Объяснение причин низкой заработной платы образец. Пояснения о низкой зарплате. По начислению ндфл

Месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Федеральный МРОТ с 01.05.2018 составляет 11 163 рубля (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ ).

А в субъектах РФ, где принят региональный МРОТ, работодатели должны ориентироваться не на федеральный МРОТ, а на минималку соответствующего региона (ст. 133.1 ТК РФ). К слову, в Москве с 01.10.2017 она составляет 18 742 рубля (Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключено 15.12.2015, Постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП ).

В общем случае выплата заработной платы в меньших размерах - не только нарушение трудового законодательства, но и дополнительное основание для повышенного интереса к такому работодателю со стороны налоговой инспекции. Вполне вероятно, ИФНС запросит у вас пояснения о низком уровне заработной платы. Как их составить, расскажем в нашей консультации.

Низкий уровень заработной платы? Пояснения в налоговую!

Выплата низкой заработной платы обычно наводит инспекцию на мысль о том, что работодатель, пытаясь избежать уплаты НДФЛ и взносов, использует серые схемы выплаты зарплаты. Для проверки таких обстоятельств работодателя могут вызвать на , запросив к встрече подготовить пояснения о низкой заработной плате. При этом интересовать налоговиков может выплата зарплаты не только ниже МРОТ, но и ниже среднеотраслевых показателей. Повышенный интерес может вызвать даже падение уровня заработной платы по сравнению с прошлыми периодами.

Пояснения по низкой заработной плате: образец

Пояснения в ИФНС по низкой заработной плате составляются в произвольной форме. Конечно, если работодатель нарушает трудовое законодательство, обосновать это вряд ли удастся. Но ведь зарплата ниже МРОТ может выплачиваться и на законных основаниях. Например, когда работник трудится неполный рабочий день. Это и нужно будет указать в пояснениях.

Пояснения по заработной плате ниже среднеотраслевых значений можно обосновать особенными условиями, в которых работодатель ведет свою деятельность. Например, дефицит сырья и снижении производства, падение спроса или увеличение конкуренции. Помочь могут любые доводы, которые действительно связаны со снижением заработной платы. При необходимости к пояснениям можно приложить документы, подтверждающие сделанные выводы. Например, штатное расписание, подтверждающее работу на полставки, или приказ, обосновывающий снижение величины премий.

Пояснения должны быть направлены в срок, указанный в запросе. Хотя если запрос налогоплательщику был направлен в виде информационного письма, ответственность за неподачу пояснений НК РФ все равно не предусматривает.

Приведем для пояснений о предполагаемом занижении заработной платы образец заполнения.

Пояснительная записка запрашивается в случае, если налоговики нашли в сданной отчетности какие-либо неточности, ошибки или возможные нарушения. Инспекция направляет в адрес налогоплательщика требование с подачей пояснений, которые должны быть оформлены в письменном виде. Вместе с запиской могут потребоваться документальные доказательства.

В каких случаях требуется?

Если налоговая прислала письмо с требованием о предоставлении пояснений, значит инспекторам что-то не понравилось в поданной отчетности. Чаще всего такие требования рассылают в ходе проведения камеральных налоговых проверок полученных деклараций, которые проводятся в автоматическом режиме с помощью специального программного обеспечения.

При обнаружении ошибок, расхождений в показателях и противоречий между указанными сведениями и информацией, которой располагает инспекция, налогоплательщик обязан подать соответствующие разъяснения. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса .

Налоговики имеют право запрашивать разъяснения в ходе камеральной проверки отчетности, в которой заявлены убытки. Как показывает практика, это происходит в отношении каждой такой декларации.

Если подана уточненная декларация, в которой размер отчислений в бюджет стал меньше по сравнению с первичной суммой, инспекторы вправе истребовать объяснения, обосновывающие изменение значений (пункт 3 статьи 88).

Для направления пояснительной записки налогоплательщику дается пять рабочих дней с момента получения письма с требованием (пункт 3 статьи 88). Подача пояснений – в интересах налогоплательщика, так как налоговая при их отсутствии может доначислить сумму к уплате в бюджет.

ВАЖНО: Если в отчетности действительно содержатся ошибки, вместо пояснительной записки можно направить уточненную декларацию. Присылать объяснения в данном случае смысла нет (пункт 1 статьи 81 НК РФ , Письмо ФНС РФ от 6 ноября 2015 года №ЕД-4-15/19395).

Письменные разъяснения направляются следующим образом:

  • сдаются лично через канцелярию;
  • отправляются по почте (в письме должна быть опись вложения).

Пояснения касаемо отчетности по НДС можно переслать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Таким образом, основаниями для запроса пояснений могут послужить:

  • обнаружение ошибок в поданной отчетности;
  • противоречия в бумагах за отчетный период или в разрезе ранее предоставленных сведений;
  • подача «уточненки», снижающей сумму отчислений в бюджет по сравнению с ранее указанными цифрами;
  • отражение убытков за отчетный период плательщиками налога на прибыль.

В некоторых случаях налоговую нужно уведомлять о получении требования с подачей пояснений (Письмо ФНС России от 27 января 2015 года №ЕД 4-15/1071). Также нужно иметь в виду, что на требовании может не быть печати инспекции (Письмо ФНС России от 15 июля 2015 года №ЕД 3-2-/2739).

Как составить?

Пояснительная записка составляется на имя начальника инспекции по адресу регистрации на официальном бланке фирмы. Закон не выдвигает требований к форме написания, однако в отношении некоторых видов записок налоговиками предусмотрен рекомендуемый вариант составления.

Такие формы не обязательны, поскольку носят рекомендательный характер. Тем не менее, их применение желательно во избежание разногласий с контролирующим органом, к тому же это намного удобнее в плане заполнения.

При написании ответа нужно учитывать не только специфику (например, уточнение размера заработной платы, объяснение убытков и т. д.), но и ориентироваться на содержание самого требования. Оно может включать необходимость указания общих сведений касаемо указанной темы либо узконаправленных данных. Требование может предусматривать подачу конкретных бумаг.

Если выяснилось, что ошибка в отчете действительно есть, но она не приводит к занижению налога (например, техническая ошибка в указании кода), в ответ на запрос можно сделать следующее:

  • написать в ответном письме, что допущенная ошибка не повлекла занижения базы и суммы к уплате в бюджет, и указать правильный вариант;
  • сдать уточненку.

В целом, пояснительная записка выглядит так:

«В ответ на ваше требование о предоставлении пояснений касаемо _____ №____ , сообщаем следующее: _____».

По убыткам

Вопросы возникают в первую очередь по поводу убытков, обозначенных в отчетности по налогу на прибыль. Пояснения требуются не в каждом случае указания убытков и только с юрлиц, зарегистрированных давно. Это объясняется тем, что минусы в деятельности фирм-новичков – явление абсолютно нормальное. Обычно налоговики обращают внимание на убытки, полученные в течение двух и более лет.

Основаниями для истребования уточнений могут служить:

  • существенный размер убытков, полученных по результатам отчетного периода;
  • компания работает в минус на протяжении нескольких отчетных периодов.

Налоговая в перечисленных случаях может приписать компанию к числу проблемных или же заподозрить ее в умышленном занижении доходов с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому при получении подобных требований налогоплательщики особенно заинтересованы в таком объеме требований, которого бы хватило для снятия всех подозрений.

В объяснительной подробно описываются все обстоятельства, которые стали основанием для ухода в минус:

  • изменение валютного курса;
  • значительные расходы на аренду и оплату труда;
  • крупные разовые или длительные затраты (ремонт, покупка оборудования, вложения и т. д.);
  • вынужденный сброс цен на продукт из-за снижения спроса;
  • снижение объема производства или реализации вследствие нестабильной ситуации на рынке, кризиса в стране;
  • форс-мажорные события, причинившие крупный ущерб;
  • потеря поставщиков и др.

В записке нужно написать, что все расходы имеют экономическое обоснование (привести детализацию расходов и доходов). В качестве доказательства изложенных событий следует приложить подтверждающие бумаги (выписки из бухгалтерских и налоговых регистров и др. – пункт 4 статьи 88).

В конце необходимо описать меры, предпринятые для минимизации убытков в будущем. Можно приложить план мероприятий и таблицу, содержащую основные виды расходов и их значения за год по видам.

По заработной плате

Помимо убытков инспекторы могут заинтересоваться размером заработной платы персонала и порядком исчисления с нее налога на доходы. В отношении выплат работникам часто возникают вопросы касаемо их размера, если они меньше установленной нижней планки.

Если сотрудник работает на полставки, можно сослаться на следующие документы:

  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой контракт, в котором подробно описаны условия (неполная занятость, неполный рабочий день, совместительство и т. д.).

Дополнительно не лишним будет объяснить причины, из-за которых уменьшилась зарплата (например, сокращение производственного объема).

По начислению НДФЛ

Если компания уплачивает НДФЛ в качестве налогового агента, могут возникнуть вопросы касаемо выявленных неточностей в определении налогооблагаемой базы и самой суммы к уплате. Если ошибка на самом деле есть, ситуацию нужно исправить, представив доказывающие исправление документы. Если ее невозможно исправить, следует послать обоснование.

Если несоответствие возникло из-за расхождений в методике расчета, и сведения по факту были представлены правильно, нужно просто детально описать используемый способ расчета и обосновать его.

По расхождению в отчетности

Инспектор может сравнить сведения двух или нескольких деклараций (например, НДС с отчетностью по налогу на прибыль), либо сопоставить отчетность с бухгалтерскими документами. Налогоплательщику потребуется доказать причину расхождений показателей (в т. ч. выручки). Сделать это несложно, поскольку правила бухучета несколько отличаются от правил налогового учета. К тому же база по разным налогам определяется с учетом своих особенностей.

Так, например, база по НДС может не совпасть с выручкой в отчете по прибыли, так как некоторые внереализационные доходы не подлежат обложению НДС (дивиденды, штрафы, курсовая разница). Об этом говорится в статье 250 .

По НДС

Если в ходе проверки по НДС инспектор выявляет ошибки или какие-либо несостыковки, он также запрашивает объяснения. Форма ответа рекомендована Письмом ФНС от 16 июля 2013 года №АС 4-2/12705 (второе приложение).

В форме содержится несколько таблиц, в которые вписываются разъяснения по каждому разделу декларации (с 8 по 12 раздел). Заполняется та, которая соответствует блоку с ошибками.

Следует отметить то, что это именно рекомендуемая форма, а не обязательная. Поэтому утонения можно оформить и в другом, более удобном виде. Но лучше все-таки остановиться на образце, указанном в Письме ФНС. К записке можно приложить дубликаты счетов-фактур, выписку из книги покупок и продаж.

По налоговой нагрузке

Если ИФНС истребует пояснения, касающиеся низкой налоговой нагрузки в разрезе среднеотраслевого уровня, можно написать следующее:

«В декларации по налогу ____ за период с __.__.____ г. по __.__.____ г. не допущено неполного отражения данных или неточностей, в результате которых возможно уменьшение налогооблагаемой базы. Ввиду этого у ООО «____» нет обязательств по уточнению налоговых платежей за указанный период. Касаемо налоговой нагрузки по основному виду деятельности, сообщаем:

ее уменьшение в период с __.__.____ г. по __.__.____ г. вызвано рядом обстоятельств: снижение доходов и увеличение расходов компании».

Далее можно указать, насколько снизилась выручка и возросли затраты за указанный период по сравнению с предыдущим. Нужно объяснить, что к этому привело (уменьшение спроса или количества покупателей, рост цен по закупке и др.).

Другие случаи

Помимо деятельности самой фирмы, налоговая может запросить сведения о контрагентах. Это называется встречной проверкой (или «встречкой»). Суть ее заключается в том, камеральный отдел рассылает запросы с просьбой предоставить перечень операций, выполняемых в отношении какой-либо организации, а также подтверждающие бумаги (договоры, взаиморасчеты и т. д.). Сведения запрашиваются за конкретный период времени.

Ответ составляется строго по установленному алгоритму, т. е. в соотвествии с истребуемыми сведениями. Если никаких операций за указанный период не осуществлялось, можно так и написать:

«За период времени с __.__.____ г. по __.__.____ г. никакие операции в отношении ООО «___» не проводились». За непредставление такого рода сведений на налогоплательщика накладывается штраф.

Образец составления

Поскольку единой формы написания нет, записку можно составить в достаточно свободной форме по сути описания ситуации.

Скачать образец пояснительной записки можно по ссылке ниже.

Ответственность за непредоставление пояснительной записки

Ответственность за непредоставление пояснений не предусмотрена. Положения статьи 126 на указанный случай не распространяются, поскольку речь идет не об истребовании документов (). также не может применяться, так как это не является «встречкой» ().

На налогоплательщика не накладывается и административная ответственность по статье 19.4 КоАП . Нормы указанной статьи применяются в случае неявки в налоговую, в не при отказе от дачи пояснений. Об этом говорит и ФНС (пункт 2.3 Письма от 17 июля 2013 года №АС-4-2/12837).

Получается, что налоговики не могут наложить штраф на несдачу пояснений. Тем не менее, сделать это нужно, так как отказ может привести к выездной проверке и как следствие – к существенным доначислениям, обжаловать которые не так-то просто.

На «зарплатную» комиссию приглашаются руководители тех компаний, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности с учетом данных о «низкозарплатных» организациях.

Причем функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам предприятий (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Правовой статус «зарплатной» комиссии

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Как правило, они действуют на основании распоряжения местных органов власти. Так, в Москве подобная комиссия руководствуется приказом УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96 и распоряжением правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, Федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов».

Комиссии, созданные в регионах, руководствуются аналогичными распоряжениями. Но основной документ, который является первоосновой для образования «зарплатных» комиссий, - это рекомендации ФНС России, изложенные в Основных положениях по реализации письма ФНС России от 18 мая 2007 г. № ММ-14-02/220дсп@ «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведенных письмом ФНС России от 30 августа 2007 г. № СК-14-02/343дсп@.

Несмотря на неурегулированность статуса, игнорировать приглашение на «зарплатную» комиссию не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Также материалы компании могут быть переданы в городскую инспекцию труда или префектуру. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф от 2000 до 4000 рублей по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса. Следует отметить, что правильность такого подхода подтверждена и судебными решениями (постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

С другой стороны, раз нет нормативного регулирования действий «зарплатных» комиссий на законодательном уровне, то нет и регламента присутствия на них. Поэтому руководитель может посетить комиссию в компании соответствующих специалистов: бухгалтера, юриста, финансиста, консультанта и т. п. Также представлять предприятие может любой работник на основании доверенности, оформленной должным образом.

Размер заработной платы

Контролирующие органы уделяют пристальное внимание размеру заработной платы, выплачиваемой фирмами своим работникам, потому что оплата труда является основной составляющей базы для начисления страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Если официальная заработная плата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, то контролеры предполагают, что к такой заработной плате дополнительно выплачиваются денежные средства, которые не учитываются при налогообложении: так называемые выплаты в «конвертах», «теневые» или «серые» зарплаты.

Необходимо отметить, что понятие «среднеотраслевой уровень зарплаты» используется только для статистических данных. Ни трудовым, ни налоговым законодательством такого понятия не предусмотрено.

Трудовое законодательство оперирует понятием «минимальный размер оплаты труда». Так, согласно статье 133 Трудового кодекса, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (ст. 131.1 ТК РФ). Он может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Опасный момент

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Однако игнорировать приглашение не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф, так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Несоблюдение этих положений является нарушением трудового законодательства, что влечет за собой наложение штрафа в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

  • на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей;
  • на организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Обратите внимание, что минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Москвы, составляет (соглашение от 2 декабря 2010 г. «О минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей»):

  • с 1 января 2011 года – 10 400 рублей;
  • с 1 сентября 2011 года – 10 900 рублей.

Размер «среднеотраслевой» зарплаты

На заседание «зарплатной» комиссии приглашаются те руководители, у которых средняя заработная плата в компании оказывается меньше среднеотраслевого уровня.

Определение «среднеотраслевая зарплата», которым оперируют проверяющие, упоминается в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Данным приказом утверждены также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из критериев является «выплата среднемесячной заработной платы на одного работника среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации».

Источники получения информации о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации также определены вышеуказанным приказом:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • запросы в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

Проанализировав общедоступную информацию о величине «среднеотраслевой зарплаты», можно спрогнозировать и вызов на «зарплатную» комиссию.

Отстоять свою позицию

Приходя на «зарплатную» комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. Кроме того, они будут пытаться уличить компанию в наличии зарплаты в «конвертах». Следует отметить, что контролеры не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии могут только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Во-первых, комиссию всегда интересует, почему в компании зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли для таких организаций. Напомним, что невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы (выплата зарплаты в «конвертах», использование «серых» схем).

Внимание

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы. При этом они не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии не вправе доначислять или штрафовать по «домыслам», в их компетенции только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Вариантов ответа может быть много, все зависит от конкретных обстоятельств.

1. Компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

2. Временные трудности – универсальная причина, которая также легко объясняется. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта. И не надо сбрасывать со счетов финансовый кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.

3. Наличие совместителей – довольно популярная и объективная причина низкой зарплаты. Как известно, совместители работают не полный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. Но в трудовых договорах зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы.

4. Особая система премирования. Такое объяснение подходит для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника определяется достигнутым результатом. Например, количеством заключенных сделок или проданной продукции, а не количеством часов, проведенных на работе. Система мотивации подразумевает разделение заработной платы на две части: оклад и бонус. Причем бонусы могут выплачиваться не ежемесячно, а раз в квартал или год, а в некоторых случаях и не выплачиваться совсем, если работником не достигнут определенный результат, зафиксированный в положении о премировании.

Членов «зарплатной» комиссии также интересует причина перехода в компанию работников, у которых зарплата на предыдущем месте работы была выше, чем в настоящее время.

На этот вопрос также можно подготовить несколько вариантов ответов.

1. На работу принят сотрудник, который попал под сокращение у предыдущего работодателя. Вновь принятый работник посчитал, что лучше иметь небольшой (по сравнению с предыдущим местом работы), но стабильный доход, чем быть безработным и жить на пособие.

2. Работника в большей степени интересуют такие критерии, как удобное месторасположение офиса и гибкий график работы.

«Зарплатную» комиссию также интересует такой показатель, как подотчетные суммы. Контролеры считают, что деньги, выдаваемые под отчет, являются скрытой формой заработной платы, особенно если показатели выдачи сумм под отчет достаточно высоки.

В этом случае членам комиссии следует пояснить, что наличные деньги выдаются под отчет в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ, и Положением о подотчетных средствах, действующим на предприятии. Особое внимание следует обратить на то, что деньги под отчет выдаются только при полном отчете работника за предыдущий аванс. Если понадобится, то в качестве доказательств можно представить локальное Положение о подотчетных средствах, акты проверок кассовой дисциплины, проводимых обслуживающим банком, акты инвентаризации подотчетных средств, авансовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера.

Особые правила

Еще одна информация, которая является предметом выяснения на «зарплатной» комиссии, – источник дорогостоящих покупок, которые совершают работники предприятия (квартиры, машины).

В такой ситуации никакие доказательства того, что компания не скрывает выплат, она предъявлять не должна. В бухгалтерском учете предприятия имеются сведения только о тех доходах работников, источником которых является оно само. Доходы, которые сотрудник получает вне работодателя, не являются предметом учета компании. Источник дорогостоящих покупок работника – это дело самого работника. В конце концов, у него может быть дополнительный заработок (по совместительству, по договорам подряда), он может взять кредит в банке или взаймы у друзей, получить наследство или продать старую машину (квартиру). В любом случае доходы сотрудника, получаемые им вне компании, не могут являться предметом интереса и проверки предприятия.

Иногда на «зарплатных» комиссиях просят дать пояснения по поводу выплаты ежемесячных дивидендов. Но такие вопросы возникают в редких случаях, так как дивиденды по общему правилу выплачиваются ежегодно или ежеквартально. Кроме того, они не бывают массовыми, ведь не все работники могут являться участниками или акционерами. Но если проблема возникла, то надо иметь в виду следующее. Чтобы дивиденды признавались таковыми, они должны отвечать понятию дивидендов, а именно выплачиваться из чистой прибыли, которая формируется на основании данных бухгалтерского учета по окончании года. Кроме того, они должны быть оформлены надлежащим образом: протоколами собраний участников или акционеров (ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если все необходимые условия соблюдены, то проблем не будет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1).

Напутствие

В заключение необходимо напомнить, что функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если в компании заработная плата учитывается полностью при уплате страховых взносов, а также НДФЛ, то претензий к ней не будет (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Также следует иметь в виду, что «зарплатная» комиссия оперирует статистическими данными, которые не подходят для всестороннего и полного анализа деятельности фирмы. Кроме того, каждое предприятие ведет свою деятельность индивидуально, действуя на свой страх и риск. Поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не усредненным среднестатистическим. И если руководитель предприятия поддастся на уговоры и решит поднять зарплату на вверенном ему объекте, то лучше это сделать не резко, а поэтапно, соблюдая определенный график. Тогда повышение зарплат будет выглядеть обоснованно, и никто не сможет даже подумать о том, что наличие схем все же было.

Принимая решение о повышении заработной платы, следует помнить, что это приведет к увеличению налоговой нагрузки и может явиться причиной повторного вызова руководителя для дачи объяснений. Но уже на «убыточную» комиссию.

При походе на «зарплатную» комиссию не стоит опасаться, что ваши объяснения войдут в противоречие с объяснениями работников, так как не предполагается приглашать самих работников на заседание «зарплатных» комиссий (письмо ФНС России от 2 декабря 2009 г. № 3-5-04/1774).

О.Е. Черевадская, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», доктор экономических наук

По информации налоговиков, зарплатные комиссии дают необходимый инспекторам эффект * . А именно: налоговые поступления от большинства компаний, вызванных на ковер, увеличились. Тем более что сейчас налоговики сравнивают уровень зарплаты компаний не с МРОТ или прожиточным минимумом, а с более высоким среднеотраслевым уровнем. В то же время некоторые компании не поднимают уровень зарплаты, и при этом у комиссии их действия претензий не вызывают. Как именно необходимо действовать, какие объяснения привести, чтобы налоговики сочли их приемлемыми, рассказал на посвященном «серой» зарплате и зарплатным комиссиям семинаре Антон Сляднев, заместитель руководителя отдела налогового права и консалтинга компании «Интелис», к. ю. н.

ЗАКОННЫЙ МИНИМУМ

В начале семинара лектор напомнил, что налоговики основывают свою деятельность на приказах и распоряжениях ФНС России. Но при этом в Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия. То есть никакой юридической силы сами комиссии, равно как и их требования, не имеют.

Требования повысить зарплату до среднеотраслевого уровня тоже незаконны. ТК РФ (ст. 133) уже установил положение о минимальном размере оплаты труда в РФ. Трудовой кодекс допускает повышение минимального размера в конкретном субъекте, но лишь на определенных условиях. Во-первых, уровень должен быть единым по всем отраслям. Во-вторых, минимальный размер устанавливается специальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (а не зарплатной комиссией).

Таким образом, закон в общем случае требует от работодателя платить минимально 2300 руб. за полностью отработанный месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Если в субъекте прошли заседания трехсторонних комиссий, МРОТ может быть больше (например, в Москве 6100 руб., установлен Московским трехсторонним соглашением на 2007 год от 12.12.06). Более того, закон предоставляет компании возможность отказаться от необходимости выплачивать повышенную зарплату. Для этого достаточно написать письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 48 ТК РФ).

Особо лектор подчеркнул: ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве нет. Конечно, если компания сочтет необходимым, она может и посетить зарплатную комиссию. И при этом даже в рамках самой комиссии можно привести объективные доводы в пользу небольшой зарплаты.

ПРИЕМЛЕМЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Антон Сляднев пояснил, что все возражения лучше подготовить заранее. Находясь на комиссии, придумать логичное объяснение сложно, поскольку все ее члены ждут лишь одного - согласия с претензиями и приказа о повышении зарплаты. Итак, какие доводы принимаются во внимание на комиссии?

Во-первых, налоговики, указывая на низкий уровень оплаты труда в конкретной компании, ссылаются на среднеотраслевые данные местного органа статистики. По мнению лектора, компания вполне может указать, что эти данные как минимум некорректны. Они включают в себя информацию как о зарплате крупных компаний (или их «дочек»), так и средних и малых. Соответственно их данные несопоставимы. Поэтому небольшой компании довести зарплату до среднеотраслевого уровня сложно.

Во-вторых, месячные оклады могут быть установлены выше уровня, который требует комиссия. Однако график работы сотрудников компании установлен таким образом, что сотрудник не вырабатывает норму (40 часов в неделю, ст. 91 ТК РФ). Таким образом, если для сотрудников установлен сменный график или неполный рабочий день или часть работников принята по совместительству, то среднеотраслевой уровень зарплаты компания не сможет выплачивать.

В-третьих, состав работников может отличаться. Например, в компании много неквалифицированных работников. Естественно, что средний уровень зарплаты по всем сотрудникам будет небольшой. Однако в разрезе по должностям оклады могут быть на должном уровне. Конечно, в этом случае необходимо представить на комиссию штатное расписание, подтверждающее такой довод.

В-четвертых, зарплата на самом деле может быть на уровне среднеотраслевой. Просто в отчетности был указан ошибочный ОКВЭД. Лектор пояснил, что зарплатная комиссия сверяет данные по отраслям, основываясь на том коде ОКВЭД, который указан в отчетности. Этот код не всегда соответствует истинной деятельности компании. Обычно так бывает, когда приобретают готовую фирму. Кроме того, компания может заниматься несколькими видами деятельности.

Поэтому лучше сразу на комиссии пояснить основной код ОКВЭД и указать количество работников, занятых этой деятельностью. В-пятых, можно сослаться и на банальную ошибку в отчетности. Что на самом деле оклады другие и компания планирует подать уточненные декларации с правильными данными.

Правда, присутствующие на семинаре этот довод отвергли. По мнению слушателей, его можно использовать, если действительно допущена ошибка. Намеренно ее допускать никто не будет. Кроме того, в течение периода начислялась зарплата определенного уровня. Если подать исправленную декларацию, потребуется исправлять и весь учет. А это большой объем работы. Тем более что в этом случае все равно придется увеличивать зарплату, да еще и задним числом. Поэтому, по мнению участников семинара, лучше обойтись без ухищрений и просто принести на комиссию приказ о повышении зарплат с текущего момента. В-шестых, комиссии достаточно услышать про планы повышения зарплат. То есть можно представить план поэтапного повышения, но на самом деле этот план не выполнять. Ответственности за такую уловку нет, пояснил лектор.

Кроме того, есть и просто логические доводы. Однако, как отметил ведущий семинара, лишь на их основе защититься не получится. Во-первых, в определенной местности даже в пределах одного субъекта уровень зарплат может отличаться. Так, группа компаний одной отрасли, находящихся в одной местности, может установить примерно одинаковые оклады своим работникам. Во-вторых, даже математически зарплаты у каких-то компаний должны быть ниже среднего. Значит, всегда будут как лидеры, так и аутсайдеры. Этот довод можно использовать, если уровень оплаты труда в компании отклоняется от среднеотраслевого лишь на 10-15 процентов.

Также лектор привел и доводы, не действующие на комиссии: «в настоящее время у нас убытки, мы не можем повысить зарплату»; «наша низкая зарплата связана с маленькой наценкой»; «мы считаем, что наша зарплата соответствует уровню». Эти доводы настраивают комиссию негативно. По мнению контролеров, если у компании убытки и низкая наценка, возникает вопрос, зачем ей вообще заниматься бизнесом. Конечно, компания может работать в убыток на стартовом этапе. Но тогда нужен бизнес-план, объясняющий, через какое время компания выйдет на уровень безубыточности и прибыльности.

ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СХЕМЫ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

В то же время Антон Сляднев напомнил, что главная причина, по которой компании показывают низкую зарплату, - высокий уровень ее налогообложения. И фактически выплачивают зарплату с использованием незаконных схем - «конвертной» (выплата неучтенных денег) и «страховой» (выплата не зарплаты, а страховых выплат).

Также лектор отнес к очень опасным схему аустаффинга (вывод персонала в компанию, находящуюся на спецрежиме, и его дальнейшая «аренда») ** . По мнению Антона Сляднева, налоговики уже научились раскручивать эти схемы и доказывать их незаконность. Налажен порядок взаимоотношений с органами МВД, банками и трудовыми инспекциями по обмену информацией и совместным проверкам.

Вместе с тем лектор привел схемы налогосберегающих выплат, которые, по его мнению, вполне законны, безопасны и не привлекут внимания налоговиков.

Во-первых, по мнению Антона Сляднева, можно заключить договор подряда вместо трудового договора. С помощью этой схемы компания экономит на взносах в ФСС.

Во-вторых, можно часть работников зарегистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей на спецрежиме. Например, при использовании «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы» зарплата сотрудника облагается единым налогом по ставке 6 процентов. В-третьих, можно часть выплат производить за счет чистой прибыли.

Здесь присутствующие на семинаре отметили, что сегодня выплаты за счет чистой прибыли не дают экономии. Более того, выгоднее, наоборот, увеличить зарплату, чем выплачивать часть доходов из чистой прибыли.

В-четвертых, зарплату можно выплачивать с помощью различного рода компенсаций и премий. Но при этом лектор подчеркнул, что к компенсациям у налоговиков повышенное внимание. Поскольку это единственные выплаты сотрудникам, не облагаемые ЕСН, но учитываемые при налогообложении прибыли.

Между тем мы хотим предупредить, что перечисленные выше и рекомендуемые лектором способы экономии известны налоговикам

*** . Причем в «дсп»-документах инспекторы их прямо называют схемами минимизации налогообложения. Поэтому применять их на практике лучше с осторожностью, уделяя особое внимание не только документальному подтверждению, но и подтверждению деловой цели сделки и разъяснениям сути схемы ее участникам (зачастую именно пояснения непосвященных участников дают возможность проверяющим доказать незаконность такой работы).

Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему (как модификацию схемы «совета директоров» ****). То есть группа высокооплачиваемых сотрудников учреждает новую вспомогательную компанию (и переходит туда работать), находящуюся на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы». Новая компания оказывает услуги управления старой и получает за это деньги. При этом ни один из работников новой компании зарплату не получает, а лишь участвует в распределении дивидендов. В результате доходы сотрудников облагаются налогом по ставке 14,46 процента (100 - ((100 - 100 ((6%) - (100 - 100 (6%) (9%)). По сути, налоговая ставка близка к обычному НДФЛ (13%).

Антон Сляднев обратил внимание на тонкости внедрения этой схемы. Во-первых, ее нельзя выполнять с простыми работниками, поскольку они часто меняются. Кроме того, новая компания должна оказывать такие же услуги и другим компаниям (они могут быть скрыто аффилированными). Это требуется, чтобы учреждение вспомогательной компании имело деловую цель и не вызвало ненужных подозрений инспекторов. То есть цена содержания схемы может быть существенна.

Отметим и другие минусы этого способа ***** . Во-первых, при ежемесячном получении дивидендов вероятность переквалификации дивидендов в зарплату возрастает. То есть частота получения доходов сокращается как минимум до одного раза в квартал. Во-вторых, при передаче управления третьей компании налоговики требуют подтверждения эффективности сделки (увеличения прибыли, выручки). В-третьих, сами услуги по управлению необходимо детально расшифровывать.

* Подробнее о том, кого вызывают на зарплатные комиссии и по каким критериям, читайте в статье «Как будут вычислять претендентов на зарплатные комиссии» в «ПНП» № 6, 2007

«В Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия»

** Подробнее об использовании договора аутстаффинга, нюансах его использования и о том, как защититься от претензий налоговиков к нему, читайте в статьях «Налоговая экономия за счет вывода персонала: как не допустить ошибку» в «ПНП» № 2, 2006 «Как защитить аутстаффинг от налоговых претензий» в «ПНП» № 4, 2007 «Дробление и аутстаффинг признаны уголовной оптимизацией» в «ПНП» № 12 «Новая практика: аутстаффинг с "упрощенцами" можно защитить» «Ответственность за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве не установлена»

*** Подробнее о возможностях экономии с помощью управляющей компании, а также как можно отстоять расходы на управляющую компанию, читайте в статье «Как защитить налоговые расходы на управление компанией» в «ПНП» № 3, 2006

**** Подробнее о том, как налоговики доказывают эти и другие схемы, читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» в «ПНП» № 2, 2007

***** Подробнее о схеме с советом директоров и о том, как ее защитить, читайте в статье «Вознаграждения совету директоров - зона налоговых рисков» в «ПНП» № 7, 2007 Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему

Поделиться