Сообщение на тему пароход. Первые паровые суда. Титаник – самый известный пароход


11 февраля 1809 года американский изобретатель Роберт Фултон запатентовал пароход , ставший главным водным транспортом в течение последующего столетия. И сегодня мы расскажем про историю пароходов, про десяток самых знаковых суден , создание которых определило векторы развития этого вида кораблей.

Charlotte Dundas – первый в мире пароход

Несмотря на то, что «отцом парохода» считается Роберт Фултон, первым в мире работающим подобным транспортным средством стало судно Charlotte Dundas, спущенное на воду в 1801 году и построенное британцем Вильямом Симингтоном.



Построенный из дерева семнадцатиметровый пароход Charlotte Dundas, имел мощность паровых моторов 10 лошадиных сил и использовался для перевозки барж по одному из каналов в Англии. Но тогда никто не оценил новшество, в 1802 году судно было оставлено хозяином и гнило до 1861 года, пока его не разобрали на материалы.



Впрочем, лодки, которые двигались по воде при помощи парового двигателя, существовали и до этого, к примеру, Pyroscaphe от Маркуса де Жофруа д"Аббанса. Но к пароходам в современном понимании этого слова они относились весьма отдаленно, так что принято не брать подобные конструкции в расчет в качестве начала отсчета истории данного вида транспорта.

Clermont – первый пароход от Роберта Фултона

А по-настоящему пароход стал популярен и востребован по всему миру благодаря работе американца Роберта Фултона. Первый проект по строительству судна на пару изобретатель представил еще в 1793 году, удачные опыты в данном направлении он осуществил в 1803, а полноценный пароход с мощным двигателем и колесным ходом Фултон построил в 1807. Так появился Clermont (изначально назывался North River Steamboat).



Этот 46-метровый пароход плавал в качестве рейсового судна по реке Гудзон по маршруту Нью-Йорк – Олбани, чем быстро окупил расходы на свое создание и эксплуатацию. Но главной целью Фултона при строительстве Clermont было желание доказать, что подобное транспортное средство может существовать и, более того, быть надежным и быстрым (по меркам тех времен скорость 9 километров в час считалась приличной).



Роберт Фултон сыграл огромную роль в создании пароходов и популяризации этого вида транспорта, в том числе, и в России. Он даже получил от Александра I монопольное право на эксплуатацию паровых суден в нашей стране в течение пятнадцати лет. Фултон также инициировал строительство первого военного парохода, оснащенного пушками, правда, не дожил до его завершения.

Sirius – первый трансатлантический переход на пару

Первым пароходом, который преодолел Атлантический океан, стало в 1819 году судно Savannah. Но большую часть пути оно прошло под парусами – в то время совмещение двух источников движения было нормальным. А первым кораблем, прошедшим по этому маршруту исключительно на пару, считают Sirius, совершившим трансатлантический переход из ирландского города Корк в Нью-Йорк в апреле-мае 1938 года.



Интересно, что этот пароход всего на несколько часов опередил судно с названием Great Western, построенное специально для пассажирских перевозок через Атлантический океан.


Архимед – первый винтовой пароход

До 1839 года пароходы могли передвигаться по воде благодаря огромным колесам по бокам, крутившимся от пара, исходящего из турбин. А первым винтовым паровым судном стал Архимед (Archimedes), построенный английским изобретателем Френсисом Смитом.



Переход с колесного хода на винтовой позволил значительно увеличить ходовые качества пароходов, а также коэффициент полезного действия паровых двигателей, что стало прорывом в истории водных видов транспорта и привело со временем к полному вытеснению парусных судов. Ведь до середины 19 века даже пароходы имели мачты и паруса, чтобы передвигаться более эффективно и быстро. Появление винтов все изменило.


SS Great Britain – британский обладатель множества рекордов

Спущенный на воду в 1845 году, пароход SS Great Britain стал одним из самых известных паровых суден, настоящей легендой, триумфом британского инженерного искусства 19 века. Начнем с того, что с длиной корпуса 98 метров он был крупнейшим в мире пассажирским кораблем в период с 1845 по 1854 года.



Помимо этого, SS Great Britain стал первым пароходом с металлическим корпусом, пересекшим Атлантический океан. В середине девятнадцатого века только самые смелые инженеры и судовладельцы могли вслух рассуждать о том, чтобы заменить дерево металлом, это ведь совершенно нелогично – плавающее железо!



В течение сорока лет SS Great Britain возил пассажиров по маршруту Бристоль – Нью-Йорк, а сейчас этот пароход стоит на вечной стоянке в британском порту и работает в качестве музея.

Great Eastern – пароход несчастий

Пароход Great Eastern, спущенный на воду в 1858 году, в течение сорока лет считался самым большим кораблем в мире. Однако в историю он попал не только благодаря этому достижению, но и из-за дурной славы, череды несчастных случаев, регулярно с ним происходивших.



Первый казус с Great Eastern случился уже при спуске на воду – оказалось, что такое огромное судно (сначала оно называлось Левиафан) практически невозможно опустить при помощи лебедок, так что пришлось ждать огромного прилива. Затем этот пароход неоднократно садился на мель, сталкивался с другими кораблями, на нем взорвался котел, а однажды при переходе на шлюпке из парохода в порт утонули капитан и двое пассажиров.



Кстати, корабль Левиафан из одноименной книги Бориса Акунина весьма напоминает описанием пароход Great Eastern.

Turbinia – пароход с паровой турбиной

Небольшой катер с названием Turbinia, построенный в 1894 году, стал началом новой эпохи в развитии пароходов. Ведь это было первое судно, оснащенное паровой турбиной. Во время демонстрационных заплывов он поразил зрителей своей скоростью и маневренностью.



Турбиния дала начало новому виду пароходов, самыми известными из которых являются затонувшая в 1915 году от немецкой торпеды Лузитания и прожившая куда более счастливую корабельную жизнь ее сестра-двойняшка Мавритания.


Ермак – первый в мире ледокол

В 1899 году был введен в эксплуатацию построенный в Великобритании по заказу России пароход Ермак. Он стал первым в мире ледоколом арктического типа. Это судно длиной 97,5 м могло бороться с тяжелым льдами толщиной более двух метров.



Ермак стал настоящей гордостью нашей страны и верно ей служил вплоть до 1963 года. За это время он совершил огромное количество экспедиций по Арктике и высвободил из ледяного плена не одну сотню суден. Интересно, что в 1938 году этот уже практически «пенсионер» спас в северных водах более десятка куда более молодых ледоколов.


Титаник – самый известный пароход

Титаник – это не просто самый известный пароход, это вообще самый знаменитый корабль за всю историю Человечества. Хотя судьба его не такая уж и блестящая. Этот 269-метровый гигант затонул при первом же плавании через Атлантический океан, столкнувшись с айсбергом.



Но шумиха, поднятая в прессе, а затем и в искусстве, превратила эту катастрофу в одно из самых знаковых событий двадцатого века, а Титаник затмил своей славой все остальные великие корабли, даже с куда более удачными судьбами.


American Queen – современная легенда

Самым оживленным регионом, в котором использовались пароходы, является бассейн реки Миссисипи. Там этот вид транспорта носит легендарный характер – в течение ста лет именно паровые суда (преимущественно, колесные) переняли на себя основной объем пассажирских и грузовых перевозок.



И хотя вторая половина двадцатого века стала временем заката паровых суден, на Миссисипи они не то, что до сих пор используются, но даже строятся. Последним крупным подобным объектом, спущенным на воду, стал в 1995 году American Queen. Более того, 127-метровое судно является самым большим речным пароходом за всю историю этого вида транспорта. Так что говорить о скорой смерти последнего пока что не стоит.


Изобретатели пытались приспособить пар для движения по воде начиная с 15-го века. Но впервые практическую пользу от подобных усилий получили в 1807 году, когда житель Нью-Йорка Роберт Фултон отправил в плавание свой колесный пароход.

Для его устройства изобретатель использовал деревянное судно, похожее на баржу, длиной 133 фута и водоизмещением 100 тонн. На такой "посудине" он и смонтировал свой паровой двигатель мощностью 20 лошадиных сил. Двигатель вращал два лопастных колеса по 15 футов в диаметре. Колеса располагались вдоль правого и левого борта. Их лопасти шлепали по воде и толкали корабль вперед. Его полное название было "Нью ноф ривер стимбот эф Клермонт", или попросту "Клермонт". Корабль начал совершать регулярные рейсы по реке Гудзон (американцы, правда, называют эту реку Хадсон) от Нью-Йорка до города Олбани. Уже в 1839 году по американским рекам и озерам ходило около 1000 пароходов с одним или двумя колесами по бокам, с колесами за кормой, так что к этому времени двигающаяся по воде Америка получила независимость от ветра.

Устройство парового двигателя для колесного парохода

Паровой двигатель, доведенный в конце 1700-х годов до совершенства шотландским инженером Джеймсом Уат-том (он же Ватт), "съедал" в своей топке дрова и уголь и нагревал воду в металлическом котле. Потом из воды получался пар. Пар, сжимаясь, давил на поршень в цилиндре и приводил поршень в движение. Тяги и кривошипы преобразовывали поступательно-возвратное движение поршня во вращательное движение колесной оси. А уже к оси крепились лопастные колеса.

Необыкновенное судно Фултона

На рисунке вверху статьи изображен "Клермонт" - эта длинная "посудина", низко сидящая на воде, делала в среднем 4 узла, или около 5 миль в час. Первый рейс состоялся в августе 1807 года, когда это судно прошлепало вверх по течению 150 миль за 32 часа. Вскоре начались регулярные рейсы. Судно могло сразу взять на борт 100 пассажиров, которым предоставлялись каюты или же койки. Со временем первый в Америке пароход, пользовавшийся коммерческим успехом, был перестроен и увеличен в размерах. В обновленном виде он ходил по Гудзону до 1814 года, а потом был списан.

Самые первые колесные пароходы

В 1543 году испанец Бласко де Голль построил примитивный пароход, который, пропыхтев три часа, преодолел 6 миль. Однако вплоть до 1700-х годов самоходные суда не имели практического применения.

В 1736 году англичанин Джонатан Халлз запатентовал первый буксир, где паровой котел приводил в движение поршни, которые вращали колесо, расположенное за кормой его лодки.

Настоящего успеха добился Уильяме Саймингтон, когда в 1801 году построенное им паровое судно "Шарлотта Дандес" смогло в течение шести часов тащить за собой две шлюпки во время испытаний в Шотландии.

«Метеор»

Первый пароход в России был построен еще в 1815 году. Через три года свой первый паровой корабль получил Балтийский флот, еще через два года первый пароход появился и на Черноморском флоте. Однако это были именно невооруженные буксиры, оснащенные паровой машиной и гребными колесами, - они предназначались для грузоперевозок и буксировки парусных судов военного флота.

И только весной 1823 года на верфях Николаевского адмиралтейства был заложен первый пароход, вооруженный пушками и приспособленный не только для вспомогательных работ, но и для боевых действий. Первый военный пароход России предназначался для Черноморского флота - на Балтике после побед над Швецией у нашей страны в тот период не было сильных противников, а вот в Черноморском регионе отношения с Османской империей оставались традиционно сложными. Поэтому первый боевой пароход России стали строить именно здесь.

Инициатором создания первого вооруженного парохода был командующий Черноморским флотом вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг, опытный моряк, неоднократно совершавший дальние плавания в Тихом океане, воевавший как в Средиземном море, так и на Балтике. Постройку первого боевого парохода адмирал Грейг поручил одному из лучших кораблестроителей России того времени - полковнику Корпуса корабельных инженеров Илье Степановичу Разумову.

Илья Разумов учился корабельному делу на верфях Петербурга, в Англии и Голландии. В начале XIX века во время войн с Францией и Турцией он был старшим корабельным мастером в эскадре адмирала Грейга, отправившейся из Кронштадта воевать в Средиземное море. В 20-е годы XIX столетия только в Николаеве полковник Разумов построил 40 судов, всего же он участвовал в создании свыше сотни кораблей.

Строительство первого боевого парохода, получившего имя «Метеор», велось два года. Летом 1825 года корабль был спущен на воду и после окончания всех работ и испытания паровой машины вошел в состав Черноморского флота. Пароход длиной почти 37 метров и шириной свыше 6 метров имел на вооружении 14 пушек.

Две его паровые машины общей мощностью 60 лошадиных сил были изготовлены в Петербурге на заводе принявшего российское подданство шотландского инженера Чарльза Бреда. Паровые машины позволяли «Метеору» даже в полный штиль при помощи двух гребных колес развивать скорость 6,5 узла (свыше 12 км/ч).

Уже через два года после вступления в строй пароход «Метеор» с успехом принял участие в боевых действиях. После начала русско-турецкой войны 1828–1829 годов одной из основных задач российского Черноморского флота стал захват турецких крепостей на побережье Кавказа. Форпостом турецкой армии, угрожающим Крыму и Кубани, тогда была сильная турецкая крепость Анапа. В конце апреля 1828 года к ней подошли основные силы нашего флота - семь линейных кораблей и четыре фрегата с немалым количеством десантных и вспомогательных кораблей.

В этом походе эскадру сопровождал и боевой пароход «Метеор». 6 мая 1828 года Черноморский флот начал десантную операцию для штурма Анапы. Турки контратаковали наши высадившиеся войска, и тут проявил себя «Метеор» - парусные суда не могли свободно оперировать совсем рядом с берегом из-за отмелей и дувшего с гор ветра, а пароход, имея небольшую осадку и свободу передвижения, легко переходил с одного места на другое возле берега и пушечными выстрелами поражал противника.

Именно действия не зависевшего от ветров парохода позволили нашим войскам успешно закрепиться на берегу возле Анапы и осадить крепость, которая пала через месяц. Так благодаря «Метеору» черноморский порт стал русским и впоследствии из турецкой крепости превратился в знаменитый курорт.

На этом успешное участие «Метеора» в той войне не закончилось - в следующем году он участвовал в штурме турецких крепостей на побережье Болгарии, включая наиболее сильно укрепленную Варну. В октябре 1828 года, после капитуляции Варны, император Николай I возвращался от болгарских берегов в Одессу на парусном линейном корабле «Императрица Мария». Парусник с русским императором на случай штиля и других непредвиденных обстоятельств сопровождал именно пароход «Метеор». Корабли благополучно прибыли в Одессу, выдержав на переходе жестокий шторм, продолжавшийся несколько суток.

Так заложенный 29 марта (17 марта по старому стилю) 1823 года «Метеор» с успехом открыл эру военного парового флота в России.

ТЕЛИ

Первый пароход построил француз маркиз Жуфруа д"Аббану, который в начале XIX cтолетия продемонстрировал его императору Наполеону (рис. 1.65).

Тот сказал: «мне нет до этого дела. Ваша чадящая бочка не имеет будущего».

Ну, что ж, и императоры ошибаются.

Рис. 1.65. Первый в мире пароход француза Жуфруа д"Аббану

Одновременно предпринимались попытки создания пароходов в США (1785 - 1787 г.г., паровая лодка в Филадельфии) и в Англии (1801 г.).

Больше других повезло анг­личанину Роберту Фултону.

В 1803 году Роберт Фултон (1765-1815) на реке Сене во Фран­ции продемонстриро-вал первое паровое судно, но изобретение не получило одобрения французского прави-

тельства.

Обиженный Фултон в 1806 году переехал в США, но перед отъездом заказал у из-

вестной бирмингемской фирмы «Бултон энд Уатт» паровую машину.

В Америке при финан­совой поддержке своего друга Р. Ливингстона, путешествен-

ника и исследователя Центральной Африки, Фултон строит ко­рабль и устанавливает на

нём приве­зенный из Англии паровой двигатель.

Весной 1807 года судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Север-

ной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранился только «Клермонт» - горо-

док, где родился Ливингстон (рис. 1.66).

Рис. 1.66. Роберт Фултон и его колёсный пароход «Клермонт»

В августе 1807 года «Клермонт» осуществил первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани.

Через десять лет после спуска на воду «Клермонта» в США началась подготовка парохода к преодолению Атлантики.

Прав­да, немногие верили, что колесное судно окажется сильнее оке­анской волны. Высказывались и опасения, что не хватит запа­сов угля. Поэтому пароходная компания города Саванна, кото­рая взялась за это тяжелое дело, так и не осмелилась расстаться с парусами.

Рис. 1.67. Первый трансатланический пароход «Саванна» (США)

ющей машиной. В рейс не взяли ни пассажиров, ни груза. Три недели спустя «Саванна» прибыла в английский порт Ливерпуль.

Не обошлось без курьеза. К берегам Ирландии пароход подошел в сопровождении таможенного крейсера. Нет, это был не почетный эскорт - просто морской патруль принял «Саванну» за судно, которое горит, и поспешил на помощь.

Из 22 суток океанского перехода только 14 судно шло под па­ром. Потом кончился уголь. Владельцы решили продать паро­ход для эксплуатации на коротких рейсах. Из Анг-

лии «Саванна» перешла в Копенгаген, потом в Стокгольм. От посетителей не было отбою, но предложений на куплю не поступало.

В Кронш­тадте на борт парохода поднялся Александр I. Потом судно по­шло в Нор-


вегию, а оттуда в США. Однако американское прави­тельство также отказалось купить па-

роход. Тогда с него сняли паровую машину, и парусник ходил как почтовый.

В 1821 году он сел на мель. Такой незавидной оказалась судьба первого побе­дителя Атлантики.

Тогда же, в 1821 г., был построен первый пароход с металлическим корпусом

« Аарон Манби» (рис. 1.68).

Рис. 1.68. Первый пароход с металлическим корпусом « Аарон Манби»

Плавания через Атлантику требовали большого расхода угля, что не давало воз-

можности перевозить на судах полезные грузы.

В России в 1825 году со стапелей Соломбальской верфи (Архангельск) было спу-

щено на воду первое паровое судно - 60-сильный колес­ный речной пароход «Легкий», по-

строенный известным корабель­ным мастером А. М. Курочкиным.

В 1830 г. построенный в Петербурге пароход «Нева» (длиной 34 м, шириной 7 м, грузоподъемностью 225 т, 50 пассажиров, машина 320 л.с. скорость 11 узлов) совершил первый в истории рейс вокруг Европы из Петербурга в Одессу и в дальнейшем работал на линии Одесса -Константинополь.

В XIX столетии активно строились военные корабли.

На протяжении десятилетий французские адмиралы готовились к сражениям с английским флотом, а судостроители разрабатыва­ли корабли, каждый из которых как бы заранее предназначался для боя с соответствующим ему английским кораблем.

Занявшись пароходостроением почти на десять лет позже своих соперников, фран-

цузы, надо отдать им должное, очень скоро наверстали упу­щенное и стали даже кое в чем обгонять «владычицу морей».

Так, «Ардент», первый деревянный колесный вооруженный пароход-авизо (тип, аналогичный шлюпу или клиперу), французы построили в 1830 году - на семь лет раньше английской «Горгоны».

Их де­ревянные колесные пароходофрегаты «Гомер» и «Асмодей» со­шли со стапе

лей на год раньше британского «Файрбэнда».

Даже в железном судостроении - области традиционного превосходства корабелов «туманного Альбиона» - французы ухитрились обогнать своих островных конкурентов: железный колесный авизо «Тенар» они спустили на воду в 1840 году - на три года раньше английской го «Трайдента» (в переводе с английского «трайдент» – трезубец, намёк на трезубец владыки морей – Нептуна).

В 1838 году английская почта договорилась с судоходной компанией «Кунард» о регулярной перевозке английских почтовых грузов на линии Ливерпуль - Бостон.

Первый рейс из Европы в Америку на английском пароходе «Грейт Вестерн» про-

должался 14 су­ток и 8 часов.

Регулярные же почтово-пассажирские перевозки начались в 1840 году рейсами па-

рохода «Британия» (рис. 1.69).

Рис. 1.69. Первый трансатлантический почтово-пассажирский пароход «Британия»

В середине XIX столетия успехи разных стран в судостроении позволили начать строить крупные суда.

Рис. 1.70. Парусный пароход «Грейт Истерн» («Великий Запад») слева; его строи-

тель И. Брюннель - справа

Так, английский шестимачтовый парусный пароход «Грейт Истерн», построенный в 1857 г., имел водоизмещение 18915 рег.т., длину 210 м, ширину 25 м, осадку 14,5 м, перевозил 4000 пассажиров и 6000 т груза.

Три паровые машины: главная (мощностью - 4888 л.с.) приводила в движение 4-х лопастный винт диаметром 7,3 м, две вспомогательные (по 2000 л.с.) приводили в движе

ние бортовые гребные колеса диаметром 16,5 м, Расход угля в сутки составлял 350 т, при скорости 15 узлов. Пароход имел также парусное вооружение на 6 мачтах. Команда составляла 418 человек.

Спроектировал и руководил постройкой молодой инженер Изамбар Брюннель, ко-

торого назвали «Леонардо да Винчи XIX века» (намек на настоящего Леонардо да Винчи, итальянского скульптора, художника, инженера, разработавшего, например, чертежи будущего геликоптера – вертолёта, и многое другое)

Конкурентная борьба парусников и пароходов длилась до начала XX века.

В 1900 г. в мире было 16000 пароходов суммарным водоизмещением 22 млн. бр.

рег.т., парусников 12000, суммарным водоизмещением 6,5 млн. бр.рег.т.

Революционный переворот в многих отраслях мировой экономики, в том числе и в судостроении, произвёл немецкий инженер Рудольф Дизель (1858-1913 гг.), который в 1897 г. изобрёл двигатель внутреннего сгорания, названный его именем.

Дизели работают на жидком топливе на самовоспламенении, т.е. не требуют запаль

ных устройств, как например, бензиновые двигатели. Они гораздо экономичнее всех ос-

тальных типов двигателей.

Первый в мире речной теплоход «Вандал», имевший в качестве энергетического средства, обеспечивавшего движение судна, двигатели внутреннего сгорания, был построен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1903 г. по предложению инженера - кораблестроителя К.П. Баклевского.

Длина судна составляла 74,5 м, ширина 9,7 м, осадка 1,8 м, грузоподъемностью 820 т. двигатели внутреннего сгорания работали на три электрогенератора, питающих электро

двигатели, приводящие во вращение гребные винты.

Таким образом, первый в мире теплоход был и первым в мире электроходом.

Теплоход «Вандал» по Мариинской системе был отбуксирован в Петербург, откуда стал совершать регулярные рейсы до Рыбинска (б. Молотов) и обратно.

Уже в следующем 1904 году в России был построен второй наливной теплоход «Сармат» с более совершенной и экономичной энергетической дизельной установкой.

Первый в мире морской теплоход - танкер «Дело», был построен в России на Коло-

менском заводе в 1908 г. Судно имело водоизмещение 5700 т.

Постройка первых в мире речного и морского теплоходов исторически закрепила за Россией приоритет в судостроении флота оснащенного двигателями внутреннего сгора

Первые теплоходы в Европе были построены несколько позднее - «Вулкан» в Гол-

ландии - в 1910 году и «Зеландия» в Дании - в 1911 году.

Первым теплоходом на Черном море был танкер «Степан Лиознов» грузоподъемно

стью 8000 т, построенный перед началом первой мировой войны.

И все же в начале XX в. мировой торговый флот в основном оставался паровым.

И только по прошествии ряда лет теплоходы стали занимать ведущее место в судо-

троении. В конце XX столетия финская фирма «Вяртсиля» построила судовой дизель мощ

Что такое колесный пароход? Далекое прошлое, перевернутая страница истории, запечатленная на выцветших черно-белых пленках, фильм «Волга-Волга». «Я здесь все мели знаю…. Вот первая!» Но в Швейцарии все по-другому. Тут настоящие пароходы по-прежнему бороздят воды Женевского озера - как и сто лет назад.

Похоже, эти швейцарцы втихаря изобрели машину времени! Иначе, как объяснить, что в этой стране сохраняются в первозданном виде не только памятники архитектуры, но и транспортные средства? Например, пароходы. С конца 19 века, эти суда стали завоевывать водные просторы всего мира, и окруженное высокими горами Женевское озеро, конечно же, не осталось в стороне. Уже в начале 20 века многочисленные туристы любовались Монбланом и виноградниками Лаво с бортов многочисленных белоснежных лайнеров.

Шли годы, и даже с учетом регулярного технического обслуживания, пароходы ветшали. Устаревшие паровые двигатели заменялись на дизель-электрические. Какие-то суда списывались вовсе… Но второй виток туристического интереса во второй половине 20 века поставил все акценты в привычное им место: пароходы в Швейцарии начали возвращать в первоначальное состояние. Пароходы получили свое второе рождение.

В итоге сегодня воды Женевского озера бороздит флотилия из восьми колесных судов, построенных в период с 1904 по 1927 годы. Пять из них имеют классические паровые двигатели, а три переоборудованы на дизель-электрические моторы, вращающие колеса. Всего на озерах Швейцарии сейчас эксплуатируется 19 пароходов - примерно четверть от всего мирового количества подобных судов. В России в эксплуатации находится всего один пароход.

Пароходы на Женевском озере выполняют не только экскурсионные рейсы, но и играют роль общественного транспорта, соединяя такие города, как Женева, Веве, Монтре, Эвиан и Лозанна. То есть, на пароходе можно сплавать во Францию и обратно. Дневной билет обойдется в 64 франка, то есть в 4500 рублей. Предусмотрены скидки для семей. А если у вас есть "единый" билет швейцарской системы путешествий, так называемый Swiss Pass, то платить ничего не нужно - вас встретят на борту с распростертыми объятьями.

Пароход "La Suisse" (в переводе с французского - "Швейцария") - флагман флотилии Женевского Генерального пароходства. Длина - 78 метров, масса брутто 518 тонн, вместимость - 850 пассажиров.

Корабль был построен в 1910 году на верфи швейцарской компании "Зульцер" в г. Винтертур. Надо сказать, что эта основанная в 1834 компания существует и по сей день, являясь видным игроком на рынке промышленных машин.

Первоначально, как и все пароходы, «Швейцария» работала на угле. К счастью, корабль избежал замены паровой машины на дизель в шестидесятых годах, и дошел до наших дней практически в первозданном виде. Несколько раз корабль реставрировали, последний раз – в 2009 году, поэтому можно сказать что «Швейцария» - в отличной форме. До следующего капремонта ей еще плавать не менее тридцати лет.

Обеденный салон первого класса во всей своей красе. Много дерева и красные ковры - настоящая традиционная роскошь. Сколько богатых и знаменитых людей сидело за этими столами?

Для дорогих гостей - дорогое вино и отличная музыка.

А что там внутри? Как устроена машина? Вместо того чтобы любоваться красотами гор и виноградников, я по узкой лесенке нырнул в машинное отделение.

Паровая машина - сердце "Швейцарии". Мощность двигателя составляет 1380 лошадиных сил.

Двигатель преобразует энергию водяного пара в возвратно-поступательное движение поршня, а затем во вращательное движение вала, на котором закреплены гребные колеса.

Откуда берется пар? Разумеется, из бойлера, то есть из котла. Раньше топки двух котлов работали на угле, потом на мазуте - пока в семидесятых годах не был установлен один большой бойлер. К слову, двадцать четыре таких бойлера стояло на "Титанике". После последней реконструкции, топки "Швейцарии" были заменены на современные. Для разогрева воды в наши дни используется энергия горящего дизтоплива.

Горячий пар по трубам поступает в цилиндры паровой машины.

Вся бортовая электроника также была заменена на современную. Электричество производится при помощи дизельных генераторов с водоохлаждаемой системой выхлопа. За счет этого, шум дизелей абсолютно не слышен на палубе.

Но принцип устройства парохода остался прежним. Главное тут - паровая машина, представляющая собой настоящее произведение искусства.

В машине применяется парораспределительный механизм с кулисой Гуча.

За работой машины следит старший механик. В его задачи входит и ручное управление двигателем.

Главный параметр - это давление пара.

У паровой машины - два цилиндра, большой низкого давления и малый высокого.

Из цилиндров выходят штоки, двигающие шатуны, которые, в свою очередь, вращают вал.

Все детали - как новенькие.

Получив команду от капитана по переговорному устройству, которая дублируется на машинном телеграфе, механик Кристиан должен замедлить или ускорить ход машины, выполняя одному ему известный набор действий. Да, это не в кнопочки на экране тыкать!

Его помощник Ян выполняет более простые и грязные операции - например, смазку различных узлов. Паровой двигатель - это живой механизм, но нуждается в постоянной заботе. То есть любит ласку и смазку.

Система механической смазки цилиндров.

На всех шарнирных соединениях двигателя размещены объемистые масленки.

Шатуны двигателя за работой.

А что там наверху? Давайте пройдем на капитанский мостик.

Первое, что мы видим - пункт управления машинным телеграфом. "Полный вперед!". Максимальная скорость "Швейцарии" составляет 14 узлов или 25 километров в час.

С мостика открывается прекрасный вид на акваторию Женевского озера. Привод гигантского штурвала раньше был механическим, сейчас он заменен на электрический.

Современная навигационная аппаратура не даст сбиться с курса.

А радар - налететь на препятствие.

Сегодня будний день, судов вокруг немного и капитану можно передать штурвал старпому и немного и попозировать.

Управлять пароходом может только наиболее опытный капитан - это верхняя ступень квалификации для мореходов в Швейцарии. Поработай лет двадцать на обычных кораблях - и тогда, может быть, тебе дадут порулить пароходом!

Зато когда ты капитан парохода, можно безнаказанно пользоваться мощнейшим паровым гудком. «УУУУУУУ!»

"Что вы думаете о своей работе?" Капитан Патрик смеется. "Конечно, работа очень ответственная, но я люблю ее. Почему? Ты посмотри вокруг, и сам все поймешь..."

В осенний сезон "Швейцария" дважды в день выполняет рейс из Лозанны к Шильонскому замку делая по пути восемь остановок.

Маршрут туда-обратно занимает три с половиной часа. Даже если вас не пустят в машинное отделение - есть чем полюбоваться! Женевское озеро - одно из красивейших мест в Европе, а может, и во всем мире.

Со всех сторон величественно нависают громады гор.

По левому борту - террасовые виноградники Лаво, протяженностью более 30 км и занесенные в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Виноград там выращивают со времен Римской империи, и, надо сказать, на этом собаку съели. Собственно, именно туда я отправился на пароходе "Швейцария". Но об этом - в следующий раз!

UPD: Видео с корабля
Поделиться