Как снимать натюрморты с естественным светом. Стильные натюрморты в домашних условиях. Освещение в натюрморте

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!

В Check-list съемки натюрморта (скачать pdf) вошли такие разделы: идея и композиция, освещение в натюрморте, процесс съемки, особенности использования световой кисти.

Идея и композиция

  1. Внимательно изучите 10 работ мастеров перед съёмкой. Уделите этому хотя бы один день. Просмотрите работы известных живописцев и фотохудожников. Обращайте внимание на схему освещения, глубину и мягкость теней, фактуру, расположение и количество объектов, цветовую композицию.
  2. Продумайте историю, которую должен рассказать ваш натюрморт.
  3. Сделайте эскиз. Ваше мастерство рисовальщика не имеет значения. эскиз нужен, чтобы лучше представить себе будущую работу. Продумайте цветовую схему (тёплые, холодные тона, преобладающие оттенки).
  4. Определите «главного героя», подбирая предметы.
  5. Используйте не более 3-7 предметов. Для начала этого достаточно. Постепенно добавляйте предметы в кадр, начиная с «главного героя». Убирайте, меняйте положение, если ощущаете дискомфорт.
  6. Используйте сильные точки золотого сечения. Располагайте в них основные пересечения линий, предметы, блики. Чаще всего взгляд движется слева-направо. Попробуйте разместить самые значимые предметы в сильных точках слева от центра кадра. Правила важны, но не бойтесь экспериментировать.
  7. Сочетайте разные фактуры и формы. Например, блестящие металлическое блюдо или стеклянный графин среди матовых фруктов.
  8. Добивайтесь максимальной резкости деталей и фактур. Располагайте основные предметы так, чтобы они попадали в зону ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) вашего объектива. Не стоит разносить предметы на значительные расстояния в глубину композиции, если у вас нет задачи вывести задние предметы из зоны резкости.
  9. Осмотрите вашу композицию с точки, где будет размещена камера.


Освещение в натюрморте

  1. Источник света – слева. Если снимаете с неподвижным источником света (окно, софтбокс, настольная лампа), для начала разместите его слева на уровне вашего предметного стола.
  2. Постарайтесь достичь максимальной мягкости света. Окно используйте в пасмурный день или во время, когда в него не попадают прямые солнечные лучи (только отражённый свет). Софтбокс используйте с расположенным перед ним дополнительным диффузором. Это может быть стандартный походный диффузор (из набора 5 в 1) или, например, лист кальки, подвешенный на журавль.
  3. Используйте флаги. Например, листы картона (желательно чёрного), чтобы обеспечить затенение фона и выделение светом переднего плана или других важных частей кадра.
  4. Используйте отражатели. Например, подставки под торты из кондитерского магазина (они картонные, покрыты жёлтой и белой фольгой) для более жёстких бликов и рефлексов, листы белого поликарбоната или пенполистирола (продаётся в строительных магазинах) или просто белого картона – как отражатели-диффузоры для мягкой подсветки теней.
  5. Избегайте слишком сильного осветления теней. Иначе композиция будет смотреться слишком плоской.
  6. Гобо. Гобо помогает создать интересный свето-теневой рисунок. Сделайте гобо своими руками из старого зонтика или листа плотной бумаги, проделав в них отверстия и разместив между источником света и композицией.
  7. Избегайте слишком ярких бликов. Они могут привести к потере фактуры, появлению области абсолютно белого цвета на снимке

Процесс съёмки

  1. Используйте объективы с фокусным расстоянием 85-100 мм для полнокадровых матриц (эквивалент для матриц APS-C – 50-65 мм). Я снимаю чаще всего трансфокатором Canon 24-105 мм на фокусных расстояниях 80-105 мм.
  2. Фокусируйтесь на переднем плане основной группы предметов.
  3. Обязательно используйте штатив. Желательно, чтобы ваш штатив обеспечивал широкие вариации по высоте, имел возможность горизонтального размещения центральной колонны. Я использую Manfrotto 190й серии.
  4. Тщательно сфокусируйтесь. Затем отключите автофокус и стабилизатор изображения.
  5. Используйте пульт дистанционного управления. Подойдёт проводной или беспроводной. Он исключит дрожание камеры и позволит избежать заметной «шевеленки» в кадре.
  6. Снимайте прямо в компьютер. Большинство современных камер позволяет соединяться с ПК с помощью USB кабеля. Используйте ПК, ноутбук или планшет. Это очень удобно для быстрого и эффективного анализа резкости, деталей освещения и прочих мелочей кадра, не видимых на экране камеры. Для съёмки в ПК удобно использовать Adobe Lightroom или софт, который часто разрабатывают производители камер (например, у Canon это EOS Utility и Digital Photo Professional), хотя мне больше всего по душе Phaseone Capture One Pro.
  7. Снимайте на минимальных стандартных ISO. В большинстве камер - 100-200 единиц. Это минимизирует шум на ваших кадрах.
  8. Снимайте на длинных выдержках. Это позволяет сделать хорошо освещённый кадр даже при слабом свете (пасмурный день, вечер, слабый источник света).
  9. Обязательно чистите матрицу. При длительных выдержках любая пыль становится более заметной. О том, как чистить матрицу вручную – см. инструкцию к вашей камере.
  10. Экспериментируйте со светом и тенями. Не стремитесь снять всё одним кадром. Чаще всего я выбираю из отснятой серии 2-3 кадра, в которых наиболее проявлены необходимые мне детали, и собираю их в один итоговый снимок в Photoshop. Именно поэтому важна съёмка с хорошим, устойчивым и надёжным штативом.
  11. Всегда снимайте в RAW, если камера позволяет. Это даст максимальную гибкость при пост-обработке.
  12. Не разбирайте композицию сразу после съёмки. Не убирайте штатив и камеру с позиции съёмки. Часто во время постобработки мне приходят новые идеи (по свету, дополнению композиции и т.п.) и я доснимаю детали.
  13. Отложите снимок на сутки. После обработки снимка не смотрите на него примерно сутки. После отдыха вы лучше увидите насколько он удачен.
  14. Усиливайте фактуру предметов. Иногда предметы интересно покрывать пылью, придавая им оттенок старости, «заброшенности». Я использую для этого пудру или золу от сгоревших дров. Для сохранения чистоты или «грязности» предметов избегайте брать их голыми руками. Используйте резиновые перчатки.


Световая кисть – некоторые особенности

  1. Используйте карманный фонарик. Подойдёт карманный фонарик с галогеновой лампой. Она даёт свет близкий по температуре к дневному. Однако не менее удобными являются и диодные фонарики: их много – значит можно выбрать удобную форму, размер, мощность, цвет; они экономичнее расходуют батарею, значит их хватит на дольше; они часто имеют изменяемую яркость – что удобно при разных вариантах съёмки.
  2. Отрепетируйте движения кисти. Перед съёмкой определите основные области, которые хотите осветить, подчеркнуть, увести в тень. Отработайте движения кисти так, чтобы она минимально попадала в объектив.
  3. Снимайте в максимально тёмном помещении.
  4. Снимайте с длинной выдержкой BULB, если камера позволяет. Управляйте выдержкой вручную (пульт или ноутбук).
  5. Объединяйте несколько кадров. Снимайте несколько кадров, освещая разные области, затем объединяйте лучшие их элементы в фоторедакторе.

Холодными зимними вечерами, когда погода на улице не вдохновляет на продолжительные фотопрогулки, отличным способом закрепить свои знания в фотографии станет съемка натюрмортов. В идеале для качественной предметной съемки необходимо хорошее студийное освещение, вспышка и отражатели, но такие реквизиты есть далеко не у всех. Именно поэтому сегодня, мы дадим вам несколько рекомендаций о том, как с помощью фотоаппарата, штатива и обычной настольной лампы создавать стильные художественные натюрморты.

Съемка в низком ключе не является чем-то новым и современным, историю стиля можно проследить вплоть до эпохи Возрождения. Тогда художники создавали свои картины, основываясь на умелой игре светотени, позволяющей красиво выделить текстуру и форму объекта. Сегодня, низкий ключ позволяет создавать атмосферные и одухотворенные фотографии.

Хитрость заключается в том, чтобы использовать приглушенные тона, и вместо того, что бы избегать нежелательных теней, из них следует изъять максимум пользы. Именно тени в данном случае позволяют создать привлекательное, объемное изображение.

Ниже представлен краткий урок по съемке натюрмортов в домашних условиях.

И так, что потребуется для съемки натюрморта дома:

  • Фотоаппарат;
  • Объектив, желательно светосильный, но подойдет и китовский;
  • Штатив, так как работать придется на длительных выдержках;
  • Настольная лампа;
  • Объект съемки и подставка под него.

Подготовка места для фотографирования натюрморта

В качестве фона можно использовать полотно задрапированной ткани, желательно темных, или пастельных тонов. В случае с данным примером, использовалась кирпичная стена. Красиво в кадре будут смотреться необработанные поверхности стен, или красивые винтажные обои.

Занавесьте шторы, что бы убрать весь лишний свет, установите настольную лампу сверху натюрморта, или сбоку. Разложите овощи, или другие объекты для фотографирования. В процессе съемки пробуйте разные варианты с положением объектов.

Настройки для съемки натюрморта

Света во время съемки натюрморта будет немного, так как единственным источником в данном случае будет маломощная настольная лампа, а это значит, что вам, скорее всего, придется использовать длительную выдержку при фотографировании. Апертура не должна быть слишком широкой, иначе некоторые детали натюрморта могут оказаться вне зоны резкости. Съемка с длинной выдержкой вынуждает фотографа использовать штатив при фотографировании. Спуск затвора лучше проводить дистанционно, или с задержкой в несколько секунд, дабы избежать сотрясения камеры в момент нажатия. Снимая в ручном режиме, установите диафрагму на значение F/8- F/13, выдержка будет примерно 0,3-1 секунда. Чувствительность сохраните на минимальном значении – 100 ISO.

Баланс белого

Использование настольной лампы при съемке натюрморта может привести к очень непредсказуемым результатам, когда кадры будут иметь неприятный желтый оттенок. Что бы компенсировать излишнюю желтизну, следует правильно настроить баланс белого. Выберите режим лампы накаливания для достижения правильного эффекта.

Фокусировка

Фокусируйтесь на объекте съемке, желательно, на переднем овоще или фрукте. Узкая апертура позволяет добиться четких кадров, и резкости на всех объектах съемки. Сделайте несколько пробных снимков, что бы убедится в правильности настроек, в случае чего увеличьте или уменьшите выдержку.

Что бы добиться живописного эффекта, используйте Photoshop и кроме обычных настроек редактирования с помощью кривых и уровней, можете попробовать применить фильтр Мозаичной плитки. Фильтр находится во вкладке Filter> Texture. Убедитесь, что вы выбрали самый маленький, из допустимых, размер плитки.

Одна из моих студенток на курсе «Ваш зеркальный Canon. Основы работы с камерой» Наталья решила сфотографировать яблоки. Такой красивый фрукт, казалось бы, только и требует того, чтобы нажать на кнопочку затвора — и сразу получится хорошая фотография. На деле оказалось, что для хорошего результата нужно приложить еще и немного усилий. Давайте посмотрим на допущенные Натальей ошибки.

Что здесь не так?

— резкость ушла на стену;

— формы объектов искажены;

— снимок получился желтым;

— поверхность стола некрасиво наклонена;

— фотография сильно обрезана.

Почему это происходит?

Когда мы очень близко подходим к такому ряду яблок, то камера физически не может сфокусироваться на первом или втором из них, это определяется минимальной дистанцией фокусировки отдельно взятого объектива. Резкость уходит вглубь снимка и выделяет ненужный участок, а весь первый план остается размытым.

В том, как именно будут выглядеть снимаемые вами яблоки, важную роль играет фокусное расстояние объектива. В широкоугольном положении объектива (этот снимок сделан с помощью фокусного расстояния 27 мм), при непосредственной близости от объекта съемки, мы получаем увеличение объекта на переднем плане и постепенное уменьшение объектов к заднему плану. Хотя на самом деле все яблочки одинаковы по размеру!

Не стоит забывать и об удобстве восприятия снимка. Начинающим фотографам кажется, что любой неожиданный наклон камеры поможет сделать снимок оригинальнее. К сожалению, чаще всего это приводит к тому, что на результатах таких экспериментов просто трудно задерживать внимание. То же самое и с изменением привычной нашему взгляду форме кадра — когда прямоугольная фотография превращается в узкую полоску, старательно обрезанную ровно по форме изображенного. Проблему организации пространства лучше решать заботой о композиции.

И последняя, но очень частая ошибка при съемке в помещении заключается в том, что многие забывают подобрать баланс белого, оставляя его заботам автоматики. Кадры получаются то синими, то красными, объекты теряют свои естественные цвета. А ведь это занимает всего пару секунд. Любая современная камера предлагает своему владельцу стандартные решения — предустановку баланса белого. Стоит только подсказать ей в каких условиях вы снимаете и будьте готовы получить естественные оттенки.

Решаем проблему вместе!

Для создания снимка нам понадобятся:

— яблоки;

— торшер;

— плотная белая бумага;

* Свет от торшера дает желтый оттенок, поэтому находим в меню фотоаппарата установку баланса белого и выбираем из списка предустановку «лампа накаливания». Можно настроить баланс белого и по листу, но это потребует чуть больше времени и знания комбинации кнопок (она подробно описана в инструкции к вашему фотоаппарату).

*Чтобы подсветить плотные тени, мне понадобились листы бумаги, которые были укреплены рядом с яблоками. Часть света от торшера отразилась от бумаги на темные бока яблок, подсветив их и отбрасываемые ими тени. А самое первое яблоко еще и стало выглядеть объемнее.

Давайте посмотрим на расположение источника света и отражателя относительно яблок:

А теперь сравним результат:


* Для того, чтобы получить стройный, аккуратный ряд яблок, отходим на некоторое расстояние от стола и используем большее фокусное расстояние (проще говоря, зум) вашего объектива. Фокусное расстояние, которое использовала я — 85 мм.

* Решено сфокусироваться на втором от камеры яблоке. Чтобы выделить его, выставляю значение диафрагмы f4 (это стандартное минимальное значение для большинства объективов). Чем шире открыта диафрагма, тем светлее кадр и меньше глубина резко изображаемого пространства. Объекты перед и за яблоком оказываются размытыми.

* Так как снимок делается в условиях недостаточного освещения, а диафрагма уже максимально открыта, думаем, что ещё можно такого покрутить в камере, чтобы сделать снимок светлее. Первое что приходит на ум — поднять ISO. Глядя на свой снимок, весь покрытый точечками, вы же сами и нахмурите брови, ведь чем выше это значение, тем хуже качество фотографии из-за шума. Остается возможность увеличить выдержку. Так и поступим. Чтобы снимок не вышел смазанным, камеру нужно хорошо укрепить на штативе или в любом другом устойчивом месте. Все эти снимки делались с упором камеры на обычный стул.

В итоге получился вот такой снимок:


Итоговые параметры съёмки:
ISO: 100
Диафрагма: f/4,0
Выдержка: 1/13s

Как видите, совершенно простыми средствами мы получили аккуратную, объемную фотографию без искажений объектов, с точной фокусировкой и естественными цветами.

С самых истоков развития фотоискусства особую популярность всегда имела съемка натюрмортов, а все из-за того, что фотографируемые объекты статичны и неподвижны, и с ними можно экспериментировать, не ограничивая себя во времени и задумках - ведь первые камеры имели очень долгую выдержку, что осложняло задачу съемки динамичных сюжетов. Сегодня, спустя почти два века, искусство фотографии продолжает пополняться интересными кадрами со всевозможными предметами, расставленными определенным образом и с конкретной концепцией. Многие фотографы предпочитают именно этот жанр всем остальным, ведь работа в нем не знает границ.

На первый взгляд может показаться, что съемка статичных объектов в натюрморте - дело простое и быстрое, но на деле все оказывается совсем по-другому. Сложности начинаются уже с самого начала, при выборе необходимых предметов и их расстановке по всем композиционным законам, а заканчиваются расстановкой света и подбором выигрышного угла съемки, которые в заключении необходимо обыграть качественной обработкой изображения. На такую работу фотографы тратят часы, а то и целый день - иначе профессиональных кадров не получить.

Особенности съемки натюрмортов

Преимущество работы с натюрмортами состоит в том, что вам не придется подыскивать какое-то особенное место для съемочного процесса или гору профессионального оборудования. В качестве локации подойдет даже домашняя обстановка: выберите освещенное дневным светом место или воспользуйтесь вспышкой, подберите и самостоятельно соорудите подходящий фон - и можно снимать.

В отличие от съемки, например, портретов и пейзажей, вам потребуется намного меньше дополнительных деталей. Но самым главным отличием является то, что для работы у вас будет столько времени, сколько вам нужно, ведь взаимодействовать с предмета намного проще: их можно переставлять, убирать лишние, добавлять новые, пробовать бесконечное количество ракурсов и воплощать любые задумки. С людьми, энергетические ресурсы которых ограничены, таких возможностей в съемке не будет.

В фотосессии людей, животных или ландшафтов фотографам часто приходится делать все чуть ли не на бегу, а с неживыми объектами все иначе: вы можете продумать каждую мелочь и создать действительно идеальный снимок.

Кроме всего прочего, съемка натюрмортов всегда ценилась в коммерческой фотографии, поэтому хорошие снимки могут приносить не только эстетическое удовольствие, но и неплохую прибыль. В современном мире выпускается все больше журналов, каталогов и других изданий различной направленности, в которых необходимо демонстрировать самые разнообразные предметы и товары: продукты и готовые блюда, напитки, аксессуары, одежду, предметы интерьера и многое другое. Подобные фотографии можно самостоятельно продвигать в Интернете, используя специальные биржи и прочие ресурсы.

Что фотографировать?

Многим жанр натюрморта в фотографии кажется классическим, стандартным и предсказуемым, в котором главное место в кадре достается овощам, фруктам или цветам. На самом деле, что фотографировать - зависит только от вашей фантазии и предпочтений. Оглянитесь вокруг и отыщите предметы, которые могут рассказать свою историю, какими бы необычными они не были. Ведь здесь, как и в любом другом жанре, есть место оригинальности и креативности.

Необычные или интересные для съемки вещи вы можете обнаружить где угодно: на прогулке, в кафе и много где еще. Запомните или запишите идею, возникшую у вас в голове при виде понравившегося объекта и попытайтесь воплотить ее в домашней обстановке. Для новичков рекомендуется начинать работу с более простыми предметами, избегая стекла и металла, к которым сложно подобрать освещение. Потренировавшись на чем-то понятном, можно выбирать более сложные формы, объединяя объекты между собой в выгодных комбинациях.

Настройка освещения

Плюс натюрмортной съемки в том, что для нее не обязательно приобретать дорогостоящее световое оборудование, как это нужно при студийной съемке. Помните, что вы полностью контролируете весь рабочий процесс, поэтому и со светом можно разобраться с минимальным количеством техники и в домашних условиях.

Использовать можно не только любой искусственный источник освещения, но даже и дневной естественный свет. В первом случае вы можете просто блокировать дневное освещение, плотно занавесив окна с помощью жалюзи и штор, выстроив весь свет искусственным способом. В случае же с дневным освещением, вам необходимо просто выбрать самую светлую точку в комнате, около окна, которое не загорожено деревьями, зданиями и другими препятствиями.

Некоторым может показаться, что с обычными лампами накаливания хороших снимков не сделаешь, но это не так. Главное - научиться работать с искусственными источниками света, экспериментируя с их расстановкой. Можно подсветить объект не только спереди, что может быть довольно скучным, но и сбоку и даже сзади, добиваясь интересных результатов. Но если у вас есть качественный и сильный источник натурального света, то не пренебрегайте им, а обязательно попробуйте использовать в съемке предметов: его можно дополнить специальными световыми отражателями, а можно сочетать с лампой.

Отражатель света можно сделать самостоятельно с помощью картона и фольги.

Работа с ракурсами

Отличным помощников в фотографировании статичных предметов и натюрмортов является специальный штатив для камеры, который позволяет ей крепко держаться в нужном положении и снимать кадры даже с очень длинной выдержкой. В дополнение к нему можно приобрести пульт дистанционного управления, который позволит наблюдать за съемкой со стороны.

Как использовать возможности штатива на полную мощность? С помощью него вы сможете наблюдать за сюжетом и использовать множество интересных ракурсов - главное не забывать их менять, иначе всю фотосессию камера может простоять в одном положении, от чего снимки получатся однотипными. Штатив для фотокамеры должен подчеркнуть многообразие углов съемки, и не в коем случае не ограничивать ваши замыслы. Меняйте расположение фотоаппарата, переставляйте штатив на самые неожиданные места, изменяйте свет и настройки - все это поможет создать разнообразные кадры, которые хочется рассматривать.

Перемещая оборудование, не забывайте следить за тем, чтобы освещение не было заслонено.

На каком фоне фотографировать?

Грамотный подбор заднего плана для натюрморта играет не последнюю роль в создании качественного снимка. Фон должен быть простым и нейтральным, таким, чтобы не переводить на себя внимание от объекта съемки. Выбирая задник, остановитесь на однотонной стене, а если таковой нет, то воспользуйтесь картоном белого или любого другого подходящего цвета. Можно также использовать легкий и ненавязчивый узор, но только в том случае, если он не будет слишком выбиваться, нарушая гармонию снимка.

Подбирая оттенок фона, обращайте внимание на то, как он взаимодействует с фотографируемыми предметами. Можно выбрать как нейтральный белый цвет, так и оттенок посложнее, который будет дополнять картинку.

Если вы снимаете объекты небольшого размера, то задник может не понадобиться. Просто подберите поверхность, на которую вы положите нужный предмет. Популярным вариантов в таком случае является бархатная ткань черного цвета, которая отлично поглощает цвет и выглядит равномерно.


Композиционные правила

Как и в любом другом виде фотографии, в натюрморте композиция снимка играет важную роль. Именно она в большей степени определяет, получится снимок или нет. Правильно подобранная композиция сделает вашу работу уникальной, интересной зрителю и очень запоминающейся.

Самое важное правило, которое знает любой фотограф - это правило третей. Следуйте ему, и вы получите снимки, на которые приятно смотреть. Также не забывайте о том, что кадр должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было отвлекающих от сути деталей, а только все самое необходимое: выделите главный объект съемки и фон.

Чтобы создать красивые фотографии, используйте всю свою фантазию и не бойтесь нестандартных решений. Подумайте о том, куда зритель направляет взгляд во время просмотра фотографии, а также о том, как задействуется пустое пространство кадра, и стоит ли его заполнять. Необходимо провести большую работу и понять, как представить фотографируемый объект в наилучшем свете, показав не только его красоту, но и отразив вложенный в работу смысл. Да, над контекстом тоже необходимо поработать: вы должны решить, будет ли смотреться предмет хорошо самостоятельно, или же стоит добавить ему дополнительных деталей. Только проработав все вышеперечисленные моменты, у вас получится создать идеальный с композиционной точки зрения кадр.

Ошибки, допускаемые в съемке натюрмортов

Каждый фотограф, который только начинает свой путь в съемке статичных предметов и натюрмортов, сталкивается с примерно одним и тем же набором ошибок, что и остальные. Не стоит расстраиваться, если на первых порах вы сталкиваетесь с трудностями, ведь именно они учат нас правильному пониманию съемочного процесса и работе со всеми тонкостями и нюансами съемки натюрмортов. Стоит разобрать самые распространенные причины, из-за которых в работу допускаются ошибки и недочеты.

  1. Недостаточное количество практики . Все навыки и опыт работы приобретаются только во время съемочного процесса, поэтому тренироваться и набивать руку нужно как можно больше и чаще. Снимая в свободное время, вы вскоре научитесь выставлять подходящие настройки камеры и работать со многими параметрами. Сюда же относится работа с композицией: чем больше вы экспериментируете, тем быстрее вы начнете понимать принципы ее построения и видения.
  2. Непроработанная идея . Все начинается именно с задумки, и только после того, как четкое представление будущей фотографии сформировано, под него подбираются предметы и детали, а также фон. Художественный посыл и заложенный смысл очень важны, без них весь процесс съемки “чего-нибудь” будет провальным.
  3. Плохая работа с освещением . Вы должны четко видеть, что переизбыток или недостаток света отсутствуют, иначе любая, даже самая оригинальная и креативная задумка будет загублена. Вы можете прибегать к помощи дневного света, специальных внешних вспышек, ламп и даже свечей - главное, чтобы объект был грамотно освещен. Не забывайте о том, что работа с отражателями улучшит результат, поэтому старайтесь не использовать прямой свет.
  4. Работа со сложным оборудованием . Новичку да и любому другому фотографу не обязательно гнаться за дорогостоящей аппаратурой - хорошие кадры с натюрмортами получаются даже с минимальными затратами. Качество снимка напрямую зависит от мастерства, а не от того, сколько денег было вложено в работу.
  5. Несоблюдение целостности стиля . Вы всегда можете экспериментировать с цветами, сочетаниями предметов, текстурами и фактурами, формами. Но не стоит пытаться вклинить в картинку предмет, который абсолютно не вписывается в композицию по стилю, эпохе или другим очевидным параметрам.
  6. Ошибки в подборе фона . Задник фотографии - вовсе не мелочь, а деталь, способная с легкостью “убить” фотографию, сделать ее неприглядной и даже отталкивающей. Подходите с особой внимательностью к выбору фона для натюрморта: если он никак не фигурирует в идее и композиции, то подбирайте нейтральные оттенки, которые не будут переводить на себя внимание. Например, можно выбрать белый цвет с простой фактурой.

Главное, что нужно знать об успешной и качественной съемке натюрмортов - старайтесь снимать постоянно, набивать руку при любой возможности и даже на любых объектах, и тогда вы сможете добиться неплохих результатов в этом ремесле и даже начать зарабатывать на нем деньги.

Поделиться