Историческое здание газового завода. Арма. новая жизнь московских газгольдеров. Водочный завод Смирновых

Продолжаем прогулки по Басманному району Москвы. Зайдём в бывшую промзону, расположенную возле Курского вокзала. Ещё лет 10-15 назад это было достаточно депрессивное место с полузаброшенными производственными зданиями, но зато с богатой историей и прекрасной индустриальной архитектурой. Речь пойдёт о бывшем Московском газовом заводе.


История газового освещения в России началась ещё до войны с Наполеоном. В 1811-м году Пётр Соболевский создал и испытывал первую отечественную установку для получения искусственного газа — «термоламп». А в 1816-м Соболевский успешно применил «термоламп» для освещения мастерских на Пожевском заводе (Пермская губерния). В 1819-м первый газовый фонарь зажгли на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. В 1850-м газовое освещение появилось и в Одессе.
В 1863-м первый газовый завод был построен в Петербурге. Вырабатываемый на нём газ использовался для освещения Большого и Малого Императорских театров. Здесь Москва немного отставала, поэтому в 1864-м провели конкурс на организацию уличного освещения, в которым победила «Букье и Компания». "Компанию" голландцу Букье составил английский инженер Гольдсмит. И уже в следующем году был построен первый в Москве газовый завод.
Темпы развития были такие, что через три года в стране было уже 310 газовых заводов. Светильный газ стал активно вытеснять керосин в городских фонарях и стал основным источником освещения городов до появления электрических фонарей. Газ к фонарям доставлялся через подземные чугунные трубы. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы - возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей.
Надо сказать, что победа в конкурсе досталась «Букье и Компания» благодаря низкой цене, предложенной на торгах. Уголь первоначально приходилось возить аж из самой Англии, потом перешли на донбасский. Систему освещения компания сдавала "под ключ", т.е. определялась цена за один фонарь, который должен был гореть 2000 в год и снабжение его газом. Под строительство завода были выкуплены огороды в Кобыльской слободе на берегу речки Черногрязки.

Технология получения «светильного» газа" заключалась в сухой перегонке каменного угля. В ретортных печах без доступа воздуха уголь нагревался до температуры 1100 °С. В состав завода входили газовые печи, здание охлаждения и очистки газа, здание счётчиков и регуляторов давления газа в городской сети, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа.

Первыми возвели заводские корпуса - сооружения, состоящие из нескольких цехов и предназначенные для производства газа из угля.
Вдоль Нижнего Сусального переулка выросли двухэтажные корпуса - конторский и для рабочих. Архитектор - Фёдор Дмитриев.

2.Позже к ним были пристроены трёхэтажные блоки.

3. Аппаратная и ретортная.

4. Видно, что здание удлинили, изменили форму окон, снесли башенку и две трубы.


5. Очень похоже на католический храм.


6.


7. Желание получить побольше площадей несколько испортило общий вид.


8. Но хорошо, что хоть фасады сохранили.

9. Здание для производства "водяного газа". Справа от него выглядывает маленький газгольдер, в котором хранился аммиак.


10. Так оно выглядит сейчас. "Глубокая" реконструкция его пока не коснулась. Трубу снесли.


11.

12. Газгольдер для аммиака. Тоже ещё не подвергался реконструкции. Только кондиционеры на стене говорят о том. что здание обитаемо. Лет 6-7 назад здесь был ночной клуб


Такие вот металлические пристройки до реконструкции были и у многих других зданий.

13. Угол этого здания выглядывет справа на фото 9..

14. А эту трубу сохранили. Надолго ли?

15. Это здание выбивается из общего архитектурного ансамбля.


16. Построено в 1931-32 годы.

Его технологическая функция - газогенератор. Но вот какой именно газ здесь генерировался, затрудняюсь сказать. Либо тот, который шёл потребителю, либо который шёл на подогрев угля.
Вообще сейчас трудно определить, в каком году построены здания. С уверенностью можно сказать только то, что 4 больших газгольдера и два конторских корпуса построены в 1865-м, да и те перестраивались. В 1912-м году завод пережил достаточно серьёзную реконструкцию, были построены 6 новых корпусов. Возможно, часть из них была построена на месте старых.

Газгольдеры (четыре кирпичных строения: 20 м высотой, 10м глубиной и 40 м в диаметре) построили по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда, профессора Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. В газгольдеры поступал газ для хранения и последующей подачи в распределительную сеть. Заводские корпуса расположились между зданием конторы и газгольдерами. Расположение рядом с железной дорогой, в центре города облегчало подачу газа в городской центр, а также давало возможность поставлять уголь по железной дороге.

Такие большие объёмы газгольдеров нужны были для компенсации неравномерности потребления газа. Газ вырабатывался равномерно в течение суток, а потреблялся только в тёмное время. Сейчас система газоснабжения действует с запасом, поэтому суточная неравномерность ей не опасна, а вот сезонная покрывается в основном за счёт подземных хранилищ газа.

17. Газгольдеры, фото приблизительно 1911 года. Видно, что второй от нас ниже остальных.


18. Они же, три года спустя. Надстроенный "этаж" выделяется цветом.


19. А это современное фото, сделанное примерно с той же точки.


20. Растёсаны окна, сделан новый купол.


21. Вот что мне не нравится, так это то, что не оставили натуральный цвет кирпича.


22. Сейчас в газгольдерах размещаются офисы.

23. Рядом со старыми добрыми газгольдерами построили новый офисный корпус в тех же цветах и почти такой же высоты.

Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов. Когда в 1946-м в Москву пришёл первый магистральный природный газ из Саратовской области, он был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопел, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали делать газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". Это, последнее его название, осталось на картах города. Бизнес-квартал "Арма" - так сейчас называется это место.

24. А о газовом прошлом напоминает расположенное теперь уже по соседству АО "Мосгаз".

То, что мы видим сегодня - это результат серьёзной борьбы за сохранение архитектурно-исторического наследия. Когда завод практически прекратил своё существование, возникло несколько проектов использования территории.
Один из проектов был разработан «Моспроектом-4». Он предполагал сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними планировалось построить «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль должен был быть построен многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки.
Альтернативный проект был разработан творческим объединением «Газгольдер», он предусматривал реконструкцию территории завода, сохраняющую все исторические здания, но предполагающую освобождение их от всяких уродливых пристроек советской эпохи.

25. В качестве примеров приводился районы "Газометр" в Вене, где аналогичный завод с газгольдерами был перестроен в квартал с жильём, торговыми и развлекательными заведениями.


Эти газгольдеры хорошо видны с шоссе, по которому въезжаешь в Вену с восточной стороны.

Как мы видим, в результате получился хоть и компромиссный, но не худший вариант. Большинство зданий удалось сохранить хоть и не в первозданном, но похожем на него виде.

26. И по вечерам и по выходным, когда офисы уже не работают, здесь достаточно многолюдно, особенно много молодёжи.


Надеюсь, что и те здания, которые ещё не подверглись реконструкции, будут сохранены в своём первоначальном историческом облике.
А мы от газового завода пойдём на расположенный совсем рядом Винзавод.

В пяти минутах ходьбы от Садового кольца, за путями Курского вокзала расположен интереснейший памятник промышленной архитектуры 19 века – Московский газовый завод, бывший завод Общества освещения Москвы текучим газом. Это место обладает огромным реконструктивным потенциалом, несмотря на то, что его освоение будет весьма непростой задачей.
В мировой практике есть примеры сохранения и развития аналогичных объектов, превращения их в важнейшие узлы городской жизни (Например – комплекс «Газометр» в Вене, полностью преобразивший промышленный район на окраине города). Реконструкция Газового завода на Курской – вопрос недалёкого будущего. Среди предлагавшихся в последние годы проектов были и те, которые предлагали сохранение и обустройство уникального комплекса, и те, что подразумевали новое строительство с сохранением одного-двух старинных зданий. Не определена и новая функция территории – обсуждается возможность создания крупного культурного центра, аналогичного соседнему «Винзаводу», либо строительство очередного офисного комплекса.

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграло «Английское Общество освещения города Москвы текучим газом».

В 1865 году Общество выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

И в 1868 году в Москве зажглись три тысячи газовых фонарей.

В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.

В пояснительной записке к проекту схема действия завода объясняется следующим образом:
«Для приёмки выработанного водяного газа служит здание, подземная часть которого является бассейном, наполненным водой. В этот бассейн погружен однотелескопический железный газгольдер, который наполняется выработанным газом. Из газгольдера газ подаётся в очистные здания, где он вместе с каменноугольным газом, идущим из существующего завода, очищается в специальных ящиках от серы. Из очистного здания водяной и каменноугольный газ поступают в здания счётчиков и регуляторов, где они сосчитываются и направляются в газгольдеры, где газы смешиваются и уже смешанные поступают обратно в здание.»

В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.

В данный момент на территории завода происходит весьма любопытная культурная жизнь – от репетиционных баз с малолетними панками до нескольких закрытых клубов высшей категории. Как пишет «Большой город»: «Гиблое место на задах Курского вокзала стало преображаться по берлинско-лондонской системе». Архитекторы Творческого Объединения «Газгольдер» создали план реконструкции завода, оставляющий все исторические здания в их неприкосновенности и предполагающий «что в скором времени здания завода будут полностью заняты художниками, музыкантами, дизайнерами, архитекторами и прочим творческим народом, то есть возникнет район, подобные которому существуют во всем мире, - например, Сохо, Челси - но у нас пока нет.»

Одновременно разрабатываются варианты переоборудования завода под крупный бизнес-центр. Понятно, что в этом случае трансформация исторической среды будет не в пример ощутимее. Как бы там ни было, скоро эту удивительную территорию ожидают серьёзные перемены.

«Наибольшей ценностью обладают здания четырёх газгольдеров, уникальные по своей конструкции сооружения, которые отличаются мощной пластикой фасадов, оригинальной цилиндрической формой и представляют собой значительные доминанты.
За советский период интерьеры и фасады газгольдеров претерпели изменения и утраты, сохранился почти полностью только корпус №17. Он обладает уникальной пространственной конструкцией перекрытия цилиндра диаметром в 40 метров. Полагаем целесообразным предложить к сохранению свободное пространство интерьера данного сооружения…

Интерьеры трёх других газгольдеров, в силу сложности воссоздания исторического перекрытия, могут быть изменены с восстановлением оконных проёмов по рисунку административного корпуса 1895 года.

Важными элементами исторической застройки, отличающимися средовой и пластической выразительностью, являются производственные здания, выстроенные в предреволюционные годы по проекту архитектора Роопа. Богатство фасадного декора, изысканные пропорции, свободная планировка этих сооружений дают возможность увидеть воочию удивительные образцы промышленной архитектуры, когда функция и технология не превалировали над архитектурным образом. При реконструктивных работах необходимо предусмотреть максимальное использование исторических объёмов и деталей.

В Москве закрываются крупные заводы и фабрики. Это особенность нашего нового времени. Одни говорят, что крупным предприятиям не место в столице, другие говорят об упадке нашей промышленности в целом. Но факт остается фактом. Как правило крупные промышленные объекты располагаются на больших площадях. Огромные площади промзон причудливым образом распространены по карте Москвы и какое-то время назад было непонятно что там происходит вообще. Высокие заборы, а за заборами, если заглянуть, какие-то ржавеющие остовы оборудования и разрушающиеся от времени здания. Некоторые предприятия сейчас полностью стерты с лица города, так как пустующие площади не приносят чиновникам дохода. Так произошло с заводом ЗИЛ, например. Другим повезло больше. Как не странно это предприятия, отстроенные еще в начале прошлого века, чьи корпуса из красного кирпича построенные на века дошли до нас в довольно неплохом виде. Мода на лофты, на промышленный дизайн докатилась и до нашей страны. И вот теперь старые промзоны убрали свои высокие заборы, расчистили территории, привели фасады бывших заводов в порядок и теперь там бизнес-центры, рестораны и общественные пространства. Это очень круто. Одно из таких мест, это территория бывшего завода "Арма". Посмотрим на красоту промышленной архитектуры начала прошлого века.
1. Я тут ни разу не был, вернее как-то проходил мимо. Мимо потому, что тут кругом был забор. И сейчас тут пока еще не все подчистили. Пока еще можно насладиться такими вот пейзажами, характерными для "ржавого пояса".

2. Территория бывшего газового завода находится прямо у выхода из метро "Курская". Тот выход, который ведет в сторону Нижнего Сусального переулка. Собственно вот он. Раньше тут я помню была дорога и были запаркованы машинки, вдоль дороги стояли палатки и было довольно грязно. Теперь красота. Приятная пешеходная зона. Фасады домиков отчистили от слоев штукатурки до самого кирпича - очень красиво.

3. Посадили кусты, сделали газончики.

4. Неужели это Москва, неужели бывшая промзона? Как же круто сделали. Ведь как раньше делали "реновацию", если такое слово уместно, промышленных построек или просто старых домиков? Фасад не ремонтировался, менялись окна на белый пластик (очень было модно еще делать зеркальные стекла), а на стены вешался вентфасад из композита или керамогранита и все. Типа сделали красиво. При этом естественно вся архитектура здания сразу убивалась. Получались стандартные коробки, в которых нельзя даже угадать силуэт исторического здания.

5. Теперь в моде естественная красота. Конечно здания не остались в своем первоначальном виде, внутри все приспособлено под современные офисы, проведены коммуникации, но фасады по максимуму сохранены, окна хоть и новые, современные, но раскладка профиля старается быть приближена к изначальной.

6. Такой утилитарный, как кажется, стиль, стены из голого кирпича, эти все трубы или вот уже современные элементы - клумбы из ржавых листов стали. Все это очень круто и свежо смотрится сейчас, так как в Москве не так уж много осталось мест с целыми зонами архитектурно аутентичной застройки начала прошлого века. Сейчас их становится больше.

7. Виды тут и правда "не наши". Где-нибудь в Европе да, но это не похоже на Москву. В выходной, пока работающие в местных офисах отдыхают дома, сюда приходит довольно много народу, в основном молодежи, посидеть в кафешках, посидеть на лавочках под солнцем, и очень многие тут устраивают фотосессии.

8. Элементы прошлого оставили и это только добавляет колорита.

9. Прекрасные фасады. Не будет преувеличением, если я скажу, что обновленные таким образом бывшие промышленные зоны становятся новыми полюсами притяжения для горожан и для приезжающих в наш город. По сути появляются новые достопримечательности, которые вполне могут наполнить путеводители, приезжающих в Москву туристов.

10. Комплекс зданий газового завода - это памятник промышленной архитектуры XIX - начала XX века. Совершенно необычные круглые домики - это газгольдеры. Видел, что в Вене тоже из бывших газгольдеров сделали жилые дома - очень необычно наверное жить в круглом доме.

11. Навигация.

12. Черные профили витражей и окон очень круто сочетаются с кирпичом. Я так понял, что все таблички и вывески разных фирм и ресторанчиков тоже согласовываются с архитекторами этого комплекса, поэтому мы тут не видим никаких аляповатых вывесок, все сделано в едином, сдержанном стиле.

13. Даже те немногие современные элементы выглядят вполне себе уместно.

14. Красиво. Надстроили мансарду, понятно, надо максимально использовать площадь, квадратные метры - это деньги, но и это сделали очень аккуратно.Над мансардным этажом, как я понял еще один технический этаж с системами кондиционирования и вентиляции, судя по решеткам. Опять же все аккуратно, не стали просто ставить оборудование на кровлю.

15. Большая часть между зданиями отдана парковке, к сожалению она не подземная. Но все равно осталось место для елочек.

16. Элементы из прошлой жизни. Интересно, что это за шкала? Может она показывала степень наполненности резервуара?

17. Неподалеку здание "Мосгаза"

18.

19. Современный похоже корпус, но он тоже отлично вписывается в общую архитектуру.

20. Красота.

21. Очень понравилось.

22. На заднем плане тоже какой-то причудливый домик.

23.

24. Не всякий современный бизнес-центр может похвастаться таким крутым, актуальным дизайном.

25. Немного жаль, что, как я уже говорил, бОльшая часть всей площади, вокруг корпусов занята парковкой. Пока у нас еще нет тренда строить подземную парковку, а вверху сделать пространство для пешеходов.

26. Домики видимо были не в лучшей форме и видно, что кое-где кирпичи новые.

27. Неплохие названия.

28. Красиво. Очень крутое место. Надо будет сюда придти летом.

29. Скамеечки. Плиточка ровно положена. Неожиданно, когда благоустройством занимается частная контора, то и спрос со строителей выше.

30.

31. А еще тут есть отличный магазин и кафешка с пироженками от "Венского цеха" - рекомендую, очень вкусно, и, как не странно, все сделано без страшных ингридиентов, которые обычно пихают в кондитерские изделия, тут из натурального сырья.

Путеводитель по архитектурным стилям

А в 1865 столица решила ввести газовое освещение. Тогда Московская Городская Дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н.Д. Гольдсмитом о строительстве завода и газификации города из-за выгодных цен: 14 рублей 50 копеек за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2 000 часов. Уголь для получения газа доставляли из Великобритании.

Через 3 года в Москве было уже более 3 000 фонарей, но компания-вендор несла убытки, так как люди не хотели подключать дома к газовой сети из-за слухов о вреде газа для здоровья. Только в 1905 году газовый завод перешел к городу.

Коммуникации к тому времени были запущены: трубы давали утечку газа до четверти от годового расхода. Поэтому Городская Дума выделила на развитие и переустройство завода 4 миллиона рублей.

В 1940-х годах московский газовый завод перепрофилировали сначала на производство ракетных сопл, затем на выпуск газового оборудования (плит и счетчиков), а затем на изготовление газозапорной арматуры. За это время корпуса завода обросли пристройками, а в некоторых газгольдерах прорубили окна и сделали перекрытия. В 2002 году производство остановилось, а площади сдали в аренду.

Сейчас здесь бизнес-центр АРМА. На территории сохранились старинные газгольдеры по проекту Рудольфа Бернгардта (хранилища для избыточного газа и аварийного запаса из-за неравномерного потребления в течение года). Сейчас такие наземные газгольдеры уже не строят.

МОСКОВСКИЙ ГАЗОВЫЙ ЗАВОД moscowhite wrote in April 3rd, 2009

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграла фирма голландского предпринимателя А. Букье и английского инженера Н. Гольдсмита «Сity of Moscow gas company limited».

В 1865 году фирма выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.

В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.


Это не часы с одной потерянной стрелкой:) Это старинный газовый счетчик, который показывал, сколько газа осталось в газгольдере.

В девяностые годы производство на территории завода, по печальной традиции, захирело, а его помещения заняли многочисленные коммерческие арендаторы. Но затем там стали появляться дизайн-студии, галереи и репетеционные базы, и появился проект реконструкции газового завода под многофункциональный художественный центр . Такой опыт в мировой культуре уже имеется - переоборудование аналогичного завода в Вене вызывает восхищение смелостью архитектурного решения и тщательностью сохранения уникального памятника. Но у нас на такую благую цель инвестора не нашлось, и проект так и остался проектом. Так же как и дипломная работа выпускниц МАРХИ О. Дихтенко и Е. Винтовой, которые еще в 1998 году разработали проект, предлагавший конверсию бывших газгольдеров в полифункциональный комплекс. Башни газгольдеров должны были превратиться в Клуб, Аттракционы, Выставочный павильон, Цирк и Оранжерею, а цеха завода адаптировались под «Площадь Мастеров» – магазины при творческих мастерских. Всем этим радужным надеждам и красивым планам не суждено было сбыться...

Но буквально несколько дней назад появилась информация еще более пугающая - некоторые здания уникального завода собираются снести ! Уже готовы данные экспертизы, что в них нарушены нормы по количеству тяжелых металлов, и вообще они, дескать, сильно обветшали. А один из газгольдеров и вовсе "случайно" сгорел - что ж, методы очень знакомые. Надежда, конечно, умирает последней, но, видимо, в первозданном виде мы уже не увидим этот прекрасный псевдоготический заводской комплекс никогда.

Местонахождение комплекса.
На территорию вход по пропускам, но если кто хочет успеть поснимать - пишите мне в личку, я расскажу, как пробраться на завод.

Поделиться