§ 4. Социально-психологический тренинг делового общения
Традиционно в организационном и методическом плане рассматривают 3 основных этапа проведения социально-психологического тренинга делового общения: 1) подготовительный этап , включающий в себя такие элементы, как решение организационных проблем тренинга, комплектование группы, составление психологического портрета группы и ее участников, вводная лекция, разработка программы тренинга; 2) основной этап , реализующий решение поставленных задач с помощью методов социально-психологического тренинга делового общения; 3) заключительный этап , обобщающий результаты тренинга, содержащий анализ эффективности работы ведущего, успешности достижения обозначенных в начале курса целей.
Подготовительный этап подразумевает проведение определенных мероприятий, обеспечивающих успешность всей дальнейшей работы. Наиболее благоприятным является такое ведение групповой работы, когда члены группы отключаются от повседневности, от решения бытовых проблем, у них не рождаются определенные ассоциации, мешающие полностью включиться в деятельность группы и соблюдать принципы тренинга. Желательно проводить занятия в условиях изоляции участников группы от общения с людьми, не входящими в группу (за городом, на борту корабля). Обсуждение происходящих в тренинге событий с друзьями и близкими обычно ослабляет эффект занятий, а интерпретации и советы посторонних могут оказывать неконтролируемое воздействие на поведение человека в группе. По возможности рекомендуется ограничивать общение участников даже друг с другом вне занятий до окончания курса, поскольку ведущий не имеет возможности контролировать процессы, происходящие в группе, и может сталкиваться во время занятий с непредсказуемыми явлениями.
Не следует проводить занятия в той организации, где работают участники группы, поскольку скрытое и явное влияние организационной культуры, иерархии власти и негласных правил может оказать сильное влияние на процессы, происходящие в группе, помешать установлению доверительного общения между участниками. Ведущему может быть трудно нейтрализовать такое влияние и, возможно, не удастся это сделать. Если же нет возможности выбрать подходящее помещение вне организации, необходимо тщательно подготовить имеющееся, изменив, например, расстановку мебели, убрав плакаты, таблицы и лозунги, заменив их цветами, плакатами с перечисленными правилами тренинга, другими материалами по замыслу ведущего. Помещение должно обладать хорошими звукоизолирующими свойствами, быть теплым и достаточно просторным для перемещений участников. Желательно использовать комнату квадратной формы. Следует избегать кабине-
тов психологической разгрузки, которые ассоциируются у членов группы с релаксационными процедурами и могут создать совсем нежелательную атмосферу расслабленности. Кресла, в частности, должны быть удобными, но не располагающими к отдыху, столы желательно использовать легкие, не создающие громоздких барьеров. Некоторые профессиональные ведущие используют специальные конструкции, позволяющие легко структурировать пространство в зависимости от требований ситуации (это могут быть, например, небольшие треугольные столы, из которых можно собрать стол круглой, квадратной, прямоугольной формы любого размера для любой цели).
Очень хорошо, если проблемой организации тренинга, в частности проблемой выбора и оформления помещения для занятий, занимается под контролем ведущего администратор или другой специально назначенный человек.
На время занятий участники должны освобождаться от работы, если тренинг проводится по заказу руководителя организации. Личное свободное время не должно быть использовано, поскольку это снижает мотивацию к работе в тренинге. Исключение допустимо лишь при особых пожеланиях членов группы.
Вопрос периодичности и продолжительности каждого занятия решает ведущий, его выбор определяется личными способностями и предпочтениями, а также особенностями поставленных задач. Нежелательны одноразовые еженедельные встречи продолжительностью около трех часов. Большие промежутки между встречами приводят к тому, что к каждому очередному занятию многое забывается, разрывается единая ткань тренинга, в результате чего страдает эмоциональный климат группы, складывающиеся межличностные связи, атмосфера доверительности и открытости. Тем не менее иногда, в силу различных практических причин (обычно это занятость участников и ведущего), указанный вариант оказывается единственно возможным. В этом случае следует стремиться к тому, чтобы каждое занятие было логически завершенным.
Возможен круглосуточный «тренинг-марафон», требующий от участников и особенно от ведущего чрезвычайного психического и физического напряжения. Такая форма тренинга обеспечивает снятие психологических защит и барьеров членов группы (в силу экстремальности обстоятельств), провоцирует глубокие личностные изменения и устойчивый эффект занятий. Тренер, выбирающий этот вариант проведения тренинга, обладает высоким профессионализмом, устойчивым психическим и физическим здоровьем, имеет достаточно большой опыт групповой работы. Обычно занятия ведут два руководителя.
Оптимальными являются следующие варианты проведения занятий: от двух до четырех встреч в неделю в течение четырех или пяти недель; четыре-пять дней по 8 ч ежедневно.
Важным элементом организационно-психологической работы является комплектование группы. Число участников тренинга обычно не превышает 12 человек, все они должны быть включены в группу на основе принципов добровольности и свободного выбора. Соблюдение этих принципов существенно для набора мотивированных, активных участников тренинга, что благоприятно сказывается на групповых процессах. При формировании группы следует учитывать принцип гетерогенности по критерию возраста (не рекомендуется соединять в одной группе людей с большой разницей в возрасте), пола, профессии, степени знакомства, но избегать сильных различий в уровне образования.
Мало разработана в теории социально-психологического тренинга проблема работы с реальными группами , имеющими свою историю развития и состоящими из людей, знакомых друг с другом. Это могут быть группы совместно работающих или учащихся людей, они характеризуются наличием сложившихся структур власти и межличностных отношений, ее члены обладают общими воспоминаниями о прошлом своей группы, более или менее сложной системой условного языка. В большинстве случаев в реальной группе имеются неразрешенные, загашенные конфликты, которые могут неожиданно проявиться с большой силой. Кроме того, реальная группа всегда обладает собственной системой норм и ценностей, негласных правил, за нарушение которых члены группы подвергаются определенным санкциям.
Когда тренер работает с так называемой искусственной , лабораторной группой , которая начинает свое существование в его присутствии, он имеет возможность контролировать все групповые процессы: образование групповых норм и ценностей, правила поведения участников группы и т. д. Кроме того, ведущий не тратит силы и время на преодоление нежелательного влияния сложившейся культуры группы, он как бы начинает «писать на чистом листе». Шутки, упоминания о происходивших в группе событиях, намеки в адрес других участников группы не содержат информации о том, свидетелем чего ведущий не был. Это позволяет ему адекватно диагностировать ситуацию и принимать необходимые меры для успешного разрешения возникающих проблем.
Иная ситуация складывается в работе с реальной группой: ведущий может упускать важные моменты в развитии внутригруп-повых отношений в силу незнания прошлого группы и недостаточного понимания ее культуры. Кроме того, конфликты, вскрывающиеся неожиданно для ведущего, приобретшие со временем взрывной потенциал, могут разрушить все намерения ведущего и «забрать» много тренингового времени. Конечно, в подобной ситуации тренер обязан сначала урегулировать отношения участников и только потом приступать к дальнейшей работе, иначе эффективность тренинга будет поставлена под угрозу.
Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий при работе с реальной группой, ведущий должен обладать большим профессиональным опытом и квалификацией; начинающим тренерам не рекомендуется проводить тренинг в такой ситуации.
После того как группа укомплектована, многие опытные ведущие проводят всестороннюю психологическую диагностику и составляют психологические портреты будущих участников с помощью батареи специально подобранных тестов (это может быть, например, личностный опросник 16F, тест Лири, цветовой тест Люшера, тест Розенцвейга, другие специальные тесты и экспертные листы, определенные в зависимости от решаемых в тренинге задач). Проведенное тестирование дает ведущему возможность прогнозировать поведение участников группы в конфликтных ситуациях, стиль общения с другими людьми, выявить совместимость членов группы друг с другом, возможные симпатии и антипатии. Важное значение для планирования работы ведущего имеет анализ таких характеристик участников, как степень конформности, лабильности поведенческих реакций, готовность воспринимать новую информацию, склонность к лидерству и т. п. На проведение этого мероприятия не стоит жалеть сил и времени, поскольку образованный банк данных будет иметь большое значение и в дальнейшей работе тренера: помогать ориентироваться в трудных ситуациях тренинга, а также определять линию поведения и стратегию воздействия в отношении каждого отдельного члена группы. Проводить тестирование и обработку данных удобнее с помощником.
Собеседование с участниками тренинга перед началом занятий дает ведущему дополнительную информацию о профессиональном опыте, стаже работы, мотивации к предстоящей работе в группе и других важных параметрах. Можно использовать специально разработанный опросник. Кроме предоставления информации первичное собеседование выполняет ряд других функций: установление контакта, начало индивидуальных взаимоотношений с каждым членом группы, настройка участников тренинга на серьезную социально-психологическую работу, усиление мотивации к занятиям, снижение тревожности членов группы при первой встрече. В результате личных наблюдений тренер создает эмоциональный образ группы и каждого участника в отдельности, что помогает подготовиться к работе с конкретной группой.
Составление программы тренинга , определение основных и второстепенных целей работы - также задача, решаемая на предварительном этапе. В первую очередь ведущий определяет степень структурированности тренинга: чаще всего это промежуточный вариант между свободной организацией занятий, когда работа группы строится спонтанно, на основе возникающих прямо в ходе занятия проблем, и строгим планированием занятий, не допускающим вариаций в процессе тренинга.
Социально-психологический тренинг делового общения проводится на основе довольно четкой программы, которая определяет круг решаемых проблем, цели и задачи курса, основную тему каждого занятия, примерный комплекс игр и упражнений, используемых в ходе тренинга. Наличие определенной программы не исключает возможности изменять последовательность элементов тренинга, включать новые упражнения в зависимости от особенностей группового процесса и потребностей участников группы. Ведущий может вносить изменения в программу непосредственно в ходе занятий, а также в результате анализа прошедшего рабочего дня, причем не исключается довольно серьезная коррекция запланированного хода тренинга.
Основой для составления программы социально-психологического тренинга служит определение общих и конкретных целей и задач , которые должны быть решены в курсе: это может быть повышение коммуникативной компетентности в целом, приобретение специальных навыков и умений и т.п. В зависимости от того, какая сфера делового общения выбирается в качестве центра внимания, формулируется основная тема тренинга - переговоры, ведение деловых бесед, организация совещания, разрешение конфликта, публичное выступление и многие другие . Всущности, форма тренинга зависит именно от выбранной темы и является средством обучения в рамках поставленных задач. Это не значит, что в процессе тренинга не достигаются другие, не обозначенные в программе цели: тема тренинга только расставляет акценты работы, но не исключает возможности обратиться к решению сопредельных проблем.
Ниже мы рассмотрим принципы построения неспециализированного тренинга делового общения, включающего в себя различные блоки решаемых задач и направленного на развитие целого комплекса умений и навыков.
Еще одним важным элементом подготовки к проведению тренинга является вводная лекция , читаемая ведущим непосредственно до начала занятий. В ходе лекции будущие участники знакомятся с темой предстоящего тренинга, основными пунктами программы, узнают, где, когда и с какой периодичностью будут проводиться занятия. Ведущий имеет возможность с помощью лекции повысить уровень мотивации участников, познакомить их с основными правилами участия в тренинге, ввести основные социально-психологические понятия, используемые в тренинге. Иногда ведущие проводят несколько лекций, посвящая их рассмотрению психологических теорий, знание которых будет необходимо участникам группы: это могут быть, например, теории трансакт-ного анализа, групповой динамики, принципы проведения ролевых игр и дискуссий, другая необходимая информация.
Основной этап проведения социально-психологического тренинга включает в себя работу ведущего и участников группы по реа-
лизации поставленных задач средствами двух основных методов: ролевой (или имитационной) игры и дискуссии. Возможен и третий метод тренировки способностей - психогимнастический, подразумевающий выполнение различных упражнений без слов. Психогимнастика используется для отработки широкого спектра психологических умений, начиная с развития внимания и заканчивая повышением уровня сенситивности участников группы. Еще одна важная функция, которую выполняют психогимнастические упражнения в тренинге, - регуляция эмоционального настроя членов группы. Например, рекомендуется начинать каждое занятие с мероприятий, повышающих активность (физическую и эмоциональную) участников, настраивающих их на включенную работу в группе. Заканчивать занятия хорошо релаксирующими процедурами, снимающими излишнее напряжение и усталость.
В ходе каждого тренингового занятия используются различные диагностические методы: специально разработанные опросники, тесты типа САН, социометрические измерения, тесты, определяющие уровень развития психологических качеств. Последние хорошо применять в начале дискуссии (они дают исходный материал для обсуждения); проводятся тесты и для лабилизации участников.
С помощью формализованных опросников анализируются такие показатели, как эмоциональное состояние членов группы, их готовность к работе, структура властных отношений и распределение симпатий-антипатий в группе, степень лабилизации участников, эффективность усвоения знаний и т.п. Полученные данные анализируются ведущим после занятия, с их учетом строится дальнейшая работа. С помощью опросников можно также задавать группе определенное направление деятельности .
Проведение тренинга делового общения целесообразно организовать по блокам: тренинг формирования команды, затем проведения совещаний, ведения переговоров, деловых бесед и, наконец, тренинг публичного выступления. Такая последовательность блоков определяется логикой групповой динамики: в начале групповой деятельности, когда группа еще не сформировалась, она представляет для каждого отдельного участника опасность в силу неопределенности его положения, и каждый член группы с большей охотой включается в общую работу, чем выступает особым объектом внимания и анализа. На первое место выходит потребность в определении структуры группы и места каждого ее члена, поэтому тренинг формирования команды, направленный на достижение именно этой цели, оказывается уместным на первом этапе деятельности. Дальнейшая работа направлена на отработку навыков диалогического (деловая беседа) и монологического (публичное выступление) общения. Выступать перед группой с каким-либо сообщением, отрабатывать навыки общения с аудиторией гораздо легче
на том этапе групповой динамики, когда сложилась устойчивая доверительная, безопасная атмосфера.
Предлагаемая ниже программа тренинга рассчитана на 60 учебных часов, состоит из 20 трехчасовых занятий, что допускает вариацию схемы встреч (объединение нескольких занятий в логические группы). Описание каждого блока содержит цели, задачи, краткую программу его проведения с инструкциями для ведущего, а также базовые игры и упражнения. При проведении тренинга необходимо учитывать, что в описание занятий не вошли опросники, предъявляемые участникам группы в начале и в конце занятия, упражнения, которые ведущий включает в занятия, исходя из требований ситуации в конкретной группе в конкретное время. Предполагается, что ведущий обладает некоторым опытом работы в тренинге и может самостоятельно варьировать предлагаемую программу, используя дополнительный материал. Рекомендуем в каждое занятие включать кроме предлагаемых элементов подходящие процедуры, которые «работают» на достижение поставленных целей, а также регулируют эмоциональное состояние участников группы (активное и бодрое в начале занятия и расслабленное в конце).
Почти все предлагаемые игры и упражнения предполагают использование видеотехники.
Блок 1. Установление контакта и начало формирования благоприятных межличностных связей в группе .
Время -3 ч (1 занятие).
Цель - формирование благоприятного климата в группе, установление доверительных отношений между участниками, определение направления дальнейшей работы.
Многое в том, как будут развиваться межличностные связи в группе, зависит от первой встречи.
Начинать тренинг необходимо с процедуры знакомства членов группы друг с другом (если участники знакомы, процедура также проводится, но инструкция несколько меняется). Существует множество вариантов проведения знакомства: свободный рассказ о себе, своих сильных сторонах (лучше первое занятие строить в положительном ключе, не используя никаких сколько-нибудь негативных оценок); об отличительных особенностях своего характера, подчеркивающих индивидуальность в общении. Эффективно использование элементов терапии искусством (рисование, индивидуальное и групповое, лепка из пластилина и т. д.), когда каждому члену группы предлагается представить себя окружающим с помощью некоторых образов. Такое начало позволяет подчеркнуть особенность характера каждого присутствующего в группе, а также дает возможность участникам начать определяться в групповой структуре. После знакомства тренер может организовать обсуждение происшедшего, предложить участникам высказать свои впечатления и описать эмоциональные реакции.
Первый этап развития группы характеризуется началом консолидации ее членов, этот процесс стимулируется с помощью специально подобранных упражнений.
1. «Групповой рисунок» .
Цель: начало объединяющих процессов в группе, отработка навыков рефлексии, развитие сенситивности.
Время: 30 мин.
Материалы: фломастеры, большой лист бумаги (доска и цветные мелки). Перед участниками ставится задача - за 5-10 мин, не разговаривая между собой, выразить свое представление о том, что происходит в группе и с ними в настоящий момент. Необходимо создать интегральное представление, используя индивидуальные переживания.
Дальнейшее обсуждение ведущий организует с помощью вопросов: «Как ты себя чувствуешь?», «Как можно словами описать то, что мы видим на рисунке?» и т. д.
" |
- Эмоциональный интеллект в коммуникации. Мифы об эмоциях на работе и эмоциональном интеллекте. Четыре навыка эмоциональной компетентности. «Положительные» и «отрицательные» эмоции в работе руководителя. Стереотипы об эмоциях, препятствующие развитию эмоционального лидерства. Учет эмоционального фактора в процессе принятия решений.
- Развитие эмоциональной грамотности. Осознание эмоций. Классификация эмоциональных состояний и глобальная драма эмоционального интеллекта.
- Эмоциональные законы бизнес-коммуникации. Восемь уровней сложности бизнес-коммуникации: какие существуют сложности при деловом общении и как их преодолевать?
- Управление групповой дискуссией. Алгоритм управления дискуссией.
- Закон «Карта не равно территория» и как он влияет на достижение согласия в коммуникации?
- Как задавать сложные вопросы и общаться с сотрудниками в конфликтных ситуациях. Нюансы задавания вопросов: почему иногда люди не хотят отвечать на вопросы и как это изменить?
- Намерение при задавании открытых вопросов. Типы намерений и их влияние на эффективность коммуникации.
- Нюансы использования техник активного слушания.
- Алгоритм эффективной коммуникации: нюансы использования в различных ситуациях делового общения.
- Управление эмоциями других. Типовые ошибки и правила.
- Противодействие сильной агрессии в деловом взаимодействии.
- Техничность и искренность в коммуникации: как быть естественным, используя алгоритмы, приемы и техники?
Новогоднее предложение:
- При оплате до 31 декабря 2019 открытого тренинга проходящего в январе-феврале 2019 - скидка 25%*
- Приводи друга (физ.лицо) на тренинг этой зимой - скидка 20%* каждому!
- Отправить 2 сотрудников (юр.лицо) - скидка 15%*
, трех сотрудников - скидка 20%*
* скидки не суммируются со скидками постоянных клиентов и другими действующими скидками
Скидки:
Скидка - 20% при оплате тренинга за 2 месяца до начала тренинга
Скидка - 10% при оплате тренинга за 1 месяц до начала тренинга
Дополнительные скидки:
Стоимость тренинга для НКО обсуждается с менеджером.
При направлении участников от компании от 3х и более скидка 10%.
При пост-оплате скидки отсутствуют.
Мастерство общения и личная жизнь
Мы предлагаем вам пройти тренинг межличностного общения, который выведет ваши отношения с людьми на совершенно новый уровень. Такая сфера нашей жизни, как взаимоотношения с окружающими, и в частности с противоположным полом, весьма существенно зависит от умения говорить, вовлекать в себя людей, знать тонкости восприятия психики человека, уметь создавать вокруг себя комфортную благоприятную атмосферу легкости и гармонии. Наш обучит вас этому тонкому искусству гармоничной межличностной коммуникации.
Фразу «не родись красивым, а родись счастливым» смело можно было бы перефразировать в следующую: «не родись красивым, а родись красноречивым». Многим кажется, что красивая внешность – залог успеха в общении с противоположным полом, однако это не совсем так. Конечно, как говорится «встречают по одежке», эффектный внешний вид и красивое лицо помогут произвести первое положительное впечатление. Но если этому красавцу или красавице нечего сказать, если речь нескладная, если за словом приходится лезть в карман, если нарушаются определенные законы восприятия и возникает дискомфорт, то вряд ли знакомство продлится долго.
Являются важными аспектами межличностных отношений. Поэтому психологический тренинг общения является весьма полезным для тех, кто хочет нравиться окружающим, заводить новые знакомства и превращать разовые встречи в постоянные прочные отношения. В нашей школе преподают техники, которые позволяют достигать желаемого! , молодых людей и людей в возрасте действительно помогает изменить личную жизнь в лучшую сторону.
Взаимоотношения с людьми – это в первую очередь общение. Умение заинтересовать, быть хорошим собеседником, поддержать разговор, выслушать в нужную минуту, развеселить, повлиять на сознание и подсознание– всё это необходимо для того, чтобы с вами хотели общаться всё больше и больше. Тренинг межличностного общения как раз и помогает вам научиться всему этому. Вы сможете стать таким собеседником, с которым все ищут общения.
Кроме того мы предлагаем вам тренинг делового общения . Взаимоотношения на работе играют для нас важную роль. Хорошая атмосфера, царящая в коллективе – это залог успеха и психологического комфорта. позаботятся о том, чтобы вы смогли выстроить гармоничные отношения с коллегами и руководством, чтобы ваше мнение всегда было ценным и внимательно выслушивалось. Тренинг делового общения – это обучение межличностному общению в рабочем коллективе.
Тренинг «Педагогическое сотрудничество»
Цель тренинга: развитие навыков сотрудничества.
Задачи:
сформировать представление о сотрудничестве как одной из форм эффективного взаимодействия;
сформировать представление об эффективном общении в рамках сотрудничества;
познакомить участников с понятием конфликта и способами его разрешения;
создание сплоченной группы;
обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта;
отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
тренировка коммуникативных навыков;
формирование навыков совместной деятельности.
Продолжительность тренинга: 30-45 минут.
Контингент: молодые педагоги.
Количество участников в группе: 12–15 человек.
Ход тренинга.
Упражнение «Приветствие»
Цель: введение в атмосферу тренинга, сплочение группы
Время проведения: 5 минут.
Инструкция. Здравствуйте, я рада вас всех видеть. В начале нашего занятия мы должны познакомиться. И поэтому пусть каждый по цепочке скажет своё имя и комплимент на первую букву своего имени.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Упражнение «Карандаши»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями - вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
- Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.
- Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.
- Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
- Присесть, встать.
- Шагнуть вперед, поднять руки.
- Держать карандаш мизинцами.
- Выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
На что ориентироваться при выполнении этих действий?
Как установить необходимое взаимопонимание?
Ведущий. Наш тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Мозговой штурм.
Упражнение «Что такое сотрудничество?»
Цель: разобраться в понятии «сотрудничество»; сплочение группы.
Время проведения: 20 минут.
Инструкция. Сейчас мы с вами рассмотрим понятие «сотрудничество», но сначала я бы хотела прочитать вам и обсудить одну притчу, которую прочла недавно в одной книге. Слушайте внимательно, и пока я буду читать, подумайте, о чем она, какую мысль в себе несет.
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга».
Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.
Вопросы
Что такое «сотрудничество»?
Список качеств, необходимых для сотрудничества.
Список умений, необходимых для сотрудничества.
Цели сотрудничества.
Вместе с участниками ведущий составляет ромашку, где сердцевина - это слово «сотрудничество», а лепестки - то, что в него входит.
Упражнение «Решение ситуаций».
Ситуация “Дежурство”
Классный руководитель в конце урока попросила Наташу и Артема остаться подежурить. Прозвенел звонок – кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошел к учительскому столу с вопросами. Артем, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушел домой. На следующий день учитель оставил дежурить Артема одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артема взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушел домой.
Разобраться наедине с Артемом в причине таких действий.
Предложить подежурить с учителем.
Рассказать о случившемся всему классу. Назначить дежурство по партам, а его парту всегда пропускать.
Оставить весь класс подежурить за него.
2 .Ситуация “Урок стоя”
Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов учителя “Здравствуйте, садитесь” – все продолжали стоять.
Необходимо, чтобы ученики сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Нужно начать урок как обычно, не акцентируя внимания на том, что класс стоит.
3 .Ситуация “Опоздание”
Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня, в очередной раз (неизвестно какой по счету) она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.
Не обратить никакого внимания на опоздание (привыкли).
Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.
Устроить “торжественную” встречу “Ее Величества Наташи” с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.
Завершение тренинга
Упражнение «Закончите фразу»
Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:
Сегодня я узнал о том, что я...
Мне было приятно, когда...
Упражнение «Цветок пожеланий»
Цель: релаксация.
Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю...». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.