Определение и сущность социального благополучия. Научная электронная библиотека. семейное общение и взаимопомощь

представляет собой удовлетворённость человека своим статусом и межличностными связями, а также актуальным состоянием общества, к которому он себя причисляет. Под социальным статусом имеется в виду положение человека в обществе, определяемое его экономическими, профессиональными, этническими и другими признаками. Что касается межличностных связей, то они представляют собой совокупность взаимоотношений между людьми, которые проявляются в характере и способах воздействий, оказываемых ими друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Благосостояние– обеспеченность отдельной личности, семьи, класса или социальной группы и населения в целом в государстве жизненно необходимыми потребностями (материальными, социальными, духовными). Главный элемент благосостояния – уровень доходов населения и его Дифференциация. Уровень доходов является результатом развития экономики в стране и обеспеченностью страны природными ресурсами. Также, наряду с потребностями и доходами, Благосостояние включает условия быта и труда, структуру и объем свободного и рабочего времени, показатели образовательного и культурного уровня, экологическую и демографическую ситуацию в стране. Виды благополучия: 1. Материальное благополучие представляет собой обладание определённым набором благ, которые не только обеспечивают удовлетворение витальных потребностей человека, но и создают возможности для его духовного развития. Как видим, оно определяется в терминах благ, под которыми имеется в виду всё, что может удовлетворять жизненные потребности людей, принося им пользу или доставляя удовольствие. Что касается потребностей, то они представляют собой нужду или недостаток в том, что необходимо для жизнедеятельности человека. 2. Духовное благополучие представляет собой ощущение причастности к культуре общества, а также осознание возможности приобщаться к её богатствам. Оно предполагает не только осознание себя как личности, но и критическое отношение к себе и своей деятельности. Духовно благополучный человек способен планировать и осуществлять собственную деятельность, а также управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами. Он является творческой, цельной личностью, которая справляется с жизненными стрессами и плодотворно работает на пользу как самой себе, так и своему сообществу. 3. Психологическое благополучие представляет собой особенности внутреннего мира человека, которые определяют его переживания и поведение. Однако относительно того, каковы эти особенности, специалисты расходятся во мнениях. Так, одни из них указывают такие составляющие психологического благополучия, как позитивные отношения с другими людьми, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой и способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, а также личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации. Другие специалисты связывают психологическое благополучие с такими личностными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность и эмоциональная стабильность. Понятие психологического благополучия близко по значению таким понятиям, как "душевное здоровье", "осмысленность жизни", "личностная адекватность", "психическое здоровье" и др. 4. Физическое благополучие представляет собой свободу от болезней, а также полноту жизненных сил Социальное самочувствие-эмоциональный аспект оценки представителями социальной группы своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов. В С. с. выражается общая тональность общественных настроений группы (экономического, политического, идеологического, национального и др.) Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления. Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Государство всеобщего благосостояния (англ. welfare state) - концепция правительства, при которой государство играет ключевую роль в защите и поощрении экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия хорошей жизни. Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации. Социолог Томас Хамфри Маршалл определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния

В результате освоения темы студент должен:

знать

Основы современной теории социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;

уметь

  • использовать основные критерии социального благополучия;
  • определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия, социальной безопасности и сплоченности;

владеть

  • различными направлениями обеспечения социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
  • способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.

Содержание и структура понятия "социальное благополучие"

Практика социальной работы определяется различными факторами, к которым относятся традиции и обычаи определенного народа, законодательная база, регулирующая социальную политику, представления общественного сознания и пр. Важное место среди этих факторов занимает система ценностей, которые разделяют все представители данного социума (или их большинство) и которые, в сущности, формируют основу общества.

Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Поэтому каждый объект и явление, которые рассматриваются как значимые, включаются в ценностную, или аксиологическую, основу миропонимания современного человека, занимая в ней более или менее важное место.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории в зависимости от уровня развития материальных благ, религиозных и этических норм, потребительских стандартов соответствующего общества. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности. Исследователи рассматривали, как в обществе неравенства можно добиться благосостояния с помощью более равномерного распределения доходов. В качестве путей к этому рассматривались: государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Однако современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу самореализации и пр.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Можно сказать, что в известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Учебно-методическое объединение вузов России по социальной работе в числе фундаментальных, исходных категорий теории социальной работы как научной дисциплины называет понятия:

  • социальное благополучие человека;
  • социальное благополучие общества.

Данные понятия отражают сложную структуру самой категории социального благополучия, включенность в нее представлений о благополучии индивида, о благополучии групп людей, наконец, о благополучии общества в целом. Эти представления и фактические данные, на которых они основываются, взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают полностью.

Представители социальных наук и органов управления в течение долгого времени искали объективные количественные измерители данного интегрального явления, которые бы достаточно точно отражали состояние различных сторон жизнедеятельности общественного организма в целом, были способны показать динамику его отдельных элементов и к тому же были практически применимы в аспекте сбора и использования данных. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX в. был разработан информативный, пригодный для сравнения и удобный в применении показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в пересчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

Каждый из включенных и индекс показателей в отдельности может не отражать генерализованное состояние благополучия, но все они в совокупности прямо или опосредованно представляют картину благополучия или неблагополучия данного общества.

За все годы публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Швейцария, Канада, Норвегия, Япония, Исландия.

В последнем выпуске доклада об уровне ИРЧП, представленном в марте 2013 г. в Мехико, указано, что наивысшие показатели индекса зафиксированы в Норвегии. Россия стоит на 55-м месте в группе стран с "высоким уровнем развития человеческого потенциала", поднявшись по сравнению с предшествующим докладом на 10 позиций. 42 страны, имеющие "очень высокий уровень" ИРЧП, названы в отчете "развитыми", хотя в их число входят, например, Барбадос или Сейшельские острова, которые обычно не принято включать в число развитых.

При этом составляющие российского ИРЧП далеко не равнозначны. На мировом фоне среднестатистический российский человек отличается высокой образованностью, средним уровнем материального достатка и невысокой продолжительностью жизни.

Среди других показателей следует рассмотреть динамику ИРЧП, т.е. направление и величину изменений, которые продемонстрировали индексы разных стран в сравнении с 1990 г. (началом наблюдений). В этом плане последний опубликованный отчет, к сожалению, показывает, что Россия находится в числе стран, у которых данный показатель ухудшился. Еще в 1990 г. СССР (и Россия в его составе) находилась в группе стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23-е место в общем рейтинге.

Разумеется, такое снижение социальных характеристик неприемлемо для страны, которая поставила своей задачей модернизацию всех сторон своего развития. Именно для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты "Образование", "Здоровье", "Жилье", было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы усилия, предпринятые по улучшению здравоохранения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи принесли свои результаты. Произошли позитивные изменения в одном из наиболее консервативных показателей – показателе средней ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет превысила 63 года, что является значительным ростом, но не достигает, впрочем, как и ожидаемая продолжительность жизни женщин, показателей 1990 г.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включаются общественные ожидания в области безопасности – защищенности от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасности.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку избежать нищеты и голода, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами, содействие при потере работы, уход в старости и т.п. Следует подчеркнуть, что в основном забота о социальном благополучии своей семьи является предметом собственной ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой не всегда могут справиться с возникающими социальными проблемами самостоятельно. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех ее уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов, способных осуществлять меры социальной поддержки.

С состоянием социальной защищенности населения связано чувство социальной защищенности у индивидов, которое не может возникнуть без наличия указанных выше элементов социальной защищенности. Однако объективное существование этих структурных элементов не обусловливает автоматическое формирование у человека чувства социальной защищенности – граждане могут не знать о них или считать их недостаточными. Отсутствие же этого чувства неблагоприятно действует на состояние социальной стабильности, на субъективные характеристики благосостояния населения.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. На первый взгляд, представляется, что зажиточная жизнь лучше, чем необеспеченная, что наличие комфортабельных условий для жизни вызывает большее удовлетворение, чем жизнь в аскетических условиях. Однако проведенные исследования показывают неполноту такой точки зрения.

Английский психолог М. Аргайл обобщил результаты широких кросс-культурных исследований и выявил, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенности жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека: эти показатели оказались равными у обследованных лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.

Впоследствии было определено, что человек воспринимает обыденное и привычное существование как нормальное для себя и оценивает его в величинах незначительных изменений, связанных с небольшими событиями, происходящими в рамках этого обыденного существования. Эта оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в терминологии производимых опросов человек "скорее удовлетворен" своей повседневной жизнью). Однако если происходящие изменения более значительны и производят качественные изменения в образе жизни, то возникает другой подход к оцениванию: люди "реагируют на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.

Так, если жизненные условия человека, его семьи улучшились, то в течение некоторого времен он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Если эти улучшившиеся условия стали привычными, обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обычному среднему уровню. Эту закономерность важно учитывать при выявлении мнений и суждений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания: вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая, дополнительная к уже существующей системе, не долее полугода, а затем ее новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается и собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие, т.е. те люди, которые для инициатора сравнения представляются показательными, авторитетными. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, предприимчивости, достижениям. Средние, унифицированные показатели благосостояния, когда никто не живет лучше других, могут порождать самоуспокоенность и вести к застою.

Конечно, в обществе должны существовать механизмы поощрения более активного труда, предприимчивости в рамках закона, изобретательности, таланта и пр., а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге проницаемость границ социальных страт и исправная деятельность "социального лифта", позволяющего социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности, модернизируемости социума, его способности к развитию и совершенствованию.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно и противоречиво.

В структуре личности человека присутствуют три вида элементов: физическое "Я", социальное "Я" и духовное "Я". Физическое "Я" включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального "Я" составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное "Я" – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Однако невозможно отрывать друг от друга различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, поскольку в их неразрывном единстве обеспечивается устойчивость и целостность личности, а также само это единство становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественно важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей ее формирования и воспитания, просоциальной или антисоциальной направленности, эгоистической или альтруистической установки. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения. Поскольку субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия достаточно постоянен. Субъективное благополучие отнюдь не определяет объективного благополучия личности, оцениваемого по социальным критериям ее личных достижений, структуры личности, поведения и деятельности. Согласование общественных и субъективных конструктов социального благополучия создает благоприятные условия для последовательного развития социума и его членов. Рассогласование порождает социальную нестабильность, а также негативные последствия длительного воздействия дистресса.

Специалистам социальной работы приходится чаще иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. В свое время этот вид профессиональной деятельности создавался именно для того, чтобы обеспечить выживание людей, оказавшихся неприспособленными к реалиями нового вида социально-экономического устройства, спасти их от голода и крайней нищеты. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит и другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов. Это обусловливает необходимость использования новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты в современных условиях.

Понятие социального благополучия и его обеспечение

В настоящие время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий, повышении уровня жизни всех членов общества .

И.В. Мерзлякова определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием её благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи .

Жизненные реалии таковы, что у каждого субъекта общества свой критерий социального благополучия. На наш взгляд, сложно провести параллель между социальным благополучием «рядового» миллионера и инвалида колясочника, поскольку разные потребности будут у каждого возникать для обеспечения своего социального благополучия. А для того, чтобы в регионах социальное благополучие во всех отраслях достигало значимых вершин, государству необходимо акцентировать внимание субъектов на результативность проводимой работы.

Социально-обеспечительная правосубъектность государства реализуется в социальных обязательствах, которые представляют собой основанные на законе, ином нормативно-правовом акте или договоре материальные правоотношения между государством и гражданами. При этом граждане при наличии установленных законом условий имеют право на получение конкретных видов социального обеспечения, а государство в лице уполномоченных органов и учреждений обязано их предоставить .

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом .

Разноплановая палитра взаимодополняющих законодательных актов Российской Федерации гарантирует выполнение обозначенных государством приоритетов. Таким образом, складывается социальная политика государства. Все нормативно-правовые акты перечислить невозможно, однако мы посчитали важным обозначить базовые: Закон от 18.01.2005 г. №3-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан»; Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2011); Федеральный закон от 08.12.2010 №343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 25.02.2011) // СЗ РФ. - 2010. - №50. - Ст. 6601; 2011. - №9. - Ст. 1208, часть 7 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так же наряду с этими федеральными законами можно выделить следующие: ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ №342052-3 «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Ежегодные статистические данные отражают результативность деятельности государства по созданию социального благополучия в обществе. Так, например, семейные и материнские пособия на 2000 г. составляли 27042 млн рублей, а уже в 2012 г. 876700 млн рублей . Так же, в сфере образовательных услуг, охват молодёжи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на момент 2000 г. составлял 16,4%, а в 2012 г. 22,6% .

Наряду с ФЗ хотелось бы обратить внимание на значимость регионального законодательства, результатом которого является привлекательная политика региона и как следствие социальное благополучие его граждан. Так, например, в Ростовской области, Республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Чувашия действует ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В данном ФЗ в ст. 3 говорится о том, что женщины, родившие (усыновившие) третьего ребёнка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, могут воспользоваться правом на дополнительные меры государственной поддержки. Перечень данных регионов, в которых действует ФЗ №256, определён распоряжением правительства РФ от 26 июля 2012 г. №1354-р.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что процесс модернизации социальной политики в РФ способствует росту уровня жизни основной массы населения. Каждый гражданин нашей страны может делать выбор и создавать своё социальное благополучие, реализовывать свою деятельность в нужном для него ключе, достигать желаемых вершин, по максимуму использовать свои способности в той отрасли, которую он предпочитает. Однако, как бы государство не стремилось утолить жажду общества к собственным потребностям, это не возможно… Высказывание древнегреческого философа Демокрита яркое тому свидетельство: «Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» .

Библиографический список

социальный благополучие правосубъектность

Бем-Баверк О. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. - М.:Эксмо, 2009.

Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: дисс…. канд. соц. наук: 22.00.01. - Барнаул, 2007. - 578 с.

Данные Фонда социального страхования РФ за 2012 г.

Показатели рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учётом итогов ВПН-2010 за 2003-2012 гг.

Социальные обязательства государства: экономический и юридический подходы к содержанию понятия // Российский юридический журнал. - 2007. - №5.

Цитаты и афоризмы. URL: http:// Citaty.info

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SOCIO-ECONOMIC WELL-BEING / КОМПЛЕКСНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ОПТИМАЛЬНОСТЬ / OPTIMALITY / ЭКОНОМИЧНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / COMPLEX EFFICIENCY / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Спицына Л.Ю., Спицын В.В.

Предмет/тема. В связи с признанием мировой экономической наукой ведущей роли населения в оценке качества экономического развития национальных систем вопросы методики оценки процесса формирования уровня благополучия и определяющих его факторов являются очень важными. Особую актуальность они имеют для стран, которые отстают от лидеров по общепринятым стандартам социально-экономического благополучия , но желают изменить эту ситуацию. Цели/задачи. Целью исследования является разработка методологического подхода к формированию системы показателей оценки социально-экономического благополучия населения, ориентированной на цели . Рассматриваются зарубежные подходы к оценке социально-экономического благополучия населения, предлагается авторский подход, использующий методологию оценки комплексной эффективности применительно к социально-экономическому благополучию населения. Методология. Применялись такие методы исследования, как структурирование, типологизация, сравнение, аналогия, системный анализ. Использован разработанный авторский методологический подход к комплексной оценке эффективности сложных социально-экономических объектов. Результаты. Проведена классификация действующих в мировой практике показателей оценки социально-экономического благополучия . Показана необходимость применения системного подхода и методологии оценки комплексной эффективности при анализе социально-экономического благополучия населения, которые позволяют более широко и точно определить и исследовать данный объект. Расширение происходит по следующим направлениям: по объекту исследования исследование всей системы формирования социально-экономического благополучия территории, а не ее отдельного компонента (населения); по направлениям исследования исследование результативности , оптимальности и экономичности , а не только результативности . Показана применимость используемой методологии оценки комплексной эффективности на различных этапах государственного регулирования социально-экономического благополучия населения. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что для выработки адекватных мер государственного воздействия на уровень социально-экономического благополучия необходимо использовать системный подход к исследованию этого явления и методологию оценки комплексной эффективности , включающую критерии оптимальности , экономичности и результативности .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Спицына Л.Ю., Спицын В.В.

  • Измерение уровня счастья: литературный обзор российских и зарубежных исследований

    2015 / Шматова Юлия Евгеньевна, Морев Михаил Владимирович
  • Факторы и компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников современных университетов

    2018 / Филоненко Юлия Вячеславовна, Яковлева Елена Андреевна
  • Субъективное экономическое благополучие населения России

    2015 / Перов Евгений Викторович
  • Экономическое благополучие в оценках жителей Дальневосточного региона России (на материалах Приморского края)

    2016 / Костина Елена Юрьевна, Орлова Надежда Александровна
  • Российский индекс благополучия старшего поколения: методология, методика, апробация

    2018 / Павлова Ирина Анатольевна, Монастырный Евгений Александрович, Гуменников Илья Владимирович, Барышева Галина Анзельмовна
  • Международные интегральные индексы как сравнительные методики макроуровня в оценке благополучия пожилого населения

    2017 / Павлова Ирина Анатольевна, Гуменников Илья Владимирович, Монастырный Евгений Александрович
  • Подходы к измерению прогресса и качества жизни (благополучия)

    2016 / Кислицына О.А.
  • Трансформация теоретикометодологических подходов и методического инструментария диагностики благосостояния личности и территории проживания. Часть 1. От распространенных до альтернативных подходов к диагностике (история вопроса)

    2014 / Куклин Александр Анатольевич, Найдёнов Алексей Сергеевич, Никулина Наталья Леонидовна, Тарасьева Татьяна Владимировна
  • Социальное благополучие: восприятие реалий

    2018 / Гоффе Н.В., Монусова Г.А.

Assessing the complex efficiency of socio-economic well-being of the population for government regulation purposes

Importance The global economic science recognized the leading role of socio-economic well-being of the population in the assessment of the quality of national systems’ economic development. Therefore, the issues related to evaluation techniques for the well-being creation process and its determining factors are extremely important. These issues are particularly significant for the countries, which are behind the leaders in terms of generally accepted standards of socio-economic well-being , but which are willing to change the situation. Objectives The objective is to develop a methodological approach to the formation of the system of indicators to assess the well-being of the population, which is aimed at government regulation . The paper considers foreign approaches to assessing the well-being of the population, and offers a unique approach, which applies the methodology of complex efficiency in the context of socio-economic well-being of the population. Methods We applied such research methods as structuring, typology, comparison, analogy, and systems analysis. We developed and used a unique methodological approach to the integrated assessment of the effectiveness of complex social and economic objects. Results We have classified the indicators of socio-economic assessment that exist in the world practice. The study shows the need to apply a system approach and the methodology of assessing complex efficiency when analyzing the socio-economic well-being of the population, as they enable to identify and investigate the object more accurately. As a result, it is possible to research the entire system of building the socio-economic well-being of the territory, rather than its individual component (population). In addition, it is possible to investigate the optimality , effectiveness , and efficiency. We demonstrated the application of the methodology at various stages of government regulation of socio-economic well-being of the population. Conclusions and Relevance We conclude to that to develop adequate measures of State influence on socio-economic well-being , it is necessary to apply a system approach to the study of this phenomenon, as well as a methodology of assessing the complex efficiency , including optimality , effectiveness and performance criteria.

Текст научной работы на тему «Оценка комплексной эффективности социально-экономического благополучия населения для целей государственного регулирования»

Комплексный экрмомикр- Integrated Economic-

социально-экрлогичесщш анализ Socio-EcoCogicaC Analysis - 16-

УДК 330.342.146:314.125

ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ*

Л.Ю. СПИЦЫНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация

В.В. СПИЦЫН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация

Предмет/тема. В связи с признанием мировой экономической наукой ведущей роли социально-экономического благополучия населения в оценке качества экономического развития национальных систем вопросы методики оценки процесса формирования уровня благополучия и определяющих его факторов являются очень важными. Особую актуальность они имеют для стран, которые отстают от лидеров по общепринятым стандартам социально-экономического благополучия, но желают изменить эту ситуацию.

Цели/задачи. Целью исследования является разработка методологического подхода к формированию системы показателей оценки социально-экономического благополучия населения, ориентированной на цели государственного регулирования. Рассматриваются зарубежные подходы к оценке социально-экономического благополучия населения, предлагается авторский подход, использующий

* Исследование выполнено на базе Томского политехнического университета при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках научно-исследовательских работ по направлению «Оценка и улучшение социального, экономического и эмоционального благополучия пожилых людей», договор № 14.Z50.31.0029.

методологию оценки комплексной эффективности применительно к социально-экономическому благо-получиюнаселения.

Методология. Применялись такие методы исследования, как структурирование, типологизация, сравнение, аналогия, системный анализ. Использован разработанный авторский методологический подход к комплексной оценке эффективности сложных социально-экономических объектов.

Результаты. Проведена классификация действующих в мировой практике показателей оценки социально-экономического благополучия. Показана необходимость применения системного подхода и методологии оценки комплексной эффективности при анализе социально-экономического благополучия населения, которые позволяют более широко и точно определить и исследовать данный объект. Расширение происходит по следующим направлениям: по объекту исследования - исследование всей системы формирования социально-экономического благополучия территории, а не ее отдельного компонента (населения); по направлениям исследования -исследование результативности, оптимальности и экономичности, а не только результативности. Показана применимость используемой методологии оценки комплексной эффективности на различных

этапах государственного регулирования социально-экономического благополучия населения.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что для выработки адекватных мер государственного воздействия на уровень социально-экономического благополучия необходимо использовать системный подход к исследованию этого явления и методологию оценки комплексной эффективности, включающую критерии оптимальности, экономичности и результативности.

Ключевые слова: социально-экономическое благополучие, комплексная эффективность, государственное регулирование, оптимальность, экономичность, результативность

Введение

В мире разработаны и реализуются различные системы показателей для оценки социально-экономического благополучия населения территории (страны или региона). Россия по этим показателям уступает многим развитым странам. Становится актуальной проблема государственного регулирования социально-экономического благополучия России и ее регионов. Однако существующие системы показателей оценивают конечный результат -благополучие населения, но не процесс достижения этого результата. Использование этих систем показателей необходимо с точки зрения сравнения уровней благополучия населения, но недостаточно для целей государственного регулирования, направленного на стабильное улучшение показателей благополучия.

Социально-экономическое благополучие населения и показатели для его оценки: зарубежный опыт

В мировой экономической науке понятие социально-экономического благополучия населения является комплексной характеристикой уровня развития экономики и базисом ее дельней-шего совершенствования.

Поскольку данное понятие является комплексным, ученые исследуют следующие его основные аспекты :

Экономическое благосостояние (наличие материальной основы развития личности, организации и территории);

Социальное благополучие (статус и социальный капитал человека в окружающем его обществе);

Психофизиологическая компонента личности (пол, возраст, состояние здоровья);

Культурно-образовательная компонента личности (человеческий капитал, уровень развития личности);

Субъективное экономическое благополучие (личная оценка человеком своего состояния удовлетворенности жизнью).

Исходя из этого можно определить социально-экономическое благополучие как комплексную оценку объективных и субъективных факторов экономического, психологического, медицинского и нравственного существования личности, группы и территории, обусловливающих текущий и прогнозируемый уровни развития социума.

Поскольку развитие человеческой личности и создание условий для этого развития являются глобальными целями любой государственной экономической политики, перед государством остро стоит проблема повышения уровня социально-экономического благополучия как отдельных людей, так и всей территории в целом, создания институциональной среды, благоприятствующей этому процессу.

Факторы, влияющие на уровень социально-экономического благополучия, очень разнообразны и оцениваются разнородными показателями. Классификация таких показателей широко известна и применяется во всех развитых странах мира. Основы ее подробно изложены такими учеными, как П. Долан, Т. Пизгуд и М. Уайт .

Ученые обратили внимание, что материальное благополучие, уровень жизни зачастую не соответствуют счастью людей, и наиболее счастливые люди не всегда живут в ведущих странах мира. Так называемый всемирный индекс счастья 2012 г., предложенный британским независимым исследовательским центром фонда новой экономики (New Economics Foundation), включает три основных компонента -воздействие человека на природу, продолжительность жизни и удовлетворенность жизнью). Самые счастливые люди живут в Коста-Рике, Вьетнаме и Колумбии. Великобритания занимает 41-е место из 151, Германия - 46-е, США - 105-е, Россия - 122-е .

Основные виды показателей социально-экономического благополучия, выделенные на основе анализа зарубежных исследований, представлены в табл. 1.

Проведенный анализ показывает, что социально-экономическое благополучие населения

Таблица 1

Классификация показателей социально-экономического благополучия населения территории

Признак классификации

Группы показателей

Направления оценивания

Способы оценки

Группировки при оценке со стороны населения

Виды показателей или механизмов оценивания

Экономические, личностные, социальные, психологические, комплексные

Финансы (заработная плата, государственные и частные трансферты, доходы от собственности).

Жилье (метраж на человека, благоустроенность, местоположение). Здоровье (хронические заболевания, инвалидность, продолжительность жизни). Безопасность (криминогенная обстановка, информационная обеспеченность, расходы на содержание армии, системы охраны правопорядка и судопроизводства). Социальный капитал (семья, друзья, хобби, развлечения).

Человеческий капитал (нравственные ценности, уровень образования, культуры, гражданской активности). Эндогенные и экзогенные факторы окружения (политика, география, экология)

Объективные (измеряются в реальных единицах - деньги, структура, состав по официальной страновой и территориальной статистике).

Субъективные (личные оценки, полученные при помощи анкетирования, с градацией самоидентификации по предложенным группам)

Индивидуальные оценки (оценивается положение каждого жителя территории). Групповые оценки (формирование репрезентативных групп для дальнейшего анализа и прогнозирования): по объекту, по территории, по половозрастным характеристикам, по уровню жизни, по этно-рели-гиозному составу, социальной активности

территории совершенно справедливо связывается зарубежными исследователями с широким спектром факторов и в целом с уровнем развития экономики, социальной сферы территории и т.д. Однако следует выделить две проблемы.

Во-первых, когда формируются отдельные показатели оценки и агрегированные индексы, связь между экономикой и социумом отходит на задний план, и применяются преимущественно показатели, которые отражают конечный результат для населения, а не все компоненты системы.

Во-вторых, отсутствие ориентации разрабатываемых показателей и индексов на цели государственного регулирования социально-экономического благополучия. Акцент на результирующих показателях исключает из поля зрения не менее важные для государства соотношения результатов и затрат и исследование внутренней структуры системы.

Возникает необходимость оценки социально-экономического благополучия населения территории для целей государственного регулирования. Представляется, что решить эту задачу позволит использование системного подхода и методология оценки комплексной эффективности социально-экономического благополучия.

Системный подход и комплексная эффективность социально-экономического благополучия и их использование в государственном регулировании

Сложность поставленной проблемы обусловливает необходимость применения системного подхода для ее решения. При анализе уровня социально-экономического благополучия населения территории следует учитывать не только конечные результирующие показатели благополучия населения, но и деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, других факторов, влияющих на их значения. В то же время представляется некорректным чрезмерное расширение объекта исследования до уровня всей экономической системы или всего социума территории.

Следует выделить и исследовать систему формирования социально-экономического благополучия на территории. В рамках традиционного подхода она будет включать компоненты (население, органы власти, коммерческие и некоммерческие организации), связи и среду. В рамках институционального подхода - совокупность населения, а также органов власти, организаций, формальных и неформальных институтов, действующих на территории, и влияющих на показатели социально-экономического благополучия населения территории. При этом под территорией в рамках авторского исследования может рассматриваться крупное территориальное образование: страна или регион.

Тогда в классификацию показателей, представленную в табл. 1, необходимо добавить такой признак классификации, как объект оценивания и его составляющие:

Система формирования социального благополучия территории: население, а также органы власти территории, организации и институты, влияющие на социально-экономическое благополучие населения, проживающего на исследуемой территории;

Внешняя среда: государство, организации и институты, в том числе мировая и национальная информационная система, влияющие на социально-экономическое благополучие населения, проживающего на исследуемой территории. Тем самым на уровне показателей происходит

расширение объекта исследования от населения до системы формирования социального благополучия населения на территории и ее составляющих. Также возможно и целесообразно исследование внешней среды. Это позволяет решить первую из выделенных ранее проблем.

Для решения второй проблемы применим методологию оценки комплексной эффективности. Сложность и многоаспектность понятия «эффективность» показана в работах Ш.М. Валитова, О.В. Демьяновой, Г.Б. Клейнера, О.С. Сухарева, С.Н. Растворцевой, В.В. Смирнова, И.В. Скопиной и др. .

Рассмотрим методологию оценки комплексной эффективности применительно к социальному благополучию. В качестве одной из сущностных ха-

ЫЬедтаЬв^ Есоиотк-Socio-

рак [ерисшк эффективности выделяется результат. Именно соотношения результата с другими показателями позволяют говорить об эффективности. Выделим основные (необходимые и достаточные) составляющие комплексной эффективности:

Результативность (оценка результата и его соотношения с целями);

Экономичность (соотношение результата и затрат ресурсов);

Оптимальность структуры системы, позволяющая повышать результативность и экономичность ее функционирования.

На рисунке представлена модель оценки комплексной эффективности социального благополучия.

Кратко охарактеризуем составляющие этой модели.

Ресурсы внешние - это ресурсы (финансовые, информационные, трудовые и т.д.), поступающие в систему извне. Ими могут быть средства государства, коммерческих и некоммерческих (в том числе благотворительных) организаций, доступ к глобальному информационному пространству и т.д.

Ресурсы внутренние - это ресурсы, принадлежащие самой системе территории (финансовые, информационные, трудовые и т.д.).

Результат внутренний - это качественные и количественные оценки социально-экономического благополучия со стороны самой системы. Эти оценки включают как показатели социально-экономического благополучия населения, так и показате-

Экономичность = Результат / Затраты ресурсов

Оптимальность структуры системы

Результативность

Ресурсы внутренние Компоненты, связи, среда Результат внутренний

Ресурсы внешние > Процесс формирования ^s. СЭБ У Результат внешний

Система формирования СЭБ на территории

Оценка комплексной эффективности системы формирования социально-экономического благополучия (СЭБ)

социально-экологический анализ - 20

ли, характеризующие развитие всех компонентов, связей и среды системы (потенциал системы). >

Результат внешний - это качественные и количественные оценки социально-экономического благополучия системы с позиций какого-либо субъекта внешней среды. Если субъектом оценивания выступает государство, то основными обычно становятся показатели социально-экономического благополучия населения, в том числе для межстра-новых и межрегиональных сопоставлений.

С учетом приведенных определений, вернемся к описанию трех основных составляющих комплексной эффективности - результативности, экономичности и оптимальности.

Результативность. Оценка результативности предполагает использование различных вариантов сравнений. На уровне анализа социально-экономи- > ческого благополучия выделим следующие основные направления и объекты сравнения:

с плановым на текущий момент времени и с " плановым на конечный момент времени;

Сопоставление фактически достигнутого уровня социально-экономического благополучия

с уровнем социального благополучия других > территорий, в том числе с дифференциацией по группам оценивания (по доходу, возрасту, полу и т.д.);

Сопоставление фактически достигнутого уровня социально-экономического благополучия с предыдущим периодом или исходным состоянием и т.д.

Использование результативности в государственном регулировании уровня социально-экономического благополучия подразумевает, во-первых, определение приоритетных направлений регулирования (как по населению в целом, так и в разрезе групп по доходу, возрасту, полу и т.д.); приоритетными должны стать те направления, где отставание территории от других территорий или плана является самым значительным; во-вторых, оценку действенности принятых мер регулирования (как по населению в целом, так и в разрезе групп по доходу, возрасту, полу и т.д.) путем сравнения текущих показателей результативности с предыдущим периодом и плановыми значениями.

Оптимальность. Анализ научных работ показывает, что под оптимальностью часто понимаются лучшие из достижимых пропорций. При этом исполь-

ЫЬедгаЬе^ Ессистк-Sccic-EccCcgicaC ЯиaCysis

зуется понятие оптимальности по Парето. Это такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других . Приведем и другое определение: оптимальность - это максимизация результата при заданных затратах ресурсов или достижения заданного результата при минимальных затратах ресурсов . И в том, и в другом случаях требуется сложный математический аппарат и ряд упрощений для формализации функционирования системы. Такой подход применим в отдельных, относительно несложных, случаях. Однако в отношении систем формирования социально-экономического благополучия на территориях этот подход реализовать не удается, поскольку они являются сложными и слабо формализуемыми системами, по которым доступно только ограниченное число статистических показателей.

В рамках авторского исследования оптимальность рассматривается не столько как наилучшее состояние, сколько как процесс движения к этому состоянию путем постепенного, пошагового улучшения пропорций системы. Она рассматривается как частный случай комплексной эффективности системы и означает оптимизацию (улучшение) структуры системы, позволяющую повышать результативность и экономичность ее функционирования (см. рисунок).

Соответственно, моделирование оптимальности предполагает:

1) выделение возможных состояний системы с

точки зрения оптимальности:

Оптимальное (максимально достижимое) состояние по нормативной модели;

Лучшее состояние эталонных систем (например, развитых стран);

Среднее состояние систем со сходными характеристиками;

Текущее состояние исследуемой системы.

Определить оптимальное состояние системы

не всегда возможно, но можно ориентироваться на лучшее или среднее состояние. При такой постановке задачи становятся возможными разработка и апробация методик оценки оптимальности;

2) определение возможных подходов к исследованию оптимальности:

Оценка оптимальности текущего состояния исследуемой системы - статический срез на определенный момент времени и сравнение текущего состояния (структуры, пропорций)

социально-экологический анализ - 21

исследуемой системы с состоянием выбранных для сравнения систем; - оценка процесса оптимизации состояния исследуемой системы - динамический анализ изменения состояния (структуры и пропорций) исследуемой системы во времени, при этом определяется, происходит ли сокращение диспропорций по сравнению с выбранными для сравнения системы. Рассмотрим направления оценки оптимальности системы формирования социально-экономического благополучия на территории.

Это, во-первых, соотношение субъективных и объективных оценок одних и тех же показателей, которое представляет несомненный интерес для государственного регулирования социально-экономического благополучия. Субъективные оценки определяются ожиданиями, которые формируют, с одной стороны, традиции, культура, среда, с другой стороны, СМИ, фильмы, сериалы. Представляется, что ожидания должны быть немного выше достигнутых объективных показателей. Тогда возникает стимул для повышения объективных показателей, и не будет значимого недовольства. Недопустим большой разрыв межу ожиданиями и объективными показателями, недопустимо также пропагандировать через СМИ преимущественно уровень жизни элиты ведущих стран, который недостижим для большинства населения территории.

Во-вторых, соотношение вклада в конечные результирующие показатели различных компонентов системы формирования социально-экономического благополучия (например, соотношения зарплаты коммерческих предприятий и государственных субсидий).

И, в-третьих, соотношения показателей результативности между группами населения по доходу, полу, возрасту и т.д.

Использование оптимальности в государственном регулировании уровня социально-экономического благополучия включает:

Определение уровня ожиданий, который необходимо формировать у населения с помощью государственной информационной политики;

Учет особенностей внутренней работы системы (система как «белый ящик») и устранение внутренних диспропорций системы, мешающих преобразовать внешние и внутренние ресурсы в результаты;

Устранение диспропорций и обеспечение приемлемых соотношений показателей результа-

тивности в разрезе групп населения по доходу, полу, возрасту и т.д.;

Оценку действенности принятых мер регулирования по описанным ранее направлениям использования оптимальности путем сравнения текущих показателей оптимальности с предыдущим периодом и плановыми значениями. Экономичность предполагает соотношение

результатов и затрат. В узком смысле - соотношение результатов, выражающихся в росте отдельных показателей и связанных с ними государственных затрат на повышение социально-экономического благополучия.

Использование экономичности в государственном регулировании уровня социально-экономического благополучия подразумевает:

Оценку отдачи от принятых мер регулирования (как по населению в целом, так и в разрезе групп по доходу, возрасту, полу и т.д.) путем определения соотношений между приростом результирующих показателей и приростом затрат, их обусловивших;

Оценку отдачи от принятых мер регулирования по сравнению с отдачей в прошлые периоды;

Прогнозирование объемов затрат ресурсов, необходимых для достижения плановых показателей результативности, что может быть реализовано на основе анализа отдачи от принятых ранее мер регулирования. Основные направления использования комплексной эффективности в государственном регулировании социально-экономического благополучия представлены в табл. 2.

Такой методологический подход с учетом необходимости оценки основных составляющих системы позволит формировать механизмы эффективного регулирования социально-экономического благополучия. Проанализируем на практическом примере, насколько используемые в настоящее время индексы социально-экономического благополучия соответствуют предложенному методологическому подходу.

Индекс качества жизни ОЭСР и его достоинства и недостатки с позиций государственного регулирования

Рассмотрим один из вариантов практической оценки социально-экономического благополучия для целей его мониторинга и регулирования. Для анализа используем индекс качества жизни ОЭСР (OECD

Комплексный экожомикд- Integrated £conomic-

социально-экологический анализ Socio-£coCogicaC ЯnaCysis - 22 -

Таблица 2

Основные направления использования комплексной эффективности в государственном регулировании социально-экономического благополучия

Вид оценки Этап регулирования

Анализ Регулирование Контроль

Результативность Выявление показателей с наибольшим отставанием Определение приоритетных направлений регулирования Оценка действенности принятых ранее мер регулирования

Оптимально сть Выявление диспропорций в разрезе групп населения; ожиданий, субъективных и фактических оценок; составляющих системы Выявление приоритетных диспропорций, которые необходимо устранить Оценка действенности принятых ранее мер регулирования с позиций уменьшения диспропорций

Экономичность Анализ зависимости результатов от затрат ресурсов на регулирование Прогнозирование затрат ресурсов, необходимых для достижения плановых показателей результативности Оценка отдачи от принятых ранее мер регулирования

Better Life Index). Статистика ОЭСР охватывает ведущие страны мира (3 8 стран) и позволяет проводить их сравнительный анализ по большому числу объективных и субъективных показателей (35 показателей).

Финансовые показатели OECD Better Life Index и оценка удовлетворенности жизнью приведены в табл. 3.

Достоинствами рассматриваемого индекса и составляющих его показателей являются:

Широкий набор показателей, значительное число обследованных стран и различные направления оценивания;

Использование субъективных и объективных показателей;

Детализация данных в разрезе пяти групп населения;

Возможность проводить оценки результативности социально-экономического благополучия населения территории и реализовывать в отношении них соответствующие этапы регулирования, приведенные в табл. 2.

Показатели качества

Недостатки рассматриваемого подхода следующие:

данные отражают только показатели результативности социально-экономического благополучия и не позволяют проводить оценки оптимальности и экономичности; данные характеризуют только один компонент системы формирования социально-экономического благополучия (население) и не затрагивают других компонентов, связей, среды, от которых зависит функционирование системы. Очевидно, что применение индекса качества жизни ОЭСР для регулирования социально-экономического благополучия территории вполне возможно и целесообразно. В частности, даже исходя из финансового фрагмента этого индекса, можно выявить показатели, по которым отставание России более существенно (финансовое благосостояние, низкая зарплата), и рассматривать их как приоритеты регулирования. Однако для формирования эффективных механизмов регулирования этих

Таблица 3

жизни ОЭСР за 2014 г.

Страна Доход Трудоустройство Среднее значение удовлетворенности жизнью

Личный располагаемый доход, долл. Личное финансовое благосостояние, долл. Уровень занятости, % Уровень долгосрочной безработицы, % Уровень заработной платы, долл. Доля работников с длительным рабочим временем, %

Франция 29 322 47 668 64 3,98 38 625 8,71 6,7

Германия 30 721 49 484 73 2,52 41 782 5,06 7,0

Италия 24 724 54 147 58 5,67 33 571 3,70 6,0

Япония 25 066 85 309 71 1,67 36 039 22,62 6,0

Южная Корея 18 035 28 290 64 0,01 34 056 27,13 6,0

Испания 22 799 23 920 56 11,13 34 747 5,95 6,2

США 39 531 132 822 67 2,36 54 214 11,44 7,0

Среднее по ОЭСР 23 938 42 903 65 2,73 41 010 8,82 6,6

Россия 17 230 3 331 69 1,69 21 311 0,17 5,5

Специфика социальной работы заключается в ее особенности подвергаться различным факторам: традициям и обычаям страны, социальной политики и законодательной базы государства, развитию общественного сознания и т.д.
Среди всех этих факторов важную роль играет определенная система ценностей, разделяемая представителями социума, который составляет основу общества.

Определение 1

Ценность – личная и социально-культурная значимость объектов и явлений окружающей реальности для человека и общества.Такой объект или явление включается в аксиологическую основу миропонимания современного человека.

Определение 2

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, связанная с жизненно важными интересами человека.

Мотивация активности социальных субъектов во все времена выражалась в стремлении к социальному благополучию.
Социальное благополучие основано на использовании духовных и материальных ресурсов цивилизации. Сущность социального благополучия менялась на протяжении развития истории. Социальное благополучие зависит от потребительских стандартов общества, уровня материальных благ, этических и религиозных норм и т.д.

Изначально понятие социальное благополучие рассматривалось с экономической стороны.
Исследователи изучали, как можно достичь благосостояния в неравном обществе путем равномерного распределения доходов. Так, предлагалось государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика. В общем смысле социальное благополучие понималось как антипод неустроенности и бедности.

Современное понятие социального благополучия включает в себя также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу творчества и др.

Определение 3

Социальное благополучие представляет собой интегральный показатель функционирования социальной сферы, отражение качества жизни населения, а так же индикатор социальной безопасности общественной системы.

Именно индикаторы экономического роста - критерий результативности государственной политики.

Выделяют социальное благополучие человека и социальное благополучие общества. Эти понятия входят в структуру социального благополучия, которая включает представления о благополучии человека, о благополучии группы людей, о благополучии всего общества. Эти представления тесно взаимосвязаны с друг другом, однако не должны полностью совпадать.

Потребность в разработке показателей социального благополучия определяется практическими задачами совершенствования образа жизни. Так, представители различных наук долгое время пытались определить количественные измерители социального благополучия, которые бы полностью отражали различных сторон жизнедеятельности общества.
Таким образом, социальное благополучие может рассматриваться как объективное общественное явление, которое детерминировано повседневными условиями жизнедеятельности людей.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

В конце 20 века был разработан индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Определение 4

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - показатель социального развития, который отражает степень благополучия страны, уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни), уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

Каждый из перечисленных индексов по отдельности не всегда отражает общее благополучие, однако в совокупности они представляют картину благополучия (неблагополучия) конкретного общества.

Отчет о развитии человеческого благополучия по странам публикуется каждый год.
Согласно этому отчету в 2018 году, в первую пятерку стран с высоким уровнем развития вошли Норвегия, Швейцария, Австралия, Ирландия и Германия. Россия заняла 49 место (из 189 стран).
Важно отметить, что задачей социальной политики России является модернизация всех сторон общественной жизни, поэтому на государственном уровне разрабатываются национальные проекты, касающиеся здоровья граждан, жилья, образования и т.д.

Структура социального благополучия общества включает в себя следующие элементы:

  • уровень жизни, который детерминируется показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума;
  • понятие качества жизни, которое определяется представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, доступностью получения необходимой медицинской помощи;
  • общественные ожидания в сфере безопасности, т.е. защищенности от преступных посягательств и террористических актов.

Социальная защищенность индивида

Важное место занимает социальная защищенность человека.

Определение 5

Социальная защищённость человека - уверенность в действии социальных инструментов, помогающих избежать тяжелого положение (нищета, голод, болезнь и др.), которая гарантирует поддержку в случае невозможности обеспечения себя и своей семьи (содействие при потере работы, помощь в старости, при инвалидности и т.д.).

Забота о социальном благополучии семьи – это предмет ответственности здоровых людей трудоспособного возраста.
Однако пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи не во всех случаях могут справиться со всеми социальными проблемами. Социальная защищенность подразумевает существование нормативных гарантий реализации социальных прав.

К социальной защищенности относятся:

  • материальное обеспечение социальной политики;
  • инфраструктура социальной помощи;
  • наличие специалистов, оказывающих помощь в рамках социальной поддержки.

Состояние защищенности населения связано с чувством социальной защищенности у человека, но даже, если все перечисленные структурные элементы соблюдены, это не дает гарантии, что у отдельного человека автоматически выработается чувство социальной защищенности. Отсутствие чувства социальной защищенности у индивида сказывается на состоянии социальной стабильности населения.

Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, однако полностью не сводится к нему. Более весомую роль играет субъективная оценка индивидом своего благосостояния и его собственная удовлетворенность жизнью. Может показаться, что обеспеченная жизнь лучше, чем необеспеченная, а наличие комфортабельных условий вызывает большее удовлетворение, чем аскетическая среда. Но некоторые исследования доказывают обратное.

Так, английский психолог М. Аргайл представил результаты кросс-культурных исследований, в которых доказал, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенность жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека. Эти показатели совпали у лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.

Так было доказано, что индивид воспринимает привычное ему существование как нормальное для себя и оценивает его в зависимости от величин небольших изменений, которые связаны с событиями, происходящими в рамках этого привычного существования. Такая оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в опросе такой индивид "скорее удовлетворен" своей обычной жизнью). Но, если изменение достаточно значительно и производит скачок в образе жизни индивида, то создается другой подход к оцениванию: человек "реагирует на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.
Например, при улучшении жизненных условий человека и его семьи, он будет оценивать свое социальное благополучие как возросшее. Когда эти улучшившиеся условия станут обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия вернется к среднему уровню. Данную закономерность нужно учитывать при опросе общественного мнения тех, кто хочет получить социальную помощь, и клиентов учреждений социального обслуживания: введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая к уже существующей системе, не дольше полугода, затем эта новизна утрачивается.

Свои особенности имеет и восприятие собственного благосостояния человека по сравнению с благосостоянием других людей. Объектом для сравнения выбираются люди, представляющие авторитет для того, кто сравнивает.
Зависть к уровню благополучия чужого человека не всегда является отрицательным чувством, т.к. оно мотивирует на труд, достижения, продуктивные идеи.
Средние показатели благосостояния, при которых «никто не живет лучше», приводят к самоуспокоенности и застою.

В государстве должны существовать механизмы поощрения достижения благосостояния путем активного труда, таланта, изобретательности и т.д., в рамках существующего законодательства, а так же должны пресекаться попытки достичь благосостояния незаконными способами.
Прозрачность границ тех способов, которые помогают подняться наверх (социальный лифт) является залогом подвижности социума, его способности к совершенствованию.

Социальное благополучие личности

Определение благополучия отдельного человека изучалось многими исследователями.
В структуре личности индивида выделяют три элемента:

  • физическое "Я" – телесная оболочка индивида и его материальные вещи;
  • социальное "Я" - социальные роли и нормы человека в обществе;
  • духовное "Я" – духовные способности и свойства человека, состояние его сознания.

Нельзя разделить различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, т.к. только в их единстве заключается устойчивость и целостность отдельной личности.

Понимание социального благополучия зависит от типа личности, ее воспитания, образования и социальной направленности.

Субъективное благополучие означает достижение удовлетворенности в таких сферах, как общение, труд, межличностные отношения. Т.к. субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия является постоянным.

Объективное благополучие определяется по социальным критериям личных достижений человека, структуры личности, поведения и деятельности.

Согласование общественных и субъективных элементов социального благополучия формирует благоприятные условия для развития общества и его членов, а рассогласование ведет к социальной нестабильности.

Специалисты по социальной работе часто имеют дело с проблемами своих клиентов, которые обусловлены недостаточностью материальных средств.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности изначально был направлен на обеспечение выживания людей, которые оказались неприспособленными к реальности нового вида социального и экономического обеспечения. По мере развития и адаптации большей части населения к экономическим условиям на первом плане обозначается еще одна задача социальной работы – поддержать социальное и духовное благополучие человека, что обусловливает необходимость разработки и применения новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты по социальной работе сегодня.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться