Элон маск состояние. Кто помогает взлететь проектам элона маска. Tesla Илона Маска

За Элоном Маском давно закрепилась слава бизнес-селебрити, его называют прототипом главного героя фильма Iron Man. Продав свои 11 % акций PayPal в рамках полуторамиллиардной сделки с eBay, Маск получил состояние, которое решил использовать на освоение космоса и развитие революционных технологий. Спустя десять лет и миллиарды долларов инвестиций его космические челноки полетели к МКС, а заправки для электрокаров Tesla стали появляться в крупнейших мегаполисах.

Однако за этими достижениями стоит не только предпринимательский талант Маска, но и мощная господдержка. На этой неделе Los Angeles Times подсчитала , какой объём субсидий получил Маск за время работы над проектами будущего. Оказалось, около 4,9 миллиарда долларов. The Village разобрался в причинах успеха бизнесмена.

Юный миллионер

Сын канадской модели и южноафриканского инженера, Элон Маск провёл детство на Чёрном континенте. Ему было девять лет, когда родители развелись и он остался с отцом в Африке. Через год, в 1980-м, он открыл для себя мир программирования, а через два года заработал первые 500 долларов на продаже своей программы.

Для того чтобы иметь возможность обосноваться в США, в 17 лет Маск уехал в Канаду и получил гражданство этой страны, поступил в местный университет, а потом перевёлся в Пенсильванию. В 24 года он поступил в Стэнфорд, но вместо изучения физики увлёкся стартапом и бросил университет.

Первую компанию он создал с братом. Zip2 разрабатывала интернет-сайты для разных фирм и СМИ, в числе её клиентов была и газета The New York Times. В 1999 году стартап купила AltaVista, и Маск получил первые 22 миллиона долларов от продажи своих активов.

Эти деньги он вложил в платёжный сервис X.com, который впоследствии превратился в PayPal. Разразившийся в начала 2000-х кризис доткомов не помешал предпринимателям продать стартап eBay. В 2002 году Маск заработал на этой сделке 165 миллионов долларов.

Из интернета в космос


Этот капитал позволил Маску войти в число самых влиятельных жителей Долины. Но вместо того чтобы создавать новый интернет-проект, в 2002 году он учредил SpaceX. Предприниматель мечтал вернуть интерес людей к космосу. Он сначала хотел снарядить экспедицию на Марс и несколько раз летал в Москву, чтобы уговорить российских космических функционеров продать ему обновлённую модель ракеты-носителя «Днепр». Но за неё просили слишком дорого, и Маск решил сам взяться за разработку таких ракет, которые сделали бы космос доступнее для бизнеса.

В 2006 году он стал соучредителем SolarCity, компании - разработчика солнечных батарей, призванных противостоять глобальному потеплению. А через два года предприниматель также вошёл в капитал Tesla Motors, производителя электрокаров, переживавшего нелёгкие времена в кризис.

Сейчас во всех связанных с именем Маска компаниях работает около 23 тысяч человек, его фабрики находятся в Калифорнии, Мичигане, Нью-Йорке, Неваде и Техасе. Стоимость его долей во всех бизнесах оценивается в 10 миллиардов долларов, но ни один из них пока не приносит прибыли.

Гранты, субсидии, льготы

Критики Маска говорят, что он просто удачно нашёл способ монетизации своих проектов. «Он определённо следует за государственными деньгами, - говорит Дэн Долев из Jefferies Equity Research. - Это хорошая стратегия, но однажды государство может перекрыть финансирование».

К примеру, американское правительство субсидирует 30 % стоимости создания солнечных батарей SolarCity за счёт налоговых льгот и субсидий. Компания отчиталась о получении гранта почти в полмиллиарда долларов из федерального казначейства США.

Штат Нью-Йорк выделил 750 миллионов долларов на строительство фабрики по производству солнечных панелей в Буффало. SolarCity будет арендовать её за доллар в год и сможет десять лет не платить налоги. Чиновники верят в проект и считают, что новая фабрика на месте закрытой сталелитейной сможет создать 3 тысячи рабочих мест.

SpaceX получил контракты от NASA и ВВС США на 5,5 миллиарда долларов, несмотря на то что сохранить разгонный блок ракеты-носителя для последующего использования пока не удалось.


Штат Невада помогает Tesla в строительстве завода для производства батарей, помощь оценивается 1,3 миллиарда долларов. Правительство также предоставляет налоговые вычеты покупателям электрокаров в Калифорнии.

Недавно Маск объявил о запуске нового проекта: Tesla Energy займётся выпуском аккумуляторных батарей для дома и бизнеса, которые будут подзаряжаться днём и отдавать энергию в тёмное время суток. Стоя на сцене, предприниматель под торжественную музыку рассказывал о том, как эти батареи смогут изменить потребление электричества. Но он не упомянул о том, что Tesla уже договорилась с правительством штата Калифорния о предоставлении 126 миллионов долларов субсидий для этого проекта.

Самого Маска подобные подсчёты сумм господдержки раздражают. Он говорит, что эти гранты были доступны всем, кто захотел бы на них претендовать. Разработки новых технологий довольно долго могут приносить предпринимателям одни лишь убытки - неплохо, если они могут получить помощь при создании полезных для всех проектов.

Источники: CNBC , Los Angeles Times
фотографии: Dan Taylor / Wikimedia Commons, SpaceX Photos , NASA / Bill Ingalls / Wikimedia Commons

Имя Илона Ривса Маска, 44-летнего миллиардера, ассоциируется с революционными проектами в сфере ракетостроения, энергетики и инфраструктуры, которые бросают вызов настоящему, определяя наше будущее.

ItWorked собрал главные принципы известного предпринимателя, которые стали залогом его ошеломительного успеха.

1. С детства тренировать предпринимательскую жилку

Предпринимательская жилка обнаружилась у Илана, когда ему было от роду 12 лет. Получив на 10-летие в подарок компьютер, юноша использовал его с максимальной пользой - научился программировать. Причем настолько успешно, что к 12 годам создал свою первую видеоигру и продал ее за $500.

2. Инвестировать, а не накапливать

Первые самостоятельно заработанные деньги будущий бизнесмен потратил не на прожигание жизни в удовольствие, а вложил в акции фармацевтической компании.
Свой первый бизнес - Zip2, специализирующийся на программном обеспечении для новостных компаний, он через 2 года после основания продал производителю персональных компьютеров Compaq.

Вырученные деньги были вложены в проект X.com, из которого потом вырастет платежная система PayPal.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее»

3. Рисковать, имея запасной план, и не сдаваться

В 2002 году Маск основывает компанию SpaceX с миссией сократить расходы на полеты в космос и колонизация Марса.

«В ракетостроении нет ничего по-настоящему дорогостоящего. Проблема лишь в том, что те, кто занимались ракетостроением в прежние времена, делали это с чудовищно низкой эффективностью»

Планируя запуск ракет в космос, Маск отдавал себе отчет: маловероятно, что первая попытка будет успешной.
Потому инвестированных $100 млн. должно было хватить сразу на три запуска. Но все они в последствии оказались провальными.

Стоя перед своим коллективом, который решил, что всему конец, Маск сказал, что уже нашел новые инвестиции, а значит работа продолжается.

«Я, со своей стороны, никогда не сдамся, вообще никогда»

Четвертый запуск прошел успешно.

4. Делать ставки на перспективные отрасли

Компанию Tesla создали в 2003 году Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин. Они поставили за цель - полный отказ от использования топлива в автомобиле. Маск заинтересовывается компанией, делает свои первые инвестиции в нее и становится председателем совета директоров.

«Говоря о бизнесе, я думаю, лучше всего начинать в низшей точке и выходить на рынок на пике, чем наоборот»

Путь к успеху у компании был тернистым, один провал следовал за другим. К примеру, когда компания от разработки была готова переходить к серийному выпуску, ее атаковали критики и существенно подмочили репутацию.

Руководители Tesla рискнули взять взаймы у американского правительства полмиллиарда долларов с рассрочкой до 2022 года. Но презентованная в 2009 году Tesla Model S имела ошеломительный успех и взвинтила акции компании на 1229%. В итоге кредит был погашен досрочно, в 2013-м.

5. Находить возможности и расставлять приоритеты

Одним из направлений, которое попадало в круг интересов Маска, являлись солнечные энергосистемы. Но он понимал, что на все его не хватит.
В итоге, Илан полностью посвящает себя Tesla и SpaceX, а к проекту SolarCity подключает двоюродных братьев Линдона и Питера Райв.

Это один из сопутствующих проектов предпринимателя, цель которого не прибыль, а укрепление позиций в отрасли и получение нового нужного для других проектов опыта.

6. Объединять проекты ради перспективной синергии

Маск взаимосвязывает свои проекты. К примеру, SolarCity производит электрозаправки для Tesla и будет производить солнечные панели для инновационного проекта Hyperloop, который призван стать воплощением амбиции Маска создать «пятый вид транспорта».

7. Работать 100 часов в неделю

Главным направлениям в бизнесе Маск посвящает без малого 100 часов в неделю. Когда его однажды спросили, в чем секрет его успеха, он ответил:

«Просто вкалывайте, как черти. Если другие работают 40 часов в неделю, а вы пашете 100, то даже делая одни и те же вещи, вы сможете достичь результата в 2,5 раза быстрее. То, на что другим потребуется год, вы сможете сделать за 4 месяца. Но если вы ленивый, то не теряйте времени на то, чтобы запустить свой бизнес»

8. Работать не просто много, но продуктивно

Для высокой эффективности Илан Маск принял определенные решения относительно режима работы. По понедельникам он находится в Лос-Анджелесе на базе SpaceX, по вторникам и средам в Сан-Франциско в офисе Tesla. К четвергу Маск возвращается в Лос-Анжелес, а пятница у него разделена между SpaceX и дизайн-студией Tesla, которая находится за углом от офисов SpaceX.

Кроме того, Илон - жесткий руководитель. В его команде только самые талантливые и готовые выполнять нереальные задачи, а с неугодными расстается без экивоков.

«Я новичок в бизнесе, но не моя команда. Я бы сказал, что история не видела космической компании лучше. Не думаю, что когда-либо существовала группа таких талантливых людей, собравшихся в одном месте, в одной компании, работая над созданием ракеты»

Маск выстроил доверительную систему обратной связи - прислушивается к мнению людей из окружения.
Часто объединяет задачи, к примеру, на совещании он может пообедать и ответить на важные письма. В его графике нет места отдыху за исключением 5-минутных перерывов.

По признанию бизнесмена даже время, которое он проводит с сыновьями, которых у Илана 5, он все равно совмещает с работой.

Один из главных советов, который дает Маск:

«Постоянно задавайте себе вопросы, думайте о том, как делать что-то лучше. Критика далеко не всегда приятна, но от нее будет только лучше»

Как это ни обидно, идеи одного американца значат для человечества больше, чем все изыскания членов Российской академии наук. © Official SpaceX Photos

Илон Маск входит в рейтинги самых влиятельных персон, лучших бизнесменов и лучших менеджеров. Область его интересов многогранна. Это ракетостроение — первый в мире частный космический корабль Dragon на частично многоразовой ракете Falcon регулярно летает к МКС, а через несколько лет, по проекту Маска, должен отправиться к Марсу. В планах и пилотируемая экспедиция.

Это создание электромобилей — капитализация компании Tesla Motors через несколько лет может достигнуть триллиона долларов. В 2013 году Tesla по объемам продаж обогнала люксовые Mercedes-Benz S-class, BMW-7 и Audi A8. Компания Маска покрывает Америку сетью заправок Supercharger, которые со временем будут заряжаться прямиком от солнца.

Это солнечные аккумуляторы для энергетики — компания Solar City опережает все мировые разработки в альтернативной энергетике.

Это информационные технологии — платежная система PayPal стала одной из самых популярных.

Один из последних проектов Маска — создание космического Интернета с прямым доступом к потребителю с помощью флотилии из 4000 легких, всего по 100 кг спутников.

Совокупная стоимость трех компаний Маска — Solar City, SpaceX и Tesla Motors — превышает $50 млрд.

Инженер Илон Маск формирует будущее в значительно большей степени, чем любой президент. Политики чаще толкают мир назад, а Илон Маск показывает путь вперед. Зоны влияния в современном мире определяются не столько главами государств, сколько такими людьми, как Стив Джобс и Илон Маск. Беда России в том, что нам некого посадить за стол переговоров с этими людьми.

К примеру, космический Интернет сделает смехотворными барьеры, которые воздвигают государства и спецслужбы на пути распространения информации, поставит крест на телевидении и бумажной прессе, изменит социальную инфраструктуру общества. Или энергетика — Илон Маск уже объявил о создании промышленного солнечного аккумулятора Powerpack на 100 кВт. Это в три раза больше, чем потребляет за день американская семья. Два миллиарда таких аккумуляторов решат проблему перехода всей планеты на возобновляемую энергию, что нанесет сокрушительный удар по сырьевым экономикам и нефтяным компаниям.

Понятное дело, Россия не приходит в восторг от разработок Маска. Безнадежно проиграв конкуренцию в области высоких технологий, наши эксперты при каждом удобном случае язвительно комментируют западные инновации. Но, как это ни обидно, для человечества идеи Маска значат больше, чем все изыскания действительных членов Российской академии наук, единственным достижением которой за последнее время стала структурная реформа.

Пока мы комментируем, Маск залпами опровергает скептиков. Первый в мире частный корабль Dragon и ракета Falcon 9 вытесняют из американской космонавтики российские «Союзы» и «Протоны». По государственным контрактам SpaceX получила $3,2 млрд — больше, чем бюджет Роскосмоса. На 2017 год запланирован первый пилотируемый полет Dragon к МКС. А для того, чтобы составить конкуренцию «Протону», надо снизить стоимость старта Dragon со $133 млн до $60 млн. При скоростях, которыми движется от успеха к успеху Маск, решение не за горами.

Миллиардер и инженер Маск — не просто экономическая угроза для России. Он хуже, чем бельмо на глазу, и больнее, чем заноза под ногтем. Годами мы говорим о необходимости рывка в высоких технологиях, подъеме науки, об инновациях и экономике знаний. Но результата не видно, что доказывает то, что высокие технологии не нужны нашей экономике, а редкие попытки инноваций отторгаются, как чужеродный орган.

Купец Савел Дикой в «Грозе» куражился над механиком Кулигиным: «Что я тебе — ровный, что ли! <…> Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».Старт с занесением в личное дело

В России разработка отечественного электромобиля на средства миллиардера Прохорова сопровождалась издевками и была закрыта через пять лет мучений и терзаний. А по миру уже бегает 80 тысяч электромобилей Tesla. Многолетние попытки нашего последнего Нобелевского лауреата Жореса Алферова запустить в России солнечную энергетику результата не дали. Может, дело не в талантах, а в условиях, которые их окружают? Инноваторы уперлись головой в низкий бетонный потолок.

Наши олигархи, а по числу миллиардеров Россия на втором месте в мире, сколотили состояние на торговле недрами. И нет ни одного, кто обогатил бы мир чудесным изобретением. Не потому ли среди космических туристов на наших кораблях не было ни одного российского миллионера? Американцев — много, и каждый ставил в космосе научные эксперименты. Даже частных инвестиций в космонавтику при всех разговорах о том, что это наша национальная гордость, не наблюдается. Наши миллионеры крепко стоят на земле, цепляются за почву и витать в научных эмпиреях не желают. Лучше остаться на траве у дома…

Сегодня Илона Маска в России сочли бы белой вороной и быстро бы заклевали. Птица не из нашей стаи. И пока оснований надеяться, что у нас появится свой Иван Маск, не видно.

Сергей Лесков

Стал не только важным технологическим событием мирового масштаба, но и, если можно так выразиться, знаковым для цивилизации в целом.

За кадрами трансляции, на которых новая ракета устремилась в небо и вывела сначала на околоземную, а потом на отлетную от Земли траекторию личный автомобиль Маска, следили миллионы глаз.

И не только потому, что это было красиво и никогда ранее вокруг нашей планеты не летал кабриолет с куклой за рулем.

Рациональных причин для восхищения, по крайней мере у тех, кто его испытал, несколько, ведь сразу ряд событий в этот день произошел впервые.

Впервые полетела сверхтяжелая ракета, разработанная частной компанией на собственные деньги. Отдельный успех — полетела с первого раза. Впервые при запуске подобной ракеты отработана схема одновременной мягкой посадки ее первых ступеней. К необычному виду космических ракет, двигатели которых не только запускают их в небо, но и мягко приземляют на землю, Маск приучил человечество совсем недавно.

Он продемонстрировал, что можно сохранять первые ступени ракет для многократных стартов и удешевлять пуски.

Однако точное, синхронное приземление сразу двух ступеней стало, пожалуй, самым захватывающим моментом всей миссии. Хотя бы потому, что раньше такого люди просто не видели. Синхронные пуски баллистических ракет человечество освоило, особенно в этом преуспели в КНДР, а вот синхронные посадки ракет — со времен Королева пока нет.

Старт баллистических ракет в КНДР

youtube.com

Наконец, впервые при помощи частной ракеты, то бишь на частные деньги, «нечто» было запущено не просто на околоземную орбиту, а на отлетную траекторию от Земли. И это частное нечто теперь действительно будет летать во внутренней части Солнечной системы, по-видимому, миллионы лет.

Однако сколь громким в мире был первый восторг от состоявшегося, пусть не во всем успешного (центральную ступень спасти не удалось) пуска, столь неоднозначной и полярной была реакция на него в России.

«Вот посадят хоть одну ракету, тогда поговорим. Вот запустят Falcon Heavy, тогда поговорим»,

— уже не известно, кто впервые на просторах рунета запостил этот «мемасик», но, согласитесь, насколько он точен и созвучен его смысл с ментальностью многих россиян?

У нас (да и не только у нас) не принято радоваться успехам предприимчивого соседа, а уж же тем более — успехам американского выскочки-миллиардера, который замахнулся едва ли не на последнее наше святое —

космос, который полвека назад мы, напрягаясь всей страной, подарили человечеству.

Однако и рациональные аргументы «скептиков» заслуживают перечисления.

А баба Яга против

Главный аргумент — Маск не сделал ничего нового, ракета не рекордная, такую и большую грузоподъемность имели советская «Энергия», лунная «Н-1» и тот же американский «Сатурн-V».

Имели, но сейчас их нет, как нет и нагрузки, для которой они строились. При этом для реализации таких проектов обе сверхдержавы напрягали столько сил,

что одна из них не выдержала и развалилась.

Частной же компании, которая развивает подобные проекты, сложно предъявить претензии в нецелевом расходовании средств, тем более что цель создания такой ракеты не политическая, а сугубо рациональная — полеты за пределы Земли и дешевые массовые запуски спутников.

Оболванил народ

Другой аргумент -

что за барство, запускать в далекий космос дорогостящую игрушку, от которой пользы человечеству ноль?

Что характерно, возмущаются этим не только далекие от космоса люди: мол, почему вместо своей Tesla Маск не отправил в космос что-то дельное?

«Представьте только, что с нами сделали бы журналисты и «эксперты» из соцсетей, если бы Роскосмос запустил ракету с болванкой на борту, одна ступень которой отработала не совсем точно, а нагрузка ушла непонятно куда безо всякой обратной связи. То есть выброшенные гигантские деньги и ноль (почти) научно-практической информации», — недоумевает гендиректор входящего в «Роскосмос» НПО «Техномаш» на страницах издания Forbes.

Довольно странно это слышать от эксперта в области, который не может не знать,

что запуск именно «болванок» при испытаниях новых, ранее не летавших ракет — скорее оправданная традиция, чем исключение.

Именно болванки, массогабаритные макеты или, как на Западе их называют, DemoSat, запускались при испытаниях сверхтяжелой ракеты Delta IV Heavy, при первом старте ракеты по . Роскосмосом в 2014 году при успешных испытаниях легкой и тяжелой ракет «Ангара» были тоже . Одна на геостационарную орбиту, вторая — на полигон на Камчатке.

А свою долю критики Роскосмос в последние годы получает как раз не за запущенные болванки.

Каковы были альтернативные варианты нагрузки, мы вряд ли узнаем наверняка — были разговоры, что SpaceX предлагала запустить свои аппараты и , но там отказались — слишком велики риски. В свете этого Маск, как устроитель мероприятия, имел право отправить к астероидам не чугунную чушку, а сделать из этого шоу, которое войдет в историю человечества — почему бы нет? «Это глупо и смешно, но глупые и смешные вещи часто становятся важными», — пояснил Маск.

Не сам

«Маск мало сделал сам, а уже использовал готовые технологии». Важную роль в становлении сыграл ее нынешний ведущий инженер Том Мюллер, который стоял за разработкой двигателей Merlin и имел богатый опыт создания кислород-керосиновых двигателей с системой дросселирования, то есть возможностью широкого изменения режимов тяги.

При разработке двигателя действительно использовался ряд уже запатентованных изобретений. И тут сравнение, если рассуждать о судьбах частной космонавтики, будет не пользу России. В США нормальная практика,

когда технологии, разрабатывающиеся под госзаказ, оказываются доступными для дальнейшего использования коммерческими компаниями.

В качестве примера можно вспомнить компанию Bigelow Aerospace, которая использовала насовские технологии надувных станций и сама продолжила развивать эту идею.

В России, если организация разрабатывает какую-то технологию по госзаказу, эта интеллектуальная собственность переходит государству и использовать ее негосударственным организациям будет почти невозможно. Напротив, как рассказывают люди, знакомые с космической отраслью, даже соседние предприятия , разрабатывающие похожие технологии, не делятся друг с другом своими разработками и опасаются промышленного шпионажа со стороны друг друга.

При этом технологии, переданные NASA для создания двигателей Merlin, относятся не к эпохе полетов к Луне, они совсем свежие, конца девяностых — начала двухтысячных годов.

Им заплатили

Наконец, последний аргумент: SpaceX не вполне частная компания, им платит государство. За 10 лет на разработку ракеты Falcon 9 (Не Falcon Heavy!), грузового корабля Dragon и пилотируемого Dragon 2 SpaceX получила от NASA $3,5 млрд. При этом на сегодня компания имеет контракты на более чем 60 миссий — на сумму $7 млрд.

Вложив деньги в SpaceX,

правительство США преследовало главную цель — возможность запускать в космос спутники дешевле.

Чем оно и пользуется сегодня, доверяя этому частнику даже оборонные и секретные заказы.

В США в приоритет ставят экономию денег, отчасти поэтому Вашингтон продолжает покупать у России ракетные двигатели РД-180, не дающие покоя сенатору . И когда встает вопрос о трате бюджетных денег, вопросы политики уходят на второй план.

Показателен случай, произошедший в середине 2000-х годов, в досанкционные времена. Когда в NASA решали, кому заказать изготовление прибора для изучения водорода в лунном грунте на орбитальный аппарат LRO, собрать его предложили в Лос-Аламосской национальной лаборатории, правда, за огромные деньги.

И когда российские ученые из ИКИ РАН предложили сделать этот прибор LEND за свой счет с условием участия в миссии, вопрос, кому отдать заказ, отпал сам собой.

Если сравнить деньги, выделяемые со стороны правительства США компании Маска со средствами, выделяемыми российским космическим госпредприятиям, то сравнение будет не в пользу последних, в этом, возможно, и кроется причина подчеркнуто холодного отношения Роскосмоса к успехам американского бизнесмена.

Эти же предприятия и научные институты продолжают получать иски от того же Роскосмоса, про что неоднократно писала «Газета.Ru».

Отвечая на вопрос об успехах Маска, а задают их постоянно, руководство Роскосмоса вообще старается не называть его по имени.

А после старта Falcon Heavy в госкорпорации назвали это рекламным «трюком» ради автомобиля Tesla, с производством которого «дела плохи».

На фоне успехов Маска и космических неудач России особое звучание приобрел совет запускать своих космонавтов при помощи батута, данный почти четыре года назад на фоне обострения отношений с США. Накануне компания SpaceX свой собственный «батут» — специальную сеть, при помощи которой планируется возвращать обтекатели ракет для их повторного использования. Чей батут окажется лучше, покажет скорое будущее.

Поделиться