Основные этапы изготовления печатной продукции. Основные этапы полиграфического производства Основные этапы производства печатной продукции

Рис. 1.8. Структура производства электронных, печатных средств информации и мультимедийных продуктов Рис. 1.9. Структурная схема полиграфического технологического процесса

Полиграфическое производство представляет собой совокупность различных технических средств и технологий, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

Полиграфическую информацию, представленную в виде текста, цифровых данных, таблиц, математических и других формул, называют текстовой информацией, а иллюстрации, графики, диаграммы, орнаменты, чертежи, линейки, карты и др. изображения - изобразительной информацией. Традиционно в полиграфическом предприятии существовало два раздельных участка, один из которых обрабатывал текстовую информацию, а второй - изобразительную. Объединение текстовой и изобразительной информации осуществляется на третьем участке, на котором осуществляется верстка конкретного издания.

Основой производственного процесса в полиграфическом производстве является печатание. Печатание - это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений путём переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал: бумагу, картон, полимерную пленку и т.д.

Носителем графической информации печати являет печатная форма, которая представляет собой, как правило, пластину или цилиндр, на поверхности которых находятся печатающие и не печатающие элементы.

Печатающий элемент - это участки формы, которые воспринимают печатную краску и в последующем передают её на запечатываемый материал. Пробельные элементы - это участки не воспринимающие на себе краску и, следовательно, эти участки на запечатываемом материале не будут покрыты красочным слоем.

Формирование печатающих элементов на форме может осуществляться благодаря их пространственному разделению или созданию различных физико-химических или других свойств печатающих и пробельных элементов. Печатный процесс выполняется в печатной машине, для обеспечения которого необходима краска и запечатываемый материал.

В полиграфическом производстве применяются различные виды печати, но основными являются три вида: высокая, плоская и глубокая печать.

Печатные формы высокой печати (рис. 1.1, а ) имеют пространственное разделение печатающих и пробельных элементов: рельефные печатающие элементы 1 находятся в одной плоскости, а пробельные элементы 2 углубленны на различную величину в зависимости от их площади. В высокой печати печатающие элементы покрываются равномерным по толщине красочным слоем 3 (рис. 1.1, б ) и поэтому на всех участках оттиска толщина красочного слоя получается практически одинаковой (рис. 1.1, в )

Печатные формы плоской печати (рис. 1.2 ) имеют печатающие 1 и пробельные 2 элементы (рис. 1.2, а ) практически в одной плоскости, но имеют различные физико-химические свойства: первые - олеофильны (воспринимают краску), вторые - гидрофильны (не воспринимают краску).

При нанесении печатной краски 3 (рис. 1.2, б ) она прилипает только к олеофильным печатающим элементам. Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала форма увлажняется определенным водным раствором, который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Поскольку все печатающие элементы находятся в одной плоскости, то все они покрываются равномерным по толщине слоем краски и поэтому все элементы оттиска (рис. 1.2, в ) состоят из красочного слоя одинаковой толщины.

Формы глубокой печати (рис. 1.3 ) имеют тоже пространственное разделение пробельных и печатающих элементов. Печатающие элементы 1 (рис. 1.3, а ) углублены на различную или одинаковую величину. Они представляют собой независимо от характера изображения (текст, иллюстрации) отдельные ячейки очень малой площади, которые разделены между собой тонкими перегородками - пробелами. Эти перегородки и другие пробельные элементы 2 (рис. 1.3, а ) возвышенны и находятся на одном уровне. Формы глубокой печати обычно изготавливаются на цилиндре.

При печати маловязкая краска 1 (рис. 1.4 ) сначала наносится в избытке на всю поверхность вращающейся формы 2. Далее специальный нож (ракель) 3 соприкасаясь с поверхностью цилиндра удаляет полностью краску с пробельных и избыток краски с печатающих элементов. В результате краска остаётся только в ячейках (рис. 1.3, в ). Форма, соприкасаясь с бумагой, передаёт краску в зависимости от глубины ячеек формы, а может передавать краску и одинаковым слоем.

Производство печатной продукции обычно состоит из трех раздельных, но взаимоувязанных процессов:

    1) обработки текстовой и изобразительной информации - оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению. В итоге этого процесса получают негативы или диапозитивы на прозрачной пленке или сразу готовые печатные формы. Эта стадия носит название допечатные процессы и включает ряд технологических операций, состав которых зависит от выбранной технологии изготовления печатной формы и способа печати;

    2) печатание тиража - получение с печатных форм определенного количества идентичных отпечатанных листов или газет, что и является размножением информации. Эта стадия носит название печатный процесс;

    3) выполнение брошюровочных или брошюровочно-переплетных процессов (изготовление книг, журналов, газет, брошюр из отдельных элементов) или же в ряде случаев выполняются отделочные процессы (лакирование печатающих листов и др.)

Печатный процесс. Перенос красочного изображения с различных печатных форм на запечатываемый материал происходит, как правило, в результате давления. Запечатываемый материал может соприкасаться непосредственно с печатной формой или с промежуточным упруго-эластичным элементом.

При печати используют два цилиндра, на одном из которых закрепляется печатная форма, а другой обеспечивает давление (рис. 1.5, а ). Такая передача краски, как правило, используется в высокой и глубокой печати. В этом случае изображение на форме должно быть обратным (зеркальным), чтобы на оттиске получилось «прямое» изображение.

В случае применения промежуточной упруго-эластичной (полотна) В печати участвуют три цилиндра (рис. 1.5, б ).

Печатная форма 2 в процессе печатания передаёт изображение на пластину 3, которая принимает на себя краску с печатающих элементов формы, а затем передаёт её на запечатываемый материал 1. При этом изображение на печатной форме должно быть прямым, а на резинотканевой пластине обратным, а на бумаге в итоге получим прямое изображение.

Для размножения текстовой и изобразительной информации в полиграфическом производстве применяют самые разнообразные печатные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1.6 ):

    Красочности печатной продукции - формы для однокрасочной (в большинстве случаев черно-белой) печати и многокрасочной (обычно двух-, трех- и четырехкрасочной) печати;

    Знаковой природе информации - изобразительные формы, содержащие только изобразительную информацию, текстовые - текстовую информацию и текстоизобразительные, которые содержат текстовую и изобразительную информацию;

    Видам и способам печати - формы высокой, плоской офсетной, глубокой и специальных способов печати;

    Методу переноса (записи) информации с оригинала или промежуточного носителя информации на формный материал.

Большинство печатных форм можно разделить на две группы: а) формы, полученные форматной записью информации, т.е. одновременной записью всех точек изображения на формный материал и б) формы, полученные поэлементной записью информации на формный материал последовательно, очень мелкими отдельными элементами.

Печатные формы, полученные форматной записью информации, могут изготавливаться фотохимиграфическими способами (с использованием главным образом фотографических и химических процессов) и электрофотографическими способами, основанными на применении электрофотографии.

При изготовлении печатных форм поэлементной записью информации используется техника поэлементной электронной развертки (сканирование) информации оригинала и формирования печатающих и пробельных элементов обычно за счет электромеханического гравирования или лазерного воздействия.

В классическом варианте изготовления печатных форм наибольшее применение получили фотохимические процессы, которые позволяли с издательских оригиналов получать фотоформы. Далее информация с них переносилась обычно контактным способом копирования на формные материалы.

Процессы изготовления фотоформ и предшествующие им операции часто называют переработкой (точнее - обработкой) текстовой и изобразительной информации. Обработка текстовой информации - это комплекс операций, включающий: редактирование и набор текста, его корректуру, верстку полос издания, изготовление издательских текстовых оригиналов, изготовление фотоформ (запись информации и химико-фотографическая обработка). Обработка изобразительной информации включает две группы операций: преобразование изображения для целей его полиграфического воспроизведения и изготовление фотоформ. В первую группу в зависимости от характера изобразительных оригиналов могут входить различные операции, но в целом к ним обычно относят: масштабирование изображения и его растрирование, цветоделение, градационное и цветоделительное корректирование.

Оригинал для полиграфических изданий - это текстовой или графический материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и являющийся основой для создания печатного издания средствами полиграфии.

Оригиналы для полиграфических изданий можно разделить на три группы:

    Издательский оригинал;

    Оригинал-макет (репродуцируемый оригинал-макет - РОМ).

Издательский оригинал - текстовой или изобразительный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный в набор (в печать) ответственными лицами издательства для изготовления печатной формы на полиграфическом предприятии.

Оригинал-макет - это издательский оригинал, каждая страница которого совпадает со страницей будущей книги по количеству строк и по их содержанию. Оригинал-макет может быть машинописным (напечатанным на обычной конторской пишущей машинке), подписанным в набор и печать и отсылаемый в типографию для набора и печати.

Репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) - это оригинал, подготовленный для изготовления фотоформы или печатной формы фотомеханическим способом или сканированием как изображение. В последнее время с распространением компьютерного набора и компьютерных издательских систем этот вид оригинала широко применяют для печати оперативных малотиражных изданий (авторефератов, материалов конференций, листовок).

Качество оригинала определяет качество печатной репродукции. Только безукоризненный оригинал создает предпосылки для хорошего конечного результата. Небольшие недостатки оригинала могут быть устранены полиграфической ретушью, а любое значительное вмешательство чревато опасностью искажения изображения. Поэтому к качеству оригиналов для репродуцирования предъявляются очень высокие требования.

Виды оригиналов. В полиграфических процессах используют в основном три вида оригиналов: рисунки, фотографии и объекты. Ранее основным видом оригиналов были рисунки, а в настоящее время 90% всех оригиналов представляют собой цветные фотографии.

Рисунки. Различают два основных типа рисунков: живопись и коммерческую графику. Живопись является результатом творческой деятельности художника и при её создании задачи воспроизведения её полиграфическими способами не стоит. Поэтому задача полиграфии - обеспечить максимальную идентичность оттиска живописному оригиналу. Это будет определяться возможностями системы обработки изображения и печатного процесса.

Особое место среди рисунков занимают полиграфические оттиски, которые могут использоваться как оригиналы. Растровая структура печатного оттиска предъявляет особые требования к процессу обработки изображения.

Коммерческая графика разрабатывается сразу с расчетом дальнейшей репродукции. В этом случае разработчик выполняет её в том цветовом охвате, который может обеспечить система воспроизведения.

Фотографии. Наиболее распространенным видом фотографических изображений являются цветные или черно-белые прозрачные оригиналы. Формат таких оригиналов колеблется в широких пределах: от 35-миллиметровых слайдов до листов формата А4. Слайд является пленкой, отэкспонированной в камере и, следовательно, имеет искажения, определяемые возможностями оптической системы.

Цветные фотоотпечатки производятся с цветного негатива. В этом случае участвуют две оптические системы: одна в камере, а вторая в увеличителе. Следовательно, потеря четкости изображения в этом варианте больше. Однако, цветные фотоотпечатки можно производить в формате будущей печати, а это позволяет легче оценивать качество по сравнению со слайдом.

В настоящее время все шире находит применение фотографическое изображение, представленное в электронном или цифровом виде.

Образцы товаров. Наиболее распространёнными объектами для репродуцирования являются образцы товаров: отделочные материалы, как-то плитка, пластик, краски и др. Фотографирование таких объектов, как правило, осуществляют студийной камерой с цифровым CCD-сканером, что позволяет обеспечить высокое качество воспроизведения при печати.

При оцифровке изображений и подготовке к печати необходимо учитывать следующие требования:

    Технологические требования к оригиналу;

    Требования производства (формный и печатный процессы, особенности запечатывания материала);

    Контроль и оценка качества.

При выпуске полиграфической продукции помимо общепринятых единиц измерения (СИ) используются для измерения некоторых величин особые единицы - типографские единицы измерения: авторские листы, печатные листы и др.

Для измерения линейных размеров печатных форм и их отдельных элементов, а также форматов полос и размера строк применяются типографские единицы измерений - пункт и квадрат.

Один типографский пункт (т.п.) равен (кроме Англии) 1/72 французского дюйма, т.е. 0,3759 мм, или, округлен, 0,376 мм. Более крупной единицей измерения является квадрат, равный 48 т.п., или приблизительно 18 мм. Эти единицы были предложены во Франции в XVIII в. В Англии, США и некоторых других странах 1 т.п. равен 1/72 английского дюйма, т.е. 25,4: 72 = 0,353 мм. В РФ применяется французская система типографских измерений.

Бумажная промышленность выпускает бумагу листовую (в виде отдельных листов) и рулонную (в виде ленты, намотанной на гильзу). Формат бумаги выражается в мм, причем формат листовых бумаг обозначается произведением ширины на длину бумажного листа, например 600 х 900 мм, а рулонные бумаги измеряются шириной рулона. В РФ форматы печатных бумаг стандартизированы в зависимости от вида печатной продукции: книжно-журнальные, газетные, картографические и т.д.

Типоразмерный ряд бумаги для печати книжно-журнальной продукции в РФ установлен ГОСТ 1342.

Рулонная бумага по согласованию с потребителем может также выпускаться шириной: 360, 420, 640, 820, 1050, 1800 мм; листовая бумага может выпускаться дополнительными размерами: 600 х 1000, 610 х 860, 700 х 750, 800 х 1000, 900 х 1000, 920 х 1200 мм.

С форматами бумаг согласуются форматы печатной продукции, а также форматы печатного, формного и другого оборудования.

Формат издания определяет его размер по ширине и длине, выраженный их произведением в миллиметрах. Формат книжно-журнальных изданий определяется размерами обрезанного с трех сторон блока книги, журнала, брошюры. При этом первый размер обозначает ширину, а второй - высоту издания.

На основании ГОСТ 5773-90 формат изданий обозначают размером листа бумаги для печати в сантиметрах и долей листа (условное обозначение), например 60 x 90/16, где 60 x 90 - размер бумажного листа, а 16 - число его долей (частей). Обычно для книжно-журнальных изданий доля равна странице. Следовательно, на бумажном листе формата 60 x 90/16 содержится на одной и другой сторонах по 16 страниц, т.е. всего 32 страницы.

Для определения формата не обрезанного книжно-журнального издания необходимо долю листа разложить на два наибольших множителя, а затем меньшую сторону бумажного листа разделить на меньший множитель, а больший на больший. Так формат изданий 84 х 108/32 будет до обрезки равен: 84: 4 и 108: 8, т.е. 210 х 135 мм. Поскольку ширина книги обычно меньше высоты, то этот формат записывают как 135 x 210 мм.

Размер готового издания (или его страницы) меньше доли его листа, поскольку блок обрезается с трех сторон. По верхнему полю на 3-4 мм, переднему - 5 мм и по нижнему 6-7 мм. Таким образом, формат ранее рассмотренного примера после обрезки будет равен 130 х 200 мм.

Форматы газет обозначаются только шириной и высотой полосы в миллиметрах, а листовых изданий в зависимости от вида и формата основного издания - как в миллиметрах, так и долях бумажного листа.

Таблица 1.1. Стандартные форматы по ГОСТ 1342

Документ без названия

Размер листа издания бумаги, мм

Доли листа

Условное обозначение

Максимальный размер издания, мм

Минимальный размер, мм

Примечание: М - машинное направление

Форматы книжных изданий должны соответствовать указанным в таблице 1.1

Исходным продуктом передачи информации для визуального восприятия является оригинал. Весьма часто оригинал является результатом авторской работы, представленной в виде текста, рисунков или стихов. Для измерения объёма труда автора, а также издательских работников вводится понятие авторский лист.

Авторский лист - единица измерения объёма текста и изобразительного материала. Он равен 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все видимые знаки - буквы, знаки препинания, цифры и т.д. и пробелы между ними. В случае стихотворного текста один авторский лист приравнивается 700 строкам стихотворного текста, а для изобразительного материала это 3 тыс. выделение">Издательский или учётно-издательский лист - единица измерения объёма отпечатанного издания (текста и изобразительного материала) и равен тоже как и, авторский 40 тыс. знакам, или 700 строкам стихотворного текста или 3 тыс. выделение">Печатный лист - это единица измерения объёма печатной продукции, которая включает два понятия: физический печатный лист и условный печатный лист. Физический печатный лист - это бумажный лист любого стандартного формата, запечатанного с одной стороны, или его половину, но запечатанную с двух сторон.

Поскольку стандартные бумажные листы отличаются друг от друга по площади, то для определения общего объёма издательской продукции удобнее пользоваться условным печатным листом, приравненным к формату бумажного листа 600 х 900 мм. Тогда приведение любого формата к условным диетам производится по коэффициентам, учитывающим площадь приводимых листов. Так коэффициент перевода для формата 600 х 840 мм будет равен 0,93, а для 700 x 900 - 1,17 и т.д.

Объём газетных изданий, как правило, вычисляется в полосах основного формата газет, т.е. А2 (420 х 595 мм) а также и в печатных листах.

Издание - изделие полиграфического производства, прошедшее редакционно-издательскую обработку, отпечатанное и предназначенное для передачи имеющейся в нем информации.

Тираж - общее число экземпляров конкретного издания.

Экземпляр - каждая отдельная самостоятельная единица данного издания.

Общий тираж - сумма тиражей всей, например, книжной, журнальной и др. продукции, выпущенной издательством за определённый период.

Тетрадь - отпечатанный и сфальцованный бумажный лист. Является единицей измерения объёма работ при выполнении некоторых операций послепечатного процесса. Вариант фальцовки листа определяет порядок размещения полос при выполнении определённых операций допечатного процесса.

Главная задача полиграфии состоит в Переработке информации и её распространении. Однако помимо этой основной задачи продукция полиграфического производства, выполняет и многие другие функции, поэтому ассортимент этой продукции весьма разнообразен. Чёткую классификацию полиграфической продукции разработать весьма сложно прежде всего из-за её разнообразия.

Печатную продукцию условно можно разделить на пять групп с учётом её назначения:

    1) издательская продукция, которая служит в основном средством информации;

    2) этикеточно-упаковочная продукция, являющаяся в основном средством упаковки (этикетки, упаковки и др.);

    3) деловая продукция (различные бланки, техническая документация и многое др.);

    4) специальная продукция (денежные бумажные знаки, акции, свидетельства, почтовые марки, бланки государственных документов и многое др.);

    5) изделия и полуфабрикаты, которые в дальнейшем используются в других отраслях и производствах (обои, оттиски с текстурой различных материалов и многое др.).

Наибольшее распространение из всей продукции полиграфического производства имеет издательская.

В настоящее время издательская продукция имеет достаточно много высококонкурентных различных видов информации (радио, телевидение и многое др.). Однако издательская продукция весьма удобна для использования, имеет большую сохранность, достаточно низкую стоимость размножения, более приемлема для основной массы населения.

Издательскую продукцию можно классифицировать по многим признакам. Однако наиболее общепризнанными являются следующие пять признаков:

    1) по материальной конструкции - издания книжные, журнальные и листовые. К листовым относят: газеты, плакаты;

    2) по знаковой природе информации - издания текстовые, изоиздания, картографические, нотные и др. В общем виде по знаковой природе информации все издания можно свести к трём видам: текстовые (содержат только текст), изобразительные (содержат только изображения) и текстово-изобразительные (включают текст и изображения);

    3) по периодичности издания:

      Периодические издания, выпускаемые через определенный промежуток (неделю, месяц и т.д.), т.е. постоянным для каждого года числом номеров и при этом однотипно оформленных (журналы, газеты);

      Непериодические издания, выпускаемые однократно без предусмотренных их сроков переиздания (книги, брошюры);

      Продолжающиеся издания, выпускаемые через неопределенные промежутки времени по мере накопления материалов (сборники научных трудов и др.);

    4) по целевому назначению и характеру информации - официальные и научные издания, монографии, литературно-художественные издания, учебники, практикумы, энциклопедии, производственные издания.

В разных странах мира полиграфическая промышленность по объему производства в стоимостном выражении составляет от 1 до 12% от объема производства обрабатывающей промышленности.

В развитых странах объем полиграфической промышленности составляет 0,5-4% внутривалового продукта, а в развивающихся он может быть на уровне 20%. В разных странах объем и значение полиграфической промышленности изменяется в широких пределах. Так, например, полиграфическая промышленность США как индустриальная отрасль занимает шестое место, что определяет ее экономическую значимость для страны. Во всем объеме мирового производства полиграфической продукции различные ее виды занимают различный удельный вес. В настоящее время доминирует коммерческая продукция. Распределение мирового объема рынка на отдельные виды продукции характеризуется следующими данными: книги - 7%, газеты - 16%, журналы - 9%, каталоги - 4%, упаковка-этикетка - 18% и рекламно-бланочная продукция - 46%.

Непериодическое печатное издание объемом свыше 48 страниц считается книгой, а издание свыше 4, но не более 48 страниц считают брошюрой. Основу книги составляет книжный блок Б, который заключен в переплетную крышку А. Книги могут выпускаться и в обложках. Книжный блок состоит из нескольких тетрадей или листов, скрепленных между собой в корешке тем или иным способом.

Внешние элементы блока. К числу этих элементов относятся: корешок, форзац, каптал, корешковый материал, обрезы и ленточка-закладка.

Корешок - это левая торцовая сторона блока Б (рис. 1.7, а ), по которому осуществляется скрепление тетрадей или листов книги. В зависимости от вида оформления различают корешки прямые, кругленные и грибообразные.

Форзац - это два четырехстраничных листа бумаги выделение">Каптал К (рис. 1.7, б ) применяется для более прочного соединения тетрадей в блоке, а также как элемент украшения книг среднего и большого объема. Каптал представляет собой тканевую тесьму с утолщенным цветным краем, которым приклеивается к верхнему и нижнему краям обрезанного книжного блока.

Корешковый материал формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook842/files/for4.gif" border="0" align="absmiddle" alt=", что увеличивает прочность скрепления блока с крышкой.

Обрезами называют торцевые стороны (передняя, верхняя и нижняя) книжного блока и для улучшения оформления книги и для предупреждения загрязнения их иногда закрашивают. Передний обрез в зависимости от формы корешка блока может быть прямым или вогнутым.

Ленточка-закладка Л облегчает пользование книгой. Она выполняется из тесьмы, один конец которой прикрепляется к верхней части корешка блока, а сама ленточка вводится внутрь блока и выходит за край нижнего обреза.

Внутренние элементы книжного блока. Помимо страниц основного текста книжный блок может иметь следующие дополнительные элементы:

Титульный лист Т (рис. 1.7 ) - это первая выходная страница книги. В основном применяется одинарный (двухстраничный) титульный лист. На титуле помещаются: название книги, фамилия и инициалы автора, наименование издательства (выпускающей фирмы), место и год издания и некоторые другие сведения.

Иногда применяют титульный лист, состоящий из двух смежных страниц книжного разворота. Это применяют в многотомных, серийных или особо оформленных изданиях. Оформление титульного листа может быть шрифтовым, декоративно-шрифтовым или иллюстрированным.

Шмутцтитул - это страница с незапечатанным оборотом перед титулом, которая защищает его от повреждений. По существу это добавочный титульный лист, на нечетной странице которого размещают крупные заголовки, иллюстрации или различные книжные украшения.

Фронтиспис - это иллюстрация выделение">Начальная или спусковая полоса - это первая полоса книги или ее составных частей (глав, разделов). Текст на ней обычно начинается с некоторым отступом от верхнего края. Это место может заполняться орнаментом или рисунком-заставкой для художественного оформления книги.

Концевая полоса - это последняя полоса книги или раздела, главы. Обычно она не до конца заполнена текстом. На свободной части полосы могут быть помещены концовка в виде украшения или рисунка.

Все остальные полосы являются рядовыми и могут содержать только текст или изображение или быть тексто-изобразительными.

Кроме основных элементов на полосах размещаются и дополнительные справочные элементы: колонцифры, колонтитул, сигнатура и нормы.

Колонцифра определяет порядковый номер страницы и может находиться посредине или сбоку нижнего или верхнего поля страницы.

Колонтитул - это строка, помещаемая на верхнем (или нижнем) поле полосы, с названием раздела или темы книги. Она облегчает пользование книгой читателю.

Сигнатура - цифра, которая определяет порядковый номер тетради в книжном блоке. Рядом с сигнатурой печатается норма - строка текста с фамилией автора или краткое название книги. Эти элементы необходимы для правильного комплектования тетрадей в книжном блоке и помещаются они на первой странице нижнего поля каждой тетради.

Вокруг полосы находятся незапечатанные поля, которые улучшают удобочитаемость книги и предохраняют края текста и изображения от повреждений. Размеры полей определяются вариантом оформления книги.

Журнал представляет собой один из видов периодических изданий. Журналы весьма разнообразны по своему читательскому назначению. Большая часть журналов рассчитана на широкий круг читателей, но выпускаются и специальные научные и производственные журналы, рассчитанные на профессионального читателя. В настоящее время значительный объем занимают рекламные журналы. От книги журнал отличается периодичностью и оперативностью изготовления, широкой тематикой и разнообразием статей, а также высокохудожественным оформлением. В общем случае журналы между собой отличаются целевым назначением, периодичностью, специализацией, объемом, оформлением, конструкцией и другими признаками. В отличие от книг затраты на выпуск журналов частично компенсируется за счет поступлений от рекламы. Журналы имеют короткий срок использования.

Многие журналы имеют большие тиражи и их производство существенно отличается от технологии изготовления книг. Как правило, журнал представляет собой сфальцованные тетради, скрепленные шитьем проволокой или клеевым способом и покрытые обложкой. Тираж журнала определяет вариант печати и, как правило, применяют листовые или рулонные офсетные машины. В случае массовых тиражей экономически целесообразно применять машины глубокой печати.

Большой формат журналов требует иной конструкции полос. Текст на полосе располагается в несколько колонок, спусковые и концевые полосы отсутствуют, а внешние и внутренние стороны обложки запечатываются текстовым и изобразительным материалом.

Иллюстрации на страницах могут размещаться под «обрез».

Газеты - периодические листовые издания, содержащие оперативную информацию, официальные материалы, статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам. В газетах может быть размещена реклама, включены литературные произведения и многое другое. Кроме того могут выпускаться газеты чисто рекламного содержания. Газеты обычно состоят из отдельных листов большого формата, подобранных в комплект. Газеты выпускаются в строго установленные дни недели и время суток. Объем газет изменяется весьма в широком диапазоне. В Российской Федерации газеты выпускаются трех форматов: А2 (основной), равный 420 x 594 мм, A3 - половина А2, равный 297 х 420 мм и А4 - четверть А2, равный 210 х 297 мм. В отличие от книг для каждого формата газеты установлен только один формат полосы. Так, например, для газет А2 формат полосы равен 21,5 x 30,5 кв, т.е. 387 x 549 мм. Полоса газеты состоит, как правило, из текста и изображений. Текст на полосе располагается в виде колонок, число которых зависит от формата газеты (от четырех до восьми). Наиболее применяемый формат строк - от 2,5 до 4 кв. Газета отличается большим разнообразием заголовков и рубрик, набираемых различными по рисунку и размеру шрифтами.

Для печати газет применяют ротационные высокопроизводительные газетные комплексы, которые обеспечивают оперативность выпуска газеты с обеспечением хороших показателей по экономичности. В настоящее время газетные комплексы обеспечивают и многокрасочную печать газет с хорошими экономическими показателями. Рекламная часть газеты покрывает значительную стоимость выпуска газеты, что позволяет снизить цену ее экземпляра для читателя и делает ее доступной для значительной массы населения. Самыми значимыми категориями газет являются ежедневные и еженедельные.

Брошюра - это непериодическое издание, объемом от 5 до 48 страниц, в мягкой обложке, в виде сброшюрованных и скрепленных листов печатного материала.

Брошюры в настоящее время широко применяются для издания проспектов, описаний и различной потребительской продукции. Объем брошюр небольшой и издаются они весьма малыми тиражами. Однако к отдельным видам брошюр, особенно ориентированных на рекламу, предъявляются весьма высокие требования к качеству исполнения. Большинство брошюр выпускается многокрасочными и поставляется в виде сфальцованных листов или скрепленных тетрадей. Расходы по изготовлению брошюр компенсируют непосредственно заказчики.

Прочая печатная продукция в основном объеме относится к упаковке и различного вида рекламной продукции. Упаковка может быть изготовлена из различных материалов: бумаги, картона, металла, пластмассы и др. Печать на упаковке выполняется всеми известными способами, и выбор вида печати в основном определяется используемым материалом для упаковки.

Электронные средства информации получили широкое применение в конце XX века и имеют большое значение в области распространения информации. В 1995 году на рынке печатных и электронных средств информации последние занимали нишу объемом в 30%. Тенденции последних лет показывают, что электронные средства информации имеют устойчивый рост на уровне 9% в год, а печатные средства имеют рост на уровне 3% в год. В итоге к 2010 г. объем услуг печатных и электронных средств информации сравняется. Интенсивное внедрение электронных средств информации обеспечивается за счет мощного использования компьютерных технологий и Интернета. Высокая оперативность и возможность получения большого объема информации по любому вопросу выгодно отличает электронные средства информации от печатных. Привычные для всех нас радио и телевидение, новые формы видео- и аудиоинформации с применением компакт-дисков (CD-ROM и DVD-ROM) существенно расширяют объем электронных средств информации.

Технологические, технические и оформительские возможности электронных средств информации весьма велики. Традиционная запись обычного фильма, записанного на пленке, может быть преобразована в видеофильм. Любая книга может быть представлена также в электронном варианте. Информация в виде веб-страницы при помощи компьютера может представляться как в реальном, так и виртуальном пространстве.

Электронные средства информации могут распространяться как на долговременных носителях информации (CD-ROM, видеофильм, аудиозапись), так и в условиях реального времени (передача концерта, театральных постановок и др.).

Выводными устройствами могут быть мониторы компьютеров, телевизионные экраны, различного типа проекционные устройства, аудиовоспроизводящие системы и др. Безусловно, так же необходимо специальное программное обеспечение.

Мультимедиа - это компьютерно-ориентированные методы представления информации при помощи совокупности разных составляющих: текст, изображение, анимация, графика, видео-, аудио- и др. Как наиболее доступный пример - это книга с прилагаемым CD-ROM.

В мультимедиа информация представляется в комплексном виде и с одновременным применением нескольких каналов ее создания.

Лазерный диск CD-ROM не всегда может быть мультимедийным продуктом. Сам по себе CD-ROM представляет только средство, которое может нести различную информацию (текст, звук, видео и т.п.). CD-ROM становится мультимедийным продуктом только тогда, когда на нем комбинируются текст, звук и анимации. Различные виды информации в Интернете становятся мультимедийным продуктом только после того, как они будут связаны вместе. Обобщенная структура производства электронных, печатных средств информации и мультимедийных продуктов представлена на рис. 1.8

Широкое распространение получает процесс Computer to Plate, так как обладает высоким уровнем автоматизации, весьма оперативен, обеспечивает высокое качество печати и по экономическим показателям приближается к процессу Computer to Film.

При таком способе сама печатная форма подвергается экспонированию, и изготовление цветного оттиска осуществляется в 6 этапов, включая печать.

Наиболее оперативным способом является Computer to Press. Он осуществляется в 4 этапа благодаря применению цифровой техники. В этом способе электронная информация непосредственно передается на печатную форму, которая находится в печатной машине.

При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати), послепечатные процессы.

Рассмотрим, как эти процессы изменялись с течением времени.

Набор. Начиная с древних времен (Китай, VIII в. н. э.) и доXVвека набор осуществлялся вырезанием в каменных плитах (литография) или в деревянных досках (ксилография) полного текста страницы, включая и изобразительное оформление. Способ этот был трудоемким. Плиты и доски быстро приходили в негодность, в связи с чем нужно было их возобновлять.

С изобретением И. Гуттенбергом отдельных литер изменился характер набора - теперь отпадал трудоемкий процесс вырезания текста в камне или дереве. Литеры были металлическими, поэтому они могли выдержать печать большого тиража. Принципиально этот процесс не изменился с изобретением линотипа. Текст, предварительно отпечатанный на пишущей машинке, снова набирался с клавиатуры линотипа и превращался в отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной поверхностью. Затем эти металлические строки вставлялись в т. н. кассы, и таким образом получался образ целой страницы.

Появление компьютеров в корне изменило процесс набора. Хотя он и осуществляется с клавиатуры так же, как и при помощи линотипа, дальнейшая судьба набранного текста существенно отличается.

Воспроизведение изобразительных материалов. Использование изобразительных материалов, по-видимому, началось лишь в раннем средневековье. Да и то это были в основном буквицы, узорные заставки. Они вырезались в камне или в дереве одновременно с текстом.

С изобретением И. Гуттенбергом печатного станка ввод изобразительных материалов принял форму изготовления клише. В дальнейшем принципиально эта форма не менялась, менялись только технологии изготовления клише. Их вырезали на металлических пластинах на копировальных станках по типу токарного, изготавливали фотохимиографическим способом с дальнейшим тиражированием (пластмассовые клише).

Компьютерные технологии позволили отказаться от клише. Сегодня изобразительные материалы, будь то элементы оформления страницы, штриховые, черно-белые или цветные фотографии, помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.

Макетирование. В докомпьютерную эпоху процессымакетирования иверстки были разделены. Макетирование - это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

Макетирование происходило в редакции.

Верстка - это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процессверстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессоммакетирования .

Перенос изображения на бумагу (печатание). По определению печатание - это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал, как правило, на бумагу.

Полиграфическое исполнение издания - изготовление материального объекта с использованием ряда полиграфических процессов: допечатных, печатных (способ высокой, плоской, глубокой или трафаретной печати), брошюровочно-переплетных и отделочных. Уровень полиграфического исполнения издания во многом определяет его качество.

Печатная краска - это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.

Печатная форма - это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено, как правило, на бумагу.

Печатающие элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или на промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.

Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску и, следовательно, в процессе печатания не передают элементы изображения на бумагу.

Чем резче и четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания (разрушения) этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.

В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный.

Послепечатные процессы. Сюда относятсяброшюровочные процессы -сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы - лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).

Контрольные вопросы:

    Что изобрел китайский ремесленник Би Шен?

    Кто придумал первый печатный станок?

    Кто впервые начал печатать славянские книги кириллическим алфавитом?

    Чем прославился Иван Федоров?

    Что такое литография?

    Что такое ксилография?

    Что такое инкунабула?

    Кто изобрел линотип?

    Для чего предназначен линотип?

    Чем отличаются процессы макетирования и верстки?

    Что такое печатная форма?

    Что включают в себя послепечатные процессы?

  • Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации (Документ)
  • Засурский Я.Н. (ред.) Техника дезинформации и обмана (Документ)
  • Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (Документ)
  • Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации (Документ)
  • Bignell Jonathan. Postmodern media culture (Документ)
  • Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации (Документ)
  • Презентация - Факты о курении (Реферат)
  • Рашкофф Д. Медиавирус (Документ)
  • n1.doc

    Основные этапы полиграфического производства

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).
    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.
    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Вопросы для повторения к первой теме

    1. Основные этапы становления полиграфической техники и технологии.

    2. Способы современной печати.

    3. Системы крупно- и среднетиражной печати.

    4. Системы малотиражной печати.

    5. Основные этапы полиграфического производства.

    Тема II
    ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

    Становление фотографической техники и технологии

    Фотография – это теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах – галогенсеребряных (AgHal) и несеребряных.

    Первоначально фотография возникла как способ фиксации портретных или создание натурных изображений, который занимал намного меньше времени, чем написание картины художником. Появление кино и цветной фотографии значительно увеличило ее возможности, и в ХХ веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования. Разнообразие задач, решаемых с помощью фотографии, позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

    Широкое применение фотографии в жизни человека определяет и ее многоплановость. Различают фотографию черно - белую и цветную, художественную и научно - техническую (аэрофотография, микрофотография, рентгеновская, инфракрасная и др.), плоскостную и объёмную. Понятно, что любое фотографическое изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической фотографии) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной фотографии является голография: здесь способ записи оптической информации иной, чем в обычной фотографии.

    Истоки фотографии восходят к концу XV века, когда художники, в том числе и Леонардо да Винчи, использовали камеру - обскуру для проектирования изображения на бумагу или холст, которое затем зарисовывали.

    Фотография же в собственном смысле слова возникла намного позже. Прошло более трехсот лет, прежде чем появились сведения о светочувствительности некоторых веществ и возникли приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах под действием света. В числе первых светочувствительных веществ в XVIII веке были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 году Т. Уэджвуд в Великобритании получил изображение на слое азотнокислого серебра (AgNO 3), но не смог его закрепить.

    Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Д.Ф. Араго (1786 – 1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л.Ж.М. Дагером (1787 – 1851) практически приемлемого способа фотографии, названного им дагеротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж.Н. Ньепса (1765 – 1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Так, первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры - обскуры, был получен им в еще 1826 году. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. В 1827 году он направил в Британское Королевское общество «Записку по гелиографии», в которой сообщал о своем изобретении, и образцы своих работ. В 1829 году Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс - Дагер» для совместной работы над усовершенствованием их способа. Дагер, продолжая разработки Ньепса, открыл в 1835 году способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 году уже зафиксировал видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

    Расцвет дагеротипии относится к 40 - 60 - м годам XIX века. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный У.Г.Ф. Талбот (1800 – 1877). К фотографическим опытам он приступил в 1834 году и в 1835 году получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 году. В январе 1839 года, узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла
    21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование.

    Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве фотослоя. В остальной технологии способы сильно различались: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив,
    с помощью которого можно было делать любое число отпечатков. Т.е. способ Талбота, представляющий двухстепенную негативно - позитивную последовательность процесса, стал прототипом современной фотографии.

    Во времена Ньепса, Дагера и Талбота еще не было термина «фотография». Это понятие получило право на существование только в 1878 году, когда было внесено в «Словарь Французской академии». Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые использован англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 году. Однако существует и иное мнение: впервые этот термин был использован немецким астрономом Иоганном фон Мадлером (25 февраля 1839 года.).

    Наряду с разработкой химико - фотографических процессов Дагер, Талбот и другие ученые работали над созданием и развитием фотографических аппаратов. Первые фотокамеры, разработанные ими, имели значительные размеры и массу. Так, камера Л.Ж.М. Дагера весила более 50 кг. Ф. Талбот, применяя объективы с более коротким фокусным расстоянием, смог изготовить камеры меньших размеров. Француз А. Селье в 1839 году сконструировал фотокамеру со складывающимся мехом, а также штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент, укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа.

    В 1841 году в Германии П.В.Ф. Фойхтлендер изготовил первую металлическую фотокамеру, оснащённую светосильным объективом И. Петцваля. Таким образом, конструкция большинства фотоаппаратов того периода представляла собой бокс - камеру, состоявшую из ящика с тубусом, в который был встроен объектив (фокусировка производилась выдвижением объектива), или камеру, состоявшую из двух ящиков, перемещавшихся один относительно другого (объектив устанавливался на передней стенке одного из ящиков). Дальнейшая эволюция фототехники для съёмок была связана с широким интересом к фотографии, что привело к разработке более лёгкого и транспортабельного фотоаппарата, получившего название дорожного, а также фотокамер разных типов и конструкций.

    Одновременно с модернизацией и совершенствованием фотографической техники шло развитие и химической технологии фотографии. Дагеротипия и талботипия уходят в прошлое. В 60 - 70 - х годах XIX века получает широкое распространение мокрый коллодионный процесс, который был предложен в 1851 году английским скульптором Ф.С. Арчером (1813 – 1857). Суть его состояла в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Однако малая светочувствительность фотослоя, необходимость приготовления его непосредственно перед съёмкой, а также то, что такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, являлись существенными недостатками метода, к тому же применение его ограничивалось портретными работами в павильонах.

    Активные разработки по повышению светочувствительности и созданию сухих фотослоев привели к появлению сухих броможелатиновых пластинок. Это открытие сделал английский врач Р.Л. Мэддокс (1816 – 1902), опубликовавший в 1871 году статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего компонента для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на два этапа: изготовление фотослоев и использование готовых фотоматериалов для получения негативных и позитивных изображений.

    80 - е годы стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значительной мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла шесть часов, дагеротипии – тридцать минут, калотипии – три минуты, мокром коллодионном процессе – десять секунд, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 секунды.

    Важную роль в развитии фотографии на галогенсеребряных фотослоях сыграло открытие в 1873 году немецким учёным Г. Фогелем (1834 – 1898) оптической сенсибилизации (от лат. sensibilis – чувствительный ). Он установил, что расширение спектральной области чувствительности слоев можно достичь введением в них красителей, поглощающих свет более длинных волн, чем галогениды серебра, которые избирательно чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам, т.е. коротковолновым лучам. Фогель показал, что добавление в эмульсию жёлто - красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам. Спектральная сенсибилизация позволила не только улучшить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. Таким образом, к концу XIX века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластичной, лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

    Американский фотолюбитель Г.В. Гудвин (182 – 1900) стал изобретателем фотоплёнки. В 1887 году подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Создание фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854 – 1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически. Это изобретение имело очень большое будущее. Так,
    к 70 - м годам ХХ века около 90% всех выпускаемых AgHal - фотоматериалов составляли фотоплёнки. В современном ассортименте фотоматериалов плёнки обычно являются негативными, бумаги – позитивными.

    В современной фотографии распространение получил также и вариант черно - белой фотографии на AgHal - слое, основанный на процессе с «диффузионным переносом». В нашей стране этот процесс реализован в фотосистеме «Момент», за рубежом такие системы впервые разработала фирма «Поляроид» (США). Система включает крупноформатную (размер кадра 9 х 12 см) камеру, негативную AgHal - фотоплёнку, обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования, и приёмный, позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному слою при той же перемотке. Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.

    Особую группу процессов на AgHal - фотослоях составляют процессы цветной фотографии. Их первоначальные этапы те же, что и в черно - белой фотографии, включая возникновение скрытого изображения и его проявление. Однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количество которых на каждом участке фотослоя контролируются проявленным серебром, само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в черно - белой фотографии, здесь существуют как раздельный негативно - позитивный процесс с печатью позитивов либо на специальной цветной фотобумаге, либо на плёнке, так и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фото-
    материалах.

    Цветная фотография стала крупным шагом в развитии фотографических технологий. Первым, кто еще в1861 году указал на возможность применения цветовоспроизведения в фотографии, был английский физик
    Дж. К. Максвелл. Опираясь на трёхкомпонентную теорию цветового зрения, он предложил получать тот или иной заданный цвет. Согласно Максвеллу, любая многоцветная картинка может быть подвергнута цветоделению на синий, зелёный и красный диапазоны видимого спектра. Затем аддитивным синтезом указанные лучи могли быть спроецированы на экран. Результаты проведенных экспериментов показали, что, например, свет с преобладанием синих и зелёных лучей образует на экране голубой цвет, синих и красных – пурпурный, зелёных и красных – жёлтый, синие, зелёные и красные лучи равной интенсивности при смешении дают белый цвет.

    Цветоделение и аддитивный синтез (по Максвеллу) осуществлялись следующим образом. Объект снимали на три черно - белых негатива через синее, зелёное и красное стекло. Затем печатали на прозрачной основе черно - белые позитивы и пропускали через эти позитивы лучи того же цвета, что и применявшиеся при съёмке светофильтры, проецировали на экран три частичных (одноцветных) изображения, совмещением которых по контуру получали цветное изображение объекта съёмки. Аддитивные процессы нашли некоторое применение, например в первых вариантах цветного кино. Однако из-за громоздкости съёмочных и проекционных камер и сложности совмещения частичных изображений они постепенно утратили практическое значение.

    Более удобным оказался так называемый растровый метод. Окрашенные в синий, зелёный и красный цвета зёрна крахмала наносились на растры, которые располагались между стеклом или плёнкой и светочувствительным слоем. При съёмке окрашенные элементы растра служили цветоделящими микросветофильтрами, а в позитивном изображении, полученном путём обращения, – элементами цветовоспроизведения. Первые растровые фотоматериалы, так называемые автохромные пластинки, были выпущены в 1907 году фирмой «Люмьер» (Франция). Однако из - за плохой резкости полученных изображений, недостаточной яркости растровая цветная фотография уже
    в 30 - е годы ХХ века уступила место методам, основанным на так называемом субтрактивном принципе синтеза цвета.

    В этих методах используется тот же, что и в аддитивных процессах, принцип цветоделения, а цветовоспроизведение осуществляется вычитанием из белого света основных цветов. Это достигается смешением на белой или прозрачной основе различных количеств красителей, цвета которых являются дополнительными к основным – соответственно жёлтого, пурпурного, голубого. Так, смешением пурпурного и голубого красителей получают синий цвет (пурпурный из белого цвета вычитает зелёный цвет, а голубой – красный), жёлтого и пурпурного красителей – красный цвет, голубого и жёлтого – зелёный. Смешением равных количеств всех трех красителей получают чёрный цвет. Впервые (1868–1869) субтрактивный синтез цвета осуществил французский изобретатель Л. Дюко дю Орон.

    Наибольшее распространение в современной любительской и профессиональной кино - и фотосъёмке и цветной печати получили субтрактивные процессы на многослойных цветофотографических материалах. Первые такие материалы были выпущены в 1935 году американской фирмой «Истмен Кодак» и в 1938 году германской фирмой «Агфа». Цветоделение в них достигалось путём избирательного поглощения основных цветов тремя галогенсеребряными светочувствительными слоями, размещенными на единой основе, а цветное изображение – в результате так называемого цветного проявления с использованием органических красителей, основы которого были заложены немецкими химиками Б. Гомолька и Р. Фишером в 1907 и 1912 гг., соответственно.

    Цветное проявление осуществляется с помощью специальных проявителей на основе цветных проявляющих веществ, которые в отличие от черно - белых проявляющих веществ, не только превращают галогенид серебра в металлическое серебро, но и участвуют вместе с присутствующими в эмульсионных слоях цветными компонентами в образовании органических красителей.

    Наряду с широким распространением «серебряных» фотоматериалов
    в фотопроизводстве применяют и бессеребряные технологии, которые основаны на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. В них используют фотохимические процессы в веществе, растворённом в связующей среде, фотоэлектрические процессы на поверхности тонкого слоя электризованного полупроводника, фотохимические процессы непосредственно в полимерных плёнках и тонких поликристаллических слоях.

    Достоинством бессеребряных фотоматериалов является одно- или двухстадийная обработка, короткое время получения на них изображения, высокая разрешающая способность, дешевизна (в 4 раза дешевле черно - белых галогенидосеребряных). К недостаткам бессеребряных материалов относят низкую светочувствительность по сравнению с галогенидосеребряными фотоматериалами. Большинство из них чувствительны к свету только
    в УФ - области спектра, они плохо передают полутона. По этой причине они не применяются для прямой фотосъёмки, на них невозможно или трудно получать цветные изображения. Тем не менее бессеребряные фотоматериалы используются при микрофильмировании, копировании и размножении документов, отображении информации и других областях.

    Таким образом, последовательность действий при получении фотографии включает несколько стадий. Первая стадия состоит в создании на поверхности светочувствительного слоя распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу. Под действием света в светочувствительном слое происходят химические или физические изменения, различные по силе в разных его участках. Интенсивность этих проявлений определяется экспозицией, действовавшей на каждый участок светочувствительного слоя. Вторая стадия связана с усилением произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором. На третьей стадии происходит стабилизация возникших или усиленных изменений, которая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для просмотра, анализа, извлечения информации из полученного изображения.

    Имеющиеся оценки значения и роли печатных средств информации подтверждают возрастающий спрос на них в мире. Например, в американском журнале «Time» на рубеже тысячелетий особо подчеркивается открытие и использование книгопечатания в его социокультурном значении, а вклад Иоганна Гутенберга в печатное дело считается одним из самых важных изобретений прошедшего тысячелетия. В настоящее время наступила эпоха электронных средств информации, однако печатная продукция не теряет своего значения. Например, на печатные средства информации – книги, брошюры, журналы и газеты – семейном бюджете в Германии в зависимости от уровня образования, дохода и т.д. в 1997 г. ежемесячно тратилось от 40 до 110 нем. марок. Рынок печатной продукции в мире сегодня многообразен. Наибольшим спросом пользуются коммерческая продукция и периодические издания. Они отличаются друг от друга периодичностью выпуска, что определяет и производственный процесс полиграфических предприятий. Типографии специализируются в разных сегментах рынка печатной продукции. Коммерческая продукция – это печатная продукция, выходящая непериодически (например, каталоги, брошюры, листовки, визитные карточки). Периодика, напротив, это печатные издания, выпускающиеся через определенные интервалы времени (например, газеты и журналы, включая иллюстрированные). Обычные заказчики периодики в полиграфии – издательства и редакции. Рис. 1.1-1 и 1.1-2 наглядно показывают многообразие печатных средств информации. Еще одним способом классификации печатной продукции является ее разделение на специальные товарные группы. Далее кратко описываются отдельные группы печатной продукции.

    Книги

    Изобретение Гутенберга и его первые печатные издания в середине XVвека, основанные на изготовлении печатных форм, составляемых (набираемых) из отдельных шрифтовых знаков, вызвали революцию в производстве книг. Это

    содействовало развитию образования, культуры и увеличению степени доступности информации для населения по сравнению с ранее существовавшими рукописными книгами. Благодаря этому неграмотность в последующие века отошла на задний план. Открытие Гутенберга способствовало повышению красочности печатной продукции. На протяжении более 500 лет после изобретения Гутенберга доминирующим способом

    печати при из готовлении книг оставалась высокая печать. Только в 70-е годы XX века широкое распространение получили фотонабор и офсетная печать. Книга стала отно сительно недорогим средством информации не только из-за рациональных способов ее изготовления, но и благодаря наличию дешевой бумаги. Для изготовления печатной книги стали использоваться не только наборные, но и иллюстрационные формы. Произошла трансформация шрифтов, имитирующих рукописные буквы, в шрифт, созданный с учетом эстетических требований, удобочитаемости, начерта ния, ассортимента и т.д. Количество новых названий издаваемых ежегод но книг постоянно увеличивается. Сегодня, в эпоху электронных средств информации, ежегодный объем выпуска книжной продукции в Германии достиг 80 000 названий в год. Германия – одна из крупней ших стран – производителей книг в мире. В 1997 г. большее количество названий выпускали только Китай и Великобритания (рис.13.3-8).В 1998 г. совокупный тираж книг в Германии превысил 500 млн. экземпляров общей стоимостью свыше 3,5 млрд. евро. С одной стороны, книжный рынок опирается на востребованность книги, с другой стороны, на соответствующее
    полиграфическое исполнение, будь то ценные тома c шитьем нитками и в кожаном переплете с «золотым» обрезом или простые, скрепленные клеем,дешевые издания. В книжном ассортименте есть как однокрасочные издания, так и высококачественные альбомы с цветными репродукциями. В настоящее время в Германии велик по объему выпуска не только книжный рынок, но и рынок других печатных изданий, например, журналов, в том числе иллюстрированных, газет, брошюр и т.д.

    Журналы

    Ассортимент журнальной продукции большей частью состоит из периодических изданий. Это специальные научные и производственные журналы, журнальные издания для широкого круга читателей, иллюстрированные ежемесячные рекламные журналы др. Специальные журналы охватывают ограничен ную область знаний, интересующую малый круг читателей. В противоположность книгам затраты на выпуск журналов покрывают не только покупатели. Зачастую, более половины стоимости издания компенсируется за счет поступлений от рекламы. Журналы, равно как и книги, выпускаются большей частью издательскими структурами. Но в противоположность книгам они имеют более короткий срок использования. Это объясняется как особенностями их содержания, так и периодичностью выпуска. В связи с ограниченным сроком использования и отличающимся от книг содержанием, журналы имеют иную внешнюю форму. Производство журналов, имеющих большие тиражи, сильно отличается от технологии изготовления книг. Они представляют собой сфальцованные тетради, скрепленные клеевым способом или шитьем проволокой, и крытые мягкой обложкой. В зависимости от тиража журналы печатаются на листовых или рулонных офсетных машинах. Для изготовления журналов массовыми тиражами часто применяются рулонные машины глубокой печати и другая соответствующая техника.

    Газеты

    Одним из самых значимых средств информации сегодня является газета. Первые газеты появились в Европе в начале XVII века. Предшественниками газеты были листовки, выпускавшиеся в XVI веке. Большинство газет издаются ежедневно большими тиражами. Некоторые газеты печатаются в утреннее и вечернее время с целью повышения актуальности их содержания. Самыми значимыми категориями газет являются ежедневные и еженедельные.Внешне газеты существенно отличаются от жур-
    налов. Газеты обычно состоят из самостоятельных листов большого формата, подобранных в комплект. В этом случае газета имеет несколько различных по содержанию частей. Газеты изготовляются на специальных печатных машинах. Это ротационные высокопроизводительные газетные комплексы, которые обеспечивают экономичность выпуска изданий на газетной бумаге. Классической газетной печатью была черно-белая. Современные рулонные печатные машины позволяют обес
    печить экономичную многокрасочную печать. Благодаря этому внешний вид газеты соответствует современным визуальным привычкам читателя (цветные фотографии, телевидение). Размещаемая в газетах красочная реклама также отвечает требованиям заказчиков. Так как рекламные приложения и объявления покрывают большую часть стоимости выпуска газеты, цена ее экземпляра для конечного пользователя становится относительно низкой.

    Брошюры

    В настоящее время выпускается множество проспектов, описаний и другой небольшого объема различной потребительской продукции. Такого рода печатные издания называются брошюрами. В отличие от журналов и газет они не издаются периодически. Другое существенное отличие брошюр от газет и журналов – это весьма низкий тираж. Брошюры большей частью выпускаются многокрасочными и поставляются в виде сфальцованных листов или скрепленных тетрадей. Брошюры пред
    ставляют продукцию более высокого качества, чем газеты. Они служат большей частью для представления фирмы или продукта на рынке. Расходы по изготовлению брошюр обычно несут не читатели, а заказчики тиражей.

    Список работ, которые необходимо выполнить до того момента, как Ваш заказ отправится на печать, во многом зависит от степени готовности предоставленных нам материалов.

    Как при проведении процесса печати, так и при подготовке к этому процессу, очень важен профессиональный и ответственный подход. Наиболее оптимальный вариант изготовления печатного изделия -заказывать дизайн, допечатную подготовку и печать в одной компании. В этом случае специалисты компании-изготовителя могут и должны отвечать за результат на всех этапах подготовки изделия, а также за качество конечного продукта печати. К сожалению, так случается нечасто. Обычно приносят уже готовый макет изделия, который специалистам по допечатной подготовке приходится дорабатывать и приспосабливать к особенностям конкретного производства. Однако, в любом случае мы идем навстречу пожеланиям заказчика: готовим к выпуску изделии , удовлетворяющие самым разным их требованиям, оптимизируем уже имеющиеся макеты для создания печатного продукта.

    Любая печатная продукция готовится в три этапа:

    1) Допечатная подготовка , включая изготовление печатных форм - все эти операции, связаны с компьютерной обработкой изображения, изготовлением фотоформ (пленок) и, собственно, печатных форм (клише, пластин, трафаретов).

    2) Печать тиража . Это основной этап изготовления печатной продукции. Основными способами печати на данный момент являются и . Для изготовления упаковки и этикетки используется способ флексографии. Существуют также и другие способы печати, каждый из которых предназначен для решения определенного класса задач. Но здесь мы остановимся только на двух основных способах печати.

    Оперативная полиграфия незаменима при изготовлении печатной продукции до 1000 экземпляров. В этом случае Вы сэкономите не только время, но и деньги. Пользуясь услугами оперативной полиграфии, можно распечатать бланки, листовки, буклеты, каталоги, брошюры, открытки, календари, наклейки, плакаты, визитки и т.д., то есть все, что не только поможет в работе, но и будет рекламировать вашу деятельность.

    При печати больших тиражей более экономичным является офсетный способ печати . Офсетный способ печати, как никакой другой, обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции.

    3) Послепечатная обработка и отделка . Послепечатная обработка включает в себя: брошюровку, фальцовку, биговку, переплетные работы, высечку и др. Послепечатная обработка включает также специальные отделочные работы, направленные на улучшение внешнего вида готового продукта печати: , склейка, и др. Отделочные работы придадут Вашей печатной продукции индивидуальность и неповторимость.


    Поделиться