Требования к квалификации социального работника. Профессиональные требования к социальному работнику Социальный работник какие требования

Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе профильным или любым высшим или средним профессиональным если учитывать профстандарт? Пример: работник имеет высшее образование, специальность учитель физики, должен ли он пройти переподготовку?

Ответ

Ответ на вопрос:

В стандарте не указано на то, что образование должно быть профильным. То есть это может быть любое высшее образование. И, следую указанной выше формулировке, в таком случае переподготовка не нужна.

При этом отметим, что требования к образованию в данном стандарте сформулированы не совсем корректно.

Так, согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки ).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов . (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 " ")

То есть ситуация, когда гражданин получает доп. образование по программе профессиональной переподготовке при отсутствии высшего и (или) среднего профессионального образования в принципе невозможна.

В связи с чем, а также во избежание возможных претензий проверяющих органов, повышения профессионального уровня, грамотности самого работника мы все же настоятельно рекомендуем отправить сотрудника на переподготовку в соответствие с профилем деятельности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. , п. 25 Правил, утвержденных ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в и «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в .

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный ;
  • подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • по разработке профессионального стандарта, утвержденные ;
  • , утвержденный ;
  • в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные .

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в . Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Должностная инструкция кадровика - 2020: актуальные требования и функционал
В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.


  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
  • Квалификационная характеристика социального работника представляет собой документ, в котором должны быть отражены личные и деловые качества того или иного сотрудника. Этот документ нужен в случае аттестации работника, возможного повышения по службе, для определения конкретных обязанностей, или если возникает необходимость вынести решение о дисциплинарном взыскании.



    Составляется она руководителем предприятия или конкретным человеком, способным объективно оценить сотрудника. В частности, правильно составить квалификационную характеристику на социального работника поможет знание основных правил, применяемых при составлении таких характеристик. Прежде всего, надо исследовать содержание работы, выявить ее важнейшие характеристики, которые обуславливают основные требования к квалификации социального работника. Такое исследование способно способствовать объективно, проанализировать всю информацию о работе социального работника.


    Квалификационная характеристика социального работника пишется на стандартном листе формата А4 и состоит из четырех частей: заголовка, полных анкетных данных работника. Далее указываются его личные и деловые качества с конкретным указанием выполняемой работы. В анкетных данных сообщается полное фамилия, имя, отчество сотрудника, дата рождения, какое учебное заведение и когда окончил, специальность работника.


    Основная часть начинается с описания того, с какого времени тот или иной сотрудник трудится на данном предприятии, какие должности занимал и занимает в настоящее время, перечисляются курсы повышения квалификации, если они имели место. Далее, в основной части анализируется деятельность социального работника, непосредственно связанная с выполнением должностных инструкций: его работа по выявлению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, на территории, которую он обслуживает. Детально описывается, какая помощь и насколько качественно была оказана инвалидам и людям пожилого возраста, с которыми он работает, в частности, обеспечение их товарами первой необходимости, оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, содействие в получение медицинского обслуживания и др.


    Указываются все имеющиеся у сотрудника награды и поощрения. Подробно описываются качества характера, которые помогают ему (или не помогают) добиться эффективности труда. Указываются личные качества, характеризующие социального работника как члена трудового коллектива.


    Полный набор фраз для составления характеристики .


    Квалификационную характеристику подписывает, с указанием данных, начальник отдела кадров (или тот человек, который ее составлял). Заверяется характеристика печатью и подписью руководителя организации.

    Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

    Квалификационные требования
    Неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (младший специалист) без требований стажа работы.

    Знает и применяет в деятельности: законодательство в сфере предоставления социальных услуг; основы этики и профессионального общения; содержание, формы и порядок предоставления услуг лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах; методы и формы социальной работы со специальными группами клиентов; основы психологии; основы медицинских и гигиенических знаний; основы экономики, права и трудового законодательства, нормы охраны труда и производственной санитарии; делопроизводство.

    Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
    Применяет на практике нормативно-правовые акты по вопросам предоставления социальных услуг лицам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства (инвалидность, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья, работы, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, стихийное бедствие и т.п.). Регистрирует и ведет учет лиц, которые проживают в зоне социального обслуживания. Организует и контролирует предоставление социальных услуг, необходимых отдельным лицам для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Использует имеющиеся финансовые, материальные и другие возможности для удовлетворения потребностей лиц и решения их проблем. Организует мероприятия по реабилитации, реинтеграции, социальной адаптации лиц, оформление их на пребывание в дом-интернат, санаторий, дом отдыха и т.д. Представляет и защищает их интересы на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые могут помочь в решении проблем. Оказывает консультативную, методическую помощь по вопросам организации и предоставления социальных услуг за запросами и обращениями граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Рассматривает письма, заявления, жалобы и в установленном порядке предоставляет ответы. Ведет первичную документацию по организации социального обслуживания и помощи, учета и отчетности. Решает текущие вопросы с социальными работниками.

    Введение

    Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

    В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы. Актуальность обусловлена тем, что необходимо выдвигать четкие требования к работникам учреждений социальной сферы, совершенствовать права и обязанности специалистов по социальной работе и социальных работников, а также устанавливать различные виды ответственности к специалистам социальных служб.

    Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

    Профессиональная деятельность социального работника изучалась в работах Холостовой Е.И., Ляшенко А.И., Бочаровой В.Г. О системе подготовки и требованиях к социальному работнику излагается в трудах Бодалева А.А., Деркач А.А., Леонтьева А.Н. О требованиях, предъявляемых социальному работнику прописано в ГОСТе 52888-2007 "Требования к персоналу социального обслуживания населения".

    Цель данной курсовой работы - изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе.

    Объектом является деятельность работников учреждений в социальной работе.

    Предмет - нормативные требования к деятельности работников учреждений.

    Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

    1) рассмотреть профессиональные требования к социальным работникам;

    2) описать систему подготовки социальных работников;

    3) рассмотреть нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность работников.

    4) проанализировать требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания.

    Профессиональная деятельность социальных работников

    Профессиональные требования к социальным работникам

    Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

    Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

    Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы .

    К числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

    Эмпатийность;

    Психологическая компетентность;

    Деликатность и тактичность;

    Человечность и гуманность, милосердие;

    Организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;

    Высокая духовная культура и нравственность;

    Социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

    Умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

    Направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

    Учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

    Стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

    Честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п. .

    Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. .

    Социальный работник - это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения .

    Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

    Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др. .

    Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

    Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет .

    Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.

    Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида .

    Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

    1) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

    2) психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

    3) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

    Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

    Диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

    Прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

    Правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

    Организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

    Предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

    Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

    Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

    Психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

    Социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

    Коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека .

    Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в данной области. Только квалифицированные кадры становятся залогом успеха в деятельности, направленной на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Социальная защита и методы ее реализации основываются на конституционных и правовых законодательных основах, а также на международных пактах о свободах и правах человека. Всемирная декларация прав человека и другие законодательные пакты признают и провозглашают права личности на свободу, безопасную жизнь, достоинство, неприкосновенность, право на трудовую деятельность, отдых, защиту моральных и материальных интересов, а также социальное обеспечение и защиту.

    В Российской Федерации охране также подлежит труд и здоровье человека: устанавливается минимальный размер заработной платы, обеспечивается поддержка семьи, материнства на государственном уровне, оказание помощи пенсионерам, инвалидам, ветеранам, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты населения.

    Обязанности социальной защиты

    Конституция Российской Федерации возлагает на государство выполнение всех условий, которые необходимы для реализации прав человека и обеспечение его социальной защищенности. Действующее законодательство не только провозглашает права людей на осуществление социальной защиты, но и четко выявляет пути ее реализации:

    • все работники предприятий должны иметь обязательное пенсионное страхование;
    • формирование новых государственных фондов, которые являются источниками финансирования социальной защиты граждан;
    • принятие и реализация федеральных законов, которые гарантируют выполнение прав населения.

    Основные обязанности социальной защиты заключаются в оказании помощи нуждающимся гражданам с учетом их личных потребностей. В Российской Федерации действуют специальные нормативные акты, которые регламентируют оказание социальной поддержки определенной категории нуждающихся.

    Замечание 1

    Главное значение в реализации социальной защиты различных категорий граждан имеют социальные программы и проекты, основным достоинством которых является индивидуальное выделение «социальных ресурсов» и их направленность на достижение целей.

    Способы совершенствования социальной защиты

    На сегодняшний день основной проблемой является повышение эффективности системы социальной защиты людей, которая необходима для минимизации социальных издержек переходного периода, а также создание необходимых условий адаптации к новым социальным условиям для конкретных слоев населения. Несмотря на широкое многообразие методов и форм социальной защиты, необходимость индивидуального подхода остается актуальной. Растет необходимость обоснованного государственного управления, которое направлено на развитие и усовершенствование структуры социальной защиты с внедрением новых информационных технологий.

    Все это можно отнести к катализаторам разработки новых нормативных и законодательных правовых актов, в основу которых положена социальная политика государства, а также новые подходы к устранению причин, что препятствуют достижения благосостояния населения и организации современной социальной защиты тем, кто в ней нуждается.

    Основным подходом является переход на более совершенный и новый уровень социального обслуживания, который характеризуется интенсивным развитием качества обслуживания в инфраструктуре, а также повышением эффективности и качества социальных услуг. Другим не менее важным подходом является развитие комплексной реабилитации, которая предназначена для восстановления способностей людей с ограниченными способностями, а также адаптация их к разным видам деятельности, создание оптимальных и комфортных условий для обучения инвалидов в общих образовательных учреждениях.

    Замечание 2

    Основной задачей современной социальной защиты, которая диктуется демографической ситуацией, является помощь детям и ветеранам войны.

    Учитывая те процессы, которые происходят в обществе (перераспределение собственности, имущественная дифференциация, развитие частной собственности, существенные отличия в уровне доходов граждан страны) правильно будет искать новые подходы по управлению социальной защиты и условий для реализации гарантированных прав человека.

    В связи с этим необходимо откорректировать принципы платных и бесплатных услуг, которые предоставляются нетрудоспособному классу населения. Необходимо внедрение новых эффективных видов и форм социальных услуг и технологий, которые имеют эффективный социальный результат по адаптации и реабилитации граждан, что попали в сложную жизненную ситуацию.

    Основные задачи социальной защиты

    На сегодняшний день основными задачами социальной политики являются:

    • реализация минимальных социальных гарантий и социальных прав гражданам, которые установлены действующим законодательством, в сфере социального обслуживания, пенсионного обеспечения, а также оказание материальной поддержки семьям с несовершеннолетними детьми;
    • адаптация структуры социальной защиты к экономическим и социальным условиям, которые постоянно меняются, включая развитие учреждений по социальному обеспечению (расширение перечня социальных услуг, что предоставляются населению, поддержка негосударственных организаций по оказанию социальной помощи, а также подготовка квалифицированных социальных работников);
    • совершенствование и развитие организации социальной защиты с помощью формирования социальных технологий, а также дифференцированного подхода к различным слоям населения и типам семей (оказание адресной помощи, которая связана с конкретными и индивидуальными потребностями гражданина);
    • широкое применение активных видов социальной помощи и поддержки (психологическая и социальная реабилитация, помощь в самореализации и самообеспечении личности, а также выявление инструментов, что направлены на эффективное ведение профессиональной деятельности).

    Внедрение новых технологий и форм системы социальной защиты населения обеспечены благодаря:

    • региональным концепция формирования системы социально-психологической помощи гражданам на государственном уровне;
    • государственной поддержки детей и семьи;
    • развитию службы реабилитации людей с инвалидностью;
    • развитию и модернизации структуры социального обслуживания граждан;
    • совершенствованию мер социальной помощи граждан.
    Поделиться