно внимательно изучить нормативные акты, которые регламентируют их деятельность.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Плановая проверка Роспотребнадзора может стать серьезным испытанием для любого предпринимателя, но о ней хотя бы предупреждают, по закону – за трое суток. А внеплановая, как снег на голову. Инспекторы появляются резко и конечно несут с собой опасность штрафов, а то и того хуже – приостановку деятельности. Владельцам бизнеса важно знать свои права и разбираться в действиях уполномоченных органов.

О чем вы узнаете:

Внеплановая проверка Роспотребнадзора – в каких случаях проводится

Роспотребнадзор (РПН) – лидер по числу подшефных компаний и проверить он может едва ли не любое предприятие. Но, конечно же, чаще всего РПН проверяет сферу услуг, торговли и образования.

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора:

  • нарушение прав потребителей;
  • жалобы от граждан;
  • нанесение вреда здоровью людей;
  • не выполнение предыдущих предписания Роспотребнадзора в установленный срок.

Инспекторы проверяют соблюдение условий труда, в каком состоянии находятся помещения компании, процесс стройки и т.д.

Соблюдать все требования Роспотребнадзора поможет сервис для автоматизации от Бизнес.Ру. Во встроенном личном календаре можно запланировать даты важных проверок, давать поручения сотрудникам и отслеживать их исполнение с возможностью комментирования каждой задачи.

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2019 году

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзора в 2019 году не поменялся. Это значит, что для проверки инспектору нужно только постановление (294-ФЗ) без чека-листа.

Правила проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором:

  • продолжительность не более 20 рабочих дней;
  • инспекторы обязаны учитывать график работы проверяемой компании;
  • проверку документации магазина РПН проводит на своей территории;
  • инспекторы не вправе требовать от проверяемого лица документы, не относящиеся к предмету проверки.

В предъявляемом постановлении указывается перечень документов, необходимых для проверки. Компания обязана привезти их инспектору. Документы заверяются обычным путем, без нотариуса. Также можно их отправить и электронной почтой, если есть договоренность с проверяющим.

Просматривать документацию инспекторы будут на своей территории.

Подготовка сотрудников к проверке

Пройти проверку без потерь – можно. Для этого подготовиться должны не только вы, но и ваши сотрудники.

Они должны ориентироваться в основной юридической документации магазина (на изготавливаемую и продаваемую продукцию), соблюдать чистоту в помещении, иметь действующие санитарные книжки.

Важно! Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке.

Лучше всего присутствовать собственнику компании. У него есть право вызвать личного адвоката или юриста. Заменить собственника также могут руководитель компании или его заместитель.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

При проверке инспекторы должны предъявить служебные удостоверения и постановление о проведении проверки. Они должны включать в себя:

  • ФИО и должность инспектора;
  • цели и задачи проверки;
  • основания для проведения проверки;
  • срок проверки;
  • адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться;
  • условия проверки;
  • состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Если все документы проверяющих в порядке, и они не разнятся с данными в постановлении, не препятствуйте проверке – содействуйте.

Какие документы проверяет Роспотребнадзор

Сотрудники РПН проверяют следующие документы у владельца магазина:

  • ценники на продукцию (они должны быть правильно оформлены и заполнены);
  • сведения о поставщиках и производителях;
  • договор аренда или свидетельство о праве собственности;
  • учредительные документы;

Привести в порядок всю документацию поможет товароучетная программа Бизнес.Ру. Благодаря ей можно автоматизировать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также контролировать денежные потоки в компании.

Помните, что сотрудники РПН могут превышать полномочия. К примеру, инициировать полную «ревизию» всех документов компании и т.д.

Чтобы не быть голословными, фиксируйте все нарушения на диктофон и снимайте на видеокамеру. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. Во многих случаях, если дело дойдет до суда, он встает на сторону предпринимателя. Судья к примеру, может отменить штраф или уменьшить срок приостановки работы.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор имеет широкий спектр полномочий:

  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей:
  • аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и т.д.;

При внеплановой проверке Роспотребнадзор проверяет:

  • школы, детские сады, интернаты;
  • общепиты (столовые, рестораны, кафе, киоски с едой, напитками, мороженым, бочки с квасом);
  • медицинские учреждения (больницы, поликлиники, санатории);
  • заводы по производству продукции (молочные, мясные).

Инспекторы не имеют права:

  1. проводить проверку в отсутствие представителей проверяемой компании (исключение, если есть угроза здоровью граждан);
  2. проводить проверку без предупреждения собственника (если речь идет о плановой проверке);
  3. нарушать сроки проверки, забирать оригиналы документов, разглашать результаты проверки третьим лицам.

Сроки проверки

Возможные итоги проверки

Каждая проверка заканчивается составлением актов в двух экземплярах. В них обязательно ставится отметка, о том, что вы либо согласны с ее итогами, либо нет.

Итоги проверки могут быть следующими:

  • предупреждение;
  • административная ответственность;
  • штраф;
  • приостановка деятельность до устранения нарушений.

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней. А суммы штрафов выглядят так:

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

Провести выездную проверку инспектор может, если при сверке документов (учредительные документы, договор аренды, свидетельство о праве собственности, санитарные книжки сотрудников) выявлены нарушения и возникли сомнения в достоверности данных.

Во время выездной проверки присутствует либо руководитель предприятия, либо его уполномоченный. Он, в свою очередь, должен иметь доверенность на представление интересов своего работодателя.

Проверяемый должен получить постановление о выездной проверке, где указывается предмет проверки и данные инспектирующих. Лица, не перечисленные в распоряжении, не вправе присутствовать во время процедуры.

Если же вы считаете претензии РПН необоснованными, вы можете обжаловать их. Суд может наполовину снизить штраф. Но только в том случае, если владелец магазина докажет малозначительность правонарушения.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения – законно ли это?

На основании поправок, внесенных в ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральная служба вправе без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки организаций и предпринимателей, чья деятельность связана с производством, реализацией, доставкой, хранением пищевых продуктов.

Должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке?

Должен, за трое суток. Но есть случаи, когда проверка может прийти совершенно неожиданно, но законно: если в действиях проверяемой компании содержится угроза жизни людей, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Как правило такого рода проверки проводятся в отношении точек общественного питания, парикмахерских, салонов красоты и т.д. Для этого гражданину нужно обратиться в РПН лично, отправить заявление по электронной почте или позвонить по горячей линии. Анонимные обращения не принимаются.

После обработки обращения РПН вызывает гражданина для дачи показаний. Свою правоту вы можете доказать фото или видео, чеком или испорченной продукцией, товаром.

Роспотребнадзор – внеплановая проверка ИП

Проверки ИП и ЮЛ отличаются разве что количество часов. Для малых предприятий она должна занимать не больше 50 часов в год и 15 часов – для микропредприятий.

Микропредприятием считается в том числе и ИП с количеством работающих до 15 человек. При этом инспектор обязательно учитывает эти часы, совмещая их с режимом работы компании.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора новогодняя

К сожалению, несчастные случаи в новогодние дни сегодня не редкость. Не секрет, что большая часть привозимых бенгальских огней – бракована, и как она поведет себя в руках покупателя никто не знает.

Именно поэтому органы местного самоуправления проводят праздничные проверки. В сферу их интересов входят: елочные базары, магазины бенгальских огней и т.д. О новогодней проверке оповещают за 24 часа. Уведомить могут через электронную почту или по телефону.

Как часто Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки?

Каждое обращение гражданина в РПН – повод для очередной проверки. Предпринимателям важно помнить, что повторное правонарушение наказывается строго. К примеру, ваше предприятие могут закрыть на 90 суток. При этом вы не освобождаетесь от уплаты административного штрафа и обязанности выполнить предписание.

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
Поделиться