Плановые и внеплановые проверки Роспотребнадзора: порядок и особенности проведения. Что проверяет Роспотребнадзор? Что проверяет роспотребнадзор по жалобе

В сфере государственного регулирования учреждениям, осуществляющим проверки по качеству выполнения своих функций организациями, отведена особая роль, которая основывается на защите прав людей.

Такое ведомство, как Роспотребнадзор, совмещает в себе несколько направлений деятельности:

  • контроль санитарно-эпидемиологического состояния в сфере здравоохранения, обслуживания, строительства, промышленности, медицинских учреждениях, образовательных организациях, продуктовых магазинах;
  • надзор соблюдения норм законодательства, регламентирующего защиту потребительских интересов;
  • оформление заключений после проведения санитарно-эпидемиологических проверок;
  • процесс аттестации специалистов, работающих в учреждениях по реализации, хранению, перевозке пищевой продукции.

Что проверяет Роспотребнадзор

Роспотребнадзор проверяет организации, руководствуясь постановлением Правительства под номером 322, действующим на федеральном уровне с 30 июня 2004 года, а также законом о защите прав потребителей.

Контролирующий надзорный орган имеет право проверять:

  • Оборудование помещений производственного и торгового характера, оформлен ли , имеется ли книга жалоб и предложений. Важно отследить, что размещена информация с телефонами ведомств, куда можно обратиться при нарушении законодательства. Кроме того, специалисты проверяют помещения на соответствие структурным и эпидемиологическим требованиям.
  • Роспотребнадзор проверяет документы на предприятии, что является основополагающим мероприятием. Эти действия производятся относительно организационно-распорядительного документооборота: устав, лицензии на ведение той или иной деятельности, административные регламенты. В зону контроля попадают также сведения о законности принятия на работу сотрудников: должностные инструкции, трудовые книжки, информация о состоянии их здоровья, не имеется ли противопоказаний, насколько часто проводятся медицинские осмотры.
  • Сотрудники службы дают заключение о возможности перевода жилого помещения в разряд коммерческой площади для организации рабочего процесса и торговли. Таковое не может быть использовано по договору аренды как коммерческое, поскольку это нарушение правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения (необходимы выписки из ЕГРН, свидетельства, договоры аренды).
  • Механизм по утилизации отходов, оказанию клининговых услуг (договоры на вывоз продуктов с истекшим сроком хранения, сведения о проведении уборок, их периодичности, дезинфекции).
  • Порядок оформления ценников на товары, направления ценовой политики, сертификаты.
  • Планы контроля технического состояния помещений и оборудования, задействованного на производстве.
  • Учетные книги и журналы, где фиксируются все проверки магазина Роспотребнадзором: даты, содержание, замечания и предписания, сроки устранения и мероприятия по их реализации.

ВНИМАНИЕ! Инспекторы не вправе осуществлять проверку направлений и функций, не относящихся к предмету контроля, делать пробы продуктов с превышением нормы по количеству образцов, а также без соответствующего акта. Им запрещено распространение сведений, которые получены в результате проверочных действий, превышать сроки их проведения.

Виды проверок

Проверка Роспотребнадзора реализуется по различным основаниям в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 . Инспекторы лично выезжают в организацию и осматривают помещения, документы, другую интересующую их информацию в пределах компетенции.

Проверки Роспотребнадзора делятся на два типа:

  • плановые;
  • внеплановые.

Они отличаются друг от друга условиями, основаниями для проведения.

Плановая проверка

Проверочные действия планового характера проводятся на базе любого учреждения, вне зависимости от вида организационно-правовой формы, как в бюджетных учреждениях (школах, детских садах, больницах), так и в коммерческих организациях (магазинах, торговых центрах).

Перед тем как реализовать плановую проверку Роспотребнадзором, создается приказ о ее проведении, который подписывается начальником территориального управления. Порядок проведения, обязанности и права сторон отражены в Приказе от 16.07.2012 № 764.

При таком типе контроля основанием для мероприятий по надзору считается план проверок Роспотребнадзора, с которым можно ознакомиться на официальном сайте контролирующего органа.

ВНИМАНИЕ! Каждое учреждение проверяют в плановом режиме один раз в 3 года, исключением являются учреждения здравоохранения, инспекторы бывают у них чаще – один раз в 2 года.

Перед приездом представителя для проверочных мероприятий, руководитель предприятия уведомляется за 3 дня до начала их проведения. Оповещение может быть направлено по почте либо вручено лично одному из работников под роспись о получении. Вся деятельность специалистов производится в присутствии минимум одного представителя проверяемой организации.

Внеплановые проверки

Внеплановую проверку Роспотребнадзор осуществляет без каких-либо предварительно составляемых графиков и планов, ограничений во времени. Для нее проведения необходимо одно из следующих оснований:

  • поступила жалоба потребителя или другого физического лица о продаже товаров, при эксплуатации которых обнаружен брак либо оказаны некачественные услуги;
  • в Роспотребнадзор оформлена жалоба со стороны должностного лица о наличии некачественной продукции в той или иной торговой точке;
  • в средствах массовой информации опубликована информация о нарушениях в работе организаций, которые связаны с неудовлетворительными санитарно-эпидемиологическими нормами, продажей продуктов или услуг ненадлежащего качества.

ВАЖНО! При намерении провести внеплановую проверку, специалисты уведомляют руководителя организации за сутки до приезда. Если присутствует угроза для прав покупателя, государства или экологической обстановки, контролирующий орган имеет право посетить учреждение без предупреждения.

При отсутствии оповещения о приезде инспекторов, необходимо ознакомиться с их служебными удостоверениями, так как мошеннические действия со стороны злоумышленников распространены, могут привести к печальным последствиям (большим затратам и расходам предприятия).

Результаты надзорных мероприятий

Аудит на предприятии, не связанного со здравоохранением, образованием и общественным питанием, проводится один раз в 3 года, поэтому в планах каждого учреждения должна значиться подготовка к этой процедуре. План-график выездов инспекторов размещается на официальном сайте контролирующего органа, поэтому организация заранее имеет возможность получить информацию о времени визита.

Представители ведомства проверяют качество оказания услуг, товара, прогнозируют существующие риски нарушения прав граждан, являющихся потребителями. Они обязаны зафиксировать все нарушения и недостатки, которые будут выявлены в ходе деятельности по обследованию помещений, осуществлению проб и взятию образцов продукции.

После того как плановая проверка проведена, специалисты делают общие выводы и подводят итоги, выявляя недостатки в работе организации. Их перечень оформляется в письменном виде в качестве предписания об устранении выявленных нарушений.

В этом документе отображаются следующие сведения:

  • дата проведения обследования;
  • информация о специалисте, проводившем обследование (его фамилия, имя, отчество);
  • изложение ситуации: если она осуществляется в плановом режиме, то основания для проведения, в случае внепланового аудита – какой жалобой руководствуется надзорный орган;
  • описание формата изучения деятельности учреждения, указываются сведения о действиях специалистов, какие данные были проверены;
  • констатация фактов по результатам и выявленным недостаткам, в каких направлениях руководителю необходимо провести дополнительную работу по устранению ошибок;
  • дата оформления документа и росписи проверявших специалистов.

ВАЖНО! Главная роль предписания в том, чтобы начальник принял к сведению позицию Роспотребнадзора, проанализировал работу своей организации, провел оптимизацию, если это потребуется, устранил все недостатки в полном объеме.

По правилам, установленным законодательством, фирма должна представить официальный ответ на предписание в течение 30 календарных дней с момента регистрации документа в своем предприятии. В его содержании должно быть указано, какие мероприятия проведены руководством в целях исправления нарушений, что планируется сделать для повышения качества оказания услуг или товаров.

Предписание является оспоримым документом, поэтому при несогласии руководителя с его аспектами, он может обратиться в суд и обжаловать его.

Санкции и штрафы

Штрафные санкции – нередкое явление в практике работы контролирующего органа. За незначительные нарушения фирма может получить предписание, в котором указано, какие моменты нуждаются в доработке.

Существуют и более серьезные случаи, когда дело доходит до административной или уголовной ответственности юридического лица:

  • если нарушены нормы санитарного состояния помещения – от 10 до 20 тыс. руб. либо приостановка работы на срок до 90 суток;
  • правила продажи товаров не соответствуют требованиям – от 100 до 300 тыс. руб.;
  • низкое качество продаваемых товаров – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • действия, совершаемые для обмана потребителя – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • покупатель введен в заблуждение – от 10 до 50 тыс. руб.;
  • предписание не исполнено в указанный срок – от 10 до 20 тыс. руб.

Все штрафные санкции основываются на минимальном размере оплаты труда, установленном в регионе, где организуют свою деятельность фирмы. Предприниматель может оказаться плательщиком штрафа не только за нарушение законодательства и ущемление прав граждан, но и свое бездействие. Это происходит тогда, когда на предприятии сотрудники неверно руководствуются нормами права, но руководитель не предпринимает никаких действий по разрешению этой ситуации.

Деятельность Роспотребнадзора является одним из главных направлений, функционирующих для мотивации предприятий на поддержание качественного уровня обслуживания и продажи товаров. Гражданин, чьи права нарушены, может обратиться в эту организацию с жалобой, которая обязательно анализируется и проверяется. После этой процедуры человек получает письменный ответ, где указано, какие меры приняты по отношению к нарушителю.

С проверками Роспотребнадзора рискуют столкнуться многие организации. Считать, что в зоне риска находятся только заведения общепита и продуктовые магазины, – большая ошибка. Практика показывает, что проверяющие приходят в банки, страховые, энергетические и управляющие компании. Расскажем, как проходят поверки Роспотребнадзора.

Базовые акты

Главный документ, который регулирует порядок проведения проверок, – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Именно в нем заложены основные права и обязанности проверяемых и проверяющих; виды проверок, порядок и основания их проведения.

Еще один важный документ – Административный регламент , которым обязаны руководствоваться проверяющие из Роспотребнадзора. В нем, среди прочего, описан порядок:

  • проведения проверочных процедур;
  • досудебного обжалования действий (бездействия) проверяющих.

Несмотря на то что этот документ, по сути, внутренняя инструкция Роспотребнадзора, ссылки на него зачастую помогают выигрывать споры.

Судебная практика

Свернуть Показать

Компания решила оспорить предписание, выданное Роспотребнадзором по результатам проверки. Свою позицию фирма обосновала ссылкой на п. 70 Административного регламента. Там сказано, что предписание должно содержать законные требования, конкретные указания и четкие формулировки действий, которые должен совершить исполнитель.

Суд согласился с компанией и признал предписание недействительным. Арбитры не обнаружили в документе конкретных условий, по которым можно оценить его исполнение. В нем лишь была указана общая обязанность прекратить установленные нарушения. В такой ситуации проверить исполнение предписания просто невозможно (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2016 № Ф10-3652/2016 по делу № А14-8348/2015).

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора, как и многих других контролирующих органов, бывают:

  • плановыми и внеплановыми (ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ);
  • документарными и выездными (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ).

Причем сочетаться они могут четырьмя возможными способами (п. 15 Административного регламента). Представим их в виде схемы.

Свернуть Показать

Плановая проверка

Как нетрудно догадаться, эта проверка проводится на основании специального плана, который составляется на каждый календарный год.

План проверок не является тайной за семью печатями. О том, будут ли компанию проверять в том или ином году, можно узнать в несколько кликов. Вся информация размещается на сайтах:

В 2018 г. должно быть проведено более 70 тыс. плановых проверок. Правда, коммерческих организаций в плане – меньшинство. А большая часть проверяемых – детские сады и школы. Отчасти это объясняется тем, что обычная фирма может попасть в план проверок не чаще чем раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). А вот организации, которые работают в социальной сфере, здравоохранении или образовании, могут проверять ежегодно (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, п. 14 Административного регламента) .

Еще один важный фактор – действующий до конца 2018 г. мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

К сведению

Свернуть Показать

К субъектам малого предпринимательства относятся компании, соответствующие следующим критериям (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности за предыдущий год не превышает 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»);
  • доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25% (для АО установлен порог в 25% голосующих акций);
  • доля участия фирм, не являющихся субъектами малого предпринимательства, и иностранных компаний в уставном капитале ООО не превышает 49% (для АО установлен порог в 49% голосующих акций).

Включить в план проверок Роспотребнадзор может (но не обязан!) лишь тех субъектов малого предпринимательства, которые (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • работают в «социалке», здравоохранении или образовании (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ);
  • привлечены к административной ответственности за грубое нарушение. Здесь надо отметить, что единого критерия грубости в КоАП РФ нет. Она может определяться в конкретных статьях по самостоятельным критериям. Например, понятие грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ), устанавливается Правительством РФ в отношении отдельных видов лицензируемой деятельности (примечание 1 к ст. 14.1 КоАП РФ);
  • привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
  • лишены лицензии (или ее действие приостановлено).

Внеплановая проверка

Специалисты Роспотребнадзора приходят вне плана, чтобы проверить (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 26 Административного регламента):

  • поступившие к ним жалобы потребителей;
  • исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушения;
  • деятельность компании, которая подала заявление о выдаче лицензии или предоставлении специального статуса (если проверка является необходимым условием);
  • материалы и обращения, переданные из прокуратуры;
  • информацию (в т.ч. из СМИ) о нарушении прав потребителей, возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Обратите внимание, что в этом случае проверка должна быть согласована с прокуратурой.

Наиболее распространенное основание для внеплановой проверки – это, конечно, жалоба потребителя. Поэтому скажем о нем еще пару слов.

Вообще, жалобы потребителей бывают разные. Закон № 294-ФЗ выделяет две категории жалоб граждан: на нарушение прав потребителей и другие жалобы.

Когда речь идет о нарушении прав, потребитель должен сначала обратиться за их защитой к компании-нарушителю, и только если его требования проигнорировали или не удовлетворили – в Роспотребнадзор (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Другое дело, если жалоба не связана с правами потребителей. В этом случае предварительно обращаться в компанию не обязательно. Сразу в Роспотребнадзор можно сообщить:

  • о возникновении факта (или угрозы) причинения вреда здоровью граждан, например о нарушении санитарных требований;
  • нарушении законодательства о техническом регулировании;
  • факте продажи товара, не соответствующего требованиям безопасности.

Такие разъяснения даны на официальном сайте Роспотребнадзора .

Вывод напрашивается сам собой: если гражданин обращается с жалобой, лучше попытаться решить конфликт миром. Иначе велика вероятность вскоре увидеть на пороге офиса проверяющих из Роспотребнадзора. Тем более что во многих случаях гражданин вообще не обязан предварительно вступать в диалог с компаний.

Документарная проверка

Данная проверка (не важно, плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). При этом проверяются сведения, содержащиеся в документах, которые связаны с исполнением фирмой обязательных требований.

Компания обязана представить заверенные копии (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ) или электронные документы по мотивированному запросу, к которому прилагается копия распоряжения или приказа о проверке (ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). На подготовку и представление документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, п. 46 Административного регламента).

Выездная проверка

Эта проверка (не важно, плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения фирмы или по месту ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Предметом проверки выступают (ч. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ):

  • сведения, содержащиеся в документах компании;
  • деятельность, объекты, товары (работы, услуги), сотрудники компании (на предмет их соответствия обязательным требованиям).

Проверяющие могут заглянуть «на огонек», если при документарной проверке (ч. 10 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 48 Административного регламента):

  • невозможно оценить соответствие деятельности фирмы обязательным требованиям;
  • невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах компании;
  • установлены признаки правонарушения.

При этом предварительно проводить документарную проверку специалисты Роспотребнадзора не обязаны. Например, если они заранее понимают, что без похода «в гости» проверить деятельность фирмы не удастся, они могут сразу провести выездную проверку.

Судебная практика

Свернуть Показать

Роспотребнадзор провел в магазине меховых изделий внеплановую выездную проверку. Поводом стала жалоба гражданина на то, что там продаются изделия из меха без маркировки и контрольных знаков. В ходе проверки эта информация подтвердилась, и компания была привлечена к административной ответственности.

Оспаривая проверку, фирма заявила «о нарушении первоочередности проведения документарной проверки». Суд парировал: проведение документарной проверки в данном случае не позволило бы оценить соответствие деятельности магазина обязательным требованиям (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.03.2018 № Ф03-502/2018 по делу № А37-758/2017).

При выездных мероприятиях компания обязана (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 50 Административного регламента):

  • предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, которые связаны с проверкой (но только если выезду не предшествовала документарная проверка);
  • обеспечить доступ проверяющих (а также экспертов, представителей экспертных организаций) на свою территорию.

Если фирма этого не сделает, и проведение проверки станет невозможным, ей и ее должностным лицам грозит штраф по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Его сумма может составить:

  • для должностных лиц – от 5000 руб. до 10 000 руб. (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до года);
  • для компаний – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

И надо сказать, штрафы за это нарушение назначаются не так уж редко (см., например, постановления ВС РФ от 08.12.2017 № 41-АД17-25 и от 07.02.2017 № 44-АД17-2). Правда, иногда их удается успешно оспорить (постановления ВС РФ от 26.02.2018 № 41-АД18-6, от 08.12.2017 № 41-АД17-26 и от 08.06.2015 № 49-АД15-3).

Сроки проверки

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 20 Административного регламента). Причем это утверждение относится как к выездным, так и к документарным проверкам. Однако для плановых выездных проверок установлены некоторые исключения.

Во-первых, предусмотрена возможность продления проверки, если проверяющим нужно провести (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 21 Административного регламента):

  • санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание;
  • экспертизу качества продукции;
  • санитарно-эпидемиологическое расследование.

Срок проверки может быть продлен не более чем на:

  • 20 рабочих дней (в общем случае);
  • 50 часов – если проверяется малое предприятие;
  • 25 часов – если проверяется микропредприятие.

Во-вторых, установлены сокращенные сроки проверки (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ):

  • малых предприятий – не более 50 часов в год;
  • микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако выездная плановая проверка малого и микропредприятия (в отличие от проверок других компаний) может быть приостановлена для получения дополнительных документов или информации, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Порядок уведомления о проверках

О плановых проверках (а они почти всегда выездные) компанию должны уведомить не менее чем за три рабочих дня до их начала. Уведомлением служит копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

К сведению

Свернуть Показать

На практике часто организации направляется два документа – непосредственно уведомление (в свободной форме), к которому прилагается копия распоряжения (приказа). Суды не считают такой порядок уведомления нарушением (определение ВС РФ от 20.11.2017 № 307-КГ17-16727 по делу № А13-15275/2016).

Сотрудники Роспотребнадзора могут направить копию приказа (распоряжения) о проверке (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ. В этом случае письмо должно быть подписано усиленной электронной подписью.

О внеплановой выездной проверке компанию должны уведомить, только если она проводится для проверки информации о возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Сделать это сотрудники Роспотребнадзора должны не позднее чем за 24 часа до ее начала «любым доступным способом», например по электронной почте, если она указана в ЕГРЮЛ (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 42 Административного регламента).

В то же время об уведомлении о внеплановой документарной проверке ни в Законе № 294-ФЗ, ни в Административном регламенте не говорится. А это значит, что заранее уведомлять компанию о ней никто не будет (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 № 16АП-1232/2015). Организация сразу получит и приказ (распоряжение) о проверке, и запрос о представлении документов.

Грубые нарушения

В ст. 20 Закона № 294-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволяют признать результаты проверки недействительными. Среди них:

  • нарушены сроки уведомления. Например, когда компанию уведомляют не за три, а за один рабочий день до проверки (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.11.2016 № Ф01-4865/2016 по делу № А43-29951/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу № А29-1421/2010) или непосредственно перед проверкой (решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2014 по делу № А40-7511/14);
  • компания не уведомлена о проведении проверки (определение ВС РФ от 26.10.2017 № 305-КГ16-21421 по делу № А40-30/2016, постановления ВС РФ от 26.02.2018 № 41-АД18-6 и от 01.02.2017 № 72-АД16-4, Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2017 № Ф05-16661/2017 по делу № А41-15548/2017 и от 30.08.2017 № Ф05-11791/2017 по делу № А41-7145/2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2014 по делу № А43-25666/2013).
    Вручение уведомления неуполномоченному лицу также будет грубым нарушением (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.05.2014 № Ф03-1776/2014 по делу № А51-25364/2013);
  • к проверке привлечены неаккредитованные (неаттестованные) экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 № 10АП-13749/2017 по делу № А41-26243/17);
  • проверка не согласована (когда это необходимо) с прокуратурой (определение ВС РФ от 17.07.2017 № 309-КГ17-8104 по делу № А60-28725/2016, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2017 № Ф07-5323/2017 по делу № А42-1131/2016, Саратовского областного суда от 06.06.2017 № 4А-427/2017);
  • проверка проведена по анонимному обращению гражданина (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2016 № Ф02-7516/2015 по делу № А33-10506/2015);
  • проверка проведена без соответствующего приказа (распоряжения). Некоторые специалисты Роспотребнадзора считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Однако суды указывают, что решение (распоряжение) о проведении проверки должно составляться обязательно (постановления ВС РФ от 09.04.2015 по делу № 301-АД15-1997, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2015 № Ф01-2342/2015 по делу № А31-7289/2014, Арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2014 по делу № А08-5222/2013).
    Также результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение (приказ) подписало неуполномоченное лицо, например и.о. руководителя (постановление ВС РФ от 02.10.2017 № 35-АД17-2). По правилам подписывать такие документы может руководитель (или замруководителя) территориального органа Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 8 Закона № 294-ФЗ);
  • проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, вообще не проводилась, но компании выдано предписание об устранении нарушений (определение ВС РФ от 07.08.2015 № 279-ПЭК15 по делу № А60-48527/13, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7063/16 по делу № А60-53112/2015). Обычно подобные «проверки» проводят в «упрощенном» порядке на основании общих норм КоАП РФ. Вот только выдача предписания предусмотрена не КоАП РФ, а Законом № 294-ФЗ. А раз так, то все мероприятия должны проводиться в рамках этого закона;
  • компании не вручен (не направлен) акт проверки (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2016 № Ф01-1335/2016 по делу № А31-7367/2015);
  • эксперт (экспертная организация) состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2013 по делу № А38-1549/2012). Например, если экспертная организация оказывает проверяемой компании услуги по уничтожению грызунов в магазине (решение Арбитражного суда Курганской области от 27.05.2016 по делу № А34-1556/2016);
  • превышены сроки проведения проверки. Например, когда проверка длится 23 рабочих дня вместо 20 (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.2010 № Ф03-7740/2010 по делу № А59-291/2010), притом что официально срок проверки не продлевался или продление не обоснованно (постановление ФАС Московского округа от 24.09.2013 по делу № А40-120263/12-17-1139).

Итоги проверки

Проверяющие обязаны составить акт проверки. В случае выявления нарушений они могут пойти двумя путями (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ, п. 68 Административного регламента).

1. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Оно составляется, если обнаружены незначительные нарушения, например, когда страховая компания не доводит до потребителя информацию о составляющих стоимости своих услуг (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2017 № Ф04-4157/2017 по делу № А45-2905/2017).

За неисполнение предписания установлены отдельные штрафы (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация до трех лет);
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Предписание должно быть корректным и исполнимым. Например, формулировку «исключить из кредитных договоров, заключенных Банком с потребителями, пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ: условия о взимании Банком штрафов в случаях нарушения Заемщиком срока возврата кредита и/или уплаты процентов, об уплате неустойки при нарушении сроков возврата кредита, условия о подсудности» суд посчитал допустимой (постановление ФАС Московского округа от 04.06.2014 № Ф05-3558/2014 по делу № А40-67388/13).

А вот требование к обычному ООО «изъять из оборота продукцию, не соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза» арбитры квалифицировали как «не корректное и по своей сути не исполнимое» (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2017 № Ф05-5409/2017 по делу № А41-38513/16).

2. Применить меры административного воздействия, вплоть до временного запрета деятельности (вместе с выдачей предписания или без него).

К административной ответственности компании привлекаются в тех случаях, когда их деятельность (товары, работы, услуги) представляет угрозу жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Например, если обязательным требованиям не соответствует пищевая продукция (постановление ВС РФ от 18.11.2016 № 304-АД16-11484 по делу № А46-11673/2015).

К сведению

Свернуть Показать

Если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей, Роспотребнадзор направит материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (п. 76 Административного регламента).

Что проверяют?

Это, пожалуй, главный вопрос, который волнует компании, попавшие под проверку. К сожалению для них, полномочия Роспотребнадзора довольно широки. Их можно разделить на два сферы:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (см. федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • надзор в области защиты прав потребителей (см. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Объектом проверки может стать все, что входит в эти сферы. Ответственные лица компании должны знать и соблюдать нормы перечисленных законов, принятых в соответствии с ними подзаконных актов, а также требования в конкретной отрасли деятельности (производство, общепит, продажа пищевых продуктов, медицина, образование и пр.).

С полными перечнями актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проверке, можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора .

Основная функция Роспотребнадзора – контроль за соблюдением субъектами хозяйствования действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. В рамках собственных полномочий Роспотребнадзор вправе проводить внеплановые проверки организаций на основании жалоб, поступивших от населения. В статье разберем, возможна ли внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения, по каким основаниям инспектор может явиться на предприятия без предварительного уведомления, что проверяет Роспотребнадзор во время внеплановой проверки.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора: что, где, когда

Контролируя деятельность организаций и предпринимателей на предмет исполнения ними законодательных норм по защите прав потребителя, Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки:

  1. Организация плановых проверок осуществляется на основании утвержденного графика. Частота проведения плановых проверок для одного предприятия (ИП) не должна превышать 1 раза в 3 года. График плановых проверок является общедоступным, с ним можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы (КОД РЕГИОНА.rospotrebnadzor.ru ).
  2. Основаниями для внеплановых проверок Роспотребнадзора может выступать жалоба, поступившая от потребителя товара (услуг), а также истечение срока действия предписания о нарушения, выявленных в ходе предыдущей проверки.

Приказ, регламентирующий порядок деятельности Роспотребнадзора предусматривает, что в случае внеплановой проверки Федеральная служба обязана уведомить проверяемого о предстоящем визите не менее чем за сутки (24 часа). Сообщение о внеплановой проверке направляется организации (ИП) письменно, в виде уведомления.

При этом утвержденный порядок уведомления в течение последних лет вызывал немало претензий и возмущений со стороны потребителей, ведь, получив сообщение о предстоящей проверке, организация успевал основательно к ней подготовиться и устранить все доказательства допускаемых нарушений. Данный факт был учтен законодателями, и в 2015 году вступили в силу правовые нормы, согласно которым при определенных обстоятельствах сотрудники Роспотребнадзора могут явиться на предприятие с внеплановой проверкой без предупреждения.

На основании поправок, внесенных в ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральная служба вправе без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки организаций и предпринимателей, чья деятельность связана с производством, реализацией, доставкой, хранением пищевых продуктов.

На основании жалобы

Основаниями жалобы для назначения внеплановой проверки без предупреждения могут служить следующие факты:

  • хранение пищевых продуктов в несоответствующих условиях (например, молочная продукция не храниться в холодильниках);
  • нарушены правила совместимости хранения продуктов (в холодильнике заведения общепита готовая продукция храниться вместе с полуфабрикатами);
  • обработка продуктов осуществляется в несоответствующем порядке (при приготовлении блюд используются грязные инструменты);
  • торговая точка реализует пищевые продукты с нарушенной целостностью упаковки (вскрытые пакеты молочных и прочих продуктов);
  • транспортировка продуктов со склада на торговую точку осуществляется без соблюдения температурных режимов;
  • посуда, используемая для хранения продуктов и готовых блюд, не соответствует санитарным нормам;
  • техническое состояние холодильного оборудования не обеспечивает необходимых условий хранения продуктов питания;
  • сотрудники, задействованные в работе с продуктами питания, не имеют санитарных книжек, либо срок их действия истек;
  • обработка продуктов питания производится сотрудниками без использования специальных инструментов, работникам не выдана спецодежда;

Основанием для внеплановой проверки Роспотребнадзора без предупреждения могут служить прочие факты, подтверждающие нарушение организацией норм, установленных в части обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

На основании предписания

Инспектор Роспотребнадзора может явиться на предприятия с внеплановой проверкой без предупреждения в случае, если в ходе ранее проведенной проверки Федеральной службой выявлены нарушения и выдано предписание об их устранения.

Срок, в течение которого предприятие обязано устранить все выявленные нарушения, устанавливается текстом предписания в каждом конкретном случае. По истечении срока, указанного в предписании, сотрудник Роспотребнадзора вправе явиться на предприятие без предупреждения с целью контроля устранения нарушений.

Что проверяет Роспотребнадзор во время внеплановых проверок без предупреждения

Если внеплановая проверка организована по жалобе потребителя, то инспектор осуществляет контрольные мероприятия по сути поступивших претензий. При этом за Роспотребнадзором закрепляется право проверки соблюдения прочих положений действующего законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности продуктов питания.

Контрольные мероприятия, осуществляемые должностным лицом Роспотребнадзора, приведены в таблице ниже:

№ п/п Контрольное мероприятие инспектора Роспотребнадзора Описание
1 Проверка документов В ходе проверки инспектор вправе запрашивать уставные и разрешительные документы организации, лицензии, договора с поставщиками и подрядчиками, трудовые соглашения с сотрудниками. Частью документарной проверки также является контроль наличия вывески, уголка покупателя, книги жалоб. Проверка документов осуществляется на основании письменного запроса, составленного инспектором и переданному руководителю проверяемой организации.
2 Проведение осмотра помещений, товара Инспектор проводит осмотр складских, производственных, торговых и прочих помещений на предмет соблюдения правил хранения и обработки продуктов, соответствие санитарным нормам. Также должностное лицо вправе осуществлять осмотр товара с целью контроля сроков и условий хранения.
3 Допрос сотрудников Должностное лицо Роспотребнадзора имеет право осуществлять допрос сотрудников для уточнения особенностей работы с продуктами питания.
4 Выемка документов и товаров Инспектор вправе осуществлять выемку документов, товаров, если это необходимо для дальнейшей экспертизы. Выемка производится на основании акта, составленного инспектором в присутствии представителя проверяемой организации и понятых.

Рассмотрим пример. В Роспотребнадзор поступила жалоба от покупателя относительно реализации магазином «Альфа» просроченных молочных продуктов.

На основании жалобы Роспотребнадзор издал распоряжение о проведении внеплановой проверки без предварительного уведомления руководства магазина.

В день проверки инспектор Роспотребнадзора явился в магазин, предъявил удостоверение, ознакомил руководство магазина с распоряжением на проведение проверки под роспись, выдал письменное требование с запросом необходимых документов:

  • уставные документы компании;
  • договора на поставку продуктов питания;
  • санитарные книжки сотрудников;
  • лицензии и разрешения на торговлю продуктами питания.

После запроса документов инспектор перешел к непосредственному осмотру торгового зала для удостоверения факта реализации просроченных продуктов. Товары с истекшим сроком годности изъяты для дальнейшей экспертизы.

По окончании проверки инспектором составлен акт, в котором зафиксированы следующие нарушения:

  • реализация продуктов питания с истекшим сроком годности;
  • отсутствие санитарных книжек у сотрудников, работа которых предусматривает их наличии.

Акт составлен в 2-х экземплярах, в присутствии представителя магазина.

Руководителю предприятия (директору магазина «Альфа») выдан акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений.

Образец предписания Роспотребнадзора можно скачать здесь ⇒ .

Выделяется 4 типа проверочных мероприятий, которые в своей практике применяет Роспотребнадзор:

1. Плановые проверки

Такие проверки проводятся по графику. В штатном порядке плановая проверка предприятия осуществляется один раз в 3 года. Ежегодно составляется график проверочных действий, ознакомиться с которым можно на официальном Интернет-ресурсе ведомства – https://rospotrebnadzor.ru. О проведении данного вида мероприятий (внесенных в план) предприниматель извещается минимум в трехдневный срок перед их осуществлением. Такое уведомление передается ответственному лицу на предприятии или же отправляется по почте.

В целях снижения административной нагрузки на субъектов частного бизнеса, а также предотвращения злоупотреблений при проведении проверок ведомствами различного профиля, с 2017 года частные малые и средние предприятия (юридические лица, а также ИП) России были освобождены от плановых проверок Роспотребнадзора. Приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. парламентарии продлили «проверочные каникулы» в этой сфере до 31.12.2020 г.

2. Документарная проверка

Данное мероприятие производится на территории организации (Роспотребнадзора), а точнее – в его территориальном подразделении. Проверка осуществляется по предоставляемым субъектом деятельности официальным документам, подтверждающим соблюдение им действующего законодательства в сфере потребительских рынков, а также нормативных актов самого ведомства.

3. Внеплановая проверка

Проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором осуществляется также на основании жалоб потребителей и иной (в том числе, оперативной) информации, которая поступает в центральный аппарат ведомства. Внеплановая проверка обычно осуществляется на месте выявления потенциальных нарушений. Однако отсутствие запланированности данного действия не означает, что предприятие, где проверка должна быть проведена, не уведомляется об этом. (Это необходимо просто для того, чтобы ответственные сотрудники находились на своих рабочих местах).

Предупреждают не всегда: исключения составляют предприятия, связанные с производством и реализацией продуктов питания – здесь внеплановая проверка Роспотребнадзора осуществляется без предупреждения.

4. Выездная проверка

Основанием для организации такого мероприятия, как правило, являются многочисленные жалобы потребителей, которые продолжают поступать в ведомство даже после проведения внеплановых рейдов и мер профилактики нарушений. Такая проверка осуществляется уже для предупреждения нанесения потенциального вреда жизни и здоровью большого количества граждан. Сотрудники Роспотребнадзора лично прибывают на предприятие, где осуществляют тотальную проверку всех аспектов хозяйственной деятельности, влияющих на качество конечного продукта.

Выездная проверка чаще всего бывает внеплановой и ее цель – это не исправление отдельных «огрехов» в работе предприятия, а максимальное эффективное пресечение распространения вреда. Так что по результатам выездной проверки деятельность предприятия может быть приостановлена.

В каких случаях проводится внеплановая проверка Роспотребнадзора

Основанием для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором, как уже отмечалось, являются сообщения с мест о присутствующих на конкретном объекте (предприятии) нарушениях – жалобы от потребителей. Однако далеко не каждое такое обращение может инициировать проверку, да еще и внеплановую. Итак, какие же условия должны быть соблюдены, чтобы были проведены проверочные мероприятия:

  • Заявление не должно быть написано анонимно. Ведомство рассматривает «доносы инкогнито», как нарушающие право ответственных лиц на предприятии на объективное расследование обстоятельств, приведших к нарушениям.
  • В заявлении должно быть указано подробное описание каждого случая нарушения. Из данного документа должно быть понятно, на что именно жалуется гражданин и как это связано с деятельностью предприятия, являющегося объектом заявления.
  • Также внеплановые проверки проводятся после истечения периода, выделенного предпринимателю на выполнение ранее выписанного предписания (если оно имело место) об устранении нарушений и несоответствий, обнаруженных во время предыдущей плановой проверки.

Правила проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором предусматривают, что такие экстренные мероприятия должны проводиться при согласовании с Прокуратурой РФ. Иными словами, для этого требуется одобрительная санкция прокурорского работника. И только в том случае, если:

  • присутствует опасность для здоровья или даже жизни граждан и/или животных;
  • предполагаемые нарушения происходят на объекте, связанном с производством и распространением продуктов питания.

Только в этих случаях Роспотребнадзор по закону имеет право «нагрянуть», во-первых, без предупреждения, а во-вторых, не имея на руках санкции со стороны Прокуратуры.

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Итак, внеплановая проверка может быть:

  • Документарной : требуется предоставление в адрес РПН официальных документов, подтверждающих соблюдение предприятием действующего законодательства и необоснованность зарегистрированных претензий.
  • Выездной : сотрудники РПН сами все выявляют на месте.

ВАЖНО : срок проведения внеплановой проверки любого типа не может превышать 20 календарных дней.

В штатном режиме все начинается именно с документарной проверки. Во время ее инициации инспектор имеет право запрашивать строго определенный перечень документов. Закон запрещает требовать от ответственных лиц предприятия официальные бумаги, не относящиеся к сути дела.

ПРИМЕР : в случае осуществления проверки соответствия технологии производственного контроля заданным стандартам и требованиям сотрудник РПН не может потребовать заключения о прохождении планового медосмотра персоналом фирмы. В соответствии с приказом РПН №302Н на подобный запрос обязано отвечать исключительно медицинское учреждение, а не предприятие-работодатель.

Предоставлять документы в РПН можно как в виде простых (нотариально не заверенных копий), так и в виде скан-копий посредством электронной почты.

Выездная же проверка осуществляется в случае, если:

  • после проведения документарной проверки в ведомство продолжат поступать заявления о нарушениях;
  • после формального устранения нарушений, выявленных в период проведения документарной проверки (в 10-дневный срок после направления официального уведомления об этом со стороны РПН), у сотрудников ведомства останутся обоснованные сомнения в том, что все ошибки или противоречия действительно устранены.

Вся работа Роспотребнадзора регламентирована Постановлением Правительства №322 от 30.06.2004 года. В нем обозначено, что данная организация осуществляет контроль за качеством производства, оказания услуг, а также соблюдением санитарно-эпидемиологических норм субъектов, чья деятельность связана с потребителями. Что проверяет Роспотребнадзор, каковы могут быть последствия, если будут обнаружены нарушения?

Что собой представляет организация Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – это государственный орган, наблюдающий за качеством выполнения работ и предоставления услуг предприятий, организаций и других учреждений, которые непосредственно взаимодействуют с потребителями. В обязанности Роспотребнадзора входит осуществление контроля:

  • за соблюдением законодательных норм РФ по защите прав потребителей;
  • санитарно-эпидемиологических условий;
  • за продажей отдельных видов товаров;
  • за созданием продовольственного резерва страны;
  • поступления товаров через границы государства;
  • измерения радиации;
  • лицензирования.

Внимание уделяется компаниям, предприятиям, которые занимаются производством, связанным с применением веществ, способным вызвать инфекции. Кроме этого, под наблюдением находятся те, кто работает с источниками ионизирующего излучения.

Виды проверок

Что касается видов проверок, то они бывают плановые и внеплановые. Каждая из них наделена своими особенностями, но все они регламентированы нормами права и обязательны для всех субъектов, деятельность которых связана непосредственно с потребителями.

Плановая

Она производится согласно установленному графику, который определяется в зависимости от рода деятельности проверяемого лица с момента его образования. И частота посещения зависит от этого напрямую, если только не поступит каких-либо претензий.

Внеплановая

Независимо, сколько времени работает то или иное предприятие, организация внеплановая проверка может быть осуществлена в любой момент, если поступит сигнал о нарушении от потребителей.

Выездные и документарные

Они определяют непосредственно саму процедуру взаимоотношений проверяющего инспектора и бизнеса. В таком случае работник Роспотребнадзора может лично посетить проверяемое лицо или же запросить предоставить необходимые документы для изучения на своем рабочем месте.

Перед любой проверкой инспектирующая госслужба должна известить руководство о своем намерении прийти. Для этого руководителю направляется письменное уведомление о дате прихода инспекторов. Различие заключается в том, что при плановом посещении требуется сообщить за три дня, а при внеплановой за один день, но сделать это нужно в непременном порядке.

Кого могут проверять и на каких основаниях

Утвержденный Постановлением Правительством регламент деятельности Роспотребнадзора предусматривает проверку всех субъектов, которые предоставляют различные услуги для населения. Поэтому осуществляется контроль во всех организациях, к примеру:

  • аптеки;
  • магазины продовольственные и непродовольственные (одежда, обувь и т. д.);
  • объекты общественного питания - кафе, бары, рестораны, школьные столовые;
  • организации, оказывающие услуги санитарно-гигиенического, бытового характера (ЖКХ);
  • учебные помещения образовательных учреждений, ДОУ (детские сады), школы;
  • поликлиники;
  • женские салоны красоты;
  • это же касается даже и библиотек, где проверяется уровень шума, чистота помещений;
  • дома культуры;
  • банки, страховые фирмы.

Одним из главных оснований является обязательная плановая проверка службой Роспотребнадзора, осуществляемая согласно обозначенному плану. Но есть и другой вид контроля, который может быть произведен незапланированно. Поводом «нагрянуть» для инспектора будет служить происшествие, произошедшее на предприятии или в организации. Основанием в таком случае могут быть:

  • жалоба потребителя о несоответствии предоставляемых или оказанных услуг;
  • жалоба от представителя местной власти;
  • истечение сроков, предоставленных для устранения нарушений;
  • начало введения нового вида деятельности;
  • появление информации в СМИ о нарушении санитарно-эпидемиологических норм, продажа некачественного товара, оказание услуг ненадлежащего характера.

Жалобы, поданные анонимно, Роспотребнадзором не принимаются во внимание. Производиться проверка не будет, поскольку в таком виде претензия не имеет состава нарушения. Исключением может быть, если информация предусматривает угрозу для жизни и здоровья населения, а также государственной безопасности.

Как производится проверка и что проверяют

Стоит отметить, что плановые проверки осуществляются согласно утвержденному плану в обозначенное время. Чтобы узнать, когда планируется посещение проверяющим органом, достаточно зайти на его официальный сайт и онлайн просмотреть график проверок. Такая информация является общедоступной, поэтому выяснить ее не составит труда. Электронный график также можно найти и на официальном сайте прокуратуры, без которой законность контроля, возложенного на Роспотребнадзор, будет считаться неправомерной.

Любая проверка инспекционного органа начинается с изучения пакета документа, имеющегося у предприятия, организации, учреждения.

  1. В зависимости от специфики проверяемых может быть затребована документация, которая имеет непосредственное отношение к предмету проверки.
  2. Кроме этого, изучаются условия труда, уровень квалификации работников, непосредственное соблюдение качества, поэтому в процессе инспекции могут браться образцы продукции, делаться контрольные закупки, проведение соответствующих анализов, замеры.
  3. Одним из важных моментов является соответствие проводимых мер с документальным подтверждением их в приказе проведения проверки.

После окончания инспектором в непременном порядке должно быть составлено специальное заключение (акт), где отображается результат проведения. Он составляется в двух экземплярах. Один остается у инспектора, другой отдается управляющему проверяемого предприятия, организации. Кроме этого, в зависимости от характера инспекции может быть составлена и другая документация, например, при взятии проб, отборе определенного товара. Об этом составляются отдельные бумаги.

Что конкретно могут проверять:

  • документы, подтверждающие легитимность деятельности;
  • наличие санитарных книжек у персонала, если это предусмотрено по специфике работы;
  • санитарно-гигиенические нормы;
  • уголки потребителя, книги жалоб;
  • соблюдение температурного режима в помещениях;
  • правила и условия хранения продуктов;
  • сертификаты на продукцию;
  • журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  • прейскуранты, каталоги, меню.

Одним из значимых документов, который непременно должен быть в наличии у проверяемого лица, является журнал учета средств дезинфекции. При его отсутствии руководству грозит выплата штрафа в размере 20 000 рублей. Но здесь же стоит отметить, что данный документ должен быть заверен Роспотребнадзором заблаговременно. Как уже было отмечено, в зависимости от специфики деятельности формируется перечень проверяемых документов, действий и проводимых работ.

Руководитель инспектируемого предприятия или организации должен обязательно присутствовать, это касается и штатного юриста. Но, помимо этого, у руководителя есть право:

  • получить от инспектора пояснения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки;
  • обязательно внести данные в специальный журнал с указанием даты начала и окончания инспекции;
  • ознакомиться с результатами проверки и при несогласии внести свое возражение в составляемый акт;
  • обжаловать действия инспекторов в суде или вышестоящем органе.

Важно помнить, что инспекция должна производиться в соответствии с обозначенным в документах предметом проверки. Если эксперты требуют проверить что-то дополнительно, то их действия не являются законными, поэтому руководитель вправе отказать им в этом и соответственно обжаловать.

Кроме этого, проверяться может фирма, предприятие, организация по одной и той же жалобе только один раз за определенное время. То есть, если в течение месяца поступит несколько жалоб относительно одного и того же вопроса, внеплановая проверка может быть произведена не раньше, чем через три месяца с момента предыдущего посещения. Обжаловать действия проверяющих можно в течение 10 дней после подписания заключения, где были указаны результаты инспекции с обнаруженными нарушениями.

Очень важным правилом соблюдения законности проведения проверки является соответствие всех документов со стороны инспектора Роспотребнадзора, к примеру, в распоряжении (приказе) указывается эксперт, который должен провести проверку, поэтому инспектировать должен именно указанный сотрудник. Если же в приказе указан один человек, а проверять проводит другой, то это считается прямым нарушением, и результаты будут признаны недействительными.

Сроки, предусмотренные для проверок Роспотребнадзора

Предусмотренные виды инспекции осуществляются в специально отведенные для этого сроки.

Время проведения проверки Роспотребнадзором

Наименование Описание Длительность процедуры
Плановая обозначенный вид проверки производится через каждые 3 года с момента образования той или иной организации, оказывающей услуги населению. Исключением в данном случае являются медицинские учреждения, поскольку проверяются они через 2 года (медицина и образовательные учреждения инспектируются чаще). Руководство организации, предприятия в обязательном порядке предупреждается за 3 дня общее время, отведенное для проверки, составляет 20 дней, но если были обнаружены какие-либо несоответствия или нарушения, то обозначенный период может быть продлен еще на 20 дней
Внеплановая не имеет обозначенного графика, так как поводом для ее проведения может стать наличие определенных обстоятельств. Например, написанная жалоба, заявление от потребителя, чрезвычайное происшествие, вызванное каким-то нарушением санитарно-эпидемиологического характера. Она может осуществляться в любое время, если имел место факт нарушения. Но даже в таком случае руководство проверяемой организации необходимо предупредить за 1 день перед посещением сотрудников Роспотребнадзора
Выездная на малом предприятии не более 50 часов;

ИП - не больше 15 часов

В качестве дополнения стоит отметить, что работниками Роспотребнадзора в последнее время осуществляют проверки в виде риск-ориентировочного подхода. Суть его заключается в том, что согласно законодательным актам устанавливаются периоды интенсивности контроля, обусловленные отнесением инспектируемого лица к занимающимся деятельностью, сопряженной с категорией риска:

  • чрезвычайный риск – один раз год;
  • высокий риск – один раз в два года;
  • значительный риск – один раз в три года;
  • средний риск – один раз в четыре года;
  • умеренный риск – раз в 6 лет;
  • низкий уровень риска – плановые проверки не делаются.

С 2018 года Роспотребнадзор будет взаимодействовать с ответственными предпринимателями через интернет-сервисы, где последние должны будут освещать свое добросовестное исполнение всех норм, обозначенных законодательством. Благодаря чему им предоставляется возможность перехода из одной группы риска в другую. Таким образом, предприниматели могут изменить порядок посещения проверяющего органа.

Проведение проверок должно в обязательном порядке согласовываться с прокуратурой, в противном случае действия экспертов будут считаться неправомерными и, соответственно, проверка будет недействительной.

Какие бывают штрафы от Роспотребнадзора

В случаях, когда работниками Роспотребнадзора выявлены отклонения от норм или нарушения, руководство проверяемого предприятия, организации, учреждения может понести один из видов наказания:

  • предупреждение;
  • дисциплинарное;
  • административное в виде выплаты штрафа в размере от 20 до 200 тысяч рублей;
  • гражданско-правового характера;
  • прекращение деятельности сроком на 90 дней;
  • уголовной ответственности, если имел место факт грубого нарушения законодательства, к примеру, продажа алкоголя несовершеннолетним, продажа фальсификата;
  • отстранение от занимаемой должности руководителя сроком до 3-х лет.

Вид ответственности и размер штрафа напрямую зависят от степени тяжести выявленного нарушения проверяемого лица.

Можно ли подготовиться к проверке

Вопрос весьма актуальный, ведь посещение проверяющего органа не всегда приятное, даже если вся деятельность ведется правильно. Это обусловлено тем, что законодателями довольно часто вносятся изменения и дополнения в нормативные акты, уточняющие критерии работы организаций, которые взаимодействуют с гражданами страны. Особое внимание уделяется предприятиям с высоким риском травм, угроз жизни, к примеру, машиностроение. Поэтому, чтобы быть готовым к посещению проверяющего органа, за предоставленное время нужно привести в порядок всю документацию, если есть какие-то недочеты. Кроме этого, необходимо привлечь помощь юридического отдела предприятия, который может учесть все возможные нюансы и подготовить объяснения.

Если же возникает предположение, что проверка может что-то обнаружить, то в качестве предотвращения вероятности привлечения к ответственности рекомендуется направить обращение в компании, имеющие соответствующий опыт в таком деле. Они за короткое время могут помочь собрать необходимый пакет документов, указать на наличие недочетов, нарушений, которые нужно устранить. Но их услуги платные, и при этом не совсем дешевые, поэтому лучше всего стараться не нарушать предписаний, обозначенных в законодательстве, и соблюдать нормы. Это, в свою очередь, позволить избежать внеплановых проверок, а также выявления грубых нарушений, что приведет к ответственности более серьезного характера.

Какова вероятность избежать проверки Роспотребнадзора

Проверки осуществляются государственной службой надзора на предприятиях, ИП, ООО и в других образованиях, имеющих отношение к потребителям. Чаще всего они проверяются при наступлении определенных обстоятельств, к примеру, жалобы или претензии со стороны потребителя или должностного лица местных органов управления. Лучший вариант для производителя или предпринимателя - решить вопрос с покупателем непосредственно на месте, уговорив не писать заявление. То есть оговорить причину неудовольствия, а при несогласии оформить возврат денег.

Что касается вопроса, как избежать незапланированной проверки, то лучше всего вести свою предпринимательскую деятельность без нарушения обозначенных в законодательстве требований, соблюдать правила предоставления и оказания услуг надлежащего качества. Очень важным является наличие всей необходимой документации, соблюдение условий изготовления, хранения (пищеблок) и реализации выпускаемой продукции.

Новшеством в сфере защиты прав потребителей является принятый ФЗ от 31.12.2014 года. В статье №2 обозначено, что проверка предприятия, фирмы, занимающиеся продажей продуктов питания, а также предоставлением услуг общепита, может производиться вообще без какого-либо предупреждения. Это же относится и к торговым точкам. Такая мера считается своего рода профилактикой соблюдения торговыми точками, буфетами и другими точками общественного питания санитарно-эпидемиологических норм, если имели место отзывы о несоответствии предоставляемых услуг.

Поделиться