Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»
Коррекционно-развивающие:
Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные:
Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование:
Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.
1.Ход занятия:
1.Оргмомент. Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.
На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
(дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков.... (Горох)
1.Что такое горох
2.-Назовите 1 звук в слоге: го?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку
Волосата, зелена,
В листьях спряталась она.
У неё немало ножек,
Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)
Какой вред приносит гусеница?
Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.
3. Выделение звука.
А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,
Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ
В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.
4. Дифференциация звуков Г -ГЬ
Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши, а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)
Физминутка
Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.
А сейчас задание под номером 2
Скажите слова наоборот:
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквами Г г.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.
Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.
А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.
6. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.
Данная презентация поможет учителю-логопеду познакомить дошкольников со звуками и буквой Г, отправляясь в путешествие вместе с Гансом. Корабль Ганса стал тонуть. Ребятам предстоить спасать Ганса, выполнив ряд заданий.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Найди все игрушки
Презентацию
подготовила: учитель-логопед
МАДОУ №66 «
Забавушка
»
Тумченок
Е.А
.
Найди слова со звуками Г-
Гь
.
Гу
- си
Гвоз-ди-ки
Гру
-ши
Га-мак
Гри
-бы
Гне-здо
Ганс Ги-та-
ра
Какие слова
состоят из
1-го, 2-х
,
3 -х слогов
Игра «Наоборот»
Тихий- … чистый - …
веселый-… умный -…
Сытый -… редкий -…
мелкий-… шершавый
-
Ганс собирается в дорогу
Прочти слоги и слова
гвоздики
гномы
гусеница
голуби
гнездо
груша
грабли
гуси
Что хотел сказать гусь?
Прочти слово по первым звукам.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся
.
Кораблекрушение
Корабль Ганса тонет. Капитан
Врунгель
бросает Гансу спасательный круг. Мы спасем Ганса, если составим на спасательные круги звуковые схемы слов: Ганс, гуси
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой")Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте. Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.
Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.
Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.
Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?
Класс: 1
Цель: изучить согласный звук [г, г, ] и его буквенное обозначение.
- совершенствовать навык фонетического анализа, навык чтения;
- развивать речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами, разрезная азбука
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка цели урока.
– Сегодня, в одном из Буквенных домов новосёл и очень скоро вы с ним познакомитесь. Этот новичок, прежде чем с вами познакомиться, хочет убедиться, знаете ли вы всех жильцов дома. Давайте покажем свои знания.
III. Повторение изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
А) В каких словах звуков больше, чем букв?
В) Найди в таблице слова и раскрась их.
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | в | я | я | о | я | я | |
я | к | р | а | с | и | в | а | я | я | я | б | ы | с | т | р | а | я | |
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | |
к | у | д | р | а | в | а | я | я | я | я | м | о | р | с | к | а | я | |
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | |
я | т | о | н | к | а | я | я | я | я | в | ы | с | о | к | а | я | я |
2. Коллективная работа.
Составьте, как можно больше слов из слова “земляника”. (учащиеся записывают слова на доске)
Разделите слова в группы, объясните, по какому признаку вы делили, сколько получили групп.
Арбуз; яблоня; сорока; Марина; земля; яма; Аля. Никита
Варианты:
1. Первая буква гласная-согласная; Слайд 3
2. Первый звук гласный-согласный Слайд 4
– Почему слова яма и яблоко отнесли во второй столбик?
– В каких случаях буква я означает два звука?
3. Одушевленные – неодушевленные. Слайд 5
– Как определить количество слогов в слове?
5. С заглавной – со строчной буквы). Слайд 7
– Объясните написание слов с заглавной буквы.
– Составьте из слов предложение. Слайд 8
“Высокие, в, растут, ели, лесу”
В лесу растут ели.
– Объясните, что необходимо исправить? (Заглавная буква, точка)
– О чем говорится в предложении?
– Что ели делают?
– Какие ели?
– Где растут ели?
Молодцы! Я думаю пора знакомиться с новичком.
IV. Изучение нового материала.
Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.
Гром, гриб, гном, глаз, гора.
– Звук [г] – запись на доске
– Какой это звук гласный или согласный? Обоснуйте свою точку зрения.
– Звук согласный. Что вы можете сказать об этом звуке? (твердый)
– Есть ли этого звука “мягкая” пара? Подберите слова – примеры.
Транскрипцию записать на доске.
– Молодцы!
– Ребята, а какой буквой мы обозначим на письме эти звуки?
– Сделайте вывод. (Буква Г обозначает звуки [г – согласный твердый и г, – согласный мягкий].
– Составьте слоги – слияния с известными гласными буквами. Работа с разрезной азбукой на доске.
ГА | ГО | ГИ | ГЕ | ГУ |
– чтение слогов – слияний.
V. Динамическая пауза.
VI. Работа по “Азбуке" с. 122-123.
Чтение слов хором.
Беседа по иллюстрации.
– Что изображено на картинке?
– Придумайте название деревне. Дайте имена жителям, такие чтобы в них встречался звук с которым мы сегодня работаем.
– Составьте рассказ по картинке.
– Чтение текста на с. 123.
– О ком говорится в тексте?
– Что делали дети?
– Какие грибы в корзинах у детей?
Игра “Съедобное – несъедобное”. Движения для обозначения можно выбрать любые (хлопки, поглаживание живота и т.п.)
Опята, маслята, поганки, подберезовик, груздь, мухомор, подосиновик.
Чтение пословиц на с. 122 по рядам. Объяснение смысла.
VII. Моделирование буквы. Подготовка к письму, запоминание образа буквы.
– Сколько элементов?
VIII. Изучение нового.
– Ребята, давайте, определим квартиру для новой буквы.
Программные задачи :
- Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
- Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
- Учить дифференцировать звуки [г]–[г"] в слогах, словах, предложениях.
- Активизировать лексический словарный запас.
- Вырабатывать орфографическую зоркость.
- Учить грамматическому оформлению предложения.
- Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Правило речи. (Слайд 4).
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.
2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)
Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).
С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?
Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)
Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).
Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.
Г – согласный, звонкий, твёрдый.
Г’ – согласный, звонкий, мягкий.
2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).
Логопед : Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).
Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10 )
3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).
Логопед : Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.
Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].
4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)
Логопед: Распутай слова.
РОДГО НАГЕНДИЙ ТУКГАЛС ГАРАДУ РИСТТАГИ РОДОГА БИЛУГО ГУРУКЕН
5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)
Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.
6. Дифференциация[ г] – [г"] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)
Логопед : Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)
Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила.... (бегемот)
Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)
7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)
Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).
8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)
Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.
III. Итог занятия (Слайд 26 )
Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?
- Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
- Дайте характеристику звукам занятия.