Психолог подготовка к собеседованию в банках. "Как успешно пройти собеседование. Психологическая подготовка". Подготовка вопросов и заданий для структурированного интервью

Психологическая подготовка к собеседованию заключается в том, чтобы распознать приемы интервьювера и его подводные камни. Быть готовым психологически, означает оставаться в трезвом уме на собеседовании невзирая ни на какие сложные вопросы, полностью контролируя ситуацию. Помешать нашему позитивному настрою на подготовку к собеседованию может:

Страх и неприязнь к данной процедуре

Собеседование не является полем битвы, где нужно либо сломить противника, либо «сдаться на милость победителя». Это в корне неправильная установка! Вы хотите найти подходящую для себя работу, не меньше чем работодатель подобрать подходящего специалиста на определенное рабочее место. Иначе к чему это все? Следовательно Вам требуется отнестись к собеседованию, как обычной встрече, на которой обе стороны пытаются найти общий язык и установить возможное сотрудничество.

Ощущение того, что с Вами будет общаться дилетанты

Чаще всего пригласивший вас на собеседование человек не является сотрудником компании, а лишь уполномочен ее боссом задавать вам самые разные вопросы - о профессиональном опыте, семейной жизни или чертах характера, чтобы отфильтровать самых способных кандидатов из всех желающих. Важно понимать, что он задает все эти вопросы не с целью Вас унизить и не из праздного любопытства - он должен дать отчет о вашем поведении и ваших словах Вашему будущему руководителю. Пожалуйста, будьте самим собой и охотно отвечайте на все его вопросы, даже если он не является специалистом Вашей профессии, общаясь при это на понятном ему языке. Немного терпения и Вы обязательно дойдете до второго тура собеседования, где Вам уже будет оказано внимание Вашего непосредственного босса, который уж точно будет с Вами на одной волне.

Слабая уверенность в правильных ответах на хитрые вопросы

Тут важно понимать, что правильного ответа на любой вопрос нет! Поэтому ваша задача - показать в ответах именно свои, личные достоинства, способности, черты характера, также все то, что Ваш работодатель хотел бы услышать. Поставьте себя на место работодателя и задумайтесь, какой сотрудник Вам будет нужен? Почему в требованиях к кандидату написаны именно эти навыки? Работодатель должен быть уверен, что вы способны выполнять данную работу, будете лояльным сотрудником и не создадите ему проблем. Если Вы все же переживаете о том, как правильно отвечать на хитрые вопросы, то полный список часто задаваемых вопросов и ответов на них Вы сможете найти здесь.

На собеседование Вам могут грубить, задавать интимные вопросы и показывать полное не уважение. Ваша задача распознать причину этих действий, которая может скрываться в Вашей будущей должности. Возможно это очередной тест, в котором работодатель пытается вывести Вас из Вашей зоны комфорта и посмотреть какой Вы на самом деле. Как Вы будете общаться с проблемным клиентом? Не растеряетесь ли Вы? Как Вы решаете конфликты? Умеете ли Вы обыграть сложную ситуацию и выйти из нее победителем?

Репетируйте, репетируйте и еще раз репетируйте

  • Выявление областей, о которых Вы не подумали.
  • Формирование уверенности и контроль процесса.
  • Возможность не только проработать ответы, но и манеру общения + жесты.
  • Выслушать мнение со стороны ваших сильных и слабых сторон.
  • Возможность самому задуматься о том, что можно было улучшить.

Репетиция — один из самых важных этапов в подготовке. Не стоит им пренебрегать. Обязательно порепетируйте с родными и близкими, но мы рекомендуем довериться профессионалам. В случае, если Вы проходите интервью более чем в одной компании, то сходите сначала на менее интересную для Вас вакансию, тем самым использовав первое интервью, как репетицию.

Просто будьте готовым ко всему и оставайтесь в трезвом уме. Если Вы готовы, то сюрпризов быть не должно!

Прочитайте:
  1. D. Он не был прав, когда привлекал учащихся к тяжелой физической работе, т.к. это противоречит Закону об охране труда.
  2. В раздел работы входит подготовка ребенка к детскому дошкольному учреждению совм с врачом.
  3. Виды наркоза. Определение. Преимущества и недостатки. Противопоказания к проведению. Подготовка пациента к наркозу.
  4. Вопрос 4: Подготовка больного к срочной и экстренной операции.
  5. Гигиеническая диагностика состояния здоровья в работе враче лечебного профиля.

Важнейшим качеством руководителя является умение орга­низовать работу всего коллектива для достижения определённых целей. Но, чтобы умело организовать других людей, надо быть организованным прежде всего самому руководителю. Самоорга­низация руководителя осуществляется в двух направлениях: тех­нологическом (организация руководителем своего личного труда, управленческой деятельности) и психологическом.

Рассмотрим психологический аспект подготовки руководителя к своей деятельности.

Развитие особого управленческого мышления

Мышление руководителя должно отличаться наличием установ­ки на выработку таких личных особенностей, которые позволяют наилучшим образом решать встающие перед ним проблемы.

Исходными понятиями процесса управления собственным мышлением являются «подчинение» и «упорядочение». Речь идёт, с одной стороны, о подчинении мышления задаче достижения определённой цели, а с другой - об упорядочении на основе ра­дикального включения в работу необходимых знаний, приёмов и методов. Здесь можно отметить два уровня мышления:

Стратеги­ческий - способность решения управленческих задач перспек­тивного характера

И тактический - умение использовать свои интеллектуальные возможности для решения конкретных насущ­ных проблем.

Многообразие особенностей мышления руководителя мож­но представить следующим примерным перечнем. В частности, в процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

Проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

Системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

Практично и обоснованно, уметь отличить действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого;

Не консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества на­копленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, быстро реагируя на изменение производствен­ной и хозяйственной обстановки, принимая самостоятель­но наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

Последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не зарываясь в текущих мелочах.

Чтобы упорядочить процесс мышления, можно использовать современные методы и средства. Одним из них является «Алгоритм решения управленческих проблем» (АРУП).

Он позволяет контролировать такие свойства мыслительного процесса, как инертность, стереотипность, фантазия, воображение и интуиция.

Этот алгоритм содержит три относительно самостоятельные подсистемы:

1. Постановка управленческой проблемы.

2. Решение проблемы (процесс нахождения связи между су­ществующим состоянием системы и желательным, определяемым целью управления).

3. Принятие решения (система действий, связанных с выбором лучшего варианта).

В постановку проблемы входит несколько элементов.

1. Анализ ситуации:

а) всестороннее осмысливание трудностей, качества, сро­ков и других особенностей того, что нужно сделать;

б) оценка возможностей выполнения необходимой задачи;

в) определение вероятных результатов выполнения задачи, ожидаемых плюсов и минусов.

2. Формирование проблемы. Предполагает чёткое описание про­тиворечия между средствами и целями (оно отражает степень напряжённости проблемной ситуации).

3. Построение проблемы:

а) выделение и чёткое описание главного звена в пробле­ме;

б) определение всего круга вопросов, решение которых не­обходимо для решения центрального вопроса;

в) нахождение содержательных и временных связей и со­подчинений всего комплекса вопросов, составляющих проблему.

4. Классификация проблемы, т.е. отнесение её к определённому типу:

а) по функциональному критерию - аналитическая или конструктивная;

б) по назначению - стратегическая (ключевая) или такти­ческая;

в) по источнику - следствие ошибок людей или порожда­емая самим развитием системы;

г) по разрешимости - разрешимая (собственными силами или с внешней помощью) и неразрешимая (неразреши­мая собственными силами и неразрешимая на данном этапе даже с помощью извне);

д) по структуре - сложно (иерархически, многоуровнево и многопланово) построенная проблема и структурно простая;

е) по периодичности - регулярная (постоянно возника­ющая при определённых условиях) или эпизодическая, случайная;

ж) по степени проблемности - научно-практическая (со­держащая высокую степень неопределённости и потому требующая привлечения специалистов-учёных) и прак­тическая (разрешимая собственными силами специалистов-практиков и управленцев).

5. Поиск аналогов проблемы по списку вышеизложенных крите­риев квалификации. Реализация отмеченных выше практических рекомендаций помогает руководителю упорядочить весь комплекс решаемых задач. Именно умение заниматься «будущими» пробле­мами до того, как их решение потребует больших усилий, отличает перспективного руководителя.

Самовоспитание как метод самосовершенствования

Любой интеллигентный человек, любой руководитель может высказать интересные мысли о самовоспитании, продемонстри­ровать глубокие суждения о том или ином приёме. Чаще всего он может подтвердить свои слова личной практикой и победой над вредной привычкой.

Одна из наиболее трудных задач самовоспитания руководите­ля - научиться самообладанию, т.е. умению внешне спокойно относиться к чрезвычайным происшествиям, к проступкам подчинённых.

Самовоспитание направлено на формирование духовных пот­ребностей. Незаменимую роль в этой не прекращающейся на про­тяжении всей жизни работе играют книги. Они помогают нам познакомиться с интересными, глубокими людьми, общение с которыми делает нас лучше, чище. Книги рассказывают об огромных потенциальных возможностях человека в интеллектуальной, духовной, физической сферах. Познавая же свои возможности, человек становится сильнее, у него появляется потребность в са­мосовершенствовании, стремление стать лучше.

В выработке нравственной культуры, мужества, в формирова­нии эрудиции, в умении руководить людьми немалую роль играют приёмы самосовершенствования.

Самосовершенствование начинается с самооценки. Человек дол­жен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Са­мооценка формируется путём сравнивания себя с другими людьми и путём сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.

Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формируется в тех случаях, когда субъ­ект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контак­тов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каж­дом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчинённым. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчинённым, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отри­цательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к авторитарному стилю управления, уста­новлению жёсткой дисциплины. Считает, что каждый подчинённый старается его обмануть, за глаза посмеивается над ним, отсюда появляются подозрительность, неверие в честность сотрудников.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчинённых, коллег, мешает установлению нормальных деловых отно­шений, созданию положительного психологического климата в коллективе. Несколько завышенная самооценка, если она не ведёт к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде де­ятельности.

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сде­ланное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать!». Он помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять кото­рые неприятно. Они малоинтересны, выполняются несколько лет подряд, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные нормы отношения к труду, професси­ональный долг заставляют старшего неуклонно выполнять и эти обязанности. Вот здесь его помощником и может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время чтобы заставлял делать то, что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда человек уже убеждён, что надо вести себя определённым образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнить намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказ­ной форме решительно потребовать от себя необходимого дейс­твия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче. А в дальнейшем станет привычкой. Если самоприказ не помога­ет, необходимо повторить его несколько раз. Если это возможно, повторить его вслух. Иногда приходится применять самоприказ несколько недель и даже месяцев. В конце концов, волевой чело­век всегда добивается успеха.

Самовнушение помогает вести себя, не выходя за рамки при­нятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть также приме­нено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В те­чение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по многу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих». Делается это повторение заученных фор­мул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном или сразу же после утреннего про­буждения, лёжа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все утверждения произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим измене­ниям в организме. Мысленные внушения должны быть просты­ми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Длительное время внушая себе: «Я правдив и никогда не крив­лю душой», можно приучить себя не лгать. К различным форму­лам самовнушения предъявляется одно требование - они долж­ны представлять категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе!», «Я овладею этим материалом!» и т.п.

Самоободрение. Во многих жизненных ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном по­ложении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в свои силы. Ободряя себя, надо не бороть­ся со своими недостатками, а изменять своё отношение к ним. Относиться с юмором, скажем, к длинному носу, оттопыренным ушам, низкому росту.

«У меня самые красивые уши в мире, - говорил Сократ. - На­значение ушей - воспринимать звуки. Моя огромная оттопы­ренная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффек­тивно».

Помимо утренней физической зарядки целесообразно еже­дневно заряжаться духовными упражнениями. Нередко чёткое словесное оформление бодрых, жизнерадостных утверждений по­могает почувствовать себя лучше, увереннее, разобраться в слож­ной проблеме.

Огромную помощь в этой работе могут оказать ободряющие слова. Психологи называют их «зарядкой позитивного мышления». Так, Д. Карнеги называет их «Именно сегодня». Он предлагает чаще использовать следующие обороты речи: «Именно сегодня меня постигнет счастье, именно сегодня я постараюсь приспо­собиться к той жизни, которая окружает меня, именно сегодня я позабочусь о своём организме, начну делать зарядку, именно сегодня я займусь нравственным самосовершенствованием, сде­лаю что-то хорошее, именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья, я буду любить и верить...»

Самокорректировка. Трудно переоценить умение контролиро­вать свои действия и поступки, осуществлять самоуправление по­ведением. Самокорректировка даёт возможность корректировать канал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаи­ваться в сложных ситуациях.

Самокорректировка позволяет преобразовать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармо­ничную структуру. Если такое преображение происходит созна­тельно, то оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Первое знакомство с самокорректировкой приводит к мыс­лям, что её осуществление требует размышлений и недюжинной воли. Но это не так. Многие привычки прививаются индивиду с раннего детства, и соответствующие действия выполняются без раздумья, автоматически. Так, каждый воспитанный человек, ни секунды не раздумывая, бросается на помощь женщине, на кото­рую напал негодяй, или врывается в горящий дом, чтобы спасти ребенка. Весь ход его предыдущей жизни и воспитание приучили его в таких ситуациях действовать мгновенно, не раздумывая. Это не что иное, как чувство долга, ответственность личности перед обществом - важнейшая форма самокорректировки. Таким обра­зом, самокорректировка является одним из эффективных способов самосовершенствования.

Саморегулированиепредусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что, изменяя внешнее выражение эмоции, можно регулировать своё внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают неуверенность в себе; заискивающие интонации усу­губляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, а стоять перед собеседником, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в момент растерянности, недоумения, смотреть уверен­но и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять своими чувствами, обуздать их, но и этому можно научиться. Необходима обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий, десятый, двадцать пятый, а потом эти невидимые мускулы станут натренированными.

Самостимулирование. Ряду руководителей, в первую очередь мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в само­воспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы - одна из причин повы­шения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только сло­весно. Подкреплять успех можно с помощью проведения внеоче­редного вечера с друзьями, выхода в театр, чтения увлекательной книги и т.п. Естественно, лишение себя удовольствия будет эф­фективным средством самонаказания.

Умение управлять своими чувствами. Руководитель подвержен различным воздействиям в течение рабочего дня. Но поддаваться этим воздействиям, а тем более «выходить из себя» нельзя. Эмо­ции в этом случае могут принять различный характер, вплоть до вспышек гнева.

Они опасны тем, что в этот момент контроль человека над сво­им поведением теряется.

Проблема самоорганизации в эмоционально-волевой сфере является наиболее понятной многим руководителям. Но это мне­ние возникает потому, что психологическую подготовку руково­дителя часто сводят к умению сдерживаться в общении с людь­ми или к способности управлять своим настроением. Конечно, это очень важное качество, но им далеко не исчерпывается ор­ганизация своей эмоционально-волевой сферы. Для того чтобы уровень психической самоорганизации руководителя был высок, он должен быть настойчивым, обладать сильной волей, психоло­гической устойчивостью, быть уравновешенным и решитель­ным...

Определённые психические качества, приведенные выше, кото­рые необходимы для решения возникающих проблем, очень редко вырабатываются у руководителя без специальной тренировки. Что­бы играть определённые психологические роли (быть жёстким в требованиях или, наоборот, дать простор демократическому образу деятельности), необходимо наряду с высокой чувствительностью к требованиям обстановки умение подчинять делу свою эмоцио­нальную сферу. Самообладание, умение не растеряться в сложных ситуациях, выдержка - всё это характеризует человека, умеющего управлять своей психикой. Но характеризует не полностью. Руко­водитель должен уметь реализовывать намеченные программы, когда условия не способствуют интенсивной деятельности, уметь настроить себя на любой требуемый уровень активности.

Руководитель должен обладать способностью привлекать к себе людей, своим поведением вызывать у них доброжелательное к себе отношение, уважение и полное доверие, демонстрировать нравственные и деловые качества; должен контролировать пос­тупки, чувства и эмоции, продумывать тактику поведения, так как руководитель постоянно находится под наблюдением своих подчинённых и «настроение» руководителя сильно сказывается на работе многих подчинённых.

Внутренний контроль над внешними проявлениями эмоций и чувств во все времена относился к несомненным достоинствам человека и считался чертой сильных личностей. Более привычен и характерен внутренний контроль для жителей Востока, чем для европейцев и американцев. Это обусловлено во многом нацио­нальными, культурными и религиозными традициями. К примеру, в Японии из-за постоянных землетрясений людям приходилось жить в бумажных домиках, которые было легко восстановить в случае их разрушения. Но безопасность таких строений имела и обратную сторону. Все, что происходило в таком домике, не­медленно становилось достоянием соседей, что ввиду большой плотности населения вынудило японцев выработать своеобразный этический комплекс, где яркое проявление эмоций выглядело не очень прилично.

Для руководителя это свойство человека, наверное, даже более необходимо, чем людям других профессий. Ведь от руководителя зависит очень многое (он должен принимать решения, касающи­еся многих людей, различных сфер производства, где нет места решениям, принятым под влиянием того или иного эмоциональ­ного состояния). А многие руководители практически совсем не умеют контролировать внутренние процессы и относительно не умеют контролировать внешние. Более того, зачастую даже не отдают себе отчёта в своих действиях и эмоциональных проявле­ниях, чисто механически реагируя на какие-то, иногда абсолютно незначительные раздражители (маленькая складка на костюме вашего подчинённого). Такие причины, которые мельче рисового зерна, заставляют в течение дня и всей жизни наше настроение метаться из стороны в сторону, причём размах маятника напря­мую связан с устойчивостью нервной системы. Косой взгляд, комплимент, грубое слово, небольшой подарок, потеря зонтика, успех в работе и т.д. бесконтрольно меняют наше настроение от печали, раздражения, гнева, неуверенности в себе к ощущениям силы, счастья, удовольствия, веселья и обратно. Эмоции необхо­димы человеку для нормального функционирования так же, как пища или вода. Существует даже специальный термин - эмоциональный, или сенсорный, голод, обозначающий более или менее продолжительное лишение человека сенсорных впечатлений.

Точно так же, как пища, эмоции могут быть целительны для организма и разрушительны. Неумеренность эмоции, так же как и неумеренность в питании, может нанести непоправимый вред, даже если эмоция положительная и считается предельно чистой и светлой.

Но одним лишь умением управлять своими чувствами не об­ходится психологическая подготовка руководителя к своей де­ятельности. Он должен уметь управлять психологическим со­стоянием других людей. Но это уже проблема отдельного раз­говора.

Контрольные вопросы

1. Что подразумевается под гигиеной умственного труда?

2. Что вы можете посоветовать легковозбудимым людям?

3. Какие вы знаете антистимулы, наносящие вред здоровью человека и его работоспособности? Как справиться с этими привычками?

4. Приведите распорядок жизнедеятельности делового человека.

5. В чём заключается психологическая подготовка руководителя к работе?

6. Что такое АРУП? Какие подсистемы он в себя включает? Охарактеризуйте их.

7. Какие методы самосовершенствования вам известны? Раскройте суть неко­торых из них.

8. Для чего руководителю нужно уметь управлять своими чувствами?

Психологические состояния людей, потерявших работу. Борьба со стрессом.
Нередко потеря работы вызывает множество тяжелых переживаний, кризисные состояния. Вы должны знать о них. Когда люди понимают, как протекают события, они могут повлиять на них, оградить себя от негативных переживаний или хотя бы психологически подготовиться к ним. Ведь груз пережитого часто давит человека, мешает ему сосредоточиться на решении актуальных задач.
Психологи давно выделяют несколько фаз развития специфических стрессовых состояний человека при потере работы.
Фаза 1 - состояние неопределенности и шока. Это очень тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла внезапно (неожиданное сокращение штатов, ссора с начальником и т.п.). Растерянность и страх могут стать почвой для развития болезней или предпосылкой для несчастных случаев. Причём более сильным неблагоприятным фактором иногда является даже не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. Как говорится, ожидание смерти хуже самой смерти. Поэтому предвидение данного события и заблаговременная подготовка могут облегчить положение.
Вы должны относиться философски к подобным ситуациям. Помните, что в современном мире новую работу рано или поздно приходится искать всем. Вы не исключение. Хотя, конечно же, во всем этом мало приятного.
Фаза 2 - наступление субъективного облегчения и психологическая адаптация к ситуации. Эта фаза обычно длится 3-4 месяца после потери работы. Уже в первые недели, когда проходит психологический шок, многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость. Не нужно каждое утро спешить на работу, исчезает тяжелый груз профессиональных обязанностей, появляется много свободного времени. В общем, человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью (конечно, если есть сбережения, на которые можно прожить какое-то время).
Вынужденный отдых обычно идет на пользу. Многие отмечают улучшение состояния здоровья и настроения. Полностью восстановившись, человек с новыми силами принимается за активные поиски нового места работы.
Есть еще один интересный факт. Психологи установили, что поиски новой работы, начатые сразу после увольнения, ничуть не увеличивают шансов найти ее. Те же, кто сначала пытается справиться с такими негативными последствиями увольнения, как депрессия и низкий уровень самоуважения, а уж потом приступают к поискам новой работы, во время собеседований меньше нервничают, держатся более уверенно и производят лучшее впечатление на работодателей. Как правило, эти люди больше удовлетворены своей новой работой, чем те, кто начал искать ее сразу после увольнения.
Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не исчезают длительное время. Тогда человек преувеличивает опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых. Часто этому способствуют объективные причины (ограниченность финансов, необходимость заботиться о семье и т.д.). Длительный стресс - это ничто иное, как следствие нашей неуверенности и даже страха перед завтрашним днем, проистекающее из-за финансовых трудностей. У человека в подобной ситуации возникает тревога, что прежде, чем он найдет достойную работу, будет получать достаточное количество денег, он потеряет, если не все, то очень многое: семью, друзей, любовь.
Фаза 3 - утяжеление состояния. Оно наступает после 6-7 месяцев отсутствия работы. К этому времени обычно ухудшается финансовое и социальное положение человека. Наблюдается дефицит активности, ограничение круга общения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Сил для противостояния неприятностям становится все меньше и меньше.
Депрессия усиливается, при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной или сезонной работе. Особенно разрушительно действуют постоянные неудачи при поиске работы, а точнее - колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды. Постоянные неудачи могут привести к прекращению поисков и апатии.
Фаза 4 - беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние может наблюдаться даже при отсутствии серьёзных материальных трудностей. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие хотя бы минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности.
Отвыкнув от напряженного трудового ритма, порой люди уже сами боятся найти работу. Сознательно или подсознательно они начинают искать причины и отговорки, чтобы, к примеру, не пойти в назначенный час на собеседование, «забывают» позвонить по указанному в объявлении номеру телефона и т.д. Если Вы заметили в себе подобное поведение, помните, что чем раньше Вы сумеете проявить силу воли и перебороть себя, тем лучше. В таких случаях Вы можете обратиться за поддержкой к психологу. Но нередко люди замыкаются, считают, что справятся со своими сложностями сами. Помните, что эмоциональная поддержка со стороны Ваших родственников, друзей, знакомых, социальных работников всегда существенно смягчает негативные последствия потери работы.
Кроме социальной поддержки существуют и другие формы, с помощью которых можно облегчить положение безработного. Так, очень важно найти хоть какую-нибудь работу, пусть непрестижную или случайную, даже если она не удовлетворяет и не приносит достаточно денег. Это оказывается сильным лекарством против стресса. Трудовая активность снижает подверженность депрессии. Поэтому, если Вы уже давно и безрезультатно ищете работу, используйте любую возможность. Пусть предложенная Вам работа кажется плохой и бесперспективной - не это главное. Имея хоть какую-то стабильность, психологически намного легче посвятить себя дальнейшим поискам рабочего места, которое полностью удовлетворяет Вас.
Кстати, многие сезонные рабочие вполне довольны жизнью. Вынужденный перерыв в работе они используют для отдыха. Только те, кто не работал больше года, не могут избежать психологического стресса.
Служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и проч.), привыкшие работать сдельно. Служащим труднее найти другую работу. Для многих из них безработица воспринимается не временной трудностью, а личной катастрофой.
Что же нам делать с нашей страдающей психикой? Как бы там ни было, нужно стараться тяжелое состояние преодолеть. И здесь Вам помогут советы специалистов.
Для начала необходимо уяснить, что очень часто мы больше всего боимся неизвестности. Далее, совершенно точно можно утверждать, что ни завтра ни послезавтра Вы не умрете от голода, оставшись без копейки денег. Не верите? А разве в своей жизни Вы впервые в подобной ситуации? Разве раньше не бывало, что деньги у Вас заканчивались почти сразу после зарплаты? Наверное, неоднократно. И каждый раз выход из совершенно безвыходной ситуации как-то находился. Посмотрите вокруг: много ли у нас на улицах истощенных людей?
Страх - это продукт Вашего воображения. Смело взгляните ему в лицо, распознайте его. И тогда обнаружите, что Вы с ним не одно и то же. Посмотрите на Ваши страхи, как на кадры из фильма, что быстро мелькают и тут же исчезают. Страх придет и уйдет, если Вы сами не будете его настойчиво задерживать. Перестаньте прокручивать в уме удручающие подробности Вашего сегодняшнего бытия, перестаньте составлять сценарий нерадостного завтра и размышлять о том, что работу Вам найти не удастся, а если и удастся, то Вас на нее не возьмут, а если и возьмут, то обязательно попадется начальник-идиот, а если и не идиот, то обязательно Вас обманет, а если и не обманет, то зарплату затянет, а если и не затянет, то ее хватать не будет... И так все, вплоть до похорон, на которые никто не придет.
Попытайтесь забыть о неприятностях, плотно Вас «обсевших». Вам хуже всех? У вас есть крыша над головой, любимые и близкие, специальность, которая рано или поздно даст хороший доход, лук и морковка на грядке, небольшие накопления, руки, ноги, голова. В конце концов, если Вы читаете эти строки, значит, у Вас есть и доступ в Интернет. А ведь это не так уж и мало!
А теперь попытайтесь пойти дальше. Систематизируйте свои дальнейшие действия. Для начала возьмите листок бумаги, ручку и попробуйте составить план первых шагов. Конкретно, скрупулезно, пункт за пунктом. Ни в коем случае не пишите: «В понедельник, такого-то числа, я начну новую жизнь и пойду искать работу». В понедельник эта расплывчатая фраза вызовет у Вас лишь приступ тоски и головную боль. Лучше написать примерно таким образом:
1. Сейчас я займусь составлением резюме, уже завтра оно может мне пригодиться;
2. Завтра в 9.00 я посмотрю все доступные издания по трудоустройству;
3. Внимательно отмечу подходящие вакансии;
4. Сделаю звонки, а в случае удачи - договорюсь о встрече;
5. Попытаюсь выяснить, какие вакансии имеются в городской службе занятости;
6. Попытаю счастья и в серьезном частном кадровом агентстве.
На следующий день важно не засунуть этот план в долгий ящик, а постараться точно выполнить задуманное. В чем-то Вам обязательно повезет.
И еще - если появляется любая возможность, лучше долго не рассуждать. Сделайте хотя бы маленькие шажки к реализации Вашей цели и посмотрите, как будут развиваться события в дальнейшем. Если сразу пойдут сбои, отказы, ошибки - значит, это не Ваш путь, и судьба подсказывает Вам, чтобы Вы не направлялись в эту сторону. Если же Вы ничего не сделали, чтобы воспользоваться предоставленной возможностью, то можете обижаться только на самого себя, но никак не на судьбу. Она, может быть, давала Вам замечательный шанс, а Вы им не воспользовались.
И, пожалуйста, не делайте из себя мученика. Не говорите: «Я так устал! У меня нет сил терпеть и бороться». Мы способны вынести ровно столько, сколько взваливает на нас жизнь. И даже чуточку больше.
Эксперты предлагают 8 стратегий улучшения своего психического состояния после потери работы:
Помните: боль не будет длиться вечно. Если вы были счастливы до потери работы, вы обязательно будете счастливы снова, - говорит один из авторов исследования, которое показало, что нам нужно около полугода, чтобы оправиться от увольнения. Никто при потере работы не остается равнодушным. Но поначалу нам трудно поверить, что боль уйдет. Важно напоминать себе, что все сложные ситуации проходят, и, в конечном итоге, вы будете чувствовать себя, как раньше.
Защитите себя от мрачных мыслей и негатива. Держитесь подальше от мрачных людей, негативной литературы, фильмов. Выбирайте проверенные и надежные тактики улучшения настроения, делайте то, что вам нравится, проводите время с друзьями. Боритесь с желанием побыть одному: потеря работы часто вызывает стремление к изоляции, которая может помешать эмоциональному подъему.
Возьмитесь за себя. В кризисной ситуации, пока в мыслях все не встало на свои места, необходимо поддерживать хотя бы физическую форму. Такие периоды - самое время отказаться от нездоровой пищи, начать бегать. Велика вероятность того, что после преодоления психологического кризиса эти новые полезные привычки останутся с вами надолго, а эмоциональная боль станет более терпимой.
Протяните руку. У волонтерства есть физические и эмоциональные выгоды, оно способно снизить стресс и влияет даже на увеличение продолжительности жизни. Помощь другим заставляет нас чувствовать себя более счастливыми и здоровыми.
Ведите дневник. В ходе одного из исследований ученые обнаружили, что уволенные люди, которые по 30 минут в день писали о своих эмоциях и чувствах, вернулись на работу значительно быстрее, чем те, кто не делал этого. Сосредоточить внимание на положительных моментах действительно полезно, ведь не всегда же вы чувствуете себя плохо, а такие вещи помогают нам сохранять боевой дух в тяжелые времена.
Общайтесь с вашим супругом. Если вы кормилец семьи, то потеря работы может вызвать особенно сильную тревогу Объясните ваши чувства своему партнеру, чтобы он понял, что вам нужна поддержка.
Присоединитесь к группе поддержки. Посещайте семинары, читайте интервью специалистов, составляйте новое резюме, ищите новое место и круг единомышленников.
Откройте новые возможности. Потеря работы может открыть двери для более полноценной и интересной жизни. После увольнения или ухода с работы люди часто меняют жизнь и пробуют себя в чем-то новом. Возможно, и для вас этот период станет тем самым добрым часом для нового взлёта.

Представьтесь и попросите соединить вас с нужным вам сотрудником.
Например:
“Меня зовут _______ и я хотел бы поговорить с ________.
Не подскажите, как его зовут?”. Если пытаются отказать в соединении, или предлагают поговорить с кем-нибудь другим, скажите: “Нет, я хочу поговорить с ним лично”.
Представьтесь и объясните, зачем звоните.
Например:
“Добрый день, _______. Меня зовут ___________, я _________ по профессии. Я хотел бы узнать о возможности трудоустройства на Вашем предприятии.
Настаивайте:
“Я понимаю, что у Вас нет мест прямо сейчас, но я все-таки хотел бы встретиться: вдруг что-нибудь появится через несколько недель”.
Предоставьте работодателю время на размышление.
Например:
“Есть ли у Вас список кандидатов, куда меня можно было бы внести?» «Порекомендуйте мне, пожалуйста, другие организации, где могут быть вакансии» «Можно мне послать Вам резюме, на случай, если неожиданно появятся вакансии?”
Согласуйте действия на будущее.
Например:
“Вам будет удобно, если я приеду, завтра в 10.00 в Ваш офис на ул. Петровской?” или “Я посылаю Вам резюме сегодня по почте”.
Вежливо завершите разговор.
6. Возможно, вам повезет, и вы найдете что-то стоящее после двух-трех дней, проведенных «на телефоне». Однако будьте готовы и к тому, что процесс этот (как и вообще процесс поиска работы) может затянуться не на один месяц.
7. Если Вы сами решили дать объявление в печать, постарайтесь сделать это не совсем стандартно. Посмотрите, что о себе пишут другие, какие объявления наиболее броски и обращают на себя внимание. И составьте свое: без ложной скромности, но и без преувеличения своих возможностей.
8. Так же вы можете отправить письмо-запрос на предприятие по поводу работы.
Письмо-запрос, как правило, адресуется руководителю. В нем можно отобразить следующие блоки информации о себе.
Фамилия, имя, отчество;
Возраст;
Семейное положение, состав семьи;
Место жительства
Образование, специальность, квалификация;
Стаж работы, где и сколько времени проработали, и в каком качестве;
Достижения в профессиональной среде (какие операции освоили, на каких станках, машинах, ПЭВМ работали)
На какую должность или рабочее место претендуете, и какие идеи, что нового можете принести с собой. Не обязательно, чтобы письмо состояло из последовательно перечисленных блоков. Главное, обращение должно быть построено логично и стилистически верно.

Пример письма-запроса:

Уважаемый (имя, отчество руководителя желательно узнать заранее, хотя бы, через телефонную справку).
К Вам обращается Казаневич Наталья Константиновна. В 1996г. я окончила Таганрогский радиотехнический университет по специальности инженер-программист. Работала программистом в ИЧП “Строй-сервис”. В связи с уменьшением объема производства наш отдел попал под сокращение. Я хотела бы с Вами встретиться и побеседовать о возможности трудоустройства на Вашем предприятии в качестве программиста или секретаря-референта. В случае необходимости могу работать с ненормированным рабочим днем. Допускаю другие варианты трудоустройства, с вниманием отнесусь к Вашим предложениям.
Я замужем, имею дочь 5 лет.
Буду ждать ответа по адресу: ___________________________________
Тел.: _____________________
9. Обязательно оставьте свои данные в государственной службе занятости и частных агентствах по трудоустройству. Если вы наносите им визит, прихватите резюме (можно и фото), а на месте вас попросят заполнить анкету. Если вам предстоит телефонный разговор (см. выше), положите резюме (или перечень своих данных) перед собой на стол.

Советы по составлению резюме

Пять основных требований к стилю написания резюме

1.Краткость.
2.Конкретность.
3.Активность.
4.Избирательность.
5.Честность.
Используйте энергичные глаголы, показывающие активность, никогда не пишите “участвовал”, “оказывал помощь” и т.п.: может показаться, что вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги.
Не считайте, что чем более разнообразную информацию вы сообщите о себе, тем лучше. Отбирайте информацию исходя из цели резюме.
Не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты.
Сделать хорошее резюме непросто. В любом случае, даже если у вас есть хорошие образцы или вам помогают знающие люди, потребуется немалое время и не один вариант, пока вы не получите то, что требуется.

Структура резюме

А. Фамилия, имя, отчество.
Б. Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение).
В. Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу вы можете и хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом вы себя считаете. Последующие разделы резюме должны показать обоснованность ваших притязаний.
Г. Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, основных функций и достижений. Для людей с опытом работы эта часть резюме является особенно важной. Но соблюдайте пропорциональность, так как чрезмерная подробность в изложении сведений может настораживать.
Д. Образование. Чем больше прошло времени после окончания, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов советуем помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы, если и есть, то менее значителен. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой.
Е. Дополнительная информация. Сюда рекомендуем включать сведения о степени владения иностранными языками (если это не “читаю и перевожу со словарем”), о навыках работы на персональном компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств), о наличии водительских прав и о личностных качествах. Вообще говоря, она может включать все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя и о чем можно написать.
Ж. Дата составления резюме. Указание даты составления резюме добавляет ему четкость и конкретность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату.
Резюме также может включать:
сжатое описание квалификации и опыта работы;
сведения об общественной деятельности;
упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или если его можно считать серьезным личным достижением);
сообщение о военной службе;
указание готовности к разъездам и смене места жительства;
указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем;
сведения о рекомендациях.

Образец анкеты-резюме

Разумихина Алла Львовна
Адрес: 347902, г. Таганрог, ул. Свободы 21.Телефон: 4-29-32.Цель: Получение должности секретаря-референта в туристической фирме.Образование: Ростовский государственный университет, романо-германское отделение филологического факультета (диплом с отличием). Во время летних каникул работала секретарем-референтом в ЧП “Спектр”.Опыт работы: Преподаватель французского языка в школе № 36 (основные обязанности: обучение с учетом индивидуальных особенностей, разработка оригинальных игровых заданий для школьников, достижение взаимопонимания, как с учениками, так и с их родителями, а также с коллегами по работе). Владею профессиональными качествами в области:· современного делопроизводства;· психологии делового общения;· компьютерных технологий и оргтехники.
Иностранные языки: свободный французский, хороший английский.
Общественная деятельность: Работая в школе, организовала драматический кружок, где ставила с ребятами пьесы по сочиненным совместными усилиями текстам.
Дополнительные сведения о себе: ответственно и творчески отношусь к порученному делу, неконфликтна, самостоятельна.

Посещение организации с целью поиска работы

Кому наносить визит?
Этот подход обычно более успешно осуществляется в случае посещения малых предприятий, фирм и организаций, где директор или владелец может принять оперативное решение о приеме на работу без излишних формальностей. Например, в частных магазинах, мастерских, кафе, на малых предприятиях, в кооперативах и т.д. Спланируйте Ваш визит заранее - Вы ориентируетесь на определенного работодателя? Можете ли Вы зайти в течение дня в 2-3 фирмы?
Что брать с собой?
Возьмите копии анкеты-резюме. Если представится возможность, Вы их передадите или просто покажете работодателям в случае, если подходящих вакансий на данный момент не найдется. При себе следует иметь ручку, так как Вас могут попросить заполнить анкету. Ваше резюме будет для этого полезным источником данных.
Вы пришли в офис
Добейтесь встречи с сотрудником, отвечающим за набор кадров. Узнайте его имя. Если Вас спросят о причине визита, объясните, что хотели бы переговорить с ним по поводу вакансий. Если Вам скажут, что необходимо назначить встречу заранее, попросите, чтобы Вам ее назначили.
Умение подать себя
Первое - представьтесь по имени, объясните, какую работу Вы ищете, подчеркните свои положительные качества. Попытайтесь выглядеть уверенно и добиться, чтобы Ваш приход был интересен всем.
Второе - не теряйте надежды, когда Вам скажут, что вакансий нет. Попробуйте другие подходы - не появится ли чего-либо в ближайшем будущем? Не знает ли Ваш собеседник о вакансиях на других фирмах? Можно ли оставить свои документы на случай появления вакансий? Можно ли позвонить через одну-две недели?
Заканчивайте беседу в позитивном духе, вежливо. Будьте готовы проявить гибкость. Будьте вежливы и дружелюбны. Поблагодарите нанимателя за то, что он нашел время для встречи. Вслед за успешным визитом пошлите письмо или позвоните.

Как подготовится к собеседованию, что бы оно прошло успешно

1.Постарайтесь обеспечить себя сведениями об организации, в которую идете, и о возможной работе.
2.Имейте при себе копии дипломов, свидетельств, резюме, другие полезные документы (характеристика, отзывы и т.д.).
3.Точно узнайте местоположение организации и дорогу, чтобы не опаздывать.
4.Придерживайтесь делового стиля в одежде. Мужчины должны приходить на собеседование в костюме и при галстуке. Самое лучшее для женщин – деловой костюм или платье, не впадая в крайности при выборе длины юбки, расцветки и аксессуаров. Если вы успели побывать в данной организации - ориентируйтесь на тот стиль, который там принят.
5.Составьте список ожидаемых вопросов и напишите свои ответы.
6.Хорошо отработайте ответы на наиболее вероятные вопросы, осуществляя это в форме деловой репетиции. Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.
7.Не забудьте, заканчивая беседу, четко договориться о том, когда и как Вы узнаете о результатах. Желательно, чтобы инициатива осталась за Вами, лучше договориться, что Вы будете звонить в назначенное время, чем ожидать звонка.
8.Через день – два после собеседования Вы можете послать на фирму благодарственное письмо. Письмо желательно составить так, чтобы оно было достаточно кратким и содержало благодарность за уделенное Вам внимание. Подчеркните, что эта встреча была важна для Вас, и Вы окончательно убедились в том, что предлагаемая работа вполне соответствует Вашим желаниям и возможностям. Отметьте свою готовность с пользой трудиться в этой организации.

В каких случаях нужно рекомендательное письмо?
Представить рекомендательное письмо необходимо, когда об этом прямо говорится в объявлении о вакансии. Отправлять рекомендательное письмо вместе с резюме стоит только в том случае, если таковы требования работодателя. Если у вас есть солидное рекомендательное письмо, можно отметить в конце резюме сам факт их наличия и указать, кто именно дает рекомендацию.
Следует иметь такие письма при себе, идя на собеседование. Но не нужно торопиться сразу предлагать интервьюеру с ним ознакомиться. Подходящий для этого момент наступает, когда речь заходит о причинах ухода с последнего места работы.
Структура рекомендательного письма.
Не забывайте, что рекомендательное письмо – это деловое письмо, и на него распространяются все правила составления и оформления деловых документов. Письмо должно быть удобочитаемым, аккуратно и грамотно написанным, оформление строгим.
1.Заголовок «Рекомендательное письмо»
2.Подтверждение факта работы кандидата в компании
3.Краткое описание должностных обязанностей, карьерного роста
4.Краткая характеристика личности соискателя
5.Конкретные результаты работы
6.Причины ухода из компании
7.Собственно рекомендация
8.Должность, фамилия, имя, отчество и контактные данные лица, подписывающего рекомендательное письмо.

Для тех, кто отослал резюме и был приглашен на собеседование, хочется дать для начала самый главный совет - не бояться подобных рассказов, успокоиться и быть максимально уверенным, что все сложится наилучшим образом.

Не нужно следовать рекомендациям, согласно которым подготовка к собеседованию с работодателем заключается в том, чтобы настроиться на подавление собеседника, либо наоборот сдаться и надеяться на милость работодателя. Запомните - интервьюер никогда не ставит себе за цель сделать так, чтобы вы не получили желаемую работу. Ведь, если вы уже приглашены на собеседование – значит, вы уже смогли заинтересовать работодателя или кадровика в своей кандидатуре. Также, вы не должны ставить перед собой цель попасть на работу любой ценой, на любую предложенную вакансию. Вашей целью должно быть найти ту работу, которая подходит именно вам. А цель отдела кадров - найти специалиста, который будет соответствовать всем необходимым на этой вакансии требованиям. И если есть причина, по которой вам не подошло предложение работодателя, это не повод расстраиваться. Намного хуже было бы, закрыв глаза на отрицательные моменты, устроиться на работу, а потом уволиться оттуда спустя короткое время.

Что может испортить настроение перед собеседованием

Итак, давайте попробуем подробнее рассмотреть, какие причины могут стать помехой конструктивному настрою, и в чем заключается подготовка к собеседованию. Одно из бытующих мнений - это то, что с вами будет вести беседу молодой специалист, который не имеет должного жизненного опыта и компетенции в вопросах выбора персонала. Но не стоит бояться этого, опираясь на такие, ни чем неподкрепленные стереотипы. Конечно не факт, что вам попадется истинный профессионал своего дела, но должность кадровика это не такое удобное местечко, куда набирают людей по блату. Вы только представьте, насколько это нервная работа, и со сколькими людьми интервьюеру приходится общаться за целый рабочий день. Плюс с этими людьми нужно не только пообщаться, но и правильным образом составить о них мнение и донести его работодателю. Поэтому работать на такой должности способны только понимающие и адекватные люди, которые могут непредвзято судить о кандидате.

А молодой возраст интервьюера никоим образом не должен настораживать вас, поскольку это далеко не решающий фактор в качестве работы кадровика. Тут главное иметь необходимый набор знаний для отбора кандидатов, умение составлять анкеты и проводить тестирования, именно из этих факторов складывается характеристика качества работы интервьюера, а не от возраста интервьюера.

Полная готовность к любого вида вопросам

Так что, будьте готовы не боятся никаких вопросов, начиная от качеств вашего характера до вашей семейной жизни. Все эти мелочи очень важны для того, чтобы максимально точно определить, насколько ваша кандидатура удовлетворяет всем требованиям вакансии, на которую вы претендуете. Запомните, что сотрудник кадрового агентства задает все эти вопросы не преследуя цель вас унизить, а лишь для полноты информации о вас. Для вас эти вопросы тоже играют немаловажную роль, так как благодаря им, вы можете показать работодателю, что подходите по всем требованиям и сможете показать свои положительные стороны.

Итак, подведем итог. Основные правила успешного прохождения собеседования:

  • быть уверенным в своих силах и в положительном результате собеседования
  • хорошее настроение - ваш залог успеха
  • не бояться каверзных вопросов и быть к ним готовым.

А.А. Голубев

кандидат военных наук, профессор, академик МАПЧФ ректор Института эргономики и социально-экономических технологий заместитель директора ФГУП «Эргоцентр»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОД ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОИСКУ РАБОТЫ

Предлагаемая публикация имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер в психологической подготовке старшекурсников к самостоятельному поиску работы. Изложенная в ней информация может быть полезна не только психологам практикам, но и сотрудникам департамента занятости населения и бирж труда для более успешного трудоустройства молодежи.

Психологическая подготовка студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы направлена, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом может стать понимание выпускниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. Многие из старшекурсников не владеют навыками как делового, так и неформального общения, не способны к осознанию собственных профессиональных и личностных проблем, не уверены в себе, имеют повышенную тревожность. Эти и многие другие социально-психологические проблемы могут быть решены при психологической подготовке студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы.

Предлагаемый метод подготовки студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы заключается

в психологической поддержке, в обучении навыкам делового и неформального общения, реальной оценки своих личностных и профессиональных качеств на занятиях в специально организованной группе под руководством ведущего. Программа метода является своеобразным алгоритмом действий ведущего, который должен иметь психологическое образование и опыт участия в подобных занятиях. Ведущий вправе делать выбор используемых процедур; последовательность их применения зависит от ведущего, его опыта и личностных особенностей, от целей участников группы, от ситуаций, возникающих в группах. Позиция ведущего характеризуется ярко выраженной ориентацией на личности участников группы, направленностью на поддержку и помощь

в их развитии.

предлагаемые рекомендации могут быть полезны профконсультантам как для индивидуальной или групповой работы с клиентами, так и в ходе проведения презентации специалистов, а также занятий «Основы поиска работы» и «Клуба ищущих работу».

Практически все этапы метода «Технология поиска работы» были апробированы автором на большом количестве групп в течении 1999–2001 годов на студенческой бирже труда Тверского государственного университета, а также с 1999 по 2005 год со студентами-выпускниками Тверского филиала Московского гуманитарноэкономического института.

Обоснование необходимости внедрения метода «Технология поиска работы» для подготовки студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы

Основные психологические особенности метода подготовки студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы – результат анализа исследований отечественных (В.А. Поляков, А.Н.Степанов, М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, Г.В. Щекин) и зарубежных (Б. Швальбе, Х. Швальбе) авторов.

Психологические исследования и анализ процессов, происходящих на рынке труда, показывают, что с наибольшими жизненными трудностями объективного и субъективного характера молодежь сталкивается в трудовой сфере.

Стрессы, связанные с невозможностью трудоустройства, способствуют развитию целого ряда заболеваний у молодежи, многочисленным психологическим явлениям, таким как тревожное состояние, депрессия. В поиске выхода из этой ситуации многие молодые люди начинают употреблять наркотики.

Конфликт возникает при противоречии между надеждами выпускника и не возможностью трудоустроиться по приобретенной специальности.

На решение проблем продуктивной занятости молодежи влияют два основных фактора: несовершенство законодательной и нормативной базы и отсутствие экономических стимулов у работодателей для трудоустройства молодежи.

Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами:

Недостаток у молодежи профессиональных знаний, отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков, что рождает у работодателей неуверенность в производительности труда молодого человека, претендующего на получение работы. В результате предпочтение при подборе кадров отдается квалифицированным работникам, что снижает возможности трудоустройства молодежи;

- нежелание предпринимателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодых людей;

- инфантилизм определенной части молодежи, сравнительно невысокая деловая активность, недостаток предприимчивости в поисках работы;

Необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ в отношении молодежи.

Метод «Технология поиска работы» – это организационно-методическая форма помощи студентамвыпускникам с целью их трудоустройства (далее по тексту – Метод). Первые этапы подготовки по Методу имеют большую теоретическую направленность и ориентированы, в основном, на получение теоретических знаний, последующие этапы призваны сформировать у выпускников вузов практические умения и навыки поиска работы, трудоустройства; выбора профессиональной карьеры на основе самопознания личностных особенностей и способностей.

После первых неудачных попыток трудоустройства у студента-выпускника намечается все более явное расхождение между реальностью и представлением о самом себе. Понимание своего «Я» лежит в основе метода «Технология поиска работы». Овладение на занятиях по Методу приемами самопознания и самоанализа личности дает студентам возможность соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми определенной профессией, намечать планы реализации профессиональных намерений, планировать свою карьеру.

Самореализации личности способствует страстное желание и внутренняя потребность профессионального самоутверждения, сознание своих возможностей, постановка целей, уверенность в себе, вера в свои идеалы и т.д. Затруднения в самореализации сопровождаются чувством дискомфорта, ощущением тяжести жизни, усилением самокритики, чувства неудовлетворенности собой, агрессией, депрессией и т.д.

Профессиональная самореализация требует от человека таких профессиональных психологических качеств, как мотивация к дальнейшему профессиональному росту, стремление к самостоятельному выбору, творческому решению стоящих перед ним задач. Ценностные ориентации личности, смыслы, идеалы определяют сущность его деятельности и общения: ради чего трудится человек, какие ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач.

Наиболее актуальной в современных условиях становится такая характеристика личности, как наличие творческого потенциала. В сфере личности студента – это самореализация на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

Большинство исследователей труда подчеркивают особую значимость в профессиональной деятельности не столько методов и приемов труда, сколько внутренних ценностей, смыслов, позиций, которые освещают труд, делают работу творческой и способствуют профессиональной и личностной самореализации.

В результате внедрения метода «Технология поиска работы» студенты вузов должны освоить: значение профессионального самоопределения; требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; требования к составлению резюме, автобиографии; умение вести переговоры по телефону; правила правильного поведения при собеседовании, построения профессиональной карьеры.

На занятиях в группе ведущий вместе с обучаемыми рассматривает основные ошибки соискателей вакансий, а также приводит примеры удачного поведения при самопрезентации, анализирует некоторые сложные ситуации, которые могут возникнуть в ходе общения с работодателем и каверзные, неожиданные вопросы, которые могут быть заданы, приводит варианты эффективного разрешения такого рода проблем.

Метод направлен, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. Между руководителем группы и ее членами, а также между самими участниками возникают многообразные личностно значимые связи.

Многие из будущих и уже работающих людей имеют невысокую культуру общения, не владеют навыками как делового, так и неформального общения, не способны к осознанию собственных профессиональных и личностных проблем, не уверены в себе, имеют повышенную тревожность.

Свои специфические проблемы есть и у студентов. Это завышенная самооценка (реже – заниженная), трудности личностного самоопределения, сложные взаимоотношения со сверстниками, повышенная конфликтность с преподавателями, родителями.

Прием в группу, общение в ней заставляют человека почувствовать, что он не один со своими проблемами. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.

Конструктивная работа над собой участников метода может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием способов общения, над улучшением самовосприятия, объединяет участников. На сплочение может влиять также престиж группы и ее ведущего, соперничество с другими группами. Группа также нуждается во взаимной критике, которая приводит к изменениям в поведении участников группы.

Задача метода

Задача метода «Технология поиска работы» – помочь найти студентам-выпускникам подходящую работу в кратчайшие сроки.

Цель метода

- Обучение студентов навыкам поиска работы, вооружение старшекурсников системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности.

- Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми, понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений.

- Развитие навыков рефлексии и обратной связи.

Программа метода

Предлагаемый курс по методу «Технология поиска работы» состоит из 10-ти этапов, каждый из которых имеет свою цель, процедурное обеспечение и описание. В каждую встречу включено «информирование» (инструктирование), проводимое ведущим. Инструктирование состоит в том, чтобы создать теоретическую базу основ поведения на разных этапах подготовки к поиску работы. Все занятия обеспечиваются набором рекомендуемых психотехнических процедур.

Можно выделить обязательные процедуры, которые рекомендуются для использования на занятиях:

1) индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия. Значение этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности;

2) ведение дневника каждым участником группы;

3) аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позициях участников, в динамике групповой работы (утомление, интерес и т.д.).

В основе программы метода лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя и других. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для последующей.

Роль ведущего в группе

Ведущий, его личностные особенности, знания, умения являются средством развития, как отдельной личности участника, так и группы в целом.

Ведущий должен:

- хорошо знать рынок труда и современные требования работодателей разных статусов (государственные, частные и предприятия со смешанной формой правления), постоянно пополнять эти знания;

- хорошо знать действия (по шагам) кандидата на работу при поиске, выборе им работы и при оформлении на нее;

- обладать хорошими коммуникативными свойствами и уметь научить коммуникативному общению слушателей группы;

- знать основы психологии.

Ведущий – образец поведения для участников.

Ведущему желательно иметь психологическое образование, самому пройти подготовку при помощи этого метода и постоянно участвовать в работе таких групп в качестве участника, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с безработными студентамивыпускниками.

Каждое действие ведущего в группе должно быть осмыслено и соотнесено с общим контекстом его работы. Ведущий не только осознает что, как и зачем он делает, но руководит и направляет работу группы.

Ведущий должен помочь студентам разобраться в самих себе и как можно больше узнать о рынке труда, о перспективах трудоустройства по окончании учебного заведения.

Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, оказывает корригирующее эмоциональное воздействие на такой важный элемент системы отношений, каким является отношение к себе.

Ведущий помогает участникам группы повысить ощущение своей необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезненную сосредоточенность на своих проблемах, повышает чувство сопринадлежности, уверенности и правильной самооценки.

Расширение сферы осознания своих проблем состоит из осознания мотивов своего поведения, своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, более глубоких причин возникновения тех или иных отношений, способов поведения и эмоционального реагирования.

Эмоциональное реагирование включает свободное выражение собственных эмоций: понимание и раскрытие своих проблем с соответствующими им переживаниями, получение эмоциональной поддержки, эмоциональную коррекцию своих отношений, модификацию способа переживаний и эмоционального реагирования.

Групповой процесс суммируется из действий ведущего и участников метода, но ведущий несет ответственность за успех метода и благополучие каждого члена группы.

Метод по подготовке студентов к поиску работы включает два основных направления деятельности ведущего в группе: работу с личностью и работу с группой.

Ведущий должен быть доброжелателен, внимателен, способен разрешить проблемы студента. Он должен быть настроен на студента, должен удерживать свои эмоции и, по возможности, отключаться от своих проблем. Психологическая нестабильность состояния ведущего усложняет взаимоотношения между ним и студентом. Ведущий не должен допускать предвзятого отношения к студенту.

Коммуникативная компетенция ведущего – сложная личностная характеристика, включающая коммуника-

тивные знания и умения, психологические знания, свойства личности (характер и темперамент), психическое состояние, проявляющиеся в общении.

От уровня коммуникативной компетентности зависит успешность деятельности ведущего. Психологические знания включают в себя необходимый уровень и комплекс знаний, формирующих пси-

хологическую культуру.

Свойства личности (характер и темперамент) влияют на уровень коммуникативной компетентности опосредованно через психическое состояние.

Психическое состояние проявляется в общении – это реакция личности на коммуникативный стимул собеседника. Проявление того или иного психического состояния в общении обусловлено параметрами психического здоровья. Психическое здоровье означает зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции.

Коммуникативная компетентность – одна из главных составляющих ведущего группы. Основные функции ведущего в обучении методу «Технология поиска работы»:

- руководящая функция;

- экспертная функция – заключается в том, что ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других;

- аналитическая функция – заключается в том, что ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе;

- посредническая функция – заключается в организации групповых процессов.

Методические средства

Для активизации участников в групповой дискуссии можно использовать процедуры типа: высказывания по кругу, метод эстафеты – каждый передает слово тому, кому считает нужным.

Важно уходить от обсуждения ничего не значащих ситуаций.

Предлагаемая программа предполагает такого ведущего, который воспринимает участника группы как свободную, ответственную за свои поступки и их последствия, постоянно растущую, актуализирующуюся личность.

Важно также то, какие методические средства использует ведущий в своей работе.

Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, переживания, студент нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой просто с их противоречивостью. Пытаясь решить, что в них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что нет, студент ищет аргументы, подтверждающие или опровергающие тот или иной поступок, мысль и пр. Этот поиск идет в процессе диалогов.

Внутренний диалог с самим собой или диалог с кем-то еще дает студенту возможность встать в позицию исследователя по отношению к самому себе. В процессе таких диалогов у студента развивается рефлексия.

Рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, действий, отношений с людьми и переживаний, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают его окружающие люди, как понимают.

Познавая себя, человек все больше освобождается от неосмысленного, импульсного, случайного выполнения требований окружающих. Чем сильнее развита рефлексия, тем больше юноши и девушки становятся способными решать встающие пред ними задачи, становятся субъектами, хозяевами своей жизни и деятельности. Осуществляя выбор того или иного варианта поступка, той или иной линии поведения, они в состоянии учитывать больше различных обстоятельств. В результате у них происходит переход от безответственного, инфантильного поведения к ответственному, ориентированному на сознательно выработанные требования к самому себе.

Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем. Можно выделить такие групповые дискуссии: биографическая ориентация – анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника, тематическая ориентация – обсуждение вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы, ориентация на взаимодействие – анализируются взаимоотношения между членами группы по принципу «здесь и теперь».

Ролевая игра – метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли.

Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание (С. Кратохвилл, К. Рудестам).

Один из приемов психодрамы – информирование (инструктирование) , при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия. Инструктирование может проводиться через раскрытие в доступной форме

психологических понятий и их обсуждение (например, эмпатия, защитное поведение, обратная связь и др.), через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь», т.к. оно наглядно, актуально и значимо для участников.

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Такое рисование также развивает или усиливает внимание к чувствам.

Приемы, используемые в проективном рисовании:

- свободное рисование – каждый рисует то, что хочет;

- тематическое рисование – все выполняют рисунки на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;

- дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу, один начинает рисовать другой продолжает;

- совместное рисование – несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;

- разговорное рисование – члены группы работают в паре с выбранным партнером. У каждой пары один лист бумаги, и они общаются на нем с помощью образов, линий и красок.

Список тем для рисования, которые можно использовать в работе с группой:

1. Собственное прошлое и настоящее (например, «Моя главная проблема в общении с людьми», «Я – студент», «Что мне нравится в людях», «Моя будущая работа» и т.д.).

2. Будущее или абстрактные понятия (например, каким бы я хотел быть; три желания; смысл моей учебы). З. Отношения в группе (например, мое положение в группе; что мне дает группа, и что я даю группе). Предварительные репетиции (один из психологических приемов) используются для того, чтобы умень-

шить скованность и придать уверенность. Замечено, что действие, повторенное много раз, теряет свою остроту. Поэтому будущий диалог студента с работодателем «отыгрывается» (иногда по нескольку раз) на занятиях. Благодаря репетициям студент может отметить и устранить свои слабые места, сделать более заметными сильные стороны. Неплохо проходят упражнения в диалоге с психологом-консультантом, так как он может дать практические советы относительно поведения.

Тренировка эффективного поведения состоит из следующих этапов:

- определение поведения, которое нуждается в тренинге;

- инструктаж и обучение участника эффективному поведению;

- повторение поведения;

- моделирование желательного поведения;

- отработка поведения в течение одного или нескольких занятий;

- получение обратной связи – информации о поведении участника вне группы.

Музыкотерапия – метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникает взаимопонимание и доверие. Музыка снимает напряжение и усталость у студентов.

Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Усвоение протекает лучше, если оно формулируется в письменных высказываниях.

Ведущий пользуется диагностическими тестами и опросниками , чтобы сначала сформировать у студента потребность в понимании себя, затем студент проводит самодиагностику с целью более глубокого понимания себя, далее данные тестов обсуждаются в группе.

Отбор участников в группу и диагностика

В группу могут входить юноши и девушки в возрасте 20–25 лет при условии полной добровольности. Группа обязательно должна быть разнополой, т.к. в однополых группах затруднена динамика развития групповых процессов, и они отличаются спецификой анализа, исходя из гендерных особенностей.

Молодые люди, входящие в группу, не должны иметь медицинских противопоказаний, психических расстройств, сильных акцентуаций характера.

Количественный состав группы – от 7 до 12 человек.

В процессе отбора участников группы проводится диагностика с целью выявления индивидуальнопсихологических особенностей, мотивации участия в методе, определения противопоказаний, патологий. Диагностика также проводится в процессе работы группы, и после ее окончания для определения состояния участников, оценки ожиданий, степени усталости, интереса, активности, результативности работы и т.д.

Назначение диагностики и подбора участников в группу заключается в:

Ориентации участников в специфике метода «Технология поиска работы»; - первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в трудоустройстве; - выявление и коррекция мотивации участников.

Комплектованию группы предшествует рассказ ведущего о том, что собой представляет метод «Технология поиска работы», каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены. В своем выступлении ведущему желательно апеллировать к тем проблемам, которые значимы именно для этих людей, для этого профессионального сообщества. Также оговариваются организационные вопросы: продолжительность работы; время одной встречи; количество участников; периодичность встреч.

Следующий этап комплектования группы – индивидуальная беседа с каждым участником. Основные вопросы, которые обсуждаются в беседе:

- Чего Вы ждете от этого метода?

- Есть ли у Вас проблемы в трудоустройстве?

- Хотите ли Вы заниматься в группе?

Есть ли у Вас какие-либо пожелания относительно направленности работы в группе, вопросов, которые должны в ней обсуждаться?

В индивидуальной беседе для выявления индивидуально-психологических особенностей участников возможно использование психологических методик типа: вопросник Кеттела (8–PF), тест Люшера, опросник уверенности в себе Рейзаса и т.д.

При подборе участников в группу следует руководствоваться следующими критериями: 1. Желание студента и добровольность прихода в группу.

2. Количество участников – не более 12-ти человек. 3. Приблизительно одинаковый возраст.

4. Желательно участие в группе не знакомых между собой студентов (с разных факультетов).

В условиях происходящих экономических реформ в России возрастает необходимость подготовки молодежи к жизни в новой политической, социально-экономической ситуации. Решение этой проблемы во многом определяется успешностью разработки теории профессиональной ориентации молодежи. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения саморазвития личностных возможностей.

В настоящее время не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых в том, чтобы пригласить молодежь на вакантные, не престижные трудовые места в народном хозяйстве.

Общая тенденция в изменении отношения молодежи к труду связана с падением социальной ценности труда и изменением трудовой мотивации: приоритет отдается не интенсивному, содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.

Изложенный опыт психологической подготовки студентов к самостоятельному поиску работы показал, что решение этой сложной проблемы возможно в общей системе обучения, воспитания и развития на разных этапах жизненного пути личности.

Основываясь на материалах проведенных исследований, мы пришли к заключению о необходимости внедрения метода «Технология поиска работы» для подготовки студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы.

Мы надеемся, что научно-методические материалы окажут помощь не только сотрудникам студенческих бирж труда, но и социальным работникам, всем тем, кто интересуется проблемой трудоустройства молодежи.

Предлагаемая публикация не полностью отражает решение данной проблемы, да и мы не полностью ее изложили, из-за ограничений в объеме журнальной публикации. Более подробно с этим материалом можно ознакомиться в монографии .

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: (Пер. с анг.) / Предисловие К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. В 2-х кн. – М.: Педагогика, 1982.

3. Голубев А.А., Караванова Л.Ж., Новиков Б.Д. Психологическая подготовка студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы. Монография – Тверь: ТФ МГЭИ, 2003.

4. Фриденберг Джоан, Брэдли Куртис . Как найти работу в Америке? – М., 1999.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск, 1976.

6. Зотова О.И., Кряжева И.К . Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации / Методология и методы социальной психологии. – М., 1977.

7. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988.

9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.

10. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

11. Леви В . Искусство быть другим. – М., 1991.

12. Леви В. Искусство быть собой. – М., 1991.

13. Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии // Вопросы психологии. – 1969. – № 6.

14. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Международные отношения, 1991.

15. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – СПб., 1993.

16. Петрова Т.Э . Российское студенчество и высшее образование. – М., 1995.

17. Пиз А . Язык телодвижения. – Новгород, 1992.

18. Поляков В.А. Технология карьеры. – М., 1995.

19. Поляков В., Яновская Ю . Как получить хорошую работу в новой России. – М., 1995.

20. Прихожан А. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. – М., 1994.

21. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю.М. Забродина. – М., 1985.

22. Пряжников Н.С . Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М.:

23. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. –

24. Психология личности. Тесты. – М., 1982.

25. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. – М., 1991.

Поделиться