Электронная путевка начала работать в тестовой версии. «Электронная путевка» стала инструментом для обмана туроператоров Электронная путевка ростуризм

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» с 1 января 2018 года ввел электронный документооборот между туроператором, турагентом и туристом.

Таким образом договор о реализации турпродукта может быть составлен в электронной форме, в этом случае формируется электронная , которая в пронумерованном виде размещается в соответствующей единой информационной системе. Оператор, реализуя свой продукт, будет получать доступ к этой базе.

В Ростуризме полагают, что «Электронная » обеспечит прозрачность и контроль деятельности туроператоров и турагентов. Преимущество для туриста в том, что он сможет видеть движение средств, уплаченных за , статус своей путевки. Конечно, и сейчас на сайте многих операторов можно отследить заявку по ее номеру или номеру паспорта туриста, однако речь идет о создании единого федерального ресурса.

До введения системы остается не так много времени, но представления о ней у участников рынка весьма смутные, вопросов очень много. Утверждена ли уже сама форма электронной путевки? Планируется ли интегрировать «Электронную путевку» в систему межведомственного обмена или она будет мирно существовать, например, при Ростуризме? Если система создается для учета и статистики, то зачем требуется указывать данные туристов? Кто получит доступ к системе? Если любой человек, то понравится ли такая «свобода» самим потребителям? Не побегут ли они от нее в букинг?

Одновременно агентства опасаются, что данные клиентов окажутся у туроператоров и могут быть использованы в корыстных целях. В свою очередь, турист тоже может увидеть подноготную коммерческих взаимоотношений оператора и агентства, в частности, размер комиссии. Наконец, турфирмы волнует цена вопроса - кто заплатит за установку программного обеспечения и не отразится ли это на конечной стоимости туруслуг? Это системные вопросы, но и чисто технических - не меньше.

По словам директора компании Click Voyage Игоря Козлова, входящего в рабочую группу при Ростуризме по выработке электронной путевки, внедрение электронного документооборота - процесс неизбежный, это происходит и в других отраслях тоже. «И никто не создает трудности специально. Но онлайн-сервисы разрабатываются IT-специалистами, которые, как правило, мало знакомы со спецификой турбизнеса. С технической точки зрения с электронной путевкой все вроде нормально. Тестировавшие систему в 2015 году туроператоры в целом остались довольны. А недоделки будут устранены до момента полного завершения работ».

Напомним, единая система электронных путевок, по словам разработчиков, готова уже на 80%. Первые два этапа, завершенные в конце прошлого года, были Ростуризмом утверждены, хотя и омрачились конфликтом исполнителей. В декабре 2016 года Ростуризм разместил на сайте госзакупок сообщение об открытом конкурсе на реализацию третьей, завершающей, очереди работ по созданию информационной системы «Электронная путевка» на сумму более 178 млн рублей.

Нельзя сказать, что рынок совсем не готов к принятию электронной путевки: многие положения уже прописаны, какие-то поддаются постепенной корректировке, утверждает Игорь Козлов. Но есть принципиальные вопросы, требующие безотлагательного решения. Например, емкость системы. Создатели исходили из 8 млн путевок в текущем году, а речь пойдет, скорее всего, о 20–30 млн. Выдержит ли система возросшие нагрузки? Не говоря уже о таких вопросах, как коммерческая тайна, сохранение персональных данных клиентов. Ведь считается, что, зайдя в систему, турист увидит, что его агентство получило определенную сумму, но туроператору перечислило не всю, а определенную часть. Это в чистом виде раскрытие коммерческой информации, поэтому надо сделать так, чтобы эти данные предстали в виде неких условных обозначений, подтверждающих проведенную финансовую операцию.

Учредитель юридического агентства «Персона Грата», глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов полагает, что введению электронного документооборота пока уделяется недостаточно внимания, хотя это - революция, способная изменить туристический рынок. Доверенность туроператоров, которая так бурно всеми обсуждалась, не так сильно влияет на бизнес, как электронная путевка с электронными подписями и фактический переход турфирм под финансовый контроль. Несовпадение сведений в электронных документах с выплаченными взносами, например, в персональный фонд вполне может стать основанием для исключения из единого реестра туроператоров. Эксперты не исключают также, что установка и поддержание программного обеспечения для новой системы потребует от турфирм дополнительных затрат, а значит, спровоцирует уход с рынка мелких игроков и дальнейшее его укрупнение.

Впрочем, по мнению г-на Мохова, маловероятно, что новый инструмент будет запущен в указанные законом сроки: если технически создать продукт за это время еще можно, то протестировать его и интегрировать в рынок - вряд ли.

Об этом же говорит вице-президент РСТ Юрий Барыкин. «Уверен, что в полном объеме со следующего года механизм не заработает. Сама идея вполне соответствует развитию рынка, но предстоит еще очень многое сделать. Аврал с электронной путевкой нам точно не нужен. Понимание этого есть и в Ростуризме. Сейчас важно, что эксперты отрасли начали взаимодействовать с разработчиками», - пояснил он.

Тем более что, по словам г-на Барзыкина, в нынешней редакции закона нет указания на обязательное использование электронной путевки. В статье 10.3 «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом, туристом или другим заказчиком» написано, что для заключения договора о реализации турпродукта турист или иной заказчик может (а не должны!) передать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации турпродукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора или турагента.

Информационная система «Электронная путевка» создается группой «Астерос » по заказу Ростуризма . В соответствии с федеральным законом от 2 марта 2016 г № 49-ФЗ, с 1 января 2018 года «Электронная путевка» должна быть запущена в промышленную эксплуатацию.

Планируется, что использование «Электронной путевки» позволит обеспечить контроль над реализацией турпродукта и предоставлением туристских услуг. Каждый турист сможет самостоятельно проверить факт регистрации в информационной системе своей электронной путевки, которая является свидетельством наличия государственных гарантий у компании, продавшей турпродукт, а также присутствия данной компании в реестре Ростуризма.

2018: Передача проекта структуре «Ростех»

В конце июня 2018 года стало известно о том, что входящая в «Ростех» компания «Национальные туристические технологии» стала оператором информационной системы «Электронная путевка». Соответствующее поручение президент России Владимир Путин дал еще 17 мая, сообщает РБК , ссылаясь на представителя «Ростуризма» .

По его словам, решение главы государства стало результатом совместного обращения к нему «Ростеха» и Ростуризма. К 25 июня 2018 года ведется работа «по организации исполнения этого поручения», сообщили в Ростуризме.

Пока туроператоры могут подключиться к «Электронной путевке» добровольно. Ростуризм и «Ростех» предложили «законодательное утверждение обязательности использования электронной путевки участниками рынка», рассказал представитель агентства. Компании предупреждены о том, что в ближайшей перспективе «Электронная путевка» станет обязательной, рассказали изданию директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

Систему уже тестировали около ста туроператоров, среди которых НТК «Интурист» , PAC Group , «ВИП Сервис», TUI Russia & CIS . Опрошенные РБК в конце 2017 года туроператоры сообщили, что не намерены полностью переходить на «Электронную путевку». По их словам, в системе много технических недоработок.

По мнению главы компании «ВИП Сервис» Дмитрия Горина, у «Национальных туристических технологий» есть технологические возможности для доработки и эксплуатации «Электронной путевки». Он поддержал мнение «Ростуризма» о том, что система станет эффективным средством защиты туристов и сделает рынок более прозрачным.

Собеседник РБК, участвующий в обсуждении дальнейшей судьбы «Электронной путевки», считает, что проект может быть запущен с 1 января 2019 года. Обслуживание системы, по его оценкам, обойдется более чем в 1 млрд рублей в год без учета расходов на доработку.

2017

Стартовало открытое тестирование «Электронной путевки»

Ростуризм) 22 сентября 2017 года объявило о старте открытого тестирования информационной системы «Электронная путевка», создаваемой группой «Астерос ». Оценить функционал сервиса смогут турагентства, туроператоры и другие заинтересованные участники рынка.

Реализация проекта разбита на три ключевых этапа; по данным на сентябрь 2017 года системный интегратор работает над третьей - последней - очередью системы. До запуска системы в промышленную эксплуатацию, запланированного на 1 января 2018 года, работу сервисов и информационных страниц системы проверят сами туроператоры и турагенты. Для этого им достаточно перейти на страницу «Электронной путевки» на сайте Ростуризма и подключиться к тестовой версии системы, следуя специальной инструкции.

Открытое тестирование системы будет проходить до ее сдачи в промышленную эксплуатацию. Для апробации доступно 4 ключевых сервиса; далее по мере готовности системы их количество будет увеличиваться.

Предполагается, что в ходе тестирования туроператоры и турагенты смогут на практике оценить удобство и качество работы основных сервисов «Электронной путевки», а также ознакомиться с работой системы еще на этапе ее создания. В период тестирования специалисты «Астерос» отследят работу всех узлов информационной системы и на основе полученных результатов проведут окончательную настройку сервисов с учетом полученных замечаний пользователей. После запуска системы работать с ней будут как компании туррынка, так и туристы.

Информационная система «Электронная путевка» очень важна для защиты прав и законных интересов туристов. Она поможет повысить прозрачность туристской отрасли и сделать взаимодействие всех участников рынка и туристов технологичным. Внедрение цифровых технологий в туризме упростит процедуры учета и контроля за реализацией турпродукта, минимизирует возможность использования недобросовестными участниками рынка «серых» схем в ущерб потребителям, а для туркомпаний, работающих в строгом соответствии с законодательством, откроет возможности по снижению издержек. Тестирование позволит опробовать систему в действии и на финальном этапе разработки сделать ее удобной и полезной для всех категорий пользователей, - убежден руководитель Ростуризма Олег Сафонов .

Проект по разработке государственной информационной системы «Электронная путевка» выходит на финишную прямую, - отметил со своей стороны Алексей Денисов , директор проекта группы «Астерос». - Оставаясь единственным исполнителем проекта на протяжении всего времени создания системы, мы старались услышать рынок и учесть все пожелания к ее функциональности. Теперь мы готовы предоставить ряд основных сервисов ИС ЭП для оценки непосредственными пользователями - турагентами и туроператорами. Для них это, прежде всего, возможность ближе познакомиться с функционалом системы и уже на данном этапе организовать сопряжение своих систем с «Электронной путевкой». Получение обратной связи по результатам тестирования финального образца - важнейший этап для нас: мы тщательно проанализируем все замечания и, при необходимости, доработаем систему в соответствии с ними. Это позволит нам обеспечить высокое качество продукта, прошедшего «боевое крещение» рынком.

«Астерос» отстоял право Ростуризма на ПО проекта «Электронная путевка»

Как стало известно 12 сентября 2017 года, компания «Астерос » проиграла в суде дело по иску компании «Аэронавигатор», выступившей субподрядчиком по проекту создания ИС «Электронная путевка», и, как результат, выплатит истцу 56,5 млн руб. в качестве долгов и процентов по контракту. Интегратор не сумел отстоять в споре с «Аэронавигатором» свою позицию, согласно которой субподрядчик выполнил работы не в срок и не оказал при этом предусмотренные субконтрактом консультационные услуги, однако смог доказать бесспорное право Ростуризма на ПО, разработанное в рамках проекта.

Решение в пользу истца

В мае 2016 года по итогам тендера Ростуризм подписал с «Астерос» контракт стоимостью 162,1 млн рублей на создание второй очереди системы «Электронная путевка». После этого интегратор привлек «Аэронавигатор» на субподряд за 65 млн рублей. Как указал «Астерос» в суде, оплату выполненных субподрядчиком работ компания произвела «за вычетом начисленной неустойки» в размере порядка 54 млн рублей - в связи с несвоевременной сдачей работ и неоказанными услугами.

Решающим аргументом при принятии решения в пользу истца стал тот факт, что предварительные испытания системы, проведенные в ноябре 2016 года - накануне завершения срока исполнения контракта, были признаны успешными. Их результаты были переданы компанией «Астерос» заказчику - Ростуризму, и стороны «друг к другу претензий не заявляли».

На этом основании суд признал правомерность исковых требований «Аэронавигатора», а встречный иск «Астероса» отклонил.

Права на интеллектуальную деятельность

Тем не менее, по словам директора проекта «Электронная путевка» в «Астеросе» Алексея Денисова, компания не вполне считает себя проигравшей по итогам данного разбирательства. В своем иске к интегратору «Аэронавигатор» также требовал компенсацию в размере 5 млн рублей за нарушение исключительных прав на результат его интеллектуальной деятельности в ходе создания системы. По утверждению субподрядчика, программная часть проекта принадлежит ему, соответственно, права на нее не могут быть переданы Ростуризму, а продолжение проекта нелегитимно. Данную часть претензий истца Арбитражный суд Москвы удовлетворить отказался.

Развитием «Электронной путевки» займется «Ростех»

Развитием информационной системы (ИС) «Электронная путевка», разработанной компанией «Астерос » по поручению федеральных властей, займется концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) , входящий в «Ростех ». Как сообщает «Коммерсантъ» , систему, куда должны поступать данные обо всех проданных турах, планируется запустить в начале 2018 года. Однако, в профессиональной среде утверждают, что в новой системе до сих пор много недоработок.

Меморандум о развитии «Электронной путевки» КРЭТ планирует подписать с Ростуризмом в рамках авиасалона МАКС, который пройдет с 18 до 23 июля 2017 года. Сама система в тестовом режиме была запущена еще в конце 2015 года: в ходе пилотного запуска обработана информация о 40 тыс. туров и 50 тыс. путевок без указания персональных данных. Как только ИС заработает, каждая путевка, проданная в будущем, получит номер, по которому можно будет отследить ее статус (бронь, предоплата, оплата, исполнение), узнать информацию об авиарейсе, о гостинице и о том, насколько страховое покрытие туроператора соответствует объему его деятельности.

Предполагается, что система заработает в штатном режиме с начала 2018 года. Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин утверждает, что «Электронная путевка» повысит прозрачность рынка, так как с ее помощью можно отслеживать статус оплаты путевки и требовать возврата средств в случае неисполнения обязательств.


По статистике Ростуризма, 70% поездок оформляется через туроператоров.


По состоянию на июль 2017 года на российском рынке 635 операторов выездного туризма и 3,7 тыс. компаний, оказывающих туристские услуги по России .

Пока обсуждается, что для туроператоров и агентств подача сведений в ИС будет бесплатной. Но гендиректор туроператора Click Voyage Игорь Козлов допускает появление в будущем сбора за участие в «Электронной путевке». Это подтверждает собеседник `Ъ`, близкий к Ростуризму. Помимо этого участников рынка беспокоит, что в ИС много недоработок.


Среди спорных моментов - контроль фонда персональной ответственности оператора (для операторов выездного туризма - формируется из отчислений в размере 1% от оборота за прошлый год), который гарантирует возмещение ущерба туристам.


Реализация проекта «Электронная путевка» разбита на три ключевых этапа. На декабрь 2016 года завершен второй этап. По итогам работ расширен функционал действующих подсистем, сформирована и апробирована функциональная подсистема оперативного контроля деятельности туроператоров и турагентов, введена в действие и подготовлена к аттестации система защиты персональных данных туристов. Все электронные путевки, передаваемые в систему второй очереди туроператорами и турагентами, заверяются электронно-цифровой подписью. Банкам и страховым компаниям предоставлена возможность оперативного контроля размера банковских гарантий и страховых депозитов туроператоров.

Создание информационной системы «Электронная путевка» направлено на защиту интересов потребителей и недопущение кризисных ситуаций в туристической отрасли. Она призвана повысить прозрачность и безопасность рынка, стать инструментом контроля за выполнением туроператорами своих обязательств перед клиентами и помочь туристам избегать недобросовестных компаний. Благодаря системе россияне будут чувствовать себя увереннее при покупке туров, в отрасли снизится количество «серых» схем работы и связанных с ними рисков для потребителя, - сообщил Олег Сафонов , руководитель федерального агентства по туризму.

Создание информационной системы `Электронная путевка` является для нас беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта. Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма. На данный момент готовность системы доведена до 80%. Мы добились максимального уровня защиты информации, в частности, персональных данных граждан, и готовы идти дальше. Впереди нас ждет главное – вывод `Электронной путевки` в жизнь, оценка рынка и граждан. Это наиболее важная и критичная для нас часть работы, и мы приложим все усилия, чтобы и финальный этап был успешным, - добавил Алексей Денисов , директор проекта группы «Астерос».

2015

Завершение тестирования прототипа «Электронной путевки»

В рамках первого этапа работ, подразумевающего технорабочее проектирование системы и разработку опытного образца системы, «Астерос » в собственном Центре компетенций развернула комплекс технических средств, на основе которого создала прототип будущей ИС.

Для согласования регламента информационного обмена и отработки механизмов интеграции между ИС «Электронная путевка» и системами туроператоров организовано тестирование прототипа поставщиками услуг в сегментах выездного и внутреннего туроперирования: компаниями «НТК Интурист» и ITM Group. К апробации привлекли разработчика программного обеспечения для автоматизации туристской деятельности – «Мегатек», отраслевое решение которого используют более 800 операторов по всей России.

Согласно плану тестирования в прототипе ИС «Электронная путевка» обработана информация о 40 тыс. туров и более 50 тыс. путевок с обезличенными персональными данными.

Для испытания опытного образца "Электронной путевки" мы выбирали операторов из крупного и среднего сегмента бизнеса, специализирующихся на различных туристских направлениях. Так, для обработки данных о турах в «НТК Интурист» внедрена собственная информационная система, а ITM Group использует программное обеспечение стороннего разработчика, доступное массовому рынку. В ходе тестирования мы учли все пожелания участников, сделали соответствующие корректировки, подготовили и согласовали регламент информационного обмена между всеми сторонами. На последующих этапах будет произведена интеграция с программными продуктами, используемыми остальными туроператорами, - сообщил Алексей Денисов .

В рамках проведенной работы учтены разнообразие и специфика оказания услуг разными поставщиками. Не менее важным преимуществом компании-тестировщики называют возможность для каждого туриста в любой момент в режиме онлайн проверить статус своей путевки.

Перед нами стоит задача – обеспечить безопасность туристов, иметь возможность предупредить негативные последствия в случае чрезвычайных ситуаций, а также повысить прозрачность рынка туристических услуг. Для нас, как регулятора, очень важно видеть поддержку со стороны игроков туристского рынка. Отдельно хочется выделить туроператоров «НТК Интурист» и ITM Group, принявших участие в тестировании разрабатываемой системы. Данные компании показали свой высокий профессионализм в решении поставленной задачи и первые поддержали качественные изменения в налаживании механизмов регулирования туристической отрасли. Проявляемая инициатива участников рынка помогает в оперативности принятия решений и способствует повышению качества выполняемой работы. Параллельно мы ведем активную работу по подготовке и запуску нормативно-правовой базы. Реализуемый комплекс мер создаст необходимую платформу для качественного рывка в развитии туристской отрасли России, - рассказал Сергей Корнеев на выполнение первого этапа проекта создания информационной системы «Электронная путевка».

Для создания современных механизмов регулирования рынка туризма, помогающих быстро и достоверно собрать информацию о проданных туристических путевках, количестве выехавших туристов на дату или за период, местах нахождения и сроках окончания туристических поездок, для организации регулируемого взаимодействия между участниками туристического рынка начат первый этап создания информационной системы «Электронная путевка».

Работа над созданием информационной системы началась согласно поручениям Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева (резолюция от 3 сентября 2014 г. № ДМ-П44-65пр) в декабре 2014 года, когда Ростуризмом была разработана и утверждена «Концепция создания информационной системы "Электронная путевка"». В июне 2015 года между Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) и группой «Астерос » подписан контракт на первый этап работ, которые подразумевают технорабочее проектирование системы и подсистем, разработку требований к их функционалу.

Предполагается, что ИС «Электронная путевка» обеспечит:

  • прозрачность,
  • контроль над деятельностью туроператоров и турагентов рынка в соответствии с законодательством РФ,
  • возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли,
  • формирование отчетности и статистику, аналитические данные.

Семь подсистем «Электронной путевки» будут оперативно обрабатывать и хранить данные, поступающие от туроператоров, ведомств, объединений, страховых компаний, органов сертификации.

В рамках проекта предусмотрена интеграция с 10 государственными, туристскими, банковскими и другими информационными системами, при этом вычислительные мощности ИС «Электронная путевка» будут обеспечивать обработку информации от 30 млн пользователей услуг туроператоров, выполнять прием не менее четырех запросов в секунду, а объем информации по каждому туристу, обратившемуся за услугой в ИС «Электронная путевка», будет содержать не менее 2 тыс. символов. Согласно условиям контракта, система должна соответствовать всем требованиям по информационной безопасности .

Создание централизованной туристической системы позволит достичь значимого и положительного социального аспекта и экономического эффекта для туристов, отрасли и государства в целом, – отметил Сергей Корнеев , заместитель руководителя Ростуризма . – В первую очередь, речь идет о снижении числа недобросовестных турфирм и исключении мошенничества в данной сфере. Кроме того, реализация проекта позволит минимизировать нарушения прав туристов, повысить их безопасность, упростить взаимодействие туроператор-турагент, а также поднять качество туристических услуг на территории России. Астерос " присутствует ряд успешных кейсов, построенных на базе наших собственных решений, а также создание государственных систем федерального уровня, что позволит нам реализовать данный проект качественно и в срок.

Система «Электронная путевка» (ЭП) может стать обязательной для всех туроператоров уже в 2019 году - соответствующие поправки готовит Министерство культуры, говорится на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Как отмечается в документе, обязательное использование ЭП в первую очередь направлено на оперативное принятие решений в случае возникновения кризисной ситуаций. Однако, по мнению экспертов, истинная цель такого нововведения - усиление контроля за налоговыми отчислениями туроператоров.

Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу 1 января этого года, предусматривают создание системы «Электронная путевка», в которой должны содержаться основные данные о туристе и путешествии, формируемые на основании заключенного договора о реализации турпродукта. На данный момент формирование ЭП для туроператоров является необязательным, что, по данным Минкульта, не позволяет увидеть в системе информацию о реальном количестве туристов, стране пребывания, сроки тура и т.д. для оперативного принятия решений в случае возникновения кризисной ситуации.

«В настоящее время туроператоры и турагенты при заключении договора о реализации туристского продукта не обязаны формировать электронную путевку в единой информационной системе электронных путевок. Обязательное формирование электронной путевки при заключении договора о реализации туристского продукта как в письменной форме, так и в форме электронного документа будет способствовать повышению прозрачности туристского рынка, защите интересов туристов, а в случае возникновения кризисной ситуации, позволит оперативно установить параметры действующих путевок (количество туристов, страна (место) пребывания, сроки тура и т. д.)», - уточняется в уведомлении.

Как отмечают эксперты, такое развитие событий было вполне ожидаемым. При этом, по словам основателя юридического агентства « » , на данный момент ЭП не интегрирована с расчетами, что фактически превращает её лишь в инструмент статистического наблюдения для сверки заявленных объемов туроператоров с их фингарантиями. «Я думаю, что в ближайшее время систему «электронная путевка» доработают и сделают фискальной - с ее помощью все сведения будут передаваться в налоговую», - пояснил г-н Мохов.

Он также отметил, что обязательное использование ЭП ничего не поменяет для туристов в плане их безопасности, а приведет лишь к усилению контроля за туроператорами. «Косвенно обеление бизнеса в целом влияет на степень безопасности. Но непосредственно по конкретному договору ничего не поменяется, поскольку «электронная путевка» - это не документ для туриста, это информационная система для Ростуризма», - уточнил Георгий Мохов.

К слову, разработка самой «электронной путевки», введение которой было запланировано ещё на 1 января этого года и которое со скандалом провалилось, продолжается: как стало известно, система будет передана из Ростуризма в государственную корпорацию Ростех для дальнейшей доработки. Однако, по мнению IT-экспертов, внести какие-либо изменения в «чужой» проект не всегда могут даже самые высококлассные специалисты, поэтому нельзя исключать, что в данном случае речь идет о создании системы «Электронная путевка» с нуля.

Как ранее пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Вершинин, гендиректор сети турагентств «Слетать.ру» и член президиума правления АТА, нельзя исключать, что в данном случае речь идет о создании совершенно нового проекта. «Как IT-специалист я могу сказать, что, когда программное обеспечение, которое не эксплуатировалось, передается из одной компании в другую, все исходные наработки будет практически невозможно запустить в новой организации. Для этого необходимо поднять исходный код, а в случае с ЭП это очень сложный программный продукт, причём я не думаю, что он достаточно хорошо документирован для передачи. И в целом - это очень проблематично разбираться в чужом коде, особенно, когда он достаточно сырой. На мой взгляд, это идентично разработки с нуля», - пояснил он.

На этом фоне можно предположить, что обязательное введение ЭП вполне может быть отсрочено на неопределенный срок. Однако если исходить из того, что система может стать инструментом для контроля за налоговыми отчислениями туроператоров, то вполне вероятно, что ее запуск в усеченном виде состоится в указанные сроки.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Приказом Минкультуры РФ от 08.12.2017 № 2046 утверждена форма электронной путевки, перечень сведений, включаемых в нее, а также порядок размещения таких путевок в единой информационной системе электронных путевок. В данной статье коротко осветим алгоритм работы этой системы и приведем форму электронной путевки.

С 1 января 2018 года вступила в силу ст. 10.3 Закона о туристской деятельности, в соответствии с которой для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик могут передать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным туристом и (или) иным заказчиком с момента оплаты им турпродукта, подтверждающей их согласие с условиями, содержащимися в предложенном туроператором, турагентом договоре о реализации этого продукта. На основании заключенного договора формируется электронная путевка , в которой содержатся основные данные о туристе (туристах) и информация о путешествии.

Читаем определение.

Согласно ст. 1 Закона о туристской деятельности под электронной путевкой понимается документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в форме электронного документа.

На сайте Ростуризма в тестовом режиме запущена информационная система «Электронная путевка» (ИС ЭП), призванная обеспечить государственное регулирование туристической отрасли и государственные гарантии участникам рынка. Именно этот сервис и станет основной площадкой осуществления операций с электронными путевками (напомним, что электронная путевка регистрируется только при покупке турпродукта (пакетного) тура напрямую у туроператора или через турагентство). С его помощью будут осуществляться:

    присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной путевке;

    централизованный сбор и хранение данных о продаже турпродукта (пакетного тура) на всей территории России;

    оперативная проверка законности продажи тура;

    формирование статистической отчетности, а также оперативных аналитических отчетов о деятельности и развитии отрасли;

    контроль исполнения финансовых обязательств всех сторон, задействованных в приобретении и реализации турпродукта;

    оперативный государственный контроль деятельности участников туристического рынка.

Порядок размещения электронных путевок в ИС.

Чтобы работать с информационной системой «Электронная путевка», туроператор или турагент, осуществляющий по поручению туроператора реализацию сформированного им туристского продукта, должен быть в этой системе зарегистрирован.

Размещение электронных путевок в системе будет осуществляться путем ввода и (или) передачи данных (сведений), необходимых для формирования электронной путевки. Ввод данных будет производить туроператор (турагент) в интерфейсе системы либо через подсистему взаимодействия (шлюз) ИС ЭП.

При первичном размещении электронной путевки в ИС ей присваивается уникальный номер. Данные об этом отражаются в реестре системы. При этом должен обеспечиваться непрерывный информационный обмен между информационной системой туроператора (турагента, осуществляющего по поручению туроператора реализацию сформированного последним туристского продукта) и ИС ЭП.

При размещении электронной путевки в информационной системе туроператор (турагент) должен будет присвоить электронной путевке один из следующих статусов:

    «Забронирована» – означает подтверждение размещения заказа на бронирование услуг, входящих в состав туристского продукта;

    «Подтверждена» – означает подтверждение бронирования услуг, входящих в состав туристского продукта;

    «Использована» – означает, что услуги, входящие в состав туристского продукта, оказаны, путешествие завершено;

    «Аннулирована» – означает, что договор о реализации туристского продукта не был заключен или недействителен.

В случае агентской продажи электронной путевки потребуется осуществить «привязку» турагента, продавшего тур, к туроператору. Также туроператор может делегировать оформление электронных путевок турагентам в рамках установленного им лимита. Лимит определяет максимальную суммарную стоимость электронных путевок в «активном» статусе (электронные путевки, для которых указаны статус оплаты «Оплачено» и статус исполнения «Забронирована» или «Подтверждена») для туристского продукта, сформированного туроператором, реализованного и внесенного в систему электронных путевок данным турагентом. Для передачи информации о «привязанных» турагентах и их лимитах Ростуризм разработал веб-сервис «Передача информации турагентов».

Сервис «Электронная путевка» для туриста.

Информационной системой «Электронная путевка» смогут пользоваться не только предприятия туриндустрии, но и туристы. Последние с помощью уникального номера путевки смогут отслеживать статус своего тура в режиме онлайн. Предполагается, что все этапы оплаты и бронирования авиабилетов и отеля будут доступны в ИС ЭП.

Для начала работы в сервисе туристу нужно будет в нем зарегистрироваться одним из двух способов:

    по личным данным и данным путевки;

    через Единую систему идентификации и аутентификации.

На стартовой странице информационной системы «Электронная путевка» будут размещены следующие элементы интерфейса:

    кнопка «Публичные документы», нажатие на которую переводит пользователя на страницу с информационными ресурсами;

    кнопка «Обращение», при нажатии на которую пользователю открывается окно подачи обращения в Ростуризм;

    список путевок. При нажатии на путевку из списка пользователю открывается квитанция выбранной путевки.

При необходимости (нажав на иконку «принтер») можно будет скачать квитанцию в формате PDF. Также квитанцию можно будет получить по электронной почте, нажав на иконку «конверт» и указав в открывшемся окне контактный e-mail.

Форму электронной путевки смотрите ниже.

1. Электронная путевка

Уникальный номер электронной путевки

Дата формирования электронной путевки

Статус электронной путевки

2. Реквизиты договора о реализации туристского продукта

Дата заключения договора

Номер договора (при наличии)

Общая цена туристского продукта по договору

3. Сведения о туроператоре, сформировавшем туристский продукт

Полное наименование туроператора

Реестровый номер в едином федеральном реестре туроператоров

Адрес местонахождения

4. Сведения о турагенте (если договор о реализации туристского продукта
заключен турагентом с туристом и (или) иным заказчиком)

4.1. Юридическое лицо

Полное наименование турагента

Идентификационный номер налогоплательщика

Адрес местонахождения

Телефон для связи, адрес электронной почты

4.2. Индивидуальный предприниматель

Фамилия, имя и отчество (при наличии)

Идентификационный номер налогоплательщика

Адрес места жительства

Телефон для связи, адрес электронной почты

5. Сведения о заказчике туристского продукта (если заказчик не является туристом)*

5.1. Физическое лицо

Фамилия, имя, отчество

(при наличии)

Адрес места жительства

5.2. Индивидуальный предприниматель

Серия, номер и вид документа, удостоверяющего личность

Идентификационный номер налогоплательщика

Адрес места жительства

Телефон для связи, адрес электронной почты (при наличии)

5.3. Юридическое лицо

Полное наименование

Идентификационный номер налогоплательщика (резидентов Российской Федерации) или идентификационный номер (для нерезидентов Российской Федерации)

Страна регистрации, адрес местонахождения

Телефон для связи, адрес электронной почты

6. Сведения о туристе (туристах)**

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Дата рождения

Гражданство

Серия, номер и вид документа, удостоверяющего личность

Телефон для связи, адрес электронной почты (при наличии)

7. Информация о путешествии

Дата путешествия

Наименование населенного пункта

Окончание

Отправление

Прибытие

Отправление

Прибытие

Наименование принимающей стороны, телефон для связи

8. Сведения об услугах, входящих в состав туристского продукта

8.1. Услуги по перевозке***

Вид и наименование перевозчика

Номер рейса, поезда

Номер билета (при наличии)

Номер бронирования (при наличии)

Наименование аэропорта (в случае перевозки воздушным транспортом)

Отправление

Прибытие

Наименование населенного пункта (в случае перевозки железнодорожным, автомобильным или водным транспортом)

Отправление

Прибытие

Дата и время

Отправление

Прибытие

8.2. Услуги по размещению****

Фамилия, имя, отчество (при наличии) туриста, получающего услугу:

Наименование населенного пункта или местоположение гостиницы или другого средства размещения

Наименование гостиницы или другого средства размещения

Дата заезда

Дата выезда

9. Сведения о прочих услугах*****

Наименование услуги

Описание услуги

10. Иная информация о путешествии******

Тип поездки

Регион путешествия

Контакты принимающей стороны

Описание тура или маршрута

Как стало известно «Вестнику АТОР», третья очередь системы "Электронная путевка" сдана и оплачена исполнителю. С помощью экспертов из IT-отрасли мы попытались разобраться в том, какой была изначальная идея электронной путевки, что видит бизнес сейчас, насколько система в ее нынешнем варианте может поменять бизнес и готова ли она к запуску в 2018 году.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА - ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО БИЛЕТА

Самой идее электронной путевки достаточно много лет - и идея эта пришла не от государства, а из бизнеса. Первые концепции электронной путевки и начало разработки технологических прототипов можно отнести еще к 2008 году: тогда российские компании, занимавшиеся разработкой систем онлайн-бронирования, автоматизацией и «выводом в онлайн» продаж авиабилетов, задумались о масштабировании наработанных технологий в сфере организованного туризма. Технологическое воплощение уже тогда не было принципиально сложным: технологии в онлайн-продажах авиакомпаний часто предполагают покупку на сайте не только авиабилета, но и бронирование отеля, покупку страховки и дополнительных сервисов.

Идеология, заложенная в основу первых разработок, базировалась на принципе одинаковой валидности «электронного пакетного тура» и бумажных документов, подтверждающих его приобретение - по аналогии с электронным авиабилетом. Это должно было сделать сам бизнес прозрачнее, а бизнес-процессы и взаиморасчеты в организованном туризме - проще и оперативнее.

Воплощение такой идеи на практике в то время тормозило скорее отсутствие полноценного законодательного обеспечения - электронный документ, одинаково валидный с бумажным пакетом документов у туриста, должен был быть прописан в отраслевом законе, и тогда же, в 2008 году, появились и первые инициативы о внесении соответствующих поправок в 132-ФЗ.

Клиенты лидирующих туристических компаний могут и сейчас, без затратных государственных информационных систем, посмотреть статус своего тура, статусы подтверждения отеля, авиабилетов и пр.

Отдельно отметим, что на том этапе развитие электронных путевок в организованном туризме могло пойти и по «негосударственному» пути - рассматривался и чисто рыночный вариант, говорят сами участники процесса.

«В то время мы предполагали, что данные технологии не обязательно должны финансироваться государством. Ведь в продажах авиабилетов нет никаких государственных систем - технологии здесь развивались естественно, завоевывая рынок, и сегодня на рынке нет авиакомпаний, не предлагающих электронные билеты, в силу естественных преимуществ технологии», - вспоминает Александр Белей, генеральный директор компании «Аэронавигатор», которая занималась этой темой с 2009-10гг.

Собственно говоря, крупные туроператоры сами разрабатывали собственные программные решения, которые упростили бы им взаимоотношения с агентствами и туристами и успешно их внедрили. В результате клиенты лидирующих компаний могут и сейчас, без затратных государственных информационных систем, посмотреть статус своего тура, статусы подтверждения отеля, авиабилетов и пр.

СКОЛЬКО СТОИТ ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА ГОСУДАРСТВУ

Как бы то ни было, в итоге был выбран путь создания ФГИС «Электронная путевка», под создание которой было соответствующим образом модернизировано законодательство. Еще до того, как «электронная путёвка» обрела законодательный статус, в 2014 году, Ростуризм профинансировал разработку концепции и технического задания такой ГИС, стоимостью 5,88 млн рублей.

Общая сумма тендеров Ростуризма на первую и вторую очередь проекта «Электронная путевка» составила 314 млн рублей, а исполнителем по итогам тендеров стала компания «Астерос», которая, в свою очередь наняла субподрядчика - компанию «Аэронавигатор».

Общие суммарные затраты госбюджета на создание ГИС «Электронная путевка» достигли 485 млн рублей. Для сравнения - затраты на разработку и сопровождение ЕГАИС составили 420 млн рублей

После судебного спора «Аэронавигатора» и «Астероса» (исполнитель не заплатил деньги субподрядчику за второй этап разработки электронной путевки), Ростуризм сохранил за собой интеллектуальные права на этот продукт, а победителем тендера на выполнение работ по третьей очереди проекта на сумму 165 млн рублей опять стала компания «Астерос». Третья очередь системы прошла приемо-сдаточные испытания на прошлой неделе, а работы оплачены исполнителю. Таким образом, общие суммарные затраты госбюджета на создание ГИС «Электронная путевка» достигли 485 млн рублей.

Интересно сравнить это с суммой затрат на другую, более социально значимую, и, без сомнения, более масштабную систему - ЕГАИС (система онлайн-контроля над оборотом алкогольной продукции в стране). Затраты на ее разработку и сопровождение во второй раз (когда ее создавали с нуля второй раз после эксперимента с НТЦ «Атлас») составили 420 млн рублей.

ЧТО БУДЕТ С РАННИМ БРОНИРОВАНИЕМ И ВНУТРЕННИМ ТУРИЗМОМ?

«Для этого в системе предусмотрено несколько вариантов - например, динамическая зависимость объемов эмиссии электронных путевок конкретным туроператором от размеров его фингарантий и средств в фондах. Также в системе возможен и вариант с присвоением туроператорам определенных коэффициентов, также зависящих от их фингарантий и ежегодных объемов. При выходе на критические объемы продаж туров система оповещала бы регулятора об этом для принятия соответствующего решения. Другое дело, что этот механизм можно как задействовать, так и не задействовать - но без него система во многом теряет смысл», - поясняет Александр Белей из «Аэронавигатора».

В идеологию системы электронной путевки с самого начала закладывалась техническая реализация принципа «продать электронных путевок можно на ту сумму, которую позволяют фингарантии».

«В случае превышения лимитов по финансовым гарантиям информационная система «Электронная Путевка» оповестит об этом и туроператора, и Ростуризм, и оператора системы» - подтверждает и Алексей Денисов, директор проекта в «Астеросе».

Туроператоры, тестировавшие систему, говорят, что в в ее нынешнем виде размер фингарантии в ИС «Электронная путевка» уменьшается на стоимость заведенных путевок. Деньги «возвращаются» только после того, как турист вернулся домой, то есть для путевок со статусом «использована», который не может быть установлен ранее даты окончания поездки. Иными словами, продать туров на сумму больше фингарантии - нельзя.

Отметим, что такой принцип в корне меняет саму логику функционирования российского турбизнеса. Фактически, его внедрение на практике означает переход к , но с российским нововведением в виде «электронного Большого Брата».

Во Франции не так давно было упразднено такое понятие, как «минимальная сумма страхового покрытия». Если ранее она составляла 200 тыс. евро, то сейчас размер фингарантий для турфирмы должен быть просто «достаточным», т.е. . Но во Франции нет никакого «электронного контроля» за проданными турпакетами и никто продажу «автоматически», из-за превышения неких лимитов остановить не может.

В случае превышения лимитов по финансовым гарантиям информационная система «Электронная Путевка» оповестит об этом и туроператора, и Ростуризм, и оператора системы

Несложно понять, что в реальности жесткое внедрение «французского» принципа в российском исполнении может осложнить большим туроператорам продажу туров и привести к дисбалансу рынка. Особенно в пиковые периоды - когда туроператору нужно продать множество туров одновременно, при том, что возвращение соответствующего количества туристов произойдет позже, а лимит на данный момент «исчерпан».

Еще хуже будет выглядеть ситуация с ранним бронированием - туроператор продает большую массу туров с большой глубиной, при том, что вернувшихся туристов у него мало. И главное - прежде всего такой принцип будет губителен для небольших туроператоров по внутреннему туризму, где размер страхового покрытия может быть меньше стоимости одного дорогого тура в Крым или Сочи - они попросту не смогут обслужить клиента.

«Сейчас в системе есть масса настроек по статистике продаж ТО - коэффициенты, настраиваемые лимиты, система скоринга и пр. Однако до сих пор никто не обсуждал, как именно и по каким принципам будет производиться «остановка эмиссии» электронных путевок. Сам по себе этот инструмент контроля в системе электронной путевки уже есть, и он рабочий - но по-прежнему, насколько мне известно, непонятны условия и правила его применения, об этом нет никаких документов», - говорит г-н Белей.

Прежде всего такой принцип будет губителен для небольших туроператоров по внутреннему туризму, где размер страхового покрытия может быть меньше стоимости одного дорогого тура в Крым или Сочи

Есть и еще один момент. Если такая схема была введена для оперативного предотвращения «лишней» эмиссии ненадежными туроператорами, то она в настоящих условиях сложно реализуема и с «Электронной путевкой». Ведь оператор системы, если им будет федеральное агентство, не обладает по закону полномочиями запрещать продажу туров на таких основаниях. Более того, Алексей Денисов из «Астероса» подтвердил «Вестнику АТОР», что «механизмы ограничения выпуска электронных путевок на программно-аппаратном уровне в системе не предусмотрены» (что, впрочем, расходится с данными разработчика).

Но если это так (механизм остановки продаж не предусмотрен), то вовремя и гарантированно предотвратить создание «пирамид» на туррынке с помощью такой системы контроля не удастся. Что произойдет после «оповещения» системой оператора и Ростуризма?

Если система может останавливать «эмиссию» туров, то, как это будет законодательно обосновано, и как будут решены проблемы с операторами внутреннего туризма и ранним бронированием? Если в системе таких механизмов нет, то зачем тогда сам контроль над «лимитами» - если остановить необеспеченную эмиссию оперативно будет нельзя? На все эти вопросы у бизнеса по-прежнему нет ответов, несмотря на то, что систему сдали и приняли.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ С СИСТЕМОЙ: НЮАНСЫ

Уже на первом этапе разработки электронной путевки разработчикам стало понятно, что серверно-размещаемая система может взаимодействовать с туроператорами по трем основным моделям. Для больших туроператоров с «самописными» системами предполагался двусторонний обмен данными через индивидуально разрабатываемый в каждом случае шлюз.

Туроператорам, которые будут работать с сервером «Электронной путевки» через установленные у них промышленные системы типа «Мастер-тур», «САМО-Тур» и пр., понадобятся, соответственно, автоматизированные рабочие места (АРМ), разработанные и предложенные поставщиками соответствующих решений. Наконец, предусматривался и ручной ввод, который доступен для всех типов бизнеса, но необходим преимущественно небольшим туроператорам с невысокой частотой продаж, у которых просто нет средств автоматизации.

Отметим, что на втором этапе, на котором система была опробована у ряда туроператоров, в том числе «НТК Интурист», тестировался исключительно ручной и автоматизированный ввод. Но на третьем этапе, по данным участников рынка, всего в систему действующие туроператоры на настоящий момент ввели незначительное количество путевок, причем большая часть из них - без электронной подписи (ЭП).

Так, по уточненным данным Алексея Денисова, директора проекта «Электронная путевка» в группе «Астерос», на момент окончания работ по третьей очереди проекта, в систему было суммарно заведено около 600 путевок, из них примерно половина - в ручном режиме и половина - в автоматическом. При этом, по данным «Астерос», основной объем их заведен всего десятью туроператорами («НТК Интурист», ООО “ВЕРСИЯ-ПИТЕР", ООО "Випсервис Трэвел", ЗАО Агентство "ПАКТУР", ООО "Туристическая фирма "Весь мир ", ООО "Тройка Холдинг", ООО "СТБ ТУРС", ООО "Приморское БММТ "Спутник", ООО "ПК "Тур Этно", ООО Туристическое агентство "Глобус-тур").

Сегодня в систему заведено около 600 путевок, из них примерно половина - в ручном режиме и половина - в автоматическом. При этом, по данным «Астерос», основной объем их заведен всего десятью туроператорами

Таким образом, к декабрю 2017 года на «боевой» режим тестирования с крупными туроператорами и большими объемами автоматизированной отгрузки электронных документов в систему, «Электронная путевка» пока не вышла. Очевидно, что 600 путевок, половина из которых вообще заведена в ручном режиме через веб-интерфейс, а часть - без ЭП, для рынка в миллионы туров и главенствующей ролью крупных туроператоров - это неоправданно мало.

По оценке экспертов из IT-отрасли, стоимость разработки соответствующих транспортных модулей для обмена данным с серверами электронной путевки может составлять порядка 500 тыс. рублей, а срок разработки - около 1,5 месяца. Другие эксперты говорят, что и эти цифры занижены - названные суммы могут быть спокойно умножены в два, а сроки - в четыре раза. Стоимость абонентской платы за одно АРМ для туроператоров, пользующихся промышленными системами, оценочно может находиться в районе 15-20 тыс. рублей в месяц.

По имеющейся информации, даже у тех единичных операторов с «самописными» системами, которые тестировали систему в весьма ограниченном объеме, были сложности с автоматизированной выгрузкой путевок на сервера «Электронной путевки». Что касается производителей промышленных систем автоматизации (а по некоторым оценкам, до 70% рынка - это «Мегатэк» со своим продуктом «Мастертур»),то они уже не участвуют на третьем этапе разработки и своих решений у них еще нет. Причем, что касается производителей промышленных решений - то свои разработки шлюзов уже были у них на втором этапе. Но после скандала с «Аэронавигатором» исполнитель проекта сменил протокол передачи данных на новый, и шлюзовое решение теперь необходимо разрабатывать заново.

К сожалению, решений, подобных УТМ (универсальному транспортному модулю) в ЕГАИС, который распространяется бесплатно, в системе «Электронная путевка» пока не разработано и, похоже, даже не заложено в логику и бюджет проекта. Таким образом, вся финансовая нагрузка по обеспечению интеграции при автоматизированной загрузке путевок в систему возложена на туроператоров (приобретение ЭЦП, разработка или покупка АРМ для взаимодействия с серверами «Электронной путевки», адаптация и доработка собственных систем и бизнес-процессов). Вопрос - на что было потрачено 485 млн руб., если система сдана, но по факту еще не готова к внедрению на туристическом рынке, - остается открытым.

Вместе с тем, туристы должны получить дополнительный «бонус» в виде мобильного приложения «Электронной путевки» для iOSи Android, разработанного по заказу Ростуризма в 2016 году за 16,4 млн рублей и которым среднестатистический турист сможет воспользоваться один раз в год. Как выглядит это приложение, есть ли оно вообще и для чего оно нужно, - еще один вопрос, которым задаются операторы.

ВОПРОС ОБ ОТОБРАЖЕНИИ КОМИССИИ: ЧТО ЗАДУМЫВАЛОСЬ И КАК СЕЙЧАС

Тезис о том, что электронная путевка по своему содержанию и юридической силе должна полностью соответствовать комплекту бумажных документов, выдаваемых туристу при покупке пакетного тура, стал основным и при разработке ГИС «Электронная путевка». Ключевым моментом, определяющим ход разработки программного ядра компанией «Аэронавигатор», стала необходимость полного соответствия электронной путевки бумажному договору - для того, чтобы турист имел возможность пойти с электронной путевкой в суд для отстаивания своих интересов.

Благодаря онлайн-прослеживаемости статуса электронной путевки, турист должен был иметь возможность отследить бронирование путевки, процесс оплаты тура, подтверждения отелей, билетов и т.п. Электронная путевка должна была быть полным аналогом договора туроператора с туристом. Как известно, никаких упоминаний о комиссии в таких договорах нет.

Соответственно, на первом и втором этапах разработки «Электронной путевки», учета турагентской комиссии в системе тоже не предполагалось. По умолчанию считалось, что агентская комиссия не относится к сведениям, указываемым в бумажном договоре с туристом, а поэтому является исключительно предметом коммерческих договоренностей двух бизнес-субъектов и не должна отражаться в системе «Электронная путевка». Проще говоря, ее указание было ненужным в рамках идеологии системы.

Александр Белей из «Аэронавигатора» полагает, что раз вопрос о размере комиссии агента не упомянут в постановлении № 452 от 2007 года, и не раскрывается в договоре с туристом, то и в электронной путевке его тоже не должно быть. Однако на третьем этапе разработки электронной путевки, который происходил уже после скандалов с неоплатой исполнителем проекта («Астерос») средств за выполненные работы разработчику («Аэронавигатор») и спором вокруг прав на интеллектуальную собственность, изменилось многое.

Пункт «стоимость путевки» в квитанции не будет отражаться, если туроператор не заполнит поле «Агентское вознаграждение/сборы». Проще говоря, сейчас система работает таким образом, что без указания комиссии агента купон ЭП просто не сформируется

В частности, из документов на сайте Ростуризма следует, что с комиссией ситуация поменялась. С одной стороны, агентская комиссия в квитанции, высылаемой туристу, указана не будет. И это, безусловно, хорошо. Однако, вероятно, исполнители на третьем этапе считают обязательной к передаче оператору системы (т.е. в Ростуризм) информацию о размере комиссии. В опубликованной документации указано, что пункт «стоимость путевки» в квитанции не будет отражаться, если туроператор не заполнит поля «стоимость турпродукта» и «Агентское вознаграждение/сборы». Проще говоря, сейчас система работает таким образом, что без указания комиссии агента купон ЭП просто не сформируется.

Как бы то ни было, этот вопрос еще не решен. «Вопрос о порядке отображения стоимости туристического продукта в квитанции «Электронная путевка» еще обсуждается в экспертных кругах и говорить об обязательном порядке реализации тех или иных механизмов будет преждевременно» - подчеркивает Алексей Денисов, директор проекта «Электронная путевка» из «Астероса».

Очевидно, что для обсуждения столь важного вопроса исполнителям и оператору «Электронной путевки» необходимы были расширенные и предметные консультации с бизнесом - как это было, например, в случае ЕГАИС и внедрения онлайн-касс.

СХЕМУ ЭСКРОУ-СЧЕТОВ НЕ ЗАДЕЙСТВОВАЛИ

На втором этапе разработки электронной путевке, по свидетельству компаний, участвующих в рабочих группах, одним из крупных федеральных частных банков был предложен и вариант интеграции в систему платежных модулей. Предложенная схема реализовывала принцип escrow(эскроу) - «защиты платежа потребителя», хорошо знакомый россиянам по покупкам на AliExpress.

Банк в данном случае брался за ведение спецсчетов, на которые бы перечислялись бы деньги туриста до какого-либо момента (например, до окончания тура), с которых бы затем возвращались продавцу тура (туроператору).

В США - там есть обязательное условие перечисления поступивших от клиента средств на особый трастовый (доверительный) счет в банке, с ограниченными правами их изъятия

В США - там есть обязательное условие перечисления поступивших от клиента средств на особый трастовый (доверительный) счет в банке, с ограниченными правами их изъятия. Эти средства используются, например, для того, чтобы вернуть денежные средства клиенту до того, как туроператору их возместит поставщик не оказанной услуги.

К слову, такие схемы считают перспективными и ряд российских туроператоров - в частности, в части комиссионного вознаграждения. Известно, что на третьем этапе разработки системы банк в рабочих группах уже не участвует. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что на данном этапе эту идею то ли сочли несвоевременной или сложно реализуемой, то ли вмешались интересы госбанков.

ЕЩЕ ОДИН РЕЕСТР ТУРАГЕНТОВ?

Интересен и еще один момент - судя по всему разработчиками на третьем этапе был заложен вариант с формированием некоего «единого реестра» турагентов в самой системе электронной путевки. Так, в текущем варианте системы туроператор при заполнении полей путевки должен выбрать турагента из некоего «реестра» (причем из контекста видно, что вряд ли имеется в виду реестр самого ТО, а именно внутренний реестр системы «Электронная путевка»).

Как подтверждают в «Аэронавигаторе», при разработке действительно была заложена идея о том, что каждый туроператор подгружает в систему список своих турагентов с ИНН и КПП, и таким образом, при унификации справочников, в системе «Электронная путевка» сам собой, автоматически появляется обновляемый и поддерживаемый реестр законных контрагентов туроператоров.

Отсюда возникает и вопрос о нужности нынешнего реестра агентств, который пытаются сейчас формировать за плату в «ручном режиме». Этот реестр весьма неполон, да и имеет неопределенный юридический статус, поэтому использоваться в системе «Электронная путевка» как валидный не может.

Сейчас система не предусматривает проверку занесенных в систему турагентов, позволяя заносить в нее (причем только вручную!) неограниченное количество агентов с одинаковыми названиями и ИНН

Очевидно, что для корректной работы системы потребуется глубокая очистка данных туроператоров для формирования единого справочника. Сейчас, как говорят сами операторы, система не предусматривает проверку занесенных в систему турагентов, позволяя заносить в нее (причем только вручную!) неограниченное количество агентов с одинаковыми названиями и ИНН.

Если этот подход сохранится и после введения системы в эксплуатацию, то нормальной и корректной работы с ИС ЭП не получится, при этом уже сейчас можно говорить о том, что этот момент не был учтен ни при разработке, ни при приемке системы на нескольких этапах.

КСТАТИ О СПРАВОЧНИКАХ И ОЧИСТКЕ ДАННЫХ

По замыслу разработчиков, оператор системы не вводит названия сам, а выбирает из справочников в системе. По данным участников рынка, даже на последнем, третьем этапе, справочники стран, городов, аэропортов, отелей в ИС «Электронная путевка» не подверглись очистке данных до сих пор.

Так, некорректно были заведены в систему практически все справочники, говорят участники: часть городов в справочнике заведены по-русски, часть по-английски, много лишних аэропортов (причем в принципе несуществующих). Страны заведены полными названиями, например, «Республика Италия», что крайне осложняет ввод данных. Неизвестно, были ли все эти недочеты устранены при приемке системы.

Эксперты из ИТ-отрасли, проектировавшие и поддерживающие похожие системы, в том числе для госорганов, говорят, что единые справочники в единой системе по какой-либо отрасли - идея почти утопическая. Дело в том, что поддержание их актуальности по затрачиваемым силам и времени перевешивает пользу.

РОЛЬ ТУРАГЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКЕ И ИХ БУДУЩЕЕ ПОСЛЕ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ

В изначальной идеологии системы, рассказывают ее разработчики, была заложена идея о том, что электронную путевку может и должен выпускать только туроператор. Агентства в данном случае продолжали бы как и ранее, работать под своим логином и паролем в личных кабинетах на сайте ТО, а путевка формировалась бы без их участия.

На нынешнем этапе разработки системы участие турагентов в системе предполагается. Однако каким образом такое взаимодействие будет организовано - неизвестно из-за отсутствия регламентов выпуска электронной путевки.

«В текущем функционале системы предусмотрена возможность выпуска электронной путевки турагентом от имени туроператора при условии, что туроператор предоставит турагенту такие права» - подтверждает и Алексей Денисов из «Астероса». Вопрос, зачем вообще туроператору предоставлять турагенту такие права в случае налаженного информационного обмена между его собственной IT-системой и серверами «Электронной путевки», остается открытым.

После внедрения электронных билетов в авиации на долю трех крупных сетевых агентств стало приходиться около 80% всего рынка B2C. Нечто похожее может произойти и после перехода пакетных туров как продукта в полностью электронный вид

Кстати, по мнению самих разработчиков системы на первом и втором этапах, внедрение электронной путевки в ее первоначальном или модифицированном виде должно привести к резкому преображению агентского рынка. Оно будет заключаться в резком возрастании роли онлайн-агрегаторов пакетных туров, которые смогут работать проще, быстрее и будут обладать конкурентными преимуществами перед офлайн-агентствами.

«После внедрения электронных билетов в авиации на долю трех крупных сетевых агентств стало приходиться около 80% всего рынка B2C. Нечто похожее может произойти и после перехода пакетных туров как продукта в полностью электронный вид», - уверен генеральный директор «Аэронавигатора» Александр Белей.

По его мнению, после внедрения электронной путевки вырастут прямые продажи ТО, а небольшие агентства, ориентированные на массовый рынок, уйдут, уступив место существующим онлайн-агрегаторам с собственными офисами и крупным агентским сетям. Тем более, что операторам с введением еще одного реестра будет проще иметь дело с меньшим числом контрагентов.

КТО БУДЕТ ОПЕРАТОРОМ СИСТЕМЫ?

Оператор ГИС должен арендовать мощности в дата-центре соответствующего уровня надежности. Создать квалифицированную службу поддержки, набрать штат программистов и инженеров для поддержания функционирования системы. Открыть call-центр, круглосуточно оказывающий поддержку как участникам бизнеса, так и туристам. Сейчас таких организационных возможностей у федерального агентства нет, и для того, чтобы полноценно оперировать системой ведомству нужно будет либо кардинально расширять штат и бюджет, либо привлекать субподрядчиков.

Согласно имеющейся информации, на обслуживание такой системы (летом этого года был подписан меморандум с «Ростехом», касающийся вопросов «доработки» системы и ее дальнейшего обслуживания, в том числе приобретения или аренды сервера Oracle) Ростуризм запросил сумму в 200 млн рублей.

Этим «разовым» вливанием дело не должно ограничиться - система, если она будет иметь статус ФГИС, будет требовать ежегодного финансирования из бюджета. При этом, по имеющимся на сегодняшний момент данным, еще не решен окончательно и вопрос с тем, будет ли использование системой платным для туроператоров - по меньшей мере, такой сценарий не исключен.

В связи с этим многие эксперты напоминают, что изначально Ростуризм письменно утверждал, что система не потребует дополнительного финансирования из бюджета. Это вызывает у многих недоумение.

ОЧЕВИДНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ,

На данный момент, полагают эксперты туристической и IT-отраслей, система «Электронная путевка» очевидно не готова к запуску в январе 2018 года. Бизнесу же по прежнему непонятно, что именно сдали и приняли в качестве готового решения на прошлой неделе.

Во-первых, система так до сих пор не была протестирована туроператорами в боевом или даже приближенном к боевому режиме, а инструментов, обеспечивающих автоматизированную выгрузку путевок на сервера системы, причем ни бесплатных, ни платных, пока тоже нет. Вопросы финансовой нагрузки на туроператоров по-прежнему остаются «подвисшими».

Во-вторых, в системе оставалось на момент окончания третьего этапа большое количество недоделок. Их настолько много, что возникает вопрос - а в чем заключался смысл третьего этапа?! «Грязные» справочники объектов, неудобные форматы заведения данных в систему и т.п. Единый унифицированный справочник турагентов отсутствует, а текущий механизм его формирования - неработоспособен, говорят эксперты.

Наконец, остаются непроясненными вопросы влияния инструментов, заложенных в систему, на туроператорский и агентский рынок. Кто, по каким правилам и как будет лимитировать выпуск электронных путевок (читай - продажу туров)? Как быть операторам внутреннего туризма? Что будет с ранним бронированием? Кому и как будет показываться комиссия, и другие.

Кроме того, отсутствует большая часть обеспечивающей ее функционирование документации, которая должна быть готова в 2017 году согласно «Перечню нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта «Электронная путевка», подписанном в 2016 г. вице-премьером Ольгой Голодец. В частности, отсутствуют регламенты выпуска электронной путевки, неясен порядок прохождения оплаты от турагента к туроператору, вопросы отображения комиссии, документы, регулирующие остановку эмиссии электронных путевок после оповещения оператора и др. Уже одно это ставит сразу же множество вопросов.

Туроператоры, тестирующие электронную путевку, готового продукта, с которым можно работать с 1 января, они еще не видели, а все те же вопросы к системе, что были у них к исполнителям после второго этапа, остаются не выясненными и на третьем.

Например: с какого момента туроператор становится обязанным вносить данные в систему? Например, турист выбрал отель, который подтверждает наличие номеров в течение недели, но предоплату турист внес. Должен ли туроператор сформировать путевку на основании этих данных, или ему будет дана возможность дождаться подтверждения или отказа отеля в предоставлении номеров и либо вернуть туристу деньги или по согласованию с ним забронировать проживание в другом отеле?

Все эти вопросы остаются без ответов. При этом скорее всего с 1 января 2018 года система корректно не заработает, несмотря на то, что третья очередь сдана и принята. Туроператоры, тестировавшие электронную путевку, говорят, что готового продукта, с которым можно работать с 1 января, они еще не видели, а все те же вопросы к системе, что были у них к исполнителям после второго этапа, оставались не выясненными и на третьем.

Для успешного запуска в более отдаленном будущем, говорят участники рынка, нужны несколько вещей. Во-первых, необходимо предметное обсуждение всех деталей и самой идеологии системы с бизнесом. Во-вторых, качественная доработка, а в ряде моментов, возможно, и переработка частей системы. И в-третьих - ее длительное тестирование и «подгонка» к особенностям ИТ-инфрастуруктуры туристических компаний и их бизнес-процессам. На все это, по оценкам экспертов, в самом лучшем случае уйдет не менее полугода.

Поделиться