Китай создает новый мировой экономический порядок. Новый Шёлковый путь Китая, место России в нём, маршрут, место Казахстана, концепция, проект Китай никому не навязывается

Российский президент может принять участие в саммите Шёлкового пути, который состоится 14-15 мая нынешнего года в Пекине. Как сообщил прессе российский посол в Китае Андрей Денисов, Владимир Путин уже получил приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина.

Владимир Путин, предположительно, примет участие в форуме, находясь с рабочим визитом в Пекине. Саммит станет составной частью стратегии «Один пояс — один путь», провозглашённой Си Цзиньпином в 2013 году и включающей в себя создание «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI в.» Основной целью проекта является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента. Как отмечают эксперты, российский лидер станет главным гостем майского саммита в Пекине.

Сегодня большая часть грузов доставляется из КНР по морю: это относительно недорого, но долго, во всяком случае, до запуска Северного морского пути. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

На протяжении последних лет Пекин вёл переговоры с рядом государств — потенциальных участников проекта, нащупывая наиболее перспективные маршруты для сухопутного торгового пути. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Несмотря на то что Россия и Китай являются стратегическими партнёрами, Пекин активно тестирует альтернативные торгово-транспортные пути, пролегающие в обход РФ. Эта тактика объясняется стремлением диверсифицировать маршруты транспортировок.

Также Китай рассчитывает простимулировать развитие своих западных областей, которые получат прямой доступ на рынки стран-транзитёров.

Схемы пути

Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Однако эти планы китайского руководства расстроила экспансия «Исламского государства»*, распространившегося в 2014 году за пределы Сирии. Не исключено, что Пекин вернётся в будущем к созданию ближневосточной ветви Шёлкового пути, но для этого в регионе сначала должна быть подавлена террористическая активность.

Ещё одна нитка торгового пути — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, ещё одно название — Шёлковый ветер) — должна была протянуться через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Главным недостатком маршрута является наличие двух морских переправ — через Каспийское и Чёрное море. Для оптимизации перемещения строится железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, запуск которой позволит отказаться от паромной переправы через Чёрное море. Но даже одна переправа через Каспийское море может сильно затруднить прохождение грузов. По самым обнадёживающим оценкам, путь по маршруту «Шёлковый ветер» может занять около двух недель, однако любой шторм на Каспии способен растянуть эти сроки.

Третий путь пролегает также в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину.

В январе прошлого года пробный состав был направлен из порта Черноморска (Одесская область) в Китай. Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян оценил продолжительность маршрута в 10-12 дней (чиновник даже допустил в перспективе сокращение транзитного срока до 9 дней), но поезд шёл в КНР 15 дней, переправившись на паромах через Каспийское и Чёрное море. И это при том, что пробный состав выехал из Черноморска без груза для более быстрого прохождения пограничных процедур.

Ещё один украинский состав, отправленный украинскими властями в Китай в начале 2016 года, попросту потерялся на территории Казахстана. По информации СМИ, состав был задержан в Карагандинской области из-за неуплаты транзитных пошлин.

В результате наиболее успешным стал «российский» маршрут: Казахстан — Россия — Белоруссия — Польша.

Состав, нагруженный китайскими товарами, проехал по европейской территории и прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо накладок. Успех этого направления был вполне предсказуем. На маршруте нет морских переправ или горных хребтов, оптимален он и с точки зрения военно-политических рисков — государства, по которым он пролегает, не подвержены политическим катаклизмам. Ещё одним преимуществом является членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС: единые таможенные правила облегчают транзит товаров через границы.

«Альтернативные маршруты оказались не очень окупаемыми, в этом случае большим вопросом остаётся то, какие товары поедут в составах обратно в Китай. Это необходимо для экономической загрузки транспортных магистралей. В этом смысле возможности российского направления могут показаться более привлекательными, например, можно говорить о поставках сырья в КНР», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.

Проблемные точки

Однако в торгово-экономическом взаимодействии РФ и КНР существуют проблемы. Даже с учётом всех преимуществ этого сотрудничества многие вопросы ещё требуют решения — и не в последнюю очередь с российской стороны. В частности, эксперты отмечают недочёты в российской транспортной инфраструктуре. Построенная ещё при Николае II Транссибирская магистраль до сих пор остаётся основным транспортным хабом, связывающим восточную и западную части России. Магистраль до упора загружена внутренними перевозками и в своём нынешнем состоянии выдержать увеличение транзитного потока из Китая просто не сможет.

«Россия должна проделать очень серьёзную «домашнюю работу», в частности, необходимо модернизировать и БАМ, и Транссиб, сейчас есть проблемы с безопасностью и скоростью передвижения грузов, — считает Петровский. — Ещё один важный аспект — готовность российской стороны участвовать в проекте сопряжения в законодательной области. Как пример: проект «Евразийская транспортная магистраль», которая должна пройти через Оренбургскую область и Урал на Запад. Китай уже построил свою часть пути, а с российской стороны движения нет из-за несовершенства правовых норм о государственно-частном партнёрстве на период более 10 лет. Это уже вопрос стратегического планирования, ещё очень многое предстоит сделать».

Схожей точки зрения придерживается и директор Координационного центра Международного конгресса промышленников и предпринимателей «Экономический пояс Шёлкового пути» Владимир Ремыга.

«Средняя скорость продвижения составов по Транссибу — 11,7 км/ч., это скорость велосипедиста. Магистраль перегружена, на ней много участков, где движение тормозится», — отметил эксперт в интервью RT.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации, но Пекин может сделать ставку на другой маршрут: уже построена высокоскоростная магистраль до границы с Казахстаном, в этом году будет введена в эксплуатацию вторая её часть, идущая по казахстанской территории.

Однако, несмотря на все трудности, и Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве — речь идёт не только о транзитной магистрали, а о всеобъемлющем совмещении проектов Шёлкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для Пекина сотрудничество с ЕАЭС означает выход Шёлкового пути на принципиально новый уровень. А Москва, со своей стороны, заинтересована в инвестициях в свою инфраструктуру.

«Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную».

Единая философия

Кроме того, Москва рассчитывает вовлечь Китай в свои интеграционные проекты, масштаб которых не уступает китайскому плану «Один пояс — один путь».

  • Reuters

В мае 2015 года президент России и председатель КНР подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса Шёлковый путь. Как пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, целью сопряжения интеграционных проектов является «построение общего экономического пространства на всём Евразийском континенте».

Как пояснил Владимир Путин осенью 2016 года в интервью РИА Новости, в перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шёлкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнёрства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

«Эта инициатива (по совмещению ЕАЭС и Шёлкового пути. RT .) предполагает новые подходы к формированию мирового экономического порядка, в этом заключается её сила и философия. Она заметно отличается от американских проектов, таких как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство, где есть один лидер — США. А проекты Москвы и Пекина основываются на принципах равенства, базовый принцип — обоюдная выгода всех участников. Можно сказать, что у ЕАЭС и Шёлкового пути одна философия, и они могут дополнить друг друга», — подчеркнул Владимир Ремыга.

* «Исламское государство» террористическая групптровка, запрещённая на территории России.

В работе форума участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал вложить 124 млрд долл. в строительство портов, дорог и других видов инфраструктуры в мире. Открывая форум «Один пояс - один путь», он подчеркнул, что Пекин не стремится к усилению своего влияния, а хочет, чтобы все выиграли от проекта. Предложения Пекина нашли поддержку у президента РФ Владимира Путина. Но, как говорят эксперты, модернизация трассы Китай – Центральная Азия – Европа может снизить значение Транссиба. Кроме того, роль КНР в бывших советских республиках будет расти, а российская – падать.

Торговля – это важный инструмент экономического развития, сказал Си, давая старт саммиту, в котором участвуют лидеры 29 государств. Только в виде помощи развивающимся странам и международным институтам Китай намерен предоставить 9 млрд долл. При этом председатель КНР поспешил заверить дипломатов западных стран, что план Нового шелкового пути – это вовсе не попытка продвинуть интересы Китая в глобальном плане в ущерб другим.

«Мы не повторим старый путь, когда враги вели между собой игры за влияние. Вместо этого мы создадим новую модель сотрудничества и взаимной выгоды», – сказал он. Словом, идея китайская, но благодаря ей выиграют все.

Однако Япония и Индия воздержались от участия в форуме, опасаясь, что под лозунгом развития скрываются геополитические амбиции второй экономики мира. Как отмечает Би-би-си, руководители США и ряда других западных стран тоже не прибыли. Они подозревают, что Китай предъявляет претензию на глобальное лидерство в тот момент, когда Америка и Европейский союз заняты своими внутренними проблемами.

Судя по выступлению Путина в Пекине, Москва эти страхи не разделяет. «Россия видит будущее евразийского партнерства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками, оно должно изменить политический и экономический ландшафт, принести Евразии мир, стабильность, процветание», – отметил он. На встрече с премьер-министром КНР Ли Кэцяном Путин сказал, что Россия и Китай не только преодолели спад в торгово-экономических связях, но и вышли на траекторию роста. Китай остается самым крупным торговым партнером РФ. По прогнозам китайского Министерства коммерции, по итогам года товарооборот увеличится до 80 млрд долл.

Путин заявил, что предстоящий визит Си Цзиньпина в Россию станет ключевым событием в двусторонних отношениях. «Наше правительство, администрация президента РФ, канцелярия ЦК КПК готовят целый пакет хороших документов, в том числе и план действий по реализации наших стратегических инициатив на ближайшие годы», – отметил он.

Несмотря на рост товарооборота, заявил Путин, Москве и Пекину есть над чем работать. По его словам, это касается международных проблем, где Россия и Китай всегда стоят «плечом к плечу» и поддерживают друг друга.

Неудивительно, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал встречу двух лидеров как «очень подробную, очень насыщенную». По его словам, Путин и Си произвели сверку часов по перечню актуальных вопросов двусторонних отношений и обменялись мнениями по региональной проблематике. Они, в частности, выразили обеспокоенность в связи с ракетными испытаниями КНДР

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что безусловным выигрышем для России стали многие десятки крупных соглашений, долгосрочных контрактов, совместных проектов, позволяющих привлечь в различные отрасли экономики китайские инвестиции на миллиарды долларов. Это перспектива. Пока, правда, объем их в сравнении с другими странами невелик. По китайским данным, на 2015 год накопленные прямые инвестиции в РФ составили 14,01 млрд долл.

«Россия самым активным образом участвует в качестве транзитера в функционировании евразийской магистрали Китай–Казахстан–Европа. Модернизация этой трассы и ее более интенсивное использование может дать России помимо увеличения доходов от транзита еще и оживление движения по внутренним маршрутам, и толчок к развитию прилегающих территорий», – пояснил эксперт.

Однако для самой России модернизация и более активное использование трассы Китай – Центральная Азия – Европа наряду с безусловными плюсами имеет и очевидные минусы. А именно: при этом снизится интерес перевозчиков к Транссибу как к трансевразийскому коридору, который уже сегодня теряет очки в соревновании с этой трассой, поскольку пороками Транссиба давно уже стали наличие узких мест, малая скорость, завышенные тарифы, громоздкость процедур оформления грузов.

Частью будущей трассы должна стать скоростная железная дорога Москва–Казань. Решения насчет нее меняются. Стороны договаривались, кто что делает и кто что будет получать. Пришли к тому, что подвижной состав будут делать в России. Но Китай в принципе выставляет жесткие требования. Должны использоваться его оборудование, его рабочая сила и чтобы ему принадлежала доля предприятия. Такова ситуация в Мьянме, Пакистане.

Неизвестно, будет ли приносить прибыль дорога Москва–Казань. Но если она не будет прибыльной, то российское правительство обязуется покрывать убытки. Еще один минус для России, проистекающий из строительства Нового шелкового пути, заключается в том, что оно должно существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом неизбежно будет сокращаться, заключил Ларин.

Как передало агентство АР, формальным предлогом, объясняющим отсутствие Индии на форуме, стало то, что китайские госкомпании работают в части Кашмира, контролируемой Пакистаном. Дели считает, что это фактически подтверждает притязания Пакистана. Но в действительности, как сказал «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев, противоречия между Индией и Китаем глубокие, они охватывают многие проблемы.

«В долгосрочном плане Индия рассматривает Китай как своего главного противника в Азии. Отношения двух стран характеризует полное недоверие друг к другу. Индийцев тревожат китайско-пакистанское сотрудничество и влияние Китая в Южной Азии. Курс индийцев в этом плане логичный, – подчеркнул эксперт. – У Индии и Китая общий подход к глобальным вопросам. Поэтому они сотрудничают в рамках треугольника Россия–Индия–Китай и БРИКС. У двух стран полное согласие по Афганистану и Центральной Азии. А вот в Южной Азии Индия всегда воспринимала себя как южноазиатского гегемона».

Президент Эрдоган, который готовится провести несколько встреч подряд с мировыми лидерами, беспрецедентным до настоящего времени образом за шесть дней совершит настоящее мировое турне. Сегодня Эрдоган отправляется в Китай.

После Китая Эрдоган полетит в противоположном направлении в Америку, и этот полет продлится 13,5 часа.

Так, мировое турне президента начнется путешествием на восток, а закончится прибытием в Турцию с запада спустя шесть дней.

Сегодня президенту предстоит десятичасовой перелет в Пекин. В первую очередь Эрдоган примет участие в форуме «Пояс и путь», который состоится 13-15 мая в китайской столице. Наряду с генеральным секретарем ООН, главами Всемирного банка и Международного валютного фонда в форуме примут участие главы государств и правительств из 28 стран и более 250 министров.

На этом мероприятии, нацеленном на наращивание экономического сотрудничества между Дальним Востоком и Европой, на передний план выйдут вопросы энергетики и транспортных коммуникаций.

На форуме на тему «Пояс и путь: сотрудничество во имя всеобщего процветания» будут рассмотрены вопросы, связанные с инфраструктурой, транспортными коммуникациями, экономическим сотрудничеством, торговлей, привлечением инвестиций в промышленное производство, энергетикой и энергоресурсами, финансовой поддержкой, коммуникацией между народами, защитой окружающей среды, сотрудничеством в области морского судоходства.

Контекст

Эрдоган ушел от Путина, чтобы поговорить с Трампом

Haqqin.az 05.05.2017

Путин и Эрдоган за зоны деэскалации в Сирии

Le Monde 04.05.2017

Эрдоган у Путина: вместе, но врозь

Frankfurter Allgemeine Zeitung 04.05.2017 Эрдоган встретится с Путиным

На полях этого форума Эрдоган проведет также трехстороннюю встречу с президентом России Владимиром Путиным и главой Китая Си Цзиньпином.

Не прошло и 15 дней, как Эрдоган снова встретится лицом к лицу с Владимиром Путиным.

Главной повесткой дня саммита станут последние события в Сирии и борьба с терроризмом.

Эрдоган намерен обратиться к мировым лидерам, выступив с речью 14 мая на заседании «Диалог на высоком уровне» в рамках форума «Пояс и путь: во имя международного сотрудничества», а также 15 мая за круглым столом лидеров. Эрдоган помимо этого проведет двусторонние переговоры с главами государств и правительств, которые примут участие в форуме. На этих переговорах тоже главной темой будут Сирия и развитие двусторонних отношений.

После Китая — США

Второй этап мирового турне Эрдогана начнется 15 мая с перелетом из Пекина в Вашингтон. Время в пути составит 13,5 часа. Если Эрдоган сможет покинуть Пекин вечером 15 мая около 18.00, то он приземлится в Вашингтоне опять же вечером 15 мая, примерно в 20.30. И из-за разницы во времени путь как бы продлится 2,5 часа.

Напомним, что время в Пекине на пять часов опережает турецкое, а Вашингтон отстает от Анкары на семь часов.


Первая личная встреча с Трампом

16 мая Эрдоган встретится с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме. Это будет первая личная встреча двух лидеров.

Главной повесткой дня переговоров с глазу на глаз и с участием делегаций будут Сирия, Партия «Демократический союз» (PYD), террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), выдача Гюлена, Ирак и борьба с терроризмом.
Кроме того, в ходе своего визита в США Эрдоган также встретится с представителями неправительственных организаций, исследовательских центров и бизнеса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • 1124 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

Поделиться