Презентация в детском саду что такое эксперимент. Презентация на тему "экспериментальная деятельность старших дошкольников". Структура детского экспериментирования


Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно - речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведан - ное. Ему предоставляется, возможность самому найти ответы на вопросы. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).




Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность. Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно - проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.


Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть частью любого занятия (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)


Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Примерные цели экспериментирования.


Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: " Песок, глина, вода ", " Звук ", " Магниты ", " Бумага ", " Свет ", " Стекло ", " Резина " « Дерево » и т. д.)


Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности. - занятия; - беседы познавательно - эвристического характера; - знаково - изобразительные средства; - лабораторные работы; - киносеансы; - прослушивание аудиозаписей; - дидактические и развивающие игры, упражнения; - сюжетно - ролевые игры; - эксперименты и опыты; - рассматривание картин; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - экскурсии и целевые прогулки; - работа в уголках природы; - экологическая троп экскурсии и целевые прогулки; - акции добрых дел; - предметные недели; - кружковая деятельность; - конкурсы; - праздники, развлечения, вечера досуга; - театрализованная деятельность; - Дни открытых дверей; - диагностика развития детей.


Психологический комфорт Содержание Материалы меняются, находятся в свободном доступе Комплексно - тематическое планирование Интеграция ОО Педагог – партнер, всегда рядом Поддержание интереса Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата) Личностно – ориентированный подход Центры экспериментирования Развивающая среда Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования


Примерный алгоритм проведения занятия - экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия - экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.


1. Видеть и выделять проблему. 2. Принимать и ставить цель. 3. Решать проблемы. 4. Анализировать объект или явление. 5. Выделить существенные признаки и связи. 6. Сопоставлять различные факторы. 7. Выдвигать гипотезы, предложения. 8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 9. Осуществлять эксперимент. 10. Делать вывод. Алгоритм организации детского экспериментирования.


Формы фиксации опытов и экспериментов. Календарь погоды. Календарь природы. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно - ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Объемные изображения или игрушки. Отдельные буквы и слова. Натуральные объекты. Циферблаты. Записи звуков. Зарисовывание объекта. Схематическое зарисовывание. Использование условных знаков. Обведение объектов. Планы - схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки - прогнозы. Фотографирование. Запись воспитателя.




Организация мини - лабораторий в детском саду В мини - лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол « песок - вода » и емкость для песка и воды и т. д.)


Приборы и оборудование для мини - лабораторий 1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п. 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.


Работа по экспериментированию в младших группах. Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1. сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) 2. сравнивать сходные по внешнему виду предметы. 3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. 4. использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Младший возраст (примерный перечень) 1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер - сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РМО воспитателей старших групп. Тема: «Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» «Экспериментирование в детском саду » (из опыта работы) Воспитатель МБДОУ № 77 «Аистенок» Красова И.А. Мытищи, 2018г.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.

Дошкольники – прирожденные исследователи.

Цель и задачи экспериментирования: Цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. Задачи: углублять представления детей о живой и неживой природе; расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, флоры, электричества), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи. Накапливает фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ФЭМП Развитие речи Художественное творчество Труд Чтение художественной литературы Физическое воспитание Укрепление здоровья Познание ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Структура проведения эксперимента: 1. Постановка проблемы. 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение эксперимента. 4. Обсуждение увиденных результатов. 5. Формулировка выводов.

правила проведения опытов и экспериментов. Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться. Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим. Правило №3. На столах ничего не трогай без разрешения воспитателя. Правило №4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус. Правило №5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место. Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.

Эксперименты и опыты в д /с. С флорой С песком С водой Со статическим электричеством

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕСКОМ

Вопросы, которые нас интересовали: Всё ли мы знаем о песке? Для чего нам нужно знать, из чего состоит песок? Какие же свойства песка? Какого цвета песок? Можно ли из сухого или мокрого песка лепить? Можно ли на сухом или мокром песке рисовать? Может ли песок литься как струйка воды? Где и как люди могут использовать песок? Как можно играть с сухим и мокрым песком?

Сухой, тёплый, сыпется.

Песок состоит из песчинок.

Рисунки на сухом песке.

Рисунки сухим песком

Игра с мокрым песком. Игра с песком одна из забав для детей. В песке можно строить что угодно. Даже делая обычный куличик, можно придумать много игр.

Вывод. Сухой песок: сыпучий, видны песчинки, льётся как струйка воды, имеет цвет жёлтый, хорошо пропускает воду, из него нельзя лепить, на нём можно рисовать. Мокрый песок: не сыпучий, не льётся как струйка воды, темного цвета пропускает воду, из него можно делать куличи, на нем можно рисовать. Как же используют песок люди: в строительстве, полезно лежать на нем. Так же используют зимой – посыпают дорожки, и необходим для тушения пожаров.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВОДОЙ.

Вопросы, которые нас интересовали Три состояния воды: жидкость, лед, пар. Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который налита. Вода – растворитель. Вода может течь. Свойства льда и снега. Лед не тонет в воде, значит он легче. Изготовление цветных льдинок.

Три состояния воды: жидкость, лед, пар.

Вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Вода – растворитель.

Вода может течь.

Свойства льда и снега.

Лед не тонет в воде, значит он легче.

Изготовление цветных льдинок.

Выводы: 1. Вода может находиться в трех агрегатных состояниях. 2. Вода принимает форму того сосуда, в который налита. 3. Вода растворяет некоторые вещества, приобретая их цвет. 4. Вода может течь. 5. Снег и лед таят при высоких температурах. 6. Лед не тонет в воде, значит он легче. 7. Вода замерзает при низких температурах. Замерзшая вода имеет форму.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ФЛОРОЙ.

Вопросы, которые нас интересовали 1. Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). 2. Систематизировать знания о циклах развития всех растений. 3. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

Дети выращивали лук, тыкву, укроп, петрушку, кабачки. Подводим детей к пониманию того, что для роста растений необходим свет, вода, тепло.

ВЫВОДЫ Растение без воды, света и тепла жить не может. Семена – росток – взрослое растение. В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МИКРОСКОПОМ.

ВЫВОДЫ Кожица лука состоит из клеток, которые плотно прилегают одна к другой.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С о статическим электричеством.

Вопросы, которые нас интересовали Что такое статическое электричество? Что происходит при трении одного тела о другое?

ВЫВОДЫ Статическое электричество - одно из интереснейших явлений природы. Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд. Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный. Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. При трении одного тела с другим, оба тела приобретают способность притягивать к себе другие тела. Такие тела называют наэлектризованными или получившими электрический заряд.

В нашем детском саду нет чёткой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперимент - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Я стараюсь заразить детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным, потому что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми и общительными!

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.




В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; обогащение); расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов)


Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.










Опыты и эксперименты Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»



















В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы.





Цели экспериментирования:

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

Формировать у детей элементарные географические представления.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы: воспитателя первой квалификационной категории Ветровой Надежды Максимовны 2018 год Структурное подразделение "Детский сад" государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 посёлка городского типа Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности ДОУ является – экспериментирование. Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности воображения и мышления, быстрой ориентировки в пространстве, творческого подхода к решению больших и малых задач. Одним из ведущих видов деятельности в дошкольном учреждении является экспериментирование. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. По мнению академика Н.Н.Поддъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

« Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е. Тимирязев «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.» Сухомлинский В.А. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Цели экспериментирован ия: Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.) Формировать у детей элементарные географические представления. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Алгоритм подготовки эксперимента: 1.Выбор объекта исследования. 2.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы и т.д.) 3.Определение типа, вида и тематики эксперимента. 4.Выбор цели, задач работы с детьми. 5.Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки). 6.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 7.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.) 8.Прогнозирование результата. 9.Закрепление последовательности действий. 10.Закрепление правил безопасности.

Структура эксперимента: 1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте). 2.Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст). 3.Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования. 4.Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 5.Наблюдение результатов эксперимента. 6.Фиксирование результатов эксперимента. 7.Формулировка выводов.

Основное оборудование в уголке экспериментирования: приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, мох, шишки, перья, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: БЕЗОПАСНОСТЬ Для жизни и здоровья детей; ДОСТУПНОСТЬ ДОСТАТОЧНОСТЬ

Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. Я стараюсь создать условия для развития познавательной деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека. «Воздух» Задачи: Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений. Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Расширять и активизировать словарь детей. Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.

Задачи: 1.Познакомиться с историей открытия дрожжей 2.Узнать, какого вида бывают дрожжи. 3.Провести опыты, иллюстрирующие механизм действия дрожжей 4.Определить пользу дрожжей. 5.Ознакомиться с применением дрожж ей. «Из чего изготавливают дрожжевое тесто». Цель: выявить и показать экспериментально условия, при которых дрожжевое тесто начинает расти и подниматься, узнать, что собой представляют др ожжи.

«Вода» Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Активизировать природоведческий словарь ребенка. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Наливая в различные сосуды, вода приобретает форму.

«Что легче, что тяжелее». «Что из чего?» Задачи: Углублять представления о живой и неживой природе. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Цель: на простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми.

«Микробы» Задачи: 1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека. 2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека. 3. Развивать наблюдательность, умение заключать выводы и умозаключения. 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.

«Огонь» Задачи: С помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; Развивать умение наблюдать; Делать выводы; Воспитывать чувство ответственности, осторожность; Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать; Давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности. Цели: дать представление об огне, его пользе и вреде.

«Песок» Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Задачи: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. 3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка. 4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. 5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Задачи: Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы, овес, помидоры, свекла, салат, арбуз, дыня…); Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость. «Огород на окне» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини - огорода на подоконнике.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (я провожу опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы. В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, стараюсь способствовать развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Список использованной литературы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.» Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.» Г.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми.» Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.




























1 из 26

Презентация на тему: Экспериментирование в детском саду

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В каждом маленьком ребенке- Каждый новенький ребенок И мальчишке, и девчонке Вылезает из пеленок, Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду, Или даже полкило. И находится везде. Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчится, Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случится, А иначе он взорвется, Если что-нибудь случится Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

ФГТ Интегративное качество «Любознательный, активный» …интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Основные характеристики детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. 2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества. 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

№ слайда 9

Описание слайда:

обучение в рамках исследовательского подхода: с опорой на непосредственный опыт ребенка; расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активного освоения мира; детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности; создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

№ слайда 10

Описание слайда:

Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности: 1. Стимулирует интерес 2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка 3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата 4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений 5.Использует приемы РТВ

№ слайда 11

Описание слайда:

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения: 1.Видеть проблемы - интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. 2. Выдвигать гипотезы, строить предположения. 3.Задавать вопросы. 4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. 5.Классифицировать. 6.Наблюдать. 7. Делать выводы и умозаключения.

№ слайда 12

Описание слайда:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов

№ слайда 13

Описание слайда:

Последовательность детского экспериментирования: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Прогнозирование результата (старший возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

1 младшая группа Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

№ слайда 20

Описание слайда:

Старшая группа Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Описание слайда:

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

№ слайда 23

Описание слайда:

Задачи познавательно-исследовательской деятельности: Младший дошкольный возраст: способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта; формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

№ слайда 24

Описание слайда:

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; -активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; формируются трудовые навыки; укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Поделиться