Воспитание толерантности у школьников презентация. Толерантность. Презентация к родительскому собранию. Что такое толерантность

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Презентацию подготовила Сакаева Н.В. учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Лобня ноябрь 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Повышение компетентности педагогов по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Что такое инклюзия? Инклюзивное образование –это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных способностей. Одним из основных принципов реализации и успешности инклюзивного образования является поддержание в школе, классе, где обучается особый ребенок, атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества. Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

5 слайд

Описание слайда:

Толерантность - это Один из смыслов этого понятия в современном русском языке: высокое душевное качество, способность личности без внутренней агрессии воспринимать другого, имеющего иные/противоположные ценностные установки.

6 слайд

Описание слайда:

Четыре уровня толерантности педагога к детям с ОВЗ 1. Высокий уровень – устойчивое позитивное отношение, активная позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции. 2. Средний уровень – преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности. 3. Уровень ниже среднего – неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности. 4. Низкий уровень – негативное отношение, к детям, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности к детям с ограниченными возможностями.

7 слайд

Описание слайда:

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка. Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития. Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями. Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии. Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

8 слайд

Описание слайда:

Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями необходимо опираться на следующие задачи: изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам; формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида; нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей; повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.

9 слайд

Описание слайда:

Проблемы в общеобразовательных школах, которые начали принимать детей с особенностями развития. Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все. Учитель испытывает чувство растерянности, пытается действовать в отношении ученика директивно, это не приносит успеха. Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении. Неверие в его развитие и в то, что его образовательные ресурсы увеличиваются, поведение улучшится; страх того, что ребенок в любую секунду может сделать что-то нехорошее, недоверие к ребенку. Один из путей успешного развития инклюзии – это введение в учебный процесс тьютора для ученика с особенностями развития. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы. Но: Не все учителя готовы к появлению на своих уроках другого специалиста. Учитель испытывает повышенную эмоциональную напряженность. Нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

10 слайд

Описание слайда:

Преимущества инклюзивного образования и когнитивного развития как детей с ОВЗ, так и детей без подобных ограничений: - преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; - преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; - преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).

11 слайд

Описание слайда:

Направления деятельности Для родителей: Повышение педагогической компетентности родителей по данной проблеме, включая все формы работы с родителями (папки-передвижки, вопросы на родительских собраниях, круглые столы, мастер - классы и т.д.) Для детей: Использование художественной литературы, как средства воспитания социально-нравственных качеств; Обыгрывание ситуаций с моральным (нравственным) выбором; Коммуникативные, сюжетно-ролевые и другие различного рода игры.

12 слайд

Описание слайда:

Работа с родителями разъяснять важность воспитания у детей культуры общения; организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, личный пример взрослых воспитывает у школьников чувство уважения к другим взглядам (сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители) лектории для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, распространение памяток, оформление стендов.

13 слайд

Описание слайда:

Литература для чтения с детьми 1. Гринько А. «Ростом с кузнечика»; 2. Сеф Р. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; 3. Родари ДЖ. «Собака, которая не умела лаять», «Сказки у которых три конца»; 4. Абрамцева Н.К. «Необыкновенные друзья», «Путаница», «Разговор на подоконнике»; 5. Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок»; 6. Бианки В.В. «Подкидыш»; 7. Козлов С. «Ни слова»; 8. Паустовский К.Г. «Кот - ворюга»; 9. Раскин А. «Как папа укрощал собачку»; 10. Хогарт Э. «Мафин и паук».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 7

Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста» предусматривает следующие направления обучения толерантности: 1.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. 2.Понимание того, что требуется уважать различия между людьми. 3.Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы. 4.Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий-это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. 5.И как результат-приобщение к культуре мира.

Слайд 8

1класс Я и моя семья

Сентябрь –диагностика учащихся(опросник для индивидуального знакомства с воспитанником). Октябрь-день бабушек(в рамках декады пожилых людей) Ноябрь---классный час «Моя семья» Декабрь---Праздничный концерт «Новогодняя карусель», конкурс на лучшую игрушку Мастерская Деда Мороза» Январь-классный час «На кого я хочу быть похожим?» Февраль-конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые.»(папы и мальчики) Март---праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые» Апрель- родительское собрание совместно с учащимися, рассказ о профессиях родителей. Май-игра-марафон «Весёлый поезд»

Слайд 9

2класс Ты да я, да мы с тобой.

Сентябрь –диагностика учащихся Классный час «Ты да я, да мы с тобой», составление декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. Октябрь –аукцион «Книга рекордов нашего класса» Ноябрь-диспут «Легко ли быть настоящим другом?» Декабрь-читательская конференция по сказкам Х.К. Андерсена, новогодний бал-маскарад «Новогодний коктейль» Январь-классный час «Я и моё имя» Февраль--- праздник «Мама, папа, я-спортивная семья» Март-конкурс «Мисс и мистер класса» Апрель-классный час «О дружбе» Май-КВН «Наш класс»

Слайд 10

3класс Вместе лучше

Сентябрь -- диагностика учащихся, классный час Культура мира. Человек среди людей.» Октябрь-знакомство с русской национальной культурой, фольклорный праздник «Русские посиделки» Ноябрь-история национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей), осенние игры и состязания. Декабрь-как встречают Новый год в разных странах (игра-путешествие), новогодний праздник «Святки» Январь-классный час «Мы-- команда одного корабля» Февраль-праздник «Масленица» Март-читательская конференция по сказкам народов мира. Апрель-классный час «Стремись делать добро» Май-праздник «Я, ты, он, она-вместе дружная семья».

Слайд 11

4класс Учимся договариваться

Сентябрь -- диагностика учащихся. Классный час «О правах и обязанностях ребёнка». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка и уставом школы. Октябрь-психологическая игра «Необитаемый остров» Ноябрь-психологический тренинг «Научись управлять собой» Декабрь-пресс-конференция (с участием родителей) « Однажды в моём классе» Январь-- Классный час « Шесть шагов разрешения конфликта» Февраль-встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений. Март-- Классный час «Учимся договариваться» Апрель-- Классный час «Улыбка и смех приятны для всех» Май-игровая программа «Час общений»

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Что же такое толерантность? Толерантность –(от лат. tolerantia – терпение): 1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей... 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды... 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


Признание многообразия… Признание многообразия… 16 ноября 1995 г. государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности (терпимости), и в 1996 г. ООН предложила отмечать Международный День толерантности. Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».


Принятие различных взглядов Толерантность, по определению академика В.Тишкова, «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» Мы разные! И на всё происходящее вокруг каждый смотрит по-своему! И имеет СВОЁ СОБСТВЕННОЕ мнение, часто сильно отличающееся от мнения других людей!




Необходимо учиться терпимости Необходимо учиться терпимости У каждого народа, как и у каждого отдельного человека, есть и достоинства, и недостатки, обусловленные особенностями исторической судьбы, условиями жизни. Очень часто люди бывают снисходительны к своим недостаткам и нетерпимы к чужим. Поэтому всем нам необходимо учиться терпимости. Родители должны воспитывать её в своих детях!


Умение понимать друг друга! Толерантность состоит в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык. Уважение к личности, к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное – это умение понимать друг друга. Владимир Зорин, министр РФ, курирующий вопросы национальной политики.


Искусство компромисса Мы говорим об искусстве компромисса и толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня самое главное в толерантности, ее символ – лодка, на которой как в Ноевом ковчеге уживаются и спасаются люди, животные совершенно не похожие, разные. Толерантность– это поддержка и понимание различий. - Александр Асмолов. Доктор психологических наук, автор и руководитель Федеральной целевой программы


Актуальная тема Проблема воспитания толерантности очень актуальна. В школе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом, с недостаточно сформированной коммуникативной деятельностью. Поэтому, очень важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны критически относиться к своим собственным взглядам.


Способность видеть Другого Необходимо учить детей понимать, что толерантность – это терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.


Воспитательная проблема Несомненно, воспитывать толерантность необходимо с раннего детства! Проблема культуры общения и уважительного отношения к Другому одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Научившись принимать других людей такими, какие они есть, можно научиться избегать ненужных конфликтов.


Взаимодействие семьи и школы Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.


Многое зависит от культуры взрослых Успешность формирования толерантной личности детей во многом определяется толерантной культурой взрослых. В воспитании ребёнка следует исходить из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть, ведь каждый ребёнок самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка; не унижать достоинства ребенка; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; понимать, что каждый имеет право на ошибку; помнить, что каждый имеет право на свое мнение, и никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.


Чем отличается толерантность от терпимости Толерантность для меня - это интерес, уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы вам привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – это когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание знаковости как части собственного. Валерий Тишков, доктор исторических наук, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук.


Два типа отношений: Несмотря на то, что опыт взаимоотношений у каждого индивидуален, можно выделить два типа отношений: с позиции насилия (насильственный) с позиции ненасилия (толерантный) Черты, характерные для различных позиций во взаимоотношениях приведены в таблице.


Позиция насилия Позиция ненасилия недоверие презрение отвержение отрицание авторитарность субъект-объектность низкий уровень эмпатии эгоистичность отношения власти/подчинения доверие уважение принятие признание демократичность субъект-субъектность высокий уровень эмпатии гуманизм, альтруизм отношения равенства и равноправия


В основе различий толерантного и насильственного типа взаимодействия лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения (взрослых и детей, учителей и учащихся).


Ненасильственное взаимодействие Насильственное взаимодействие Имеет установку на равенство и равноправие, Его цели – в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, Мотивация- гуманистическая Преобладающий тип отношений субъект-субъектный Тип общения – диалог. Отличается установкой на неравенство, Целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация – в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений – субъект-объектный, Тип общения–монологический, авторитарный.


Основная задача: развитие неконфронтационного сознания, умения находить альтернативные выходы в сложной ситуации взаимодействия; развитие эмоционально-ценностного отношения к другому человеку: умение увидеть позитивные стороны личности или поступка, умения встать на место другого и обосновать свои действия, развитие логики аргументирования своего мнения и др.; Уважаемые педагоги! Результаты воспитания отражают прежде всего общий стиль. Нельзя забывать, что подобное воспитывается подобным: Доброта – добротой; Интеллигентность – интеллигентностью; Самостоятельность – самостоятельностью; Толерантность – толерантностью.





Формирование толерантности у школьников

  • Подготовил учитель технологии:
  • Кузнецов Иван Андреевич
  • МОУ Гимназия № 5 , г.Волгоград
В 1995 году 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности
  • "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Общепризнанно, что человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, отношения друг к другу. Поэтому огромную важность сегодня разработка и внедрение принципов, методов и форм, которые способствовали бы развитию терпимости к другому человеку. Это задача с успехом может решаться уже в школе.
  • Общепризнанно, что человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, отношения друг к другу. Поэтому огромную важность сегодня разработка и внедрение принципов, методов и форм, которые способствовали бы развитию терпимости к другому человеку. Это задача с успехом может решаться уже в школе.
Цель курса уроков толерантности:
  • содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;
  • способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
1 блок – эмоционально-волевой связан с воспитанием толерантности у школьника на эмоциональном уровне в процессе взаимоотношений с окружающей действительностью, то есть вне специальных занятий – на уроке, на перемене, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности.
  • 1 блок – эмоционально-волевой связан с воспитанием толерантности у школьника на эмоциональном уровне в процессе взаимоотношений с окружающей действительностью, то есть вне специальных занятий – на уроке, на перемене, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности.
  • На уроке
  • На перемене
  • Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.
  • Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
  • Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
  • Некоторые приемы действий педагога,
  • направленных на воспитание толерантности учащихся
  • в процессе повседневного общения:
2-ий блок – диагностическо-исследовательский включает в себя ведение личного наблюдения, анкетирование и диагностирование развития ребенка, помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Этот блок включает в себя:
  • 2-ий блок – диагностическо-исследовательский включает в себя ведение личного наблюдения, анкетирование и диагностирование развития ребенка, помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Этот блок включает в себя:
  • наблюдение
  • анкетирование
  • диагностирование
3-ый блок – социально-значимый Это деятельный блок, который предполагает участие детей в социальных проектах вне школы, в акциях-социально нравственной направленности
  • 3-ый блок – социально-значимый Это деятельный блок, который предполагает участие детей в социальных проектах вне школы, в акциях-социально нравственной направленности
  • Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагога. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Часто именно родители в повседневной жизни сеют зёрна национальной вражды даже не замечая этого., говоря не о плохом человеке, а «плохом» русском, еврее, азербайджанце. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей толерантного общения.
  • Работа с родителями
Знакомство с семьей школьника
  • Знакомство с семьей школьника
  • Анкетирование родителей
  • Совместное обсуждение этих проблем с учащимися и их родителями
  • Организация совместной деятельности родителей и детей
  • Проведение семейных конкурсов и праздников в школе
  • Работа с родителями
  • Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблема толерантности и пути её решения в школьном коллективе Составила: Браун Л.Н., внештатный инспектор по охране прав детства МКОУ «Прослаухинская СОШ», руководитель РМО социальных педагогов

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

3 слайд

Описание слайда:

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать!

4 слайд

Описание слайда:

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО говорил: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Сложности общественного развития во многом обусловлены отсутствием развитого правового, демократического сознания. Ценности толерантности являются краеугольным камнем этого сознания. Поэтому дальнейшее движение общества по пути демократии и свободы невозможно без создания системы, которая воспитывала бы ценности толерантности у подрастающего поколения. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны. Конфликт в этих условиях становится точкой отсчета для улучшения дальнейшей жизни и роста личности, а не основой для вражды с этим миром. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

6 слайд

Описание слайда:

Осознание этих идей приводит к принятию Декларации принципов толерантности на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году. В Российской Федерации в августе 2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

7 слайд

Описание слайда:

Что такое толерантность? Толерантность – понятие достаточно новое, это: – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

8 слайд

Описание слайда:

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

9 слайд

Описание слайда:

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

10 слайд

Описание слайда:

Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.

11 слайд

Описание слайда:

В каком воспитании нуждаются учащиеся? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

12 слайд

Описание слайда:

"КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?" Для достижения этой цели в период обучения в школе недостаточно провести урок или день толерантности. Над этим вопросом необходимо работать систематически, на протяжении всего периода обучения

13 слайд

Описание слайда:

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

14 слайд

Описание слайда:

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.

15 слайд

Описание слайда:

Подходы к воспитанию толерантности Принцип целенаправленности Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

16 слайд

Описание слайда:

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности

17 слайд

Описание слайда:

Принцип культуросообразности В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности

18 слайд

Описание слайда:

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

19 слайд

Описание слайда:

Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

20 слайд

Описание слайда:

Принцип опоры на положительное в ребенке Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

21 слайд

Описание слайда:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

22 слайд

Описание слайда:

Принцип единства знания и поведения Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия

Поделиться