Значение транспорта в цепи поставок. Оптимизация операционной логистической деятельности в цепях поставок Защита от повреждений

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (УрГУПС)

АКАДЕМИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АКО)

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИДПО)

Д.И. Кочнева

«Транспортировка в цепях поставок»

Учебно-методическое пособие для слушателей ИДПО

Согласовано

____________________

(должность)

____________ __________

(подпись) (ФИО)

«___» ____________ 2014 г.

Екатеринбург

1 Основы функционирования транспорта в логистических системах и цепях поставок 4

1.1 Место транспорта в структуре общественного производства 4

1.2 Особенности функционирования различных видов транспорта 6

2 Основные положения транспортной логистики 10

2.2 Сущность логистического подхода к организации транспортировки 12

2.3 Концепция общих затрат в транспортной логистике 14

3 Транспортная характеристика и классификация грузов 16

3.1 Свойства и транспортные характеристики грузов 16

3.2 Классификация грузов на различных видах транспорта 17

3.3 Маркировка грузов 21

4 Классификация и характеристика грузовых перевозок 23

4.1 Виды грузовых перевозок на железнодорожном транспорте 23

4.2 Виды грузовых перевозок на автомобильном транспорте 23

4.3 Виды грузовых перевозок морского транспорта 24

4.4 Виды грузовых авиаперевозок 25

4.5 Контейнерные и контрейлерные перевозки 25

5 Транспортные тарифы 28

5.1 Особенности формирования транспортных тарифов 28

5.2 Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки 28

5.3 Тарифы на грузовые автомобильные перевозки 31

6 Транспортная документация 34

6.1 Виды транспортных документов и их функции 34

6.2 Условия поставки Инкотермс 37

7 Логистические технологии смешанных перевозок 40

7.1 Формы организации смешанных перевозок 40

7.2 Терминальные перевозки 41

7.3 Формирование логистической цепи при организации смешанных перевозок 42

8 Показатели функционирования транспорта 47

8.1 Общие показатели работы транспорта 47

8.2 Показатели работы транспортных средств 48

9 Методы анализа и рационализации потоков в транспортных системах 54

9.1 Методы анализа густоты грузопотока 54

9.2 Методы маршрутизации и распределения грузопотоков 55

9.3 Имитационные модели потоковых процессов 58

Список литературы 60

Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработка, упаковка, таможенные процедуры, страхование рисков.

Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый вид транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретической базы в сфере транспортной логистики, овладение понятийным аппаратом, изучением прикладных методов и инструментов организации транспортировки в цепях поставок и получения представления о профессиональной деятельности в данной области.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

Знать: современное состояние транспортной системы России и перспективы её развития;технические, технологические и экономические характеристики транспорта и способы доставки грузов в системе транспортировки;принципы и методы выбора транспорта при внутренних и внешних перевозках;условия применения и использования базисных условий поставки;таможенное регулирование и тарифы международных перевозок в транспортной системе;основные нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки;основные технологии перевозок грузов в транспортной системе.

Уметь: выбрать экономически обоснованный оптимальный вариант перевозки грузов, с учётом их особенностей;использовать свои знания для правильного составления договоров перевозки с использованием Инкотермс;рассчитывать провозные платы за перевозку грузов;использовать имеющуюся нормативную базу, регламентирующую внутренние и внешние перевозки грузов различными видами транспорта;рассчитывать основные экономические показатели оценки работы транспортных организаций.

Владеть: основными терминами, категориями, определениями;нормативной и законодательной базой в управлении транспортными системами;методами организации перевозки транзитных грузов по международным транспортным коридорам;принципами и методикой формирования транспортных тарифов.

Транспортировку следует рассматривать как логистическую функцию, связанную с перемещением продукции определенным транспортным средством или средствами, по определенной технологии в цепи поставок и включающую в свою очередь такие логистические процедуры, как экспедирование, упаковка, грузопереработка, передача прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.д.

В отечественной практике транспорт является важнейшей составляющей, поскольку связывает между собой отдельные компании, предприятия, организации на региональном и внешнеэкономическом уровнях. Транспорт играет значительную роль в процессе производства материальных благ, при этом перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного потребления.

Транспортировка в логистической системе играет двойную роль: транспорт является основным компонентом функциональных областей логистики (распределительная, закупочная, стратегическая), при этом транспортировка также играет роль важнейшей отрасли экономики, в которой развивается предпринимательская деятельность (экономическая функция транспортировки) .

Рациональное транспортное обеспечение приводит к снижению себестоимости готового товара, что особенно актуально для ресурсоемких отраслей, при перевозках продукции большими партиями. Взаимодействие предприятий регулируется материальными потоками, что несомненно требует транспортного обеспечения на высоком качестве при оптимальных тарифах.

Рассматривая региональные товарные рынки, особенно выделим роль автотранспорта как инструмент ускорения товарооборота материальных ценностей и сокращения временных издержек при доставке продукции конечному потребителю .

Формирование оптимальных цепей транспортировки подразумевает качественную работу дорожно-транспортного комплекса. Состояние автодорог всей транспортной инфраструктуры оказывает прямое влияние на цены готовой продукции. Поэтому процедура транспортировки требует адекватной пропускной способности дорог, их оптимального уровня технической оснащенности и также высокого качества сервиса.

На процедуру транспортировки в большинстве стран сегодня отводится значительная доля затрат от общего комплекса логистических услуг, что и обосновывает необходимость в повышенном внимании оптимизации транспортных решений в сфере логистического менеджмента. Такие условия, как формирование рынка транспортных услуг, ужесточение требований к качеству и тарифам транспортных услуг со стороны клиентов, повышение конкуренции между различными видами транспорта и компаниями являются характерными показателями функционирования предприятий транспорта в современных рыночных условиях.

Согласно различным оценкам, затраты на транспортировку могут составлять от 20% до 70% от общих логистических затрат. Фактически, в цене товаров транспортная составляющая варьируется, в зависимости от типа продукции: 2-3% для электроники, 5-6% для продуктов питания, для машин и прочего оборудования- 7-12%, для сырья- 40-60%, 80-85% для стройматериалов и около 300% от себестоимости производства продукции по различным фирмам и отраслям .

Транспортировка в отечественной логистике развила такие современные логистические технологии, как перевозка методом «от двери до двери», телекоммуникационные системы сопровождения и отслеживания груза, информационные автоматизированные системы планирования автотранспортной доставки грузов, интермодальные и терминальные системы доставки.

Несмотря на стремительное развитие транспортной логистики в последнее время, анализ состояния транспортного и терминально-складского комплекса выявил такие недостатки отечественного транспортно-логистического сервиса, как недостаточная проработка стратегий функционирования транспортного комплекса; низкое качество логистического сервиса; сложность и несовершенность процедур документооборота и таможенных операций и при оформлении груза; слабый уровень развития производственно-технической базы, информационной поддержки логистического процесса при осуществлении транспортировки; отсутствие единой организованной инновационной и инвестиционной политики; низкий уровень взаимодействия информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами и таможнями, другими потребителями их услуг.

В процессе транспортировки решается большое количество оптимизационных задач, таких как выбор транспортировки грузов: (унимодальный, интермодальный, смешанный, комбинированный), выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке, маршрутизация перевозок, распределение себестоимости перевозок и определение транспортных тарифов .

Также существует ряд проблемных вопросов, затрагиваемых в процессе транспортировки; соответствие требованиям времени система дистрибуции продукции, соответствие мощности грузовых терминалов потребностям в определенном регионе, меры, которые необходимо применить для повышения технико-технологического уровня транспортировки, способы обновления автопарка, имеющего высокий уровень износа, меры для развития производства тары и упаковки и т.д. .

Управление транспортировкой на уровне логистического менеджмента включает такие стадии, как:

  • - выбор способа транспортировки;
  • - поиск вида транспорта, а также его типа
  • - выбор перевозчика и логистических посредников;
  • - оптимизация параметров транспортного процесса.

Цель стратегии перевозок - обеспечение максимальной экономичности транспортных операций в заданных конкретных условиях

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей.

Транспорт– это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.

Транспортировка – одна из ключевых логистических функций связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т. п.
Знaчитeльнaя чacть лoгиcтичecкиx oпepaций нa пyти движeния мaтepиaльнoгo пoтoкa oт пepвичнoгo иcтoчникa cыpья дo кoнeчнoгo пoтpeбитeля ocyщecтвляeтcя c пpимeнeниeм paзличныx тpaнcпopтныx cpeдcтв. Зaтpaты нa выпoлнeниe этиx oпepaций cocтaвляют дo 50% oт cyммы oбщиx зaтpaт нa лoгиcтикy.

С экономической точки зрения транспорт является одним из определяющих элементов производственно-коммерческого процесса. При производстве и использовании товара есть два сдерживающих фактора – фактор времени и пространственный фактор.
Фактор времени заключается в том, что товар, произведенный сегодня, может понадобиться только через некоторый промежуток времени. Решают эту проблему при помощи складирования, а также необходимой для этого техники, оборудования и определенных технологий хранения. Содержание пространственного фактора заключается в том, что производители и потребители товара редко находятся в одном месте, а некотором расстоянии друг от друга. Связывая производство и потребителя, транспорт позволяет расширить границы производства. Транспорт сам по себе становится постепенно причиной возникновения пространственного фактора – развитие транспорта и транспортных технологий позволяет строить производство все дальше от мест потребления товара. В рыночных условиях транспорт всегда приносит прибыль.

Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству услуг со стороны потребителей и т. п.
Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого танспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.

Перемещение грузов– это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращение стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются деньги, время и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е соединяют капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов – в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.

Таким образом, данная функция транспортировки определяет главную ее цель – доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Напомним, с 15 ноября 2015 года в России введены платы с собственников грузовиков за причинение вреда асфальтовому покрытию дорог. Плата за проезд грузовых автомобилей с максимальной массой 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования будет взиматься исходя из тарифа 3,5 руб. за 1 км пройденного пути. Практика взимания платы с грузовиков существует во многих странах, в частности, в Европе данный тариф составляет порядка 8 рублей, но при этом качество европейских дорог намного отличается от российских.

Взимание платы будет производиться посредством специализированной электронной системы, собранные денежные средства будут направляться в федеральный бюджет. В соответствии с разрабатываемым регламентом владельцы большегрузов будут обязаны вносить плату, исходя из пробега транспортных средств, рассчитанного на основе данных ГЛОНАСС. За каждый отрезок пройденного грузовиком пути с расчетного счета владельца будет списываться необходимая сумма.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82.

Именно здесь устанавливаются понижающие коэффициенты стоимости проезда:

То есть до конца февраля 2016 года водители тяжелых грузовиков будут платить 1,53 рубля за километр пробега по федеральным трассам, а до начала 2019 года 3,06 рубля за километр.

Стоимость проезда фур по трассам в Европе:

    Чехия для большегрузов свыше 12 т

Euro 0 – Euro 4 – от 0,12 до 0,33 евро\км

Euro 5 – Euro 6 – от 0,06 до 0,18 евро\км

    Германия для большегрузов свыше 12 т

Euro 0 – Euro 3 – от 0,19 до 0,21 евро\км

Euro 4 – Euro 6 – от 0,12 до 0,16 евро\км

    Латвия для большегрузов свыше 3,5 т – 8 евро в день
    Для большегрузов свыше 12 т – 11 евро в день.

Таким образом целью транспортной логистики является продвижений материальных потоков до потребителя строго по графику в установленное время, с минимальными затратами для всех участников товародвижения. Чтобы этого добиться, нужно чтобы производственно – транспортные и транспортно-сбытовые процессы были сопряжены по максимуму параметров на основе интеграции снабжения, производства, транспорта, сбыта, потребления и информационной среды.

Список использованной литературы

1. Беспалов Р. С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки. – М.: Вершина, 2012. – 384с.

2. Логистика автомобильного транспорта: Учебное пособие / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная, Е.И. Зайцев, И.А. Цвиринько. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 368с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 N 474, от 03.11.2015 N 1191).

4. Саркисов С.В. Управление логистическими цепями поставок. Учебное пособие. – М.: Дело, 2012. 368с

Транспортное обеспечение логистики решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами.

Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:

Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек.

Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг.

Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний наглядно проявляется в применении технологии "точно вовремя" (Just in time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оплату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала.

Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. В случае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные финансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает использование транспорта, как если бы перевозка состоялась.

В первую очередь принципы логистики применены при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и других) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива.

Чем значительнее номенклатура грузов, чем шире география распределения и чем больше количество потребителей, тем сложнее организовать единый технологический процесс доставка товара потребителям и тем выше эффект от разработки и внедрения логистических технологий. Усложнение технологий доставки происходит за счет операций контейнеризации, пакетирования, формирования грузовых единиц. Усложняются операции планирования маршрутов, выбора транспортных средств, учета, контроля и анализа. На пути товара к потребителю создаются распределительные центры, выполняющие комплекс логистических операций.

По назначению выделяют две основные группы транспорта :

транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе;

транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках.

К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят :

выбор транспортно-технологической схемы доставки;

выбор перевозчика, включающий в себя определения вида транспорта, оператора перевозки (транспортно-экспедиционного предприятия) и типа транспортного средства;

согласование транспортного процесса с работой склада;

размещения грузов внутри транспортного средства;

маршрутизации перевозок и контроля движения груза в пути;

обеспечения сохранности груза во время перемещения;

совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок.

Решение этих задач является предметом деятельности менеджеров по логистике.

Компании-владельцы груза используют в своей деятельности два основных способа перевозок :

мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта);

унимодальный (перевозка грузов только одним видом транспорта).

Терминологию в области транспортировки грузов в настоящее время нельзя считать полностью устоявшейся. Для перевозок несколькими видами транспорта используют также термины:

интермодальная перевозка (грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом, называемым оператором перевозки; грузовая единица при этом не подлежит переформированию);

смешанная перевозка (перевозка не более, чем двумя видами транспорта);

комбинированная перевозка (перевозка двумя или несколькими видами транспорта с обязательным участием автомобильного,

который подвозит груз на максимально короткое расстояние к магистральному виду транспорта).

По другому определению, под комбинированной перевозкой понимается, в отличие от смешанной, перевозка с участием более, чем двух видов транспорта.

Смешанные перевозки (перевозки не более, чем двумя видами транспорта) различают двух видов:

раздельные;

При раздельной перевозке имеется последовательное схема взаимодействие участников транспортного процесса, отсутствует единая тарифная ставка фрахта, а сама перевозка производится по нескольким транспортным документам. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, который действует от своего имени и от имени следующего перевозчика другим видом транспорта.

В специальной литературе имеются уточнения понятий интермодальных и мультимодальных перевозок в зависимости от условий их выполнения. Различают также трансмодальные, А-модальные, сегментированные и другие виды перевозок.

Преимуществом мультимодальных перевозок является удешевление доставки при использовании видов транспорта, имеющих низкую себестоимость перевозок и невысокие транспортные тарифы. Дорогими видами транспорта, прежде всего автомобильным, осуществляется подвоз груза к железной дороге, речной пристани или морскому порту, а перевозку по большей части маршрута выполняют железнодорожным или водным транспортом.

Преимуществом унимодальных перевозок является высокая скорость доставки, отсутствие перегрузочных операций и простота в организации, так как отпадает необходимость в согласовании условий перевозки между несколькими участниками, в оформлении большого количества документов и в проведении расчетов с другими видами транспорта.

Особенности различных видов транспорта

Железнодорожный транспорт имеет следующие особенности :

  • · Наличие железнодорожных подъездных путей, связанных с магистральными железными дорогами, у большинства крупных предприятий и баз торговых организаций. Это расширяет возможности перевозок между корреспондирующими предприятиями, имеющими железнодорожные подъездные пути.
  • · Регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами независимо от времени года и периода суток.
  • · Высокая провозная и пропускная способность железных дорог, что дает возможность осуществления массовых перевозок грузов.
  • · Низкая энергоемкость и стоимость перевозок.

Автомобильный транспорт

К особенностям автомобильного транспорта относят следующие:

  • · Большая маневренность и подвижность.
  • · Возможность перевозки без перегрузки и промежуточного складирования непосредственно из пункта производства в пункт потребления, т.е. "от двери до двери".
  • · Высокая скорость доставки грузов. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному.
  • · Возможность доставки грузов малыми партиями в соответствии с потребностями грузополучателя.
  • · Сравнительно высокая себестоимость, связанная с малой грузоподъемностью единицы подвижного состава.
  • · Относительно высокая стоимость ремонта и технического обслуживания автомобилей.

Водный транспорт

Морские перевозки имеют следующие особенности своей организации:

Возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов.

Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов), поэтому капиталовложения сравнительно невелики.

Практически неограниченная пропускная способность морских транспортных линий. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ.

Сравнительно малый расход топлива и затраты энергии. Морские пути горизонтальны и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов. Малая энергоемкость обеспечивает низкую себестоимость перевозок на значительные расстояния. Ограничение возможности перевозок периодом навигации. Необходимость для осуществления морских перевозок сложного портового хозяйства, что повышает их ее стоимость на коротких расстояниях.

Внутренний водный транспорт (речной и отчасти озерный) обладает следующими особенностями Большая пропускная способность глубоководных рек.

Сравнительно невысокая себестоимость перевозок (пример но на 30% меньше, чем на железных дорогах и в несколько раз по сравнению с автомобильным транспортом).

Относительно небольшие капитальные затраты на организацию речных перевозок.

Ограничение возможности перевозок периодом навигации.

Небольшая скорость перевозки грузов.

Воздушный транспорт

Основными отличительными свойствами воздушного транспорта являются:

Высокая скорость доставки и минимальное время нахождения груза в пути, что предопределяет использование самолетов для доставки скоропортящихся, а также ценных грузов и почты.

Гибкость в организации воздушных линий. В ряде районов(Дальний Восток, Крайний Север, горные массивы) воздушный транспорт является единственным. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин объема перевозок.

Использование вертолетов, наряду с перевозкой, для монтажных работ, в частности, для установки опор высоковольтных электрических линий.

Возможность большой беспосадочной дальности полета (до 10 тыс. км), что повышает скорость доставки.

Небольшая провозная способность.

Высокая себестоимость перевозок.

Рассмотрены стратегические, тактические и оперативные проблемы и задачи, связанные с управлением логистическими операциями в цепях поставок: формирование грузовых единиц, перевозка грузов, погрузка-разгрузка транспортных средств, складское хранение и грузопереработка, комплектация заказов клиентам, отгрузка, консолидация и разукрупнение грузовых партий, маркировка, сортировка, управление операциями заказа, оформление товарно-транспортной документации, таможенное оформление импорта-экспорта грузов, страхование грузов и ответственности перевозчиков (экспедиторов), информационная поддержка логистических операций. Акцент сделан на оптимизации логистических решений в транспортировке, складировании и грузопереработке, управлении информационными потоками, сопровождающими логистическую операционную деятельность.

ТРАНСПОРТИРОВКА В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

КАКОВА РОЛЬ ТРАНСПОРТИРОВКИ В ЛОГИСТИКЕ?

Характерными чертами функционирования предприятий транспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как формирование рынка транспортных услуг, усиление конкуренции между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей. При этом современную практику транспортировки с точки зрения логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами». Практически во всех странах значительная доля логистических затрат приходится на транспортную составляющую, поэтому логистический менеджмент должен уделять повышенное внимание оптимизации решений в транспортировке. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70% от общих затрат на логистику, при этом в цене товаров транспортная составляющая разная, в зависимости от вида продукции: 2-3% для электроники, 5-6% для продуктов питания, 7-12% для машин и оборудования, 40-60% для сырьевой продукции, 80-85% для минерально-строительных материалов и может доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.

Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в нашей стране. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми ощутили необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки: интер-, мультимодальных и терминальных систем перевозки грузов, технологии перевозки ЛТ и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузоперевозок и т.д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать терминальные сети, грузораспределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистического сервиса. Тем не менее потенциал логистики в транспортном комплексе используется недостаточно.

Анализ состояния транспортного и терминально-складского комплекса большинства российских регионов позволил выявить следующие недостатки транспортно-логистического сервиса:

  • недостаточная проработка маркетинговых стратегий функционирования транспортного комплекса;
  • низкое качество логистического сервиса, не соответствующего мировым стандартам;
  • низкий уровень развития производственно-технической базы, инфраструктуры транспортного сервиса, информационных систем поддержки логистического процесса при осуществлении транспортировки;
  • отсутствие единой инновационной и инвестиционной политики;
  • сложность и несовершенство действующих систем документооборота и таможенных процедур оформления грузов;
  • низкий уровень взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, таможнями, другими предприятиями и потребителями их услуг;
  • значительная разобщенность интересов партнеров по транспортно-логистическому сервису;
  • отсутствие единой нормативно-правовой базы, современных законов в области транспортной логистики;
  • недостаток современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг - транспортного сервиса. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только перевозку грузов от поставщика к потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому можно сказать, что транспортировка - это логистическая функция, связанная с перемещением продукции определенным транспортным средством или средствами, по определенной технологии в цепи поставок и состоящая, в свою очередь, из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Транспортировка для большинства предприятий промышленности и торговли не является ключевой компетенцией, поэтому часто передается в аутсорсинг специализированным компаниям - логистическим посредникам, основными из которых в транспортировке являются перевозчики и экспедиторы.

Поделиться