Профессии имеют кодекс профессиональной этики. Причины принятия этических кодексов. Виды профессиональной этики

Кодексы профессиональной этики

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую ответственность перед обществом: государственных служащих, судей, врачей, профессиональных бухгалтеров, аудиторов.

В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.

Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.

Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. В частности, более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая ("Бусидо Сосинсю"). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые регламентировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни.

Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий.

Об этом прямо указывается в некоторых актах.

В ст. 2 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г., указано, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Все эти кодексы содержат нравственно-этические нормы, регулирующие ту или иную профессиональную деятельность. Их также называют: "Кодекс профессиональной этики", "Этический кодекс", "Кодекс чести", "Декларация этических норм", "Хартия профессиональных принципов", "Деонтологический кодекс" и т.п.

В профессиональной деятельности существует множество различных нюансов, которые действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием.

В связи с этим возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила.

Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката.

Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.

Правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет определенные пределы, не позволяющие активно вмешиваться в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В связи с этим принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества.

Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

Представители некоторых профессий (например, врач, судья) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью.

Кодекс врачебной этики гласит: "Врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть". Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное.

В связи с этим задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю.

Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы.

Общество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль, так как не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе этих правил.

Многие профессии обладают большой социальной значимостью, что накладывает на представителей этих профессий повышенную ответственность перед обществом. В связи с этим этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений.

Статья 4 Кодекса профессиональной этики психиатра запрещает следующие действия, представляющие собой злоупотребления положением врача:

  • - использование своих знаний вопреки медицинским интересам или с целью искажения истины;
  • - применение к лицу психиатрических мер без достаточных оснований;
  • - отказ в психиатрической помощи лицам, которые в ней нуждаются;
  • - навязывание пациенту своих философских, политических, религиозных взглядов;
  • - заключение с пациентом сделок имущественного характера, использование его труда в личных целях;
  • - вступление с пациентом в интимную связь;
  • - способствование самоубийству пациента;
  • - применение медицинских средств с целью наказания пациента.

Таким образом, причины принятия этических кодексов следующие (рис. 1.1):

необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения;

упорядочивание общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества;

чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения представителей некоторых профессий в силу своего правового статуса.

Профессиональные кодексы этики

Кодексы корпоративной этики

Понятие, содержание и предмет профессиональной этики. Кодексы этики

Трудовая деятельность является основной сферой общественной жизни. От ее нравственных целей и содержания зависит благополучие многих людей. При этом в профессиональной деятельности существуют специфические (общие для представителей одной профессии) отношения людей друг к другу, к обществу, а также нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.

К концу XIX в. различные профессиональные сообщества начинают составлять собственные этические кодексы, конкретизируя абстрактные принципы профессиональной морали применительно к определенной профессии ‑ маркетолога, менеджера, рекламиста. Во многих штатах США и в Канаде, например, в начале XX в., были приняты этические кодексы инженеров, которые действовали до 70-х г.г. XX в., затем были пересмотрены и дополнены и продолжают действовать до настоящего времени. В них подробно анализируются как общие, так и частные аспекты морального долга инженера по отношению к народу, к своему нанимателю, клиентам, другим членам профессионального сообщества, а также к себе самому.

Моральные и деловые качества людей становятся объектом профессиональной деятельности:

1) чисто профессиональные качества ‑ профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;

2) морально-психологические качества ‑ целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;

3) моральные качества ‑ доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, порядочность, щедрость, мужество, справедливость.

Связь науки этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере профессиональной этики , которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Профессиональная этикаэто нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Особенности профессиональной этики представлены на рис. 2.


Рис. 2. Основные особенности профессиональной этики

Предметом профессиональной этики выступают:

‑ качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

‑ нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (маркетолог – клиент, рекламопроизводитель ‑ рекламодатель и т. д.);

‑ взаимоотношения коллектива организации с обществом;

‑ взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

‑ цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

‑ определение целей и мотивов трудовой деятельности;

‑ выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

‑ оценку результатов труда и их общественную значимость.

Несмотря на наличие универсальных принципов деловой этики, трудовая этика имеет отчетливую профессионально-ориентированную спецификацию.

Необходимость в регулировании этических взаимоотношений в определенной профессии или конкретной организации порождает потребность в конкретных практических рекомендациях относительно разрешения сложных проблемных ситуаций (этических дилемм), когда работник или руководитель вынуждены руководствоваться этическими принципами при принятии управленческих решений.

Выработка этически правильной линии поведения работника, коллектива и корпорации в целом является важнейшей задачей современного менеджмента, от этого зависит репутация организации. Современные организации функционируют и развиваются в многопрофессиональных средах, поэтому система этических регуляторов корпоративного поведения должна выстраиваться в рамках деловой этики. Выделяются следующие уровни этических регуляторов в организации:

1) этические принципы (императивы), преобладающие во внешней для организации среде;

2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации;

3) коллективы сотрудников организации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;

4) индивидуальные мотивы сотрудников организации, идеалы добра и чувство долга.

Кодекс – это законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты. В сочетании со словом «этика» значение данного термина сужается до одного определения – «стандарт, или норма». Таким образом, кодекс этики ‑ это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов ‑ профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Рисунок! Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри какой-либо профессии (кодексы учителя, врача, адвокатов, журналистов, риэлторов и т. п.) Профессиональные кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, формируют доверие к представителям данной профессии.

Корпоративные кодексы регулируют отношения в области взаимоотношений с сотрудниками, затрагивают основополагающие ценности, принципы и ориентации компании.

В последние годы во многих крупных российских компаниях по примеру западных корпораций появились кодексы этики. Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют члены организации. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.

Первыми кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (Десять заповедей Ветхого завета). Позднее стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (Кодекс самурая «Бусидо» ‑ свод правил поведения самурая, которые касались не только его действий на поле боя, но и поведения в повседневной жизни).

Родоначальниками корпоративных кодексов стали японские компании. Первый этический кодекс «Семь духов», появился в 1930 г. в компании «Мацусита электрик» (Япония) и объединил в себе представления об эффективном менеджменте и принципы самурайского кодекса Бусидо (вклад «Мацусита» в промышленность; честность и преданность; гармония и сотрудничество; борьба за качество; учтивость и скромность; адаптация и восприимчивость; признательность), Приложение 2.

В 50-60 гг. ХХ века добровольное объединение бизнесменов «Кейдзай Доюкай» выработало принципы управления, которые стали внедряться на японских предприятиях. Это была японская управленческая революция, означавшая переход от управления производством к «производству человека и его производственных отношений», переход от статуса наемных работников к статусу «работников-предпринимателей».

В японской системе управления фирма не может существовать без четко прописанных норм корпоративной этики, без миссии и ясного понимания работником роли своей компании на рынке и в обществе, без понимания им своей роли в компании.

В Соединенных Штатах корпоративная этика и корпоративные кодексы стали во главу управления компаниями несколько десятилетий назад. США активно переняли опыт японских компаний. Корпоративные кодексы этики, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом организационной культуры. Распространены также «карты этики» ‑ наборы этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании.

Российский бизнес стал уделять внимание вопросам деловой этики относительно недавно: отечественные компании стали задумываться о создании системы эффективного корпоративного управления в конце 90-х гг. ХХ века. В конце ХХ века в России был принят ряд профессиональных этических кодексов:

‑ Кодекс чести банкира (1992 г.);

‑ Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994);

‑ Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994);

‑ Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994).

Первыми российскими компаниями, внедрившими корпоративные кодексы этики, стали «Сибнефть» (1998 г.), РАО «ЕЭС России» (2001 г.), «Газпром» и «Норильский никель» (2002 г.). В 2002 году при участии Федеральной комиссии по ценным бумагам, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей был принят общий Кодекс корпоративного управления российского бизнеса, который декларировал переход к мировым стандартам финансовой отчетности и защиты прав акционеров. Сегодня многие российские компании в той или иной мере учитывают нормы этого кодекса при разработке собственных корпоративных кодексов.

Изучение этических кодексов ведущих зарубежных и отечественных компаний показывает, что они имеют разный формат, разный стиль и, кроме того, выполняют разные задачи. Именно от поставленных задач зависит, каким будет этот документ, и как он будет работать в конкретной организации.

‑ кодекс обеспечивает сотрудников моделью правильного поведения;

‑ кодекс можно применить ко многим специальностям внутри профессии;

‑ кодекс предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII в.в. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.

Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на 1 Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь». Термин деонтология введен в 1834 г. И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.

Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером :


1. никогда не делай того, что не в долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);

2. никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.);

3. никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);

4. никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);

5. никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);

6. никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);

7. никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);

8. всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат - ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);

9. никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

10. никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Крупные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, Этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия. Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г., четыре пятых от их числа – до 1970 г. Только за последние два десятилетия в США опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов. В Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты. В японских компаниях разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Типичный кодекс корпоративной этики обычно включает:

1. Общие положения корпоративной идеологии.
2. История возникновения и развития Компании.
3. Что ценит и ожидает Компания от своих сотрудников.
4. Обязательства Компании перед сотрудниками.
5. Протокол бизнес-норм.

5.1. Общение сотрудников.
5.2. Внешний вид сотрудников.
5.3. Этические нормы общения с Клиентами.
5.4. Поведение в публичных местах и с представителями СМИ.
5.5. Протокол совещаний.
5.6. Система коммуникативной безопасности в Компании (включая типы информации, не подлежащей разглашению).

6. Ритуалы и традиции.

6.1. Ритуал посвящения.
6.2. Этапы роста сотрудников Компании.
6.3. Поощрения и взыскания.
6.4. Тренинги, семинары, конференции.
6.5. Корпоративные праздники.

7. Заключение.
8. Приложение (основные принципы деятельности персонала Компании).

Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики.

Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму.

Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи.

Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике.

Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых - это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения. Если профессиональный кодекс призван служить основой, позволяющей данной профессии претендовать на автономию от непрофессионального общественного контроля (например, врачи и юристы), которому подвержены другие группы, такой кодекс должен обладать следующими свойствами:

  • 1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер. Если кодекс фактически не регулирует поведение членов профессии, она фактически не располагает публичной декларацией, служащей для общества основанием для признания ее профессией. Общество признает автономию профессии при условии, что она обязывает своих членов придерживаться более высоких норм по ведения, чем соблюдают члены других групп, а поэтому профессиональные нормы должны быть известны населению, их должны воспринимать как более высокие, чем другие нормы;
  • 2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии. Кодексы могут быть использованы для служения интересам профессии за счет общества. Некоторые правила (например, правила, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри профессии, обычно не в интересах общества, они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии;
  • 3. Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии. Автономия предоставляется профессии потому, что ей известны возможные специфические ошибки, недостатки данной профессии - ее темные стороны, ее неэтичные, хотя и не совсем противозаконные методы. Если такие методы в кодексе точно не определены, профессия фактически не контролирует свою деятельность;
  • 4. Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим. Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах. Если профессия не может всей своей деятельностью доказать, что она контролирует своих членов, у общества нет основания верить, что она это делает. В подобных случаях нет оснований для предоставления профессии особых привилегий. Соответственно, общество должно принимать законы, касающиеся деятельности членов данной профессии и устанавливающие контроль за их деятельностью, точно так же, как оно контролирует представителей других родов занятий.

Хотя профессии и могут добиваться выполнения правил своих кодексов, они все же не являются судебными инстанциями.

Нарушение профессионального кодекса влечет за собой лишь ограниченные дисциплинарные меры. Самым жестоким наказанием, как уже было сказано выше, может служить исключение из состава профессии наряду с преданием публичной огласке проступка. Наиболее часто практикуется вынесение порицания. Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются по крайней мере некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии. Что приходится делать члену профессии, когда эти обязанности вступают друг с другом в противоречие? Например, как должен поступить работающий в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей связанных с работой заболеваний среди рабочих завода? Являются ли его обязанности по отношению к обществу и по отношению к пациентам (рабочим) выше, чем обязанности по отношению к предпринимателю?

Кроме того, профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.

Деонтология (от др. - греч. дЭпн «должное») - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом («Деонтология, или Наука о морали», Deontology or The Science of morality, v. 1-2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксиологии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции - в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, «первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг, попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, W. Ross, Ч. Брод, Ch. Brod и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической и консеквенциальной этике - гедонизму, утилитаризму и др.

Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.

Поделиться