Среди характеристик отличающих проектное мышление выделяются. Проектное мышление. Составление бюджета проекта

Вначале я дам определение технократического мышления, а затем не очень привлекательный, хотя в высшей степени художественный и противоречивый образ этого вида мышления. Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и полководцу и представителю искусства, и гуманитарию и, конечно же, деятелю образования. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Для того, чтобы эта абстрактная характеристика технократического мышления стала зримой, напомню мысли князя Андрея о полководцах:

"Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых высших, лучших человеческих качеств - любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения (эти все качества нужны педагогу. - В. 3.). Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави Бог, коли он человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они - власть" (Толстой Л. Война и мир. Т. 3, М. 1947, С. 48).

Не напоминает ли эта оценка одного из нынешних "полководцев"? Многие спорили или прощали великому писателю эту характеристику личности и ума полководца, но меня сейчас интересует не то, что есть, а чего лишен полководческий ум или гений. А его ум при всех достоинствах, раскрытых Б. М. Тепловым в статье "Ум полководца" (Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1, М. Педагогика, 1985), сильно смахивает на технократический.

А теперь Ставрогин - персонаж романа Ф. Достоевского "Бесы":

"Ставрогин - воплощение исключительной умственной мозговой силы. В нем интеллект поглощает все прочие духовные проявления, парализуя и обеспложивая всю его душевную жизнь. Мысль, доведенная до степени чудовищной силы, пожирающая все, что могло бы рядом с ней распуститься в духовном организме, какой-то феноменальный Рассудок - Ваал, в жертву которому принесена вся богатая область чувства, фантазии, лирических эмоций - такова формула ставрогинской личности... Перед нами гений абстракта, исполин логических отвлечений, весь захваченный перспективами обширных, но бесплодных теорий" (Л. Гроссман. Достоевский. Изд. 2-е. М. Молодая гвардия. 1965, С. 450).

Можно выразить это проще. При всей своей гениальности Ставрогин лишен ощущения реальности, жизни, которые характеризуют естественные способы мышления всякого жизненно ощущающего человека.

Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым в свою очередь лежат определенные социальные интересы. Связь "программирования" поведения и деятельности личности с ее бездуховностью превосходно показал Ф. Искандер в небольшом эссе, посвященном пушкинскому "Моцарту и Сальери":

"Корысть Сальери заставила его убить собственную душу, потому что она мешала этой корысти. В маленькой драме Пушкин провел колоссальную кривую от возникновения идеологии бездуховности до ее практического завершения. Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна. Почему всегда? Потому что преступная корысть убивала душу человека для самоосуществления, а не для какой-либо другой цели. Непреступная цель не нуждалась бы в убийстве души" (Искандер Ф. Моцарт и Сальери. Знамя. 1987, N 1, С. 130).

Как это не парадоксально, но здесь Сальери выступил как яркий представитель технократического мышления (ср. "Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп"). Еще одну грань технократического мышления отметил замечательный психолог Б. М. Теплов, назвавший свой анализ маленькой трагедии А. С. Пушкина "Проблема узкой направленности (Сальери)". Различие между Моцартом и Сальери Теплов видит в том, что

"...сочинение музыки было для Моцарта включено в жизнь, являлось своеобразным переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превратившаяся в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной". И далее, "Сальери становится рабом "злой страсти", зависти, потому что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, - человек с пустой душой. Наличие одного лишь интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух" (Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1, М. Педагогика, 1985, С. 308-309).

Л. Гроссман, Ф. Искандер, Б. Теплов пишут о предельных ситуациях, порожденных гением Достоевского и гением Пушкина. Но, к несчастью, жизнь, как заметил В. Набоков, подло подражает художественному вымыслу. Сейчас такой тип мышления стал реальной силой, сыграл не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Я вовсе не идентифицирую технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта и "искусственной интеллигенции", хотя К. Шеннон - создатель теории информации, Н. Винер - создатель кибернетики, Д. фон Нейман - один из создателей вычислительной техники не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX века, участвовавшим в создании атомной бомбы.

Поставлю вопрос о технократическом мышлении еще более резко и категорично. Оно руководствуется внешними по отношению к мысли, к мышлению, к науке, к человеку целями. Поэтому оно характеризуется еще одной чисто психологической чертой. Оно нетерпеливо и торопливо: оно не оправдывает цели средствами, а стремится к их достижению любыми средствами. Г. Г. Шлет в начале 1917 г. писал:

"Но науке торопиться некуда, - по крайней мере, той науке, которая не состоит в услужении и на посылках у современного престидижитатора-техники, вершащей сейчас судьбы науки и человеческой мысли". (Г. Г. Шлет. Философские этюды. М. Прогресс. 1994, С. 227).

Истоками технократического мышления являются всяческие сказки, сказания, мифы, фантастика. Оно их переживает, ими питается и в них выражается. И чем дальше, тем более зловеще. Оно не знает, что такое рефлексия; умственная жизнь для него - нечто чуждое; оно с трудом отличает ее от тяжелого физического труда. Оно отдыхает, когда от него не требуют умственного напряжения; умственная лень - его природа и его добродетель.

Данная выше уничтожающая характеристика технократического мышления представляет собой научное хулиганство, которое я все же рискую вынести на суд читателей. Дело в том, что она представляет собой парафраз характеристики, которую Г. Г. Шлет дал мышлению и мудрости Востока, локализуя на Востоке и корни Христианства. В контексте обсуждения различий в мышлении Востока и Европы (Иерусалима и Афин) Г. Г. Шлет далее пишет:

"Чистый европеизм пробудился в тот момент, когда первый луч рефлексии озарил человеку его собственные переживания. Европа - это умственное напряжение, но не труд, а "досуг", восторг и праздник жизни; самое дорогое для нее - творчество мысли; и никакая сила - ни меч, ни моральная проповедь не могли уничтожить в европейце его страсти мыслить. Европа пережила сказок и мифов, мудрости и откровений не меньше, чем Восток, но она не только их переживала, она их передумывала. Как глубоко она переживала и как глубоко передумывала пережитое, об этом свидетельствует ее создание - трагедия, высшая форма художественной рефлексии. Вообще, это ее создание - основные направления рефлексии: строгое искусство и строгое чистое знание. "Строгое искусство" - нередко синоним "античного искусства", т. е. европейского. К "строгой науке" мы как будто пришли позже, когда Европа "ориентировалась", когда ее историю вело христианство. Но нужно ли напоминать мартиролог философии, когда она стала обнаруживать волю быть наукой, и мартиролог науки, когда она становилась строгой наукой? (Как это похоже на "ориентирование" России, когда ее историю вел большевизм, жертвой которого пал и Г. Г. Шлет. - В. 3.). Философия как чистое знание есть порождение античной языческой Европы, т. е. Европы в нашем узком и более точном смысле" (Там же, С. 228-229).

Я не буду дискутировать с Г. Г. Шпетом по поводу различий в мышлении Востока и Европы. Этот предмет имеет свою историю. Была и христианизация эллинской мысли и эллинизация христианства, были и утверждения о синтезе Востока и Запада, хотя поиски такого синтеза продолжаются (А. В. Ахутин. Афины и Иерусалим. // Диалог культур. М. ГМИИ им. А. С. Пушкина. 1994). На эмоциональном уровне я оптимист и согласен с Г. Г. Шпетом и с комплиментом (или авансом) О. Мандельштама: "Над нами варварское небо, но мы эллины".

Иное дело, как европейское мышление ослабило рефлексию. Увлеклось или дало себя увлечь мышлению технократическому. Это сюжет для научного детектива.

Без запальчивости все же не обошлось. Сарказм Г. Г. Шпета заразителен! Вернусь к академическому тону. Упреки в адрес технократического мышления (старые и новые) не следует смешивать с давней советской критикой интеллектуализма в обучении. На самом деле его всегда недоставало, да и едва ли может быть когда-нибудь достаточно, хотя может быть и чрезмерно. Такая парадоксальность типична для любой образовательной проблемы.

Критика интеллектуализма была завуалированной, а часто прямой формой выражения претензий к недостаточной идеологичности и избыточной интеллигентности образования. Для усвоения идеологем ума не надо. Отсюда и раздавшийся в 60-х годах крик души нашего замечательного философа Э. В. Ильенкова:

"Школа должна учить мыслить!". Сегодня его можно было бы уточнить и дополнить: "Школа должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле".

Проще всего сказать, что технократам так же, как и идеологам, противопоказано формировать, проектировать мышление подрастающих поколений. Не нами сформулирована оппозиция технократии и ноократии. Но где эта вымечтанная Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским ноосфера - культурная и разумная среда, растящая и питающая личность? Нет этого питательного бульона, в который можно было бы поместить наших питомцев. Геологической силой стала не ноократия, а технократия, которая слишком медленно утрачивает свой кредит. Но даже, если он станет убывать быстрее, инерции технократического мышления хватит надолго.

Что же делать в такой ситуации? Есть ли из нее выход? И если он есть, то есть ли воля к его поискам? Бессмысленно призывать вернуться к незамутненному эллинизму. Его нужно помнить. Вообще, бесплодны или безнравственны любые призывы и лозунги, кроме единственного - подумать. Да и технократическое мышление принесло человечеству не одни кошмары. Оно, видимо, все же соприродно человеческому мышлению, как дьявол, к несчастью, соприроден человеку. Вернусь к Моцарту и Сальери, но на сей раз в оценке О. Мандельштама, который не столь сурово оценил последнего:

"Сальери достоин уважения и горячей любви. Не его вина, что он слышал музыку алгебры так же сильно, как живую гармонию." (Мандельштам О. Сочинения в двух томах. Т. 2, М. 1990, С. 187).

И далее поэт замечает, что суровый и строгий ремесленник Сальери протягивает руку мастеру вещей и материальных ценностей, строителю и производителю вещественного мира. О. Мандельштам отдает должное личности Сальери и как бы сглаживает противоречия между ним и Моцартом.

Н. Я. Мандельштам описала заочную дискуссию между А. Ахматовой и О. Мандельштамом по поводу "маленькой трагедии" и отношения А. Пушкина к ее героям. Она была посредником в этой дискуссии (Н. Мандельштам. Моцарт и Сальери. Знамя. 1993, N 9). Согласно А. Ахматовой, Моцарт и Сальери представляют два пути сочинительства - спонтанность, вдохновенность и труд. С точки зрения О. Мандельштама, в каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери. Спонтанность дара и труд - это две стороны созидательного процесса, которые он обозначал словами "Моцарт" и "Сальери", и, - по словам Н. Я. Мандельштам, - знал в себе черты обоих.

Слово "знал" является ключевым. Как у Г. Г. Шпета: мало пережить, нужно передумать. Мало передумать. Должна еще быть "страсть мыслить". А у "страстного мышления" или у "мыслящей страсти" должен быть еще и субъект, точнее, мыслящее, сознательное Я. Не эмпирическое, а именно когитальное Я, подчеркивал М. К. Мамардашвили. "Эмпирическое Я" может быть рефлекторным, а "когитальное Я" - рефлексивно. Разница между ними такая же как между рефлексом и рефлексией. В русском языке она превосходно выражена: рефлекс и рефлекс-и-Я. Всего ничего - союз и заглавная буква, но буква Я. Можно предположить, что субъектом идеологизированного, равно как и субъектом технократизированного мышления является эмпирическое Я (ср. "в партию сгрудились малые"), тогда как субъектом аксиологического, ценностного, скажем проще - человеческого и человечного мышления, - является когитальное Я. Последнее, как и эмпирическое, тоже порой может мыслить предметами, значениями, понятиями, эмоциями, накалом воспаленных чувств, но кроме того оно мыслит смыслами или мыслями о смысле. Оно способно к эмоциональному, смысловому, ценностному предвосхищению своих усилий и своих результатов.

Мысль до тех пор не может быть признана мыслью, пока она не будет содержать в себе, помимо себя самой, еще и мысли о вневременном смысле человеческого бытия:

"Пока не найдешь действительной связи между временным и вневременным, до тех пор не станешь писателем, не только понятным, но и кому-либо и на что-либо, кроме баловства, нужным" (Блок А., Соч. Т. 5, М. Художественная литература. С. 162).

Примечательно, что именно А. Блок произнес эти слова. М. Шагал, который хотел было показать ему свои юношеские стихи, "отступил перед его лицом и взглядом, как перед лицом самой природы ".

Я должен мыслить свое мышление, а не мое мышление - меня. Если у интеллекта есть хозяин, он выберет, какая из разновидностей мышления ему нужна.

Прошу простить меня за длинноты в попытке объяснить, что такое мыслить о смысле. Так же как с волей, так и в случае с интеллектом далеко не безразлично, в какой форме он представлен в образовании. Как не безразлично, в какой форме они представлены в душе педагога и ученика. Мы видели, что эмпирическое Я, не обделенное знаниями, умениями, навыками, даже талантом, может иметь пустую душу.

Многие обыватели считают дизайнеров и специалистов художественно-синтетических профессий людьми не от мира сего. Некоторым на самом деле, на каком-то этапе профессиональной деятельности немножко “сносит крышу”, сами понимаете, работа творческая, если не уметь подходить к ней профессионально, действительно можно уйти в дебри, откуда редко кто возвращается нормальным. Такие примеры встречаются.

По - этому, чтобы стать успешным дизайнером, необходимо подходить к работе профессионально. А здесь уж никак не обойтись без системного, проектного мышления.

Что это такое?

Проектное мышление - это определенные действия, система, которую использует дизайнер, при работе над проектом. Опишу одну из таких систем на примере.

Поступил заказ, например на создание логотипа. С чего начать работу? Разумеется, с подготовительной части. Нужно изучить объект проектирования. Для этого есть бриф, специальный документ, в котором дизайнер прописывает все вопросы для нового клиента и нового проекта. Обычно бриф бывает на 1–2 страницы. Это очень важный документ. В нем рассказывается суть проекта, пожелания заказчика, примеры конкурентов, которые ему понравились и которые не понравились. Даются ссылки на источники, которые нужно дизайнеру изучить, все, что касается компании заказчика, его контактная информация и общие пожелания. Т.е. в брифе дается максимальная информация для работы дизайнера.
Иногда к брифу или отдельно от него, если проект достаточно простой, собирается архивная папка, куда собирают образы, ассоциации, цветовые сочетания, шрифты, все то, что отражает суть идеи, которая была озвучена заказчиком. Можно сказать это ассоциативный ряд, который должен возникнуть при взгляде на тот или иной предмет, который является объектом проектирования.

Второй этап - эскизирование. Изучив всю информацию, по проекту, он начинает создавать образы и объекты, в данном случае логотип. Подбирает шрифты, рисует на бумаге или в программе, это по желанию, кому как удобнее.

Третий этап - отбор. Из множества вариантов, дизайнер самостоятельно выбирает наиболее подходящие, по критериям брифа.

Четвертый этап - согласование с заказчиком. Совместно отбираются один или два варианта. Это крайне важно отобрать 1–2 варианта максисум, которые дальше можно будет доработать и один из этих вариантов сделать заключительной версией.

Пятый этап - второе согласование. Финальное.

Шестой этап - готовая работа передается заказчику.

Отдельно отмечу, что в данном примере, были заранее улажены все финансовые аспекты. Крайне важно! Сделана предоплата перед началом работы. После финального согласования заказчик также оплатил вторую часть гонорара. Только после этого готовая работа, исходники, передаются клиенту, записанные на диске или в архиве.
Это пример хорошо, работающей системы.

Разумеется, этапы можно менять местами, при условии, если вы заключили договор. Если вы работаете без него, то данная схема проявила себя оптимально. Желательно этапы согласования заверять письменно, если клиент, достаточно сложный. При любом споре вы можете предъявить ему подписанный документ. Это самая лучшая защита.

А теперь немного про то, как проектное мышление можно применить к обычной жизни. Лучше все разбирать на примерах. Есть, например, задача, молодой хозяйке нужно сварить борщ для любимого мужа.
До этого она никогда этого не делала. С чего ей нужно начать, какие этапы проекта “борщ” нужно пройти.
Прежде всего, ей нужно собрать информацию об этом блюде. Источников много кулинарные сайты, книги о вкусной и здоровой пище, в конце концов, можно позвонить маме и спросить ее про секрет создания борща. После сбора всей необходимой информации, она выбирает один из вариантов, например: украинский борщ с пампушками. Идет в магазин, согласно списку покупает продукты. В рецепте дается четкая последовательность, как готовить это блюдо, пока хозяйка не имеет большой опыт, она придерживается рецепта, позже она сможет готовить его почти не глядя, используя необычные ингредиенты, а пока строго следует инструкции.
Сначала она делает бульон, после этого добавляет туда овощи, специи, соль по вкусу. Во время “проекта” она делает “согласование” пробует на вкус, то, что получается. Добавляя при этом то, чего не хватает. После финального согласования, возможно, она дает снять пробу любимому мужу, ее проект “борщ” готов! Подается к столу со сметанкой и зеленью на радость любимому мужу.

Приятного вам проектирования!

© Екатерина Сидорова

Сейчас проектное мышление – одна из ключевых компетенций в бизнесе. И ясно почему. Такой тип мышления позволяет достигать запланированных результатов тогда, когда задачи сложны, неясны, запутаны, есть много неизвестных и риски, которые сложно оценить. А условия могут постоянно меняться. Это классические вводные «эпохи турбулентности». Причем, не только для бизнеса. Так что же такое проектное мышление и как его можно использовать в каждодневной реальности?

Что это

Первое и самое главное – это практическое мышление. Здесь нет ничего отвлеченного, «из головы». Принцип такой: придумал-попробовал-сделал вывод. И далее по этой схеме – пока не будет достигнут нужный результат. Кстати, о результате. Он – самое главное. Ради него все и затевается. Сначала – ясный образ желаемого результата. Потом – план по его достижению.

Второе – это управляемый риск, упорядоченный хаос и распутывание даже самого запутанного. Проектировщик – человек, которого такие «мелочи» не пугают. Он знает, что если немного поработать – все можно сделать управляемым. И в итоге придти к ранее нарисованной картинке. Навык мыслить и действовать проектно помогает предусмотреть все: сроки, ресурсы, приоритеты, последовательность, риски и т.д.

Третье – как этому научиться? Это опыт. Но он приходит не сразу. А сразу есть цель, необходимость достичь ее и смелость с известной долей здорового авантюризма. Смелость, идущая от значимой цели. Такая смелость дает несокрушимую уверенность, что «ты все можешь». Не знаешь – найдешь, где узнать. Не хватает ресурсов – найдешь, где взять. Не получается сразу – найдешь как сделать так, чтобы получилось.

Что проект, а что — нет

Но для начала хорошо бы определиться в понятиях. Что можно назвать проектом? Проект — конкретная задача с четкими сроками и результатом — цель и план.

Поэтому желание больше зарабатывать – это не проект. Нет ясности насколько нужно увеличить доход, когда и за счет чего. Это направление, которое при желании можно преобразовать в проект. «Я хочу в два раза повысить свой доход в течении полугода. Для этого мне нужна более высокооплачиваемая работа в крупной компании. Мое резюме удовлетворяет этим требованиям. Для достижения желаемого результата нужно сделать следующие шаги». Отлично, вот теперь это плодотворная дебютная идея для проекта. С ней можно двигаться дальше.

Как это происходит

Для того, чтобы проект начал реализовываться, его надо проверить по чек-листу этапов работы. В основе проектного мышления лежит «золотой треугольник»: Результат — Стоимость — Время. Если сказать проще, то результат достигается оптимальным способом с учетом соотношения «цена-качество» в указанные сроки. И это – основной ориентир. Если нарезать этого слона на части, то можно выделить следующие этапы разработки проекта:

1 этап — анализ ситуации

У каждого проекта есть контекст – своеобразная окружающая среда. И для того, чтобы принять решение, открывать этот проект или нет, — необходим анализ.

Зачем этот проект нужен, каковы перспективы и риски. Для того, чтобы принять правильное решение – посмотрите на реалистичность, рентабельность и смысл проекта для себя лично. Здесь и сейчас это для вас реально? Есть ли у вас нужные ресурсы и можете ли вы найти недостающее? Осуществляя этот проект вы приобретете больше, чем потратите? Лично вам это интересно? Этот проект связан с чем-то еще более важным в вашей жизни?

2 этап – формулирование цели проекта

Для реализации проекта вы должны ясно и четко представлять, что вы хотите в результате достичь. И цель должна быть ясной, четкой, сформулированной в позитивном утверждении (без частицы «не»). Для формулировки можно использовать принцип SMART.

Цель должна быть обязательно записана! Пока это есть только в вашей голове – это не цель, это мечты.

3 этап – планирование

Каждый проект должен отвечать на вопросы «Что?», «Когда?» и «За сколько?». Что будет делаться, в какие сроки, сколько потребуется ресурсов. Какие-то из этих параметров могут быть определены еще на входе, какие-то – нет. Оно будут дорабатываться в процессе планирования и реализации.

План отвечает на вопрос «Как?» и представляет собой последовательность задач и сроки. Детальный план может родиться не сразу. Его можно дорабатывать в процессе осуществления проекта.

Для первичного плана достаточно общего видения крупных этапов – фаз проекта. А важнее на данном этапе задать себе вопрос: как узнаю, что достиг этого и обозначить конкретные цифры, факты и т.д.

4 этап – оценка рисков

На 1 этапе была проведена общая оценка ресурсов. А теперь нужно сделать это более детально. Что есть уже сейчас и что нужно дополнительно. И где это можно взять. Также необходимо оценить риски и продумать, как можно их минимизировать. Что может помешать вам в выполнение задуманного, а что или кто будет поддержкой. Такой «план Б» очень поможет на этапе реализации.

5 этап — контроль

Это финальный этап подготовки. Здесь уже общий план разбит на более мелкие подзадачи. Определены сроки. Осталось только определиться с тем, как и кем будет осуществляться контроль за их выполнением.

Что становится возможно

Теперь осталось на входе в проект заполнить для себя чек-лист, дальше действовать по плану, гибко подстраиваясь под текущие условия, планируя риски и руководствуясь «треугольником» проектного управления. Да, трудности будут возникать, особенно когда опыт думать проектно только нарабатывается. Но оно того стоит. Проектное мышление не гарантирует абсолютного успеха – это не волшебная пилюля. Но оно дает возможности!

По факту проектное мышление дает живучесть – мы учимся находить устраивающий нас выход даже из самой сложной и тяжелой ситуации. От того, что есть сейчас, мы находим путь к тому, что хотим – четкому и определенному результату.

Больше свободы – так как мы знаем, что сможем организовать себе достойные условия почти в любой ситуации, мы становимся меньше зависимы: от страха, от мнения и прихоти других людей, от обстоятельств и т.д. Можно экспериментировать и выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства. И еще одна удивительная вещь – наша свобода перед проектом. Мы можем его начинать или нет, и закрыть при желании.

Осознанность – модный нынче термин. Но, тем не менее, это так. Проектное мышление учит нас осознанности и тренирует ее в нас. В проекте мы все время должны наблюдать и отслеживать – следить за ходом действий, и за их результативность, и за собой. Ответ себе на простой вопрос: «А как я влияю на ход событий и что еще могу с собой сделать, чтобы обеспечить оптимальное с точки зрения параметра «результат-стоимость-время» движение своего проекта к желаемому результату?» — принесет больше осознанности, чем многие сложные практики.

Возможность увеличить доход . С помощью проектного мышления сокращаются потери, увеличивается конкретная измеримая польза. А где как не в такой парадигме водиться финансовому достатку?

И интересную жизнь — так как реализовывать свои мечты очень увлекательно.

Способность к проектной деятельности в современную эпоху - это «новая грань человеческой образованности» (В. Е. Радионов). Попробуем уточнить, какими качествами и почему необходимо обладать, чтобы успешно заниматься проектированием. В монографиях и пособиях по педагогическому проектированию и проектированию в образовании в основном подробно описывается организационно-содержательная сторона проектной деятельности, этапы ее реализации, т. е. внешние, видимые условия осуществления. Нам хотелось бы больше внимания уделить внутренним (субъектным и субъективным), «невидимым» условиям, без которых проектная деятельность не приобретает свойств, позволяющих преобразовывать не только объект и ситуацию, но и самих людей, участвующих в этом преобразовании. Дело в том, что сознание и поведение людей, вовлеченных в проектную деятельность, под ее влиянием приобретают новые, дополнительные свойства.

Позиция проектировщика отличается счастливой возможностью получения принципиально новой для себя информации, освоения совместно с другими людьми новых видов активности, переживания позиции «управляющего обстоятельствами человека» (О. С. Газман, В. П. Бедерханова). Принятию подобной позиции сопутствует развитие определенных личностных характеристик. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному. Проективное сознание, с одной стороны, ориентировано на извлечение знания из опыта, из рефлексии над этим опытом и действиями субъекта в его рамках. С другой - способно порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.

Проектное воображение во многом сродни творческому воображению, которым обладают художники, поэты, композиторы, представители других творческих профессий. Однако в дополнение к свойствам творческого воображения оно отличается «методологической дисциплинированностью». Природа проектного воображения сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов, составить его целостный контекстный образ. В частности, творческие открытия, проявляющиеся в ходе проектирования, отличаются от озарения (инсайта) изобретателя, спонтанно прорывающегося из хаоса мыслей и образов к оптимальному решению задачи, своей, если можно так выразиться, планомерностью.

Совмещение в сознании различных образов становится возможным технологически при мысленном или реальном использовании так называемого приема «экрана», куда проецируются сразу несколько имеющихся изображений, иногда противоречащих друг другу. Этим проектное воображение отличается от «просто» воображения, способного нарисовать какую-то одну картину, отражающую лишь авторскую точку зрения.

Очевидно, что врожденное проектное воображение имеется у незначительного количества людей. Причем с возрастом его формирование все больше затрудняется в силу накопления по мере взросления стереотипов восприятия и реакций. Это выдвигает перед педагогами задачу развития и практического использования данного вида воображения у детей уже с раннего возраста. Для этого существует множество методов, приемов, технологий, в частности технологии развития латерального мышления, подробно описанные Э. де Боне (СНОСКА: Боне де Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997. Термин предложен Э. де Боне). В свою очередь участие в проектной деятельности выполняет развивающую функцию по отношению к сознанию, как бы расширяя его границы.

Яркой иллюстрацией возможностей проектного воображения авторов может служить известный мультфильм про пластилиновую ворону. Меняющийся на глазах контекст происходящего с «вороной, а может быть, собакой, а может быть, коровой» не меняет смысла хорошо известного сюжета, подчеркивая универсальность ситуации и неизбежность конечного результата для глупого, самодовольного существа, кем бы оно ни было.

С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования. Использование соответствующих диагностических процедур, владение исследовательскими умениями позволяют получать адекватное реальности первоначальное представление о сфере проектирования.

Особенности проектного мышления проявляются в умении промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. В частности, это касается структурирования и переструктурирования информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии. Есть несколько основополагающих типов проявления такого мышления. Среди характеристик, которые «отвечают» за порождение новых мыслей, идей, решений, особо выделяют латеральность, критичность, креативность, методологичность, проблемность мышления.

Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей. Оно способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая тем самым в режиме мозгового штурма. Включая латеральное мышление, участник проекта использует поступающую информацию не как самоценность, а как средство получения оптимального результата. Этому типу мышления могут быть свойственны ошибки, но в итоге оно ведет к правильному решению. Оно помогает усомниться в любом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Критическое мышление рационально и продуктивно. Его носитель способен к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений. Критическое мышление тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо выразить свое отношение к чему-либо и сформировать собственное суждение. Оно основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов. Причем критичность в данном случае распространяется не только на оценку полученных данных, но и на собственную позицию, на состояние проектной готовности, на проектные действия.

Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Для подобного типа мышления характерно стремление к поиску нестандартных подходов к решению проблемы, переживание удовольствия от самого процесса думания над проблемой. Если креативность мышления проявляется как способность порождать новые идеи, взгляды, подходы к известной проблеме, то проблемность характеризуется умением отыскивать и формулировать новые проблемы, а также распознавать их природу.

На практике участники проектирования сталкиваются с наличием разноуровневых проблем. Практические проблемы порождаются противоречием между наличием прикладной задачи и отсутствием способов ее решения. Научно-методические - связаны с противоречием между теоретическим замыслом организации деятельности и отсутствием надежных, продуктивных путей его осуществления. Теоретические проблемы возникают, когда в противоречие вступает понимание сущности явления (процесса) и форм ее проявления либо обнаруживается рассогласование самих сущностей (например, оказывается, что объект по-разному проявляет себя в разных контекстах или способы осуществления процесса противоречат объективной логике эффективного получения результата). Методологические проблемы отражают противоречия между предметом преобразования и методом его познания, между информацией о предмете и непониманием того, как ее использовать при взаимодействии с ним. Для решения каждого типа проблем требуется активизация различных способностей.

Проектное мышление носит методологический характер. Слово «методология» обычно пугает специалиста-практика, ибо он не улавливает смысла этого понятия. А смысл очень прост - «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и преобразовывается действительность, умение определить основания для деятельности, в данном случае проектной. Обозначив методологические основания, человек проявляет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий. Методология предполагает процедуру осмысленного отбора центральных положений и ведущих идей, которыми мы пользуемся, принципов, которыми мы руководствуемся.

Характеристики и функциональное назначение методологического мышления многообразны (см. табл. 2).

Таблица 2. Характеристики и функциональное назначение методологического мышления

Функции Влияние на деятельность
Мировоззренческая Определяет общие концептуальные подходы и позицию в проектной деятельности
Исследовательская Обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию
Информационно-организующая Помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим
Интегрирующая Позволяет обобщать, синтезировать знания об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем
Прогностическая Обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности
Ориентировочно-регулятивная Помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий
Конструктивно-преобразующая Делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования
Поисково-эвристическая Обеспечивает выдвижение новых проблем
Оценочно-селективная Позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов

Проектному мышлению свойственна также рефлексивность, способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых явлений и процессов.

В основе рефлексии лежит свойство развитого мышления производить знание «из самого себя». Reflexio (лат.) - отражение, обращение назад. Мышление в данном случае воспроизводит себя через постоянное развитие, оставаясь «живым». С помощью такого воспроизведения мышление осознает свои границы, оказывая влияние на деятельность, тем самым обретая возможность выйти за свои пределы. Начиная с Декарта, рефлексия - основной методологический принцип философского познания. Используя способность сознания, человек вступает на новый путь познавательных, более глубоких отношений с реальностью, позволяющих получить суждения о сущности того, что становится предметом рефлексии.

В отличие от анализа акт рефлексии предполагает одновременную работу мышления, направленную на удержание в сознании целостности объекта и последовательное структурированное рассмотрение этой целостности. Рефлексивное начало лежит в основе развития субъекта и свойства субъектности. Рефлексия необходима, когда речь идет о развитии категориального мышления, методологических знаний и умений; когда требуется сформировать опыт ценностного отношения или творчества; когда требуется осознанная корректировка деятельности. Как мы уже знаем, все это необходимо участнику проектной деятельности.

Основными функциями рефлексии в процессе проектирования становятся: проблематизация, концептуализация, перенормирование деятельности, самоопределение в проектном поле. Специфика содержания знания, полученного в результате рефлексии, обусловлена его:

· способностью служить мерой уже имеющегося знания и опыта;

· связью с самосознанием;

· методологической природой;

· проблематизирующим характером;

духовным наполнением;

· смыслопорождающей ориентацией;

· промежуточным состоянием, открывающим путь от эмпирии опыта к теоретически обобщенному знанию.

Будучи эффективным инструментом установления актуальных границ знания (умения, системы отношений), рефлексия одновременно становится универсальным средством выхода за пределы этих границ. Предварительно для этого необходимо «сделать остановку», прервать прежний, привычный ход мысли или деятельности. В этом случае результаты рефлексии открывают возможность перепроектирования способов действий на новых основаниях.

В этом смысле прекрасной иллюстрацией является сказка Л. Кэррола про Алису. Когда во время пребывания в Стране Чудес исчезали все привычные и мыслимые до этого ориентиры, героине «ничего не оставалось, как думать, думать и думать». В результате она получала выводы рефлексивного порядка, помогающие самоопределиться в ситуации полной неопределенности. «Поначалу я была не это», - размышляла она. «Но я столько раз становилась то тем, то этим, что совершенно запуталась. Должна же я знать хотя бы то, что я знать должна...» В последнем замечании довольно точно схвачена возможность с помощью рефлексивной деятельности устанавливать собственные границы знания, умения, опыта (тем самым определяясь и в незнании или неумении). Получение такого «ученого незнания» (Н. Кузанский) является важной методологической предпосылкой для саморазвития.

Поводом рефлексивного отражения в проектировании становятся предмет совместной с другими деятельности, собственная личность в отображении других, система отношений. При правильной педагогической инструментовке групповая рефлексия открывает широкие возможности не только для решения проектных задач, но и для самопознания. В групповой проектной работе совокупное мнение выступает своеобразным зеркалом, помогающим выходу индивида за свои пределы за счет создания предпосылок к формированию новой установки, позиции, оценки по отношению «к себе в проекте». По мере проговаривания членами группы мнения относительно личностных свойств и проявлений друг друга открываются новые функциональные возможности в регуляции динамики поведения и развития личности.

Наряду с перечисленными свойствами проектный тип мышления отличается дисциплинированностью, способностью к структурированию, умением увидеть связи внутри объекта и его с внешней средой, следовать за логикой построения нормированных мыслительных процедур.

Культура проектного мышления формируется с рождения. Любое целевое действие будет мотивировать человека, если имеет план, умения его организовать и контролировать этапы

Культура проектного мышления формируется с рождения. Любое целевое действие будет мотивировать человека, если имеет план, умения его организовать и контролировать этапы. В начале 19-го века взаимосвязь простых управленческих функций была сформулирована горным инженером Анри Файолем – последовательное исполнение любого действия при взаимосвязи простых управленческих функций «организация – планирование – контроль – мотив» будет достигать своей цели.

Это и ответ на вопросы почему вопреки (!!!) граждане России ещё живы и сохраняют жизненную способность своих предприятий при уничтожении культуры проектного мышления:

Организации обучения Министерством образования и науки (исключение из образования основ проектного мышления взаимосвязь «знания-умения-навык» и др.), но граждане России ещё живы и способны воспроизводить свою жизнь, здоровье своих детей и семьи.

В спорте остались ещё успехи, хотя преподаватели физкультуры и тренеры не умеют применять простые управленческие функции при обучении даже простых физических упражнений. Хотя есть рост погибших детей на занятиях физкультуры. О. Васильева сообщила что в 2016 году на занятиях физкультуры умерло 211 школьников. Без мотива даже самая вкусная пмща может превратиться в яд;

В деятельности чиновников исчезла обратная связь и различие в управлении по функциям – как улучшить планирование, как организацию процессов сделать эффективнее, как контроль этапов позволит оптимизировать результативность работы. Интересный факт! Культура проектного мышления осталась в деятельности чиновников Тюменской, Мурманской области, как необходимое условие организовывать сезонность работ и организацию производства по вахтовым методам.

Если ваш ребёнок сходил в туалет и не прибрал за собой, то у него не сформирована культура проектного мышления. Иногда в здании офиса вас встречают деловые, успешные и улыбающиеся люди, но если в туалетных комнатах они ведут себя неряшливо, то после того как за вами закроется дверь, они начинают общаться между собой на каком –то ином слэнге, может и криминальном. Двойную мораль, двойные стандарты у организаций, факты безответственности и аморальности у людей - есть следствие отсутствия культуры проектного мышления.

Проектное мышление формируется на основе тождества планов, их исполнения в деятельности, а затем в организации процессов оптимизации достижения блага в различных обстоятельствах. Притом, коррекция необходима на каждом этапе, с учетом отслеживания обратной связи. Ничего нового, это всем известная взаимосвязь «знания - умения- навык», которая в дидактики является основой обучения проектного мышления. Но лет двадцать назад, эту взаимосвязь в Министерстве образования объявили преусловутой и выбросили из процесса обучения во всех школах и ВУЗах России.

В начале 20-го века Анри Файоль предложил взаимосвязь элементарных управленческих функций «организация - планирование – контроль» с наличием обратной связи и мотивации. Но без основ проектного мышления в книгах по менеджменту они представлены как пример взаимосвязи простейших функций, которые можно даже увеличить до 4-х, 6-ти, 9-ти и т. д.

Мне повезло, я получил «заточку» культуры проектного мышления на военном заводе, работая инженер конструктором. Наличие стандартов, микрофильмирование определяло строгие требования в выполнении обязанностей и формировало проектное мышление:

Этап составления проектов нестандартного оборудования требовал не только инженерных знаний, но и особенности составления проектов в соответствии с различными стандартами. Проекты составлялись и обсуждались коллективно, тем не менее, иногда готовый проект браковался и люди прорабатывали новую концепцию. И вот утверждённый проект готов к реализации.

Этап деятельности, воплощение проекта в материале. Если вы курируете изготовление, то должны забыть все основания жизнеспособности проекта. Цеха изготовители имеют свои технологии и определённый уровень квалификации персонала, которые ты должен знать и с уважением к ним относиться. В процессе изготовления и сборки обязательно возникают коррекции проекта. Так работают в связке НИИ и опытные заводы.

Этап внедрения в имеющиеся обстоятельства. Здесь вы также должны забыть все технологии уже на уровне создания проекта и его изготовления, потому что на этом этапе твоё оборудование органично должно войти в имеющийся техпроцесс и принести с собой дополнительное благо: облегчение труда, повышение производительности труда, уменьшение вредности и многое другое. Люди, которые работают на этом участке, должны принять его и с удовольствием его использовать. В течении полугода иногда приходится устранять некоторые шороховатости.

Когда появилось проектное мышление?

Оно всегда участвовало в становлении человеческой цивилизации. Но впервые его приоритетная важность была утверждена примерно в 8- ом веке до н. э. в соревновании двух поэтов Древней Греции Гомера и Гесиода. Интересный факт, все присутствующие требовали признать победителем Гомера, но царь Панед отдал венок Гесиоду, объявив, что по праву тот человек, который призывает к миру и земледелию, должен получить приз, чем тот, который жил на войне и убивал.

В то время это была официальная идеология Древней Греции, которая несколько веков жила в условиях, которые историки называют Золотым Веком человеческой цивилизации. Эта вершины достижений культуры, развития всех видов искусства, которыми мы до сих пор восхищаемся. В истории человеческой цивилизации этот опыт на планете Земля, так и остался единственным!

Но этот опыт забыли, так как руководители, стараясь завоевать симпатии своего народа во всех странах, на протяжении тысячелетий, шли на поводу простых стремлений граждан – получить желаемый результат как можно быстрее. Самый простой способ завоевать и поделить добычу. Поэтому руководители всех рангов обычно не скупятся на обещания, призывают к единству через факты единомыслия и подражания в манере поведения, одежде и даже в еде. Как оказалось, такие способы облегчают обнаружение противников и несогласных.

Через несколько веков после этого соревнования, древнегреческий философ Сократ, впервые дал представление о проектном мышлении в своей майевтике, как взаимосвязи «слова – значения – смысла». Обратите внимание, что она коррелирует со взаимодействием «знание-умение-навык». Майевтика позволяла ему делать странные и непонятные умозаключения. Например, суждение, что «ночной горшок может быть и произведением искусства», не возмущало граждан, но слова, что «преступник тоже полезен обществу» шокировало правящую элиту Афин.

Как такое возможно в проектном мышлении и какой в этом смысл и благо для людей?

Первый этап. Чтобы составить представление о преступнике, необходимо не только собрать все признаки преступлений, но и описать способы совершения преступлений.

Второй этап. Для того чтобы создать службу по профилактике и пресечению преступления необходимо забыть о преступлениях и воссоздать деятельность организации, которая сможет воспроизвести в своей организационной структуре нормы, ценности существующего общества.

Третий этап. Забыть первое и второе для возможности создания технологий работы по пресечению преступлений, их профилактике и возвращению оступившихся граждан к жизни добропорядочного гражданина.

Сократ сам отмечал, что мудрость в решении практических поступков отступает на второй план, забывается и даже подвергается осмеянию. Более подробнее о Сократе в Пособии о проектом мышлении «Базовая этика».

Борьбу с преступностью во все странах организовывали хирургическими мерами – поймали, наказали, изолировали на время. Чтобы поймать необходимо иметь доносчиков среди преступников, которые «наполовину» становились защитниками общества. Показательна история Ваньки Каина (Ивана Осипова) в середине 18 века в Москве. Авторитетный вор прошел путь от доносчика до руководителя службы по борьбе с преступностью. В итоге преступность в Москве не уменьшилась а стала более изощрённей – преступников не сжали, а отпускали за выкуп, появился рэкет, похищали состоятельных людей и пр. За что Иван Осипов получил в народе прозвище Ванька Каин.

Примерно такая же истории происходили а других столицах Европы, при формировании полицейских ведомств. Не изменились эти формы работы и сейчас. Например, для борьбы с коррупцией создано огромное количество комитетов по борьбе с этим злом. Среди их руководителей уже арестовали несколько «Каинов». Ориентирование ведомств по борьбе с преступность только на первый этап породило явление личностной и профессиональной деформации сотрудников полиции – во всех странах полицейские воспринимают каждого гражданина как потенциального преступника, а в служебном общении используют слэнг и отношения преступного мира. Эта субкультура через СМИ, фильмы, песни о преступной романтике стала насаждаться и в обществе и формировать криминальные отношения даже в обыденных отношениях между людьми.

Предупреждает об этих последствиях и древнейшая легенда «Убить дракона», когда Герой победивший дракона, был назначен Правителем и принёс своему народу ещё большее бед, чем дракон.

Поиски и разработка основ проектного мышления.

О том что источником нравственности и основ развития цивилизации является народ писали и говорил многие. В России о бережном отношении к народу писали М. В Ломоносов, К. Д. Ушинский, который в одной из своих сказок так и пишет «Не плюй в колодец – пригодиться напиться».

Наиболее полное теоретическое обоснование необходимости проектного мышления было разработано Гегелем. Его основы моделировались через всеобщность взаимосвязи: «тезис – антитезис --синтез». По содержанию они коррелируют с взаимосвязью «существительное – прилагательное – глагол». То есть, любой смысл появляется только в том случае, когда его можем «сделать». За открытие этих закономерностей с Гегелем обошлись ещё хуже как с Сократом – вот уже триста лет его пытаются предать забвению, даже через преследование его последователей. Как это было в СССР и сегодняшней России. Почему?

Так получалось, что руководителями стран чаще всего становились люди со средними способностями и глуповатые. Сформировать проект через взаимосвязь «знания-умения-навык» они не способны, но выделять отдельно в «знаниях», «умениях», «навыках» положительные и отрицательны они могут. Поэтому никто уже и не удивляется, когда для принятия очередного управленческого решения, даже руководитель какого-нибудь государства, перечисляет отрицательные моменты, как доказательство, что он здравомыслящий, а затем перечислением положительных признаков, обосновывает правильность принимаемого решения.

Поэтому нет удивительного в том, когда достижения проектного мышления предаются забвению. Так это случилось с опытом А. С. Макаренко. Во всём мире рецидив среди несовершеннолетних преступников составляет больше 60%, а среди бывших беспризорников, детей с сильной степень заражённостью криминальными отношениями не больше 3%. Как это возможно? У этих подростков, часто даже не было положительного социального опыта, на который могут опираться воспитатели. Такова волшебная сила проектного мышления.

Антон Семёнович Говорил: «Производство наш главный учитель», то есть, все отношения формирующие профессионализм подростков, выполнялись на уровне планов, деятельности, обстоятельств без разделения на бытовые, служебные, производственные и прочее. Независимо от сферы жизни, все решения принимались коллегиально воспитанниками, которым подчинялся сам А. С. Макаренко и все сотрудники – законы проектного мышления объединили всех и не допускали двойных стандартов, особых отношений.

Элементы проектного мышления были и в инициативах бригадного подряда Н. А.Злобина, "коллективного подряда" И. И Травкина. Но организаторы увидели только внешние эффекты от этих опытов работы и не обратили внимание на то, что люди в них изменились.

В командировках по Тюменской области меня изумляло поведение граждан при переходе улиц на светофор и поведении в общественном транспорте. Жители Тюмени, Сургута не суетились на переходах улиц, они спокойно ждали зеленого света светофора, а на остановках транспорта привычно становились в очередь, пропуская вперёд пожилых и родителей с детьми. Это молодые города и в них большинство приезжих. Почему у них нет двойной морали, двойных стандартов. Следовательно, Оказывается руководство Тюменской области уже давно применяет проектное мышление – Золотой Век Человечества возможен и в России.

Как наука разрабатывает проектное мышление.

Наука во всем мире стала обслуживать кабинеты. Поэтому взаимосвязь «гносеологии- аксиологии – онтологии» в философии рассматривают отдельно, без учёта взаимосвязи. Таким образом, философия стала существовать для философов, а на практике стал торжествовать плюрализм мнений – каждый имеет право на своё мнение, истинность которого зависит от признания большинством.

В проектном мышлении понятие компетентность раскрывается, как право исполнять профессиональную работу. Замена его на «компетенции» позволило устранить возможности существования проектного мышления.

В РАН и ФАНО России имеют ежегодные планы по открытию фундаментальных гнаук, преодолению межнаучных и междисциплинарных границ. Интуитивно они понимают, чем больше говорить о границах, тем глубже будет пропасть между ними. Но таков порядок организации всех министерств России. Поэтому, как и все, вынуждены под липовые проекты получать бюджетные деньги.

Вот такая история с применением проектного мышления. Притом, как вы убедитесь, читая Базовую этику, мало знать технологию проектной деятельности, необходимо познать и вид деятельности, как проект. Таково содержание 7 параграфа Пособия по проектному мышления «Базовая этика», которую можно скачать по адресу http://philosophystorm.org/proektnoe-myshlenie-0

Этот текст, решил поместить в основной материал.

Beria пишет: "Но мания величия очевидна. Великолепное трио - Сократ, Гегель и Мигашкин. Ильф и Петров васисуалия лоханкина писали вот с таких))"

Советские классики Асмус, Лосский, Нарский и др. не считали Сократа за философа. Для них он был мастер диалога. Некоторые же, приводили в пример какое-то высказывание Сократа, а потом просто стебались над ним. Тоже самое было с философией Гегеля, её растащили на отдельные направления и критиковали. Традиции эти сохранились в России и мире до наших дней.

Если ранний К. Маркс пытался понять Гегеля в начале, то потом остановился на раскручивании «обрезанных» алгоритмов. Технология Гегеля «тезис –антитезис – синтез» исчезла, заменив модификациями. типа «товар –деньги - товар». Так родилась лживая концепция о путях развития социализма, которой мечтало человечество. Гуманистические основания в капитализме исключались.

Лозунги сначала поделим собственность, а потом её коллективизируем уничтожили здоровую экономику России различными революциями и прорывными начинаниями. В 90-е годы эти же лозунги Разрушили государство СССР и стали причиной глубокого экономического кризиса.

Ленин говорил, что в мире Гегеля понимают человек 20-ть. В 80-е годы на философском факультете УрГУ профессор Любутин К. Н. говорил уже о четырех, среди которых назвал только Ильенкова Э. В. Поскольку гегельянцев не понимали и даже преследовали, то такая жизнь вынудила Эвальда Владимировича покончить свою жизнь.

В конце 90-х я узнал, что в Челябинск часто приезжает в свой филиал РАО, академик М. Бим-Бад, который докторскую защищал у Э. В. Ильенкова. После нескольких встреч он заинтересовался и взял работу стр. на двести. Откровенно говоря на помощь с его стороны я рассчитывал на процентов 10%, в остальном был уверен, что украдут.

Это мнение опиралось на существующую практику некоторых евреев заимствовать у других. Даже Эйнштейн был грешен, когда украл идею у Резерфорда. Немецкому физику нужны были «свободные уши» для обсуждения обнаруженным им явлении относительности. Но поскольку не всё открывал, то опубликованные работы Эйнштейна надолго остановили познание мира в его взаимосвязи и гармонии.

Когда приехал в Москву, Бим-Бад не стал приглашать в кабинет, а декан вернула работу, пояснив, что он ничего не понял и она ему не интересна. Стало ясно –кража совершена.

Я обратился к приятелю из МВД с просьбой опубликовать её. Через год я разными путями сообщил академику что книга издана в качестве учебного пособия в Свердловском юридическом институте. И стал ждать.

Заинтересовала почти детективная история, что Григорий Перельман доказал теорию Пуанкаре и отказался от премии миллион долларов. Я просмотрел источник и обнаружил, соотношение Целого и части (этапы проектного мышления) не доказано. Это блеф.

Гриша Перельман позиционировал среди математиков как честный и принципиальный человек. А тут такой конфуз. Хотя о началах теории объёмных множеств была публикация в 1998 году. А без неё теорию Пуанкаре не докажешь.

За двадцать лет опубликованы статьи и монография, но это доказательство необхдимости в проектном мышлении не видят. Почему? Плюрализм мнений не позволяет. Ну и другие названные нюансы. Вот такую историю мотивировал рассказать некто Beriа

Николай Мигашкин

Поделиться