Особенности международного движения трудовых ресурсов. Экономические последствия миграций для стран-доноров

Важной формой международного сотрудничества является международное перемещение факторов производства. Оно включает:

Международное перемещение трудовых ресурсов;

Международное движение капитала посредством международного кредита;

Прямые зарубежные инвестиции.

Причины международного перемещения факторов производства по своей сути не отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя и существует методологическая общность анализа международной торговли и перемещения факторов, тем не менее, анализ последнего требует некоторого расширения понятий, связанных с движением товаров и услуг.

1. Страна с избытком трудовых ресурсов под воздействием одних обстоятельств может импортировать капиталоемкие товары; под воздействием других

Получать капитал посредством заимствования за границей.

2. Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или привлекать рабочих иммигрантов.

3. Страна, которая не может поддерживать эффективные размеры производства, может импортировать товары, в производстве которых крупные фирмы имеют преимущество или разрешить производство этих товаров филиалам зарубежных фирм.

Международное движение факторов производства на практике порождает большие трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем за движением капитала, строгой регламентацией прямых зарубежных инвестиций и т.п.

Вот почему изначально возможен анализ торговли в отсутствии перемещения факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, ибо значительно повышает эффективность производительных сил мира. Оно составляет предмет особого анализа.

Анализ международного движения факторов производства начинается обычно с анализа международной мобильности трудовых ресурсов - наиболее простой формы движения факторов.

Экономическая природа международной миграции рабочей силы.

Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух основных процессов: эмиграционных и иммиграционных.

Эмиграция - это выезд из одной страны в другую определенного контингента людей.

Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну.

На взаимосвязь указанных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции.

Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внутреннего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами, т.е. состоянием международной экономики, экономических связей между странами.

В определённые периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности Могут выступать также политические, военные, национальные, культурные и другие социальные факторы.

Причины международной трудовой миграции можно понять только ка конкретную совокупность названных факторов.

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции.

Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения, заработная плата которого не обеспечивает ему прожиточный минимум. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Как правило, данная цель достигается в экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни.

Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 основных этапа

1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в конце ХVIII - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда

Формирование мирового рынка труда содействовало:

Экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы,

Колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.

II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства Высокий уровень концентрации производства и капитали в передовых странах (США,Великобритания и т.д) обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия,Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила

III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-иммигранта - США Это было обусловлено следующими причинами:

1. Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., проявившегося в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов;

2. Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

IV этап начался после II мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и который получил название «утечка умов»;

Усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции.

Масштабы, формы и направления международной миграции.

К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1% населения планеты

Не менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной концентрации миграции, специфики использования труда рабочих-мигрантов. Эти обстоятельства играют существенную роль в системе международных экономических отношений как способ межгосударственного и внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства

Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы

Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой.

Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки.

В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют. постоянную миграцию. Эта форма преобладала до 1 мировой войны и была характерна тем; что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное место жительства в США, Канаду, Австралию и др. Переселение в обратном направлении было незначительным;

Временную миграцию, предполагающую возвращение мигрантов на родину после окончания определенного срока В этой связи следует отметить, что современная трудовая миграция приобрела ротационный характер;

Нелегальную миграцию, которая весьма выгодна предпринимателям стран-иммигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им рабочей силы

Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

Последствия международной миграции весьма разнообразны

1.Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производства

2. В стране эмиграции.

а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переволы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов.

б) при постоянной миграции создаются условия лишения страны квалифицированной рабочем силы, потерь связанных с так называемой «утечкой умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны

В стране эмиграции в целом потери превышают выгоды Возможными ответными мерами правительства могут быть:

Запрет эмиграции как таковой;

Налог за «утечку умов»,

Создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы.

3. В стране иммиграции.

а) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

6) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. Так, в США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты;

в) иммиграция создает излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих;

г) к отрицательным внерыночным эффектам, порожденными иммиграцией, относятся: социальные трения, обострение национальных проблем, преступность и т. д.

Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда

Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дед а также специально созданные государственные и межгосударственные органы

Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные кик в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране

Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных работников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях.

Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Она функционирует в составе СОН

Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция.

Украина в мировых миграционных процессах Украина в составе СССР была изолирована от мировых миграционных процессов. Сейчас делаются первые шаги цивилизованного включения в эти процессы

1. Украина является членом МОТ, что обязывает ее соблюдать международные миграционные нормы

2. В Украине возникли организации, оказывающие услуги по трудоустройству за рубежом Сегодня существуют два основных вида фирм, оказывающих подобного рода услуги: информационно-консалтинговые фирмы и имплоймент-агентства

3. Издержками в становлении посреднических фирм в Украине является то, что существует немало "агентов" по трудоустройству, связанных с криминальным бизнесом. Поэтому для деятельности информационно-консалтинговых фирм и имплоймент-агентств в Украине необходимы сертификаты и лицензии Министерства труда Украины

4. Основные направления миграционных потоков из Украины только начинают вырисовываться. В качестве векторов эмиграции выделяются Такие страны как США, Канада, Израиль, Германия, Греция, ЮАР и др. В последнее время в качестве центра притяжения эмигрантов становится Россия. В эти страны устремляются потоки как высококвалифицированных специалистов (речь идет в т ч. об "утечке умов"), так и рабочие низкой квалификации, готовых к выполнению любой деятельности.

    Мировая экономика (широкое определение) - это сумма всех национальных экономик мира.

    Сущность и понятие рынка труда. Причины и виды миграций рабочей силы, основные тенденции и проблемы данного явления, их разрешение. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы.

    Неоклассические модели домохозяйства. Высокие доходы, возможные в США. Новая экономикс и неоклассическая теория миграции, противоречия.

    Курсовая работа по экономической теории на тему: интеллектуальная собственность «утечка умов» выполнил студент МБК 2–го курса гр. 2 сб–13 ухтаров Р. К.

    Условия и факторы, определяющие международную миграцию трудовых ресурсов. Понятие, сущность и причины мировой трудовой миграции, влияние на экономику стран. Современные центры притяжения рабочей силы. Регулирование процессов миграции рабочей силы.

    Дискриминация мигрантов. Рациональные объяснения дискриминации. Уничтожение необходимости миграции. Незапрещение миграции.

    Экзаменационный билет по предмету МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Билет № Преимущества международной специализации производства, его формы и организация в условиях НТР.

    Анализ основных документов по новому международному экономическому порядку. Доклад независимой Комиссии по вопросам международного развития.

    Сущность международной миграции рабочей силы и её причины. Виды трудовой миграции. Особенности миграции трудовых ресурсов. Мировые центры рабочей силы. Последствия международной миграции рабочей силы.

    Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика. Миграционная политика. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы.

    Безработица - это социально-экономическое явление, при котором- часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

    Причины трудовой миграции. Неравенство между богатыми и бедными странами. Связь между принимающими и отправляющими странами. Проблемы адаптации мигрантов. Последствия трудовой миграции для посылающих и принимающих стран. Демографические последствия.

    Роль международной торговли в системе международной экономики. Специфические черты международной торговли. Экономическая основа торговли. Специализация и сравнительные преимущества. Выигрыш от международной торговли.

    Либерализация движения населения. Перемещение рабочей силы. Нео-либеральный порядок.

    Подвижность населения и трудовых ресурсов как важнейшая особенность современной демографии. Миграции трудовых ресурсов, эволюция ее теорий, виды, причины и последствия. Анализ принятия миграционных решений с точки зрения теории человеческого капитала.

    Анализ масштабов внутренней миграции в России. Причины сокращения численности населения. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом. Общие итоги миграции за 2006 и 2007 гг. Определение численности экономически неактивного населения.

    Развернутые ответы на 15 экзаменационных билетов.

Важное место в международных экономических отношениях занимает миграция рабочей силы - того ресурса, который представляет имманентную составляющую самого человека. Поэтому при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические моменты. Речь идет прежде всего о причине демографического свойства, с которой связано так называемое избыточное население (рабочая сила). Оно возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают серьезные социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить страны ЕС.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в условиях труда и его оплаты, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, ученых, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие таких иммигрантов, выступают в роли «вампиров», выкачивающих наилучшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Так, в начале нового века, согласно данным академика Н. П. Шмелева, только в Силиконовой долине (Калифорния, США) работало примерно 200 тыс. российских ученых и специалистов. Одновременно России навязывались программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой ненредостав- ления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной зарубежной помощи» по разрушению научных школ, дестабилизацию систем образования и здравоохранения, снижению уровня культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в мировой капиталистической системе. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием НТП. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и, соответственно, экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две позиции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Выбор зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития. Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование трудовых миграционных потоков.

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну в соответствии с законодательством и другими нормативными документами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные иммигранты - лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Значительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Эго самая обездоленная и бесправная часть населения любой страны, так как на них не распространяются никакие права и требования по обеспечению достойных условий груда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока численность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60-75% от общей численности их населения.

Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые становятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. Данная категория мигрантов увеличивалась нарастающими темпами после развала Советского Союза, когда США, возомнив себя единственным центром мировых сил, под флагом демократизации, свободы и прав человека стали совершать агрессивные акты против суверенных государств, провоцируя «цветные революции» или непосредственно либо косвенно дестабилизируя политическую ситуацию в странах Азии, Северной Африке, Ближнего Востока и Европы (Югославия, Украина). В результате сотни тысяч людей вынуждены были бежать в другие страны, не говоря уже о гражданских войнах, превративших некогда стабильные и относительно процветающие государства в зоны разрухи, бедствия, нищеты и смерти.

Самостоятельным процессом в международных экономических отношениях является миграция рабочей силы. Однако принимая во внимание специфику данного ресурса, который связан непосредственно с самим человеком как имманентная его составляющая, при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические предпосылки и последствия.

Причины миграции трудовых ресурсов

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населения, остановимся в основном на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего необходимо указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую иммиграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социалистические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграционная квота была увеличена в 1,5 раза. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испытывать огромные трудности в области финансирования науки, образования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, России и другим странам навязываются программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубежной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной экономики. В нашей стране разрушены многие научные школы, особенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует

поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-

финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Глава2. Международное движение трудовых ресурсов.

2.1 Международное движение факторов производства в системе международной экономики. Место трудовой миграции в международном движении факторов производства.

Важной формой международного сотрудничества является международное перемещение факторов производства. Оно включает:

Международное перемещение трудовых ресурсов;

Международное движение капитала посредством международного кредита;

Прямые зарубежные инвестиции.

Причины международного перемещения факторов производства по своей сути не отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя и существует методологическая общность анализа международной торговли и перемещения факторов, тем не менее, анализ последнего требует некоторого расширения понятий, связанных с движением товаров и услуг.

1. Страна с избытком трудовых ресурсов под воздействием одних обстоятельств может импортировать капиталоемкие товары; под воздействием других

Получать капитал посредством заимствования за границей.

2. Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или привлекать рабочих иммигрантов.

3. Страна, которая не может поддерживать эффективные размеры производства, может импортировать товары, в производстве которых крупные фирмы имеют преимущество или разрешить производство этих товаров филиалам зарубежных фирм.

Международное движение факторов производства на практике порождает большие трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем за движением капитала, строгой регламентацией прямых зарубежных инвестиций и т.п.

Вот почему изначально возможен анализ торговли в отсутствии перемещения факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, ибо значительно повышает эффективность производительных сил мира. Оно составляет предмет особого анализа. Анализ международного движения факторов производства начинается обычно с анализа международной мобильности трудовых ресурсов - наиболее простой формы движения факторов.

2.2 Экономическая природа международной миграции рабочей силы.

Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух основных процессов: эмиграционных и иммиграционных.

Эмиграция - это выезд из одной страны в другую определенного контингента людей.

Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну.

На взаимосвязь указанных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции.

Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внутреннего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами, т.е. состоянием международной экономики, экономических связей между странами.

В определённые периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности Могут выступать также политические, военные, национальные, культурные и другие социальные факторы.

Причины международной трудовой миграции можно понять только ка конкретную совокупность названных факторов.

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции.

Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения, заработная плата которого не обеспечивает ему прожиточный минимум. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Как правило, данная цель достигается в экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни.

Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 основных этапа:

1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в конце ХVIII - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда

Формирование мирового рынка труда содействовало:

Экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы,

Колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.

II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства Высокий уровень концентрации производства и капитали в передовых странах (США, Великобритания и т.д.), обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия, Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила

III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-иммигранта - США Это было обусловлено следующими причинами:

1. Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., проявившегося в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов;

2. Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

IV этап начался после II мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и который получил название «утечка умов»;

Усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции.

2.3 Масштабы, формы и направления международной миграции. Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1% населения планеты

Не менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной концентрации миграции, специфики использования труда рабочих-мигрантов. Эти обстоятельства играют существенную роль в системе международных экономических отношений как способ межгосударственного и внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства

Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы

Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой.

Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки.

В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют:

Постоянную миграцию. Эта форма преобладала до 1 мировой войны и была характерна тем; что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное место жительства в США, Канаду, Австралию и др. Переселение в обратном направлении было незначительным;

Временную миграцию, предполагающую возвращение мигрантов на родину после окончания определенного срока. В этой связи следует отметить, что современная трудовая миграция приобрела ротационный характер;

Нелегальную миграцию, которая весьма выгодна предпринимателям стран-иммигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им рабочей силы

Последствия международной миграции весьма разнообразны:

1.Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производства

2. В стране эмиграции:

а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переводы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов.

б) при постоянной миграции создаются условия лишения страны квалифицированной рабочем силы, потерь связанных с так называемой «утечкой умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны.

В стране эмиграции в целом потери превышают выгоды Возможными ответными мерами правительства могут быть:

Запрет эмиграции как таковой;

Налог за «утечку умов»,

Создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы.

3. В стране иммиграции.

а) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

6) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. Так, в США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты;

в) иммиграция создает излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих;

г) к отрицательным внерыночным эффектам, порожденными иммиграцией, относятся: социальные трения, обострение национальных проблем, преступность и т. д.

2.4 Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда

Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дед а также специально созданные государственные и межгосударственные органы

Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные кик в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране

Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных работников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях.

Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Она функционирует в составе СОН

Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция.

Заключение

Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.

Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.

Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.

Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.

Список использованной литературы

    Сафронова Н.А. Экономика организации(предприятия)-М.: экономист, 2007.-618с

    Андрианов В.Д. О трудовых ресурсах России.// БИКИ..-1997 -№5 - с2

    Андрианов В.Д. Национальное богатство России.// БИКИ..-2005.-№137. с1-3

    Белозёрова С. Труд и движение кадров на предприятиях // Человек и труд -1993-№7 с 42-47

    Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике// Общество и экономика..-1994.-с114-131

    Бушмарин И.В. Актуальность проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов. // Человек и труд.. -2004- №7.- 50-56

    Гавриленков Е. Изменение структуры производства и формирование рынка труда в России// Проблемы теории и практики управления..-1993.-№2.- с51-54

    Железцова А Трудовые ресурсы организации в современных условиях.// Маркетинг..-2003 -№2. –с 10-21

    Зайончковская Ж.А. Трудовая эмиграция российских учены// Проблема прогнозирования-2004-№4 с 98-108

    Романовский А. Рынок труда в России и его перспективы.// Российский экономический журнал..-1993. №9. – с72-79

    Сараев А. Формирование трудовых ресурсов и занятости.// Экономист..-2001.-№10- с72-77


Критерій погоди Діаграма статичної ост ійності Метацентрична висота Критерій... 13,2 >> [k] = 1 Му 11190 8.2 Діаграма статичної ост ійності Згідно з п. 2.2.1 максимальне плече... крену при максимальному плечі статичної ост ійності θm = 46є > [ θm] ≥ 30є ...

  • Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один

    Контрольная работа >> Психология
  • Британская Ост -Индская компания

    Реферат >> История

    Также Голландская Ост -Индская компания, Французская Ост -Индская компания, Датская Ост -Индская компания... , Шведская Ост -Индская компания, Португальская Ост -Индская компания...

  • Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями , а участников этого процесса — мигрантами .

    Страну, принимающую мигрантов, называют страной-резидентом , импортером рабочей силы, а въезжающих в нее мигрантов — иммигрантами. Страна, из которой выезжает рабочая сила, называется страной-донором , экспортером рабочей силы, а выезжающие из нее в поисках работы граждане — эмигрантами.

    Виды миграций населения

    В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянные , или безвозвратные, миграции и временные (иногда сезонные, например, на период работы, учебы) миграции. Характер, масштабы и направление миграционных потоков в современную эпоху заметно отличаются от потоков как далекого, так и довольно близкого прошлого.

    Старая миграция

    Под старыми миграциями имеются в виду переселения, возникшие в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.) и последующий период вплоть до . Европейские государства захватывали огромные территории, создавая мировую колониальную систему. Богатства и труд населения колоний были призваны умножить мощь и процветание метрополий. Для поддержания порядка и организации эксплуатации аборигенов (коренных жителей) началось массовое заселение Америки , в первую очередь Северной. Одновременно европейцы колонизовали крупные регионы Азии, а также всю Африку, Австралию и Новую Зеландию. Наряду с добровольными мигрантами в освоении земель принимали участие и вынужденные переселенцы (насильственно завезенные в США африканские негры, ссыльные английские каторжники в Австралии и Новой Зеландии, а также этапированные заключенные других европейских государств). Считается, что с начала XIX в. вплоть до Первой мировой войны из Европы эмигрировало около 50 млн. человек (примерно треть которых затем вернулась на родину).

    Промышленный переворот конца XVII — начала XIX вв. означал не только создание нового типа производительных сил, но и возникновение новых форм международных миграций населения. В эпоху капитализма перемещение трудовых ресурсов все более утрачивало черты внеэкономического принуждения. И ныне в мирных условиях оно определяется в основном экономикой международного , т. е. предложением и спросом на нее.

    В конце XIX и первой половине XX столетия наибольший приток мигрантов отмечался из стран Европы в США, быстро развивающаяся промышленность которых испытывала острую нехватку рабочей силы. Переселения носили преимущественно добровольный семейный характер, т. е. включали все возрасты. В дальнейшем ситуация изменилась. Страны Западной Европы сами стали привлекать иностранных рабочих, главным образом мужчин молодых возрастов. Теперь пополнение трудовых ресурсов происходило преимущественно из стран Азии и Африки. Смена источников получения рабочей силы означала, что на место старой миграции пришла новая миграция. Наиболее активно в деле привлечения иностранных рабочих действовала Германия, имевшая незначительные колонии и потому почти не пользовавшаяся эксплуатацией заморского труда. Привлечение иностранных рабочих, согласных практически на любые условия труда, послужило мощным толчком экономического прогресса стран Западной Европы и Северной Америки.

    Новая миграция

    Основными причинами новой миграции стали преимущественно экономические и военно-политические.

    Экономические причины

    С XV в. западноевропейские государства формировали колониальную систему, которую использовали в качестве важнейшего источника первоначального накопления капитала. На протяжении почти пяти столетий прямое ограбление колоний и неэквивалентный обмен способствовали росту материального благосостояния метрополий и сдерживали развитие стран других континентов, превращенных в колонии или полуколонии.

    Лишь во второй половине XX в. подъем национально-освободительного движения, поддержанный странами социализма, привел к ликвидации колониальной системы. Место прямого ограбления заняла его более завуалированная форма — неэквивалентный обмен , при котором на свободном рынке устанавливаются высокие цены на промышленные товары индустриальных государств и низкие цены — на сырье освободившихся стран. В мировых экономических отношениях широкое распространение приобрели инвестиции, кредиты и субсидии, приводившие к росту внешней задолженности развивающихся стран и их финансовой зависимости.

    Создание новой системы (нередко называемой неоколониализмом), в которой сохранялись экономически и политически неравноправные отношения, обеспечило государствам не только продолжение, но и усиление эксплуатации практически всех стран третьего мира. Это позволило наиболее преуспевшим государствам Северной Америки и Западной Европы, а также Японии выделиться в особую группу стран золотого миллиарда (по численности проживающего в этих странах населения).

    Эта группировка навязывает либерально-рыночную систему международных экономических отношений для использования национальных богатств, особенно сырьевых и людских ресурсов бывших колоний, превращенных в страны-доноры. Ныне страны золотого миллиарда потребляют 75% сырьевых ресурсов мира, а США с их 4,5% населения планеты — свыше трети. Спрос на сырье, в частности, топливно-энергетические ресурсы, по прогнозам, будет расти и в XXI в., несмотря на внедрение синтетических заменителей или энергосберегающих технологий.

    В результате перекачки и эксплуатации иностранных рабочих (и ряда других факторов) стран золотого миллиарда, приходящийся на душу населения, в настоящее время превышает 30 тыс. долл. США в год, тогда как в остальных странах мира, включая Китай, Индию и Россию, он в среднем достигает 5 тыс. долл. (а в некоторых странах — даже 500 долл.). Причем, по данным , разрыв в уровнях подушевого дохода за последние 50 лет не сократился, а увеличился. Продолжающаяся поляризация стран и народов привела к созданию на одном полюсе общества потребления, а на другом — общества нищеты и полуголодного существования (от голода в странах Африки и Азии ежегодно умирает несколько сот миллионов человек). Естественно, что высокий жизненный уровень индустриальных государств является для мигрантов мощной притягательной силой, а нищета на родине — выталкивающим фактором . Отсюда — стремление миллионов людей «уйти туда, где лучше».

    Следует напомнить, что Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней. Поэтому в послевоенный период страны Западной Европы испытывали острую нехватку рабочей силы. К тому же был нарушен процесс воспроизводства населения из-за внушительной потери мужчин фертильных (детородных) возрастов. Страны Западной Европы решили выйти из трудного положения, предлагая демобилизованным воинам, набранным в армию в колониях, остаться на постоянное или временное проживание в метрополии. Более того, они стали поощрять переезд трудоспособных мужчин, гарантируя им получение работы.

    С этой целью было срочно пересмотрено иммиграционное законодательство. Например, Франция в 1946 г. сняла 95% ограничений на въезд в страну жителей своих колоний (формально оставались лишь карточки, удостоверяющие состояние здоровья). Проживавшие на 1 января 1947 г. в метрополии 50 тыс. алжирцев получили французское гражданство (подобная практика продолжалась до 1962 г., когда Алжир добился независимости). В самом Алжире подбирали рабочих по двум признакам: состоянию здоровья и отсутствию у них работы.

    Уже в 1950-х гг. в странах Западной Европы возникла идея интеграции, превратившаяся в мощную тенденцию, действующую по сей день. Римский договор о создании ЕЭС 1957 г. провозглашал устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов. Поэтому предусматривалось устранение всякой дискриминации иностранных рабочих. Однако на практике страны сообщества все чаще стали вводить различные ограничения на въезд иностранных рабочих.

    Дело в том, что на численный и качественный состав иммигрантов все большее воздействие стала оказывать начавшаяся НТР (научно-техническая революция). Индустриальные государства во все большем объеме предъявляли спрос на квалифицированную рабочую

    Изменение спроса на рабочую силу привело к тому, что в конце 1960-х гг. западноевропейские государства внесли существенные коррективы в свою иммиграционную политику. С одной стороны, они установили жесткий контроль не только за состоянием здоровья, но и за квалификацией рабочего, навыками его работы на современном предприятии. Спрос на неквалифицированную рабочую силу заметно сократился. С другой стороны, законодательство некоторых стран Запада начало предусматривать ограничения на въезд иностранных граждан.

    Еще более весомые перемены в иммиграционной политике западных государств произошли с конца 1973 г., когда стали развиваться нефтяной и структурный кризисы . Правительства этих государств, ссылаясь на свертывание производства и рост безработицы, начали в одностороннем порядке вводить новые законодательства, сначала по ограничению притока иммигрантов, а затем и по полной его приостановке. Так, Франция на три года (1974-1977) приостановила иммиграцию. Бельгия лишь ограничила приезд иностранных рабочих с семьями. США ввели количественное ограничение: квота для иммигрантов была снижена до 400 тыс. человек в год. Новые законодательства свидетельствовали об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики в соответствии с ее изменениями на мировом рынке рабочей силы.

    Иное отношение сложилось к специалистам высшей квалификации (кроме гуманитарной). В странах Западной Европы эти лица принимались практически без ограничений. А Соединенные Штаты даже поставили политику привлечения иностранных научно-технических кадров на государственную основу. В 1968 г. США приняли закон, который отменял привилегии на въезд из ряда западноевропейских государств, а прибытие специалистов из развивающихся стран получило некоторые преимущества. Уже тогда американское государство посчитало, что приток специалистов из Азии, Африки или Латинской Америки может стать одним из источников национальных ресурсов. Вплоть до 2000 г. индустриальные страны Запада изменяли свое законодательство, облегчая и даже поощряя приток высококвалифицированных кадров из слаборазвитых стран.

    В период, когда промышленно развитые государства стали ограничивать иммиграцию неквалифицированных рабочих, существенно возросла роль некоторых развивающихся стран в качестве импортеров рабочей силы. Особенно разительные перемены произошли в нефтеэкспортирущих странах Ближнего Востока, в которых с конца 1973 г. началось резкое увеличение доходов, но не в связи с мощным развитием производительных сил, а в связи с высокой конъюнктурой мировых цен на нефть. Доходы от продажи нефти достигли в странах Ближнего Востока беспрецедентных масштабов.

    Получение столь крупных поступлений нефтедоларов создало условия для экономического бума, для реорганизации национального хозяйства. Однако нефтеэкспортирующие страны не располагали для этого необходимыми трудовыми ресурсами, поскольку доля экономически активного населения составляла в среднем 20% и буквально мизерной была доля квалифицированных рабочих и специалистов. Такое состояние трудовых ресурсов вынудило внезапно разбогатевшие страны искать выход в импорте иностранной рабочей силы.

    С 1974 г. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия и другие нефтеэкспортеры приступили к массовому использованию иностранных рабочих. В отдельные годы численность иностранных граждан в ОАЭ и Кувейте в 3-4 раза превосходила численность местных работников. Причем разрыв в уровнях оплаты иностранных и местных рабочих был еще больше, чем в индустриальных государствах. За короткий промежуток времени нефтедобывающие страны смогли с помощью иностранных рабочих преобразовать свои полуфеодальные структуры в современные хозяйства. Можно утверждать, что именно эксплуатация труда десятков миллионов иностранных рабочих помогла странам Ближнего Востока, как ранее государствам Запада, совершить экономическое чудо.

    С начала 1980-х гг. мировые цены на нефть стали снижаться, и соответственно сокращаться доходы нефтеэкспортирующих стран. Но они к этому времени смогли оснастить производство современной техникой и технологией, а также подготовить некоторое количество национальных кадров. Нефтеэкспортирующие страны стали постепенно вводить ограничения на иммиграцию неквалифицированной рабочей силы. Одновременно они, подобно индустриальным государствам, стали вводить систему поощрения приезда квалифицированных рабочих и специалистов. Для последних они обеспечивали достаточно комфортные условия проживания (вместе с семьями) и довольно высокие оклады. На такие предложения откликались высококвалифицированные специалисты не только развивающихся стран, но и промышленно развитых государств, включая Англию и США.

    Экономические причины для найма за рубежом превалируют и у самих эмигрантов. С одной стороны, это стремление приобщиться к более благополучной жизни. Опросы, проведенные в большинстве стран-доноров, показали, что основной причиной отъезда рабочих служило намерение больше заработать (60-80% опрошенных). К этому следует добавить желание получить специальность или повысить квалификацию (4-6%). С другой стороны, это боязнь остаться без работы. Правда, доля безработных среди отъезжающих была относительно небольшой (8-10%).

    С течением времени правительства некоторых развивающихся стран стали ограничивать отъезд квалифицированных рабочих, а тем более специалистов, необходимых и подготовленных для собственной экономики. Они требовали компенсации за полученное образование или повышали стоимость виз. Периодически в странах-донорах развертывалась широковещательная кампания по возвращению на родину ученых, инженеров, компьютерщиков и др., а правительство обещало им улучшить материальное положение и условия работы. Однако эти усилия приносили ограниченный результат, и «утечка умов » продолжала наносить ущерб национальному хозяйству.

    Военно-политические причины

    Существует широко распространенное мнение, что XX в. стал наиболее цивилизованным и гуманным. Но именно в этом столетии заметно возросла политическая, этническая и религиозная нетерпимость. Именно в это столетие проходил кровавый передел мира, вызвавший расчленение и упразднение целых государств.

    За многими этими событиями зачастую просматриваются экономические причины, в частности, стремление стран золотого миллиарда обеспечить доступ к чужим сырьевым ресурсам. В данном случае важно отметить, что каждое такое военно-политическое событие порождает массовое перемещение населения , чаще всего именуемое временным переселением, хотя оно, как правило, носит долговременный и нередко межстрановой характер

    Первая мировая война и в определенной мере предшествующие ей Балканские войны создали новую военно-политическую обстановку в Европе. Кровопролитные сражения, разрушение гражданских объектов, даже приближение противника поднимали массы людей с мест постоянного проживания, превращая их в беженцев, перемещенных лиц или политических эмигрантов. Многие европейцы перебрались тогда в более спокойные регионы Северной и Южной Америки или Австралии, и лишь небольшая часть их вернулась после завершения Первой мировой войны.

    В промежутке между двумя войнами в Италии и Германии утвердился фашизм , порожденный западной цивилизацией. Новый режим, особенно в Германии, проявил расовую и религиозную нетерпимость, поэтому многие представители других национальностей или вероисповеданий покинули фашистские страны. А начатая Германией Вторая мировая война привела к возникновению множества потоков беженцев. Миллионы европейцев переселялись в более безопасные места: в США, Канаду, Австралию или в колонии Англии, Франции, Бельгии.

    С конца 1940-х гг. развернулось национально-освободительное движение, поддержанное социалистическими странами. Большинство колоний и зависимых территорий смогло добиться независимости мирным путем, но меньшинству пришлось с оружием в руках изгонять английских, французских или американских оккупантов. В ходе сражений тысячи беженцев в поисках спасения пересекали государственную границу.

    Пять арабо-израильских войн, гражданские войны в Ливане, Эфиопии, Сомали, Кампучии, Конго, исламская революция в Иране, война между Ираком и Ираном, нападение Ирака на Кувейт, гражданская война в Югославии и затем агрессия НАТО против Югославии — все эти трагические события дестабилизировали мирную жизнь населения Евразии и Африки, принуждая мирных жителей к бегству. Смена режима в Афганистане и ввод советских войск положили начало потоку беженцев , насчитывающих к концу 1980-х гг. от 6 до 8 млн. человек.

    Бесспорно, беженцы составляют иную категорию мигрантов. Их численность достигла внушительных размеров: в 1970 г. — 2 млн., а в 2000 г. — уже 40 млн. человек. Официально только в 1990 г. в Западную Европу прибыло 420 тыс. беженцев, в том числе из Турции (в тыс.) — 46,5, Ливана — 28,3, Шри Ланки — 17,9, Ирана — 16,5, Индии — 11,2, Сомали — 10,4 и т. д. Рано или поздно они начинают искать себе ту или иную форму занятости.

    Общую численность мигрантов, включая беженцев, трудно определить из-за текучести этой категории людей или незаконности их пребывания. По приблизительным оценкам, в 2000 г. в перемещениях рабочей силы принимало участие более 80 млн. человек, а с семьями — около 150 млн., из которых на долю граждан стран Востока приходится свыше 60%. В зависимости от экономической или военной ситуации эти цифры могут существенно увеличиться.

    Основная масса легальных и нелегальных мигрантов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (приблизительно по 25-30 млн. человек), а также на нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока (БВ) (12-15 млн. человек). В индустриальных государствах они сосредоточились в промышленности и сфере услуг, а в странах БВ — в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. В зависимости от конъюнктуры занятость иностранных рабочих может изменяться безотносительно их квалификации.

    Экономические последствия международных трудовых миграций

    Все исследования международных организаций и отдельных ученых показали, что использование иностранных рабочих содействовало хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогло многим из них совершить экономическое чудо. Конечно, если бы это было не так, то индустриальные и нефтеэкспортирующие государства давно бы отказались от импорта рабочей силы.

    Однако в преддверии XXI в. странах Западной Европы развернулись жаркие споры о ряде социальных и демографических последствий. Противники импорта рабочей силы утверждают, что в 2000 г. в странах Западной Европы насчитывается 20 млн. безработных. Поэтому приток иммигрантов поднимает еще выше уровень безработицы и, как следствие, уровень преступности. Другой аргумент привел популярный французский исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, в ближайшей перспективе в результате переселения североафриканцев вся Европа будет говорить не по-французски, не по-английски, не по-немецки, а только по-арабски. Его сторонники указывают на формирование крупных диаспор арабов, турок, персов и других народов с их языком, культурой и религией. Удельный вес неевропейцев, ныне составляющий 8-12% населения, постоянно растет, вытесняя белую расу. По их мнению, белого человека уже можно заносить в Красную книгу.

    Экономические последствия миграций для стран-доноров

    1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

    Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной рабочей силы не поднял уровень безработицы в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной работы на другую или переезжать в соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

    Выше отмечалось, что доля безработных среди выезжающих на работу за рубеж была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

    2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны ;

    Действительно, в ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

    Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.

    В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления рабочих страны-доноры брали новые кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство , т. е. в реальный сектор экономики.

    Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

    Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

    Экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу

    • Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила);
    • Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства;
    • Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих;
    • Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.
    Поделиться