Соут кто обязан проходить. Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда? Какие рабочие места должны быть аттестованы

Общая структурная схема проведения СОУТ выглядит следующим образом:

На схеме серыми прямоугольниками обозначены шаги - действия.

Стрелочками показаны:

1) входящая информация - документация и т.п. сведения, необходимые для выполнения шагов,

2) исходящая информация - то, что образуется в результате выполнения шагов.

Подробное описание каждого шага изложено в соответсвующих разделах пошаговых инструкций:

Шаг 0 – определите, надо ли и когда надо проводить специальную оценку условий труда

С.В. Поляшов, 2014

Где должна проводиться СОУТ

  1. надомников,
  2. дистанционных работников,
  3. работников, вступившим в трудовые отношения с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем ().

государственных гражданских служащих и муниципальных гражданских служащих проводится не по , а по специальным нормативно – правовым актам для служащих ( ) .

СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне , осуществляется по специальным нормативно – правовым актам ().

В остальных случаях СОУТ должна проводиться

Сроки проведения СОУТ

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет . Срок исчисляется со дня утверждения ().

Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет после ее завершения можно не проводить СОУТ ()

Внеплановая аттестация проводится до истечения 5 - летнего периода в следующих случаях ():

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
  3. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Шаг 1 – образование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

С.В. Поляшов, 2014

Действия :

  1. Определитесь с составом комиссии ().
  2. Издайте приказ о создании комиссии и ознакомьте с ним под роспись членов комиссии ()

Исходящие документы :

  1. приказ (распоряжение о составе и порядке деятельности комиссии по СОУТ) ()
Комментарий :

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Число членов комиссии должно быть нечетным ().

В составе комиссии должны быть ():

  1. специалист по охране труда;
  2. представитель профсоюзной организации предприятия или иного представительного органа работников (при наличии).

Для организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии должны войти: ():

  1. работодатель - лично сам индивидуальный предприниматель, или работодатель – руководитель организации (директор и т.п.),
  2. специалист по охране труда – работник данной организации, или привлекаемый по гражданско-правовому договору, или представитель специализированной организации, привлекаемой для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя ().

Шаг 2 – разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. штатное расписание организации,
  2. список работающих на текущий момент времени.

Действия :

  1. разработайте и утвердите комиссией перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ ().

Исходящие документы :

Форма перечня пока еще не утверждена законодательством. Перечень рабочих мест можно сделать следующим образом:

Индивидуальный номер рабочего места

Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

швея, швейная машина

менеджер по производству

директор

главный бухгалтер

менеджер по кадрам

Буквой «а» в таблице отмечены аналогичные рабочие места.

Аналогичными рабочими местами признаются места ():

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах),
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения,
  3. на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,
  4. на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции,
  5. на которых одинаковый режим рабочего времени,
  6. на которых ведется однотипный технологический процесс,
  7. на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье,
  8. на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Данный перечень будет необходим для заключения договора со специализированной организацией по СОУТ .

Шаг 3 – поиск и привлечение к СОУТ специализированной организации

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы

  1. документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям ( и ).

Действия :

  1. выберите организацию, имеющую право проводить СОУТ,
  2. проверьте документы организации,
  3. определите, какие сведения, документы и информацию, необходимо передать организации, провдящей СОУТ по договору (),
  4. заключите договор с организацией,
Исходящие документы
  1. гражданско-правовой договор на проведение СОУТ (), содержащий в том числе, сведения о документах, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору ( ),

Комментарии:

Для проведения СОУТ необходимо заключить договор со специализированной организацией, соответствующей ().

Организации, аккредитованные ранее как аттестующие организации, могут проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на 01.01.2014г. аттестатов аккредитаций, но не позднее 31.12.2018г ().

Если срок действия аттестата аккредитации лаборатории аттестующей организации истекает в 2014 году, то организация имеет право проводить СОУТ до 31 декабря 2014 года ().

Подобрать, такую организацию, можно на странице фирм СОУТ по ссылке .

Перед заключением договора:

  1. внимательно изучите учредительные документы организации и проверьте их на сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) или по ответу на запрос из ФНС - должны совпадать название организации, ИНН, КПП, ОРГН, юридический адрес; организация должна быть действующей;
  2. потребуйте документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям (право работодателя требовать эти документы закреплено и );
  3. проверьте свидетельство о внесении в государственный Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, сравните с соответствующей записью на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ;
  4. изучите аттестат аккредитации и область аккредитации – убедитесь, что исследования, которые Вам потребуются, включены в область аккредитации и что срок действия аттестата аккредитации не закончится до завершения СОУТ;
  5. изучите текст договора:
  • в договоре должны быть указано, какие документы , сведения и информацию работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ (). В случае не представления этих сведений, документов и информации,
  • в договоре должны быть указаны условия , которые работодатель должен обеспечить для проведения СОУТ. В случае отказа работодателя обеспечивать эти условия, организация, проводящая СОУТ обязана не приступать или прекратить выполнение работ ().
  • посмотрите, какие документы обязана будет подготовить организация, проводящая СОУТ – будет ли она разрабатывать график проведения СОУТ, декларации о соответствии условии труда и т.д.
© С.В. Поляшов, 2014
Автор: С.В. Поляшов, 2014. Копирование разрешено только с письменного согласия автора, и наличия обязательной активной ссылки на веб сайт сайт

Шаг 4 – разработка и утверждение графика проведения СОУТ

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест ()

Действия :

  1. совместно с организацией, проводящей СОУТ, разработайте и утвердите график проведения СОУТ ()

Исходящие документы:

  1. график проведения специальной оценки условий труда ().

Комментарий :

Официально утвержденная форма графика отсутствует. На данном шаге у Вас уже будет заключен договор с организацией по СОУТ , специалисты которой помогут разработать график проведения СОУТ .

Шаг 5 – проведение идентификации производственных факторов

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. Документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест ()

Действия :

  1. Помогите эксперту организации, проводящей СОУТ обследовать рабочие места и разобраться в технической и прочей документации Вашей организации.
  2. Утвердите результаты идентификации комиссией ().

Исходящие документы :

  1. результаты идентификации ().

Комментарий :

Идентификация осуществляется экспертом организации по СОУТ (). В подробно описана процедура идентификации.

Суть идентификации: эксперт по СОУТ изучает имеющуюся у работодателя документацию (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.), проводит обследование рабочих мест путем их осмотра, опрашивает работников и т.д. и выявляет вредные факторы.

Не подлежат идентификации ():

1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости ;

2. рабочие места , в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ;

3. рабочие места , на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

После идентификации рабочие места будут разделены на три группы:

  1. рабочие места, на которых идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  2. рабочие места, на которых не идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  3. рабочие места, которые не подлежали идентификации.

Комиссия должна утвердить результаты идентификации ().

Шаг 6 – составление и отправка в соответствующий государственный орган декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. перечень рабочих мест, на которых вредные факторы при не выявлены.

Действия :

  1. составьте или ознакомьтесь с декларацией,
  2. отправьте декларацию в государственный орган ().
Исходящие документы :
  1. Декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям.

Комментарий :

© С.В. Поляшов, 2014

В отношении рабочих мест, на которых при не выявлены вредные (опасные) производственные факторы, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям в инспекцию труда.

В законе не сказано, кто должен составлять декларацию - организация, проводящая СОУТ или организация работодателя. Чтобы избежать разногласий, пропишите эту обязанность заранее в договоре на проведение СОУТ.

Официально утвержденной формы декларации пока еще нет.

Срок действия декларации – 5 лет. Отсчет срока начинается с даты утверждения отчета о проведении СОУТ ().

Если с работником, на которого подана декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, то декларация на данное рабочее место прекращает свое действие и в отношении данного работника проводится внеплановая СОУТ ().

Решение о прекращении действия декларации принимает инспекция труда не позднее 10 календарных дней со дня наступления несчастного случае и профессионального заболевания (

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Спецоценка: просто о сложном

Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

С этого года все организации обязаны проводить спецоценк уч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) . А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

Кого касается спецоценка

Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

Даже если у вас работает всего 2 человека - директор и бухгалтер, - вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико вч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк еч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ .

Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о.

Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

Если все сотрудники фирмы - дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .

Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у.

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк ич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .

В офисах надо проводить спецоценку

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов - не проводитс яч. 2 , ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов - это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес тч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списк иподп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92 , , , 219 ТК РФ ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм еприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива мч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани ипп. 3- 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н :

  • <или> почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • <или> в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
  • <или> посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).

Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Сроки проведения спецоценки

Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго дап. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованны еп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ . Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки - то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организаци и” .

Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.

Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации

Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптариф уч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Как проводить спецоценку

Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку

Перечень аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно найти: сайт Минтруда → Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончани яч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке

Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договор е” .

Роструд

На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить

Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно - хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9 , ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ . Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих места хч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ .

Аналогичные рабочие места - это рабочие мест ач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ :

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:

Одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

В одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

С использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

Обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Итоги спецоценки

Куда надо направлять результаты спецоценки

По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отче тч. 1- 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной форм еприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н . Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работнико вч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ . Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.

Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Если у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчет ач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .

Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуск ап. 4 ч. 2 ст. 4 , ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .

Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре

В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем мест ест. 57 ТК РФ . Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.

3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.

После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашение мст. 57 ТК РФ ; . Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создани яп. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ , такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году

До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия тру да

  • дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
  • сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.
  • Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценк ич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность »Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 .

    Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсация х

    . Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.

    Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу

    Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 , то платить взносы в ПФР по доптарифу не над оПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1) . Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.

    10.09.2019 10:52:00

    Для любой организации специальная оценка условий труда — обязательное мероприятие, которое проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.


    Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее - Закон № 426-ФЗ).

    Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения , которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее - Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика проведения СОУТ).

    Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ , в частности:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.


    Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы),
    измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица) .

    • организация проведения СОУТ;

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



    , оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.


    В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

    • организация проведения СОУТ;
    • подготовка к проведению СОУТ;
    • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
    • оформление результатов проведения СОУТ;
    • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией , оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ . В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

    Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр) , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    СОСТАВ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ (ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ
    НЕОБХОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РАБОТОДАТЕЛЯ. ЭТИМ ЖЕ ПРИКАЗОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.

    Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор .

    ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ

    Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

    При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства , в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА



    До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест , на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.

    Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

    Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.


    Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - идентификация) включает в себя следующие этапы:

    • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
    • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
    • оформление результатов идентификации.


    Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ . Результаты идентификации утверждаются комиссией.

    И CC ЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ



    В рамках проведения СОУТ все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы производственной среды подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень обнаруженных вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат исследованиям (испытаниям), формируется комиссией исходя из:

    • государственных нормативных требований охраны труда;
    • характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
    • характеристик применяемых сырья и материалов;
    • результатов ранее проводившихся исследований и измерений
    • вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • предложений работников.


    Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности .

    ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ УТВЕРЖДЕННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОШЕДШИЕ ПОВЕРКУ И ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (Ч. 4 СТ. 12 ЗАКОНА № 426).


    Статья 14 Закона № 426-ФЗ:

    «2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

    3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

    4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

    1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

    2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

    3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

    4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

    5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».

    ПРОТОКОЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
    УСЛОВИЙ ТРУДА.


    Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ . В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом , содержащим обоснование принятия такого решения.

    Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.



    ИССЛЕДОВАНИЕ (ИСПЫТАНИЕ) И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

    В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:


    Кроме того, при проведении СОУТ измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

    • тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
    • напряженность труда (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).


    По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ . По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

    ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



    Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.

    В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:

    • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
    • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
    • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
    • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
    • сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
    • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
    • заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.


    Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.

    ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВОДЯЩУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (Ч. 1 СТ. 18 ЗАКОНА № 426-ФЗ).


    Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах
    под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

    ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА



    В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены , работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

    Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала
    «Охрана труда и пожарная безопасность».

    Начиная с 2014 года работодатели обязаны будут проводить специальную оценку условий труда. Специальная оценка заменит собой аттестацию рабочих мест по условиям труда. Федеральный закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

    Согласно положениям ст.3 данного закона, специальная оценка условий труда является:

    единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника*.

    *С учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

    По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

    Специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:

    надомников,

    дистанционных работников,

    работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

    Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется:

    федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,

    законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ,

    о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

    Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

    Методику проведения спецоценки утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом №426-ФЗ.

    Пятилетний срок исчисляется:

    со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

    Для организации и проведения спецоценки работодатель должен:

    организовать комиссию по проведению спецоценки, число членов которой должно быть нечетным,

    утвердить график проведения спецоценки.

    В состав комиссии включаются представители:

    работодателя (в том числе специалист по охране труда),

    выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).

    Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

    Если спецоценку проводит работодатель, относящийся к субъектом малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются:

    Работодатель – ИП лично,

    Руководитель организации,

    Другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда*).

    представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

    *Так же можно включать в комиссию представителей или специалистов, привлекаемых по договору для осуществления функций по охране труда.

    Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

    До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест*.

    *Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:

    Расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).

    Оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

    На которых работники:

    работают по одной и той же профессии, должности, специальности,

    осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени*.

    *При ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых:

    производственного оборудования,

    инструментов,

    приспособлений,

    материалов и сырья,

    и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    В отношении таких рабочих мест спецоценка проводится учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.

    Эксперт организации, проводящий спецоценку, должен идентифицировать потенциально вредные и/или опасные (далее- опасные) производственные факторы на рабочих местах.

    Результаты идентификации утверждаются комиссией.

    При осуществлении на рабочих местах такой идентификации должны учитываться:

    Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.

    Результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений опасных производственных факторов.

    Случаи производственного травматизма, установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте опасных производственных факторов.

    Предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально опасных производственных факторов.

    В случае, если вредные, опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных, опасных производственных факторов не проводятся.

    В случае, если опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований, испытаний и измерений данных опасных производственных факторов в порядке, установленном ст.12 закона №426-ФЗ.

    Идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест*:

    1) работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    2) в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;

    3) на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.

    *Перечень подлежащих исследованиям опасных производственных факторов на таких рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных, опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 закона №426-ФЗ.

    В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

    для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);

    для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Однако, 28.12.2013г. был принят Федеральный закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

    В соответствии со ст.11 закона №421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение спецоценки, а так же за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП – от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

    Так же с 2015 года предусмотрены штрафные санкции и для организаций, занимающихся проведением спецоценки на основании гражданско-правовых договоров с организациями-работодателями.

    КоАП пополнится статьей 14.54 - Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

    Согласно положениям пункта 1 данной статьи, нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 руб. до 100 000 руб.

    За повторное правонарушение штраф могут наложить:

    на должностных лиц - в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. (или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет);

    на юридических лиц - в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. (или приостановить деятельность на срок до девяноста суток).

    Поделиться