Внедрение профессиональных стандартов в организации. Структура профессиональных стандартов Новый профстандарт руководителя образовательной организации

ПЕДАГОГА

Профессиональный стандарт педагога Содержание

1. Область применения.

2. Цель применения.

3. Термины и определения применительно к педагогу.

4.1. Часть первая: обучение.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

6. Заключительные положения. Приложения:

Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий.

Приложение № 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.

Приложение № 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.

Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка.

Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) Введение

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется

обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога - 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

Работа с одаренными учащимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Соответствовать международным нормам и регламентам.

Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта

Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:

готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции , призванные:

Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения . Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Профстандартом называют специальный документ, содержащий в себе описания и характеристику всех должностей в какой-то одной рабочей сфере. В этой статье будет рассмотрен профессиональный стандарт специалистов по управлению персоналом.

Общие сведения

Само понятие профстандарта относительно новое. Оно было введено в оборот в июле 2016 года. Не стоит путать представленный документ с должностной инструкцией. Так, если последняя будет полезна, скорее, для работников, то профстандарты - для руководства и работодателей. Стоит также отметить, что начальству будет гораздо удобнее ориентироваться при помощи профстандарта. Все потому, что сам документ включает в себя список должностей на предприятии и описание функциональных обязанностей каждого рабочего лица.

Стоит, наконец, отметить главную тему статьи - профессиональный стандарт специалиста в области управления персоналом. Этот документ также включает в себя названия основных рабочих должностей и закрепление за каждым лицом трудовых функций. Стоит чуть подробнее рассказать и о структуре профстандарта. Итак, приступим.

Структура профстандарта

Какой структурой обладает рассматриваемый Специалист по управлению персоналом, как уже ясно, является ключевым лицом в документе. Однако сам профстандарт раскрывает общие сведения о разрядах, квалификационных уровнях и должностях представленной сферы.

Первый раздел документа дает наиболее общие сведения о специальности. Дается характеристика трудовой, социальной, экономической, культурной или даже политической деятельности работников.

Второй раздел - это то, на чем строится весь профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом, менеджер, заместитель директора и многие другие рабочие лица рассматриваются с позиций их обязанностей и функций именно в этом разделе.

Третий раздел помогает определить основные требования к работникам. Сюда также относятся трудовые функции, но даются они в более широком смысле.

Последний раздел, согласно приказу № 691н Минтруда, необходим для записи данных о составителях профстандарта.

Трудовые функции

Как уже было сказано выше, сразу несколько категорий и подкатегорий рабочих лиц закрепляет представленный профессиональный стандарт.

Специалист по управлению персоналом, тем не менее, обладает некоторыми обобщенными функциями и обязанностями, которые стоит выделить. Так, работник отвечает:

  • за качественный оборот документов в кадровом отделе;
  • эффективное обеспечение организации персоналом (для этого специалист обязан грамотно анализировать состояние рабочих мест);
  • оценивание и аттестацию рабочих лиц;
  • своевременную оплату труда;
  • разработку определенных мероприятий в рамках своей компетенции.

Таким образом, работник имеет довольно большое количество обязанностей, которые закрепляет за ним профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом обладает и многими другими функциями. Все их можно посмотреть в профстандарте.

Первый блок квалификационных уровней

Сразу стоит отметить, что представленный профстандарт фиксирует информацию о восьми различных специалистах.

Первое, что необходимо выделить, - группу А. Сюда относится специалист по делопроизводству в отделе кадров. Требования к данному работнику чуть ослабли: отныне специалисту необходимо иметь хотя бы профессиональное среднее образование или диплом соответствующих курсов. Незначительно урезалось и общее количество функций.

К группе В относится работник, занимающийся подбором персонала. Требования к нему сохранились - осталось необходимым высшее образование, а опыт все так же не нужен.

Группа С включает в себя, по сути, все прошлые стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, однако в отношении специалиста, оценивающего и аттестующего персонал. Все, что изменилось в данном случае, - сами функции работника. Они стали более четкими и узкими.

Второй блок квалификационных уровней

Здесь необходимо выделить группы D, E и F. К группе D относится специалист, занимающийся развитием и обучением персонала. Как и в прошлых случаях, немного изменились условия обучения по профессии, а также несколько детализировались обязанности.

Работник по оплате и нормированию труда относится к группе E. У данного специалиста больше не рассматривается опыт работы, но зато стала необходима дополнительная профессиональная подготовка. Количество задач чуть упорядочилось в зависимости от степени конкретности.

Специалисты по социальным программам, относящиеся к группе F, обрели расширенный, но детализированный функционал. Стоит отметить и удаление некоторых параметров, которое закрепляет рассматриваемый профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом утвержден, таким образом, более четко.

Третий блок квалификационных уровней

Оставшиеся две группы, G и H, включают в себя руководителей подразделений. Стоит, однако, отметить, что ни руководитель структурных подразделений (бывший начальник отдела кадров), ни директор по управлению персоналом не получили каких-то значительных изменений.

Все функции данных работников остались такими же, которые некогда закреплял специальный справочник (приказ "Специалист по управлению персоналом"). Профессиональный стандарт, однако, вводит обязательство дополнительного обучения. В целом же две представленные группы не подверглись серьезной модернизации.

Достоинства и недостатки профстандарта

Профессиональный стандарт, как документ, появившийся совсем недавно, стал объектом рассуждений для многих компаний и организаций. Некоторые считают, что введенный в оборот акт совершенно неактуален и бессмысленен. Другие же утверждают, что подобного рода стандарты нужно было ввести уже давно - настолько они удобные и полезные.

Разобраться в том, чего же все-таки у профстандарта больше - преимуществ или недостатков, не так уж и просто. Во-первых, зависеть все будет от компании, в которой он применяется. Так, по утверждениям многих руководителей, рассматриваемый документ попросту невозможно применять в сфере малого бизнеса. Зато работу крупных, в особенности государственных предприятий, можно будет с легкостью регулировать при помощи представленного нормативного акта. Во-вторых, не так уж и прост, по заверениям лиц-руководителей, алгоритм внедрения профессионального стандарта. Специалист в области управления персоналом, например, является очень сложным с организационной точки зрения лицом. Однако связать все возникающие проблемы и трудности можно, например, с относительной новизной документа.

Закон о профстандартах сделал обязательным их применение с 1 июля 2016 года. Многие работодатели и по сей день игнорируют профстандарт при подготовке проектов должностных инструкций. Прежде всего необходимо разобраться для всех ли требования закона безусловно обязательны к исполнению. В нашей статье мы не только по полочкам разберем что такое стандарт и из чего он состоит, но и расскажем, кто не сможет “отвертеться” от его применения.

В России завершается масштабное реформирование системы оплаты труда и переход от ее привязки к уровню квалификации на систему профессиональных стандартов (далее - ПС). Разработанные профстандарты призваны заменить привычные, но устаревшие квалификационные справочники.

Переход на ПС преследует еще одну цель. Приведение системы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования в соответствие с реальными требованиями каждой профессии.

Из этой статьи вы узнаете:

Требования профессионального стандарта не содержат требования:

  • А. К уровню профессионального образования сотрудника
  • Б. К полу сотрудника
  • В. К качеству выполняемой работы

Что такое профессиональные стандарты

Прежде чем освещать вопросы по применению профессиональных стандартов , необходимо понять, что они собой представляют. Для этого обратимся к главному документу, регламентирующему отношения в сфере труда — Трудовому кодексу. С 1.01.2017 г. началось действие обновленной главы 31 этого акта. В нее еще в 2012 г. официально включены такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация» (ст. 195.1 ТК РФ).

Квалификация в профессиональном стандарте

Под квалификацией закон понимает определенный уровень опыта, а также составляющей его триады: знаний, навыков и умений. Описание же этой квалификации, необходимой для успешного выполнения сотрудником его трудовой функции, и будет профессиональной нормой. Иными словами, ПС — это система требований к работнику, отраженная в нормативном документе. В нем устанавливаются и фиксируются требования в определенной профессиональной области. На сегодняшний день разработано и утверждено более 1500 таких документов.

Читайте также

Требования норм касаются:

  • уровня профессионального образования сотрудника;
  • его практического опыта;
  • к содержанию труда;
  • к качеству выполняемой работы;
  • к условиям, в которых ведется трудовая деятельность.

Структурными единицами норм можно назвать выделяемые для каждой конкретной сферы приложения труда квалификационные уровни. Они отличаются друг от друга:

  • сложностью поручаемой работы;
  • необходимыми для этого знаниями и умениями;
  • уровнем самостоятельности работника;
  • степенью ответственности.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Кому выгодны профстандарты

Использование ПС для указанных профессий обязательно для всех работодателей, независимо от формы собственности предприятия. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП, как и за любое другое нарушение трудового законодательства.

Размер штрафа для должностного лица 1-5 тыс. руб, для предприятия — до 50 тыс. руб. Однако, учитывая новизну норм, пока больше составляется предписаний об устранении нарушений, чем административных протоколов.

Правовые основы профстандарта

Обязательные профстандарты с 2017 года

На начало 2017 г. ПС разработаны уже для 40 отраслей экономики. В перечень вошли все основные промышленные отрасли, сельскохозяйственное производство; связь и транспорт, строительство, сфера услуг. Помимо новых норм, число которых приближается к 2000, обновлены и усовершенствованы некоторые из уже существующих.

В качестве примера новых, вступающих в силу с июля, можно назвать стандарты в следующих областях:

  • Подбор персонала и КДП;
  • Нормирование труда;
  • Развитие и обучение персонала и др.

Обязывающие требования включают наличие высшего образования. А для занятия руководящих должностей потребуется еще и дополнительное профобразование и определенный опыт, то есть стаж работы по специальности.

Когда необходимо переименовать должность работника в соответствии с профессиональным стандартом?

  • А. Только в случаях, когда на этом настаивает работник
  • Б. Во всех случаях перехода на систему профстандартов
  • В. Только в случаях, если работа по должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения.

Не уверены в ответе? Читайте объяснение ниже

Внедрение профстандартов пошагово

Шаг 1. Приказы.

В задачи руководителя входит не только организовать переход на систему ПС, но и уведомить об этом всех сотрудников. Этой цели служит приказ, которым одновременно назначается комиссия, ответственная за проведение всех необходимых мероприятий и устанавливаются сроки. Целесообразно назначить в комиссию тех работников, кто напрямую связан с применением стандартов: кадровиков, юристов, экономистов и специалистов по охране труда.

Читайте также

Шаг 2. План-график.

Он составляется на первом же заседании комиссии, а затем утверждается приказом директора (руководителя). Каких-либо строгих требований к форме плана или его содержанию нет. Обычно такой документ включает перечень промежуточных этапов и сроки их выполнения. За проведение каждого мероприятия из списка назначается ответственный из числа членов комиссии. Он может привлекать других сотрудников или запрашивать у них необходимую информацию.

Шаг 3. Соотнесение должностей и стандартов.

Для этого потребуются сами стандарты и штатное расписание. Но необходимо иметь в виду, что наименования должностей далеко не всегда в этих двух документах совпадают. Это нормально, так как ПС описывает не конкретную должность, а вид деятельности, профессиональную область.

Шаг 4. Переименование должностей.

Необходимость проведения такого мероприятия есть далеко не всегда. Закон требует изменения только в том случае, если работа на должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения. Необходимо помнить, что речь идет об изменении одного из условий трудового договора. Это требует соблюдения особого порядка, включающего заключение дополнительного соглашения с работником.

Шаг 5. Изменение должностных обязанностей.

Согласно ст. 72 ТК РФ любые изменения в них возможны только в случае, если работник на это согласен. В одностороннем порядке работодатель может лишь уточнить и конкретизировать ряд функций, но не вводить одни или исключать другие.

Шаг 6. Внедрение новых систем оплаты.

Переход на использование ПС изменяет и условия начисления зарплаты. Сотрудникам, имеющим равный уровень ответственности и самостоятельности полагается и равный заработок. С ростом квалификационных требований она должна пропорционально увеличиваться. Изменения должны быть зафиксированы в локальных актах и доведены до сведения работников заблаговременно.

Шаг 7. Аттестация.

Главной целью этого мероприятия является прояснение вопроса о соответствии сотрудников внедряемым стандартам. По результатам сотрудники могут быть направлены на учебу, переведены на иную работу или даже уволены.

В том случае, если уровень квалификации оказался выше чем реально имеющийся у работника на этой должности, работодатель вправе поднять вопрос о необходимости получения дополнительного образования. Оно может быть получено как за счет средств работодателя, так и самого работника.

Внедрение профессиональных стандартов в организации - это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим. О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1-195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?

Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.

Мероприятия по внедрению профстандартов

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права?

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В настоящее время Минтруда РФ утверждено 14 профстандартов, в т.ч. по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др. А всего в 2013 году их должно быть более 300.

Что такое профстандарт

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.

Зачем нужны профстандарты

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями — при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования — при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования .

Профстандарт педагога призван:

  • определять необходимую квалификацию педагога;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профстандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:

I.. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.

Разработчиком профстандарта педагога является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109, а ответственной организацией-разработчиком — Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».

Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

В перспективе предполагается расширить сферу применения профстандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования, педагог системы профессионального образования, педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), тьютор и т.п.

Справка

В профстандарте педагога используются следующие сокращения:

ОКЗ – Общероссийский классификатор занятий.

ЕКС – Единый квалификационный справочник, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).

ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

А также понятия:

компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;

условия труда — совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Поделиться