Классный час "здравствуй, весна". Классный час: "Весна, весна и все ей рады" начальная школа Классный час природа весной для начальной школы

Цель: уточнить имеющиеся у детей знания о приметах весны; развивать внимание, мышление, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : у учителя — рисунок-схема направления движения ручья, рисунок ветреницы дубравной; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель . «Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка».

Я прочла вам рассказ И. Соколова-Микитова «Тропинка» и предлагаю тоже отправиться на прогулку по весенней тропинке, чтобы посмотреть, какие изменения принесла с собой весна.

Итак, в путь! Идем по лесу не спеша, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Голубеет небо. Дует теплый ветерок. День приятный, ласковый. Солнце слепит глаза. Весна чувствуется пока только в воздухе. Может быть, тропинка выведет нас на какие-либо другие приметы весны. А пока давайте назовем слова, отвечающие на вопрос «какой?», подходящие для описания воздуха.

Ответы детей.

Примеры: чистый, прозрачный, свежий, бодрящий, морозный, влажный, сырой, холодный, теплый.

Справа сосны, слева ели,

Прямо пруд невдалеке.

Солнце. Тишь. Снега осели.

Кто-то слышен в лозняке.

Погодите... Неужели

Первый мартовский ручей?

В. Моспан

Учитель. Вот вам и новая примета весны — ручей! Первые ручьи очень говорливы, и у каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. Все они спешат к реке.

Посмотрите-ка, я срисовала направление движения встретившегося нам ручья.

Учитель показывает схему.

Что вам напоминает эта схема?

Ответы детей.

Расшифруйте пословицу о первом ручейке.

Запись на доске. Коллективная устная работа.

ЙЫВРЕП КЕЕЧУР — ЕНСЕВ ЙОНДОР

КОНЫС, А ЕМИЗ — КОНЫСАП.

Ответ. Первый ручеек — весне родной сынок, а зиме — пасынок. (Читаем каждое слово справа налево.)

Ответы детей.

Учитель. Продолжаем движение по тропинке. «С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней. Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он почистился и побежал по полянке искать еду. Ожил под теплым солнышком и огромный лесной дом-муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку». (По Г. Скребицкому.)

Пока тропинка ведет нас к опушке леса, давайте поиграем. Игра со словами заключается в том, чтобы на каждую букву слова ТРОПИНКА придумать название предмета или явления живой или неживой природы. Кто сделает это быстрее, тот победил!

Самостоятельная работа в тетрадях..

Пример

Тропинка вывела нас к опушке. И что же мы здесь видим? Это станет ясно из стихотворения.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

Давайте же скорее нарисуем подснежники — эти мужественные маленькие цветы, не побоявшиеся первыми выглянуть на белый свет из-под снега, тем самым известив нас о приходе весны. Под словом «подснежники» подразумеваются и мать-и- мачеха, и ветреница, и одуванчики. Но в это время на лесной опушке, куда привела нас тропинка, мы увидели, конечно же, ветреницу дубравную. Ее и нарисуем.

Учитель показывает изображение ветреницы дубравной.

Дети рисуют, разукрашивают. Обмен впечатлениями.

Во многих местах России этот цветок занесен в Красную книгу. Поэтому помните, что рвать охапками подснежники нельзя. Любуйтесь ими, не уничтожая.

А тропинка пошла мимо елей больших и маленьких. Только с ними никаких заметных перемен не происходит — зимой и летом одним цветом. Но они также радуются весне, как и мы.

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — елочки,

Тонкие иголочки.

И. Токмакова

Учитель. Как вы думаете, что могут слушать в эти весенние дни старые ели? О чем они могут разговаривать с внучатами? Расскажите.

Отклик детей.

Наша прогулка по тропинке заканчивается. Возвращаясь обратно, давайте поиграем в игру «Похлопаем — потопаем». Я буду произносить фразы. Если они как-либо связаны с весной — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

Зацветает верба.

Начинается ледоход.

Улетают на юг птицы.

На полях начинается сев.

День становится длиннее.

У деревьев начинается сокодвижение.

Некоторые животные впадают в спячку.

Набухают почки на деревьях.

Цветет черемуха.

Наступает время сбора ягод.

Разливаются реки.

У школьников рождественские каникулы.

Прилетают с юга синицы.

Расцветает ландыш.

Появляются комары и мухи.

Часто идет снег.

Начинают петь соловьи.

Учитель . Вот мы и на месте. В заключение прочтите несколько весенних примет, из которых «убежали» гласные буквы.

Запись на доске

Ответ. 1. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай. 2. Апрельский скворец — весны гонец.

Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».


Идет матушка - весна, Идет матушка - весна, Отворяй – ка ворота Отворяй – ка ворота Первым март пришел, Первым март пришел, Белый снег сошел. Белый снег сошел. А за ним и апрель А за ним и апрель Отворил окно и дверь, Отворил окно и дверь, А уж как пришел май, А уж как пришел май, Солнце в терем приглашай! Солнце в терем приглашай!


«Весна стучится в окна» Весна – зажги снега, заиграй овражки! Весна – зажги снега, заиграй овражки! Вода с гор потекла, весну принесла. Вода с гор потекла, весну принесла. Увидел грача – весну встречай. Увидел грача – весну встречай. Ласточки прилетели – скоро гром загремит. Ласточки прилетели – скоро гром загремит. До первой грозы лягушки не квакают. До первой грозы лягушки не квакают.


Март В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали Богом весны… В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали Богом весны… Старое славянское название этого месяца сухий (сухой). Название малоснежного месяца с его первым весенним солнцем. Старое славянское название этого месяца сухий (сухой). Название малоснежного месяца с его первым весенним солнцем. «Февраль силен метелью, а март - капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником. Другое название марта – протальник, так как в марте появляются первые проталины. «Февраль силен метелью, а март - капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником. Другое название марта – протальник, так как в марте появляются первые проталины.










Апрель Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «водолей» и «березень», так как у берез начинается сокодвижение. Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «водолей» и «березень», так как у берез начинается сокодвижение.


Май Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее. Пребывают последние пернатые странники на места гнездований. Время звонкое, певучее. Пребывают последние пернатые странники на места гнездований. Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, Лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемух и рябин, - все это дало еще одно название маю – травень – цветень. Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, Лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемух и рябин, - все это дало еще одно название маю – травень – цветень.


Кроссворд Этот цветок получил свое название за то, что поселился на лесных опушках и в небольших светлых лесках, где снег весной тает прежде всего. Этот цветок получил свое название за то, что поселился на лесных опушках и в небольших светлых лесках, где снег весной тает прежде всего.


Кроссворд Это растение бывает и с белыми и с желтыми цветами. Оно обладает необычным свойством: нахмурится небо, соберется дождь, и цветы тут же закроются, а выглянет солнышко, цветы снова оживут, раскроются Это растение бывает и с белыми и с желтыми цветами. Оно обладает необычным свойством: нахмурится небо, соберется дождь, и цветы тут же закроются, а выглянет солнышко, цветы снова оживут, раскроются


Кроссворд Этот цветок получил свое необычное название, потому что в его цветках много сладкого сока – нектара. А еще у этого подснежника цветки окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи - совсем синие. Этот цветок получил свое необычное название, потому что в его цветках много сладкого сока – нектара. А еще у этого подснежника цветки окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи - совсем синие.


Кроссворд Цветки у этого растения совсем небольшие, собраны в нарядную кисточку. К этому цветку нужно относиться бережно так как, чтобы вырасти и зацвести ему потребуется несколько лет. Цветки у этого растения совсем небольшие, собраны в нарядную кисточку. К этому цветку нужно относиться бережно так как, чтобы вырасти и зацвести ему потребуется несколько лет. Викторина на тему «Весна» Викторина на тему «Весна» 1. Какой день по календарю считается началом весны? 1. Какой день по календарю считается началом весны? 2. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? 2. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? 3. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? 3. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? 4. Какие цветы первыми расцветают в наших краях? 4. Какие цветы первыми расцветают в наших краях? 5. Что вниз вершиной растет? 5. Что вниз вершиной растет? 6. В какой весенний день по календарю солнце бывает на небе ровно полусуток? 6. В какой весенний день по календарю солнце бывает на небе ровно полусуток? 7. Назовите первый весенний гриб. 7. Назовите первый весенний гриб. 8. В честь какого бога, древние римляне назвали март? 8. В честь какого бога, древние римляне назвали март? 9. За что цветок мать- и- мачеха получил такое название? 9. За что цветок мать- и- мачеха получил такое название? 10. Какое название носит народный праздник «Проводы зимы» на Руси, главное кушанье которого блины? 10. Какое название носит народный праздник «Проводы зимы» на Руси, главное кушанье которого блины? 11. Почему апрель в народе называют «березень»? 11. Почему апрель в народе называют «березень»? 12. В каком весеннем месяце бывают первые грозы? 12. В каком весеннем месяце бывают первые грозы? 13. Какая птица является вестником весны? 13. Какая птица является вестником весны?


Викторина на тему «Весна» 1 марта 1 марта Грязный Грязный Летучие насекомые Летучие насекомые Хохлатка, ветреница, гусиный лук… Хохлатка, ветреница, гусиный лук… Сосулька Сосулька 22 марта 22 марта Сморчок Сморчок Марс Марс Сверху листья гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые Сверху листья гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые Масленица Масленица У берез начинается сокодвижение. У берез начинается сокодвижение. В мае В мае Грач Грач

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень» Пристенского района Курской области

Классный час на тему:

«Весна, весна и все ей рады».

Подготовила учитель начальных классов

Рядных Людмила Николаевна

«Весна, весна и все ей рады»

Цель: формировать познавательный интерес к природе и живому миру Курского края. Прививать любовь к птицам и животным, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Презентация с изображением птиц, животных, фотографий времен года. Аппликации с изображением птиц.

Ход классного часа

Сколько света, сколько солнца

И синеют небеса.

Это в гости к нам приходит

Долгожданная весна.

Быстро снег на солнце тает

Ручейки спешат, бегут.

И подснежник расцветает,

Птицы весело поют.

О каком времени года идет речь?

Конечно о весне. Сегодня мы с вами поговорим о весне. Как изменилась природа с приходом весны, как встречают весну птицы и звери.

Звучит песня о весне. Конкурс «Узнай время года»

Назови времена года по перечисленным признакам.

    День стал короче ночи. Холодно. Выпал снег. Деревья стоят в инее. Дети надели теплые шапки и куртки.

Ответ: (зима)

    Жарко. Печет солнце. День длинный. Деревья в зеленом наряде. На лугах много цветов. Вода в реке теплая. Дети плавают и играют.

Ответ: (Лето)

    Стало заметно теплее. Тает снег. Бегут ручьи. С юга летят на родину птицы.

Ответ: (весна)

    Холодный ветер гонит серые тучи. Зачастили дожди. Поля и огороды опустели. Закончился листопад.

Ответ: (осень)

С приходом весны распускаются первые весенние цветы . Давайте вспомним какие первые весенние цветы распускаются весной?

(подснежники, ландыши)

О каком цветке идет речь?

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой. (ландыш)

Как вы думаете, можно ли рвать эти цветы? (нет)

Почему?

Да ребята,эти цветы занесены в красную книгу. Они находятся под нашей защитой. А служат они для красоты нашей природы. Радовать нас своими красивыми цветами и ароматным запахом.

О животных.

Какое животное в лесу просыпается с приходом весны? (медведь)

Андрей рассказывает стихотворение.

Без печали и тревоги

Спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…..

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил –

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Вылез он и видит: лужи, тает снег.

Пришла весна!

Шуба у медведя густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Зимой в берлоге рождаются 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. Молока немного – ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жита скопленного летом и особенно осенью.

Почему медвежата рождаются зимой?

Потому, что только в это время у медведя есть свой «дом»- берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует где придется.

О каких животных мы еще знаем, которые рады приходу весне? (Заяц, волк)

Живут на макушке

Дружные ушки

Вместе встают –

Утру салют!

Дружно дрожат,

Если боятся,

Рядышком спят

На спине у….(зайца)

Зайцу зимой очень трудно, а вот весной появляется сочная, зеленая травка, можно спрятаться под любым кустом.

Зайца можно назвать рекордцменом по скоростному бегу в наших лесах. Спасаясь от врагов он развивает скорость до 80 км/ч.

Потомство у зайцев появляется 3 раза в год. Зайчат первого выводка называют «настовиками», потому что они появляются, когда на снегу появляется наст. Летних зайчат называют «колосовиками» и «листопадничками».

Ученик читает стихотворение.

Физ. Минутка: прослушивание музыки со звуками птиц с закрытыми глазами.

Оживает природа

После зимнего сна:

Солнце ласково греет,

Наступает весна.

Кто прилетает к нам с наступлением весны? (птицы)

От куда они к на прилетают? (с юга)

Конечно же весной прилетают с юга к нам птицы.

Давайте вспомним какие птицы прилетают к нам весной? (Дикие утки, дикие гуси, ласточки, скворцы, аисты, цапли)

Они прилетают к нам весной, вьют гнезда, выводят своих птенцов.

Какую пользу приносят нам птицы?

Как нужно заботиться о птицах? (подкармливать, потому что они потеряли много сил, не разорять их гнезда)

Игра: «Докажи словечко»

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это?...(соловей)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно- бронзовый…..(скворец)

На шесте дворец,

Во дворце- певец,

А зовут его ….(скворец)

Эта птица – непоседа

Одного с березой цвета,

И какая с ней морока,

Коль весь день трещит…..(сорока)

Он украшен хохолком

И живет в дупле сухом

Знает весь лесной народ:

Что зовут его…..(удод)

Птичий путь далекий трудный, Во время перелета птицы часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Но над морями, горами и пустынями им приходиться лететь без остановок 2-3 км.

Аисты, журавли, ласточки летят днем. Трясогузки только ночью. Скворцы, соловьи и многие другие – и днем и ночью. Так совершается перелет птиц.

Давайте вспомним птиц нашего края.

Загадки.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик- чирик!». (воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….. (сорока).

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Спереди шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- черное суконце,

Снизу белое полотенце. (ласточка)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку..Ку-ку –

Не спит опушка.

А птицу эту звать …(кукушка)

О каком месяце стихи?

Послушайте стихи и скажите о каком они месяце.

Замер лес в прозрачном дымке

На деревьях тают льдинки.

С веток капает капель,

И слышна синицы трель. (март)

Снег сошел. Запахло трелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом. (апрель)

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит. (май)

Мы с вами вспомнили как встречают звери и птицы весну. Давайте теперь вспомним пословицы о весне.

Пословицы.

1.Весна водой богата.

2.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

3.Весенний день целый год кормит.

4. Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Приметы.

1.Если днем в апреле жарко, ночью прохладно – жди хорошей погоды.

2.Синие облака в апреле к теплу и дождю.

3.Если из березы много сока течет, то будет дождливое лето.

Пришел Федул – ветряк подул.

Что не хватает на картине с приходом весны.?

Задание – дорисуй картину . Давайте посмотрим, найдем и дорисуем то чего не хватает на рисунке чтобы пришла настоящая весна. (солнце)

Подведение итогов классного часа:

1.Что нового вы узнали?

2.Что вам понравилось?

Классный час во 2 классе

«Весна – чудесная пора»

Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением .

Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.

Ход классного часа:

Учитель:

Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:

Зеленоглаза, весела
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна».

Весна в нашей Воронежской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.

Ученик:

Ещё метет ночами вьюга,

Еще морозно поутру,

Но по-весеннему упруго

Березки гнутся на ветру.

Зима умаялась, устала,

Весна – красна идет во двор.

Подходит время вербам талым

Рядиться в праздничный убор. (Н. Грачев «Ледоход»)

Отгадайте, какой месяц весну начинает:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц...
(март)

Этот месяц начинает календарную весну.

Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.

Снегопад, зной, ледоход , листопад , капель , прилет птиц , вьюга, радуга , таяние снега , иней, увеличение долготы дня , метель , разрушение санного пути , ледостав.

Ученик:

Всем известно нам, конечно,
Что ходить не может лёд,
Но вчера на нашей речке
Был, однако -... (ледоход)

Ученик:
- О марте народ говорит:

Март морозом на нос садится.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Звучит романс С. Рахманинова «Весенние воды»

- Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.

Ученик:

Раззвонив капелью ликующей

О своем возвращенье домой,

Из-за всех морей существующих

Птиц приводит она за собой.

(Г. Лутков «Птицы»)

- Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

(Грач)

Ученик:

От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! -
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе

    О ком эта загадка?

На шесте - дворец, во дворце - певец.

(Скворец)

Ученик:
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело

(А. Барто «Скворцы прилетели»)

    Отгадайте следующую загадку:

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

(Жаворонок)

Ученик:

Прямо в пашне прячется застенчиво,
А вспорхнёт -
и целых полчаса,
Вроде окрылённого бубенчика,
Медленно
уходит в небеса.
Повисает точкой-невидимкою
И звенит над вашей головой,
Над полями,
Над прозрачной дымкою,
Над ковром ромашки луговой...
Льётся звон.
Столбы ровняют линию.
Трактора рокочут горячо.
А подпасок смотрит в небо синее,
Перекинув кнут через плечо.

(С. Смирнов «Жаворонок»)

21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим началом весны.

В конце марта в лесах Воронежской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны.

( Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)

- По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел...
(апрель)

Ученик:

Идет синеглазый и солнечный,

Идет нараспашку апрель,

Идет по дороге проселочной

И птицам дарует свирель.

(П. Касаткин «Апрель»)

Ученик:

- Народная мудрость гласит:

Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель с водой, май с травой.

Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, «Крылатые качели»

Ученик:

И от этого тепла

В наступленье рванулась весна –

Взрывы почек леса оглашают,

Всем по сердцу такая весна,

Потому что цветы побеждают.

(И. Мирошников «Подснежник»)

Учитель:

Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.

- Отгадайте, какие это цветы:

Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано!?
(Мать-и-мачеха)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

Ученик:

Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

(Т. Белозеров «Подснежники»)

Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли – не слышно. (Ландыш)

У Надежки две одежки:

То в розовом платье,

То в синем халате.

(Медуница)

Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.

Учитель:

    Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает...
(май)

Ученик:

- О мае народ говорит:

Май, май, да шубу не снимай.

Цветущий май – настоящий май.

Как в мае дождь, так и будет рожь

Учитель:

Страстный любитель природы нашей области Кирилл Ермолаев в своей замечательной книге «Лесные мгновения» называет весну порой обновления и очень тепло пишет об этом третьем периоде весны. В теплые майские деньки «расцвела черемуха, развернул листья ландыш, а лекарственная купена нарядилась в сережки, да такие красивые, что даже самые взыскательные женщины-модницы им позавидуют».

А теперь мы проведем игру «Продолжай не зевай!» на знание пословиц и поговорок о весне.

(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию.)

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Кто спит весною - плачет зимою.

Вода потекла, весну принесла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна днем красна.

Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Весенний день год кормит.

Матушка – весна всем красна.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Одна ласточка не делает весны.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной часом отстанешь - днем не догонишь.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Сегодня не тает, а завтра Бог знает.

Ветер снег съедает.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок

Учитель:

Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Весна с новой силой будит в нас сыновние чувства, умножает любовь к Родине.

Ученик:

Цветет над тихой речкой яблоня,

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз,

Какая Родина счастливая,

И это счастье – все для нас!

(В. Боков «О весне»)

Исполнение песни А. Пришельца, Д. Кабалевского «Наш край»

Учитель:

Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев, плодоносящих нив и полей.

Класс: 4

Классный руководитель: Базрова Б.Д.

Классный час на тему: «И это всё весна…» А. Фет.

Цель:

  1. С пособствовать созданию у учащихся образа весны.
  2. Ра звитие творческого воображения.
  3. Воспитание эстетической культуры.

Оборудование : ваза с букетом живых цветов; аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года- апрель».

Оформление доски : этимология слова весна-время, когда живётся весело; репродукция картин русских художников о весне.

Структура проведения:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа по группам.
  3. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об одном из прекрасных времён года- весне. Все мы прекрасно знаем, что такое весна. Сегодняшний классный час мне хочется начать со слов В. А. Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебрянных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи..». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядываеся в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков всего сущего. И тот познаётмир, полный удивительных и неожиданных открытий.

Сегодня мы с вами попытамсяоткрыть для себя весну, создать свой образ весны.

2. Подготовительный этап (вопросы и ответы).

(Классный час обращён к духовному опыту детства. Он режиссируется,как мастерская, потому обращаю внимание тому, чтобы создать на классном часу атмосферу творческой деятльности).

Вопросы:

Что значит для вас весна?

Сколько вёсен было в вашей жизни? Почему вы так считаете?

(Обращаю внимание на прямое и переносное значение этого слова).

Обсуждение ответов, обмен мнениями

(Звучит музыка П. И. Чайковского, под музыку учащиеся выполняют задание).

3.Работа по группам.

1группа-записывает ряд смысловых ассоциаций со словом весна.

2группа-записывает ряд созвучныхассоциаций со словом весна

3группа-творческая. Написать лирический этюд «Мои воспоминания о весне».

4. Анализ полученных результатов работы по группам.

(Учащиеся читают свои письменные работы, учитель активно слушает, отмечая вместе с учащимися наиболее яркие, оригинальные фразы и предложения).

Некоторые отрывки из этюдов:

«Весна для меня- нежнейший перелив противоположных пограничных состояний; грустно, потому что уходит зима, радостно, потому чтоприходит царство весны…»

«Весна- это весёлые бесформенные лужицы; весна- служанка Богини радости и счастья; весна- это мои грязные ботинки, но праздник моей души; весна- это естественное чудо природы».

Вывод: Ребята, оказывается вы внимательные наблюдатели, строгие эмоциональные судьи, ваш духовный опыт, несмотря на ваш малый возраст, разнообразен, эмоционален, интересен и богат.

Работа завершается совместной оценкой ответов учащихся.

Обращение к поэзии. Теперь, ребята, попытаемся сравнить ваши наблюдения и впечатления с восприятием этого времени года замечательным поэтом А.А.Фетом.

(А. А. Фет «Это утро, радость эта…»-читает специально подготовленный ученик).

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Этот крик и вереницы.

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и берёзы.

Эти капли- эти слёзы,

Этот пух не лист.

Эти горы, эти долы.

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист

Эти горы без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна.

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё весна.

У чащиеся ещё раз самостоятельно читают стихотворение. Вопросы для обсуждения составляют вместе с учителем.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Какие ассоциации вызывает оно у читателя?
  3. Как развивается образ весны?
  4. Какой мир содаётсяв стихотворении?

Учащиеся дают разнообразные ответы.

Наиболее оригинальные из них: «Каждое выражение Фета- картина», «Стихотворение проникнуто единым настроением радости», «Наступление весны для поэта- бесконечное наслаждение жизнью…»

5.Подведение итога.

При сопоставлении личных наблюдений, впечатлений о весне учащиеся пришли к выводу, что их чувства перекликаются с чувсвами и образами поэта. Каждый из них открыл в себе поэта. Вот некоторые из них: весна- это форма постижения истины; весна- это некий мир мечты о прекрасном; весна- это мир сбывающихся и несбыточных надежд; весна- это нечто прекрасное;весна- это сама жизнь.

Ребята, в нашей жизни всегда есть весна, надо уметь творить, мечтать, создавать прекрасное.

6.Домашнее задание.

Написать сочинение миниатюру «Моя весна».


Поделиться