Новый начальник цпк. В цпк сэкономили на науке. Рогозин не принимал решения


Как стало известно “Ъ”, в ближайшее время в руководстве подмосковного Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина произойдут кадровые перестановки. Вместо космонавта Юрия Лончакова, руководившего центром с марта 2014 года, ЦПК возглавит гендиректор летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова Павел Власов. С его приходом должна начаться структурная реформа центра, где к полетам в космос будут по-новому готовиться не только гражданские лица, но и действующие военные летчики.

О кадровых перестановках в ЦПК “Ъ” рассказали источники в авиационной и космической промышленности, а также подтвердил высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. По их словам, решение об увольнении космонавта Лончакова и назначении на его пост летчика-испытателя Павла Власова де-факто принято и согласовано всеми заинтересованными сторонами. Собеседники “Ъ” утверждают, что инициатором перестановок выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве авиастроение и космос. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; в нее входит ЛИИ имени Громова) “Ъ” заявили, что комментарии по кадровым вопросам смогут дать только по завершении всех необходимых корпоративных процедур. В «Роскосмосе» (ЦПК структурно подчиняется госкорпорации) от комментариев воздержались.

Последние 20 лет карьера Юрия Лончакова была связана с пилотируемой космонавтикой. В июле 1997 года он был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов, а спустя год — назначен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов. В 2001 году он совершил полет в космос на американском челноке Endeavour, в 2002 году был бортинженером экспедиции посещения МКС (в 2003 году президент Владимир Путин присвоил ему звание Героя России), а в 2008 году отправился в космос в последний раз, пробыв на станции 178 суток. В сентябре 2013 года ушел из отряда космонавтов по собственному желанию, хотя неофициально говорилось о его конфликте с тогдашним главой ЦПК Сергеем Крикалевым. Их отношения якобы были испорчены из-за разногласий в методике расчета материальной компенсации членам отряда космонавтов из числа бывших военных. В космическую отрасль господин Лончаков вернулся спустя несколько месяцев: Олег Остапенко, возглавивший в ноябре 2013 года Федеральное космическое агентство, назначил его своим помощником по вопросам пилотируемой космонавтики, а спустя полгода сделал директором ЦПК вместо господина Крикалева.

После увольнения господина Остапенко Юрий Лончаков сохранил свое место: с ходу менять главу центра гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров не стал. За прошедшие три года начальник ЦПК не допускал слишком уж грубых промахов, но и ничем особенным не запомнился, признается источник “Ъ”, близкий к госкорпорации. Но в апреле 2017 года космонавт Геннадий Падалка, уволенный из отряда космонавтов, в открытом письме обвинил главу центра в разворачивании кампании против Сергея Крикалева и «выживании» из ЦПК космонавта Олега Котова. «Это полная дискредитация уровня профессионализма в нашей профессии»,— писал господин Падалка. Письмо прочли и в правительстве, говорит источник “Ъ”, близкий к ЦПК, после чего вопросы появились не только к самому господину Лончакову, но и к организации работы всего центра: «Стало понятно, что в таком виде мы существовать больше не будем».

Теперь заниматься реформой ЦПК будет Павел Власов. Капитан, заслуженный летчик-испытатель и Герой России, он никогда не занимался космонавтикой, но, по утверждению коллег из отрасли, обладает «колоссальным опытом организаторской работы», что неоднократно доказывал за время работы в ЛИИ (там он трудится с января 2010 года). Вчера, отметим, он присутствовал на летных испытаниях двигателя ТВ7-117СТ, которые планируется ставить на самолеты Ил-112 и Ил-114. В космической отрасли говорят, что с его приходом в ЦПК произойдут не только структурные, но и иные изменения. Например, по данным “Ъ”, Дмитрий Рогозин настаивает на обязательной летной подготовке космонавтов, причем не столько самолетной, сколько вертолетной (вице-премьер считает, что стыковка и иные маневры корабля требуют навыков полета в разных плоскостях). Напомним, что в июне Игорь Комаров заявлял газете «Известия» об обращении госкорпорации к Минобороны РФ с просьбой перевести в ЦПК на работу около десяти человек с сохранением воинских званий. «Это летчики, которые реально в будущем могут стать космонавтами,— говорил глава “Роскосмоса”.— Квалифицированные специалисты Минобороны могли бы повысить и эффективность работы ЦПК». Павел Власов, с учетом специфики своей работы в ЛИИ, с военными летчиками общался постоянно.

Кто заменит господина Власова в ЛИИ, пока неизвестно: руководство ОАК дало ему полную свободу в выборе преемника, но он свой выбор пока не сделал. По данным “Ъ”, новым начальником ЛИИ станет один из заместителей Павла Власова: в ОАК рассчитывают сохранить преемственность.

12 апреля мир празднует День космонавтики. Россия и сегодня сохраняет передовые позиции в освоении космоса: разрабатываются новые ракеты и корабли, запускаются новые спутники и межпланетные станции. О том, какие перемены ждут Центр подготовки космонавтов (ЦПК), когда завершится новый набор в отряд и какие технические средства помогут российским космонавтам подготовиться к высадке на Луну и Марс, в первом интервью в новой должности РИА Новости рассказал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России, начальник ЦПК им. Гагарина Павел Власов. Беседовал Дмитрий Струговец.

— Вся ваша жизнь была связана с авиацией. До прихода в ЦПК вы работали в РСК "МиГ", возглавляли Летно-исследовательский институт им. Громова (ЛИИ им. Громова). Долго размышляли, когда вам предложили должность начальника ЦПК?

— Первое предложение от руководства Роскосмоса возглавить Центр я получил в середине лета прошлого года, а вышел на работу 24 ноября. Все это время шел плотный переговорный процесс. Роскосмосу требовалось время, чтобы определиться, приглашать ли человека со стороны. Мне нужно было урегулировать вопрос с кандидатурой, на которую можно оставить ЛИИ им. Громова. Естественно, что предложение было для меня неожиданным и были переживания за будущее ЛИИ. Меня терзали сомнения, принимать или нет приглашение, поскольку к ракетно-космической отрасли до этого я непосредственного отношения не имел. Если в авиационной отрасли я прошел ступени от слушателя школы летчиков-испытателей до руководителя ЛИИ, то в ЦПК для меня многое было неизвестным. Но интерес к новым задачам и неосвоенным рубежам все же возобладал. Тот факт, что на предыдущем месте работы мне удалось достичь весомых результатов в развитии предприятия, придает уверенность, что с задачей совершенствования системы управления Центром я справлюсь.

— С кадровым вопросом я стараюсь разбираться очень осторожно. В ЛИИ у меня в подчинении были очень хорошие профессионалы, но бросать работу в Жуковском и ездить в Звездный городок ежедневно не каждый согласится. Дорога занимает очень много времени. Помимо транспортных проблем, нельзя, чтобы в ЛИИ развалилась сложившаяся структура управления. В этой связи в новой команде стараюсь сохранить толковых, работоспособных сотрудников, давно знающих ЦПК. Правила игры я им довел, правила приняты. Работаем.

— На что в первую очередь вы обратили внимание, когда приступили к руководству ЦПК? Какие недостатки обнаружили?

— Свое главное предназначение — подготовку космонавтов — Центр выполняет. Обучение организовано не безупречно, но без срывов. С другой стороны, к структуре и организации управления Центром были существенные замечания. Из-за этого, видимо, руководство Роскосмоса приняло решение о кадровых изменениях в ЦПК. Когда я пришел, то почувствовал, что атмосфера в коллективе напряженная. Сотрудники не знали, почему и зачем принимаются те или иные решения, то есть работали в обстановке закрытости. Это, скорее всего, оставшееся наследие воинской части. Правда, в этом наследии есть и положительная сторона, поскольку уровень исполнительности и дисциплины очень высок. Но дистанцированность прежнего руководства от коллектива привела к тому, что у сотрудников накопилось много вопросов. Сейчас мы эту ситуацию исправляем.

Стоит ли вопрос об увеличении зарплат сотрудников Центра?

— Поднимать зарплату в ФГБУ не самое легкое дело. Мы в основном живем на государственные субсидии. Наша текущая задача — достучаться до Роскосмоса, а тому до Минфина, чтобы было принято решение об увеличении субсидирования нашей деятельности. Вторая задача — расширить приносящую доход деятельность, в том числе расширить коммерческую подготовку космонавтов. Это не просто, поскольку здесь все завязано на Роскосмос. Мы лишь исполнители.

Сейчас мы организовали работы над новой редакцией коллективного договора, в котором будет пересматриваться система оплаты труда, система стимулирующих выплат. Мы хотим сделать ее как можно более справедливой и прозрачной. Я думаю, что месяца через два-три мы с коллективом подпишем новое дополнение к действующему договору.

Предусматривается ли акционирование ЦПК?

— Никаких задач проведения акционирования мне никто не ставил, а сам я пока еще не полностью осознаю, какой вариант для Центра будет лучшим — сохраниться как ФГБУ или стать АО. При любом варианте развития событий есть свои плюсы и свои минусы. Если у нас получится добиться увеличения субсидирования, то, может быть, и не стоит акционироваться. Вопрос подлежит более пристальному изучению и доскональной проработке.

Какие перспективы вы видите у ЦПК?

— Основной целью деятельности учреждения является проведение работ по обеспечению пилотируемых космических программ. Для достижения этой цели формируются соответствующие задачи: совершенствование методик преподавания, создание новых видов тренажеров. Мы уже подготовили программу перспективного развития Центра до 2022 года, в которую, помимо ремонта и реконструкции его инфраструктуры, закладываем внедрение современных технологий на всех уровнях подготовки космонавтов. Предусматривается объединять все тренажеры в единую сеть с централизацией основных задач, чтобы визуализация и моделирование внутреннего пространства корабля решались на суперкомпьютере. В этом случае затраты на поддержание аппаратной части и обновление программного обеспечения станут ниже. Мы закладываем развитие технологий дополненной виртуальной реальности. В части развития тренажерной базы мы рассматриваем робототехнические средства, управление техникой с использованием экзоскелетов. В наших планах новый этап модернизации центрифуги, чтобы она могла моделировать все этапы космического полета: от старта и выхода на орбиту до входа в атмосферу, спуска и посадки. И это лишь часть мероприятий, которые мы планируем реализовать в перспективе.

Сохранится ли летная подготовка с развитием тренажеров и технологий виртуальной реальности?

— Обучение пилотирования космонавтов на учебно-тренировочных самолетах Л-39 имеет целью психофизиологическую подготовку и тренировку переносимости физических перегрузок. Акцент ставится на умении преодолевать стресс и при этом сохранять возможность активного управления летательным аппаратом и принимать в этот момент правильные решения. Навыки по пилотированию здесь не самое главное. Мы понимаем, что напрямую опыт пилотирования самолета в космосе не пригодится. Более востребованным может оказаться управление вертолетной техникой. Если мы планируем посадки на другие небесные тела, ту же Луну, Марс, то спуск и посадка будут происходить не по-самолетному, а вертикально. В этой связи мы подумываем о том, чтобы добавить в программу летной подготовки космонавтов тренировки на вертолетах.

Вы хотели бы закупить вертолеты или отдать такой тип подготовки космонавтов на аутсорсинг?

— Практика показала, что вопросы аутсорсинга могут рассматриваться, но зачастую такая схема оказывается не дешевле, чем владение авиатехникой. В свое время у ЦПК имелся самолет Ту-154 для проведения тренировок по визуальным наблюдениям поверхности Земли через крупные иллюминаторы. Самолет передали Минобороны России. С тех пор, столкнувшись однажды с трудностями в попытке получить самолет для тренировок, больше мы его не видели. Кроме того, помимо обучения пилотированию, вертолеты можно использовать для перевозки сотрудников Роскосмоса между предприятиями отрасли.

О какой вертолетной технике идет речь?

— Вертолеты нам нужны разные: дешевые и легкие типа "Робинсона", а также типа Ка-226 и "Ансат". Хотелось бы давать космонавтам разнообразную вертолетную подготовку, и сейчас мы рассматриваем, какие из перечисленных типов будут предпочтительны.

— ЦПК в течение нескольких лет ждет прибытия двух Ту-204-300, которые планируется использовать для перевозки космонавтов на космодром Байконур, а в будущем и на космодром Восточный. Когда вы получите эти самолеты?

— На этой неделе независимой инспекцией завершается приемка первого борта, специалисты "Туполева" приступают к проведению испытаний самолета для получения дополнения к сертификату типа. В середине апреля начнутся работы по второй машине. Думаю, что к лету к нам придет первый самолет, а за ним — второй. По условиям контракта оба самолета мы принимаем одновременно. Впервые для перевозки экипажей на Байконур мы сможем использовать новые самолеты ближе к осени.

Какая судьба ждет самолеты Ту-134, которые сейчас используются для перевозки космонавтов на космодром?

— Всего у нас три самолета Ту-134. При поступлении новых Ту-204-300 такое количество самолетов для нас станет излишним. К тому же их содержание обходится в большую сумму. Когда к нам придут новые самолеты, один Ту-134 мы планируем законсервировать, у второго в этом году заканчивается срок эксплуатации. В законсервированном состоянии первый самолет будет находиться до тех пор, пока мы полностью не освоим летную и техническую эксплуатацию Ту-204-300. Третий Ту-134, самый "молодой", точно останется в строю. Его эксплуатация заканчивается в 2022 году. Он нам очень нужен, поскольку Ту-204-300 не оборудованы иллюминаторами для визуальных тренировок.

Кто станет эксплуатантом Ту-204: ЦПК, Роскосмос или подведомственная ей авиакомпания "Космос"?

— По завершении постройки самолеты становятся собственностью Российской Федерации. В дальнейшем, исходя из этого факта, они могут быть переданы ЦПК в оперативное управление. Другой сценарий развития ситуации предполагает, что Роскосмос принимает самолет в состав своего имущественного комплекса и далее может распорядиться по своему усмотрению, кому передать эти самолеты на эксплуатацию: ЦПК или ПО "Космос".

Один самолет, как предполагалось, получит имя "Гагарин", другой — "Королев"?

— Да. Вопросы с именами, которые будут присвоены самолетам, урегулированы. Согласие от родственников Юрия Алексеевича Гагарина и Сергея Павловича Королева получено.

Какова ситуация с учебно-тренировочными самолетами Л-39?

— У нас в авиапарке их 10 штук. В летном состоянии поддерживается четыре, а транспортный налог мы платим за все. Нам для решения всех наших задач вполне достаточно было бы пяти исправных самолетов. В этой связи мы обратились в Минобороны с предположением забрать у нас пять лишних самолетов. Со стороны военного ведомства такое решение принято. Кроме того, Минобороны приняло решение поддерживать эксплуатацию Л-39 почти до 2030 года, поэтому оставшиеся пять самолетов мы тоже будем держать у себя достаточно долго.

— Роскосмос ведет переговоры с ОАЭ и Бахрейном о помощи в подготовке их туристов для полета на МКС. К вам они приезжали?

— Делегация из ОАЭ приезжала, знакомилась с нашей работой. Из Бахрейна делегации пока не было. По сотрудничеству с ОАЭ сейчас формируется дорожная карта нашего возможного участия в объявленном у них национальном отборе в отряд космонавтов. Мы готовы предложить свои наработки по медицинскому, психофизическому и профессиональному отбору кандидатов, предлагаем проведение подготовки к полету у нас в Звездном городке.

— Как вы относитесь к идеям, высказываемым представителями группы компаний S7 и РКК "Энергия", о создании собственных отрядов космонавтов?

— Согласно законодательству, в России существует один отряд космонавтов. Это отряд Роскосмоса, который базируется у нас в ЦПК. Кто бы ни пытался как-то по-иному эту ситуацию преподнести, но подготовка для полета в космос занимает 7-10 лет. На этот срок человек выпадает из любой другой деятельности. Он не может сегодня готовиться к полету в космос, а завтра отработать смену пилотом гражданской авиации. Это же касается и предложений "Энергии". Когда человек становится членом отряда космонавтов Роскосмоса, он переходит на новое место работы, но продолжает взаимодействовать с РКК "Энергия", не находясь у них в штате. Никто не мешает ему готовиться к полету и выезжать в корпорацию, чтобы участвовать на различных этапах создания нового космического корабля или модуля. Поэтому задача отряда, чтобы космонавты как можно более глубоко взаимодействовали с разработчиками космической техники.

— С прошлой весны ЦПК ведет открытый набор в отряд космонавтов. Когда он будет завершен? Сколько кандидатов отобрано на сегодняшний день?

— Полностью все стадии отбора прошли три человека, еще четверо ждут главной медицинской комиссии, 11 кандидатов проходят очную фазу отбора, документы еще 14 кандидатов находится в фазе рассмотрения для допуска на очный этап отбора. Мы планируем полностью завершить отбор к середине года. Сам прием документов от желающих завершен еще в декабре. Всего к нам поступило 420 заявок. Из них 87 от женщин, 333 от мужчин. Работающих в космической отрасли из них 80 человек, военнослужащих — 51. На сегодняшний момент ни одна женщина отбор не прошла, среди кандидатов, которые будут допущены к дальнейшим этапам отбора, женщин тоже нет.

— Ранее ЦПК предлагал Роскосмосу и Минобороны разрешить иметь 10 должностей, на которых возможно прохождение военной службы. Этот вопрос решен? Для чего ЦПК понадобились военные?

— Указом президента нам разрешено иметь в Центре до 10 военнослужащих на должностях кандидатов в космонавты и космонавтов. Первоначально идея ввести в штат 200 и более военнослужащих не имела под собой реальных обоснований. Попытки вернуть ЦПК во времена воинской части руководством страны не поддержаны. Необходимость наличия военных должностей связана с тем, что сейчас, чтобы быть зачисленным в отряд космонавтов, военнослужащий должен уволиться из рядов Вооруженных сил. При этом он может не пройти все этапы подготовки. С этой точки зрения прикомандированные военнослужащие застрахованы со стороны Минобороны на период подготовки к полету. Если такой космонавт будет назначен в экипаж, то полетит он уже гражданским. Если же на каком-то из этапов подготовки он уйдет сам или будет по каким-то причинам исключен, то за ним останется стаж, льготы, жилье. Таким способом мы хотим привлечь в отряд военнослужащих, в первую очередь летчиков. Конечно, это дает преференции космонавтам из военных, поэтому, чтобы не разбалансировать ситуацию в отряде, мы будем и действующим космонавтам улучшать условия жизни.

— Сейчас на эти 10 должностей кто-нибудь отобран? Какова обстановка сейчас в отряде, ведь за несколько прошлых лет отряд со скандалами покинули несколько человек?

— В отряде действующих военнослужащих нет. Многие помнят ряд внутренних конфликтов, отголоски которых попадали в прессу. В том числе эти конфликты касались неравных условий для тех, кто пришел в отряд с военной службы, и тех космонавтов, которые были гражданскими. Скандальная ситуация на пользу отряду не пошла. Главной задачей для себя считаю нормализовать обстановку в коллективе через открытость, доверие, через обсуждение вопросов. И уверен, что все происходящее внутри организации, внутри Центра, внутри Роскосмоса необходимо и возможно решать самостоятельно, избегая необходимости мгновенно выплескивать детали на обозрение и критику общественности.

— С вашим приходом в руководстве Центра исчезла должность заместителя начальника по науке. Получается, что научно-исследовательскому испытательному центру наука больше не интересна?

— Во-первых, каждое из управлений Центра является научно-исследовательским и испытательным. В прежней структуре, когда зам по науке руководил только одним из управлений, это ограничивало и усложняло взаимодействие с другими подразделениями, которые точно так же вели научную деятельность. Сейчас вместо должности зама по науке введена должность первого заместителя начальника Центра по организации деятельности и инновационному развитию. И сейчас этот человек фактически руководит деятельностью всех научных подразделений, то есть отвечает не просто за науку, а и за ее внедрение. Во-вторых, принимая во внимание, что в последние годы наука у нас в Центре оказалась оторванной от тех процессов, которые идут в ракетно-космической отрасли, а уровень нашего участия в проектах, связанных с пилотируемой космонавтикой, существенно снизился, мы делаем все возможное, чтобы вернуться как полноценные участники отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Новый начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина Павел Власов в пятницу будет официально представлен отряду космонавтов и сотрудникам центра. Нового руководителя будет сопровождать гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.

Это будет первый визит Павла Власова в Звездный городок. Источник в госкорпорации подтвердил предстоящее событие, ранее о назначении Власова сообщалось лишь анонимно. В должность будущий глава ЦПК вступит с начала 2018 года. Он станет первым в истории центра начальником - не космонавтом. По мнению экспертов, Павлу Власову предстоит решить много проблем. В первую очередь - создать рабочую атмосферу в отряде космонавтов, деятельность которого в последний год сопровождали скандалы.

Источник в госкорпорации «Роскосмос» подтвердил «Известиям», что предстоящая поездка в Звездный городок запланирована, но не стали комментировать ее подробности.

Как рассказали «Известиям» несколько источников в ЦПК, визит делегации «Роскосмоса» во главе с генеральным директором Игорем Комаровым ожидается в пятницу. Руководитель госкорпорации лично представит отряду космонавтов и сотрудникам ЦПК их будущего начальника - летчика-испытателя, Героя России Павла Власова. Сейчас он возглавляет Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени Громова. Официально в новую должность Павел Власов вступит с января 2018 года. Источник в Объединенной авиастроительной корпорации подтвердил «Известиям», что у Павла Власова в четверг был последний рабочий день в ЛИИ.

Как рассказал «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли, сейчас завершается формирование команды нового руководителя. В нее войдут члены отряда космонавтов и сотрудники центра, которые введут начальника в курс дела. Сам Павел Власов ранее не был связан с космосом. В истории ЦПК он станет первым начальником - не космонавтом.
- Ожидается, что первым заместителем руководителя станет Федор Юрчихин, в сентябре вернувшийся после пятого космического полета, - рассказал «Известиям» источник.

Первоначально в ЦПК ожидали ознакомительной поездки нового руководителя 16 ноября, но она была перенесена из-за изменившихся планов гендиректора «Роскосмоса».

Будущий начальник встретится с членами отряда космонавтов, а затем пообщается с сотрудниками ЦПК. Его ознакомят с инфраструктурой центра, покажут тренажерную базу. Принимать делегацию будет врио начальника ЦПК Максим Харламов.

Должность стала вакантной в октябре после увольнения предыдущего руководителя центра Юрия Лончакова. Сейчас он работает советником гендиректора «Роскосмоса» по проектам пилотируемой космонавтики в сфере международного сотрудничества.

Как рассказал «Известиям» источник в «Роскосмосе», одной из важнейших задач для Павла Власова станет проведение начавшегося весной 2017 года набора в отряд космонавтов. Из-за недостатка желающих набор пришлось продлевать дважды. Еще одна проблема - отток профессиональных космонавтов. В 2017 году из отряда ушло немало опытных специалистов. На днях заявление об увольнении написал космонавт Михаил Корниенко - участник годового полета на Международной космической станции.

Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков рассказал «Известиям», что главной задачей для Павла Власова станет возвращение в отряд космонавтов рабочей атмосферы и улаживание внутренних конфликтов. Именно такой конфликт привел к увольнению весной этого года из отряда космонавтов Геннадия Падалки. Свой уход он объяснил политикой руководства ЦПК.

Главная проблема - создание нормальной рабочей атмосферы в коллективе, - рассказал Александр Железняков. - В последние годы в отряде периодически вспыхивали скандалы, связанные с недовольством опытных космонавтов состоянием дел. Устранить эти проблемы, создать нормальный психологический климат в коллективе - первостепенная задача Павла Власова. А дальше он должен организовать подготовку космонавтов в соответствии с теми задачами, которые предстоит решать отрасли в ближайшие годы. Это подготовка к пилотированию нового корабля «Федерация», реализация наших лунных планов, работа на борту Международной космической станции.

Со сменой руководства Центра подготовки космонавтов связан интересный факт. Возле гидролаборатории ЦПК установлены две статуи, символизирующие соответственно прогресс и науку. Несколько недель назад «Наука» сильно накренилась. Перед предстоящим визитом нового руководителя и делегации «Роскосмоса», чтобы не создавать негативного представления о ЦПК, ее демонтировали.

В пресс-службе ЦПК не стали комментировать предстоящий визит делегации «Роскосмоса». Помощник Павла Власова не был доступен для комментариев.

Павел Власов, директор "ЛИИ имени Громова"

Фото с сайта lii.ru


О кадровых перестановках в ЦПК рассказали источники в авиационной и космической промышленности, а также подтвердил высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. По их словам, решение об увольнении космонавта Лончакова и назначении на его пост летчика-испытателя Павла Власова де-факто принято и согласовано всеми заинтересованными сторонами. Собеседники утверждают, что инициатором перестановок выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве авиастроение и космос. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; в нее входит ЛИИ имени Громова) заявили, что комментарии по кадровым вопросам смогут дать только по завершении всех необходимых корпоративных процедур.

Заниматься реформой ЦПК будет Павел Власов. Капитан, заслуженный летчик-испытатель и Герой России, он никогда не занимался космонавтикой, но, по утверждению коллег из отрасли, обладает «колоссальным опытом организаторской работы», что неоднократно доказывал за время работы в ЛИИ (там он трудится с января 2010 года). Вчера, отметим, он присутствовал на летных испытаниях двигателя ТВ7-117СТ, которые планируется ставить на самолеты Ил-112 и Ил-114. В космической отрасли говорят, что с его приходом в ЦПК произойдут не только структурные, но и иные изменения. Например, по данным, Дмитрий Рогозин настаивает на обязательной летной подготовке космонавтов, причем не столько самолетной, сколько вертолетной (вице-премьер считает, что стыковка и иные маневры корабля требуют навыков полета в разных плоскостях). Напомним, что в июне Игорь Комаров заявлял об обращении госкорпорации к Минобороны РФ с просьбой перевести в ЦПК на работу около десяти человек с сохранением воинских званий. «Это летчики, которые реально в будущем могут стать космонавтами,— говорил глава “Роскосмоса”.— Квалифицированные специалисты Минобороны могли бы повысить и эффективность работы ЦПК». Павел Власов, с учетом специфики своей работы в ЛИИ, с военными летчиками общался постоянно.

Кто заменит господина Власова в ЛИИ, пока неизвестно: руководство ОАК дало ему полную свободу в выборе преемника, но он свой выбор пока не сделал. По данным, новым начальником ЛИИ станет один из заместителей Павла Власова: в ОАК рассчитывают сохранить преемственность.

Как стало известно “Ъ”, в ближайшее время в руководстве подмосковного Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина произойдут кадровые перестановки. Вместо космонавта Юрия Лончакова, руководившего центром с марта 2014 года, ЦПК возглавит гендиректор летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова Павел Власов. С его приходом должна начаться структурная реформа центра, где к полетам в космос будут по-новому готовиться не только гражданские лица, но и действующие военные летчики.


О кадровых перестановках в ЦПК “Ъ” рассказали источники в авиационной и космической промышленности, а также подтвердил высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. По их словам, решение об увольнении космонавта Лончакова и назначении на его пост летчика-испытателя Павла Власова де-факто принято и согласовано всеми заинтересованными сторонами. Собеседники “Ъ” утверждают, что инициатором перестановок выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве авиастроение и космос. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; в нее входит ЛИИ имени Громова) “Ъ” заявили, что комментарии по кадровым вопросам смогут дать только по завершении всех необходимых корпоративных процедур. В «Роскосмосе» (ЦПК структурно подчиняется госкорпорации) от комментариев воздержались.

Последние 20 лет карьера Юрия Лончакова была связана с пилотируемой космонавтикой. В июле 1997 года он был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов, а спустя год - назначен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов. В 2001 году он совершил полет в космос на американском челноке Endeavour, в 2002 году был бортинженером экспедиции посещения МКС (в 2003 году президент Владимир Путин присвоил ему звание Героя России), а в 2008 году отправился в космос в последний раз, пробыв на станции 178 суток. В сентябре 2013 года ушел из отряда космонавтов по собственному желанию, хотя неофициально говорилось о его конфликте с тогдашним главой ЦПК Сергеем Крикалевым. Их отношения якобы были испорчены из-за разногласий в методике расчета материальной компенсации членам отряда космонавтов из числа бывших военных. В космическую отрасль господин Лончаков вернулся спустя несколько месяцев: Олег Остапенко, возглавивший в ноябре 2013 года Федеральное космическое агентство, назначил его своим помощником по вопросам пилотируемой космонавтики, а спустя полгода сделал директором ЦПК вместо господина Крикалева.

После увольнения господина Остапенко Юрий Лончаков сохранил свое место: с ходу менять главу центра гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров не стал. За прошедшие три года начальник ЦПК не допускал слишком уж грубых промахов, но и ничем особенным не запомнился, признается источник “Ъ”, близкий к госкорпорации. Но в апреле 2017 года космонавт Геннадий Падалка, уволенный из отряда космонавтов, в открытом письме обвинил главу центра в разворачивании кампании против Сергея Крикалева и «выживании» из ЦПК космонавта Олега Котова. «Это полная дискредитация уровня профессионализма в нашей профессии»,- писал господин Падалка. Письмо прочли и в правительстве, говорит источник “Ъ”, близкий к ЦПК, после чего вопросы появились не только к самому господину Лончакову, но и к организации работы всего центра: «Стало понятно, что в таком виде мы существовать больше не будем».

Теперь заниматься реформой ЦПК будет Павел Власов. Капитан, заслуженный летчик-испытатель и Герой России, он никогда не занимался космонавтикой, но, по утверждению коллег из отрасли, обладает «колоссальным опытом организаторской работы», что неоднократно доказывал за время работы в ЛИИ (там он трудится с января 2010 года). Вчера, отметим, он присутствовал на летных испытаниях двигателя ТВ7-117СТ, которые планируется ставить на самолеты Ил-112 и Ил-114. В космической отрасли говорят, что с его приходом в ЦПК произойдут не только структурные, но и иные изменения. Например, по данным “Ъ”, Дмитрий Рогозин настаивает на обязательной летной подготовке космонавтов, причем не столько самолетной, сколько вертолетной (вице-премьер считает, что стыковка и иные маневры корабля требуют навыков полета в разных плоскостях). Напомним, что в июне Игорь Комаров заявлял газете «Известия» об обращении госкорпорации к Минобороны РФ с просьбой перевести в ЦПК на работу около десяти человек с сохранением воинских званий. «Это летчики, которые реально в будущем могут стать космонавтами,- говорил глава “Роскосмоса”.- Квалифицированные специалисты Минобороны могли бы повысить и эффективность работы ЦПК». Павел Власов, с учетом специфики своей работы в ЛИИ, с военными летчиками общался постоянно.

Кто заменит господина Власова в ЛИИ, пока неизвестно: руководство ОАК дало ему полную свободу в выборе преемника, но он свой выбор пока не сделал. По данным “Ъ”, новым начальником ЛИИ станет один из заместителей Павла Власова: в ОАК рассчитывают сохранить преемственность.

Поделиться