«Чёрная акула»: история легендарного российского вертолёта. Слава и забвение вертолета "черная акула" с максимальной высотой полета Где производят вертолеты черная акула


Среди хардкорных и наиболее реалистичных авиасимуляторов боевых вертолётов одним из самых известных для большинства игроков является компьютерная игра Ка-50 Чёрная акула скачать бесплатно , созданная в 2008 году компанией Eagle Dynamics. В данной игре геймерам предстоит принять участие в гипотетическом военном конфликте, произошедшем на территории Северного Кавказа.

При создании игры Ka-50 Black Shark скачать её разработчики, как и создатели , в первую очередь делали основной упор на физический реализм поведения винтокрылой машины Ка 50 во время воздушного полёта и боевого применения этого вертолёта в условиях реальных военных действий. Помимо вертолёта Ка 50 в данной игре можно повстречать и различные модели самолётов, танков, бронемашин и кораблей, как российского производства, так и производства стран НАТО, которые, кстати, будут управляться весьма проработанным компьютерным ИИ. Также в игре присутствует и пехота, выполняющая вспомогательную роль поддержки для различных видов техники. Во время своих боевых вылетов игроки смогут побывать кроме Кавказа также и на черноморском побережье России, на территории Грузии или даже на севере Турции. Поэтому неудивительно, что суммарный размер всех игровых локаций и прилегающих к ним территорий будет превышать 320 тысяч квадратных километров.

Также одной из отличительных особенностей игры Ка-50 Чёрная акула бесплатно скачать от многих других симуляторов авиатехники вроде является непосредственное участие сотрудников ОКБ «Камов» при создании игры Ka50 , и дальнейшее тестирование игры в качестве авиатренажёра настоящими лётчиками из Военно-воздушной академии имени Гагарина. Так что в итоге игра скачать Ka-50 Black Shark - Чёрная акула , как видите, стала весьма достойным представителем в целой серии авиасимуляторов Digital Combat Simulator, созданных на очень высоком уровне реализма с правдоподобным игровым процессом.

видео из игры:



картинки из игры:


Особенности:
- полная версия игры с установленным патчем версии 1.02
- реалистичная физика и модель поведения вертолёта в воздухе
- продолжительные миссии
- продуманное и подробное управление
- неплохая трёхмерная графика

Атрибуты:
Год создания: 2008
Жанр: Хардкорный авиасимулятор вертолёта
Разработка: Компания Eagle Dynamics
Издательство: Компания 1C
Вид издания: Пиратка
Текст и звук: Русские
Версия: 1.02
Активация: Не нужна
Размер: 2435 Мб (2,38 Гб)

Требования к ПК:
Система: Windows от XP SP2 и до 8
Процессор: одноядерный от 2 ГГц
Память ОЗУ: минимум 1 Гб
Видеокарта: от 256 Мб памяти
Жёсткий диск: до 6 Гб места

Скачать бесплатно игру Ка-50 Чёрная акула / Ka-50 Black Shark


Скачать игру с помощью MediaGet

Скачать Ка-50 Чёрная акула / Ka-50 Black Shark через торрент

Пожалуйста подождите!
Поиск торрентов...

Чтобы скачать торрент файл необходимо включить JavaScript в браузере!

Рекомендуем скачать игру Ка-50 Чёрная акула / Ka-50 Black Shark через торрент бесплатно на компьютер в один клик без регистрации. Выберите в таблице русскую версию игры и нажмите на зеленую кнопку. Помните, чем больше число качающих и раздающих, тем быстрее скорость скачивания. Имейте в виду, чтобы качать через торрент необходима программа торрент клиент, например uTorrent. Если у вас еще нет такого софта - установите, или просто скачивайте игру с файлообменника напрямую.

Как скачать бесплатно Ка-50 Чёрная акула / Ka-50 Black Shark?

Лучший способ скачать без торрента Ка-50 Чёрная акула / Ka-50 Black Shark бесплатно - скачать по прямой ссылке без вирусов с безопасных файлообменников. Таких как: Unibytes, DepositFiles. Принцип работы у всех один - в 4 действия. 1 Перейти на страницу файла; 2 Выбрать обычное скачивание, отказавшись от «Премиум» доступа(нет, спасибо); 3 Подождать обратный отсчет времени; 4 Ввести капчу(символы с картинки) и получить прямую ссылку на файл с сервера. Порядок этих шагов отличается от сервиса к сервису, главное читать дальнейшие подсказки. После этих несложных операций сможете установить игру на ПК и она будет работать без багов и тормозов даже на Windows 10. Если все же не получается скачать, жмите на кнопку «Как скачать?», где найдете подробный видео обзор по каждому конкретному файлообменнику.

Как скачать

Не нажимай


История

Незаметно прошло 30 лет с момента первого полета одной из уникальных в мировой авиации винтокрылых машин - ударного боевого вертолета Ка-50 разработки КБ Камова. К сожалению, СМИ (в том числе и профильные авиационные издания) несколько подзабыли об этом событии, как и о машине. Мы взяли на себя смелость восполнить данный пробел.

Начало практического этапа конкурса на перспективный боевой вертолет было определено в августе 1980 г. решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Им задавалась постройка двух пар опытно-экспериментальных экземпляров В-80 и Ми-28, предназначенных для проведения сравнительных испытаний. В том же году было оформлено единое тактико-техническое задание Министерства обороны на эти машины.

17 июня 1982 года летчик-испытатель Николай Бездетнов впервые поднял в воздух прототип Ка-50 - В-80 и выполнил на нем висение, а 23 июля 1982 года опытный вертолет совершил первый полет по кругу.

К чести конструкторов КБ Камова, в жесткой конкурентной борьбе их винтокрылая боевая машина выиграла конкурс.

14 декабря 1987 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определявшее порядок и сроки завершения создания одноместного боевого вертолета-штурмовика В-80Ш-1 и запуска его в серийное производство на заводе "Прогресс" в Арсеньеве. Основным перспективным боевым вертолетом Советской Армии признавался В-80Ш-1.

Техническая документация на изготовление установочной партии таких вертолетов начала передаваться на завод "Прогресс" еще в 1989 году. Решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР о постройке на арсеньевском заводе установочной серии из 12 вертолетов В-80Ш-1, получивших вскоре новое обозначение Ка-50, вышло в 1990 году. В следующем году здесь была изготовлена головная машина (001, борт №018), первый полет на которой выполнил 22 мая 1991 г. заводской летчик-испытатель А И. Довгань.

Первый этап Государственных испытаний Ка-50 (оценка летно-технических характеристик) начался в сентябре 1990 г. на 4-м и 5-м летных экземплярах В январе 1992 года головной серийный вертолет был передан в Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) Министерства обороны России и с февраля приступил к полетам по программе второго этапа Госиспытаний (оценка боевой эффективности), который завершился в декабре 1993-го.

В ноябре 1993 го начались войсковые испытания Ка-50 в 344-м Центре боевого применения (ЦБП) армейской авиации, базирующемся в Торжке. Летчики и инженеры 344-го ЦБП внесли большой вклад в доводку вертолета и отработку тактики его боевого применения. Очень много в совершенствование машины и методику его пилотирования внес начальник 344-го ЦБП генерал-майор Борис Воробьев (трагически погиб в 1998 году при выполнении программы летных испытаний) и его последователь полковника Александр Рудых (на текущий момент он является наиболее опытным пилотом данного типа вертолета).

В итоге опытно-конструкторских работ к началу 90-х машина приобрела тот облик, который теперь известен многим.

С легкой руки журналистом вертолет Ка-50 окрестили "Черной акулой", чему способствовал художественный фильм с одноименным названием, снятый в предгорьях Чимгана в Ташкентской области УзССР (для испытаний в горной местности использовался военный аэродром Чирчик).

Казалось бы, можно было развивать новый вертолет, доводить его бортовые системы, оружие, обучать пилотов, закупать и передавать в строевые части ВВС. Но новые времена и новые люди внесли свои корректировки. Решением главкома ВВС Михайлова на вооружение ВВС России был принят другой ударный вертолет - Ми-28Н, который на тот момент являлся прототипом боевого вертолета, причем не прошедшим государственные испытания (к слову, они были завершены только в 2008 году).

Великолепный образец вертолетостроения Ка-50, по злой иронии судьбы, оказался не нужен ВВС России и остался существовать в виде десятка вертолетов, последние из которых продолжают нести боевую службу в 344-м ЦБПиПЛС.

Позже, новое руководство ВВС, видимо более трезво оценивая возможность Ка-50, заказала переработанный вариант этого вертолета под индексом - Ка-52, получившим название "Аллигатор". Машина снова оказалась самой современной среди всех типов вертолетов ВВС России и ожидается поступление в ВВС не менее 140 машин. Но это уже другая история......

Предлагаем большой фотосет вертолета Ка-50 "Черная акула" (Hocum A) как в полете, так и на статике.

Перспективы
К огромному сожалению, данный образец вертолетной техники, опередивший на десятки лет концепцию ударного оружия, так и остался невостребованным в ВВС России. Хотя очевидно, что вертолет имеет огромный ресурс для модернизации и применения современных систем БРЭО, двигателей, БКО и управляемого ракетного оружия.

Отдельным, весьма интересным направлением, могло бы стать создание на базе Ка-50 беспилотного ударного комплекса, с потрясающей маневренностью, энерговооруженностью и живучестью. Группа таких ударных БЛА, управляемая с борта командного пункта на базе Ка-52 или Ка-31, могла бы успешно решать задачи по выполнению штурмовых ударов, уничтожению бронетехники и коммуникаций противника, без риска потерять пилотов.

Боевое применение
На военных форумах и интернет-ресурсах военной тематики периодически разгораются споры об эффективности боевых вертолетов данного типа. Спорить - дело увлекательное, но неблагодарное. Поэтому предлагаю предоставить слово самим летчиках испытателям, благо у них имеется опыт применения Ка-50 в боевых условиях во время 2-й Чеченской компании.

Здесь следует напомнить, что экспериментальная боевая ударная группа (БУГ) в составе двух ударных вертолетов Ка-50 и одного вертолета целеуказания Ка-29ВПНЦУ, базировалась на аэродроме Северный под г.Грозный с 26 декабря 2000-го по 15 февраля 2001 года. Вертолеты, летчики и техники БУГ отрабатывали боевое применение и техническое обслуживание новых машин в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе и новую тактику применения с внешним целеуказанием.

Для информации рекомендуется просмотреть нарезку из передачи "Смотр" в двух частях, о боевом применении вертолетов Ка-50 "Черная акула" в Чечне в 2000-2001гг с интервью летчиков - испытателей и документальными кадрами боевой работы.

При подготовке материалов использовался ресурс

Тридцать лет назад, 17 июня 1982 года, состоялся первый полет опытного вертолета В-80, получившего впоследствии название Ка-50 ("Черная акула").

За все время испытаний и эксплуатации этой машины произошло две катастрофы Ка‑50 . 3 апреля 1985 года на опытной машине Ка‑50 разбился летчик-испытатель Герой Советского Союза Евгений Ларюшин. А 17 июня 1998 года в Торжке (Тверская область) в результате крушения "Черной акулы" погиб начальник Центра боевой подготовки армейской авиации Герой России генерал‑майор Борис Воробьев. Обе катастрофы Ка‑50 произошли из-за того, что вертолеты резко маневрировали, в результате чего произошел перехлест несущих винтов.

Ка‑50 имеет соосную схему расположения несущих винтов, хвостовой рулевой винт исключен. За счет такой схемы конструкторам удалось уменьшить диаметр винтов и общие размеры вертолета. Ка‑50 имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа, убирающееся в полете трехстоечное шасси с передней стойкой и сравнительно большое крыло. Важнейшей особенностью Ка‑50 , отличающей его от всех построенных и разрабатываемых боевых вертолетов, является использование на нем экипажа из одного летчика, что потребовало высокой степени автоматизации управления вертолетом и его вооружением.

Экипаж ‑ 1 человек.

Максимальная взлетная масса - 10800 кг

Нормальная взлетная масса ‑ 9800 кг

Максимальная масса расходуемой боевой нагрузки ‑1811 кг

Нормальная масса расходуемой боевой нагрузки ‑ 610 кг

Масса пустого вертолета - 7692 кг

Максимальная скорость полета ‑ 300 км/ч

Крейсерская скорость полета ‑ 270 км/ч

Статический потолок ‑ 4000 м

Динамический потолок ‑ 5500 м

Дальность полета с нормальной взлетной массой - 460 м

Перегоночная дальность - 1160 км

Длина с вращающимися винтами ‑ 16 м

Высота ‑ 4,93 м

Диаметр несущего винта ‑ 14,5 м

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Вертолёт Чёрная акула - военный небесный хищник

Последнее грозное изобретение отечественной военно-инженерной мысли конца прошлого века – многофункциональный супервертолет КА-50 известен по не менее сильному названию Черная акула.

Интересно, что его создатели - конструкторы объединения "Камов" называли эту ударную армейскую машину нежнее и ласковее – "лапушка".

Как всякое гениальное дитя эта супермашина современного боя рождалась долго и мучительно, заставая своих родителей врасплох неожиданными и дотоле неизвестными "болезнями роста".

Черная акула в том величественном и могущественном виде, поразившем весь мир и воплотившем в себе, казалось бы, невозможные аэродинамические и технические решения – это уже 50 модель инженерных и конструкторских поисков бюро "Камов".

Фото: Ударный вертолет "Черная акула"

Николай Камов – первый изобретатель советских автожиров (автожир – первый вертолет, дословно, самовращающийся) во вновь востребованной после войны отрасли вертолетостроения начинает работу над своим детищем – вертолетом, использующим соосную винтовую схему.

Первый такой проект появился у конструкторов "яковлевского" бюро, но был ими оставлен, как бесперспективный и нуждающийся в длительной и кропотливой разработке.

В то время отсутствовала даже теория аэромеханики соосной схемы. Именно такую винтовую схему Камов и взялся разрабатывать, она же стала основной в большинстве его моделей.

Смотреть видео - Черная акула:

Соосная винтовая схема – это такое инженерное решение, когда на машине отсутствует винт на хвосте, а за полет вертолета отвечают два других винта, расположенные на одной оси над корпусом вертолета.

Крутящиеся в противоположные стороны основные винты отвечали независимо друг от друга – первый за подъем и посадку, второй - за движение по горизонтали.

Это и было то самое важное решение, обеспечившее не только удивительную маневренность и управляемость, но и приведшее впоследствии к невиданному военно-техническому совершенству Черной акулы.

Работа над созданием машины с такими поразительными летными характеристиками начиналась с модели воздушного "мотоцикла", так была названа прародительница "Черной акулы" и представляла она из себя маленькую машину на двух надувных подушках.

Но начало было положено, и начало было впечатляющим.

Из истории создания вертолёта Акула

Насущные проблемы военных, поставленные перед ними "правилами" и задачами холодной войны, а именно разведкой и уничтожением подводных лодок противника "влили" не только живую кровь в работу над совершенствованием этой машины, но и обеспечили материальную базу этих разработок.

Устойчивость, маневренность и управляемость вертолетов соосной системы позволила выделить "камовские" модели в качестве основных палубных вертолетов морского флота.

Это были не только разведчики, спасатели, транспортировщики, но и воздушные "диспетчеры" и даже "руководители" военных кораблей. Однако КА-25 рождался и совершенствовался не только в блеске своей силы, но и на тернистых путях провалов и неудач.

Проект был на грани закрытия несколько раз.

В честолюбивые и уверенные планы камовских конструкторов входило не только создание вертолета палубной авиации, они стремились решить вопрос обеспечения ударными машинами и сухопутные войска, где в то время безоговорочно господствовали "милевские" машины.

И такой шанс камовцам представился - в 1977 они выигрывают тендер на подобный заказ.

Сделано в СССР: Боевой ударный вертолёт Чёрная Акула

Задача стояла – создать машину, которая могла бы противостоять новой американской модели вертолета "Апач". "Апачи" показывали тогда наилучшие последние достижения как в летных характеристиках, так и в военном обеспечении машины, ее аэродинамики и механики.

И такая машина была сделана, в 1984 году экспериментальная модель "Черной акулы" появилась на испытаниях.

Все мыслимые требования к боевому ударному вертолету сухопутных войск "Акула" воплощала в себе легко и изящно. Ее бортовая электроника и смелые концепции вооружения позволяли относить Ка-50 в разряд новейшего и сурового оружия, которое управляется всего один пилотом.

Изображение: Вертолет проекта Ка-50 "Черная акула"

Главный конструктор "Акулы" Михеев говорил, что в идеале они хотели бы и вовсе сделать машину без пилота, что позволило бы не рисковать жизнями летчиков. Быстродействующий электронный "мозг" Ка-50 способен не только заменить второго пилота, в его задачи входит обнаружение, отслеживание противника, полная автоматизация полета и ведение огня.

"Черную акулу" можно назвать летающим киборгом, где бортовое оружие существует в качестве продолжения руки пилота, соосная схема позволяет проводить невероятные маневры на предельно низких высотах, маскироваться в сложных рельефах и устраивать засады и ловушки, а управляемость всего этого супервертолета подвластна одному человеку.

Один из четырех бортовых компьютеров "Акулы" предназначен для автоматизации полета, второй занят огневыми задачами, третий постоянно тестирует всю системы машины, а последний находится в запасе, всегда готовый к нужной работе.

Особенности ударного вертолёта Чёрная Акула

"Черная акула" к тому же самый живучий вертолет. Известно классическое определение, что время жизни боевого вертолета – это всего 16 секунд полета, которые нужны противнику для нанесения ответного смертельного удара по машине.

Бронированная кабина пилота, безопасно повреждаемые конструкции вертолета – это была одна сторона решения.

Вторая представляла собой техническую возможность совершения "Акулой" невозможных для вертолета фигур пилотажа, включая "воронку" и "мертвую петлю", что неимоверно расширяло ее возможности маневра и увеличивало неуловимость и недосягаемость.

"Черная акула" умеет летать не только правильно, т.е. прямо, она способна двигаться задом и боком, сохраняя направление движения и не опуская скорость ниже 90 км/ч.

Супервертолет был первой моделью в вертолетостроении, имеющей катапультное кресло пилота, причем катапультироваться с "Акулы" летчик мог на любой высоте и в любом скоростном режиме, даже нулевом.

На "Акуле" воплощена концепция "длиной руки", которая предполагает поражение цели противника без приближения к ней.

Схема: Характеристики и размеры вертолета "Черная акула"

Благодаря высокоинтегрированному комплексу бортового оборудования Ка-50 может поражать цели, расположенные за 10 километров, не входя при этом в зону обнаружения ПВО противника. Как говорится, неприятель может даже не знать о том, что он уже находится на прицеле "Акулы" и ему остается лишь дождаться ее молниеносного удара.

Точность выстрела пилоту помогает обеспечить нашлемная система, использующая прицел, вмонтированный в шлем летчика. При повороте головы пилота автоматически ориентируются и головки наведения установленных на "Акуле" ракет. Такое целеуказание и управление делает возможным почти мгновенный захват цели.

Вооружение Чёрной акулы

"Акула" вооружена, как и положено, до зубов. У нее имеется встроенное оружие (30-мм пушка, в 4 раза превосходящая такую же пушка на "Apache" и установленные сверхзвуковые противотанковые ракеты "Вихрь"), также на "Черную Акулу" можно подвесить практически все известные средства поражения, общей массой до полутоны.

С таким снаряжением "Черная акула" может вести бой не только с наземными целями, но и противостоять другим вертолетам, и даже истребителям, для которых она становится очень неудобной, низколетящей, незаметной и малоскоростной целью.

Фото: Вооружение боевого вертолета Ка-50

Дальнейшая жизнь "Черной акулы" разделила судьбу некогда огромной империи, с развалом СССР прекратился выпуск этих машин. Затем, уже в новом тысячелетии, все было восстановлено и даже создан "сородич" Акулы - командирский вертолет Ка-52 – "Аллигатор".

Жизнь пошла своим чередом, гениальная конструкция продолжает совершенствоваться, олицетворяя собой не только новый тип отношения к войне, но и требование нового типа летчика – элиту, способную управляться с таким сложным компьютерным механизмом навигации, пилотирования и ведения боя.

Продолжение удачного хода в других сферах

Вслед за реальным вертолетом большой успех сорвала и компьютерная игра под названием "Черная акула", по жанру являющаяся полноценным симулятором вертолетного боя.

Благодаря сложной системе управления, изложенной на нескольких листах и урокам вождения и огня, дающимся в ней, компьютерная версия "Черной акулы" может по праву называться еще и тренажером для любителей.

Как и полагается, у серьезных родителей – серьезные дети, поэтому вертолетный симулятор "Черная акула" - это не простые стрелялки и развлечение для лентяев.

Исторический образ "Черной акулы" останется неполным, если не будет упомянут факт, которому эта машина обязана своим ярким и символическим названием.

В период своего испытательного становления и на заре рыночных отношений в бывшем СССР "камовские" конструкторы заказывают художественный фильм (1993 г. "Черная акула"), где главную роль должно исполнять их уникальное детище. События в ленте рассказывают о совместных советско-американских спецназовских операциях по уничтожению подпольных наркозаводов.

Пилотировал в этом фильме чудо-вертолет настоящий летчик, Герой Советского Союза в звании генерал-майора – Востротин Валерий, а иностранную корреспондентку играла настоящая журналистка из Америки – Каролина Скофилд.

Именно на съемках этого фильма американцы окрестили Ка-50 "Черной акулой" по аналогии с популярным тогда американским блокбастером "Голубой Гром" (фильм тоже про вертолет, но, в отличие от нашего, нереальный).

Как бы там ни было, и что бы ни скрывалось за этим "камовским" заказом фильма – дальновидная реклама, демонстрация потенциальной силы или поднятие патриотических настроений в обществе – лента вышла не просто приключенской, но и знаковой.

И с тех пор Ка-50, поменяв несколько прозвищ – американское "Черный призрак", немецкое Вервольф (оборотень), навсегда остался неуязвимой и таинственной "Черной акулой", настоящим агрессивным хищником и грозным хозяином воздушного пространства.

Ка-50 - самый секретный вертолёт прошлого

Эта хищница небес впервые "стала на крыло" около 30 лет назад и с тех пор ей нет равных в искусстве воздушного боя.

Один самых совершенных вертолетов в мире создавался для советской армии под занавес СССР, секретность хода работ была высочайшей – раздобыть фото вертолета Ка 50 и его спецификацию было заветной мечтой резидентов многих разведок стран НАТО.

Испытания новой машины КБ "Камова" проходили настолько тайно, что корпус вертолета было решено замаскировать под гражданский, придав ему внешнее сходство с серийными машинами ранних выпусков – светлая окраска, липовые иллюминаторы и люки были наклеены на боевой вертолет.

Впрочем, от наклеек решили отказаться, когда один из "иллюминаторов" отклеился во время полета и едва не вызвал аварийную ситуацию, попав на лопасти винтов.

Взгляните на фото вертолета Ка 50 – эта машина удивительно похожа на игрушку. Она небольшого размера, какая-то угловатая, всего один пилот и большое число бортового вооружения – по меркам советской военной авиации "Черная акула" очень мало похожа на классическую "пузатость" вертолетов КБ "Миля".

Смотреть видеоролик - Ударный вертолет Ка-50:

Уникальные особенности вертолёта Ка-50

Ка 50 – очень дорогая машина, напичканная электроникой "под завязку", отчего ее себестоимость превышает 2,5 миллиона долларов.

Это одновременно боевой вертолет и игрушка для опытного пилота – системы боя управляются практически нажатием одной кнопки, система наведения управляется глазами пилота (!), т.е. в точку, на которую обращены глаза летчика, наводится все бортовое вооружение от ракет до пушек!

Это единственный вертолет военной промышленности Земли, который: имеет бронированную кабину пилота; способен менять направлении практически мгновенно, разворачиваться на одном месте в ходе полета без какой-либо остановки; оснащен системами катапультирования пилота и автоматическим возвратом на аэродром взлета при неспособности пилота управлять им (ранении, гибели).

Публичная демонстрация вертолета "Черная акула", в то время имевшего кодовое обозначение B 80, прошла в начале 1992 года – именно в этот год прозвучало название его подлинной серии – Ка 50, проект КБ "Камова". Журналисты и военные советники мировых держав без устали щелкали затворами фотокамер – фото вертолета Ка 50 стало настоящей сенсацией начала 90-х.

Кстати, в то время эту машину называли больше по натовской классификации "Hokum A" или "Оборотень" - рисованная голова волка украшала хвостовой руль вертолета на авиашоу в Фарнборо (Великобритания).

Почему проект Ка-50 назвали Чёрной акулой?

Так откуда же появилось его более известное прозвище – "Черная акула"? Предыстория названия такова – в 1983 году вышел голливудский боевик "Голубой гром", в котором главным героем был некий супервертолет, этакая помесь французской "Газели" и AH 64 "Апач".

Этот вертолет произвел большое впечатление на зрителей планеты, несмотря на одно обстоятельство – большинство потрясающих трюков исполняла его радиоуправляемая модель, т.к. настоящий летательный аппарат не был способен на них.

В 1993 году КБ "Камова" и продюсер С. Птичкин предприняли своеобразный "ход конем", создав фильм "Черная акула", в котором Ка 50 был представлен во всей своей красе и мощи.

Задача фильма с незамысловатым сюжетом была двойной: подтолкнуть руководство РФ к принятию решения о включении этих вертолетов в состав ВС и реклама машины среди широких масс для престижа советской армии.

Конкуренция двух российских КБ продемонстрирована в сюжете фильма: "Черная акула" легко уничтожает самый серийный вертолет КБ "Миля" - Ми 24. Несмотря на незначительную художественность, фильм был принят зрителями, а фото вертолета Ка 50 волной прокатились по СМИ.

Решение о вооружении российской армии "Черными акулами" было принято в 1995 году, но всего было выпущено лишь 18 машин, из которых три погибли при испытаниях – во всех трех случаях пилоты-испытатели нарушили предельно допустимые нагрузки на машины и отказались от катапультирования, пытаясь спасти машины.

Рассматривая фото вертолета Ка 50, вы видите одну из лучших боевых машин Земли, проект которой так и не был реализован до конца...

Вертолет КА-50 - лучшая боевая машина

В 1992 году на всемирных авиасалонах в Фарнборо и Ле-Бурже настоящей сенсацией стал российский ударный вертолет Ка-50, вскоре получивший название "Черная акула".

Главной особенностью новой машины стала никогда ранее не применявшаяся при производстве фронтовых вертолетов соосная схема размещения несущих винтов. Благодаря данной инновации аппарат приобрел совершенно уникальные летательные качества.

Машина способна двигаться назад или вбок со скоростью до 80-90 км/ч, выполнять некоторые свойственные только ей фигуры пилотажа, например, делать "воронку", при которой происходит облет находящегося на земле объекта с постоянным удерживанием его в прицеле.

Вертолет Черная акула стал первым одноместным боевым геликоптером. За счет сокращения экипажа удалось существенно уменьшить вес машины и ширину ее фюзеляжа, что дополнительно повысило живучесть.

Также безопасность конструкции (а заодно и мощность тяги) была повышена за счет отказа от хвостового винта.

Помимо обладания прекрасными полетными свойствами, вертолет "Черная акула" является еще и первой винтокрылой машиной в мире, на которой удалось применить эффективную ракетно-парашютную систему катапультирования.

При этом спасение летчика возможно во всем диапазоне скоростей и высот, начиная от нулевых и заканчивая максимальными.

Безопасность катапультирования обеспечивается предварительным отстрелом части остекления кабины и, самое главное – лопастей винтов. Уменьшение же экипажа до одного пилота стало возможным благодаря использованию самых совершенных систем авионики, управления, обнаружения и сопровождения цели.

Смотреть видео по теме - Вертолет Черная акула:

Оружие летающей Акулы Камова

Весьма существенным фактором стало применение синхронного с поворотом головы летчика наведения оружия на цель (за счет размещения электронной системы прицеливания на шлеме пилота).

Также повышает боевые качества вертолета использование лазерных противотанковых ракет "Вихрь", поражающих противника на расстоянии до 10 км и действующих после производства запуска совершенно автономно, без дальнейшего участия пилота (схема "выстрелил – забыл").

Вертолет Черная акула способен нести до 12 ПТУРС, пробивающих 900 мм броню (в том числе активную). Помимо "Вихрей", основным вооружением является также 30-мм автоматическая пушка, способная эффективно поражать легкобронированную технику противника на расстоянии до 3 км.

Разработчики отказались от применения специализированных авиационных пушек и решили использовать орудие, разработанное для сухопутных БМП-2.

Благодаря этому значительно повысилась надежность стрельбы в условиях повышенной пыльности на низких высотах, а также – пробиваемость брони и дальность уверенного поражения цели.

Пушка снабжается бронебойными и осколочно-фугасными (или фугасно-зажигательными) снарядами, при этом стрелок сам выбирает тип применяемых боеприпасов, необходимую скорострельность и длительность производимой очереди.

Также возможно оснащение вертолета самым разнообразным вооружением весом до 500 кг на каждом из пилонов: НУРСами (всего – до 80 РС калибром 80 мм, штатно используется 40), ракетами "воздух-воздух", дополнительными скорострельными 23 мм авиационными пушками, различными авиабомбами.

Чёрная акула в кино

"Черная акула" стала первым отечественным вертолетом, для своеобразной рекламы которого производитель заказал настоящий игровой фильм. При этом замысел сценария созрел еще в советские времена, съемки происходили как раз в процессе развала СССР, а вышла кинолента на экраны уже в 1993 году.

В результате в фильме оказались намешаны реальные и совершенно фантастические события. Кино так и называлось: "Черная акула", и как раз после выхода фильма это звучное название "приклеилось" и к самому боевому вертолету Ка-50.

Стоит отметить одну интересную особенность. Аппарат разрабатывался как ударный, с основной специализацией работы по тяжелой бронетехнике противника. В фильме же пилот увлеченно расстреливает БТРы, живую силу, уничтожает героиновые заводы и бункеры.

Казалось бы – совершенно не целевое использование дорогой боевой машины. Но, когда пришло время испытать новые вертолеты в боевых условиях, оказалось, что стоящие перед ними задачи весьма похожи на те, которые были "отработаны" в игровой киноленте.

Особенности российских проектов боевых вертолётов

Так уж вышло, что советская, а затем и российская армия вот уже около 30 лет ведет свои операции в основном на южных театрах в условиях горной местности. И вот именно здесь проявились блестящие летные качества "Черной акулы"!

Соосная схема позволяет прекрасно чувствовать себя в узких горных ущельях, зависать, резко начинать движение вбок или назад, а малошумность и отличные функциональные возможности применения вооружения дают шанс быстрого нанесения удара без большого риска своевременного обнаружения противником.

В дальнейшем все эти качества привели к тому, что сегодня вертолет Ка-50 "Черная акула" и его командная модификация Ка-52 "Аллигатор" рассматриваются, как идеальное оснащение для войск специального оснащения.

Посмотреть видео - Вертолет проекта Ка-52:

А вот на роль основной боевой общеармейской машины в настоящее время предлагается другая еще советская разработка, Ми-28 "Ночной охотник".

Кстати, 30 лет назад будущая "Акула" выиграла "предварительный забег" у своего конкурента и была принята решением правительства в качестве главного ударного вертолета советской армейской авиации. Но время, как водится, внесло свои коррективы.

И – последний момент. Так уж сложилось, что в Чечне одной из двух машин, входящих в боевую ударную группу, оказался тот самый "экземпляр номер 5", который в свое время сыграл в фильме "Черная акула" и, таким образом, дал свое имя всем своим собратьям.

Фильм Черная акула - реклама боевой техники по-русски

Как оказалось, конструкторское бюро "Камов" опередило время, не только создав многофункциональный супервертолет Ка-50, но и в числе первых (в нашей стране, во всяком случае) применив эффективный промоутерский ход для него.

Конструкторы заказывают художественный фильм, демонстрирующий все технические и военные превосходства этой боевой армейской машины – "Черная акула".

Фильм Черная акула задуман в жанре приключенческого боевика на основе полувыдуманных-полуреальных событий – война в Афганистане.

Конечно, "Черная акула" там не воевала (если бы у Советской Армии тогда был такой вертолет – неизвестно, кто и откуда выводил бы свои войска). В ленте речь идет о спецназовских операциях по уничтожению наркозаводов, подпольно расположенных на территории этой страны.

Сюжет необычайно прост, фабула линейна и непритязательна. Собственно и сама "Черная акула" там появляется якобы совсем случайно.

Но ведь и задачи у этого фильма были практически некинематографические. Да и большого опыта у отечественных киношников по созданию военных боевиков нового типа особо еще не было. Поэтому лента получилась "проходная" и в блокбастеры не выбилась.

Фильм Черная акула мог бы вовсе остаться незамеченным, если бы не его "главная исполнительница" - та самая "Черная акула", повергшая своим реальным появлением на авиасалонах в полный нокаут весь мир.

Удачный ход в рекламе боевой техники

Не надо быть большим знатоком ни авиатехники, ни военного дела, чтобы сразу понять, что в данный момент в воздухе находится Нечто.

Поэтому даже занудные кинокритики были сдержаны – кадры реального полета реального вертолета, пусть даже в художественной ленте – срабатывали лучше всяких рекламных кинотрюков и овладевали вниманием зрительской аудитории легко и мощно.

Тем более, что никаких особых монтажных приемов, композиционных ракурсов в фильме не было – супермашина оказалась настолько "киногеничной", активной в кадре, сюжетно-действенной, драматургично-безупречной и сильной по воздействию – что вовсе не требовалось специальных операторских трюков для достижения требуемого эффекта.

Суперманевренность боевого вертолета, его сверхсовременное вооружение, возможность прекрасно владеть ситуацией боя и контролировать несколько вражеских объектов одновременно – вызывает восхищение не только специалистов, но и рядовых зрителей.

Особенности фильма Чёрная акула

Кадры внезапного появления российского вертолета сопровождаются удачной музыкой, панорамные съемки сменяются съемками лиц летчиков – наших – спокойных и уверенных, противника – изумленно-озадаченных.

"Черная акула" демонстрирует фигуры пилотажа и применение своего оружия, короче, несколько минут зритель сидит завороженный.

Собственно, для этого и делается кино. "Черная акула" здесь подобна и всесильному божеству, расправляющемуся с врагами как картонными мишенями, и супергерою, который, как водится, в разы превосходит соперника. Эмоции, захлестывающие зрителя, поднимаются до высокого патриотизма, дескать, вот мы как можем.

Над "историческим пепелищем" некогда великой страны летит могучее воплощение ее избыточного, как всегда, таланта и силы. Об этом действительно надо снимать кино.

Просто, увы, художественное обрамление этого "алмаза технической и конструкторской мысли" (читай, кинодраматургия фильма, его бюджетные статьи, актерский ансамбль и прочее) не позволили развернуться нашим авторам, как говорится, "во всю ширь вселенскую".

Но козырь у нас был реальный и достойный. Причем, козырь такого инженерного и компьютерного уровня, что управляться с ним пригласили настоящего аса – генерала-майора ВВС, Героя Советского Союза Востротина Валерия.

Конечно, он не артист, какой-нибудь "героический суперстар" отечественного кино вытянул бы эту актерскую линию куда значительнее, но опять же – зажигает в этой ленте только один персонаж – "Черная акула".

Кадры "последней охоты" этой красавицы из фильма теперь уже прошлого века активно разошлись по интернету на отдельные ролики и снимки. Хорошо, что был такой фильм, печальна лишь реальная судьба его главной героини – "Черной акулы", впрочем, как и страны, его создавшей.

Смотреть Фильм "Черная Акула":

Проект Ка-50 - ударный вертолёт Акула

В настоящее время на вооружении российской армии находится одна из самых интересных и своеобразных боевых машин во всей военной истории. Это ударный вертолет КА 50 Акула, разработанный еще советскими конструкторами в середине 80-х годов прошлого века.

Необычная конструкция аппарата и уникальные технические решения выделяют КА-50 среди иностранных и отечественных аналогов. Интересна и история создания этой машины.

В самом начале 1970-х годов на вооружение советской армейской авиации поступил вертолет МИ-24. Этот летательный аппарат выполнял функции огневой поддержки мотострелковых подразделений с воздуха и должен был уничтожать живую силу и бронированную технику противника.

При разработке вертолета в него была заложена концепция своеобразной "летающей БМП": на борт можно было взять мотострелковое или десантное отделение.

В связи с этим огневая мощь машины, вполне эффективной против пехоты и бронетранспортеров, оказалась не достаточной для борьбы с танками и другой военной техникой противника, обладающей мощным бронированием.

Видео по теме - Вертолет проекта Ка-50 Акула:

Гонка вооружений в вертолётостроении

К тому же вскоре была получена информация о том, что американцы начали разработку специализированного ударного вертолета, который впоследствии стал известным под названием "Апач".

В этой ситуации перед отечественными конструкторами была поставлена задача создать аналогичную боевую машину, ориентированную преимущественно на борьбу с тяжелой бронетехникой.

Своеобразное соревнование началось между двумя конструкторскими бюро: авторами действующего в сухопутных частях вертолета МИ-24 и группой Камова, которая до этого разрабатывала успешные боевые машины для флота. В результате в начале 80-х годов были созданы два прототипа: будущие МИ-28 и КА-50 Черная Акула.

Вертолет КА 50 (который тогда носил наименование В-80) отличался, прежде всего, использованием двух несущих соосных винтов и отсутствием хвостового пропеллера.

Подобная схема ранее применялась на морских машинах разработки ОКБ Камова и была обусловлена, в том числе, соображениями экономии места и дополнительной безопасности.

На сухопутных же вертолетах использование соосной схемы стало принципиальным новшеством, которое дало определенные преимущества: увеличение тяги, экономия мощности двигателя за счет отказа от трансмиссии на хвостовой винт, повышение защищенности узлов и агрегатов, и т.д.

Фото: Кабина и приборы вертолета "Черная акула"

Особенности и вооружение вертолёта Ка-50

На вертолете КА 50, получившем впоследствии название "Черная акула", были применены также такие инновации, как уменьшение экипажа до одного летчика и использование катапульты для спасения пилота в случае аварии.

При этом катапультирование на серийных винтокрылых аппаратах вообще ранее никогда и никем не применялось. Уникальная система спасения летчика включала, помимо самого катапультируемого кресла и парашюта, еще и автоматический отстрел лопастей винтов и части фонаря кабины.

Вертолет КА 50 Акула получил наиболее мощное на тот момент вооружение в своем классе боевых машин.

Штатный комплекс включал 30-мм автоматическую пушку, эффективную против легкобронированной техники и живой силы, 12 управляемых по лазерному лучу противотанковых ракет "Вихрь", поражающих противника на расстоянии до 10 км, и 40 неуправляемых реактивных снарядов калибром 80 мм.

В боевой комплект пушки входит до 460 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Пилот может варьировать скорострельность (350 или 550 выстрелов в минуту), тип используемых снарядов и длину очереди (автоматическая отсечка через 10 или 20 произведенных выстрелов).

Помимо штатного вооружения, вертолет Ка-50 Черная Акула может нести на пилонах автоматические 23-мм авиационные пушки, фугасные, зажигательные и кассетные бомбы весом от 100 до 500 кг, ракеты для борьбы с летательными аппаратами, а также различные типы НУРС.

Смотреть видео - Вертолеты фирмы Камов:

Интересные факты о вертолёте проекта Чёрная акула

После нескольких лет испытаний и доводок в сентябре 1985 года было принято решение о том, что основным ударным вертолетом советских вооруженных сил будет именно КА-50.

В дальнейшем путь машины в действующую армию был довольно долгим – вмешались различные политические и экономические факторы. В начале 90-х годов проводились завершающие полевые испытания, в том числе и непосредственно в войсках.

Окончательное решение о постановке на вооружение вертолета Ка-50 Черная Акула было принято только в августе 1995 года, когда вышел соответствующий указ Президента России.

С тех пор было выпущено десять серийных машин. Две из них участвовали в боях в Чечне. В целом эффективность работы ударного звена из двух "акул" была оценена достаточно высоко.

Однако в дальнейшем было принято решение об оснащении вертолетами КА-50 только различных частей спецназа. В качестве же основной армейской ударной машины планируется использование давнего конкурента "Черной акулы", Ми-28 (модификация "Ночной охотник").

С вертолетом Ка-50 связана еще одна весьма необычная история. Помимо боевых действий, этот аппарат принимал также участие в съемках фильма "Черная акула". Причем стоит отметить, что боевая машина сыграла в этой киноленте, по сути, главную роль.

В настоящее время производство КА-50 прекращено, вместо него выпускается более новая модификация, Ка-52 Аллигатор, которая отличается, прежде всего, наличием экипажа их двух человек.

Появление в воздушном пространстве России уникальной конструкции вертолёта Ка-50, свидетельство совершенства ума и полета мысли его создателей. Их машина, шагнувшая в будущее, представляет надёжный щит Родины, который способен выполнять боевые задачи в воздухе, как над сушей, так и над водной поверхностью.

Первый свой вылет новый ударный вертолёт совершил в 1995 году, в день 50-летия Победы над гитлеровской Германией. Некоторые его характеристики остаются непревзойдёнными до сегодняшних дней.

Предпосылки к созданию Ка-50

Ка-50 – машина со сложной судьбой, была создана в ОКБ Камова. Работа началась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1976 года о создании новой боевой техники. Разработка нового вертолёта, с классификацией «ударный», была поручена двум ОКБ России Камова и Миля.

Её создание было связано с появившимся в США вертолётом, способным в корне изменить структуру ведения боя, . Кроме того, наша машина должна была заменить , не совсем подходящую по характеристикам к классу ударных вертолетов.

Разработки конструкторов отдела Камова профилировались на создании машин морского базирования. Эта особенность определилась в их выборе пути создания вертолёта. Принявший в это время руководство КБ Михеев С.В., в своей работе искал нестандартные решения.

Он поддержал идею реконструкции хвостового руля и установки на новой машине двойного соосного винта. Кроме того, конструкторы бюро Камова оснастили машину необычной для вертолёта, системой катапультирования. В результате новая модель получила следующие особенности:

  • не изменив мощности, модель получила большую подъёмную силу;
  • максимально увеличилась скорость подъёма на предельную высоту в вертикальном направлении;
  • был уменьшен диаметр лопастей винта, что позволило увеличить скорость их вращения и снизить сопротивление воздушному потоку;
  • вертолёт из-за отсутствия рулевого винта стал легче;
  • экипаж машины был представлен одним пилотом.

Испытания ударного вертолёта показали надёжность, неприхотливость и эффективность выполнения задач на поле боя.

Начатая в 1977 году новая разработка конструкторов ОКБ Камова, привела к рождению уникального вертолета Ка-50 черная акула.

К сожалению работа велась очень долго, но оно того стоило. Первый пробный экземпляр появился в 1981 году, в 1984 году был подписан приказ о серийном выпуске машины. В 1993 году вертолет прошел все войсковые испытания.

К отправке в войска были подготовлены первые десять серийных вертолётов, принятых на вооружение только в 1995 году. Но на этом Министерство обороны приостановило закупку «Чёрных акул» из-за нехватки средств.

В 2000-ных деньги появились, но заказов было все равно очень мало. Всего было выпущено около 20-ти таких машин. С 2008 года выпускается только пришедший на смену Ка-50 .

Конструкция «Чёрной акулы»

В конструкции вертолёта заложена двухвинтовая соосная конструкция с двумя ГТД со свободной турбиной ТВ3-117ВМА. Мощность более 2200 л. с. у каждого.

Корпус машины изготовлен с использованием новых полимерных композиционных материалов, сплавов, имеющих малый удельный вес, что также способствовало снижению общей массы конструкции.

Фюзеляж Ка-50

Конструкция фюзеляжа имеет нестандартный вид. Был использован самолётный тип конструкции.

В основе композитные материалы и сплавы алюминия.

В результате конструкция вертолёта получала дополнительную надёжность и живучесть, так как подобные нововведения в конструкции боевой машины увеличивают её манёвренность, увеличивают скорость подъёма и снижения в вертикальной плоскости.


Корпус фюзеляжа разделён на три отсека:

  • передний, усилен лонжеронами. В этой части отсека оборудована герметичная, усиленной бронёй кабина пилота. На броню приходится около 350 кг из общего веса вертолёта. Безопасность обзора обеспечивает остекление, выполненное из прозрачной брони;
  • средний отсек занимают электронные устройства управления вертолётом, баки с топливом, боеприпасы для пушек и рабочие агрегаты;
  • в хвостовом отсеке вмонтированы блоки с радиоустройствами.

Фюзеляж оборудован так, чтобы устройства, имеющие не столь важное значение в конструкции служили щитом для более значимых устройств в вертолёте.

Крыло

Вертолёт оснащён крыльями, которые имеют выпрямленную стреловидную форму. С помощью них выполняется разгрузка несущих винтов на высоких скоростях горизонтального полета вертолёта.

На нижней части консолей крыла крепятся два пилона, предназначенные для подвески внешних грузов, которыми могут быть авиационные средства поражения или баки с дополнительным топливом.

Система подъёма грузов расположена во внутренней части крыла и пилонов. Вес общей массы груза на пилонах допускается не более 2000 кг.

Крыло Ка-50, аналогично крылу самолёта включает элементы, которые способствуют качественной работе всей конструкции: устойчивости, безукоризненной управляемости и балансировки аппарата в полёте.


В оперение входит киль, выполненный как продолжение хвостовой части фюзеляжа, руль направления с аэродинамической компенсацией и стабилизатор. Интересно, что руль поворота и горизонтальное оперение выполнены как у самолёта.

Шасси

Шасси состоит из трёх стоек, которые убираются во время полёта. Передняя самоориентирующаяся стойка с двумя колёсами заходит в нишу, расположенную в носовом отсеке фюзеляжа.

Две основные опоры имеющих колею 2600 мм, оснащены тормозными колодками, складываются и прижимаются к боковой стенке заднего отсека фюзеляжа.

Силовая установка

Многоцелевой ударный вертолёт оснащён силовой установкой, в которую входит:

  • редуктор с муфтами зацепления;
  • два турбовальных двигателя ТВ3-117ВМА с электронным регулятором;
  • вспомогательная силовая установка АИ-9;
  • турбопривод.

Для двигателей оборудованы две мотогондолы по обеим сторонам фюзеляжа. Обеспечена синхронизация мощностей двигателей. Для каждого двигателя предусмотрена автономная масляная система, которая выполняет смазку подшипников всех опор, приводов и зубчатых передач двигателя с одновременным отводом тепла от этих элементов.


Конструкция силовой установки вертолёта представляет аналог ракетного двигателя по своей надежности. В боевых условиях, в аварийной ситуации (при полной потере масла) двигатели способны работать в течение 30 минут. Двигатели оснащены специальными центробежными устройствами, которые предохраняют попадание пыли в двигатели.

Противопожарные перегородки защищают отсеки, в которых размещены двигатели от остальных отделов.

Трансмиссия

Схема трансмиссии ударной машины представлена одним основным редуктором и двумя промежуточными. Этой системой обеспечивается передача мощности от силовой установки с изменением частоты вращения.

Основной редуктор оснащён муфтами свободного хода, обеспечивающих отключение двигателей от редуктора.

Несущая система

Конструкцию несущей системы Ка-50 составляют два трёхлопастных винта с диаметром 14,5 м. Расположение несущих винтов выполнено соосно, их вращение осуществляется в противоположные стороны, что позволило упростить механику машины, снижая параметры уязвимости.


Особенности несущей системы аппарата:

  • вращение верхнего винта ориентировано по часовой стрелке, нижнего – в противоположном направлении (против часовой стрелки);
  • лопасти машины изготовлены из стеклоуглепластика, прямоугольные, сформированы из пустотелого лонжерона, имеющего переменную кривизну, соединяется с хвостовой секцией. Хвостовая секция имеет обшивку и торцевые нервюры из материала оргалит. Форма законцовок лопастей стреловидная;
  • лопасти обладают повышенной работоспособностью при поражении снарядами;
  • пиротехнические устройства управляют отстрелом лопастей в случае катапультирования пилота.

Общая конструкция несущей части вертолёта увеличила одну из основных его характеристик – живучесть.

Топливная система

Топливная система состоит из двух баков вместимостью 3000 литров. Местоположение ёмкостей внутри фюзеляжа. Топливная конструкция имеет замкнутую систему, в состав которой включены две расходные ёмкости, обустроенные защитными контейнерами заполненными пенополиуретаном.

Крыло сконструировано так, что под ним могут быть закреплены ещё четыре ёмкости с топливом. Каждый бак рассчитан на объём 500 литров.

Баки с топливом расположены за перегородкой, непосредственно позади кабины пилота, расположена первая ёмкость. Топливо отсюда подаётся в левый двигатель. Вторая ёмкость с топливом находится перед хвостовым отсеком фюзеляжа. Топливо из этого бака поступает в двигатель, расположенный по правому борту вертолёта и двигатель вспомогательной силовой установки.

Особенность обеспечения двигателей топливом заключается в закольцованной схеме. В случае отказа поступления топлива из любой ёмкости, другая ёмкость начинает работать на оба двигателя.

Гидравлическая система

Гидравлическая система машины представлена двумя независимыми частями, каждая из которых приводится в действие индивидуальным насосом. Первая система нужна для управления рулевыми приводами и аварийного выпуска шасси. Вторая предназначена для наведения пушки, выполнения штатного выпуска и уборки шасси. Эта часть гидравлической системы подаёт рабочую жидкость в тормозные камеры колёс на основных опорах. Обе системы дублируют друг друга.

В гидравлической системе предусмотрена работа насосов обеих системы при вращающихся винтах в режимах самовращения и использования мощности двигателей.

Помимо этого, гидронасос первой системы осуществляет действие при работающей вспомогательной бортовой силовой установке.

Система управления

Система управления размещена в кабине пилота, её тяги выполнены из алюминиевых труб, включены в систему следующие позиции:

  • продольное, поперечное, путевое управление;
  • управление общим шагом винтов;
  • прибор, обеспечивающий увеличение нагрузки на рычаги управления при критическом сближении лопастей винтов.

Тренировки управления вертолётом пилоты проходят на специальном устройстве, которое называют симуляторы.


На них пилот, в условиях приближенным к реальным, может проверить в деталях свои действия на отдельных органах управления, при взлёте, посадке, работе с приборной панелью и выполнении процедур в условиях внештатных ситуаций.

Электросистема

Электрическая система «Чёрной акулы» включает генераторы переменного тока, вырабатывающие трёхфазный переменный ток с параметрами.

Вращение генераторов обеспечивают двигатели или турбопривод от вспомогательной силовой установки вертолёта.

Предусмотрено электроснабжение «Чёрной акулы» от источника переменного тока, находящегося на земле.

Противообледенительная система

Система противообледенения вертолёта продумана и выполнена с особой тщательностью, как всё остальное в этом аппарате. Электрическим противообледенительным подогревом обеспечиваются:

  • лобовое стекло;
  • датчики угла атаки и скольжения;
  • лопасти несущих винтов;
  • визуальный указатель обледенения.

Направленный поток тёплого воздуха от компрессоров двигателей, обогревает воздухозаборники и пылезащитные конструкции. Системы омывания и стеклоочистители защищают лобовое стекло кабины пилота и стекло комплекса «Шквал-В».


Риски указателя, расположенного на панели носового отсека рассчитаны на визуальное определение присутствия льда.

Система кондиционирования и вентиляции

Вентиляция и поддержание необходимого давления и температуры в кабине пилота обеспечивается воздушным потоком от двигателей вертолёта. Этот же воздушный поток обогревает аккумуляторный блок и окна.

При подъёме на высоту 6 км на борту воздушного судна предусмотрено использование кислородной аппаратуры и лётного противогаза.

Приборы и устройства охлаждаются забортным воздухом.

Система спасения экипажа

Для спасения экипажа Ка-50 имеет уникальное устройство это катапультная система К-37-800, разработка НПО «Звезда», обеспечивающего своими изделиями все авиационные подразделения России.

Последовательность действий следующая:

  • отстрел лопастей несущих винтов;
  • отстрел верхней части фонаря над кабиной пилота;
  • срабатывание реактивной системы, выдвигающей пилота, пристёгнутого к спинке кресла;
  • затем происходит отключение ракетной системы, автоматическое перерезание ремней, пристёгивающих пилота к спинке кресла;
  • спинка кресла отделяется от пилота, автоматически вытягивая парашют.

Вертолёт оснащён устройством, дублирующим раскрытие парашюта.


В системе управления вертолёта установлена программа возвращения вертолёта в место расположения своего аэродрома, в случае потери управления пилотом.
Лётчик имеет второй вариант оставления кабины без катапультирования, с помощью парашюта.

Конструкция вертолёта предусматривает безопасность пилота в случае экстремальной посадки аппарата «на брюхо». В днище вертолёта находится сотовый сминаемый наполнитель, смягчающий силу удара при жёстком приземлении аппарата, размеры и форма крыла предотвращают его опрокидывание.

Системы навигации пилотирования наведения и управления вооружением связи

Комплексная система в электронную память, которой заложены все имеющиеся данные координат аэродромов, точек поворота на маршруте следования, основных ориентирах, целей.

Устройство «Рубикон» выполняет самоконтроль своей программы, не используя наземных устройств.

Действие комплекса основано на алгоритмах цифровой вычислительной системы, в которую включены, пять бортовых трёхканальных компьютера, системы отображения боевой и навигационной информации, систему управления оружием и систему внешнего указания цели.


Второй комплекс «Радиан», имеющий пилотажно-навигационный профиль, предназначен для обеспечения пилотирования в автоматическом режиме, взаимодействуя с другими системами. Комплекс «Радиан» в своём составе имеет:

  • устройство, обеспечивающее автоматическую стабилизацию и управление летательным аппаратом – автопилот;
  • информационный комплекс вертикали и курса, обеспечивающий измерение и выдачу потребителям углов крена;
  • информационные комплексы высотно-скоростных параметров, разработанных на основе системы воздушных сигналов (СВС), используемые как в нерезервированном, так и в резервированном виде;
  • радиолокационную аппаратуру, представляющую измеритель скорости и угла сноса;
  • функция отображения местоположения летательного аппарата на карте;
  • магнитный компас;
  • радиолокатор, предназначенный для фиксирования точного уровня высоты полёта.

«Шквал-В» прицельный комплекс, используется в конструкции вертолёта для наведения управляемого вооружения. Им выполняется оборонно – поисковая функция.
Для управления вооружением на борту ударного вертолёта установлена система «СУО-800М».


В оснащении присутствует система «Ранет», предоставляющая пилоту навигационные и пилотажные сведения.

Система обороны

В систему обороны Ка-50 включены лазерные и радиолокационные приборы обнаружения облучения, дипольный противорадарный отражатель и тепловую ловушку, специальное пиротехническое устройство, которое при отстреле создаёт вокруг машины тепловую завесу, делая её невидимой для ракет с инфракрасной головкой наведения. Вертолёт оборудован системами пожаротушения.

Вооружение

На борту вертолёта установлен мощный комплекс вооружений, который способен поразить современный бронированный танк на расстоянии более 8 км.

Пушка

Конструкторы КБ Камова оснастили новую машину несъёмной одноствольной автоматической пушкой, которая использовалась на сухопутных боевых машинах разработки Тульского машиностроительного предприятия.

Калибр пушки 30 мм, питание ленточное. Орудие оснащено выстрелами двух видов: бронебойно-трассирующими и осколочно-трассирующими.

Пушка, показавшая отличную работу в условиях сильной запылённости, оказалась подходящей для вертолёта, разработка которого предполагала его действия на малых высотах.
Однако вес пушки значительно увеличивал вес вертолёта, нужно было найти подходящее для нее место. В итоге пушка была установлена в наиболее прочном и жёстком месте фюзеляжа, снизу, в центре масс. Пушка поражает цели на расстоянии в 4000 метров, исключая приближение в опасную зону действия ПВО вражеских сил.

Внутренние пилоны крыльев могут вместить специальный контейнер со встроенной двуствольной пушкой ГШ-23.

Управляемые ракеты

Основным вооружением вертолёта стали управляемые ракеты, взятые с сухопутных систем вооружения. Ракет «Вихрь» продукта Тульского КБ Приборостроения, размещаются на специально изготовленные подвижные конструкции, два комплекта по 6 штук.


Ракеты предназначались для поражения целей по направлению лазерного луча, без корректировки высоты полёта с дистанции 8 км. Ракеты рассчитаны на бронированные и сильно укреплённые объекты.

Предусмотрено дополнительное оснащение вертолёта подвеской тактической ракеты Х-25МЛ с лазерным наведением.

Неуправляемые ракеты и бомбы

На борту летающей «Акулы» имеются ракеты неуправляемые, четыре блока по двадцать ракет С-8 калибром 80 мм и два блока ракет С-5 с калибром 122 мм. На борту могут находиться так же авиабомбы фугасные, бомбовые рассеивающие кассеты, зажигательные баки.

Особенности аэродинамики вертолёта

Созданная в ОКБ Камова модель вертолёта, обладает уникальными аэродинамическим характеристиками, которые явились следствием оригинальной конструкции каждого блока:

  • увеличение скорости до 390 км/час;
  • способность перемещаться в горизонтальной плоскости боком и назад со скоростью около 80 км/час;
  • потолок полёта в статическом режиме составляет 4000 м;
  • динамический режим обозначен 5500 м;
  • скорость подъёма аппарата составляет 20 м/с;
  • общая реконструкция вертолёта позволила увеличить КПД несущей системы до 20%;
  • «Чёрная акула» обладает большей маневренностью, благодаря соосной конструкции несущих винтов;
  • в режиме полёта соосная система создаёт более высокую устойчивость машины, исключает вибрацию на больших скоростях;
  • сохранение симметричности соосной конструкции обеспечивает возможность посадки и подъёма машины с очень ограниченных по площади участков, невзирая на силу ветра.

Боевое применение

С началом боевых действий в Чечне в 1999 году, было решено проверить возможности Ка-50 в реальных условиях боя, в сложном горном рельефе.


Была сформирована боевая ударная группа (БУГ), состоящей из двух вертолётов Ка-50, вертолёта Ка-29, функция которого заключалась в ведении наблюдения и целеуказания.
Подготовка группы и перебазирование её в Чечню велась в условиях строжайшей секретности.

Война и горы сразу показали отличные ударные характеристики Ка-50 из всех видов вооружения, причём точность и кучность попаданий создавала ощутимую экономию снарядов. Ка-50 единодушно был признан «горным вертолётом».

Подтвердилось и высокое качество эксплуатационных характеристик вертолёта.

Полевые условия не помешали осуществить очень сложный ремонт повреждённой машины и вернуть её в строй.

Новая тактика целеуказания не с земли, а со специального командного пункта наведения на цель в виде специального цифрового сигнала, позволила наносить по боевикам неожиданные и точные удары.

Результаты работы вертолётных комплексов была отмечены высокая надёжность Ка-50, простота обслуживания и устранения боевых «ран» вертолёта. Отмечено превосходство Ка-50 перед традиционными вертолётами, имеющими одновинтовую схему.


Была отмечена простота пилотирования в условиях гор, высокая маневренность и живучесть вертолёта. Вертолёт Ка-50 чёрная акула комплекс получил путёвку в жизнь.

Модификации

Разработанная первая модель Ка-50 бала запущена в серию.

Ка-50Ш, второе название «ночной охотник» – представляет вариант машины для выполнения боевых задач не только в дневное, но ив ночное время.

Ка-50Н – полностью переоборудованная основная серийная модификация. Вертолёт оснащён приборами для работы в ночное время суток. Модификация отличается от основной модели дополнением в нижнюю носовую часть фюзеляжа прицельной инфракрасной системы «Самшит-50Т».

Версия Ка-50-2 чёрная акула «Erdogan» – представляет более совершенную модификацию Ка-50, оснащённую вооружением и электроникой, разработанной израильскими конструкторами.

Ка-50-2 исполнен для участия в тендере, который объявила Турция в 1997 году.

Тактико-технические характеристики

Новый ударный вертолёт Ка-50, созданный советскими конструкторами в ОКБ Крылов, поставлен на вооружение в 1995 году.


Новая машина имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • состав экипажа – 1 человек;
  • диаметр несущего винта – 1450 см;
  • длина корпуса вертолёта – 1350 см;
  • высота – 490 см;
  • ширина с учётом размера крыльев = 730 см;
  • масса вертолёта – 7000 кг;
  • общая масса вертолёта с грузом – 10000 кг;
  • максимальный вес вертолёта с грузом – 1811 кг;
  • высота статического потолка – 4000 м;
  • высота практического потолка – 5000м;
  • дальность полёта со стандартной нагрузкой – 460 км;
  • два двигателя Камова ТВ3-117ВМА, мощность 2260люсх2 л. с;
  • вертикальная скорость подъёма – 10 м/с;
  • крейсерская скорость – 270 км/ч;
  • скорость в горизонтальном полёте – 310 км/ч.

Перспективы

Ка-50 – уникальный вертолётный комплекс, создатели которого наградили машину большими возможностями. 15 различных модификаций, на основе первой модели, нашли применение в эскадрильях России.


Ка-52, модификация, кабина которой рассчитана на двух пилотов. Конструкторы не отказались от соосной конструкции несущих винтов. Функции пилотов строго распределены: на одного пилота возложено пилотирование комплекса, второй пилот держит под контролем системы вооружения и текущую обстановку боя.

В последующих модификациях, при сохранении основных уникальных технических и лётных характеристик, добавлены новые системы, позволяющие использовать вертолётные комплексы в более широком диапазоне.

Многие страны имеют совершенные технологии в производстве автомобилей, самолётов, но вертолёты – это приоритет нескольких стран. На примере «Чёрной акулы» можно быть уверенным в настоящих и будущих успехах российского вертолётостроения.

Видео

Поделиться