Профессиональная и социальная мобильность будущего специалиста. Трудовая мобильность. Профессионально-квалификационная мобильность кадров

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Попова Светлана Владимировна

E - mail : umnica 2006@ mail . ru

Бажутова Лариса Николаевна

преподаватель СТПТ, РФ, г. Самара

THE MAIN ASPECTS FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY

Popova Svetlana

, Russia, Samara

Bazhutova Larisa

teacher in GBOU SPO “Samara Technical College of Industrial Technologies” , Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «профессиональная мобильность», представлены её основные виды, выделены внешние и внутреннее факторы.

ABSTRACT

The article considers the concept of «professional mobility», presented the main types, allocated external and internal factors.

Ключевые слова: профессиональная мобильность; факторы; виды.

Keywords : professional mobility; factors; types.

Социально-экономические изменения, которые произошли в настоящее время в России и позиция правительства, стремящаяся увеличить количество рабочих мест на заводах и предприятиях, в корне изменили требования работодателей к своим специалистам. Новые требования декларируют, что на рынке труда сегодня востребован специалист профессионально компетентный, мобильный, конкурентоспособный, ответственный, готовый к активным действиям по приобретению, изучению, анализу и передаче профессионально значимой информации, способный к принятию решения и оценке его эффективности, умеющий чётко проектировать свою деятельность, стремиться к саморазвитию и осуществлять дальнейшее самообразование.

К началу 90-х годов XX века понятие «профессиональная мобильность» становится предметом целенаправленных научных исследований в педагогике. В 2001 году в глоссарии терминов профессионального образования и рынка труда под мобильностью понимается способность человека адаптироваться к новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы или сферу деятельности .

В результате результатов проведённых исследований российскими и зарубежными учёными было выделено несколько видов мобильности: социальная и профессиональная мобильность, культурная мобильность, образовательная мобильность, академическая мобильность, конструкторская мобильность, трудовая мобильность и т. д. В наши дни профессиональная мобильность чаще всего рассматривается, как способность работника изменять свою профессиональную деятельность внутри предприятий, развивать навыки приобретения опыта работы, карьерного роста и подготовки и переподготовки персонала.

Авторами статьи под профессиональной мобильностью специалиста понимается: его способность и готовность к изменениям, быстро, успешно и наиболее эффективно адаптироваться к новым технологическим условиям труда путём овладения новыми техническими средствами и новейшими технологическими процессами, наиболее быстро и эффективно перестраивать профессиональное содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда; быть готовым к смене профессии; иметь желание постоянно повышать свою профессиональную компетентность, приобретая самостоятельно недостающие знания и умения. Необходимо отметить, что базой для успешного формирования профессиональной мобильности, главным образом, является высокий уровень профессиональных знаний и владение системой обобщённых профессиональных приёмов и методов решения поставленных задач, а также умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность определяется социально-экономическими и социально-культурными факторами. К социально-экономическим факторам относятся: географическое положение места проживания, плотность населения, удалённость от крупнейших промышленных и научных центров страны; возрастной состав лиц с высшим и среднеспециальным образованием и их распределение по различным областям производства. Социально-культурная группа факторов выражается качеством образования в общей системе средних и высших профессиональных учебных заведений различного профиля, традиционная престижность различных профессий, характерная для данной территории. Таким образом, общими факторами, определяющими профессиональную мобильность современного человека, можно выделить следующие: быстрое изменение социально-культурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности людей, глобализация основных сфер производства, усиление зависимости профессиональной карьеры от образования, усиление скорости старения знаний, появление новых информационных потоков, рост зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамическое развитие рынка профессий; постоянные трансформирования статуса многих профессий и д.р.

Выделим внешние и внутренние факторы, влияющие на профессиональную мобильность (см. таблица 1).

Таблица 1.

Факторы, влияющие на профессиональную мобильность

В то же время наибольшее влияние на профессиональную мобильность оказывает «внутренний ресурс» человека, который является чётким индикатором изменений его уровня жизни, отвечая за то - способен ли человек сменить профессию ради улучшения качества своей жизни или он готов «плыть по течению», избегая каких-либо сильных перемен. Стремление человека быть профессионально мобильным очерчивается в первую очередь достигаемым им статусом в обществе, который с одной стороны, влияет, а с другой - зависит от его внутренних ценностно-ориентационных установок и мотиваций, формирующихся под влиянием внешних факторов.

Список литературы:

  1. Психологический словарь /Педагогика-Пресс // 1997. - 440 с.

Педагогические науки/4

Нужнова С. В.

Троицкий филиал Челябинского государственного университета

Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности

Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-ые годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Д. В. Чернилевский, указывая на необходимость замены, при определении профессиональной мобильности, понятий о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, предлагает заменить их более полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

Возникает закономерный вопрос, что же лежит в основе этого многогранного понятия? Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии .

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс , А. Шелтон ) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

В настоящее время Российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций, дополнив её понятием ключевых компетенций. Э. Ф. Зеер в своих работах обосновал профессионально обусловленные структуры деятельности и личности специалиста. На основе этих исследований определил структуру ключевых квалификаций, отражающих общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста и ключевых компетенций характеризующих межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного . Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко ) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

Обобщая результаты теоретических исследований, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность – это интегративное качество личности, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниевую основу профессиональной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности сформированное на основе рефлексии готовности к профессиональной мобильности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, формирование установки на самоактуализацию , установки на оптимистическое восприятие действительности, смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность , дивиргентность , критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, общепрофессиональных знаний, профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний.

При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебно – профессиональной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантоности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими , умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.

Название

Адрес получателя

e -mail

Дата платежа и платежное поручение

Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Педагогические

н ауки / 4.

Проблема подготовки специалистов

Legneva _nv @mail .ru

4.04. 2005 г. п п 0090

Нужнова С. В.

ул.Р азина 33 кв.21

г.Т роицк

Рабочая сила в России - одна из самых образованных в мире, особенно если сравнивать ее со странами, имеющими сопоставимый уровень дохода на душу населения. Однако для того, чтобы нам в полной мере использовать этот потенциал, нужно повысить профессиональную мобильность рабочей силы. В современном мире нужны не просто образованные работники, а работники, могущие и желающие учиться и приспосабливаться к новым условиям. Профессиональная мобильность является, пожалуй, даже большей проблемой для России, чем географическая. В нашей стране достаточно хорошо развита система школьного и высшего образования, но не система повышения квалификации и переквалификации. В результате наш рынок труда достаточно инертен и не способствует быстрой реструктуризации экономики. Единственное исключение - это переход на работы, не требующие серьезной профессиональной подготовки, скажем, в челночную торговлю.

Повышение профессиональной мобильности необходимо России не только для того, чтобы преодолеть негативный эффект от реструктуризации экономики, но и для того, чтобы успешно развиваться в будущем. Как мы уже отмечали выше, современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникает очень часто, а технический прогресс почти полностью меняет представление об условиях труда в старых отраслях. В результате, даже на протяжении жизни одного поколения, могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно, и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. В современной глобальной экономике, чтобы не отставать от конкурентов, недостаточно идти - нужно бежать, а чтобы перегонять их, необходимо бежать очень быстро. Те страны, в которых профессиональная мобильность рабочей силы высока, могут быстро развиваться, не испытывая продолжительных экономических катаклизмов, тогда как в более инертных странах возможны серьезные задержки и отставания в развитии в случае недостаточной мобильности трудовых ресурсов.

В качестве примера можно привести опыт штата Массачусеттс США и опыт Валонии - французской части Бельгии. В конце 60х годов, Массачусеттс столкнулся с проблемой необходимости серьезной структурной перестройки своей экономики, поскольку традиционная для этого штата отрасль - обувная, перестала быть конкурентоспособной. Эта проблема была успешно решена за счет использования научного потенциала штата, в котором находятся два ведущих американских университета - Гарвард и Массачусеттский Технологический Институт. В результате, в 90е годы Массачусеттс стал одним из наиболее успешных американских штатов, второй Силиконовой долиной, с очень высоким уровнем жизни и рекордно низким уровнем безработицы - чуть больше 1%. С подобными же проблемами в послевоенные годы столкнулась и Валония, где неконкурентоспособными стали традиционные металлургические отрасли. Однако, из-за невысокой профессиональной мобильности населения, Валония не смогла быстро перестроиться, сталкивается сейчас с серьезными экономическими проблемами и даже отстала от традиционно менее развитой голландской части Бельгии - Фландрии.

Существенный вклад в рост профессиональной мобильности внесет реализуемая в настоящее время реформа образования. Стратегия правительства вполне адекватна, Единственный недостаток стратегии реформы - ее изолированность. Необходимо увязать профессиональную мобильность с географической, например, выдавать ваучеры (ГИФО) на образование, которые работники, покидающие депрессивные регионы, могут использовать для оплаты своего переобучения. нужно только ускорить ее выполнение. В данном вопросе промедление смерти подобно - Россия может оказаться по ту сторону расширяющегося цифрового водораздела. Главное - это изменить восприятие образования как отрасли социальной сферы и рассматривать ее как отрасль производства знаний . Конечно, образование - необычная отрасль, в ней существенна экономия от масштаба и специализации, ее продукт характеризуется внешними эффектами, в ней крайне важна сертификация качества. Поэтому образование необходимо регулировать, но именно как производственную отрасль: налогами, мониторингом качества, контролем над консолидацией и обеспечением разумной конкуренции, обеспечением равных прав всех образовательных предприятий независимо от источника финансирования и формы собственности, введением современных структур корпоративного управления в государственных учебных заведениях.

Профессиональная мобильность должна иметь серьезную информационную поддержку, а значит, опираться на информационную мобильность. Обеспечение широкого доступа к интернету существенно изменит спрос на образовательные услуги: люди будут более полно представлять себе свои возможности и потребности. Развитие географической мобильности сделает профессиональную мобильность более эффективной (так как промышленность географически концентрированна, получение образования и смена специальности очень часто сопряжены с переездом). Именно недостатком информационной и профессиональной мобильности объясняется в первую очередь то, что, несмотря на сильную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок. В развитых странах, каждый дополнительный год образования дает при прочих равных увеличение зарплаты на 10% (США), в успешных переходных экономиках (Чехия) этот показатель после падения в начале реформ уже увеличился до 7% и продолжает расти. В России он по-прежнему остается на уровне 4%. Однако, одной только мобильности трудовых ресурсов недостаточно - трудовая мобильность должна опираться на корпоративную мобильность и мобильность капитала.

За стремительным развитием общества следует появление новых позиций. Увеличивается скорость и частота социальных перемещений индивидов. Для обозначения и разделения на виды этих передвижений возникла необходимость в трактовке, названии этого процесса.

Понятие «социальная мобильность» ввёл известный социолог из России, а также признанный основатель американской социологии, П. Сорокин в 1927 году. Он выделил институты, которые осуществляют отбор для перемещения в другие позиции. К ним относятся: семья, школа, церковь и профессиональные организации. Семья и школа тестируют общие свойства индивидов, которые пригодятся им, чтобы выполнить множество функций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Профессиональные организации интересуют специфические качества индивидов, которые пригодятся им для успешного выполнения специальной функции в той или иной профессии (голос для певца и т.п.). .

Этот термин стал привлекать всё больше внимания у социологов и каждый определял его по-своему. Рассмотрим некоторые подходы. Так, марксистская концепция опиралась на социально - классовую структуру и экономический критерий. .

М. Вебер, как представитель немецкой школы социологии, в противовес этому утверждал, что социальное положение не всегда определяется наличием собственности и предлагал расширить критерии стратификации. Так как на социальный статус также оказывают влияние власть и престиж. .

Итальянские социологи: Вильфредо Парето и Гаэтано Моска рассматривали общество как систему, которая находится в состоянии нестабильности, протекает процесс нарушения и восстановления равновесия, в связи с этим в процессе взаимодействия между членами общества происходит круговорот элит. .

Функционализм Т. Парсонса, Л. Уорнера, Б. Барбера и других представителей этого направления считается одним из основных принципов современных стратификационных концепций. Они рассматривали социальное неравенство как необходимый элемент для сохранения общества, взаимозависимые элементы которого, находятся в равновесии. Комплексный, системно - структурный подход является адекватным принципом исследования профессиональной структуры населения современной России и процессов социальной мобильности в ней. .

В теории мобильности американских социологов С. Липсета и Г. Зеттерберга суть заложена в цепочке: «Наука - Техника - Производство - Общество - Человек».

У французского социолога П. Бурдье действующим субъектом выступает агент, который находится в каком-то поле и может взаимодействовать в любом пространстве. От рождения он наделён привычкой, то есть габитусом. Это система порождает практику у агента. Учитывая все свои привычки, он борется за капитал, это, чего мы хотим достичь (деньги, образование, культурный уровень, принадлежность к какой- либо группе, имя). Социализация происходит в процессе формирования габитуса, на который влияют образование и воспитание. Социальный опыт накладывает отпечатки на габитус, а именно преобразовывает товары и определённые слои. Потребление- демонстрация социального статуса. Это символическое действие.

Поле - это автономная сфера деятельности. Поля бывают двух типов:

1) глобальные - те, которые охватывают всю социальную реальность (политические, экономические);

2) частные - фрагменты социальной реальности (образование, религия, искусство).

В каждом «поле» есть свой капитал (набор призов). Все агенты играют в «поле», чтобы выиграть приз. Тот, чей габитус наиболее адекватен, тот и выигрывает. Общество - это игра, где все играют по определённым правилам, получают призы. Общество предполагает вовлечённость в игру. Агенты в разных полях мало интересуются друг другом. Каждый из нас может играть в разных полях, в каждом поле свои призы. Капиталы могут обесцениваться, в связи, с чем нужно переходить из капитала в капитал. Таким образом, социальный мир, в его концепции, - это борьба. Французский социолог с помощью разделения труда создаёт дистанции между людьми, а, следовательно, и иерархию. Так и появляется структурированное общество. .

Американские социологи, Д.Белл, А. Тоффлер говорят о мобильности уже в постиндустриальном обществе. Ведущая роль отдаётся знаниям и информации. Экономическая работа Д. Белла «Капитал 21 века» описывает смены различных профессиональных полюсов и показывает постоянную гонку за профессиональным ростом. Создатель теории постиндустриального общества говорил, что мы находимся в конце исторического пути. История теперь всецело не сводится к экономике, как было в марксизме. Общество больше не нуждается в наличие универсальной парадигмы. Мы стоим на этапе завершения истории. . Поменялись стремления людей, которые стали сводится к «цивилизации» и «демократии», а вслед за ними и масштаб идей и возможных событий. Многообразие ситуаций воспринимается как вполне ожидаемое явление, чего не было ранее. Это многое способно изменить в современном мире. .

Тоффлер говорит о «профессиональных родителях»- высококвалифицированных и дипломированных личностях. А также в постиндустриальном обществе появляется географическая мобильность людей. Перемещения обретут массовый характер и затронут все слои населения вне зависимости специфики профессии (военные, ученые и преподаватели, некоторые категории менеджеров, и т.п.). Развитие профессионализации, по мнению учёного, размоет основы бюрократии внутри организации.

Специалисты будут привязаны к своей профессии, а не к организации, в которой они существуют. .

Концепция, выдающегося британского философа и социолога польского происхождения, З. Баумана говорит о доступности и недоступности мобильности. Социальное пространство можно сконструировать благодаря мобильности. У человека теряется контроль над собственной судьбой, возрастает неопределённость бытия. Людям преподносят эту неопределённость как благо, как лучший вариант из возможных. Приспосабливаясь к изменившимся условиям жизни, люди сами отрицают стабильность и длительность как залог нормального существования. Пересмотр ценностей, который выражается в отказе от достижения долгосрочных целей и задач. Теряется значение социальной устойчивости. Человек ценит окружающих в качестве объектов, которые способны удовлетворить его потребности. Неуверенность в будущем порождает бедность, неравенство, безработицу. Человек не способен с той же скоростью, с какой меняются потребности производства, осваивать новые знания и навыки, которые пригодятся в дальнейшей работе. Снижается прежняя ценность образования и возникает дифференциация между людьми в зависимости от их умений. Мы живём в обществе риска. Условия, в которых нам придётся достигать своих целей, изменчивы. З. Бауман занижает степень изменчивости и мобильности. .

Существует множество определений понятия «социальная мобильность». Под социальной мобильностью, как правило, понимают изменение статуса, положения в обществе, передвижения. В связи с этим следует иерархия, разделение людей на группы в зависимости от перемещений. Будем использовать это определение: «Социальная мобильность - переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую». . Существуют как минимум две причины для наличия в обществе социальной мобильности:

1 Изменения в обществе влекут за собой видоизменение процесса труда, подрывая прежние статусы и создавая новые.

2 Несмотря на то, что образование в большей степени доступно для элиты, это не исключает вероятности наличия талантов у низших слоёв населения, поэтому высшие слои непременно пополняются одарёнными личностями из людей другого статуса.

Классификация социальной мобильности П. Сорокина универсальна и подходит к рассмотрению профессиональной мобильности. Различают две формы: горизонтальная мобильность (перемещения происходят на одном уровне) и вертикальная мобильность (передвижения по разным социальным уровням). Последняя бывает восходящей (резкий скачёк, подъём по должности, статусу) и нисходящей (спуск).

Нужно отметить, что движения могут быть как индивидуальными, так и групповыми, когда перемещаются коллективно, классы, социальные слои, например, под влиянием исторических событий (революции, войны).

Структурную мобильность от добровольной отличает то, что она вытекает из изменений структуры общества, в отличие от добровольной, которая протекает по собственному желанию.

Факторы социальной мобильности:

Экономическое развитие;

Система общественного устройства;

Исторический тип стратификации;

Демографические факторы (пол, возраст, рождаемость, смертность, брачность, разводимость);

Место жительства;

Миграция;

Социальное положение и статус родителей;

Образовательный потенциал;

Национальная принадлежность;

Умственные и физические способности;

Личностные качества (инициативность, мотивация, честолюбие, коммуникабельность);

Передовые технологии;

Войны и революции.

Профессиональная мобильность является разновидностью социальной мобильности. Под профессиональной мобильностью мы понимаем способность и возможность быстро переключаться на другой вид деятельности, возможность переквалификации. Изучением ещё одного феномена, такого как

«профессиональная мобильность» занимались Э. Дюркгейм, М. Вебер. В 70 - е годы XX века отечественные учёные считали профессиональную мобильность предметом социальной стратификации общества. С 80- х годов XX века принято разделять понятие «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность». Сейчас уже бесспорно рассматривают профессиональную мобильность как предмет отдельного изучения.

Обратимся к исследованию этого термина в современной социологической науке. Известными социологами XX века, Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковым, создано теоретическое учение, в котором проведён анализ трудовой карьеры специалиста и исследованы механизмы смены деятельности. . В трудах И. О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова профессиональную мобильность рассматривают с точки зрения профессионального самоопределения выпускников, их адаптации на рабочем месте, готовности к повышению квалификации, стремления к поиску работы. . Современные учёные под профессиональной мобильностью рассматривают не только способность изменить вид деятельность и место, но и умение самостоятельно принимать решения и видеть нестандартные выходы из ситуаций, которые позволяют повышать уровень квалификации и профессионализма, а также быстро ориентироваться в новой образовательной, национальной, социальной, профессиональной среде. Особенно ценно в персонале умение посмотреть на ситуации, касающиеся профессиональной деятельности по - новому, отбросив сложившееся стереотипы. Для этого требуется креативность личности, быстрота принятия решений, высокий уровень адаптации, готовность к постоянной смене внешних факторов, высокий уровень знаний, обучаемость, владение профессиональными приёмами, а также активность личности и стремление к движению, что отмечено в работах З. А. Решетова, А. М. Столяренко.

С.Е. Каплина считает, что динамика общественной жизни даёт возможность реализовать свои профессиональные возможности в любой сфере социальных отношений. .

Психологи Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. уделяют много внимания профессиональным знаниям, владению приёмами и умению их применять по назначению. Наличие перечисленных способностей является основой профессиональной мобильности. .

О.М. Дементьева объясняет «социально - профессиональную мобильность» как умение быстро преобразовывать деятельность, переквалифицироваться и при всём этом успевать реализовывать поставленные цели и профессиональные способности. Другими словами, это перемещение работника в социально - профессиональной структуре общества, где выделяются следующие критерии:

субъективный - коммуникабельность, открытость, адаптация, реализация себя на рабочем месте;

профессиональный - знания, опыт, готовность к риску, конкурентноспособность;

деятельный - наличие мотивации у работников, составление программ и нахождение путей реализации, совершенствование своей работы, ведение деятельности в нестандартных ситуациях, умение брать ответственность на себя за принятие решений. .

По мнению Ю.Ю. Дворецкой, профессиональная мобильность - это один из механизмов адаптации личности, который неразрывно связан с субъективной направленностью личности, характеристиками такими как, активность, самореализация, саморегуляция, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. .

Зарубежные исследователи (Д. Мартенс, А. Шелтон) считают, что в основу профессиональной мобильности должны быть заложены «ключевые квалификации», выходящие за рамки своей специализации. Это подготавливает работника к смене деятельности.

Российские учёные дополняли это понятие, сделав его более конкретным, с помощью наличия у человека «ключевых компетенций». Э. Ф. Зеер, специалист в области психологии, в своих трудах раскрыл и доказал структуру деятельности, которая зависит от профессионального выбора и личностных характеристик специалиста. Для адаптации и продуктивной работы в различных деловых сообществах и сферах деятельности человеку необходимы межкультурные и межотраслевые знания. .

Отметим, что развитие профессиональной мобильности в 90-е годы XX века было направлено на получение заработка, гонка за материальными ценностями. В 2000-е годы представление поменялось, профессиональная мобильность основывалась на повышение образования, потребность в постоянном обновлении знаний. Вуз был привязан к профессиональной мобильности. В наше время мы возвращаемся по кругу в тенденции, существовавшей в 1990 - годы. В новой парадигме компетенции, необходимые для профессиональной мобильности, заложены в образовательный процесс в течение жизни и трудовой деятельности. Молодёжь сталкивается со сложной системой, которая представляется от форм повышения квалификации до вузовского образования.

Профессиональная карьера играет особо важную роль в социальной мобильности личности. Профессиональная карьера - это осознанный, продуманный путь, направленный на достижение целей, повышение авторитета, развитие способностей, учитывая свои физические, умственные и психологические особенности, а также устойчивость работы в данной среде и сфере деятельности. Социальная карьера может складываться внутри одного поколения - внутрипоколенная мобильность, а также между поколениями - межпоколенная мобильность.

Вертикальная профессиональная мобильность - карьерный рост в пределах своей профессиональной деятельности. Горизонтальная профессиональная мобильность - накопленная профессиональная база (опыт, квалификации, знания). Она может быть явной, то есть подтверждение сертификатами и дипломами или латентной, а именно, самообразование.

Проблемы перемещений индивидов вытекают из следующих аспектов:

Нестабильность социального статуса. Возможность быстрого подъема и спуска по должности;

Разные сферы деятельности родителей и ребёнка могут повлечь проблемы, несовпадение взглядов на жизнь.

Однако исследователи уверенны, что социально - профессиональная активность человека гарантирует высокий показатель степени социализации личности. Она не только выражается в приспособлении к иным профессиональным условиям, но и способствует их изменениям. Показатель активности отражает степень изменения этих условий, показывает мобильность специалиста в профессиональной сфере. Происходит развитие человека, а именно осознание качеств и черт характера. Постоянные изменения в обществе призывают человека к деятельности, в процессе которой он преобразовывает себя и окружающую социальную и профессиональную среду.

Конспект урока: «Социально-профессиональная мобильность »

Тип урока : изучения нового материала

Вид урока : лекция с элементами беседы

. Цели урока:

Личностные:

    Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;

    Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;

    Формировать ценностные ориентиры учащихся.

Метапредметные:

    Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;

    Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

    Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;

    Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;

    Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.

Предметные:

    Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.

Методы и приёмы:

    элементы проблемного обучения,

    беседа с элементами дискуссии,

    исследовательская работа с документами, анализ документов,

    использование информационной технологии.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    социальная и профессиональная мобильность

  • сословия,

    каналы социальной и профессиональной мобильности,

    маргиналы.

Оборудование урока:

    раздаточный материал в виде фрагмента текста,

    компьютер,

    мультимедийное оборудование.

План урока:

1.Организационый момент(10 мин).

    Актуализация знаний

    Постановка проблемы

    Сообщение новой темы, цели и плана урока

2. Изучение нового материала - (15 мин), (беседа, проблемный метод, исследовательская работа, анализ документов)

3. Закрепление нового материала - (12 мин), (информационные технологии)

Выполнение заданий:

    Разминка,

    « Встречают по одёжке…»,

    Задание на определение титулов,

    Просмотр фрагмента мультфильма «Чиполлино»,

    « Старые песни о главном…»,

    Решение задачи.

4. Подведение итогов работы на урока. Рефлексия (5мин).

9. Домашнее задание(3 мин).

Ход урока

    Организационный момент.

На прошлом занятии мы с вами изучили п рофессиональное разделение труда, многообразие и непрерывность процесса разделения труда, термины профессия, специальность, квалификация. А сегодняшний урок я хочу начать с просмотра фрагмента мультфильма.

    Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)

    О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)

    Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)

    Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)

    Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)

    Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)

Сегодня нам предстоит познакомиться с такими понятиями, как социально-профессиональная мобильность, способность к перемене труда, социально-профессиональные перемещения

2.Изучение нового материала.

На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Само слово стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere . Стратификация – stratum (лат.) – слой fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества. Термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:

    Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;

    Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;

    Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;

    Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;

    Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;

    Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;

    Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.

    Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)

    Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.

Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.

Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)

    Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)

Обращение к учащимся.

    Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2026 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)

    А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)

    А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.

Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение. Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса. Статус – положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.

Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.

Рабочий классразвитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйствен­ных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.

Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. от лат. margo - край.

Сущность социальной мобильности

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

Социальная мобильность - это изменение положения индивида в стратификационной системе. Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

1.Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую. По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности. Вертикальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу - нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом). Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак

2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (Например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современной России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).

Исторические типы стратификации

Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. В Соединенных Штатах, Южной Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей. В Риме, где правящие группы имели невысокое мнение о торговле, рабы иногда становились очень богатыми благодаря их деловой активности, а некоторые богатые рабы имели даже своих рабов. В Древнем Риме в самом низу социальной лестницы находились те, кто работал на плантациях или рудниках. Обращались с ними жестоко. Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев.

На смену рабству пришли касты, которые связывают чаще всего с культурой Индии. Термин “каста” не индийского происхождения, а португальского, означает род, “чистый род” – т. е. наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств, но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырех сословий - варн - в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Для 2-й касты в научной литературе принято индийское название кшатрии, для 3-й – вайшии.

Всю жизнь человек оставался в той касте, в которой родился. Особенно тяжелым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст. В наши дни в Индии деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони.

Следующей формой стратификации являются сословия. Сословия были частью европейского феодализма и представляли собой большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, "заступаться перед богом" за грешников. Все феодалы, кроме церковных, составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, т.е. прав, которые принадлежали только им. К так называемому "третьему сословию" относились слуги, свободные крестьяне, богатые горожане, торговцы, ремесленники, художники.

Проблемный вопрос: А в России сословия были? Какие?

Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие “класс” появилось в XVIII веке.

Класс, классификация - группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. Классы - «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты в другую запрещен, то общество – закрытое.

Анализ документов № 1 и №2.

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” / Работа вышла в свет в 1848г /

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

“Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Работа над определением “страта” и анализ документа № 3

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Закрепление нового материала:

Слайды презентации

1.Разминка:

    Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?

    Браки между представителями разных классов возможны?

    А переход из одного класса в другой?

    Назовите высшие сословия феодального общества?

    Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Кот в сапогах»

    Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ.

    Стабильность обществу придает средний или высший класс?

    Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их?

    Что появилось раньше сословия или касты?

    Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?

2.« Встречают по одёжке…»

У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.

Слайды презентации

3.Определите титул следующих известных в России политических фигур.

А. Суворов _______________ А. Невский _______________

Александр I _______________ М. Кутузов _______________

И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________

Л. Толстой _______________

4.Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”.

    Как в сказке показана стратификация общества?

Слайды презентации

5.Старые песни” о социальном.

Знаю милый, знаю, что с тобой.
Потерял себя ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной,
А к другому, так и не пристал.

Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
О, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

    Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?

По диким степям Забайкалья,
Где золото моют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Плетется с сумой на плечах.

    Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.

6.Решение задачи Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть, и верхушка (элита).

Задание . Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс, 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Подведение итогов урока.

Самооценка студентами своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

    Домашнее задание. Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!

    Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2022 году».

Поделиться