Качество диагностики и результаты социальной работы. Принципы и методы социальной диагностики Проблемы и принципы социальной диагностики

Социальная диагностика взаимоотношений в обществе основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства разрешения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

Коренным из них является принцип объективности , сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов , а порой идти на скрытый подлог или игнорирование особенно нежелательных фактов, тенденций или же, напротив, на преднамеренное выпячивание самых несущественных из них. К сожалению, подобные факты имели место в нашей действительности. Не устранены они и в настоящее время. Поэтому строгое следование принципу научной объективности должно стать неотложным нравственным качеством любого исследователя социальных процессов и явлений, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

В социальной диагностике важное значение имеет и такой всеобщий принцип научного познания, как принцип причинной обусловленности . В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, причем каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами. Наличие этой всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности позволяет в процессе исследования социальных явлений не ограничиваться простым описанием отдельных фактов или событий, а обращаться к выяснению закономерностей их возникновения, развития и функционирования, к поиску их причин.

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы. В качестве иллюстрации можно обратиться, например, к такому негативному социальному явлению, как преступность, все больше и больше поражающей наше общество. Исходя из принципиального положения о всеобщей связи и причинной обусловленности социальных процессов, исследование криминогенной обстановки следует органически увязывать с общими социально-экономическими, нравственно-правовыми и другими условиями, прямо или опосредованно влияющими на состояние преступности. Так, по данным американских социологов и психиатров, рост безработицы всего лишь на 1 % увеличивает число совершаемых преступлений в стране: убийств на 650, а тюрьмы пополняются более чем на 3 тыс. преступников. Как видим, казалось бы, на первый взгляд далекие друг от друга такие социальные явления, как безработица и преступность, на самом деле, вследствие всеобщей причинной обусловленности, находятся в непосредственной взаимосвязи и их нельзя рассматривать изолированно одно от другого, а тем более не учитывать эту связь при разработке и реализации конкретных программ по их преодолению.



Поэтому, как отражение объективной реальности при осуществлении социальной диагностики, возникает необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности. Искусственное ограничение и сужение диагностируемого явления какими-то показателями чревато неизбежными искажениями ожидаемых результатов.

Значение этого принципа социальной диагностики становится еще более очевидным, если учесть, что вся социальная сфера представляет собой бесчисленное множество прямых и опосредованных человеческих отношений, поступков и действий в самых различных формах их проявления , вследствие чего вычленение отдельных из них возможно и допустимо лишь в целях накопления каких-то конкретных данных и может носить лишь условный характер. Например, задавшись целью разработать социальный диагноз состояния пожилых людей в условиях перехода народного хозяйства страны на рыночные отношения, нам, конечно, необходимо будет провести ряд специальных исследований по проблемам пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, жилищных условий, обеспеченности ухода со стороны членов семьи для проживающих в семьях или по проблемам одиноких пожилых людей и т. д. Однако полученные по ним результаты не могут рассматриваться в отрыве один от другого, вне общей связи с обстановкой в стране в целом, дальнейшими перспективами развития общества, потому что проблемы пожилых людей - это общечеловеческие проблемы и их решение возможно только комплексными усилиями государства и всех его граждан.

В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз , являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций. Такая ответственная роль и значимость социального диагноза накладывает повышенные требования к его научной обоснованности и подтверждаемости сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций, осуществление которых становится возможным лишь только тогда, когда в ходе исследования ни один факт или событие не будут самым тщательным образом проверены и изучены, не будут выявлены все причины и уже наступившие или ожидаемые последствия. Значение принципов обоснованности и подтверждаемости в социальной диагностике усиливается еще и тем, что за каждым результатом социального диагноза стоит жизнь людей, судьба которых может во многом зависеть от принятых на его основе решений.

Одним из ярких тому примеров может послужить печально известное в нашей истории событие, когда по необоснованным рекомендациям группы ученых-социологов в семидесятых годах было принято ошибочное решение о переселении жителей малых, так называемых неперспективных деревень, в крупные населенные пункты и районные центры, нанесшее трудновосполнимый ущерб нашему сельскому хозяйству, а еще больше - нравственному состоянию людей, вынужденных рвать свои исторические корни, уходить из родных мест, которые когда-то обживали и осваивали их предки, где покоится их прах.

Рассмотренные принципы социальной диагностики, также как и исследуемые процессы или явления, тоже находятся во всеобщих связях и взаимозависимостях, следуя которым мы имеем возможность с большей объективностью и обоснованностью познать сущность и внутреннюю логику социальных событий или явлений, правильно отразить их в социальном диагнозе. Допущенное в данном случае их последовательное рассмотрение объяснимо лишь учебно-методическими интересами, а в реальном научном исследовании все они проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.

Эти основные исходные теоретические положения - принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе - реализуются посредством применения специальных приемов или методов практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод социальной диагностики расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции .

В исследовании социальных явлений, как и в любом другом научном исследовании, широко используются и такие два основных метода, как аналитический и синтетический . Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого, при одновременном повышении точности специальных методов диагностики. Рассмотренная выше в качестве примера общая схема социальной диагностики построена именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае демографическая ситуация) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а следовательно, полнее и точнее изучены.

Противоположностью аналитического метода является синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Суть его состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливается необходимый массив конкретного знания, информации, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления, т. е. процесс исследования развивается в направлении от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

В качестве небольшой иллюстрации вернемся к нашему примеру с диагностированием демографической ситуации. При применении синтетического метода исследователю предстоит сбор и накопление первичного фактического материала по самым конкретным и, казалось бы, частным вопросам данной проблемы. Это могут быть материалы о динамике народонаселения в целом по стране, по регионам за какой то определенный период (по годам или иным временным интервалам), статистические данные об абсолютном числе родившихся и умерших и в относительных показателях (в расчете на 100 тыс. населения) в тех же территориальных масштабах и пунктах, число браков и разводов, число родившихся и умерших детей и т. д. Располагая этими исходными материалами, можно приступить к последовательному их осмыслению, группировке по причинам и факторам, постепенно продвигаясь к выявлению общей демографической ситуации и свойственным ей на момент изучения временных или устойчивых тенденций.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему. Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования . Всем им присуща собственная методика, отражающая их специфику и способы применения. Детальное ознакомление с ними предстоит при изучении других учебных дисциплин (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.), поэтому остановимся на некоторых из них, в частности, рассмотрим несколько методов проведения исследования методом качественных оценок - методом измерений и дифференциации , - осуществляемого с привлечением группы экспертов.

Применение этого метода в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать в данном случае наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации различен, то используются и различные методы ее обработки и анализа.

Одним из них является метод парных сравнений . Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

Возможен и другой метод с использованием экспертных оценок. Это метод множественных сравнений . Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т. д. вариантов, что менее вероятно, но возможно . И в данном случае процедура оценок примерно такая же, как и в предыдущем методе. Преимущество его состоит в том, что при большом количестве вариантов решений имеется возможность систематизировать наиболее близкие из них и сгруппировать по совпадающим показателям.

Широкое распространение получил специальный метод ранжирования альтернатив , в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным . Указанный экспертом наиболее (или наименее) предпочтительный вариант исключается из дальнейшего рассмотрения (его ранг уже определен). Затем такая же процедура повторяется с оставшимися вариантами и так до тех пор, пока все они не будут соответствующим образом ранжированы. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразуясь с возможностями и условиями.

Эти и другие кратко рассмотренные нами основные принципы и методы социальной диагностики взаимоотношений в обществе позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы их осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Тема 2. Социально-педагогическое исследование социальной среды.

4.Методы диагностики микро- и мезо-социума.

5. Социальный паспорт класса, школы, микрорайона.

Макросреда (от грен, makros - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существую­щую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К. институтам макросреды относятся спо­соб материального производства, произ­водительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социоло­гии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В дан­ном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социо­логической науке является объектом изу­чения преимущественно общесоциоло­гических теорий.

Мезосреда (от греч. mesos - средний, срединный, промежуточный) - совокуп­ность институтов и отношений, состав­ляющих основу социально-антропологичес­кой структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и пред­ставляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельско­го жителя, члена определенной социаль­ной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке яв­ляется объектом изучения преимуще­ственно частных (специальных) социо­логических теорий.

Микросреда (от греч. mikros - ма­лый) - совокупность институтов и от­ношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказы­вающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первич­ные трудовые коллективы, малые соци­альные группы и общности. Микросре­да в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

Тема 1. Предмет и задачи курса: «Технология социальной работы»

Роль и место курса «Технология социальной работы» в системе научно-социальной технологии. Объективная необходимость технологизации социальных процессов. Особенности технологизации социальной сферы и социальной работы. Источники и предпосылки зарождения и становления «Технологии социальной работы» как прикладной системы научных знаний. Основные задачи курса «Технология социальной работы» и методика их решения. Теоретические и исследовательские проблемы курса «Технология социальной работы». Прикладные и практические задачи учебного курса. Значение социально-технологической подготовки для повышения профессионального мастерства специалиста социальной работы. Содержание и особенности изучения курса «Технология социальной работы». Роль и место курса в подготовке специалистов по социальной работе для уголовно-исполнительной системы России.


Тема 2. Технологический процесс: сущность и содержание

Сущность и основные характеристики технологического процесса. Социальная технология как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Основные этапы технологического процесса. Существенные признаки технологичности социальной работы. Технологичность и творчество в социальной работе.


Тема 3. Социальные проблемы: специфика и способы решения

Понятие социальной проблемы и ее истоки. Противоречия как основная причина возникновения проблем. Типы противоречия и виды социальных проблем. Разрешение проблем как фактор социального развития. Личностная проблема и источники ее возникновения. Характер отношения человека к проблемам и его учет в практике социальной работы. Технология разрешения проблем в социальной работе. Методы осознания и постановки проблем в практике социальной работы. Социальные проблемы уголовно-исполнительной системы и пути их решения.


Раздел II. Общие методы и методики социальной работы
Тема 4. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения

Социальная диагностика, ее место и роль в социальной работе. Сущность социальной диагностики. Диагностика как важнейшее условие эффективности социальной работы. Диагноз социальной ситуации, процесса или проблемы. Цели социального диагноза и его основные этапы. Принципы и основные методы осуществления социального диагностирования. Единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе. Принцип объективности, причинной обусловленности, комплексности и верификации.

Система методов социальной диагностики и их значение в социальной работе. Аналитические методы: структурный анализ, ситуационный анализ, позиционный и факторный анализ в социальной работе. Сравнительные методы диагностики: метод измерений и дифференциации. Прогностический метод и его применение в социальной работе. Специфика применения социальной диагностики в практике деятельности исправительных учреждений.
Тема 5. Содержание и организация социально-профилактических мероприятий с различными группами населения

Основные принципы профилактики кризисных состояний личности и девиантного поведения. Технология социально-профилактической работы по месту жительства и на производстве. Социологический анализ жизнедеятельности граждан по месту жительства и на производстве как исходный этап организации социально-профилактической работы.

Характер и динамика социальных отклонений - основа содержания социально-профилактических мероприятий. Координация усилий органов государственной власти, охраны общественного порядка, социальных служб и общественности в социально-профилактической работе. Социальный надзор, его сущность и виды. Официальный надзор и его виды: прокурорский, административный, посткриминальный контроль. Неофициальный (неформальный) социальный контроль. Объекты социального надзора и контроля. Функции социального надзора: социального управления, информационная, коррекционная, социальной превенции. Методика социального надзора и профилактики социального неблагополучия в социальной работе. Принципы социального надзора: правовая обеспеченность; гласность, открытость систематичность и непрерывность; гуманизм и разумная достаточность; профилактическая направленность.

Социально-профилактические мероприятия в уголовно-исполни­тельной системе. Цели, задачи деятельности уголовно-исполнительных инспекций, их роль и место в профилактической деятельности УИС.


Тема 6. Социальное обеспечение и механизм его осуществления

Основные принципы и задачи социального обеспечения. Понятие и нравственная сущность социального обеспечения. Право граждан на социальное обеспечение и государственные гарантии. Государственная система социального обеспечения. Пенсионный фонд, его структура и источники формирования. Принципы деятельности негосударственной системы пенсионного обеспечения. Характеристика системы социального обеспечения.

Виды социального обеспечения: пенсии, пособия и льготы и др. Порядок начисления трудовых и социальных пенсий и пособий. Размеры пенсий и их соотношение с минимальным потребительским бюджетом. Региональные особенности социального обеспечения граждан. Перерасчет, индексация пенсий, порядок их выплат. Технологии и организационно-правовой механизм осуществления социального обеспечения граждан.

Формы и методы работы социальной помощи в отделах социальной защиты населения. Социальное обеспечение сотрудников УИС и осужденных.


Тема: 7. Социальное страхование, его виды и пути реализации

Роль социального страхования в современных условиях. Функции социального страхования в России. Социальное страхование как форма социальной защиты населения.

Организационно-правовые основы страховой деятельности. Виды социального страхования, их взаимосвязь и взаимодополняемость. Государственное страхование, страховые фонды. Пособия и пенсия по государственному социальному страхованию. Страхование на случай безработицы.

Негосударственное социальное страхование: сущность и способы его осуществления в рыночных условиях.

Технология выплаты страховых сумм и пособий.

Социальное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС. Социальное страхование осужденных.


Тема 8. Технология социальной экспертизы

Понятие экспертизы. Сущности социальной экспертизы. Социальная экспертиза как база научного обоснования осуществления социального действия. Приемы, формы и методы социальной экспертизы. Общее и особенное в технологии социальной диагностики и социальной экспертизы. Социальная экспертиза и социальное обследование. Мониторинг и его место в технологии социальной экспертизы. Социальная и медико-социальная экспертиза.

Особенности проведения экспертизы в УИС.
Тема 9. Технологии связей с общественностью в социальной работе

Региональные органы социальной защиты населения как координаторы деятельности социальных служб и социальных учреждений различной ведомственной подчиненности.

Формы и методы деятельности координационного Совета: планирование деятельности, уточнение, разграничение обязанностей, ответственности, рассмотрение социальных проектов, программ деятельности служб и организаций по решению различных социальных программ, контроль их выполнения. Формирование механизма действий.

Решение социальных проблем семьи и детей: с помощью Управления по труду и социальным вопросам, управления социального обеспечения, центра социальной помощи семье и детям, центра занятости, Пенсионного фонда, общества Красного Креста, органов ЗАГСА, отдела культуры, спорткомитета, комиссии по делам несовершеннолетних, Совета ветеранов, Совета «воинов-афганцев», молодежного центра.

Организация связи УИС с общественностью.

Попечительские советы и Общественные советы в УИС.

Тема 10. Адаптивные процессы в социальной работе и методики

их регулирования

Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. Сущность социальной адаптации и адаптированности личности, группы. Взаимодействие адаптивных механизмов. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная. Социализация и конформизм личности. Самоутверждение личности в профессионально-трудовой и бытовой сфере.

Технология регулирования процессов социальной адаптации. Основные этапы технологического процесса воздействия на личность, группу в решении задач социальной адаптации. Выявление социально и личностно значимых периодов в жизнедеятельности человека.

Анализ факторов, приводящих к дезадаптированию личности, группы. Выбор оптимальных форм, методов и средств социальной помощи.

Адаптивные процессы в уголовно-исполнительной системе. Специфика адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. Адаптация персонала ИУ.

Раздел III. Частные технологии социальной работы
Тема 11. Технологии социальной работы с семьей

Содержание, задачи и принципы государственной семейной политики. Семья как фактор стабильности общества. Предмет и объект государственной семейной политики. Законодательная база семейных отношений. Функции семьи. Типы современной семьи и их особенности. Направления укрепления семейных отношений. Роль социальных служб в осуществлении государственной семейной политики. Система учреждений социальной защиты, оказывающих социальную помощь семье и детям. Основные технологии социальной работы в семье.


Тема 12. Технология социальной работы с женщинами

Социальные проблемы женщин. Необходимость формирования государственно-правовой политики в отношении социальной защиты женщин. Система служб и учреждений по оказанию помощи и поддержки женщинам, испытавших насилие. Методы оказания доступной и срочной юридической и психологической помощи женщинам. Задачи превентивно-профилактической работы с женщинами, испытавшими насилие. Сотрудничество и организация неправительственных организаций и центров, занимающихся проблемами насилия над женщинами. Методы социально-психологической, медико-социальной помощи в кризисных центрах для женщин. Специфика социальной работы в женских исправительных учреждениях.


Тема 13. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Профессиональные и личностные требования к специалистам, работающим с детьми и подростками. Основные проблемы детей и подростков и пути их решения. Социально-психологические особенности детей и подростков: возрастная периодизация. Девиация у детей и подростков, их типы.

Психофизиологические и социальные предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних. Токсикомания, наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество, мошенничество, воровство как проявление девиантности. Технология и организационные формы социальной работы с детьми и подростками.

Задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками из семей «группы социального риска». Информационно-консультационная работа. Система «телефонов доверия», методы и принципы их работы. Социально-педагогическая работа в семьях с детьми и подростками. Значимость культурно-досуговой оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками. Сотрудничество со средствами массовой информации, общественными организациями и клубами. Критерии эффективности социальной работы с детьми и подростками. Специфика работы в воспитательной колонии.


Тема 14. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения

Социальные нормы и отклонения: сущность, понятие и основные модели. Социальные отклонения, социальные болезни и социальные патологии: понятие и типология. Девиантное поведение, ориентированное на самого себя. Структура девиантного поведения. Взаимосвязь между социальными отклонениями, социальными болезнями и социальными патологиями. Механизмы и структурные элементы девиантного поведения.

Сущность и основные принципы профилактики социальных девиаций. Государственная политика в области борьбы с социальными отклонениями. Система государственных органов, проводящих мероприятия по профилактике девиантного поведения среди населения. Социальная работа, социальные риски и социальная безопасность.

Проституция как социальное явление. Понятие проституции, ее признаки. Истоки детской проституции. Промискуитет. Социальные, моральные, психологические и медицинские последствия проституции.


Тема 15. Технология социальной работы с инвалидами и престарелыми

Повышение уровня инвалидности в обществе и его причины. Понятие инвалидности. Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация инвалидов в обществе.

Проблемы медико-социальной помощи и обеспечения инвалидов медицинской техникой. Содержание деятельности врачебно-трудовой экспертизы состояния инвалидности. Роль специалистов по социальной работе в защите прав инвалидов.

Основы государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Государственно-правовой механизм социальной защиты пожилых людей. Система социальных служб и учреждений по оказанию помощи и поддержки людям пожилого возраста. Одиночество как социальная проблема пожилых людей и пути его преодоления. Формы и средства социальной адаптации лиц пожилого возраста при изменении социального статуса. Психологические проблемы лиц пожилого возраста: методы и средства их преодоления. Технология социально-бытовой, медико-социальной и психологической помощи в учреждениях стационарного и нестационарного обслуживание пожилых людей.
Тема 16. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства, мигрантами и беженцами

Бродяжничество как тип социального поведения. Социально психологические особенности лиц без определенного места жительства. Социальные и бытовые причины бездомности и пути превентивно-профилактической работы.

Бродяжничество как потенциальный фактор девиантного поведения личности. Детская бездомность и бродяжничество: причины и следствия. Социальная технология терапии и профилактики бродяжничества. Виды и формы социальной защиты бездомных. Государственные правовые акты по социальной защите лиц без определенного места жительства. Создание социальных учреждений по работе с бездомными.

Статус беженца и вынужденного переселенца, правовые основания его получения. Деятельность Федеральной миграционной службы (ФМС): ее структура, основные принципы и методы работы. Причины обострения миграционной ситуации в РФ на современном этапе. Основные миграционные потоки. Понятие потенциальных беженцев и вынужденных переселенцев. Роль социальных работников по оказанию помощи мигрантам. Технология работы с мигрантами: диагностическая, превентивно-информационная, профилактическая, адаптационная, создания групп взаимопомощи и взаимоподдержки и др. Социальная работа с семьями и детьми мигрантов и беженцев. Деятельность негосударственных фондов помощи мигрантам. Роль средств массовой информации в осуществлении миграционной программы РФ.


Тема 17. Технологии социальной работы с персоналом исправительных учреждений и их семьями

Консультативная и посредническая деятельность. Деятельность по защите прав сотрудников ИУ. Проблемы семьи и государственная молодежная политика. Принципы государственной политики в отношении института семьи. Цели и задачи их деятельности. Опыт деятельности учреждений социальной сферы для семьи и молодежи.

Специфика социальной работы с осужденными, состоящими в браке в ИУ.

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЁННЫМИ»
Тема 1. Введение. Задачи курса «Социальная работа с осужденными»
Проблемы исправления и ресоциализации осужденных в теории и практике. Сущность и основные направления социальной работы с осужденными в УИС. Особенности социальной работы в УИС. Принципы работы с осужденными в ИУ. Основные формы и методы социальной работы с осужденными.

Модель специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения, его профессиограмма, квалификационные требования к подготовке специалиста. Социальный работник как «социальный адвокат» осужденных, защищающий соблюдение их прав. Социальный работник как координатор социальной деятельности сотрудников всех частей и служб ИУ, а также общественных, религиозных и других организаций, осуществляющих общественный контроль и социальную помощь осужденным.

Анализ основных нормативных документов, регулирующих социальную работу в исправительных учреждениях России. Отечественный опыт социальной работы в УИС. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными (Орловский опыт) как модель организации социальной работы в исправительных колониях. Группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ИУ: организация и содержание деятельности. Особенности социальной работы в ИУ зарубежных стран.
Тема 2. Диагностика социальных проблем осужденных ИУ. Составление социального паспорта осужденных отряда исправительного учреждения

Анализ социальных проблем осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Правовые, экономические, социально-бытовые, медико-социальные, социально-психологические и психолого-педагогические проблемы осужденных в исправительных учреждениях.

Методы диагностирования социальных проблем ИУ, касающихся положения осужденных различных категорий: сбор статистической информации на основе анализа вторичных документов (справок, отчетов и т.п.), контент-анализ первичных документов (писем и личных дел осужденных, записей в журналах, актах и протоколах), метод интервьюирования и анкетирования осужденных и сотрудников по проблемам ИУ, наблюдение и визуальная диагностика. Информационная система «Социальное досье», ее программное обеспечение. Взаимодействие с психологической службой, отделом воспитательной работы, другими отделами и службами.

Технология составления социального паспорта осужденных исправительного учреждения в соответствии с приказом Минюста России № 262 от 30 декабря 2005 года. Структура социального паспорта осужденных отряда, исправительного учреждения в целом: социально-демографические и социально-профессиональные характеристики осужденных, содержащихся в ИУ и нуждающихся в социальной помощи.
Тема 3. Планирование социальной работы в ИУ

Сущность планирования социальной работы. Примерная структура плана работы группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными в ИУ, социальному паспорту ИУ и наличию социальных проблем, присущих данному исправительному учреждению, коллективу осужденных.

Технология согласования плана социальной работы с осужденными с другими планами, существующими в ИУ (планы воспитательной работы, экономического развития и т.д.).

Контроль и учет социальной работы с осужденными: методика ведения документации и составления отчета о работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных.


Тема 4. Взаимодействие ИУ с государственными органами, общественными, религиозными и другими организациями в оказании социальной помощи осужденным

Характеристика системы государственных, общественных и религиозных организаций, с которыми осуществляется взаимодействие ИУ при оказании социальной помощи, защиты и поддержки осужденных.

Анализ правовой основы, нормативных актов, регулирующих деятельность общественных организаций по оказанию ими социальной помощи и осуществлению социального, общественного контроля деятельности исправительного учреждения. Попечительские советы, общественные фонды, благотворительные организации и формы их сотрудничества с УИС.

Установление постоянных связей на основе договоров ИУ с различными общественными, религиозными и другими организациями при оказании материальной и духовной помощи осужденным.


Тема 5. Особенности социальной работы с осужденными в карантине. Разработка программ решения индивидуальных проблем осужденных

Социальное диагностирование личности осуждённых, поступающих в ИУ. Акцентирование внимания на индивидуальных проблемах осужденного: взаимоотношения с семьей, родственниками, отношение к наказанию, жизненные планы, профессиональная подготовка, сфера жизненных интересов и т.п. Выявление социально позитивных и криминогенных факторов -детерминант преступления. Прогнозирование поведения в ИК и после освобождения. Выявление групп осужденных («групп риска»), нуждающихся в первоочередной (обязательной) социальной помощи, поддержке, защите. Взаимодействие с психологом, начальником отряда при изучении личности.

Разработка совместно с осужденным плана индивидуальной помощи со стороны социального работника, психолога, медиков, преподавателей и других сотрудников ИУ, а также самопомощи, активизации собственных усилий осужденного на решение сформулированных проблем.

Технология составления программ и оформления карт ресоциализации осужденных «групп риска».


Тема 6. Особенности социальной работы с несовершеннолетними осужденными

Характеристика социальных проблем несовершеннолетних осужденных. Семья, микросреда как криминогенные факторы.

Классификация осужденных-несовершеннолетних на различные категории: склонных к агрессивности, нарушению режима; склонных к суициду; побегу; имеющих затруднения в общении с персоналом, другими осужденными, родителями; имеющих отклонения в развитии; бывших беспризорников, социальных сирот, лиц без образования, имеющих особые жизненные проблемы и др.

Разработка планов групповой и индивидуальной работы с несовершеннолетними осужденными различных категорий.

Оказание социальной помощи, защиты, поддержки различным типам несовершеннолетних осужденных.

Взаимодействие с семьей, государственными органами и общественными организациями при решении социальных проблем несовершеннолетних осужденных в ВК и после освобождения.

Обзор передового опыта работы воспитательных колоний.
Тема 7. Особенности социальной работы с осужденными женщинами

Криминологические, психофизиологические и психологические, социальные, гендерные особенности осужденных женщин. Классификация осужденных женщин, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и защите. Беременные и кормящие осужденные женщины, имеющие малолетних детей, низкий образовательный уровень, склонные к суициду, страдающие от алкогольной и наркотической зависимости, не имеющие постоянного места жительства, профессии как объект социальной работы в ИК.

Нормативная, законодательная база, регулирующая социальную работу с женщинами, в том числе осужденными.

Программы ресоциализации и социальной реабилитации осужденных женщин в ИУ. Восстановление семейных связей как основное направление социальной помощи. Опыт ИК-2 УФСИН России по Мордовской республике по совместному проживанию осужденных женщин, имеющих грудных и малолетних детей и его распространение в других исправительных учреждениях для женщин. Работа Школы матери в ИУ.


Тема 8. Оказание социальной помощи осужденным-инвалидам и престарелым

Физиологические, психофизиологические, психологические и социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных инвалидов и престарелых.

Российское законодательство о социальном обеспечении инвалидов и пенсионеров, в том числе осужденных.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных-инвалидов и престарелых. Особенности ресоциализации и реабилитации данной категории осужденных в ИУ различного вида режима.

Технология паспортизации и оформления инвалидности, пенсий, льгот, медицинских и страховых полисов в период отбывания наказания в ИУ.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных данной категории. Формы привлечения государственных органов и общественности к решению социальных проблем осужденных инвалидов и престарелых.

Лекция. Социальная диагностика, применение ее методов в социальной работе (4 часа)

1. Сущность, цели социальной диагностики.

2. Принципы социальной диагностики.

3. Методы социальной диагностики.

4. Основные этапы социальной диагностики.

Сущность, цели социальной диагностики.

Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Этому служит такая технология социальной работы как социальная диагностика.

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

В науке термин «социальная диагностика» утвердился в конце 1920-х – начале 1930-х годов XX века. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.

Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

Не избегать вопроса «почему?»;

Прослеживать историю идей;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

Связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принципы социальной диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

Ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

Измерение и анализ показателей;

я.

Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Соц диагностика изуч не столько личность, сколько ее социальное окружение.

Структура социальной диагностики включает:

Изучение социально-психических и возрастных особенностей людей

Определение их способностей и интересов

Изучение профессиональных интересов и условий жизни этих людей, круга их общения, анализ социального климата их жизнедеятельности

Выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов, кейсы, игровые методы, картографирование, библиографич методы.

Этапы:

Составляется гипотеза

Проверяется (анкеты, опросы, наблюдение,)

Постановка диагноза

Прогноз

Общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
построение выводов, на основе которых делается заключение.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования.

  • объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
  • научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Схема анализа отклоняющегося поведения

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации).

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии).

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи.

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм).

7. Заключение.» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Карта личности (форма с34па)

В числе обязательных документов, которые составляются социальным педагогом, медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов

В случае, когда результаты диагностической деятельности используются социальным педагогом в собственной социально-педагогической деятельности, они, как правило, оформляются в единую « Карту личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности», « Социально-педагогический паспорт личности и т.п.

Социальный педагог должен помнить три вещи:

Чем больше пунктов заполнено в карте личности тем лучше и полнее будет картина личности. Но при этом необходимо понимать целесообразность заполнение тех или иных пунктов формы, а следовательно и проведении диагностических исследований.

При заполнении максимально уменьшить субъективный фактор, по возможно каждый пункт в форме подтверждать результатом диагностических тестов или другими материалами. Например " Социально-бытовые условия" заполнять на основе Акта обследования семьи, "Мышление" - на основе психологической диагностики.

Карта личности - документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. В том числе при сборе, обработке и хранении информации.

Карта личности

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов).

2. Психологическая атмосфера в семье: данные о родителях, другие члены семьи, тип семьи, характер взаимоотношений родителей с ребенком, организация режима труда и отдыхаю

3. Особенности учебной деятельности: успеваемость учащегося, отношение к учению, интеллектуальные возможности учащегося, мотивы учения.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

8. Уровень самооценки личности.

9. Особенности поведения.

Методика диагностики микросреды. Под микросредой понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).

При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно:

Выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;

Построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;

Обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;

Определить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

Термин «диагноз» (греч. diagnostikos – способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, где необходимо правильное распознание болезни для выбора оптимальных методов лечения. Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования [.При осуществлении социальной диагностики учитываются не только биологические, но и социальные (условия жизни и т.п.) причины проблем клиентов.

Как отмечает Л.П. Кузнецова, необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена для социального работника следующими обстоятельствами. Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет четкие и адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Во-вторых, часто внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внутренним, сущностным содержанием. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины проблем, выявить их сущность. В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только установить проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их иерархию по степени значимости для клиента, прогнозировать их развитие.

7 Основные принципы и методы социальной диагностики

При осуществлении социальной диагностики социальному работнику следует опираться на следующие принципы: принцип конфиденциальности – неразглашение результатов социального диагноза; принцип научной обоснованности – результаты диагностики должны быть достоверными и надежными; принцип ненанесения ущерба – данные исследования не должны использоваться во вред человеку, который подвергся диагностике; принцип объективности – исключение влияния субъективных установок специалиста на результаты диагностики; принцип системного подхода – всестороннее исследование проблем, стоящих перед клиентом, а также сочетание различных методических приемов при диагностике каждой из проблем; принцип причинной обусловленности – все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи и взаимодействии, поэтому в процессе исследования необходимо не только установить проблемы клиента, но и выявить причины, обусловившие их возникновение; принцип позиционности – анализ конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиции различных субъектов, имеющих к ней отношение; принцип эффективности – рекомендации, предлагаемые клиенту по итогам диагностики, не должны быть для него бесполезными и не должны приводить к нежелательным и непредсказуемым последствиям.

Являясь технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. Содержание этих этапов может быть различным, в зависимости от уровня осуществления социальной работы: непосредственная работа с клиентом, работа с группой или управленческий уровень. В учебном пособии «Технологии социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой в технологии социальной диагностики при работе с клиентом выделяются следующие этапы: появление социальной проблемы; сбор и анализ данных о социальной ситуации и постановка социального диагноза. Модель осуществления диагностики может включать и такие этапы: предварительное ознакомление с объектом; проведение общей диагностики; проведение специальной диагностики; построение выводов.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз.

В учебном пособии «Социальная работа» под редакцией В.И. Кур­ба­то­ва при принятии управленческих решений рекомендуется придерживаться следующей схемы проведения социальной диагностики: оценка состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей; определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.

Основные методы социальной диагностики

Систему методов социальной диагностики можно условно разделить на две группы: методы сбора и методы анализа диагностической информации. В социальной работе для сбора данных о социальной ситуации субъекта диагностирования используются, в основном, социологические и психологические исследовательские методы.

Применение психодиагностических методов нацелено на получение информации о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. К основным методам психологического исследования, используемым в социальной диагностике, относятся следующие. Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие изучаемого объекта (индивида, малых и больших групп, общностей), черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения людей в определенной социальной среде и ситуации.

Целью применения в социальной диагностике методов социологического исследования является оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта, выявление отклонений от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития. Основным методом сбора первичной социологической информации выступает опрос. Принято различать два основных класса опросных методов: интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем, запись ответов последнего производится либо интервьюером (специалистом по социальной работе), либо механически (на пленку и т.п.), и анкетный опрос – опосредованное (через анкету или опросный лист) взаимодействие исследователя и респондента, предполагающее жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы письменно регистрируются самим опрашиваемым. Методами социальной диагностики, позволяющими получить фрагментарную, уточняющую информацию о состоянии изучаемого объекта или процесса, являются эксперимент и анализ документов.

Е.И. Холостова для анализа диагностической информации предлагает использовать такие методы, как анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации, ранжирование по степени значимости альтернатив решения исследуемых социальных проблем. В целом, элементарные процедуры упорядочения полученных данных, предваряющие их анализ – это группировка и классификация (типологизация). Далее следует непосредственно сам анализ полученных данных: одномерный (описание одной характеристики объекта исследования в определенный момент времени), либо многомерный (установление причинно-следственной связи между несколькими переменными). Для постановки социального диагноза часто бывает недостаточно одномерного анализа, поэтому более распространен многомерный анализ диагностической информации.

Итак, социальная диагностика является важнейшей технологией и начальным этапом любого технологического процесса социальной работы. От правильной постановки социального диагноза зависит весь дальнейший процесс решения проблемы. Наличие знаний и умений проведения социальной диагностики является неотъемлемым для специалиста-профессионала по социальной работе.

Поделиться