Кто может работать без ккт. Кто может работать без кассового аппарата? Кто может работать без онлайн

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Каким образом будет происходить розничная торговля без кассового оборудования? При каких условиях ИП имеет право работать и вести расчеты наличными деньгами с покупателем без ККМ? Когда можно работать на УСН или на ЕНВД без кассы? Все вышеперечисленные вопросы подробно рассмотрены в этой статье.

Имеет ли право ИП вести расчёты наличными деньгами с покупателем без кассового оборудования в 2019 г.?

Работа без кассового аппарата (ККМ) в 2019 г. для предпринимателя возможна, если он:

  • платит в бюджет единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • вместо выдачи покупателю чеков на товар ведет расчеты с применением бланков строгой отчетности (БСО);
  • торговля ведется по нескольким видам предпринимательской деятельности, для которых НК РФ и законами РФ разрешено ведение бизнеса без кассового аппарата и в 2019 г;
  • работает в отдаленных или труднодоступных местах.
Для крайнего случая работы без эксплуатации кассового оборудования имеются некоторые нюансы.

Чиновники областной администрации определяют степень отдаленности территории – населенного пункта, в котором ИП может торговать, и устанавливают специальный перечень таких пунктов. При этом ИП запрещено работать без кассового оборудования в городах, районных центах.

Торговля ИП без эксплуатации кассового оборудования в 2019 г.

Список видов деятельности, по которым ИП имеет право торговать без использования кассового оборудования, является ограниченным.

ИП может не пользоваться кассовым оборудование в следующих случаях:

  • если ИП занимается реализацией мороженого в киоске;
  • имеет право торговать молочной продукцией, пивными и квасными напитками, подсолнечным маслом, рыбной продукцией и керосином, которые расположены в цистернах;
  • ведет торговлю различными продуктами в школьной или студенческой столовой;
  • продает чай в поезде;
  • работает в киоске, если газеты и журнальный выпуски составляют 50 % оборота как минимум. В этом случае выручка от реализации такой продукцией надо учитывать по отдельности.

Перечень дополнительной товарной продукции, которой ИП имеет право торговать, определяют региональные власти;

  • продает билеты на лотереи, почтовые марки по номиналу;
  • занимается реализацией билетов на проезд в трамвае, троллейбусе;
  • торгует религиозными книгами в церкви или другом религиозном месте.

ИП имеет право торговать без кассового оборудования на выставочных мероприятиях или на рынках. При этом, ИП запрещено заниматься реализацией продукции в контейнерах и павильонах.

Если ИП обладает автолавкой (тонаром), автомобильным магазином, автофургоном (прицепом), в этом случае надо ставить кассовое оборудование.

При осуществлении торговли яблоками с грузовой машины ИП может не использовать, но только после прохождения проверки ревизорами, этого грузовика на предмет сохранности товара.

Если ИП продает овощную продукцию, арбузы вразвал, то в этом он имеет право не эксплуатировать кассовое оборудование.

Без эксплуатации кассового оборудования ИП может торговать с лотков или корзинок, которая покрыты полиэтиленовой пленкой или брезентом. При этом, если ИП торгует с лотка технически сложными товарами, то он должен использовать ККМ.

Если ИП реализует товары, которые должен находиться в специальных условиях хранения, то в этом случае также надо использовать кассовое оборудование. Например, ИП имеет право продавать картофель без ККМ. Однако при реализации мороженой рыбы ИП должен использовать кассу.

Кроме этого, ИП может не применять кассовое оборудование, работая на патентной системе налогообложения. При работе на патенте ИП может, например, заниматься реализацией услуг в торговом зале, площадь которого равна 50 кв. м. максимум.

В то же время работать на патенте имеют право и ИП, которые торгуют в розницу.

В итоге без применения ККМ предприниматель может заниматься бизнесом в стационарной торговой точке, площадь торгового зала которой равна 50 кв. м. максимум или вообще нет торгового зала, а также в нестационарном помещении для торговли.

Если ИП ведет расчёты наличными деньгами на ЕНВД

Если бизнесмен платит ЕНВД, то он также имеет право работать и вести расчеты наличными деньгами с покупателем без кассы. В этом случае ИП может заниматься реализацией продукции без эксплуатации кассы в павильоне, площадь торгового зала которого равна 150 кв. м. максимум.

Также бизнесмен может не эксплуатировать кассу в таких ситуациях:

  • в стационарных помещениях для торговли, не имеющих торгового зала;
  • в торговом нестационарном помещении, которое не используется при работе на патенте.

Могут не применять кассу и ИП, владеющие общепитом, в котором нет торгового зала или его площадь равна 150 кв. м. максимум.

Кроме того, без эксплуатации кассового оборудования ИП может заниматься реализацией услуг населению, однако при этом осуществляя расчеты с клиентом, предприниматель должен пользоваться бланками строгой отчетности.

В итоге торгуя без кассового оборудования на ЕНВД, ИП по желанию покупателя должен выдать ему чек на товар, квитанцию или документ, по которому можно принимать от клиента наличные денежные средства за услугу или товар.

Расчёты с покупателем на УСН и ККМ: надо ли применять кассу в 2019 г

В федеральном законе № 54 от 22 мая 2003 г. отражены правила использования ККМ, на которой ИП ведет расчеты наличными денежными средствами или с применением карточки банка.

По закону, ИП должен эксплуатировать кассовое оборудование, если он при продаже товаров, осуществлении работы и оказании услуг рассчитывает с клиентом картой банка или наличными денежными средствами.

Однако, имеется несколько нюансов:

  • если ИП проводит все расчеты через расчетный счет. При этом он не использует наличные деньги. В этом случае ИП имеет право не использовать ККМ.

Однако в этом случае возникает вопрос: все ли покупатели ИП готовы к таким условиям оплаты, при которых нет возможности приобрести товар за наличные деньги? В частности, торговать с физическими лицами, используя безналичные расчеты, затруднительно;

  • при оказании определенных услуг населению ИП может не эксплуатировать ККМ, но обязан сделать выписку бланков строгой отчетности. Как ИП работать с таким платежным документом, подробно написано в различных правовых актах, в которых регламентируется их учет, порядок, форма, особенности их хранения и уничтожения;
  • если ИП работает в труднодоступном месте. Список отдаленных районов и городов утвержден Госдумой РФ;.
  • если ИП работает в аптеке и фельдшерском пункте в селе;
  • если ИП занимается некоторыми специфическими видами деятельности. Например, принимает сырье на утилизацию и стеклянную тару у населения (кроме металлолома);

Весь перечень отдельных видов деятельности можно прочитать в ст. 2 вышеуказанного закона.

В итоге получается то, что вид организационно-правовой формы, использование УСН можно не учитывать при решении вопроса о том, надо ли ИП использовать кассу. В этом случае следует обратить внимание на вид и место осуществления определенного рода деятельности;

  • если ИП платит налог по ЕНВД или по патенту, то использование кассового оборудования не считается обязательным. Однако клиент имеет право потребовать, а ИП обязан дать чек на товар или подобный документ.

Если ИП относится к одному из вышеперечисленных исключений, то покупать ККМ и официально оформлять нет необходимости. Для других ИП, работающих на УСН – это обязательное условие.

Касса и онлайн-магазин

При работе в онлайн-магазине у ИП возникает несколько вопросов.

Некоторых предпринимателей, которые работают во всемирной паутине, смущает то, что клиент заказывает товар в онлайн-режиме. В этом случае ИП не может выбить чек на товар после того, как клиент перевел ему деньги.

Во-первых, заказ на товар в интернете не является безналичным расчетом, потому что клиент отдает наличные деньги ИП через банк. ИП может вести все товарные операции с покупателями с использованием банковских переводов, и тогда кассовое оборудование не нужно.

Во-вторых, ИП пробивает чек на товар до приема денежных средств наличными от клиента. В таком случае, перед тем, как принимать заказ, ИП передает наличные деньги курьеру. Здесь имеется определенная юридическая коллизия и несовпадение положении правовых актов.

Но и курьер не должен иметь при себе кассовое оборудование. В ином случае, на него нужно будет оформить отдельное кассовое оборудование аппарат и устроить на работу кассиром.

В итоге при торговле в онлайн-магазине используются наличные деньги, поэтому и в 2019 г. ИП должен будет использовать ККМ.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Согласно действующему российскому законодательству, все субъекты торговой деятельности обязаны иметь кассовый аппарат и проводить расчетные операции исключительно с его использованием. Однако недавно были введены серьезные изменения в данной сфере. Согласно поправкам в Федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 или ФЗ №54, с 1 февраля 2017 года правительство обязало предпринимателей перейти на использование контрольно-кассовой техники с передачей данных напрямую в ФНС. Но законодательством определен ряд лиц, кто может работать без онлайн кассы до 1 июля 2019 года или вообще не применять этот аппарат.

Где купить онлайн-кассу

Кто получил отсрочку

Законодательством предусмотрен поэтапный переход к новому режиму работы. Некоторые бизнесмены обязаны применять ККТ с прямой передачей данных с 2017 года, другие – с 1 июля 2018 года, а отдельным категориям разрешено работать без применения онлайн кассы до июля 2019 года:

  1. Работать пока по старому режиму имеют право юридические лица и ИП, которые осуществляют деятельность в рамках системы налогообложения в виде единого налога (ЕНВД). При работе ИП без онлайн кассы он обязан выдавать покупателям кассовый чек или квитанцию.
  2. Важно! Исключения позволены лишь тем бизнесменам, которые не работают в общепите.

  3. Также онлайн кассу можно не ставить индивидуальным предпринимателям, которые работают на патентной системе налогообложения. Ограничения, как и в указанном выше случае, касаются торговли розницей или общепита.
  4. Новыми поправками предусмотрены и другие категории тех, кто может не использовать онлайн кассы. Если организации и ИП, оказывающие услуги населению наличным расчётом и в общепите не привлекают наёмных работников, им можно не устанавливать ККТ нового поколения. В случае заключения трудового договора, кассовый аппарат должен быть заменён на новый прибор в течение 30 дней.
  5. Разрешено ИП работать без онлайн кассы при использовании вендинговых машин. Такие машины всё чаще применяются в бизнесе и представляют собой обычные торговые автоматы по выдаче чая, кофе, напитков и сопутствующих товаров. В данном случае труд наёмных работников не используется.
  6. Можно не использовать онлайн кассу до июля 2019 года при принятии таких текущих платежей, как приём платы за коммунальные услуги, взносы за капитальный ремонт, возврат авансов, оплата займов за товары, работы или услуги.

Торговля без онлайн кассы ИП и другим хозяйствующим субъектам разрешена, если они работают на упрощённой или общей системе налогообложения и оказывают услуги только физическим лицам. Законом ФЗ-43 установлен прямой запрет для них по осуществлению предпринимательской деятельности с юридическими лицами. Для данной категории закреплено обязательное правило выдачи клиентам бланков строгой отчётности, форма которых утверждена законодательством Российской Федерации.

Кто может не применять онлайн ККТ

Законом ФЗ-54 и другими подзаконными нормативными актами установлены категории лиц, кто может не использовать онлайн кассу.

Несмотря на кажущуюся императивность, новые требования достаточно демократичны. Депутатами Государственной думы сохранено значительное количество видов деятельности предпринимателей, в которых не изменены правила применения кассовых аппаратов прежнего образца. Такие уступки касаются общественной деятельности или видов работ, в которых затруднены возможности практического применения ККТ. В таком случае расчёты между участниками правоотношений осуществляются посредством выпуска БСО или к наличным расчётам:

Лучшие предложения по цене и качеству

  1. Учитывая большой приток пассажиров в общественном транспорте и особенно в метрополитене крупных городов, установлено, что старый порядок расчётов применяется при оплате помощи носильщиков в общественных местах.
  2. Приём стеклопосуды и вторсырья осуществляется без использования ККТ, что обусловлено нецелесообразностью его применения при мелких расчётах.
  3. Важно! Если производится покупка драгоценных металлов или сдача их в ломбард, то проведение операций посредством онлайн кассы обязательно.

  4. Достаточное количество вакансий для домашнего персонала размещено на сайтах по поиску работы. Поэтому российские власти установили внести исключение для данного вида услуг. Присмотр за детьми, уход за больными и пожилыми людьми не проходит через контрольно-кассовую технику.
  5. Не нужно изучать механизмы действия нового законодательства в сфере налогообложения продавцам на рынках. Овощи, фрукты и живая рыба не подпадают под правила интернет-касс.
  6. Торговцы мороженым и напитками в киосках могут не беспокоиться за свои рабочие места.
  7. Большая конкуренция сейчас на рынке труда у продавцов газет и журналов. Высокие требования к данным вакансиям (на эти должности не принимают иностранцев и лиц с иногородней регистрацией) компенсируются применением налогового законодательства. Как и раньше, покупка глянцевых журналов и бумажных газет осуществляется наличным расчётом.
  8. Если вы решили купить молоко или масло не в супермаркете, то также можете приобрести эти товары, просто оплатив их стоимость. Указанная преференция к этим категориям лиц позволяет на государственном уровне поддержать развитие сельского хозяйства в стране. Бабушки, торгующие на улицах, по-прежнему смогут зарабатывать себе на хлеб. Подобные «скидки» в применении закона 54 направлены на лояльное отношение к пожилым людям, которым непросто понять механизм действия новой техники, интернет-расчётов. За редким исключением, они не смогут заключить договор с оператором фискальных данных. Применение ККТ к людям преклонного возраста исключит их участие в торговой деятельности и поставит их на грань выживания.
  9. Однако использовать данные нормы в свою пользу могут также и молодые предприниматели. Кроме указанной деятельности, законодательство не навязывает установку ККТ при ремонте обуви и изготовлению ключей.
  10. Без применения онлайн кассы можно подрабатывать помощником на огородах и частных домах. К примеру, оплатить счет за распил дров можно наличным способом.
  11. С целью организации работы на розничных рынках, ярмарках и выставочных комплексах, правительством Российской Федерации установлен перечень непродовольственных товаров, которые продаются без учёта ККР. К таким товарам относятся:
  • нательное бельё;
  • носовые платки (кроме вязанных или трикотажных);
  • трикотажные и вязаные носки и чулки;
  • гетры, гамаши и стельки;
  • столовые и кухонные принадлежности, а также посуда с одним исключением – товары должны быть изготовлены из дерева;
  • плетённые корзины;
  • рыболовные снасти и удилища;
  • искусственные приманки.

Принятие ФЗ 54 имеет большое социальное значение. Это значение распространяется как на случаи использования онлайн-касс, так и на льготы по их применению. Установление новых правил способствует выходу российской экономики из тени, повышает конкуренцию на рынке. Данный закон подтверждает тенденцию систематизации и цифронизации всех сфер общественных отношений. После 1 августа 2019 года будет чётко видно, какие отрасли экономики развиваются лучше, а в каких существуют проблемы. Прозрачной станет система поступления налоговых платежей.

Закон устанавливает льготы для отдельных категорий хозяйственной деятельности. Ряду субъектов можно не ставить онлайн кассу до 2019 года. Также определённые группы участников предпринимательской деятельности могут вообще не применять ее. Такие льготы и преференции предусмотрены для мелкого и среднего бизнеса — для тех, кто окажется неспособным конкурировать с другими в случае навязывания установки контрольно-кассовых регистраторов. С принятием данного закона и соответствующих подзаконных нормативных актов, которые регулируют правоотношения в сфере налогообложения, российская экономика имеет возможность сделать качественный скачок, вывести из тени существенную часть капитала и поддержать отечественного производителя.


О том, может ли ООО работать без кассового аппарата, и в каких случаях это допустимо, рассмотрим ниже. Стоит отметить, что новый закон, касающийся онлайн-касс, начал действовать летом 2016 года (ФЗ №290). С 3 июля прошлого года многие ООО и ИП должны осуществить переход на кассовые аппараты нового типа.

Переходный период, когда можно работать без передачи данных онлайн, закончился 1 февраля 2017-го, а уже с начала июля 2017 года все компании и предприниматели должны зарегистрировать только онлайн-кассы. Перерегистрировать или снимать с учета старые ККТ запрещено.

Стоит ли покупать кассовый аппарат ООО?

Если исходить из ФЗ №54, все субъекты предпринимательской деятельности, которые в своей работе производят расчеты с применением наличных средств или позволяющие производить оплату с помощью банковской карты, должны иметь кассовую машину. С другой стороны, в законе прописаны исключения, когда ООО вправе работать без ККМ. К таким случаям можно отнести:

  • Организации, которые оказывают услуги вне зависимости от системы выплаты налогов, вправе не применять ККТ, если при осуществлении сделки клиенту передается БСО. К категории таких документов можно отнести кассовый чек, транспортный билет, талоны, абонементы, а также различные типы путевок (экскурсионные, туристические).

Стоит отметить, что с начала июля 2018 года организации (ООО) и ИП обязаны перейти к применению бланков строгой отчетности в электронном виде. Чтобы решить подобную задачу, придется купить специальную технику, а именно ККТ, необходимую для создания бланков БСО, а также их последующей распечатки. Новые бланки должны передаваться в ФНС в электронной форме, а также на e-mail покупателя.

  • Компания или ИП, которая работает на ЕНВД или ПСН (для ИП) может не применять кассовый аппарат в своей деятельности. Но при наличии соответствующего требования со стороны клиента, они должны предоставлять чек или другой документ. Последний должен подтверждать прием наличных средств.

В такой квитанции (чеке) должно содержаться название бумаги, номер по порядку, «имя» компании, ИНН, наименование и число приобретенной продукции. Здесь же должна указываться сумма оплаты, а также ФИО сотрудника, выдавшего бумагу.

  • Организации и ИП, которые работают на любой форме выплаты налогов, вправе не использовать ККМ при ведении определенных видов деятельности. К этой категории можно отнести реализацию газет и журналов, лотерейных билетов и ценных бумаг, талонов и проездных документов для общественного транспорта. Сюда же стоит отнести торговлю на ярмарках и рынках, мелкорозничный сбыт, прием от населения посуды и другие.

Кроме того, установка ККТ не обязательна, если компания работает в труднодоступном регионе, или относятся к категории аптечных организаций.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Какие требования предъявляются к ККТ?

Чтобы поставить кассовую машину на учет, а в дальнейшем применять ее в работе, компании необходимо задействовать только те модели, которые отражены в государственном реестре. Чтобы определить, имеется ли модель в перечне или нет, достаточно заглянуть в реестр или поверить при покупке кассовой машины наличие сверху специальной бирки с надписью «Государственный реестр» и указанием требуемого года.

Чтобы ККТ могла быть включена в госреестр, она должна соответствовать ряду требований. Вот только некоторые из них:

  • Возможность фиксации информации в памяти устройства, на ленте и чеке с учетом параметров и технических характеристик.
  • Обеспечение печати кассовых документов, а также возможность долговременного хранения данных.
  • Наличие опции, позволяющей эксплуатировать аппарат в фискальном режиме.
  • Исправность и обеспечение технической поддержкой со стороны поставщика.
  • Наличие паспорта установленного типа, а также идентификационного знака.
  • Прочие требования (наличие часов, корпуса, накопителя памяти и других опций).

В госреестре, кроме списка допущенных моделей, содержатся данные по реквизитам, требующим отражение в чеке ККТ. Список необходимых реквизитов может различаться в зависимости от вида деятельности ООО. Следовательно, при выборе кассовой машины стоит брать во внимание, в какой сфере она будет применяться. Это может быть торговля, реализация билетов или оказание услуг людям.

Многие руководители путают ККТ с ЧПМ (машинками для печати чеков). В них не предусмотрен блок памяти, поэтому отнести такие устройства к категории контрольно-кассовой техники и, соответственно, поставить на учет не получится.

Как зарегистрировать ККМ в налоговой?

Как только ООО покупает кассовую машину, и заключает договор с ЦТО, технику необходимо поставить на учет в налоговой службе. Если речь идет об ИП, сделать это можно по месту проживания, а вот в случае с ООО — по юридическому адресу основного офиса. Но здесь имеется оговорка.

Если ККМ планируется применять по другому адресу, придется создавать обособленный филиал, и уже по месту его нахождения ставить контрольно-кассовую машину на учет. В ситуации, когда компания имеет несколько отделений, которые отчитываются различным ФНС, расположенным в одном муниципальном секторе, регистрация всех ККМ может производиться в одной налоговой инспекции.

Чтобы зарегистрироватьККМ, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Передача необходимых бумаг. К основным документам стоит отнести паспорт ККТ, заявление, а также договор с ЦТО. Могут потребоваться и дополнительные бумаги — квитанция о покупке устройства, паспорт, учредительные и прочие документы.
  2. Осмотр кассовой машины. Аппарат можно привозить лично или будет осуществлен выезд работника ФНС на объект. Работа должна производиться в присутствии человека, который подавал заявление. Главное внимание уделяется целостности кожуха ККМ, а также наличию соответствующего значка.
  3. Фиксализация и последний этап регистрации. Как только осмотр произведен, а работник ФНС не выявил замечаний, вводится специальный пароль, который защищает память от постороннего проникновения. Далее печатается пробный чек и проверяется наличие всех параметров. В завершение делается отметка в паспорте ККТ, выдается карточка с подтверждением регистрации, а также передаются бумаги, которые прилагались к заявлению на регистрацию.

Переход на передачу данных через Интернет

Как отмечалось выше, до начала июля 2017 года (по закону ФЗ №290) все предприниматели должны осуществить переход на онлайн-кассы. Главной целью нововведения является уменьшение случаев сокрытия наличных, а также повышение объема налоговых поступлений

Инициаторы нововведения уверяют, что процесс применения ККТ теперь упрощается, ведь регистрация проходит в электронном виде, нет необходимости в ежегодной перерегистрации, отменяется обязательное ТО, а также уменьшается число выездных проверок.

Вывод

С учетом сказанного, делаем окончательные выводы:

  • Если ООО работает на УСН, ОСНО или ЕСХН, установка ККТ является обязательной. Если указываются услуги населению, возможна выдача БСО.
  • Если ООО работает на ПСН или ЕНВД, применение ККТ не является обязательным условием. Но продавец обязан предоставить покупателю квитанцию или товарный чек. Кроме того, если оказываются услуги населению, требуется выдача БСО.

Законы «О применении ККМ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ и «О внесении изменений в закон № 54-ФЗ» от 03.07.2016 № 290-ФЗ являются довольно сложными для восприятия, прежде всего потому, что при наличии единых стандартов существует масса оговорок. Учитывая, что впервые за долгое время были серьезно затронуты интересы индивидуальных предпринимателей, многие пытаются разобраться в том, может ли ИП работать без кассового аппарата как раньше или же придется выделять время и деньги на организацию кассовой дисциплины.

К сожалению, большинству предпринимателей со временем придется смириться с покупкой онлайн-кассы, но на данный момент существует ряд законных возможностей, позволяющих работать без нее.

Итак, можно ли ИП работать без кассового аппарата в 2019 году? Да, при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • занятие специфичными видами торговли или услугами;
  • местонахождение торговой точки в отдаленной местности;
  • использование таких систем налогообложения, как ЕНВД и ПСН;
  • наличие наемных работников.

Разберем нюансы каждой из перечисленных категорий.

Отрасли для работы ИП без онлайн-кассы в 2019 году

Принятые в 2016 году поправки в закон № 54-ФЗ существенно ограничили круг юридических лиц и предпринимателей, которые могут работать с наличными деньгами без применения ККТ. Даже после окончания переходного периода ИП без кассовых аппаратов в 2019 году, согласно п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ, смогут продавать следующие виды товаров и услуг:

  • печатные издания и сопутствующие товары;
  • ценные бумаги;
  • билеты в салоне транспорта;
  • товары в поездах;
  • разливные безалкогольные напитки и мороженое в киосках;
  • продукты питания в образовательных учреждениях;
  • квас, молоко, масло, керосин, живая рыба из цистерн;
  • овощная продукция на развалах;
  • товары на выставках, ярмарках, розничных рынках;
  • изделия религиозного назначения в культовых зданиях;
  • ремонт и покраска обуви;
  • прием вторсырья от населения, кроме металлолома;
  • передача в платное пользование жилых помещений;
  • изготовление и ремонт ключей и металлической галантереи;
  • уход за детьми, престарелыми и больными;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги по переноске вещей в аэропортах и вокзалах;
  • изделия народного промысла, проданные изготовителем.

Такие исключения будут действовать только при условии, что субъект предпринимательства работает без автоматических устройств для расчета и не торгует подакцизными товарами.

Торговля без кассового аппарата в отдельных местностях

Особенностью онлайн-касс является необходимость их постоянного подключения к интернету для передачи информации на сервер оператора фискальных данных (ОФД). Технические возможности для этого в России есть далеко не везде. Поэтому для ИП и предприятий, работающих в сельской глубинке, чиновники предусмотрели исключение, согласно которому в отдаленных от сетей связи местностях можно не использовать ККМ (п. 3 и п. 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ). С полным перечнем льготных территорий, относящихся к субъекту РФ, где работает предприниматель, можно ознакомиться на официальных сайтах органов исполнительной власти.

Если благодаря территориальному расположению ИП пользуется подобным льготным режимом, тогда вместо чека покупателю по требованию должен быть выдан документ, содержащий данные о продавце, месте, дате, времени, виде, форме и сумме расчета, номенклатуре и Ф.И.О. должностного лица-подписанта.

Некоторые территории могут быть не включены в утвержденный перечень труднодоступных местностей и при этом не иметь технической возможности подключения к интернету. В таком случае ИП необходимо проверить, находится ли его населенный пункт в ином перечне — списке местностей, удаленных от сетей связи, утверждаемом местными органами власти. Если населенный пункт признан таковым, то предприятиям и ИП необходимо работать на онлайн-кассе и печатать чеки со всеми необходимыми реквизитами в офлайн-режиме, без передачи данных ОФД.

Какие временные льготы позволяют работать предпринимателю без кассовой техники?

Закон № 290-ФЗ предусматривает поэтапное внедрение онлайн-касс для различных категорий предпринимателей — в зависимости от используемой системы налогообложения и вида деятельности.

Так, с 01.07.2017 на онлайн-кассы должны были перейти все ИП на ОСН, УСН и ЕСХН. Ровно через год — с 01.07.2018 — появилась обязанность использования новых ККМ для ИП на ЕНВД и ПСН, занятых розничной торговлей и общепитом (кроме ИП без наемных работников). Также до 01.07.2018 могли работать без онлайн-касс ИП, занятые вендингом (п. 11 ст. 7 закона № 290-ФЗ). С 01.07.2019 года на онлайн-кассы должны перейти все ИП, которые не относятся к исключениям, указанным в предыдущих разделах, кроме ИП, занятых оказанием услуг, выполнением работ или продажей товаров собственного производства, не имеющих наемных работников (для последних отсрочку снова продлили, теперь до 01.07.2021).

Заполняйте заявление на постановку новой кассы на учет корректно, ознакомившись со статьей «Образец заявления на регистрацию онлайн-касс в 2019 году» .

Отдельно стоит упомянуть временные льготные меры, обозначенные п. 17 ст. 7 закона № 290-ФЗ для ИП на спецрежимах — до 01.02.2021 для всех предпринимателей, кроме тех, которые используют ОСН, распространяется возможность не указывать в кассовом чеке номенклатурные позиции. Учитывая, что указание наименований товаров в чеках значительно усложняет товарный учет и идет вразрез с данным ИП правом не вести бухгалтерский учет, такое послабление является весьма кстати.

Как ИП организовать работу без кассового аппарата?

Прежде всего необходимо понимать, что работать на кассах старого образца после 01.07.2017 в прежнем режиме нельзя — налоговая автоматически снимает их с учета. За невыполнение этого требования, согласно п. 4 ст. 14.5 КоАП, проверяющие вынесут предупреждение или наложат штраф от 1500 до 3000 руб.

Если ИП относится к категориям, освобожденным от применения кассовых аппаратов в текущем году, тогда для соблюдения п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ по требованию клиента необходимо выдать ему товарный чек, квитанцию или другой подобный документ, на котором должны присутствовать следующие реквизиты:

  • наименование, номер и дата;
  • Ф.И.О. предпринимателя, его ИНН;
  • номенклатурный состав оплачиваемых товаров с указанием количества;
  • сумма;
  • Ф.И.О., должность и подпись должностного лица.

Форма такого расчетного документа не утверждена, т. е. ее можно разработать и утвердить самостоятельно.

Что же касается ИП, работающих в труднодоступных местностях, то требования к порядку учета и выдачи по запросу покупателя расчетных документов определены правилами, утвержденными приказом Правительства РФ от 15.03.2017 № 296. Они регламентируют необходимость вести учет выдачи квитанций в журнале учета с прошитыми и пронумерованными листами с подписью руководителя и печатью при ее наличии.

Итоги

С июля 2019 года на онлайн-кассы должны перейти практически все ИП, за иключением тех, для кого продлена отсрочка, а также тех, кто осуществляет определенные виды деятельности или работает в отдаленных уголках России.

Поделиться