Вопрос. Акционерные общества с участием государственного капитала. Золотая акция. В Госдуму внесли законопроект об акционировании «Почты России Общества со 100 государственным капиталом

6. Акционерное общество

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества
1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 98. Образование акционерного общества

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества
1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации.
5. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
3. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
3. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
до полной оплаты всего уставного капитала;
если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Статья 103. Управление в акционерном обществе

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества
1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

---
Гражданский кодекс Российской Федерации
(части первая, вторая и третья)
(с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

Оценивая надежность банка, многие придают большое значение государственному участию в его активах и деятельности. И это правильно - негосударственные банки России (без гос.участия) не смогут рассчитывать на поддержку Центробанка при риске банкротства (за исключением ). Гос. банки России – наоборот, имеют право на санацию.

Если вы хотите сохранить свои активы с уверенностью в завтрашнем дне – для вас будет актуально сотрудничество с теми финансовыми учреждениями, где часть акций прямо или косвенно контролируется государством. При этом, не ждите супервыгодных предложений – максимально дорогих вкладов и дешевых кредитов: это не про некоммерческие банки.

Участие государства в деятельности банков бывает разным:

  • Полное
  • Частичное
  • Косвенное
  • Контроль

Список государственных банков России в 2016 году не изменен – единственным полностью государственным банком был и остается только Банк России (Центробанк, как его принято называть).

Частичное участие государства – это содержание контрольного или блокирующего пакета акций. Оставшаяся часть может принадлежать и частным инвесторам, и зарубежным акционерам. Яркий пример: Сбербанк - частный или государственный банк? 52,32% акций принадлежит государству, следовательно – оно имеет решающий голос в принятии любых решений. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, Сбербанк - это государственный банк или коммерческий, ведь остальные 47,68% находятся в публичном обращении.

Косвенное участие – это когда государство владеет акциями не напрямую, а через какую либо организацию, предприятие или холдинг. Например, ВТБ 24 и ВТБ - государственный банк или нет? Государству принадлежит 60,9% акций ВТБ, а ВТБ в свою очередь владеет 99,92% акций ВТБ24. Получается, что государство косвенно владеет и банком ВТБ24.

Также, как форму участия можно рассматривать контроль – когда банки попадают под влияние внешнего управляющего в результате применяемых процедур ( АСВ).

Банки с государственной поддержкой: список 2016

Банк Доля государства
Сбербанк 52,32%
ВТБ 60,9%
ВТБ24 99,92% принадлежит ВТБ
Внешэкономбанк 100% государственный банк
Газпромбанк 35,54% - у Газпрома, 10,19% - у Внешэкономбанка, Министерству финансов РФ – 100% привилегированных акций типа А,
Государственной корпорации АСВ – 100% привилегированных акций типа Б.
ГБП Ипотека 100% - Газпромбанк
Россельхозбанк 100% голосующих акций принадлежит государству.
ТранскредитБанк 99,6% у БТВ
Банк Москвы 94,84% принадлежит ВТБ
Связь банк 99,4% - государственных акций
Ханты мансийский банк Открытие 51% у государства
Глобэкс 99,99% - у Внешэкономбанка
Татфондбанк 51% у государства
Российский капитал 51% у государства
Почтобанк 50% + 1 акция у государства
Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) 84,67% акций у Роснефти
Башпромбанк 51% у государства
Дальневосточный банк Входит в состав ВБРР
Крайинвестбанк 98,04% - правительство Краснодарского края
Новикомбанк 58% - у Ростеха
Летобанк 100% у ВТБ24

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление АО можно выделить несколько групп АО, в которых:

  • - до 100% капитала принадлежит государству;
  • - государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • - государству принадлежит «золотая акция»;

государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%) .

Среди АО с государственным участием можно выделить АО, 100% акций которых принадлежат государству. Создание АО со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций .

Говоря о компаниях одного лица, М. И. Кулагин отмечал следующее: «В подавляющем большинстве капиталистических стран действуют в настоящее время компании одного лица, правомерность существования которых не вызывает сомнения ни у одного западного юриста, - это так называемые публичные корпорации, т.е. государственные юридические лица, действующие па началах коммерческого расчета, единственным собственником имущества которых является государство» . Принадлежность капитала этих юридических лиц государству или подконтрольность их государственным органам существенно влияют на их правовой режим, который отличается от статуса частного юридического лица .

Правовое положение российских АО, акции которых полностью принадлежат государству, отличается от положения частных АО (частных корпораций) и требует специального законодательного регулирования, обусловленного наличием целого ряда специфических черт: особым способом учреждения, образования капитала, особым управлением, наконец, особыми целями и задачами, решаемыми такими АО. На этот счет М. Н. Изра- элит отмечал, что «...сам факт участия государственного капитала в АО требует на практике ряда поправок к закону, созданному для регулирования деятельности частно-предпринимательских организаций» .

Поскольку государство является единственным акционером такого общества, то сохраняет за собой полный контроль в управлении АО, образуя его органы управления.

Собственник-акционер, обладающий пакетом акций, дающим ему возможность определять управление АО, самостоятельно формирует органы АО: либо сам осуществляет управление и заинтересован в его эффективности, так как от этого зависят его дивиденды, либо передает управление наемному менеджменту, который также должен быть заинтересован в эффективности управления, поскольку от этого зависит его вознаграждение. Отсюда, к слову сказать, конфликт интересов между акционерами (миноритарными и крупными), между акционерами и наемным менеджментом. При этом перед собственниками, готовыми отойди от оперативного управления и передать его профессионально подготовленным менеджерам, стоит задача сохранения контроля над АО и деятельностью менеджеров. Органом, способным при должной степени продуманного механизма его функционирования обеспечить собственникам такой контроль, является коллегиальный орган (совет директоров, наблюдательный совет).

Государство, являясь единственным акционером, также формирует органы управления АО: совет директоров, исполнительный орган. Но от имени государства действуют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях - государственные корпорации. Фактически АО и его органы находятся в подчинении Правительства РФ или федерального министерства или госкорпорации (иными словами - государственных чиновников).

Мало того, что интересы государственных служащих в органах управления АО с участием государства не всегда совпадают с интересами государства как акционера, так еще эти же чиновники подотчетны и подконтрольны другим чиновникам рангом выше - из министерств и федеральных служб. Отсюда проблема в управлении АО - не только в замене государственных чиновников профессиональными управляющими и независимыми директорами, получающими вознаграждение и заинтересованными в эффективности управления АО, но и в построении принципиально иной системы управления АО со 100%-ным участием государства.

Особо следует сказать об ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»). Особенность таких АО заключается в том, что государство, обладая, как правило, миноритарным пакетом акций в таком АО, имеет возможность оказывать влияние на управление и контролировать его деятельность, иными словами, имеет избыточные права контроля.

Особое право управления капиталом, получившее название «золотая акция», стало широко применяться в 1980-х гг. в Великобритании, когда правительство Маргарет Тэтчер успешно осуществляло программу приватизации . С этого времени во многих странах, особенно с переходной экономикой, стали использовать «золотую акцию», под которой понимались специальные права правительства по управлению приватизированными предприятиями, используемые в целях защиты национальных и общественных интересов.

Вместе с тем Европейский Суд признал незаконным использование государством «золотой акции», с помощью которой правительства таких стран, как Великобритания, Дания, Португалия, Нидерланды, Испания и др., вмешивались в решения частных компаний. Дополнительные права государства, предоставляемые институтом «золотой акции», противоречат духу корпоративного законодательства в отношении прав собственности, что легло в основу запрета разных форм «золотой акции» Европейским Судом . Такая практика была признана противоречащей принципу свободного движения капитала внутри Европейского Союза. Однако Европейский Суд допустил возможность применения «золотой акции» исключительно в стратегически важных отраслях. Эти области должны определяться правительствами, что вызывает сложности, так как в разных странах в данную категорию могут включаться совершенно разные виды деятельности.

В связи с этим многие европейские государства постепенно отказываются от использования механизмов, аналогичных «золотой акции».

В России понятие «золотая акция» появилось впервые в Указе Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Позже, в Указе Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в ред. от 14.03.1996) отмечалось, что Правительство РФ и Госкомимущество России вправе принимать решение о замене пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, на «золотую акцию». Такая «золотая акция» рассматривалась как специальная ценная бумага, эмитируемая создаваемыми в процессе приватизации АО, которая предоставляла ее владельцу - государству - наряду с «обычными» правами акционера набор прав, призванный обеспечить контроль государства за деятельностью АО. Золотая акция как ценная бумага обладала тремя особенностями: исключительность субъекта ее держателя (государство), особое правовое положение и специфический порядок обращения .

С принятием законодательства об АО и о ценных бумагах конструкция «золотой акции» как особой ценной бумаги пришла в противоречие с пониманием акции. В связи с этим Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» кардинальным образом изменил конструкцию «золотой акции», оставив лишь прежнее название. Закон о приватизации лишь конкретизировал нормы Закона 1997 г.

Действующим приватизационным законом установлено, что «золотая акция» - это не ценная бумага, а специальное право на участие в управлении АО, используемое государством в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. «Столь широкий перечень публичных целей, включающий, помимо конкретных интересов безопасности, еще и абстрактные интересы граждан, создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления, позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для произвольного вмешательства в экономику» .

Чтобы оправдать использование этого института в российской экономике, необходимо выполнение трех условий для АО: во-первых, они действительно принадлежат к стратегическим АО; во-вторых, государство не располагает другими основаниями для осуществления контроля в этих АО; в-третьих, институт «золотой акции» позволяет активно влиять на принятие решений.

Постановление Правительства РФ от 06.12.1999 № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», предусматривало, что «решения о закреплении в федеральной собственности акций АО, образуемых при приватизации предприятий, и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении этими обществами («золотой акции») принимаются при приватизации предприятий, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • - добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля, производство и сбыт сжиженного газа, геология;
  • - функционирование трубопроводного транспорта;
  • - эксплуатация газового хозяйства;
  • - выработка и распределение электроэнергии;
  • - морской и речной транспорт, связь;
  • - строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
  • - разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов и комплектующих изделий к ним;
  • - производство, заготовка и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
  • - производство продуктов детского питания .

Наличие «золотой акции» позволяло практически полностью приватизировать бывшее государственное предприятие, но при этом не допускать расхищения его имущества, в определенной степени защитить права трудового коллектива на первых этапах функционирования организации как АО.

Как следует из Отчета Росимущества об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция») по итогам 2014 года, из 980 АО, права акционера по которым осуществляет Росимущество, в 373 АО доля государства менее 2%, включая 75 АО, в отношении которых также используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении («золотая акция») .

Правительство РФ, принявшее решение об использовании специального права («золотой акции»), назначает представителя Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию ОАО.

Представителем Российской Федерации может назначаться только государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ. «Золотая акция» дает право вето представителю государства при принятии решений по наиболее важным вопросам (о реорганизации, ликвидации АО, изменении уставного капитала, совершении ОАО указанных в гл. X и XI Федерального закона 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). Кроме того, государство имеет право получать уведомление о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня; право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» (в ред. от 20.02.2016) предусматривается, что для компаний («Объединенная зерновая компания», «Международный аэропорт Шереметьево», «Акционерная компания «АЛРОСА”», «Ростелеком», «Аэропорт Внуково», «Международный аэропорт Внуково») возможно использование специального права на участие Российской Федерации в управлении АО («золотой акции»).

Таким образом, государство, используя «золотую акцию» в таких ОАО, сохраняет право управления, определяет основные направления деятельности АО и решает вопросы развития АО, имея право «вето» по наиболее важным вопросам, что ставит государство в особое положение по сравнению с другими частными акционерами. Безусловно, такая конструкция «золотой акции» не только выходит за рамки принципов корпоративного управления, но и нарушает их.

Несмотря на то что механизм «золотой акции» предусмотрен также в некоторых развитых европейских странах, инвесторы обычно чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в компании, в которых есть «золотая акция». Хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами .

Таким образом, институт «золотой акции» как способ контроля государства в управлении может быть сохранен только в АО, имеющих стратегическое значение и отнесенных к таковым специальным федеральным законом. Кроме того, в законе следует определить основания как для установления специального права государства, так и для его прекращения .

В связи с тем, что в ближайшие годы планируется сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах целого ряда АО с государственным участием , актуальность приобретает определение правового положения смешанных АО (корпораций).

Смешанные АО (корпорации) - это АО, в которых государство участвует в капитале и управлении наряду с частным капиталом.

Наибольшее развитие смешанные общества получили в экономике европейских государств начала XX в. Как отмечал М. И. Кулагин, для признания общества смешанным, например, по французскому праву, необходимо, чтобы, во-первых, государство владело не менее 10% капитала общества и, во-вторых, чтобы участие государства в управлении было прямо оговорено в уставе такого общества. Становясь акционером, государство приобретает более широкие права, нежели обычный участник. В уставы смешанных обществ включается положение о том, что общее собрание не может принимать решения, наносящие ущерб государственному участию. Смешанные общества, как и государственные компании, находятся под постоянным и многообразным государственным контролем .

В России смешанные АО активно создавались во время Первой мировой войны, когда государством были монополизированы целые отрасли хозяйственной деятельности, а также в период новой экономической политики, характеризующийся активным участием государства в хозяйственном обороте. Смешанными обществами считалось «соединение государства или некоторых других публичных организаций с частными лицами для совместного управления предприятием, которое по внешности носит характер частного товарищества» . В конце 1920-х - начале 1930-х гг. смешанные АО были ликвидированы.

Современное российское акционерное законодательство не содержит критериев, позволяющих определять АО как смешанную корпорацию. Нет таких критериев и в приватизационном законе. Например, ст. 39 Закона о приватизации, определяющая особенности правового положения ОАО, акции которых находятся в собственности России, не определяет долю акций, которая принадлежит публичному образованию. М. Н. Израэлит определял смешанное АО как «такое торговое и промышленное общество, которое образуется с участием государства. При этом участие это, как обязательное, ограничено известными размерами. ...Смешанные АО имеют льготы и преимущества» .

В смешанном АО, наряду с публичным акционером, могут быть и другие акционеры, имеющие различные пакеты акций. В зависимости от этого они либо влияют на дела общества, либо не оказывают такого влияния.

В странах - участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 60% всех АО с участием государства последнему принадлежат 100%-ные пакеты акций. В остальных АО государству противостоят другие акционеры.

Центральное место в отношениях между государством-акционером и другими частными акционерами занимают три аспекта:

  • - определение целей АО;
  • - реализация права на участие в управлении;
  • - доступ акционеров к информации.

В то время как частные инвесторы обычно становятся акционерами для получения прибыли, государство преследует другие цели. Если для него прибыль не является важнейшей целью, вероятен конфликт с другими акционерами. В этих случаях государство должно либо приобрести пакеты акций других собственников (или что еще лучше - с самого начала не приватизировать эти пакеты), либо найти инвесторов, которые будут следовать некоммерческим целям государства .

Возможностью влиять на управление в обществе обладают акционеры, владеющие более 25% голосующих акций общества. Акционеры, владеющие от 1 до 10% голосующих акций, в принципе не могут влиять на управление обществом, но могут влиять на решения, принимаемые крупным акционером, владеющим более 25% акций общества. Последний так или иначе вынужден считаться с их интересами. Это в полной мере касается и участия в АО государства как акционера. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций. Контрольный пакет акций (от 50 до 100%) государство имеет в 55 АО, блокирующий пакет (от 25 до 50%) - в 142 АО, миноритарный пакет (от 2 до 25%) - в 194 АО .

В смешанных корпорациях, с одной стороны, должны обеспечиваться интересы государства-акционера. Это возможно, во-первых, путем указания на цели государства при участии в АО. Во-вторых, в определенных случаях законодательство закрепляет приоритет интересов государства по отношению к другим участникам корпоративных отношений. Например, Закон о приватизации (ст. 40, 41) устанавливает требование о сохранении доли государства в уставном капитале АО при его увеличении путем дополнительного выпуска акций, если в государственной собственности закреплено более 25% акций . Единоличный исполнительный орган АО, включенного в перечень стратегических АО, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением

Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна (п. 3 ст. 39 Закона). В-третьих, государство как акционер может использовать конструкцию акционерного соглашения, в рамках которого возможно предусмотреть контроль в управлении АО. В принципе конструкция специального права на управление («золотая акция») может быть заменена конструкцией корпоративного (акционерного) соглашения, регламентированного ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 Закона об АО, с учетом особенностей, которые могут быть установлены Федеральным законом «Об акционерных обществах с государственным участием», имея в виду, что права акционера от имени государства - России - осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в установленных законом случаях - государственные корпорации .

Законодательное закрепление приоритета интересов государства как участника корпоративных отношений следует «компенсировать», уравнять законодательным закреплением дополнительных прав и интересов частных инвесторов. Поэтому, с другой стороны, в смешанных АО должны обеспечиваться интересы и права частных акционеров, которые регламентируются общими нормами акционерного законодательства. Во многих зарубежных странах частным акционерам предоставляются дополнительные права, дающие возможность участвовать в принятии решений. Например, облегчается возможность заочного голосования в общем собрании, обеспечивается представительство в советах директоров. В Словакии представители частных акционеров составляют большинство в советах директоров даже в тех АО, где контрольным пакетом владеет государство. В других странах представители частных акционеров обладают правом вето по отношению к отдельным видам еделок. Очень чаето такое право вето предусматривается уставом отдельных АО и не содержится в корпоративном законодательстве .

Таким образом, наряду с государством-акционером в смешанных АО присутствуют частные акционеры (инвесторы), имеющие свои собственные цели и интересы. Понятно, что обладая контрольными пакетами акций, государство будет определять основные направления развития АО, но в таком случае частные инвесторы должны быть осведомлены о целях государства и их интересы в управлении и в принятии стратегически важных решений должны также обеспечиваться. В противном случае, не имея достаточной информации о целях государства, не имея возможности влиять через управление на принимаемые решения, они не будут заинтересованы в инвестировании средств в развитие таких АО. Поэтому особое значение приобретает обеспечение баланса интересов как государства, так и частных инвесторов, что осуществляется через создание эффективной системы корпоративного управления, и, следовательно, значение управления в таких АО возрастает.

Наряду со значительными пакетами акций в АО, где государство имеет важные стратегические цели, участие государства сохраняется в тех АО, где государство не имеет ни специальных целей (поскольку АО не предоставляют общественных благ и не оказывают решающего воздействия на конкретные рынки), пи возможностей для реализации своих интересов (поскольку пакеты акций малы). В частности, как следует из Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014- 2016 годы, находящиеся в федеральной собственности «единичные» акции АО не будут приватизироваться по той причине, что «затраты бюджетных средств на подготовку к их приватизации превысят возможные доходы федерального бюджета от их приватизации». Вместе с тем государство должно нести расходы по управлению такими «единичными» акциями. В проведенном Счетной палатой РФ анализе процессов приватизации отмечается, что для обеспечения эффективности корпоративного управления со стороны государства не следует сохранять миноритарные пакеты акций в АО, если в этом нет особых оснований с точки зрения общегосударственных интересов. Если необходимо сохранить долю участия в АО, то целесообразно стремиться к получению мажоритарного (контрольного) пакета акций .

Более того, подавляющее большинство ОАО, созданных в результате приватизации, по сути своей не были и сегодня не являются публичными. Их создание не было связано с привлечением инвестиций посредством выпуска акций; многие из них на протяжении всего времени своего существования ни разу не осуществляли привлечение инвестиций посредством дополнительных выпусков акций; их ценные бумаги не обращаются на фондовом рынке. Нагрузка, связанная с соблюдением повышенных законодательных требований к публичным корпорациям, приводит к дополнительным издержкам для таких обществ, которые не компенсируются выгодами, связанными с привлечением инвестиций. Участие государства в уставных капиталах таких АО не повлияло на их инвестиционную привлекательность и влечет для государства лишь затраты по управлению.

Следовательно, одна из важнейших проблем - это определение того круга АО, в которых участие государства как акционера является экономически оправданным с точки зрения управленческих затрат и эффективности принятия решений, отражающих интересы государства. Стратегия управления государственной собственностью должна исходить из того, что те АО, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.1995 № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» в федеральной собственности должны закрепляться только акции АО, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства . Перечень таких АО был утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже» и включал 697 АО .

В соответствии с Законом оо приватизации к стратегическим предприятиям относятся «федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации»; к стратегическим АО относятся «открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации» (ст. 6 Закона). Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 10.02.2016) были утверждены:

перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России;

Перечень ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Таким образом, государству принадлежат акции прежде всего в стратегических АО.

Акции стратегических АО включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими АО.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических АО изменений, касающихся: состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в ОАО); необходимости и степени участия Российской Федерации в ОАО из числа стратегических АО, в том числе для последующей приватизации акций указанных АО; утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период .

Следует обратить внимание на то, что понятие «стратегическое АО», содержащееся в Законе о приватизации, отличается от понятия, содержащегося в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст. 190 для целей закона о несостоятельности под стратегическими АО понимаются:

  • - ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • - организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы но обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К стратегическим АО, но смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», относятся и организации оборонно-промышленного комплекса . Однако они не отнесены к стратегическим АО в понимании Закона о приватизации. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные законом о несостоятельности процедуры, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию .

Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определяет АО, имеющее стратегическое значение следующим образом: это хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 данного Закона. Такое определение стратегического АО дано в целях именно указанного Закона. Статья 6 Закона перечисляет закрытый перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, складывается довольно странная ситуация. Перечень стратегических АО в целях приватизационного закона определен указом Президента, в целях применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - распоряжением Правительства РФ. В целях установления ограничений, связанных с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, специальным Федеральным законом определяются виды деятельности, имеющие стратегическое значение. Соответственно, и хозяйственные общества, осуществляющие эти виды деятельности, в понимании Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ являются также стратегическими.

Представляется необходимым установить единые критерии, по которым АО будет относиться к стратегическому; понятие стратегического АО следует унифицировать независимо от того, в целях какого законодательства оно применяется.

Анализ действующих законодательных актов, содержащих понятие стратегического АО, позволяет сформулировать единое понятие стратегического АО: стратегическими АО являются те АО с участием государства, через которые государство осуществляет функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, обеспечению мира и поддержанию мирового порядка, а также защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Что касается участия государства в АО, созданных в процессе преобразования унитарных предприятий в ОАО и не являющихся стратегическими, то возникает вопрос: насколько государству целесообразно сохранять свою долю акций в таких АО, в том числе и с точки зрения затрат по управлению? Другими словами, количество пакетов акций, находящихся в собственности России, должно соответствовать возможностям государства по их управлению , а также интересам и целям государства, достигаемым через участие в таких АО. В отношении государственных пакетов акций тех АО, функционирование которых не позволяет обеспечить решение задач исходя из целей государства, целесообразно осуществить приватизацию принадлежащих государству акций. В первую очередь это касается АО, в которых размер доли государства не позволяет ему влиять на управленческие решения (миноритарные пакеты), а также тех АО, которые осуществляют свою деятельность в условиях конкурентного рынка .

Миноритарные и «единичные» пакеты принадлежащих государству акций могут быть переданы либо в доверительное управление на основании ст. 26 Закона о приватизации, либо внесены в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур, либо в активы инвестиционных фондов.

Говоря об использовании механизма доверительного управления, следует отметить определенные неточности формулировки ст. 26 Закона, в соответствии с которой «лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления». Однако в данной статье предусмотрено, что «договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления». Этот пункт следует исключить, так как он противоречит п. 2 этой же статьи, из которой следует, что акции продаются по результатам доверительного управления.

Государство может участвовать в АО не только прямо (являясь собственником определенного пакета акций), но и косвенно, т.е. посредством иных юридических лиц. Опосредованное (косвенное) государственное участие осуществляется через контроль над основным обществом, имеющим, в свою очередь, контрольный пакет в своей дочерней компании. Речь идет о косвенном участии в АО - через материнские общества, в которых Российская Федерация является мажоритарным акционером. Практика показывает, что такие случаи весьма распространены в связи с тем, что в последние годы наблюдается новая волна концентрации капитала и формирование вертикально-интегрированных структур. К примеру, весьма показательно учреждение в 2008 г. ОАО «Оборон- сервис» (100% акций находятся в федеральной собственности), приоритетным направлением деятельности которого является управление девятью дочерними ОАО и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных . В качестве других примеров можно назвать ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей» , ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод”» , ОАО «Концерн “Океанприбор”» , ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» , которые владеют пакетами акций десятков АО. Так, например, во исполнение Указа Президента РФ от 09.06.2010 № 696 «О развитии открытого акционерного общества “Объединенная судостроительная корпорация”» в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» подлежат интеграции 10 ОАО и ФГУП «Судоэкспорт».

Другой способ опосредованного (косвенного) государственного участия - передача акций, принадлежащих государству, государственным корпорациям. Пример этого: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в котором 57,3% акций принадлежит Госкорпорации «Росамтом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом»; ОАО «Атомэнергопром», 100% акций которого переданы Государственной корпорации «Росатом» . В свою очередь ОАО «Атомэнергопром» является единственным акционером ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации были переданы акции 228 АО (в основном это 100%-ные пакеты) .

Как следует из Отчета о деятельности за 2013 год по итогам выполнения государственной программы «Управление федеральным имуществом», в программу приватизации на 2011-2013 гг. были включены акции 98 открытых АО, подлежащих внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал 16 вертикально-интегрированных структур. Из 44 формируемых в указанные годы вертикально-интегрированных структур полностью завершены мероприятия в рамках формирования 34 вертикально-интегрированных структур .

  • М. II. Израэлит выделял четыре категории АО с участием государственного капитала:1) государство вложило свой капитал в частные АО и приобрело определенное количествоакций; 2) часть акций закреплена за государством (смешанные АО); 3) весь капитал принадлежат фактически государству, уставом государственное участие не предусмотрено;нс ограничено приобретение акций частным капиталом; 4) государство имеет весь капиталАО в силу устава, возможность участия частного капитала исключена. См.: Акционерныеобщества: правовые основания деятельности акционерных обществ с участием и без участиягосударственного капитала. М., 1927. С. 57.
  • Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытыхакционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам2014 года. URL: http://www.rosim.ru/documents/270607.

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Поделиться