Дмитрий Михайлин: Кризис скажется не только на журналистах, но и на журналистике. «Мы в антитренде». Главный редактор «Русского репортера» о кризисе и новом формате журнала Русский репортер почему нет в продаже

Журнал «Русский репортер», который издает медиахолдинг «Эксперт», пропустил выход пяти номеров и, вероятно, может пропустить еще как минимум два. В редакции издания обещают, что она возобновит свою работу в ноябре.

Подписчики не получают журнал с 21 июля 2016 года. На этот факт пожаловались несколько пользователей официальной группы издания в соцсети «ВКонтакте». Они указывали, что последний номер датирован периодом до 7 июля. Не вышли номера и от 4 августа и 18 августа. Подписчики журнала также отмечали, что не смогли получить информацию по бесплатному номеру 8 800 200 80 10. На сайте издания этот номер указан как телефон, по которому можно обратиться с вопросами, касающимися оформления подписки, оплаты и доставки.

Представитель издания, отвечая на вопросы, предложил отслеживать выход номеров на специальной странице сайта «Русского репортера» и отправлять запросы по подписке на электронную почту [email protected] .

3 октября в той же группе была опубликована фотокопия письма за подписью руководителя отдела распространения ОАО «Группа Эксперт» Владимира Федорова, судя по всему предназначенного для внутреннего распространения. В документе сообщалось, что задержки с выходом журнала связаны с необходимостью переформатирования издания. «Без этих изменений, учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке печатной продукции, существование «Русского репортера» как востребованного продукта весьма сомнительно», - говорится в письме. Также там сообщается, что принято решение о переводе издания в ежемесячный формат с увеличением количества полос и отпускной цены. Выход обновленного журнала, согласно письму, запланирован на вторую половину ноября 2016 года.

В руководстве ИД «Эксперт» информацию о переходе на ежемесячный формат, а также подлинность письма подтвердить Лениздат.Ру не смогли. Отказался от комментариев и главный редактор издания Виталий Лейбин.

В сентябре выход номера принадлежащий тому же холдингу журнал «Эксперт». По данным одного источника агентства RNS, пропуск был связан с «экономическими трудностями» журнала, другой источник утверждал, что пропуск номера технический.

Медиахолдинг «Эксперт» был создан в 1995 году. С июля 2006 года и по настоящее время генеральным директором является Валерий Фадеев, член Общественной палаты РФ. Холдингу принадлежат деловой еженедельник «Эксперт», журнал «Русский репортер», пять региональных деловых приложений «Эксперт» («Северо-Запад», «Юг», «Казахстан», «Урал», «Сибирь»), а также сайты «Эксперт Online», RusRep.ru и международное рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Глава холдинга Валерий Фадеев с сентября 2016 года ведущим еженедельной итоговой программы Первого канала, сменив в кадре Ираду Зейналову. Кроме того, Фадеев является членом высшего совета «Единой России» и одним из руководителей «либеральной платформы» партии. Также он входит в руководство Общероссийского народного фронта.

«Секрет фирмы» перестал выходить на бумаге, «Русский Репортер» объявил о переходе на режим два номера в месяц. О том, какие еще «сюрпризы» нас ожидают на рынке печатных СМИ в 2015 году, в своей колонке на портале ЖурДом рассказал медиа-эксперт Дмитрий Михайлин.

Что такое кризис для печатных СМИ? Во-первых, сокращение рекламного рынка и, соответственно, снижение продаж рекламных площадей. Во-вторых, увеличение цены полиграфии даже для тех, кто печатается в России: в отрасли велика импортная составляющая – мелованная бумага, краска, комплектующие для печатных машин.

Плюс составляющие, не связанные с кризисом и санкциями, но напрямую влияющие на экономическое состояние издательских домов: по-прежнему запрещено рекламировать алкоголь и сигареты, а они в некоторых журналах занимали до половины рекламных площадей. Плюс, вернее, в данном случае минус – отказ государства, начиная с этого полугодия, субсидировать почтовую доставку и вообще сокращение госрасходов.

Некоторые коллеги высказывают оптимистичный прогноз, что рынок печатных СМИ очистится, с него уйдут ненужные, освободив витрины киосков для востребованных изданий.

Я так не считаю. На самом деле первыми почувствуют проблемы те газеты и журналы, которые тратят серьезные деньги на контент. Проще говоря, те, которые занимаются качественной журналистикой, покупают хорошие фотографии, привозят репортажи из командировок, а не делают за письменными столами. Если при растущем рекламном рынке дебет с кредитом у них сходились, то при схлопнувшемся – сходиться перестанут. Яркий пример – «Русский Репортер». Ребята делают лучший в стране гуманитарный журнал, но проблемы у них возникли еще задолго до кризиса. Сейчас они переходят из еженедельного формата на два номера в месяц, но я с большим огорчением прогнозирую, что это – начало конца. Если не будут предприняты какие-то экстраординарные меры, «Русский Репортер» может окончательно закрыться уже до конца этого года.

Не вижу радужных перспектив и для «Огонька». Выжить естественным путем у него шансов еще меньше, чем у «Русского Репортера». «Огонек» спасает только то, что он находится в составе сильного ИД «Коммерсант», а не стагнирующего «Эксперта».

Серьезно пострадают ежедневные газеты. И по причине, описанной выше, и просто потому, что кризис усилит существующие проблемы. Главная из которых – исчезновение привычки читать ежедневные бумажные газеты. Кризис ускорит уход ежедневных газет в небытие. Дольше всех продержатся таблоиды вроде «КП» или «Твоего дня», а первыми начнут уходить «серьезные» газеты. Возглавляет список газета РБК – не исключаю, что она уйдет из бумаги уже в этом году.

Глянцевые издания, большинство из которых в юридическом смысле является рекламными, разумеется, пострадают от кризиса, как и все. Но, если в случае с гуманитарными, то есть, некоммерческими проектами, речь идет о жизни и смерти, то в этом случае – просто о значительном снижении доходов. То же самое можно сказать и о деловых изданиях.

А вот на ком кризис почти не скажется, так это на тех изданиях, которые используют копеечный контент, дешевую полиграфию и продаются в киосках по цене билета на метро – кроссвордах, гороскопах и прочих вестниках ЗОЖ. Они практически никак не зависят от рекламных доходов, зарабатывая на продаже тиражей. Большинство из них не просто не уйдет с рынка, напротив – я прогнозирую резкое увеличение количества таких изданий, которые некоторые коллеги называют «мусорными».

То есть, рынок печатных СМИ не очистится благодаря кризису, а наоборот – замусорится. И это, вообще-то говоря, серьезная проблема. Потому что, если перейти от категорий рынка к более высоким категориям, печатные СМИ – это важный элемент культурного и общественного пространства страны. Это особый способ восприятия информации, где важен не только текст, но и дизайн, иллюстрации, тактильные ощущения – все то, что компьютер дать не в состоянии. Именно поэтому, кстати, я не поддерживаю идею, что печатные СМИ окончательно вытеснит интернет. Не вытеснит, во всяком случае, при нашей жизни. За исключением ежедневных газет, издавать которые становится все более и более бессмысленно.

Так вот, уровень этого важного сегмента общественной жизни страны в кризис заметно снизится. И сложнее всех придется тем, кто пытается нести разумное, доброе и вечное, а не тупо заколачивать бабло. Такие издания, как правило, работают на грани рентабельности, а сейчас оказались за этой гранью. И, разумеется, мы не можем ждать никаких новых проектов, подобных тому же «Русскому Репортеру».

Я далек от того, чтобы призывать государство немедленно начать финансировать «тонущие» издания: если менеджмент не справляется, никакое государство не поможет. Но то, что государству есть смысл скорректировать политику выдачи грантов и субсидий, на мой взгляд, очевидно. Перестать распылять ресурсы между изданиями, которые читает 300 человек или вообще – никто, определить перечень общественно-значимых изданий, и только им оказывать адресную поддержку в виде субсидий и льгот, обеспечить приоритетный доступ в торговые сети, ограничив наценку и так далее.

Иначе газетные киоски – и так-то, в общем, не витрины интеллекта – будут представлять собой один большой гламурный сборник кроссвордов-анекдотов-гороскопов.

А журналистики в стране и так осталось немного. Ее, как выяснилось, надо беречь.

Похожие новости не найдены.

В то время как во всем мире падают тиражи газет и журналов (даже знаменитый «Шпигель» терпит убытки!) и закрываются даже именитые печатные издания, российский журнал «Русский репортер» уверенно выигрывает у Интернета битву за читателя.

Почему для российского журнала «Русский репортер» Интернет - не конкурент?

В чем секрет успеха этого издания, который уже называют феноменальным? Об этом рассказал главный редактор «Русского репортера» Виталий Лейбин, который недавно побывал в Риге по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3».

На встречу с ним пришло много журналистов, и разговор получился о самом интересном - о профессии, которая сейчас переживает нелегкие времена.

Журналистика со знаком качества

После встречи в Риге сразу же, ночным самолетом, он улетел в Москву - чтобы успеть на редакционную планерку. Тема следующего номера «Русский репортер» родилась, как только стало известно о смерти классика современной литературы Бориса Стругацкого, - собрать рассказы известных в России людей о том, как в их жизни преломились сюжеты из романов «Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу» и других. Главный редактор, конечно же, должен был растолковать коллегам творческую задачу и, честное слово, даже завидно стало, что не нам ее выполнять...

Еженедельный журнал «Русский репортер» вышел в 2007 году, и сегодня его тираж составляет 165 тысяч экземпляров. Скажете, не много для огромной России? Но средний тираж печатного издания редко превышает 25- 30 тысяч экземпляров, за исключением «миллионерши» «Комсомольской правды» и журнала «Итоги», основного конкурента «Русского репортера».

В прошлом году журнал под руководством Виталия Лейбина получил премию «Лидер продаж на рынке печатных СМИ», и тенденция к росту продолжается. Правда, его тормозит неповоротливая система распространения, которая не позволяет доставить свежий номер журнала в небольшие города и поселки, где как раз и проживают самые внимательные читатели. Но редактор считает, что взять планку в два миллиона экземпляров, заданную немецким «Штерном», вполне реально.

Откуда такая уверенность в себе? Ведь кризис бумажных СМИ налицо. Недавно закрылся журнал Newsweek, который работал примерно в том же русле, что и «Русский репортер».

Newsweek был чересчур западным, копией с зарубежного оригинала, - объясняет Виталий. - Короткие заметки, написанные по схеме, прилизанный язык... Но все это есть в Интернете, причем бесплатно. Хватает там и народных журналистов - блогеров и самодеятельных репортеров. Это все хорошо. Я сам был главным редактором старейшего российского политического проекта «Полит.ру». Но у русской аудитории - иная культура чтения, так что за профессиональную журналистику стоит побороться.

Они и борются... Каждым номером, который делают со страстью и душой - как последний...

В поисках смысла жизни

Феномен «Русского репортера» поставил в тупик многих профессионалов журналистики и специалистов по маркетингу, уверенных, что читатель нынче пошел малограмотный, с фрагментарным мышлением, способный лишь на то, чтобы просматривать заголовки в Сети и заметки из жизни звезд. Но РР доказывает - неправда это! Есть в России люди, готовые читать длинные статьи, которых не пугают сложноподчиненные предложения и «умные» слова, и их становится все больше.

Создатели журнала не стали соревноваться с Интернетом, а предложили то, чего Сеть дать не может - объемные очерки, богато иллюстрированные качественными снимками на хорошей бумаге.

Два года подряд - в 2010 и 2011-м - «Русский репортер» получал награду за лучшее использование фотографии в печати и однажды обошел даже такого мэтра, как журнал National Geographic.

Основу журнала составляет то, что в западной журналистике называется story, - история об обычном человеке, оказавшемся в необычных, драматических, условиях.

Журнал публикует репортажи из «горячих» точек, наркопритонов, с арктической зимовки, из эпицентра операции по захвату банды. Репортеры не вылезают из командировок и пишут о том, что видели собственными глазами, что пережили, и это придает повествованию подлинность и искреннюю интонацию. Успеху издания способствовали и объективные обстоятельства.

Такое издание, как «Русский репортер», стало возможным, когда Россия пошла на подъем и появился средний класс, - считает Виталий. - Если в 90-е годы все были заняты борьбой за выживание, то потом те, кто эту проблему решил (с 2000 года средняя зарплата в России выросла в десять с лишним раз - с 50 до 700 долларов в месяц), позволили себе роскошь задуматься о вещах нематериальных. О том, ради чего, собственно, мы живем...

Именно этот общечеловеческий подход к теме делает интересным для жителей Самары то, что произошло в Казани или в Арктике. Он вполне соответствует традициям русской журналистики, которые ведут свое начало от Пушкина и Гиляровского. Что касается направления издания, то «Русский репортер» прямо называет себя пророссийским.

Мы не за Путина и тем более не против, - говорит Виталий Лейбин. - Наш журнал рассказывает о жизни как она есть.

Виталий считает, что национальные издания необходимы, потому что они, как и телевидение, «сшивают» страну. (Любопытно, что стартовал успешный журнал в регионах, и уже потом, заставив заговорить о себе, появился в Москве и Санкт-Петербурге.)

В авторах у РР недостатка нет. Многим журналистам захотелось принять участие в профессиональном состязании. Журналисты знают, как заманчиво, не сокращая самого себя, написать полноценный очерк - о чем хочешь и как хочешь.

Виталий говорит, что сначала опасался прибегать к услугам маститых журналистов, полагая, что им будет трудно перестроиться под новый формат.

Но я был неправ, - признается он. - Оказывается, если дать простор для творчества, все пишут легко и увлекательно.

Напрямую от Ассанжа

Настоящую славу и престижную премию «Власть № 4» в номинации «Скандал года» в 2010 году журналу принесла публикация секретных материалов Wikileaks. Это право журналу, единственному в России, передал сам Джулиан Ассанж, с которым Виталий сделал интервью - настоящая журналистская удача!

Убедившись в объективности «Русского репортера», многие стали предлагать редакции материал для публикаций. Отбирая их, редактор сначала спрашивал у журналистов, о чем бы они хотели написать. Теперь он предпочитает заходить с другой стороны, задаваясь вопросом - о чем бы они хотели прочитать.

Редактор говорит, что ему ни разу не приходилось снимать статью из номера по звонку сверху, но «намеки» и угрозы были.

Самое опасное - писать о разборках на локальном, городском, районном уровне. В них стараемся не вмешиваться.

Виталий с удовольствием рассказывает о мастерской журналистской работе своего заместителя Дмитрия Соколова-Митрича.

В Приморье орудовала банда, которая убивала милиционеров. Репортер сделал уникальные снимки в момент ее задержания. Казалось бы, уже круто. Но он на этом не останавливается. Беседует с задержанными и выясняет, что на тропу войны они вышли после того, как провели несколько суток в милиции, где их били и унижали. Можно ехать домой? Но Дмитрий продолжает копать. Он узнает, что первым от руки «мстителей» пал один из лучших представителей профессии. Так всегда бывает: жертвами мести всегда оказываются невинные... Репортер встречается с вдовой убитого, которая, оказывается, тоже милиционер, но муж не позволял ей выйти на опасную работу, повторяя: «Только через мой труп!» И вот накликал... Вдова убитого примеряет форму, чтобы занять место мужа.

Такое глубокое изучение темы - свойство качественной журналистики, стоит недешево. «Русский репортер» входит в медиахолдинг крупного предпринимателя Олега Дерипаски вместе с журналом «Эксперт» - ведущим и прибыльным бизнес-изданием России.

Нам повезло: наш владелец любит издавать журналы! - говорит Виталий.

Но тираж «Эксперта» скоро достигнет потолка, ведь количество бизнесменов, а значит, и читателей издания, не увеличится, поэтому и было решено осваивать другую нишу. Расчет на то, что когда вырастет аудитория «Русского репортера», тот в свою очередь станет кормить «родителя».

Создатели «Русского репортера» уверены: по-настоящему качественное издание всегда найдет своего читателя.

Полгода назад, после 10 лет работы, закрылся журнал «Русский репортер». Говорили, что с ним ушли в прошлое якобы никому ненужные большие репортажи. Но 27 февраля выпуск «РР» возобновится. Первый номер выйдет тиражом 85 тысяч экземпляров. Главный редактор издания Виталий Лейбин рассказал «Моментам», почему нужна репортажная журналистика и что пришлось изменить ради возрождения «Русского репортера».


«Русский репортер» вновь начнет издаваться после полугодового перерыва

— Комментируя закрытие журнала, вы говорили, что возникли финансовые проблемы. В чем их причины?

Многолетнее падение рынка рекламы. Мы боролись до последнего. Но сокращение было катастрофическим — 60% рекламы ежегодно, на протяжении трех лет. Вообще печатная пресса испытала шок в связи с падением рекламного рынка. Немного растет реклама в интернете, но не настолько, чтобы улучшить экономику интернет-изданий.

— Некоторые злословили, что причина и в потере читателей — мол, репортажи никому не нужны…

— При переходе на формат выхода раз в две недели произошел спад, но очень небольшой. В целом читательский спрос на «Русский репортер» не падал. Все время, пока мы замеряли рейтинг, он либо рос, либо оставался на стабильно высоком уровне.

Проблема не в том, что читателю не нужна репортерская фактура. А в том, что не найдено никакой экономической модели для содержания такой прессы, кроме внешних вливаний. Отрасль переживает огромный кризис. Все производители дорогого контента — кино, музыки, книг, качественной журналистики — испытывают давление бесплатной информации меньшего качества. Но это не означает, что люди предпочтут какой-нибудь бессмысленный безграмотный текст настоящей качественной журналистике.

«Я уверен, что спрос на настояющую журналистику есть» Фото: Антон Белицкий

— Дело ведь и в объеме текста. За 10 лет существования «РР» мир медиа кардинально изменился. Эксперты утверждают, что в приоритете — короткие материалы, которые можно быстро прочитать.

Когда «РР» только начал выходить, нам говорили, что молодое поколение в современном мире будет читать только короткие тексты и заголовки. Но мы обнаружили, что среди нашей аудитории очень много молодых людей, наряду с советским читателем.

В то же время, профессиональная журналистика действительно находится между молотом и наковальней. С одной стороны — новые интернет-технологии, соцсети. С другой — информационная война. И то, и другое характеризуется короткими, идеологически ясными высказываниями. В целом это востребовано. Но для того, чтобы оставаться в здравом уме и твердой памяти читателям хотелось бы понимать реальность. Если мы совсем утратим внимание к деталям нашей жизни, репортажной фактуре — боюсь, что дела наши плохи. И я уверен, что спрос на настоящую журналистику есть.

— Вы это заметили после закрытия «РР»?

Мы почувствовали, что читатель находится в некотором шоке из-за нашего ухода с рынка. Блестящие репортажи делают некоторые коллеги: «Газета», «Лента», «Такие дела», «Новая газета» и «Комсомольская правда». Но этого недостаточно — они тонут в интернет-мусоре. С другой стороны, коллеги-репортеры обнаружили, что ушел существенный источник публикаций и интересной работы. Была реакция и со стороны гражданского общества, благотворителей — интерес к тому, чтобы появлялись тексты о жизни общества.

«Источники финансирования мы пока не комментируем» Фото: личная страница Виталия Лейбина в соцсети

— То есть вам предлагали помощь спонсоры?

Да. Мы обнаружили, что можем найти тех, кто заинтересован в возобновлении выпуска и людей, заинтересованных в репортажах. Мы поняли, что у нас будут ресурсы для издания на период года как минимум. И сразу запустились.

— Вы можете рассказать, откуда средства?

— Ни я, ни холдинг (медиахолдинг «Эксперт», — прим.ред.) пока не комментируем источники, но заверяем вас, что их будет достаточно, чтобы в ближайшее время издаваться. Также у нас есть аналитическое суждение, что кризис в острой фазе, который мы переживали с перерывами с 2009 года, заканчивается, и экономика страны переходит к росту. Мы думаем, что сможем обрести на этой волне и старые рынки, и новые способы монетизации.

— Какие, например?

— Прямая реклама в журналах замещается спросом на истории, в том числе, о бизнесе. Мы готовы их делать, в том числе, на коммерческой основе. Но не так, как делают джинсу — тайно и плохо, а хорошо — если это хорошее дело. Модель меняется — от презрительной по отношению к рекламодателю к искреннему интересу к бизнесу. Это не значит, что мы не будем различать коммерческие тексты и некоммерческие, но платные материалы требуют такого же таланта, такой же работы.

«Теперь мы будем больше внимания уделять жизни внутри России» Фото: личная страница Виталия Лейбина в соцсети

— Вслед за экономической политикой редакционная тоже изменится?

— Останется более-менее прежней с той поправкой, что раньше существенная часть наших репортерских усилий была связана с войной на Украине, а сейчас будет с нашей страной. Война на Донбассе продолжается, и мы будем уделять ей внимание, но понимаем, что читателю важно читать про себя, про жизнь в России. И будучи «Русским репортером» мы должны искать, в первую очередь, внутренние сюжеты. Будем соблюдать пропорции материалов так, как прежде, в начале работы «РР». Когда максимальное количество материалов касалось жизни внутри страны, внутренних конфликтов.

— Какое место займет Екатеринбург?

Екатеринбург с самого старта «РР» показывал наибольший спрос на тот тип общения, который мы предлагаем, чуть меньше, чем Москва и Питер. Мы любим Екатеринбург и считаем его одним из основных своих регионов. И у нас есть объяснение — это растущий живой город с большим количеством городского населения, с большей свободой, чем в остальных регионах и высоким спросом на качественную журналистику.

Поделиться