Для того, чтобы понять насколько человек подходит для продаж, необходимо сделать анализ характеристик, личностных качеств, способностей и предпочтений человека. Быстрее всего это можно сделать с помощью тестов для продавцов:
Стоимость тестов определяется в соответствии с целями и объемом тестирования!
Применение данных тестов для продавцов позволяет решить четыре важные задачи для компании:
- Подбирать людей, которые лучше всего подходят для работы продавцом
- Выявлять сильных продавцов, которые будут приносить основной объем продаж, и определять чему этих продавцов нужно дальше учить, и как их правильно мотивировать
- Определять, кто из продавцов потенциально подходит для карьерного роста, и может претендовать на позицию старшего продавца или менеджера
- Находить среди продавцов лучших наставников, которые могут обучать продажам, ассортименту и особенностям работы в магазине.
_____________________________________________________________________
Пример: Тест для продавцов и продавцов-консультантов
Тесты для продавцов позволяют в короткий срок оценить насколько продавец разбирается в теории и практике продаж, а также выявить его вероятные склонности к продажам, и дать прогноз о том, как успешно тот или иной продавец будет продавать.
Безусловно, тестирование продавцов, это лишь один из инструментов, который используется для оценки профессионализма продавцов и уровня развития их компетенций. Подобные тесты хорошо зарекомендовали себя в качестве метода для подбора продавцов, использования из перед собеседованиями, а также для возможности самостоятельного анализа продавцами своих знаний. Также при проведении аттестации продавцов, подобные тесты являются необходимыми, но обычно используются в еще более расширенном варианте (включая вопросы ассортимента, регламентов работы магазина, знаний существующего законодательства, продукции конкурентов, а также прав и обязанностей как продавцов, так и покупателей). И еще подобные тесты используются до и после проведения , что позволяет определить эффективность прошедшего обучения.
Предлагаем Вам познакомиться с одним из возможных примеров теста для продавцов. Под каждую ситуацию или задачу такие тесты должны быть адаптированы в соответствии с ключевыми целями тестирования.
Вам нужен тест для вашего магазина? Зайдите в раздел « » и отправьте нам сообщение, или свяжитесь с нами через почту: [email protected] Обратите внимание, что тест для продавцов должен обязательно учитывать специфику вашего магазина, поэтому например, тесты для продавцов одежды будут отличаться от тестов по продажам для продавцов обуви.
Ваши ФИО: Ваш магазин: |
Вопрос 1. Что такое личная конверсия в работе продавца? () Соотношение тех кто купил у вас, и тех кто купил у других продавцов () Соотношение тех, кто зашел в магазин и тех, кто примерил обувь () Соотношение между теми кто зашел и теми, кто купил товар у вас () Соотношение между теми кто зашел, и с кем вы установили контакт |
Вопрос 2. Перечислите, пожалуйста, этапы продаж, так как они сформулированы в стандартах продаж вашего магазина: |
Вопрос 3. Какой главный критерий того, что Вы успешно прошли этап установления контакта с покупателем? |
Вопрос 4. Как правильно работать с покупателями «ХХХХХ»-типа? |
Вопрос 5. Каких фраз лучше избегать при начале контакта с покупателем? |
Вопрос 6. Приведите пример начала разговора с покупателем, используя…. |
Вопрос 7. Для каких целей используется воронка вопросов? |
Вопрос 8. Для чего нужны открытые вопросы в работе ? |
Вопрос 9. Какие фразы помогают проверить насколько точно Вы поняли то, что сказал Вам покупатель? (то, что точно выявили его потребности?) |
Вопрос 11. Для чего нужна технология презентации «ХХХХХ» Приведите пример: |
Вопрос 12. Как продавец может повлиять на используя компоненты невербальной коммуникации? () Задавать открытые вопросы и выслушивать ответы () Стараться подойти к покупателю максимально близко и замедлить дыхание () Использовать улыбку, открытые позы, эмпатию, отзеркаливание () Перейти на доверительные интонации, говорить тише, пристально смотреть |
Вопрос 13. Вчем отличие ограничивающих фактов от возражений покупателей? |
Вопрос 14. В чем состоит самый главный и незаметный риск в работе любого продавца? |
Вопрос 15. В чем смысл правил «Правило 15 минут в день / Правило 21 дня»? Удовлетворять или впаривать товары: зависит от Вас! |
Вопрос 16. В каких случаях нужно предлагать клиенту дополнительные и сопутствующие товары? () В случае если клиент сам о них спрашивает () Если это ХХХХ тип клиента () Если клиент уже бывал у Вас ранее () В случае, если… ()Основываясь на таких реакциях покупателя, как |
Вопрос 17. Когда следует предлагать клиенту сопутствующие товары и аксессуары? () В конце разговора либо на кассе () Вместе с основного товара () После работы с возражениями () В начале разговора для успешного установления контакта |
Вопрос 18. Для предложения дополнительных товаров нужно найти подходящий повод, чтобы заинтересовать покупателя. Приведите примеры нескольких дополнительных товаров и поводы для их покупки: Товар 1:Повод его купить: Товар 2:Повод его купить: Товар 3:Повод его купить: Главные обязанности продавцов: |
Вопрос 19. Приведите примеры наводящих вопросов, которые помогут покупателю задуматься о покупке сопутствующего товара (К примеру, что можно спросить у покупателя, чтобы навести его на мысли о покупке средств по уходу за обувью?) |
Вопрос 20. В чем причины возражений и сомнений покупателей? |
Вопрос 21. Что означает термин «ХХХХние» возражения? Приведите пример возражения и подходящей для него ХХХХХей фразы. Каждый продавец должен пройти ! |
Вопрос 22. Напишите, как Вы отреагируете на слова клиента «Надо подумать!»: |
Вопрос 23. Цена зимних мужских ботинок составляет, к примеру, 5 500 рублей. Покупатель спрашивает у Вас цену. Напишите Ваш ответ покупателю тремя разными методами, которые помогут Вам более привлекательно презентовать данную цену , с учетом его индивидуальных потребностей: |
Вопрос 24. Что такое «метод ХХХХХ?». Чем он может помочь продавцу? |
Вопрос 25. Какие существуют приемы побуждения клиента к покупке? |
Вопрос 26. Как продавцу следует работать с несколькими покупателями / очередью? Вопрос 28. Какой конкурс Вы бы предложили для покупателей Вашего магазина? |
Вопрос 29. Какая психологическая установка помогает продавцу конструктивно воспринимать себя и других? |
Вопрос 30. Какими фразами можно выразить свое сопереживание клиенту при решении конфликтной ситуации? |
Спасибо большое за ваши ответы!
В данном примере теста продемонстрированы вопросы как из общей теории продаж и работы с покупателями в розничном магазине, так и вопросы связанные с преподнесением клиенту конкретного ассортимента (в данном случае, были примеры из ).
Важным аспектом являются методики проверки результатов тестирования, а также оценка полученных результатов. В самом упрощенном варианте тестов для продавцов, используются вопросы с заранее ограниченным выбором вопросов, с наличием одного верного правильного ответа. В более сложных тестах по продажам, допускается наличие в некоторых вопросах нескольких правильных ответов. Иногда в каком-либо вопросе может отсутствовать правильный ответ, и продавцу необходимо догадаться об этом, поставив в таком вопросе прочерк.
Помимо описанных выше способов формулирования вопросов с правильными ответами, довольно высокую эффективность показали тесты, содержащие большое количество открытых вопросов, как в вышеприведенных примерах. Когда продавец-консультант лишен возможности выбора ответов из предложенных вариантов, у него появляется возможность самостоятельно сформулировать свою точку зрения, описать свои мысли, идеи и мнения по тому или иному вопросу, продемонстрировать навыки логического рассуждения и аргументации. Все это позволяет более глубоко оценить уровень знаний и квалификации продавца.
Спасибо за Ваш интерес!
За разработкой тестов для ваших продавцов!
Обучение продавцов (торгового персонала) играет очень важную роль в работе торговой точки, а точнее в борьбе за покупателя, в современном мире ценовая борьба дошла до своего логического завершения и цены многих гипермаркетов конкурируют с ценами маленьких магазинчиков и интернет-магазинами, и одной из возможностей удержать клиента является профессионализм продавца . Продавец который не знает свой товар, не сможет выяснить потребности и провести презентацию товара. Каждый продавец должен стремится постоянно развивать свои и который Вы продаете, для самопроверки можно использовать данный тест - "Проверка базовых знаний продавцов цифровой фототехники" .Обучение и очень важны так-как - знание продавца и умение продавать - прямо пропорциональны его заработку . Управляющий магазина с помощью теста "Проверка базовых знаний продавцов цифровой фототехники" сможет выяснить пробелы в знаниях свои подчиненных и устранить их.
Для укрепления Ваших знаний вы можете ознакомится с разделом сайта для продавцов сайт . Проверить свои знания в разделе . Пройти интерактивное тестирование - Проверка базовых знаний продавцов цифровой фототехники .
Обучение продавцов. Тест - Проверка базовых знаний продавцов цифровой фототехники.
1. Какое влияние оказывает количество мегапикселей на качество фотографии (потребительские выгоды) ?
- Возможность кадрирования.
- Большее количество мП позволяю увеличить размер отпечатанного снимка.
- Лучшая цветопередача.
- Большая светочувствительность.
2. Оптический зум - ? (отметить все верные высказывания)
- Приближение объекта съемки силами объектива.
- Позволит уменьшить необходимость передвижения фотографа.
- Улучшает качество макросъемки.
3. Цифровой зум это? (отметить все верные высказывания)
- Приближение объекта без участия объектива и потери качества.
- Программно «растягивает» участок снимка, снижая его качество.
- Можно использовать после получения снимка.
- Снижает качество снимка.
4. Что означат аббревиатура IS в фотоаппаратах и объективах CANON ?
- Цифровая стабилизация изображения средствами программного алгоритма и избыточных пикселей на матрице.
- Оптическая стабилизация реализованная средствами подвижной линзы и системы гироскопов под управлением процессора компенсируют движение светового потока.
- Интеллектуальный сенсор, благодаря которому фотоаппарат включатся, когда человек берет его в руки, тем самым позволяя более долгое время работать без зарядки.
5. Отметьте правильные высказывания.
- Размер матрицы цифрового фотоаппарата напрямую влияет на количество мегапикселей.
- Размер матрицы цифрового фотоаппарата напрямую влияет на качество фотографий
- Размер матрицы цифрового фотоаппарата напрямую влияет диагональ дисплея.
- Размер матрицы цифрового фотоаппарата напрямую влияет на кратность зума объектива.
6. Отметьте правильные выражения.
- матрица размером 1/1.7"" меньше матрицы размером 1/2.7""
- матрица размером 1/1.7"" больше матрицы 15,1 x 22,7
- матрица размером 1/2.7"" меньше матрицы 4/3’’
- матрица размером 1/1.7"" больше матрицы размером 1/2.7""
7. Технология SUPER STADYSHOT .
- Технология стабилизации изображения для видеокамер Handycam, цифровых фотокамер Cyber-shot и цифровых зеркальных фотокамерах Alpha от Sony.
- Оптическая стабилизация изображения.
- Интеллектуальная система позволяющая фотоаппарату самостоятельно определять сюжет съемки и выставлять настройки в соответствии с сюжетом.
- Интеллектуальная система позволяющая фотоаппаратам Sony снимать в полной темноте благодаря инфра красной подсветке.
8. Функция «панорама» в фотоаппаратах Sony позволяет -
- Снимать такие объекты как побережье, стадион и т.д. одним кадром, монтаж производится в фотоаппарате средствами ПО и процессора, без участия фотографа.
- Снимать такие объекты как побережье, стадион и т.д. одним кадром, монтаж производится на компьютере с помощью поставляемого в комплекте ПО.
- Снимать объект несколькими кадрами затем соединять их средствами ПО поставляемого с фотоаппаратом.
- Система позволяющая увеличить угол обзора объектива путем уменьшения фокусного расстояния, что позволяет помещать в один кадр большие объекты.
9. МАКРОСЪЕМКА это -
- Съемка мелких объектов в непосредственной близости снимаемого объекта.
- Съемка мелких деталей удаленных объектов.
- Съемка удаленных объектов.
- Съемка больших объектов.
10. Что такое ISO ?
- Интеллектуальная система стабилизации изображения, препятствующая размытию на снимках.
- Мера того, насколько чувствительна матрица к количеству получаемого света. Чем выше ISO, тем она более чувствительна, соответственно, появляется возможность снимать в малоосвещенных местах..
- «Цифровой шум» неизбежно возникающий на цифровых фотографиях при съемке в малоосвещеных местах.
- Технология, позволяющая в разы увеличить степень оптического зума.
11. Кратность зума (4х, 10х…) это -
- Показатель того во сколько раз становится ближе объект относительно фотографа при использовании зума.
- Свойство объектива изменять фокусное расстояние, визуально приближая, или отдаляя объект съёмки. На компактных камерах указывается значение «кратности» зума, то есть отношение максимального фокусного расстояния к минимальному..
- Электронный метод увеличения изображения.
- Показатель того на сколько снижается световой поток при прохождении через линзы объектива к матрице.
12. «Цифровой шум» это -
- Проявляется в виде случайным образом расположенных элементов растра (точек), имеющих размеры близкие к размеру пикселя.
- Высочастотный шум при съемке видео используя цифровой фотоаппарат.
- Бочковидные деформации прямых линий на фото.
- Шум при срабатывании затвора зеркального фотоаппарата.
13. Что означает понятии «ведущее число» в параметрах фотовспышки?
- "Дальнобойность" вспышки в метрах.
- Количество кадров, которые способна осветить вспышка без перезарядки (смены) элементов питания.
- Фокусное расстояние, на котором наиболее целесообразно использовать вспышку.
- Угол рассеивания светового потока.
14. Как можно охарактеризовать объектив с фокусным расстоянием от 28 до 35 мм. ?
- Объективы наиболее подходящие для портретной съемки.
15. Как можно охарактеризовать объектив с фокусным расстоянием от 40 до 50 мм. ?
- Сверх широкоугольные объективы для съемки в ограниченном пространстве, а также крупных объектов.
- Широкоугольный объективы для съемки пейзажей и помещений.
- Объективы наиболее подходящие для съемки удаленных объектов.
16. Как можно охарактеризовать объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм. ?
- Сверх широкоугольные объективы для съемки в ограниченном пространстве, а также крупных объектов.
- Широкоугольный объективы для съемки пейзажей и помещений.
- Объективы наиболее подходящие для портретной и повседневной съемки.
- Длиннофокусные объективы наиболее подходящие для художественной фотографии портретов, позволяют гибко управлять глубиной резкости.
17. Отметьте фокусные расстояния для объективов позволяющих снимать удаленные объекты.
- 135 мм.
- Свыше 400 мм.
- 17 – 50 мм.
- 80 – 120 мм.
18. ФИКС объективы это -
- Объективы с фиксированным фокусным расстоянием.
- Объективы исключительно для макросъемки.
- Объективы с пыле и ударо-защищенном корпусе.
19. ЗУМ объективы?
- Объективы с большим фокусным расстоянием.
- Объективы исключительно для микросъемки.
- Объективы с изменяемым фокусным расстоянием.
- Объективы для съемки очень удаленных объектов.
20. О чем говорит маркировка объектива 18-55 3.5-5.6 ?
- Зум-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при минимальном значении фокусного расстояния и 5,6 - при максимальном.
- Фикс-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при максимальном значении фокусного расстояния и 5,6 - при минимальном.
- Зум-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 3,5 до 5,6 миллиметров, со светосилой 18 при минимальном значении фокусного расстояния и 55 - при максимальном.
- Зум-объектив с 3х кратном зумом.
Ответы на тест "Проверка базовых знаний продавцов цифровой фототехники"
Извините, но данный текст доступен только зарегистрированным пользователям.
или
Тест помогает определить:
- знает ли продавец принципы работы с клиентом на каждом этапе продаж,
- какие техники продаж знает продавец и наколько хорошо в них разбирается,
- каким техникам продаж необходимо обучить продавци и о каких рассказать более подробно, чтобы скорректировать знания продавца.
Тест проверяет теоретические знания, может быть использован как элемент диагностики при проведении предтренинговой работы и как метод оценки знаний участников после обучения.
Описание теста « Знание техники продаж»
Блок 1. Установление контакта.
Оценивается:
- знание техник вступления в контакт;
- понимание испытуемыми психологических особенностей при установлении контакта;
- знание факторов, влияющих на эффективность предстоящего контакта с клиентом.
Максимальный полученный балл по данному блоку (5) свидетельствует о:
- понимании и знании техник вступления в контакт;
- клиент-ориентированности испытуемого в профессиональном плане;
- о системном подходе к своей работе.
Блок 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
Оценивается:
- понимание испытуемым особенностей этапа презентации товара;
- понимание испытуемым последовательности действий при работе с клиентом на данных этапах.
- знание техник презентации товара;
Блок 3. Работа с возражениями.
Оценивается:
- понимание испытуемым причин возникновения возражений;
- реакция испытуемого на возражения;
- знание техник работы с возражениями.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
Блок 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
Оценивается:
- знание техник завершения сделки;
- знание техник обоснования цены;
- умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИК ПРОДАЖ
(это вариант для тренера, для тестируемого даем бланк без указания баллов!!!)
БЛОК 1. Установление контакта.
1. Зачем нужна подготовка к предстоящему разговору?
Чтобы не попадать в сложные ситуации - 2 балла
Чтобы знать, что говорить и настроиться на разговор - 1 балл
Специальной подготовки к разговору не требуется, все определяется опытом и профессионализмом продавца - 3 балла.
2. Эффективная подготовка к общению с клиентом это:
Определение целей и задач разговора с клиентом - 2 балла
Знание продукта (компетентность сотрудников компании - превыше всего) и дружелюбный настрой - 3 балла
Улыбка, компетентность и четко поставленная цель - 1 балл.
3. Зачем нужен развернутый сценарий телефонного разговора:
Чтобы умело вести разговор с клиентом, не отступая от цели звонка - 1 балл
Сценарий можно и не составлять, разговор и так короткий - 3 балла.
4. В первые 10 секунд делового телефонного звонка необходимо:
Познакомиться с собеседником, представиться - 2 балла
Обменяться приветствиями и привлечь внимание клиента - 1 балл
Сообщить информацию о себе и суть предложения - 3 балла.
5. Какое значение отводится в телефонных переговорах обращение к собеседнику по имени-отчеству?
Принципиального значения не имеет - 3 балла
Можно по имени-отчеству, если известно, а можно обратиться к должности, без разницы - 2 балла
Переход на личный уровень общения - 1 балл
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
5-6 баллов |
отличный результат |
Данный результат свидетельствует о понимании важности системного подхода в работе, знании техник установления контакта с клиентом, клиент-ориентированном подходе в работе |
|
7-9 баллов |
допустимый результат |
Данный результат свидетельствует о наличии знаний в области установления контакта с клиентом, понимании клиент-ориентированного подхода в работе |
|
10-12 баллов |
удовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии систематизации знаний в области установления контактов и клиент-ориентированного подхода в работе |
|
13-15 баллов |
неудовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии знаний в области клиент-ориентированного подхода в работе |
БЛОК 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
6. Если Вы хотите сделать клиенту предложение, то какая формулировка предпочтительнее:
Как вы относитесь к возможности порадовать своих партнеров … (название товара/услуги) на Новый год? - 1 балл
Новый год не за горами. Скажите, Вы готовите … (название товара/услуги) для своих партнеров? - 2 балла
Мы знаем все о … (сфера деятельности) и хотим предложить Вам свои услуги. - 3 балла.
7. Вам нужно согласовать с клиентом дальнейшие действия. Выберите наиболее удачную формулировку.
Для Вас имеет смысл… - 1 балл
Вы должны…- 3 балла
Наверное, Вы не против, если…- 2 балла.
8. В ходе разговора менеджер задает уточняющие вопросы. Зачем?
так принято - 3 балла
для сбора дополнительной информации - 2 балла
для лучшего понимания клиента - 1 балл.
9. Кем Вы являетесь для клиента (по степени важности):
Эксперт, личность, представитель фирмы - 2 балла
Личность, представитель фирмы, эксперт - 3 балла
Эксперт, представитель фирмы, личность - 1 балл
10. Что такое презентация товара/услуги?
Рассказ об услуге/товаре - 3 балла
Рассказ о пользе услуги - 2 балла
Рассказ о решении имеющейся проблемы клиента - 1 балл.
11. В какой момент разговора лучше проводить презентацию товара/услуги?
После установления контакта и вопроса клиента - 3 балла
После установления контакта и выяснения того, что нужно клиенту - 2 балла
После того, как стало ясно, что нужно клиенту - 1 балл.
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
четком знании схемы продажи «выявление потребности - презентация» товара;
знание техник презентации товара;
понимание психологических основ поведения клиента и продавца с точки зрения достижения максимального результата.
Для блока 2 использовалась следующая шкала оценки:
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию клиента, понимании техники презентации товара/услуги, наличие установки на профессионализм в работе.
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию психологии поведения клиента, среднем знании определенных техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании профессионального подхода к работе.
Данный результат свидетельствует о средней ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
Данный результат свидетельствует о низкой ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании или незнании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
БЛОК 3. Работа с возражениями.
12. Почему на Ваш взгляд появляются возражения?
Менеджер что-то не учел, упустил - 3 балла
Клиенты стали придирчивы и многого хотят -2 балла
Возможно, клиент хочет побольше узнать - 1 балл
13. Как Вы воспринимаете возражения?
С чувством неизбежности - возражения есть всегда - 3 балла
С определенным азартом - будем играть с клиентом в игру «кто кого» - 2 балла
С определенным интересом - всегда есть возможность узнать что-то новое - 1 балл
14. Клиент говорит «дорого». Как лучше реагировать?
Ваш ответ: «Если сравнивать с предложениями других компаний, то вы увидите, что это недорого» - 3 балла
Ваш ответ: «Да, я согласен, что это дорого, но давайте посмотрим, что Вы получите за эти деньги» - 2 балла
Ваш ответ: «Да, я понимаю, что вопрос денег важен и поэтому, давайте посмотрим на это с другой стороны…» - 1 балл.
15. Клиент возражает. Менеджер считает, что клиент не прав. Что делать?
Менеджеру отстаивать свою точку зрения, пытаясь доказать/аргументировать неправоту клиента - 3 балла
Принять точку зрения клиента, если он сможет это доказать или аргументировать - 2 балла
Обе стратегии неэффективны - 1 балл.
16. Клиент два раза возразил, что «это дорого». Ваши действия?
Наверное, у него нет денег. Нет дальнейшего смысла отвечать. - 3 балла
Возможно, что это отговорка. Надо это выяснить. - 1 балл
Предложу скидки, специальные предложения, кредит. Возможно, удастся найти решение проблемы нехватки денег. 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании техник работы с возражениями;
хорошем понимании причин возникновения возражений;
Данный результат свидетельствует о отличном понимании причин возникновения возражений, хорошем знании техник работы с возражениями и отговорками, о понимании психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений.
Данный результат свидетельствует о непонимании причин возникновения возражений, об отсутствии понимания психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений, о слабом / плохом знании техник работы с возражениями и отговорками
Данный результат свидетельствует о незнании техник работы с возражениями и отговорками, непонимании причин появления возражений и неумении работать в ситуации предъявления возражений.
БЛОК 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
17. При обсуждении возможного заказа завершить вопрос лучше так:
Вы будете делать заказ? - 3 балла
Мы можем выполнить это для Вас… (тогда-то). - 1 балл
Если Вы готовы сделать заказ прямо сейчас, мы выполним его немедленно. Иначе придется немного подождать. - 2 балла.
18. Клиент спрашивает о цене в начале разговора. Ваши действия:
Называете цену - 2 балла
Называете цену и дополнительные бонусы и скидки - 3 балла
Стараюсь не называть цену - 1 балл
19. Клиент требует скидки. Почему?
Клиенты всегда требуют скидки - 3 балла
Менеджер сам сказал о скидках в процессе разговоров - 2 балла
Клиент не видит пользы от приобретения товара - 1 балл.
20. Клиент, после презентации услуги, спрашивает о цене. Ваши действия:
Называю цену и жду реакции - 2 балла
Называю цену и возможные скидки, бонусы - 3 балла
Объясняю названную цену - 1 балл.
21. Что такое сопровождение клиента по результатам переговоров?
Это сервис и выполнение гарантийных обязательств - 3 балла
Это удовлетворенный и довольный сотрудничеством клиент - 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании и умении завершать сделку;
умении испытуемого работать на этапе обоснования цены;
направленности испытуемого в своей работе на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом.
Данный результат свидетельствует о отличном знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе с клиентом на установление долгосрочных отношений, о отличном понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги.
Данный результат свидетельствует о отличном / хорошем знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, о хорошем понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги и ориентированности в работе на установление долгосрочных отношений.
Данный результат свидетельствует о частичном знании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, непонимании процесса установления долгосрочных отношений с клиентом, ориентированности на убеждение при работе по обоснованию цены.
Данный результат свидетельствует о незнании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе на кратковременный эффект.
Тест помогает определить:
- знает ли продавец принципы работы с клиентом на каждом этапе продаж,
- какие техники продаж знает продавец и наколько хорошо в них разбирается,
- каким техникам продаж необходимо обучить продавци и о каких рассказать более подробно, чтобы скорректировать знания продавца.
Тест проверяет теоретические знания, может быть использован как элемент диагностики при проведении предтренинговой работы и как метод оценки знаний участников после обучения.
Описание теста « Знание техники продаж»
Блок 1. Установление контакта.
Оценивается:
- знание техник вступления в контакт;
- понимание испытуемыми психологических особенностей при установлении контакта;
- знание факторов, влияющих на эффективность предстоящего контакта с клиентом.
Максимальный полученный балл по данному блоку (5) свидетельствует о:
- понимании и знании техник вступления в контакт;
- клиент-ориентированности испытуемого в профессиональном плане;
- о системном подходе к своей работе.
Блок 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
Оценивается:
- понимание испытуемым особенностей этапа презентации товара;
- понимание испытуемым последовательности действий при работе с клиентом на данных этапах.
- знание техник презентации товара;
Блок 3. Работа с возражениями.
Оценивается:
- понимание испытуемым причин возникновения возражений;
- реакция испытуемого на возражения;
- знание техник работы с возражениями.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
Блок 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
Оценивается:
- знание техник завершения сделки;
- знание техник обоснования цены;
- умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.
Максимальный балл по данному блоку (5-6) свидетельствует о:
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИК ПРОДАЖ
(это вариант для тренера, для тестируемого даем бланк без указания баллов!!!)
БЛОК 1. Установление контакта.
1. Зачем нужна подготовка к предстоящему разговору?
Чтобы не попадать в сложные ситуации - 2 балла
Чтобы знать, что говорить и настроиться на разговор - 1 балл
Специальной подготовки к разговору не требуется, все определяется опытом и профессионализмом продавца - 3 балла.
2. Эффективная подготовка к общению с клиентом это:
Определение целей и задач разговора с клиентом - 2 балла
Знание продукта (компетентность сотрудников компании - превыше всего) и дружелюбный настрой - 3 балла
Улыбка, компетентность и четко поставленная цель - 1 балл.
3. Зачем нужен развернутый сценарий телефонного разговора:
Чтобы умело вести разговор с клиентом, не отступая от цели звонка - 1 балл
Сценарий можно и не составлять, разговор и так короткий - 3 балла.
4. В первые 10 секунд делового телефонного звонка необходимо:
Познакомиться с собеседником, представиться - 2 балла
Обменяться приветствиями и привлечь внимание клиента - 1 балл
Сообщить информацию о себе и суть предложения - 3 балла.
5. Какое значение отводится в телефонных переговорах обращение к собеседнику по имени-отчеству?
Принципиального значения не имеет - 3 балла
Можно по имени-отчеству, если известно, а можно обратиться к должности, без разницы - 2 балла
Переход на личный уровень общения - 1 балл
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
5-6 баллов |
отличный результат |
Данный результат свидетельствует о понимании важности системного подхода в работе, знании техник установления контакта с клиентом, клиент-ориентированном подходе в работе |
|
7-9 баллов |
допустимый результат |
Данный результат свидетельствует о наличии знаний в области установления контакта с клиентом, понимании клиент-ориентированного подхода в работе |
|
10-12 баллов |
удовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии систематизации знаний в области установления контактов и клиент-ориентированного подхода в работе |
|
13-15 баллов |
неудовлетворительный результат |
Данный результат свидетельствует об отсутствии знаний в области клиент-ориентированного подхода в работе |
БЛОК 2. Выявление потребностей клиента и презентация товара.
6. Если Вы хотите сделать клиенту предложение, то какая формулировка предпочтительнее:
Как вы относитесь к возможности порадовать своих партнеров … (название товара/услуги) на Новый год? - 1 балл
Новый год не за горами. Скажите, Вы готовите … (название товара/услуги) для своих партнеров? - 2 балла
Мы знаем все о … (сфера деятельности) и хотим предложить Вам свои услуги. - 3 балла.
7. Вам нужно согласовать с клиентом дальнейшие действия. Выберите наиболее удачную формулировку.
Для Вас имеет смысл… - 1 балл
Вы должны…- 3 балла
Наверное, Вы не против, если…- 2 балла.
8. В ходе разговора менеджер задает уточняющие вопросы. Зачем?
так принято - 3 балла
для сбора дополнительной информации - 2 балла
для лучшего понимания клиента - 1 балл.
9. Кем Вы являетесь для клиента (по степени важности):
Эксперт, личность, представитель фирмы - 2 балла
Личность, представитель фирмы, эксперт - 3 балла
Эксперт, представитель фирмы, личность - 1 балл
10. Что такое презентация товара/услуги?
Рассказ об услуге/товаре - 3 балла
Рассказ о пользе услуги - 2 балла
Рассказ о решении имеющейся проблемы клиента - 1 балл.
11. В какой момент разговора лучше проводить презентацию товара/услуги?
После установления контакта и вопроса клиента - 3 балла
После установления контакта и выяснения того, что нужно клиенту - 2 балла
После того, как стало ясно, что нужно клиенту - 1 балл.
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ:
четком знании схемы продажи «выявление потребности - презентация» товара;
знание техник презентации товара;
понимание психологических основ поведения клиента и продавца с точки зрения достижения максимального результата.
Для блока 2 использовалась следующая шкала оценки:
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию клиента, понимании техники презентации товара/услуги, наличие установки на профессионализм в работе.
Данный результат свидетельствует об ориентированности в работе на выгоды клиента, стремлении к пониманию психологии поведения клиента, среднем знании определенных техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании профессионального подхода к работе.
Данный результат свидетельствует о средней ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
Данный результат свидетельствует о низкой ориентированности в работе на выгоды клиента, слабом знании или незнании техник продаж (презентации товара/услуги и выявления потребностей), о преобладании эмоционального подхода к продаже над профессиональным подходом.
БЛОК 3. Работа с возражениями.
12. Почему на Ваш взгляд появляются возражения?
Менеджер что-то не учел, упустил - 3 балла
Клиенты стали придирчивы и многого хотят -2 балла
Возможно, клиент хочет побольше узнать - 1 балл
13. Как Вы воспринимаете возражения?
С чувством неизбежности - возражения есть всегда - 3 балла
С определенным азартом - будем играть с клиентом в игру «кто кого» - 2 балла
С определенным интересом - всегда есть возможность узнать что-то новое - 1 балл
14. Клиент говорит «дорого». Как лучше реагировать?
Ваш ответ: «Если сравнивать с предложениями других компаний, то вы увидите, что это недорого» - 3 балла
Ваш ответ: «Да, я согласен, что это дорого, но давайте посмотрим, что Вы получите за эти деньги» - 2 балла
Ваш ответ: «Да, я понимаю, что вопрос денег важен и поэтому, давайте посмотрим на это с другой стороны…» - 1 балл.
15. Клиент возражает. Менеджер считает, что клиент не прав. Что делать?
Менеджеру отстаивать свою точку зрения, пытаясь доказать/аргументировать неправоту клиента - 3 балла
Принять точку зрения клиента, если он сможет это доказать или аргументировать - 2 балла
Обе стратегии неэффективны - 1 балл.
16. Клиент два раза возразил, что «это дорого». Ваши действия?
Наверное, у него нет денег. Нет дальнейшего смысла отвечать. - 3 балла
Возможно, что это отговорка. Надо это выяснить. - 1 балл
Предложу скидки, специальные предложения, кредит. Возможно, удастся найти решение проблемы нехватки денег. 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании техник работы с возражениями;
хорошем понимании причин возникновения возражений;
Данный результат свидетельствует о отличном понимании причин возникновения возражений, хорошем знании техник работы с возражениями и отговорками, о понимании психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений.
Данный результат свидетельствует о непонимании причин возникновения возражений, об отсутствии понимания психологических особенностей работы в ситуации предъявления возражений, о слабом / плохом знании техник работы с возражениями и отговорками
Данный результат свидетельствует о незнании техник работы с возражениями и отговорками, непонимании причин появления возражений и неумении работать в ситуации предъявления возражений.
БЛОК 4. Завершение сделки и постпродажное обслуживание.
17. При обсуждении возможного заказа завершить вопрос лучше так:
Вы будете делать заказ? - 3 балла
Мы можем выполнить это для Вас… (тогда-то). - 1 балл
Если Вы готовы сделать заказ прямо сейчас, мы выполним его немедленно. Иначе придется немного подождать. - 2 балла.
18. Клиент спрашивает о цене в начале разговора. Ваши действия:
Называете цену - 2 балла
Называете цену и дополнительные бонусы и скидки - 3 балла
Стараюсь не называть цену - 1 балл
19. Клиент требует скидки. Почему?
Клиенты всегда требуют скидки - 3 балла
Менеджер сам сказал о скидках в процессе разговоров - 2 балла
Клиент не видит пользы от приобретения товара - 1 балл.
20. Клиент, после презентации услуги, спрашивает о цене. Ваши действия:
Называю цену и жду реакции - 2 балла
Называю цену и возможные скидки, бонусы - 3 балла
Объясняю названную цену - 1 балл.
21. Что такое сопровождение клиента по результатам переговоров?
Это сервис и выполнение гарантийных обязательств - 3 балла
Это удовлетворенный и довольный сотрудничеством клиент - 2 балла
РЕЗУЛЬТАТ БЛОКА В БАЛЛАХ
хорошем знании и умении завершать сделку;
умении испытуемого работать на этапе обоснования цены;
направленности испытуемого в своей работе на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом.
Данный результат свидетельствует о отличном знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе с клиентом на установление долгосрочных отношений, о отличном понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги.
Данный результат свидетельствует о отличном / хорошем знании техники завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, о хорошем понимании психологии поведения клиента при обсуждении цены товара / услуги и ориентированности в работе на установление долгосрочных отношений.
Данный результат свидетельствует о частичном знании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, непонимании процесса установления долгосрочных отношений с клиентом, ориентированности на убеждение при работе по обоснованию цены.
Данный результат свидетельствует о незнании техник завершения сделки и техник работы по обоснованию и представлению цены, ориентированности в работе на кратковременный эффект.
Мудрецы говорят, что все продается и покупается; а психологи утверждают, что любая коммуникация – это продажа: либо ты продаешь, либо тебя.
В глубине души каждый человек хороший продавец и способен для себя договориться на хорошие условия, скидки или как минимум уступки. В каждом из этих действий необходимы умения продавать.
Сложнее обстоят дела, когда продавать и вести переговоры необходимо на профессиональном уровне. Когда от умений продавца зависит: будет компания процветать или же пойдет ко дну.
80% продавцов считают себя хорошими, но какими они являются на самом деле?
Практически каждый работодатель, связанный со сбытом, задается вопросом:
как отличить профессионализм от напыщенности?
как определить именно тех, кто действительно может приносить много денег в компанию?
Ответ на этивопросы дает аттестация. Она помогает только в том случае, если проводится грамотно и систематично. Ведь во многом успех продавца зависит не только от товара, который он сбывает, но и от показателей его выгорания на рабочем месте либо срезания улов в технологии продаж.
Как организовать аттестацию
1. Дать знать сотруднику о дате аттестации заранее.
Давать возможность подготовиться справедливо! Все просто: если работа важна для сотрудника, то он найдет время на повторение материала, восполнение утраченных знаний, умений и в итоге справится.
В результате работодатель получает сбытовика с освеженными знаниями и улучшенными умениями, а продавец не просто остается на рабочем месте, а еще и повышает показатели продаж. Ведь самое ценное в сбыте делать правильные вещи правильно.А если даже после предупреждения о грядущей оценке компетенций готовность продавца будет на минимуме, то для чего такой работник?
Данный подход уместен только при соблюдении правила: «обучи, прежде чем требовать».
К сожалению, нередко встречаются ситуации, когда с сотрудников требуют профессионализма, но не рассказывают и не показывают, как его достичь.
В данном случае диагноз для HRа прост: бесконечно искать «звездочек продаж», «золотых продавцов», приходят на новую работу с:
— огромным багажом знаний и умений,
— многолетним опытом успешных продаж,
— сбытовым призванием или талантом.
Как много таких продавцов? Единицы! Гораздо больше работодателей, стремящихся с успехом сбывать свой товар.
Пример приказа о проведении аттестации:
ПРИКАЗ № 10-АТ
1.06.2016г. г. Москва
О проведении аттестации
В соответствии с Положением об аттестации
1. НАЗНАЧИТЬ проведение аттестации (по итогам испытательного срока, по плану проведения аттестации, другое) продавцу-консультанту отдела продаж Иванову А. А. на 1 июля 2016 г.
2. УТВЕРДИТЬ аттестационную комиссию в составе:
Председатель комиссии – Иванова Б.Б.
Члены комиссии: Васильев А.В.
Петрова А.П.
Секретарь: Морозова А.В.
3. ПОДГОТОВИТЬ материалы для проведения аттестации.
Ответственные: руководитель службы персонала Иванова Б.Б.
начальник отдела кадров Морозова А. В.
Срок – 25 июня 2009 г.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Генеральный директор Сидоров А. А.
С приказом ознакомлены:
________________/_____________/
________________/_____________/
2. Определить аттестующего.
Казалось бы, что может быть проще? Но фактически это весьма сложная и важная деталь.
Есть два секрета успеха идеального выбора:
Выделить профи, который не понаслышке, не в теории, не приблизительно, а мастерски владеет этапами работы, подлежащими аттестации — также великолепно как турист ориентируется в дьюти-фри. Важно выбрать именно того, кто на практике не раз доказывал работоспособность технологии. В противном случае аттестующему будет невозможно объективно оценить работоспособность методов,используемых подопечным, и процедура превратится в фарс.
Выбор должен пасть на того «сенсея», который меньше всего контактирует с «учеником».Этот подход позволит избежать необъективной оценки с одной стороны и чрезмерно комфортной обстановки с другой.
3. Выбрать компетенции, подлежащие оценке.
Перед аттестацией целесообразно продумать оцениваемые качества: личностные или профессиональные, а может и все вместе!Список зависим от опыта и уровня знаний продавца.
Все компетенции оформляются в чек-лист.Как ни крути, иногда включатся личное отношение, ведь у всех коллег есть семья и потребности — это накладывает отпечаток. Чек-листпослужит залогом объективности экзаменатора.
4. Выделить приоритеты.
Из чек-листапредстоит выделить приоритеты и распределить ранги среди качеств, без которых аттестация ни при каких условиях не принимается.
Например, самое ценное для продавца,допустим, умение вступать в контакт и располагать клиента – эта компетенция получит один из высоких рангов – 10, а использование горячей папки продавца – не самая ценная задача – 4-й ранг или того меньше.
5. Распределить оценки.
Проранжировав все качества, им необходимо присвоить балл максимальной и минимальной оценки так, чтобы суммарно получилось 100%. Самые ценные качества оцениваются высокими баллами.
Целесообразно учитывать, чтобы у сотрудника не получилось сдать аттестацию, выполнив только лишь все посредственные задачи.
Разберем на примере.
В технологии продаж 5 этапов, каждый в среднем может принести 20%. Если какой-то из этапов наиболее важен, то ему отводят большее количество процентов.
В таком случае необходимо убрать баллы с других этапов, так чтобы в итоге максимальная сумма балов составляла 100%.
Процентная стоимость этапа определяется от его значимости для сделки.
Во время аттестации каждый эксперт, выбранный для оценки,получает подобный чек-лист. Во время аттестации чек-лист заполняется, опираясь на качество реализации методов и техник работы. Максимальную оценку получают за идеальную реализацию, среднюю за выполнение с ошибками и совсем ничего, если этап упущен.
Каждый участник понимает, что аттестация будет сдана, если наберется определенное количество процентов суммарно по всем этапам. Как правило, показатели варьируются от 75 до 80%, зависит от требовательности руководителя.
6. Выбрать метод оценки.
Исходя из приоритетных качеств выбирается метод оценки: сможет ли компетенция проявиться в искусственной ситуации или необходима живая встреча с клиентом.
Если предпочтение пало на смоделированную ситуацию, то предстоит заранее составить портрет клиента, продумать его мотивы и линию поведения, проблематику из-за которой он может отказать в сотрудничестве и выгоду, благодаря которой рассмотрит предложение.
Когда выбрана прямая встреча с клиентом аттестующий выступает в роли супервизора. Его цель, что бы ни случилось – не встревать,а оценивать и заполнять чек-лист.
Как оценить результаты.
По итогам проведенной аттестации заполняется документ «Решение аттестационной комиссии».
После проведенной аттестации нет смысла рубить сплеча, даже если эмоции бьют через край и допущенные ошибки неоднократно обсуждались с подчиненным. Ведь всегда можно доработать любой элемент продажи и если ошибки не в самых критичных этапах, то вопрос решается планом развития и отработками.
Когда же ошибки роковые, необходимо взять себя в руки и найти причину:
Нехочет делать – задача руководителя замотивировать.
Не знает, как реализовать – обучение поможет.
Не может сделать – понять, что мешает (комплексы, установки).
Делает плохо – доработать до навыка.
Нет той причины, которую невозможно исправить, остается оценить – стоит ли игра свеч.
Практика говорит о том, что идеальных сотрудников не бывает, их создают. Аттестация как раз тот инструмент, который помогает своевременно развивать недостающие качества и компетенции, получая сотрудников мечты.
ПАМЯТКА ПРИ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Основное правило: оценивать каждый критерий (компетенцию, навык) отдельно, а не сотрудника в целом.
Чем следует руководствоваться:
собственными наблюдениями за работой и поведением сотрудника;
достоверными отзывами клиентов и коллег о конкретных действиях сотрудника;
прямой проверкой (путем опроса или контрольных заданий) знаний и навыков.
Чем нельзя руководствоваться:
своим устоявшимся мнением об аттестуемом сотруднике, пусть даже объективным;
качественными оценками со стороны коллег и клиентов, пусть даже справедливыми;
своим настроением в момент оценки.
Характерные ошибки:
1. Завышение отдельных оценок. Хорошему «в целом» сотруднику выставляются высокие оценки по всем без исключения критериям. Появляется некий «эффект ореола».
PS: Даже успешный сотрудник может чего-то не знать или не уметь.
2. Занижение отдельных оценок. Посредственному «в целом» сотруднику выставляются низкие баллы по всем критериям.
PS: Даже упосредственного сотрудника могут быть несколько сильных сторон.
3. «Перестраховщик». Менеджер не решается поставить высокий или низкий балл, всем сотрудникам выставляются «средние» оценки.
PS: У каждого сотрудника есть сильные и слабые стороны, да и уровень подготовки разных сотрудников обычно отличается значительно.
4. «Добрый» менеджер. Менеджер щедр на высокие баллы и излишне снисходительно оценивает своих сотрудников. Все оценки в результате завышены.
5. «Строгий» менеджер. Менеджер строг и слишком придирчиво оценивает своих сотрудников. Все оценки в результате занижены.
6. Влияние отдельного события. Сотруднику занижаются оценки по всем критериям, поскольку тот недавно совершил дисциплинарный проступок. Или наоборот – оценки системно завышаются тому, кто недавно в чем-то отличился.
7. Использование не относящейся к делу информации. Помните о том, что вы оцениваете работу сотрудника только на основании той информации, которая имеет непосредственное отношение к ней.
8. Игнорирование информации. При оценке работы сотрудника руководитель может проигнорировать незначимую с его точки зрения информацию. Но это не правильно. Оценивайте, опираясь на все относящиеся к работе данные.
Помните! Необъективные оценки, выявленные на аттестации, говорят о неспособности менеджера адекватно оценивать свой персонал, а значит и себя.