Формирование интереса к чтению через сказку. Формирование интереса к чтению через литературную игру и творчество. Методики обучения чтению дошкольников

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

Разделы: Начальная школа

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан

Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно – художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т. е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения, и, конечно, собственное литературное творчество ученика. Чтение можно назвать одной из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры. Работая в начальной школе, я ставлю перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных произведений, пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.

Большую роль в развитии интереса к чтению, в становлении ученика-читателя играет учебная и внеучебная деятельность учащихся. Организацию работы в этом направлении можно представить в виде схемы.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении. У Чуковского К. И. есть формула: «Игра – творчество – развитие». Задача учителя – создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика. Решать эту задачу я начинаю с 1 класса, целенаправленно создавая атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.

Через уроки литературного чтения формирую ученика – читателя, развиваю читательскую активность. Очень ценным в этом плане считаю программу литературного чтения и учебник «Литературное чтение», составленный О.В.Кубасовой (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебник направлен, во-первых, на совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности, во-вторых, в нем собраны высокохудожественные произведения, являющиеся золотым фондом детской литературы и вызывающие живой отклик читателя. Используя этот учебник, реализую задачу воспитания у детей потребности в чтении, как источнике радости общения, новых знаний. Учу детей ценить меткое русское слово. Для активизации познавательной деятельности использую различные формы уроков: урок-путешествие, игра, размышление, урок-спектакль, читательская конференция. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На занятиях дети рисуют, сочиняют, драматизируют. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Вся система занятий направлена на пробуждение творческой активности. На разных этапах урока чтения широко использую упражнения и задания творческого характера. Даю детям право выбора домашнего задания. Многие дети выбирают творческое задание: не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. Через творческие задания активизирую мыслительную деятельность детей, развиваю их образное мышление. Научившись на уроках чтения во 2 классе пользоваться набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист, форзац, оглавление), дети с интересом занимаются творчеством - выпускают свои книжки-малышки. В третьем классе умеют выделять языковые средства: сравнение, эпитет, олицетворение, знают художественные особенности сказок, их структуру. Опираясь на полученные знания, сочиняют свои сказки, дают им характеристику. Выполнение творческих заданий ускоряет процесс перехода знаний в умения и навыки, пробуждает интерес к чтению.

Большие возможности для становления ученика - читателя имеет внеклассная работа. В 1 классе веду кружок «Волшебное лукошко». На кружке знакомлю детей с играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие фантазии, воображения, творческого мышления, обучаю простейшим навыкам поэтического мастерства. Мы с ребятами создали классное творческое объединение «Волшебное лукошко». В него вступили те учащиеся, которые хотят создавать творческие работы, участвовать в литературных конкурсах. В 4 классе все дети посещают кружок «Родное слово» , который я веду с целью развития интереса к чтению, осуществления учениками «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества. Прививаю ученикам любовь к поэтическому слову, учу искать радость в творчестве. С помощью родителей выпускаем сборники своих стихов и прозы «Осень», «Идет волшебница зима», «Весенняя капель», «Птичьи разговоры», «Зимние кружева».

Развитие интереса к чтению и привлечение детей к литературной творческой деятельности я осуществляю также через сотрудничество с центральной детской библиотекой города Горнозаводска. Авторская программа библиотекаря Салтыковой О.А. «Магия чтения» рассчитана на 4 года, направлена на развитие литературно - творческих способностей детей и приобщение детей к чтению. В реализации программы участвует весь класс. Занятия проводятся неформально – в атмосфере доверия и постоянного поиска новых, интересных форм приобщения детей к чтению через собственное литературное творчество. Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость встречи с доброжелательными людьми и новыми книгами. Общение детей организуется в ходе викторин, эрудит-шоу, литературных игр, театральных представлений, путешествий, творческих мастерских, литературных праздников, шоу-фестивалей.

Задачу приобщения детей к ценностям культуры, к искусству слова мы решаем сообща: учитель, библиотекарь и родители. Именно семья сегодня становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. Поэтому необходимо просвещать родителей в вопросах о роли книги в воспитании детей, о возрождении традиций семейного чтения, о ценности чтения, как старта личностного развития ребёнка и его творческой самореализации. Начиная с 1 класса, мы привлекаем к сотрудничеству родителей. На первом родительском собрании ведем разговор о роли семейного чтения в становлении личности маленького читателя. Как правило, под семейным чтением подразумевают чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается, таким образом, к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребёнка момент совместного действия, сопереживания. Кроме того, доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. Чтение вместе – это также общение, от дефицита которого так страдают современные дети. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.


Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге» .
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.

А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники . Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения) .
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты . Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:

2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.

Способы и методы развития интереса к чтению

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные формы урока: сказки, путешествия, аукционы, инсценирования, викторины, игры.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Интерес к изучаемому произведению поддерживают задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Они отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений и предполагают лишь возможные направления ответов. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры можно систематизировать следующим образом:

Игры и упражнения по развитию речи;

Литературные головоломки (кроссворды, чайнворды и т. д.);

Литературные викторины;

- «стилизованные» игры («Сто к одному», «Поле чудес», «Своя игра»)

Совместно с учреждениями культуры организуются разнообразные формы работы: библиотечные часы, экскурсии в музей, посещение выставок, конкурсы чтецов, инсценировки сказок.

Исходя из методических концепций В. В. Серикова, С. В. Беловой, И. С. Якиманской и других педагогов, были разработаны методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы:

  1. Метод активизации субъектного опыта. Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников.
  2. Метод интроспективного анализа - один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя - поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
  3. Метод личностно ориентированной театрализации направлен на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.
  4. Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.

Помимо прочего, одним из методов приобщения детей к чтению является использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе. Сейчас во всех школах имеются интерактивные доски, на которые можно устанавливать различные программы, в частности Mimio Studio, в которой можно разрабатывать всевозможные игры, делать презентации, что значительно обогащает процесс преподавания литературы и повышает уровень интереса к произведению.

Итак, можно сделать следующий вывод: существует широкий спектр методов и приемов, которые могут быть использованы учителем на уроках чтения с учетом технической оснащенности, а также индивидуальных возможностей педагога и потребностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...

Методическая разработка

по теме:

Развитие интереса к чтению

у младших школьников.

Всё в мире начинается с любви …

Любви к людям,природе,красоте…книге…

И.И.Тихомирова

Проблема. Снижение интереса к чтению у младших школьников.

Цель. Обобщить практический материал по развитию интереса к чтению на уроках.

Задачи. 1. Почему у детей сейчас нет интереса к чтению?

2. Отобрать наиболее эффективные приемы активизации интереса к чтению на уроках.

3. Варианты организации чтения.

4. Система заданий для развития интереса к чтению.

5. Изучить современную научно-методическую литературу о привитии любви к чтению.

Введение

« Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, учителями средней школы. зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе пытается заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.

« Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они ми сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Основная часть.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. (М.И. Оморокова « Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Какие только виды работ не придумывает учитель, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Сказочные герои (Чебурашка, Карлосон, Красная Шапочка, и многие другие) «приносят» в своих карманчиках, корзиночках, письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листки из корзинки Красной Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова. Потом Красная Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова, вдруг обнаруживают, что из этих слов получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки (7-8 предложений). Составляю такие тексты по сюжетам хорошо знакомых детям народных сказок, сокращая до необходимого минимума количество предложений и слов в каждом предложении.

Выйти к доске, достать листок из корзинки Красной Шапочки и прочесть желают очень многие. Чтобы не привлечь к работе одних и тех же, оставляя без чтения пассивных детей, мы договорились, что эти сказки будут читать по очереди дети каждого ряда, а другие будут слушать, а потом рассказывать. а чтобы все внимательно слушали, придумала игру «Эхо» 1 читает, а весь класс хором повторяет, как эхо.

У каждого учителя есть серии сюжетных картинок по развитию речи. На основе некоторых из них составляю коротенькие рассказы о том, как дети спали на морозе птичку, как в лесу мальчики нашли ёжика, как собака вытащила из воды тонущего хозяина и другие.

Часто читаем коротенькие рассказы, новеллы, притчи из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». (М.: Педагогика, 2005г.)

На основе некоторых из них составляю тексты для чтения детьми. Эти небольшие по объёму произведения содержат богатый материал для бесед с детьми на темы нравственности: о любви к прекрасному, о заботе о слабых, о почитании старших. Например:

Зоя и бабочка

Маленькая Зоя гуляла в саду. Там росла акация. На веках торчали острые колючки. А над ними летала красивая бабочка. Стала Зоя колючки ломать.

Зачем ты это делаешь? – Спросила мама.

Чтобы бабочка не укололась, - тихо ответила Зоя.

В другой раз новый текст для чтения «приносят» подружки – матрешки. Но прежде чем прочесть то, что они предлагают, надо расположить их по росту и сказка получится.

Рисунки 6-и матрёшек, а на них такие буквы:

1 матрёшка- «с»

2 матрёшка – «к»

3 матрёшка- «а»

4 матрёшка – «3»

5 матрёшка – «к»

6 матрёшка – «а»

Матрёшек по росту расположили и получилось слово «сказка».

Всем известно, что рыбки немые, говорить не умеют. Но у нас на уроке они могут стать «говорящими». Если карточки расположить в той последовательности, в которой возникал рисунок рыбки, прочесть предложения на обратной стороне, то мы знаем новый рассказ.

Нарисуем части рыбки последовательно. На каждой части рисунка рыбы буквы. Получается слово «рассказ»

А на следующий день Буратино или Незнайка «зададут» детям вопросы по содержанию прочитанного накануне рассказа. А может быть, это будет вопросы непосредственно к читающему: «Как тебя зовут?», «Ты любишь читать?», «Какой сегодня день недели?», «Когда твой день рождения?» и т.д.

Кроме такого индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста. Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними.

Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать, что за сказку принесла Красная Шапочка или кто-то другой.

Очень нравится детям чтение, которому дали название «Кто играет в прятки». На доске, а чаще всего на плакате (можно использовать неоднократно в любом классе). Я пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФ

ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙК

АБАНИРШЛОШАДЪАЛУ

МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕН

ГУРУБИРШЛОСБЩСИРУ

ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФ

УЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛ

ЯЯГУШКАСЛУ

Заметив интерес к такому чтению (кто быстрее найдёт спрятавшееся слово), мы с детьми составили карточки для индивидуальной работы под такими названиями: «Животные играют в прятки», (в 4 вариантах), «Где прячутся грибы?», «Деревья спрятались», «Найди кустарники», «Ниже всех в лесу и в поле – травы», и размножила их по количеству детей. Вариантов работы с такими карточками можно придумать много. Часто дети брали карточки домой. Тематика этих карточек расширяет знания детей о животном и растительном мире, учит различать виды растений.

Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. А учитель может неоднократно применять эти карточки: на уроках природоведения (виды животных и растений) русского языка, ведь в названиях животных, растений, растений, грибов кроется столько орфограмм.

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубление» вместо выразительного чтения. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.

На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Дай мне рыбки.

Налови сам да ешь.

Да я не умею.

Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»). Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную краску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. Для себя составляю своего рода «интонационный словарь» - определения для интонации голоса: спокойная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная и т.д.

Ещё чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения.

На этих кольцах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.

Способ «жужжащего» чтения нашёл широкое применение в начальной школе. Использую его и я.

Сначала следовала рекомендациям, описанным В.М.Зайцевым в его брошюре «Резервы обучения чтению» (М.: Просвещение, 2007г.). А теперь решила попробовать по-другому: на эти три минуты дать ребёнку такой текст, который он успеет прочитать за отведённое время. Мне почему-то кажется, что если человек ясно видит конечную цель своей работы, то и работа строится (в данном случае – чтение) и интерес появляется.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат. Я в течение четырёх лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, также формированию навыков выразительного чтения.

Инсценирование Выборочное чтение

текста или (с определённым

отрывка. заданием).

Виды

работ над текстом

по формированию

интереса к чтению.

Чтение «Жужжащее»

в «лицах». чтение.

Поскольку первый литературный опыт ребёнок получает в семье, то от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов школьников. Как показывают результаты исследования, в практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин:

    Заключается в угасании интереса к литературе в обществе.

    Связана с недостаточным уровнем психолого - педагогической компетентности родителей, которые не всегда чётко знают возрастные особенности и возможности своего ребёнка.

    Наиболее существенным недостатком является то, что при наличии интереса у взрослых к литературе они не знают произведений детской литературы.

Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей.

Вот некоторые из них:

    Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг».

    Устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.

    Способен разжечь любопытство и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. (Нет времени!) Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это « авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Самое важное, что могут взрослые – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.

На предметных неделях по литературному чтению стараемся организовать конкурсы на лучшего читателя, самый читающий класс.

Список использованной литературы.

    Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников». Журнал «Начальная школа». 2006г., № 1

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М. Академия – 2001 г.

    И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека. 2005г. Ноябрь – декабрь.

    В.А. Стахеева. «Приближение к душе: программа чтения для детей». Журнал «Школьная библиотека». 2006г. Май.

    Е.М. Торшилова. «Эстетическое воспитание в семье». Москва. Искусство. 1989.

    Журнал «Начальная школа». 2007г., № 6.

Поделиться