Пример обоснования премии сотруднику организации. Обоснование Как обосновать план-график

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.

Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.

План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.

Сроки формирования плана закупок и плана-графика

Что нужно обосновывать в плане закупок?

При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.

Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?

Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.

Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.

Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).

Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.

Какие ценовые ограничения учитывать?

Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.

Что нужно обосновывать в плане-графике?

При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:

1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.

Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.

2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.

Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.

4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.

5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.

6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».

7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».

Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».

В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.

В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:

– закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
– закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки

Обоснование невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), а также обоснование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не предусмотренного частью 1 статьи 22 Федерального закона

_____________________________

(1) Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок прилагается к плану-графику закупок. В случае внесения изменений в план-график закупок изменения вносятся в соответствующие формы обоснований закупок.

(2) Формируется в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Название документа: Методические рекомендации по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Вид документа: Методические рекомендации Минфина России

Письмо Минфина России

Принявший орган: Минфин России
Статус: Действующий

С ограниченным сроком действия

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 21 июля 2016
Дата начала действия: 21 июля 2016

Методические рекомендации по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от __ июля 2016 года N _______/___

I. Общая часть

1. Настоящие Методические рекомендации по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации , а также пункта 69 Уточненного графика подготовки и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, доведенного поручением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года N ИШ-П13-3532, (далее - График), и определяют порядок составления, согласования и направления в Министерство финансов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований и реестров расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Обоснования бюджетных ассигнований и реестры расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов формируются с использованием информационной системы Министерства финансов Российской Федерации (далее - информационная система Минфина России). Обоснования бюджетных ассигнований, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения по которым являются информацией для служебного пользования, формируются с использованием специального приложения информационной системы Минфина России.

Специальное приложение информационной системы Минфина России и инструкция по работе в нем размещены на официальном сайте Минфина России в разделе "Информационные системы Минфина России//Программное обеспечение и нормативно-справочная информация//Программное обеспечение для министерств и ведомств//ОБАС".

II. Порядок составления обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

4. Обоснования бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - обоснования бюджетных ассигнований) представляют собой финансово-экономическое обоснование расходов федерального бюджета, сформированное на основе программно-целевых методов планирования с учетом количественных и качественных показателей деятельности, установленных государственными программами Российской Федерации и ведомственными программами федеральных государственных органов.

5. Обоснования бюджетных ассигнований содержат следующие сведения:

коды и наименования главных распорядителей средств федерального бюджета;

коды классификации расходов бюджетов (разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов бюджетов);

код и наименование департамента Министерства финансов Российской Федерации, курирующего соответствующие расходы;

объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год, первый и второй год планового периода;

показатели численности работников федеральных государственных органов и казенных федеральных государственных учреждений, а также оплаты труда указанных категорий работников;

показатели численности получателей и размера выплат публичных обязательств Российской Федерации, в том числе публичных нормативных обязательств Российской Федерации;

номенклатуру и количество продукции, приобретаемой для обеспечения федеральных государственных нужд;

направления осуществления бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;

количественные показатели государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также показатели объема услуг (работ), оказываемых некоммерческими организациями;

наименования, реквизиты и положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) законодательных актов, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований;

сведения о нормативных правовых (правовых) актах, являющихся основанием для доведения бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий финансовый год (информация о действующих нормативных правовых (правовых) актах; нормативных правовых (правовых) актах, подлежащих признанию утратившими силу или приостановлению; а также проектах нормативных правовых (правовых) актов, которые необходимо подготовить (внести в них изменения), в целях обеспечения исполнения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и предполагаемых сроках их внесения в Правительство Российской Федерации (утверждения федеральным органом исполнительной власти).

6. Обоснования бюджетных ассигнований формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и департаментов Министерства финансов Российской Федерации, курирующих данные расходы.

7. Формы обоснований бюджетных ассигнований дифференцируются в зависимости от видов расходов классификации расходов бюджетов, направлений расходов классификации расходов бюджетов и главных распорядителей средств федерального бюджета. Каждому виду расходов и направлению расходов классификации расходов бюджетов по главному распорядителю средств федерального бюджета соответствует одна форма обоснований бюджетных ассигнований.


8. Формы обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета и рекомендации по их заполнению приведены в Приложениях NN 1-94 к настоящим Методическим рекомендациям.

9. Перечень форм обоснований бюджетных ассигнований с указанием их принадлежности к видам расходов классификации расходов бюджетов, направлениям расходов классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств федерального бюджета приведен в Приложении "А"* к настоящим Методическим рекомендациям .
________________


10. Обоснования бюджетных ассигнований формируются в тыс. рублей до одного знака после запятой.

11. Для формирования обоснований бюджетных ассигнований используются классификаторы, реестры и справочники, ведение которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

12. Изменение (дополнение) отдельных элементов классификаторов, реестров и справочников осуществляется на основании заявок, формируемых главными распорядителями средств федерального бюджета и направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.

13. Обоснования бюджетных ассигнований заполняются на текущий финансовый год, очередной финансовый год, первый и второй год планового периода. Обоснования бюджетных ассигнований на текущий финансовый год соответствуют сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 20 июля 2016 года.

14. При необходимости отражения дополнительной информации, указанной в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и не предусмотренной формами обоснований бюджетных ассигнований, данная информация прикрепляется к формам обоснований бюджетных ассигнований в информационной системе Минфина России в виде отдельного файла.

15. Сведения обоснований бюджетных ассигнований используются для формирования реестров расходных обязательств и распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов, а также для формирования перечня нормативных правовых (правовых) актов, которые необходимо подготовить в целях обеспечения исполнения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Изменение объемов бюджетных ассигнований в реестре расходных обязательств и распределении бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов осуществляется на основании обоснований бюджетных ассигнований.

16. Обоснования бюджетных ассигнований подлежат направлению в Министерство финансов Российской Федерации по форме, согласно Приложениям NN 1-94 к настоящим Методическим рекомендациям, одновременно с направлением в Министерство финансов Российской Федерации распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на 2017-2019 годы, согласованного в установленном порядке с Коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, государственными заказчиками - координаторами федеральных целевых программ, ответственными исполнителями государственных программ.

17. Обоснования бюджетных ассигнований (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне) подлежат представлению в Министерство финансов Российской Федерации в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченного лица) в информационной системе Минфина России.

18. Обоснования бюджетных ассигнований, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне или для служебного пользования, по расходам, отражаемым по кодам классификации расходов бюджетов, не содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются в специальном приложении информационной системы Минфина России.

19. Специальное приложение информационной системы Минфина России для заполнения обоснований бюджетных ассигнований, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне или для служебного пользования, по расходам, отражаемым по кодам классификации расходов бюджетов, не содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне (далее - обоснования бюджетных ассигнований, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, по открытым расходам федерального бюджета), формируется Министерством финансов Российской Федерации на основании запроса главного распорядителя средств федерального бюджета, содержащего перечень кодов классификации расходов бюджетов, направленного в адрес департамента Министерства финансов Российской Федерации, курирующего данные расходы федерального бюджета.

В ответ на запрос главного распорядителя средств федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации в течение трех рабочих дней направляется специальное приложение информационной системы Минфина России в установленном порядке.

20. Для обеспечения соответствия объемов бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предельным объемам бюджетных ассигнований, доведенным Министерством финансов Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов, не содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне, но по которым обоснования бюджетных ассигнований содержат сведения, отнесенные к государственной тайне или для служебного пользования, в информационной системе Минфина России, расположенной по адресу budgetplan.minfin.ru, заполняет обоснования бюджетных ассигнований, указывая только объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (раздел ОБАС, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне), а также формы аналитического распределения объемов бюджетных ассигнований на 2016-2018 годы, согласно Приложениям NN 95 - *.
________________
* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

21. Представление в Минфин России обоснований бюджетных ассигнований в части сведений, составляющих государственную тайну, а также ОБАС, содержащих сведения, отнесенных к государственной тайне, по открытым расходам федерального бюджета осуществляется в соответствии с пунктом 11 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований , утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 года N 38н , на бумажном носителе, подписанном руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченным им лицом), и в электронном виде в соответствии с требованиями к форматам электронных документов и форматам передачи информации, размещаемыми на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике "Информационные системы Минфина России", с соблюдением законодательства о защите государственной тайны.

III. Порядок составления и согласования реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

22. Реестры расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - реестры расходных обязательств) составляются с целью учета расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и определения объема средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, необходимого для их исполнения.

23. Реестр расходных обязательств включает в себя информацию:

а) о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания для возникновения и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов;

б) об объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, распределенных по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

24. Реестр расходных обязательств состоит из двух частей:

реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, отнесенных к государственной тайне;

реестр расходных обязательств, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне.

25. Реестр расходных обязательств формируется в информационной системе Минфина России в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченного лица) в информационной системе Минфина России.

Реестр расходных обязательств, содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне, формируется с использованием специального приложения информационной системы Минфина России.

26. Форма реестра расходных обязательств и рекомендации по его заполнению приведены в Приложении "Б"* к настоящим Методическим рекомендациям .
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
** Приложение 1 , , 3 к приложению "Б" - см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

27. Реестр расходных обязательств формируется в тыс. рублей до одного знака после запятой.

28. Объемы бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода формируются по результатам заполнения обоснований бюджетных ассигнований на соответствующий период, порядок составления которых определен в разделе II настоящих Методических рекомендаций.

29. Для формирования реестра расходных обязательств используются классификаторы, реестры и справочники, ведение которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

30. Изменение (дополнение) отдельных элементов классификаторов, реестров и справочников осуществляется на основании заявок, формируемых главными распорядителями средств федерального бюджета и направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.

31. Реестр расходных обязательств подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с направлением в Министерство финансов Российской Федерации распределения бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по кодам классификации расходов бюджетов.

32. Реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежит представлению в Министерство финансов Российской Федерации в информационной системе Минфина России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченного лица) в информационной системе Минфина России.

33. Реестр расходных обязательств, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне, представляется в Министерство финансов Российской Федерации на бумажном носителе, подписанном руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченным им лицом), и в электронном виде в установленных Министерством финансов Российской Федерации форматах с соблюдением законодательства о защите государственной тайны.

34. Министерство финансов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения реестра расходных обязательств осуществляет его проверку в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических рекомендаций и при отсутствии замечаний осуществляет его принятие.

35. В случае несоответствия информации, отражаемой в реестре расходных обязательств, требованиям пункта 37 настоящих Методических рекомендаций, Министерство финансов Российской Федерации направляет главному распорядителю средств федерального бюджета уведомление об отказе в принятии Министерством финансов Российской Федерации представленного реестра расходных обязательств с указанием причин (замечаний) (далее - уведомление).

36. Главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 2 рабочих дней со дня получения от Министерства финансов Российской Федерации уведомления обеспечивает внесение в реестр расходных обязательств изменений в соответствии с представленными Министерством финансов Российской Федерации замечаниями и осуществляет повторное представление реестра расходных обязательств на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации.

37. При осуществлении проверки реестра расходных обязательств Министерство финансов Российской Федерации осуществляет проверку:

соответствия объемов бюджетных ассигнований, приведенных в реестре расходных обязательств, проектировкам предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на реализацию государственных программ Российской Федерации (направлений деятельности, не входящих в государственные программы Российской Федерации), по главному распорядителю средств федерального бюджета, доведенных в соответствии с пунктом 69 Графика (с учетом перераспределения бюджетных ассигнований в соответствии с Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов);

заполнения всех полей реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;

отражения в реестре расходных обязательств информации о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, устанавливающих правовые основания для возникновения (в части публичных нормативных обязательств) и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, в соответствии с рекомендациями по заполнению реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, приведенными в Приложении "Б" к настоящим Методическим рекомендациям ;

корректность отражения в реестре расходных обязательств информации о нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и (или) государственного органа Российской Федерации, устанавливающих направление расходов по целевой статье классификации расходов бюджетов.

38. Министерство финансов Российской Федерации на основании реестров расходных обязательств, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета, формирует реестр расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

39. При наличии несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета после их рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и внесения соответствующих изменений в распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по кодам классификации расходов бюджетов соответствующие главные распорядители средств федерального бюджета в течение 3 рабочих дней направляют в Министерство финансов Российской Федерации скорректированные реестры расходных обязательств.

IV. Порядок изменения (дополнения) справочников, реестров и классификаторов, используемых при составлении реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

40. Изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, используемых при составлении реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании заявок на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, используемых при составлении реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов).

41. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов формируются главными распорядителями средств федерального бюджета в информационной системе Минфина России. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются главным распорядителем средств федерального бюджета в специальном приложении информационной системы Минфина России.

42. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, не содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, направляются в Министерство финансов Российской Федерации в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного представителя) главного распорядителя средств федерального бюджета в информационной системе Минфина России.

43. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, направляются в департамент Минфина России, курирующий соответствующие расходы федерального бюджета, в форме бумажного документа, оформленного на бланке организации, подписанного руководителем (уполномоченным представителем) главного распорядителя средств федерального бюджета в установленном законодательством порядке. Заявка на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, в форме бумажного документа создается с использованием специального приложения информационной системы Минфина России.

44. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет рассмотрение заявок на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов в срок, не превышающий три рабочих дня со дня их получения. При положительном результате рассмотрения заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов Министерство финансов Российской Федерации осуществляет изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов. При отрицательном результате рассмотрения заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов Министерство финансов Российской Федерации направляет в адрес главного распорядителя средств федерального бюджета заключение на заявку на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов.

45. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов формируются Министерством финансов Российской Федерации в информационной системе Минфина России. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются Министерством финансов Российской Федерации в специальном приложении информационной системы Минфина России.

46. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, не содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, направляются Минфином России в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного представителя) Министерства финансов Российской Федерации в информационной системе Минфина России.

47. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, направляются Минфином России в форме бумажного документа, оформленного на бланке организации, подписанного руководителем (уполномоченным представителем) Министерства финансов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Классификаторы и справочники, используемые в специальном приложении информационной системы Минфина России, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, с учетом согласованных Минфином России изменений (дополнений) классификаторов и справочников доводятся до главных распорядителей средств федерального бюджета в установленном порядке.

48. Для изменения (дополнения) справочников, реестров и классификаторов используются пять видов заявок:

заявка на новый код классификации расходов бюджетов;

заявка на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов;

заявка на изменение (дополнение) элементов справочника;

заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника подпрограмм государственной программы Российской Федерации;

заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника основных мероприятий государственной программы Российской Федерации.

49. Заявка на новый код классификации расходов бюджетов составляется при внесении предложения о формировании нового кода классификации расходов (коды главного распорядителя средств федерального бюджета, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с учетом кода департамента Министерства финансов Российской Федерации, курирующего данные расходы федерального бюджета.

50. При положительном результате рассмотрения заявки на новый код классификации расходов бюджетов при внесении предложения о формировании нового кода целевой статьи классификации расходов бюджетов одновременно с дополнением кода целевой статьи будет автоматически добавлен код классификации расходов бюджетов.

При наличии замечаний по новому коду классификации расходов бюджетов, предлагаемому к добавлению, главному распорядителю средств федерального бюджета будет направлено соответствующее заключение.

51. Заявка на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов составляется при внесении предложения о формировании нового кода направления расходов классификации расходов бюджетов. Заявка на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов формируется на каждое новое направление расходов, предлагаемое к дополнению.

При положительном результате рассмотрения заявки на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов одновременно с дополнением кодов направлений расходов будут автоматически добавлены коды целевых статей и коды классификации расходов бюджетов.

При наличии замечаний по отдельным кодам классификации расходов бюджетов, предлагаемым к дополнению, по итогам рассмотрения заявки на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов Министерством финансов Российской Федерации будут дополнены коды классификации расходов бюджетов, по которым не имеется замечаний. На коды классификации расходов бюджетов, по которым имеются замечания, главному распорядителю средств федерального бюджета будет направлено соответствующее заключение.

52. Заявка на изменение (дополнение) элементов справочника составляется при внесении предложений об изменении существующего или дополнении нового элемента справочников, реестров и классификаторов, используемых при формировании реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований, за исключением справочников "Госпрограммы/подпрограммы", "Основные мероприятия", "Направления расходов", "Целевые статьи".

53. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника подпрограмм государственной программы Российской Федерации составляется при внесении предложений об изменении наименования подпрограммы государственной программы или номера подпрограммы государственной программы в структуре государственной программы Российской Федерации, дополнения перечня подпрограмм государственной программы Российской Федерации новой подпрограммой или исключения подпрограммы государственной программы Российской Федерации. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника подпрограмм государственной программы Российской Федерации формируется на одну подпрограмму государственной программы Российской Федерации.

54. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника основных мероприятий государственной программы Российской Федерации составляется при внесении предложений об изменении наименования основного мероприятия государственной программы или номера основного мероприятия государственной программы в структуре государственной программы Российской Федерации, дополнения перечня основных мероприятий государственных программ Российской Федерации или исключения основного мероприятия государственной программы Российской Федерации. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника основных мероприятий государственной программы Российской Федерации формируется только на одно мероприятие государственной программы Российской Федерации.

Как написать, составить обоснование? Как обосновать предлагаемое решение? (10+)

Обоснование. Советы по составлению

Рассмотрим правила составления обоснований. Сначала обсудим общий подход, потом остановимся на частностях, имеющих отношение к определенным видам обоснований.

Перед составлением обоснования нужно себе ответить на два вопроса:

  • Что мы хотим обосновать. Нужно по возможности кратко и четко сформулировать обосновываемую мысль.
  • Перед кем мы хотим обосновывать (дальше я буду этих людей называть условно "читателями"). Это важно понимать, так как от этого зависит база, на которую нужно опираться.

Структура обоснования

Базовые утверждения

Сначала нужно сформулировать утверждения, с которыми читатели наверняка согласятся.

Например , промерзание водопроводной трубы сделает объект непригодным для использования. Существующая глубина прокладки трубы выше глубины промерзания.

Например , стоимость сжиженного газа вдвое меньше, чем автомобильного бензина, а расход на 100 километров пробега - одинаковый.

Что мы хотим обосновать

Теперь нужно привести обосновываемое утверждение или концепцию.

Например , предлагаю переоборудовать водопровод.

Например , предлагаю перевести автотранспорт на сжиженный газ.

Логическая цепочка

Построим логическую цепочку

Например , по статистике раз в три - пять лет в нашем регионе бывают экстремально низкие температуры, которых наш водопровод не выдержит. В случае замерзания водопровода его в любом случае придется переложить. На это потребуется от одной недели до двух. В это время мы не сможем выпускать продукцию и потеряем доход.

Например , стоимость установки газового оборудования на один автомобиль составляет 40 тыс. рублей. Ежедневный пробег одного автомобиля составляет 300 км, а расходы на бензин 1000 р. в день. Ежедневная экономия составит 500 рублей. Срок окупаемости проекта 80 дней.

Подтверждающие материалы

Например, в приложении метеорологические таблицы с минимальной температурой за последние 30 лет и стандарты по прокладке водопровода в зависимости от температуры.

Например, в приложении коммерческое предложение от поставщика газового оборудования, сертификаты безопасности, данные по текущим расходам на топливо, материалы, подтверждающие расход газа на 100 км.

Возражения. Защита

По первому примеру, могут быть возражения:

  • Водопровод эксплуатируется в течение трех лет и не перемерз.
  • Высокая стоимость прокладки водопровода.

По второму примеру, могут быть возражения:

  • Газовое оборудование нестабильно работает при низких температурах окружающей среды
  • Отсутствие газовых заправочных станций по пути следования автомобилей.
  • Меньшая безопасность.

В обосновании приведем пояснения по этим возражениям:

Первый пример

  • За последние три года были относительно теплые зимы. Но относительно теплые периоды всегда сменяются экстремально холодными.
  • Полная перекладка не требуется. Возможно оборудование водопровода системой автоматического периодического прогона воды для исключения замерзания.

Второй пример

  • Предполагается установка оборудования, предполагающего переключение бензин / газ. При низких температурах старт и прогрев будут осуществляться на бензине.
  • Газовая заправочная станция находится в 10-х километрах в сторону от маршрута. Заправка потребуется каждые 200 километров, то есть маршрут удлинится на 20 км (до заправки и обратно). Это - 10%, а экономия составляет 50%.
  • Стандарты на газовое оборудование гарантируют его безопасную эксплуатацию при соблюдении требований.

Выводы. Проект решения

По первому примеру . Предлагаю принять решение об установке системы автоматической защиты водопровода от замерзания.

По второму примеру . Предлагаю принять решение о переоборудовании автопарка на газ.

Альтернативные варианты

В заключении иногда полезно рассмотреть альтернативные варианты, чтобы показать, что они были проанализированы, и указать преимущества выбранного решения перед альтернативами.

Отдельные виды обоснований

Существуют некоторые стандартные виды обоснований. Они различаются тем, на основе каких соображений принимаются решения, и тем, что обосновывается.

ОБОСНОВАНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ

Приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. или концепцию. О. обычно включает целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементом которой является. Существенную роль в механизме О. играют дедуктивные умозаключения, хотя лишь в редких случаях О. удается свести к умозаключению или цепочке умозаключений.
Все многообразные способы О., обеспечивающие «достаточные основания» для принятия утверждения, делятся на абсолютные и сравнительные. Абсолютное О. - это приведение тех убедительных или достаточных оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое положение. Сравнительное О. - убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем , противопоставляемое ему положение. Совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения, называется основанием О. Общая , или структура, абсолютного О.: «А должно быть принято в силу С», где А - обосновываемое положение и С - О. Структура сравнительного О.: «Лучше принять А, чем В, в силу С». Напр., «Следует принять, что в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное » - это О., его резюмирующая часть. Выражение же «Лучше принять, что небо синее, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы» - это результирующая сравнительного О. того же утверждения «Небо голубое». Сравнительное О. иногда называют также рационализацией: в условиях, когда абсолютное О. недостижимо, сравнительное О. представляет собой существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное О. несводимо к абсолютному: если удалось обосновать, что одно утверждение более правдоподобно, чем др., этот невозможно выразить в терминах изолированной обоснованности одного или обоих данных утверждений.
Требования абсолютной и сравнительной обоснованности знания играют ведущую роль как в системе теоретического и практического мышления, так и в сфере аргументации. В этих требованиях пересекаются и концентрируются все др. темы эпистемологии, и можно сказать, что обоснованность и являются синонимами разума постигать и извлекать выводы, касающиеся практической деятельности. Без данных требований теряет одно из своих сущностных качеств: она перестает апеллировать к разуму тех, кто ее воспринимает, к их способности рационально оценивать приводимые аргументы и на основе такой оценки принимать их или отбрасывать.
Проблема абсолютного О. была центральной для эпистемологии Нового времени. Конкретные ее формы менялись, но в мышлении данной эпохи они всегда были связаны с характерным для нее представлением о существовании абсолютных, непоколебимых и непересматриваемых оснований всякого подлинного знания, с идеей постепенного и последовательного накопления «чистого» знания, с противопоставлением истины, допускающей О., и субъективных, меняющихся от человека к человеку ценностей, с дихотомией эмпирического и теоретического знания и др. «классическими предрассудками». Речь шла о способе или процедуре, которая обеспечивала бы безусловно твердые, неоспоримые основания для знания.
С разложением «классического» мышления проблемы О. существенно изменился. Стали очевидными три момента:
1) никаких абсолютно надежных и не пересматриваемых со временем оснований и теоретического, а тем более практического знания не существует, можно говорить только об относительной их надежности;
2) в процессе О. используются многочисленные и разнообразные приемы, удельный вес которых меняется от случая к случаю и которые несводимы к какому-то ограниченному, каноническому их набору, представляющему то, что можно назвать «научным методом» или более широко - «рациональным методом»;
3) само О. имеет ограниченную применимость, являясь прежде всего прерогативной науки и связанной с нею техники и не допускающей автоматического перенесения образцов О., сложившихся в одних областях (и прежде всего в науке), на любые др. области.
В современной эпистемологии «классическая» О. трансформировалась в задачу исследования того лишенного четких границ многообразия способов О. знания, с помощью которого достигается приемлемый в данной области - но никогда не - уровень обоснованности. Поиски «твердых оснований» отдельных научных дисциплин перестали быть самостоятельной задачей, обособившейся от решения конкретных проблем, встающих в ходе развития этих дисциплин.
Способы О. составляют в совокупности ядро всех многообразных приемов аргументации, но не исчерпывают последних. В аргументации используются не только корректные приемы, но и некорректные, подобные лжи или вероломству и не имеющие ничего общего с О. Кроме того, процедура аргументации как живая, непосредственная человеческая должна учитывать не только защищаемый или опровергаемый , но и контекст аргументации, и в первую очередь ее аудиторию. Приемы О. (доказательство , ссылка на подтвердившиеся следствия и т.п.), как , безразличны и к контексту аргументации, и, в частности, к аудитории.
Способы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми, чем приемы О. Но все приемы аргументации, выходящие за сферу приемов О., заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемы О. (см. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ), (см. АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ), (см. АРГУМЕНТАЦИЯ КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ), (см. ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП), (см. ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ОБОСНОВАНИЕ

мыслит. процедура, основанная на использовании определ. знаний, норм и установок для принятия к.-л. утверждений, оценок или решений о практич. действиях. Социальнозначимая деятельность человека обусловлена определ. нормами, предпосылками и установками, выступающими в качестве её регу-лятивов. Их применение в процедуре О. предполагает обсуждение и правомерности и целесообразности их использования в некоторой ситуации, сопоставление возможных альтернатив и из них наиболее эффективной.

В известном смысле можно утверждать, что традиц. логики и гносеологии в исследовании познания определяется вытекающим из такой модели разделением логич. и внелогич. О. Если рассматриваемая претендует на роль модели знания в целом и т.о. выступает в функции гносеологич. модели, то при любых гносеологич. интерпретациях она тяготеет к метафизич. созерцат. взгляду на установление истинности логически исходного знания как на процесс восприятия нек-рого готового и заранее данного – в интеллектуальной интуиции, в чувственном ли восприятии и пр. – содержания, внешнего по отношению к логич. системе.

Но, вообще говоря, доказательство и обоснование соотносятся между собой скорее как логика и аргументация. Обоснование - акт мышления, родственный доказательству, но с более широким и более интуитивно значимым классом аргументов. Как говорят интуиционисты, обоснование возможно “до тех пределов, до которых ведет интуиция” (Клинч С. К. Математическая логика. М.,1973,с.234).

Обоснованию должна сопутствовать убедительность, а убедительность никогда не бывает абсолютной. Уже Платон отмечает разницу между понятиями “убеждать” с помощью разумного (скажем сегодня - логически верного) довода, обращенного к рассудку, и понятием “внушать” с помощью доводов, обращенных к сердцу, к чувству, к интуиции.

Аристотель идет еще дальше, делая между “техническими” и “нетехническими” средствами убеждения. К последним он относит свидетельские показания (в суде), признания, сделанные под пыткой, письменные договоры и пр. Техническими Аристотель называет такие способы убеждения, которые созданы наукой с помощью определенного метода, или же такие, которые связаны исключительно с нашей речевой практикой, с дискурсом. Эти технические способы убеждения заключаются, по словам Аристотеля, в действительном или же кажущемся доказывании.

Можно сказать, что обоснование как “интеллектуальная задача” - это оборотная сторона открытия, когда отчетливо осознается, что “принять” еще не означает “понять”, причем понять так, чтобы стало очевидным “существо дела”. К примеру, систему вещественных чисел принимали и до попытки арифметизации анализа; но только между “принять” и “понять” математическую идею непрерывности (континуума), особенно подчеркнутый логическими пробелами в наивных концепциях вещественного числа, породил потребность в названном обосновании на базе интуитивно ясных арифметических представлений. Но это было только прелюдией к более общей интеллектуальной задаче, которая вначале переросла в задачу теоретико-множественного обоснования анализа, а с открытием парадоксов (см. Парадокс логический), когда вновь зазвучал диссонанс между “принять” и “понять” и пошла уже о самой теоретико-множественной концепции, приобрела чисто методологическую - реформировать множеств теорию на приемлемой аксиоматической основе ( математического формализма) или, напротив, вовсе отказаться от этой теории в пользу конструктивных методов (интуиционизм и конструктивное направление). Именно здесь и вступают в силу методологии ческие (философские) установки, которые существенны осо^ бенно тогда, когда общая задача обоснования определилась и вопрос только в форме этого обоснования. О других аспектах обоснования см. Фундаментализм .

М. М. Новосёлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :
Поделиться