Демократия презентация. Презентация "Демократия" (11 класс) по обществознанию – проект, доклад. Сущность понятия демократия

Демократия.ДЕМОКРАТИЯ.
1.
2.
3.
План урока:
Принципы и ценности
демократии.
Парламентаризм.
Проблемы современной
демократии.
Д\з: § 16.

Принципы и ценности демократии.

Народовластие
Принцип большинства
(референдумы, выборы)
Уважение прав
меньшинства
Право меньшинства на
легальную оппозицию
Политический
плюрализм
Многообразие
конкурирующих полит.партий,
идей, убеждений, СМИ и т.д.

Принципы и ценности
демократии.
Гласность
Открытость деят-ти полит.
институтов, широкое
информирование граждан о
планах, решениях всех органов
власти
Правовое и
политическое
равенство
граждан
Равенство в правах и перед
законом
Правовое
государство
Демократическая
политическая культура
граждан

Парламентаризм.

Парламентаризм – государственная власть, в
которой существенная роль принадлежит
народному представительству – парламенту.
Верхняя палата
Нижняя палата
Выборы, назначение,
передача по
наследству
Избирается народом

Демократические выборы:

Неопределённы
Необратимы
До объявления результатов
никто не может быть уверен
в победе
Результаты нельзя
изменить
Повторяемы
Выборы повторяются
каждые 4-5 лет

Типы избирательных систем:

Англия, США, Франция, Япония
1. Вся
территория
страны
разбивается на
равные по
количеству
избирателей
округа
2. В каждом
округе избирается
один депутат
(одномандатные
округа) или
несколько
(многомандатные)
3. В бланках
4. Выбранным
избирателей
отмечается
партийная
принадлежность
кандидата
считается
кандидат,
получивший
по данному
округу
большинство
голосов

Разновидности мажоритарной системы:

абсолютного
большинства
относительного
большинства
Победитель – 50% + 1
голос избирателей
Победитель тот, кто
набрал больше голосов,
чем соперники
При мажоритарной системе голосование
может проходить в один или два тура.

Типы избирательных систем:

Бельгия, Испания, Швеция
1 вид: страна разбивается на
округа. От каждого округа
избирается несколько кандидатов
от партий. Получается, что
избиратели голосуют не только за
кандидата, но и за партию. Число
депутатов в парламенте
распределяется пропорционально
числу завоеванных голосов.
2 вид: страна объявляется
единым избирательным
округом. Полит.партии
выдвигают списки своих
кандидатов. Избиратели
голосуют за какой-то из этих
списков. Распределение
мест в парламенте такое же,
как и в 1 виде.

Типы избирательных систем:

Партии большинства (ФРГ,
Великобритания) формируют
правительство.
Партии меньшинства (оппозиция)
имеют равные права с представительским
большинством.

Политическая система РФ:

Федеральное собрание
Совет
Федерации
2 представителя от каждого
субъекта Федерации
(избираются Собраниями
депутатов или назначаются
Главами администраций)
Государствен
ная Дума
Избирается народом по
партийным спискам
(модифицированная
избирательная система) –
450 человек

Условия гарантии политической демократии:

1.
2.
3.
Экономическая сфера – плюрализм форм
собственности, развитая рыночная
экономика.
Социальная сфера – преобладание
среднего класса.
Духовная сфера – высокий уровень
культуры общества, мировоззренческий
плюрализм.

Проблемы современной демократии.

Познакомьтесь с текстом пункта
«Проблемы современной демократии» и
ответьте на вопрос:
В чем суть проблем современной
демократии?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Демократия Урок обществознания 11 класс (профиль)

План урока. Принципы и ценности демократии. Парламентаризм Проблемы современной демократии

Проблемный вопрос В литературе часто происходит отождествление понятий система и режим. Например, речь может идти о сталинском режиме и одновременно о созданной «великим вождем» политической системе. Насколько корректным является подобное отождествление?

Демократия – политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

Принципы и ценности демократии. Народовластие Принцип большинства Уважение прав меньшинства Принцип политического плюрализма Гластность Принцип правового и политического равенства граждан Демократическая политическая культура граждан

Народовластие Референдум - форма осуществления волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Поддержка или отклонение какого либо государственного Проекта Избрание депутатов в представительные органы власти или должностных лиц

Гласность – открытость деятельности политических институтов, широкое информирование граждан о планах, намерениях, решениях, акциях всех органов государственной власти.

Демократия Прямая Плебисцитная (влияние граждан на процесс властвования ограниченно) Представительная Избрание представителей, представляющих интересы граждан в высших органах государственной власти

Парламентаризм Принцип разделения властей Законодательная Исполнительная Судебная

Парламент – высший законодательный и представительный орган. Верхняя палата (Совет Федерации – формируется из числа представителей избранных законодательными собраниями субъектов РФ, а также назначенных главами исполнительной власти субъектов РФ.) Нижняя палата (Государственная Дума – выборы осуществляются по партийным спискам.)

Избирательные системы Мажоритарная избирательная система. Вся территория страны делится на округа. От каждого округа избирается один или несколько депутатов. Избранным считается депутат, который набрал большинство голосов по данному округу. Выделяют две разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного большинства (50%+1), относительного большинства (побеждает тот кто набрал голосов больше чем соперник).

Избирательные системы Пропорциональная система Как и предыдущая предполагает наличие округов. От каждого округа избирается несколько кандидатов. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных голосов.

Парламентские фракции Партии большинства; Партии меньшинства (оппозиция).

Проблемы современной демократии Отбор депутатов в законодательные органы производится самими политическими партиями Система финансирования избирательной компании Демократия на деле не всегда может обеспечить равное участие граждан в выборах Трудности в области международных отношений

Подведем итог и ответим на вопрос. В литературе часто происходит отождествление понятий система и режим. Например, речь может идти о сталинском режиме и одновременно о созданной «великим вождем» политической системе. Насколько корректным является подобное отождествление?

Домашнее задание § 16, вопросы на стр. 172 стр. 171, задания 2, 4. Письменно.


План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3. Крутые перцы: Моравчик, Майоне, Фоллесдал и Хикс о демократическом дефиците 4. Пути решения проблемы: что предлагает Лиссабон? 5. Вопросы для дискуссии Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


A legitimate system of government is one based on authority: that is, those subject to its rule recognise its right to make decisions even if they disagree with the decisions themselves (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Два основных источника легитимности: информация на входе, результаты на выходе. Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


Легитимность vs. демократический дефицит Три способа обеспечения легитимности на входе (в демократических обществах): люди, принимающие решения, является представителями граждан; граждане имеют возможность выбирать людей, принимающих решения (выбор среди большого числа); участие граждан выходит за пределы участия в избирательном процессе (демонстрации, референдумы и т.д.). Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность на входе vs. легитимность на выходе


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, The democractic deficit is a phrase used to indicate the shortfall in the running of an organization against a democratic yardstick (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Проблемы демократического дефицита в ЕС: граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом; не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставлено право выбора); существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов (назначаемая КЕС, члены Совета, избираемые на национальных уровнях, избираемый (при крайне низкой явке), ограниченный в своих полномочиях Парламент); политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии: прозрачности, ответственности и участию.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). отсутствие прямого демократического контроля европейских дисижнмэйкеров со стороны общественности; все решения принимаются СМ за закрытыми дверями и после этого мгновенно становятся обязательными для исполнения; СМ никому не подотчетен, его решения не требуют чьего-либо последующего одобрения; ни члены парламента в Лондоне, ни европейски парламентарии не могут дополнять или отклонять решения СМ; европейские MP могут лишь высказывать свое Мнение, но до принятия решения в СМ; отсутствие демократического контроля позволяет министрам принимать неприемлемые решения в секрете. Критика Европейских сообществ:


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, любое решение на уровне Европейских сообществ должно получать демократическое одобрение большинства уже после того, как были опубликованы все детали решения; необходимо создать форум, где национальные парламентарии 12 стран-членов смогут обсуждать поправки и вносить изменения, такой форум уже есть - ЕП; СМ должен быть подотчетен ЕП во всех областях, которые находятся в ведение Сообществ; необходимо внести поправки в Римские договоры (для этого нужна общественная поддержка). Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). Варианты решения:


Демократический дефицит налицо низкая заинтересованность европейцев в делах Евросоюза; сокращение явки избирателей на выборах в ЕП; нежелание государств выносить на национальный референдум новые договоры ЕС (Лиссабон); Проблемы: Иллюстрации к презентации: frankandfrank, 9% о годе выборов в ЕП 1979=66% 2009~34%


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Демократический дефицит налицо технократия и постоянное усложнение функционирования ЕС; доминирование исполнительной власти; проблема председательства в ЕП; судебный активизм; мнение о том, что демократия работает только в национальном государстве. Проблемы:


Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Иллюстрации к презентации: frankandfrank, отказ от сравнения ЕС с утопичной идеальной моделью совещательной демократии; Евросоюз – не супергосударство; Евросоюзу отдан только определенный набор функций национального государства; этот набор функций и на национальном уровне не требует активной вовлеченности граждан; природа ЕС такова, что он исполняет именно такие функции – функции, демократический контроль которых должен осуществляться в соответствии с их внутренней логикой.


ЕС Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Европейское конституционное регулирование Легитимный и демократичный


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне и Моравчик (общее): отказ от сравнения ЕС с национальным государством со всеми его функциями; значимость супранационального конституционного порядка, созданного в процессе интеграции.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне – радикал!!! разрешение проблемы дем.дефицита – поддержка большинством европейцев создания супранационального федеративного государства; отсутствие такой поддержки; демократические дефицит – плата за нежелание расставаться с национальным суверенитетом; институциональная структура ЕС – не место для эффективного процесса принятия решений; решение проблемы дем.дефицита в подобной ситуации – сокращение, а не расширение полномочий супранациональных органов; расширение полномочий ЕП – это псевдорешение! Дем.дефицит – сами виноваты


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Follesdal and Hix (2006) Why there is a democratic deficit in the EU: A response to Majone and Moravcsik Уважение, но несогласие с идеями Моравчика и Майоне Классическое восприятие проблем демократического дефицита Классические решения этой проблемы


Усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс" class="link_thumb"> 15 Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза усиление ЕР Избрание предс"> усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза"> усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс"> title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс">


А как Вы считаете, существует ли в Европейском союзе проблема демократического дефицита? Вопросы Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Как Вы думаете, способен ли Лиссабонский договор решить проблему дем.дефицита?

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

Люберецкий филиал

ДЕМОКРАТИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ. ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

«Обществознание»

дисциплина

Подготовила

Преподаватель: Синицына Т.Н.

Принцип равенства и свободы всех людей Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств. Эволюция значения термина «демократия»

  • В античности демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов и была признана «худшей формой» правления.
  • Либеральная теория демократии рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
  • Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо , отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.
  • Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти и исходят из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.
  • Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер ) исходят из необходимости «политического разделения труда».
  • Сторонники теории партиципаторной (соучастие) демократий исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.
  • Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства и имеет две традиции – ортодоксальную и реформистскую.
  • 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
Демократия характеризуется следующими признаками:
  • 6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
Всеобщие институты демократии
  • Это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения
Основные формы и типы демократии
  • 1) Исторически первой формой демократии была именно прямая (непосредственная) демократия: народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей (Афины, Спарта).
  • 2) Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительная, когда народ опосредованно, через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т. п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.
  • Условия формирования и функционирования демократического политического режима: политические (развитое гражданское общество, политический плюрализм и др.), экономические (рыночная конкурентная экономика, плюрализм форм собственности и др.), внешнеполитические, социальные (социальный плюрализм, относительно высокий уровень благосостояния граждан и др.), культурные (демократические традиции, гражданская политическая культура), религиозные.
Характерные черты демократического политического режима:
  • Реализация принципа разделения властей;
  • Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; Высокая степень развитости гражданского общества;
  • Правовое государство;
  • Политический и идеологический плюрализм;
  • Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство;
  • СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению;
  • Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой; Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
  • Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.
  • Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма к современной федерации. При этом важно отметить, что российский федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. И следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности
Особенности демократии в современных обществах
  • В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах. Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека. Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. Не все из российских традиций может устраивать нас самих., с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет.
Заключение
  • Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли "механического большинства", а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации. Полиэтничность России дополняется и ее многоконфессиональностью.
Перечень использованных источников
    • https://ru.wikipedia.org/wiki/
    • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
    • https://ru.studentmedic.ru/

«Демократия в Афинах» - Все граждане Афин участвовали в собрании. Закрепление материала: Что такое демократия? Наделение солона большой властью. По законам. Архонтом мог стать любой, имеющий богатство. Клятва судей: Демократия – «власть демоса» (власть народа). Докажите, что в результате законов Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

«Современные субкультуры» - План проекта: Занятие - знакомство с темой, целями и задачами данного проекта. Учащиеся 9, 10 классов Тема в тематическом планировании: «современные субкультуры». Кто такой неформал? Что такое субкультура? Как различить современные субкультуры по внешнему виду? Цель: Познакомить учащихся с современными стилями жизни, субкультурами.

«Современная школа» - Чье внимание мы хотим привлечь? -Целевая аудитория. Кто может участвовать в проекте? Критерии оценивания результатов: Конкурс мультимедиа проектов «Наша новая школа». Чиновники сферы образования, администрации школ, педагоги. Как стать участником проекта? Образование – основа благополучия государства.

«Современный урок в школе» - Не падайте духом! План работы педагогического совета. Выводы. Что необходимо изменить в стиле работы? Современный урок. Каким должен быть современный урок? Будьте любимы и побольше вам одаренных учеников! Организационный момент. Осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить уроки, использовать ролевые игры.

«Современный русский» - Основное требование к современному уроку русского языка –. Слово «урок» в языческие времена разновидность «магической, колдовской порчи человека». Языковые телекоммуникационные: Цели урока русского языка: Образовательные Развивающие Воспитательные. Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским.

Поделиться