Обычаи и традиции казаков. Презентация "православные праздники у казаков" Отношения в казачьей среде


Храм – святыня православной земли . Храм – это дом Бога на Земле. Мы живем на православной донской земле. В каждой станице, хуторе, обязательно есть церковь или часовня. На протяжении всей жизни человек неразрывно связан с православной верой. Каждая православная семья старается соблюдать православные традиции и обычаи своих предков. А предки наши – это донские казаки.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Станица Егорлыкская


Рождение и крестины казачьего сына. Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Родственники, знакомые приходили в дом новорожденного, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук. Дед дарил шашку и ружье. Таинству Крещения казаки придавали огромное значение. Ребенка как можно скорее старались крестить, чтобы оградить его тем самым от всякой беды и болезни. Крестили ребенка в храме, при совершении этого обряда должны были присутствовать крестный отец и мать. Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Когда у младенца прорезался первый зуб, отец возил его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. У ворот родного куреня казачонка встречала мать. «Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный…»


Казачий свадебный обряд. Свадьбу казаки играли в любое время года, кроме постов. Однако чаще всего их играли осенью после окончания полевых работ и до рождественского поста. Днем свадьбы, как правило, выбирали воскресенье. Перед тем, как ехать за невестой, жениха благословляли родители иконой. Он целовал ее три раза и кланялся в ноги родителям. Этот же обряд происходил и в доме невесты. Когда невеста была готова, ее сажали под святыми образами в ожидании будущего мужа. Жених проходил разные испытания, платил за невесту выкуп и молодые отправлялись в церковь, где над ними совершался венчальный обряд. Из церкви новобрачных везли в венцах, с ними ехал священник. В доме он снимал с молодых венцы, читал установленную молитву. После чего всех приглашали к столу.

Проводы в армию. Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое значение. Перед уходом сына на службу, отец брал в руки икону и благословлял сына на верную службу Отечеству. Получив благословление отца, казак кланялся в ноги своим родным, говоря: «Даст Бог, вернусь!». Все уходившие на службу казаки собирались в церковь на молебен. Они обязательно брали собой горсть родной земли около своей церкви или в своем дворе. Землю зашивали в мешочек и привешивали к кресту на груди. Если казаку суждено было пасть в бою, родная земля первая ложилась ему на грудь. Встреча казака со службы. Встречали казаков со службы всей станицей. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Спасителя. Старший урядник рапортовал станичному атаману о благополучном возвращении со службы, затем все отправлялись в храм. Возвратившиеся со службы казаки справляли на свои средства знамя из цветной материи с изображением святого и жертвовали станице на память о своей службе и возвращении с нее. Такие знамена освящались и хранились в станичных церквях. За свои успехи и удачи в воинских делах казаки благодарили Господа Бога.


Казачьи православные праздники.

С особой любовью казаки отмечали церковные православные праздники.

Особо любимыми у донцов были рождественские праздники. Праздничные дни на Дону продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним.

Одним из самых главных и светлых праздников казаки считают Пасху.

Пасха – это праздник Светлого Христова Воскресения. В пасхальную ночь задолго до полуночи, верующие в светлых одеждах собираются в храме и ожидают наступления пасхального торжества. После пасхальной литургии совершается освящение куличей и пасок. Возвратившись из церкви, вся семья садилась разговляться. Важным событием пасхальных торжеств было поминание усопших.


Сельскохозяйственные работы казаков. Любую работу казаки начинали с благословления Божьего. Так перед началом сева устраивали обед прямо в поле. Брали с собой свяченую воду и брызгали ее поле, прося у Бога хорошего урожая. После чего, сделав сначала семенами крест, начинали сеять. По окончании сева был обычай весьма распространенный в пределах Дона – хождение духовенства с иконами. Обычно носили икону Божьей Матери и крест.




Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Cлайд 1

Cлайд 2

Традиционный внешний вид казаков. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным.

Cлайд 3

Встречи и проводы казаков. По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Приветствия и обращения. Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Cлайд 7

Отношение к старшим. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Cлайд 8

Поминальный обряд Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
Поделиться