"Формула успеха" от успешных людей. Формула успеха от успешных людей Экология человека как формула его успеха выступление

Я уже давно изучаю особенности человеческого мышления. Сейчас я работаю над книгой «Mindshift: How Ordinary and Extraordinary People Have Transformed Their Lives Through Learning - And You Can Too» («Смена мышления: как обучение изменило жизнь обычных и необычных людей - и вашу оно тоже изменит»). Она посвящена удивительным историям о людях, которые изменили свою жизнь и карьеру с помощью новых подходов к обучению.

Есть множество способов преодолеть страх перед естественными и точными науками. Выдающиеся ученые и гениальные умы, как правило, рано овладевают эффективными техниками обучения, потому что они начинают тренироваться практически с младенчества. На самом деле этими техниками обучения может овладеть любой человек в любом возрасте. Если бы раньше я не изучала иностранный язык, я бы и не подумала, что существуют специально структурированные практические приемы.

Когда вы идете в спортзал, вы занимаетесь на тренажерах, чтобы развить мускулатуру. Вы не думаете, что сможете накачать шикарный пресс, каждый день сидя на тротуаре. К математике можно применить тот же принцип. Она помогает развить невидимые мыслительные «мышцы», которые могут пригодиться вам в самых неожиданных областях. Например, если мне нужно нанять управляющего в магазин или разработать онлайн-курс, я скорее отдам предпочтение кандидату с развитым аналитическим мышлением. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной.

Знание естественных наук предостерегает людей от «магического мышления»

Математика и другие науки могут помочь вам принять важное решение, которое повлияет на вашу жизнь; они же помогут вам справляться с повседневными трудностями. Знания в области математики и естественных наук предостерегают людей от «магического мышления». Когда дело касается зарплаты, иногда мне кажется, что деньги просто так возникнут из воздуха, и я получу все, что хочу, не прикладывая никаких усилий. Но этого не происходит. Деньги также не появятся в государственном бюджете магическим образом, хотя, конечно, государство часто заставляет нас верить в обратное. Естественно-научный бэкграунд просто делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Например, мы все знаем, как важна хорошая экология, и понимаем, что нам стоит бороться за то, чтобы мир стал чистым и зеленым. Однако некоторые экологические инициативы, например электронные автомобили, на самом деле вредны для окружающей среды. Попросту говоря, людей, у которых нет никаких математических и естественно-научных знаний, намного проще одурачить, потому что они не умеют скептически смотреть на вещи.

Математики любят преподавать абстрактную математику, которая кажется оторванной от реальности, но на самом деле помогает овладеть навыками, которые можно легко перенести в разные сферы профессиональной деятельности. Изучать математику применительно к одной области, например бухгалтерскому делу, неэффективно, потому что это ограничивает гибкость вашего мышления и мешает применить новые знания и навыки в ином контексте. Это все равно что отказываться учить иностранный язык - тогда вы искусственным образом навсегда ограничиваете свое мышление в рамках одного языка. Если вы боитесь уравнений и формул и не знаете, как применить к ним воображение, попробуйте воспринимать их как стихи. Уравнения - это лишь набор закодированных понятий; в них, как и в поэзии, присутствует глубинный смысл. Эйнштейн смог описать фотон с помощью воображения, а не с помощью математики. Известно, что в математике он был не так уж силен и часто обращался за помощью к другим математикам, чтобы продолжить исследования. Зато фантазии ему было не занимать: он представлял себя летящим фотоном и думал о том, как его воспримет другой фотон. Воображение людей развито намного сильнее, чем они думают. Если вам кажется, что это не про вас, то подумайте вот о чем: если вам хватает воображения на то, чтобы любить и воспитывать своего ребенка, то вам хватит воображения и для того, чтобы создать чудесный новый мир.

Есть множество книг, которые помогут вам понять математику. Мои любимые - это «Простые вычисления» («Calculus Made Easy») Сильвануса Томпсона, «The World According to Wavelets: The Story of a Mathematical Technique in the Making» («Преобразование мира через вейвлеты: история развития математических методов») Барбары Берк Хаббард и трехтомное издание лекций по физике Ричарда Фейнмана. Все эти работы помогают познакомиться с математикой с разных сторон и объясняют, как она связана с реальностью.

Ваши успехи никак не связаны со степенью вашей гениальности

Я решила получить диплом инженера только в 26 лет. Это вызвало во мне много ненависти и доставило множество страданий в мой первый год; обнадеживали меня лишь редкие озарения. До того как я почувствовала, что «могу это сделать», прошло примерно полтора года. До этого я изучала русский язык, получила стипендию от службы вневойсковой подготовки офицеров запаса и степень бакалавра по славянским языкам и литературе. У меня был шанс стать экспертом в войсках связи, но я терпеть не могла математику и боялась ее.

Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Я считаю, что существуют тысячи «правильных» способов обучения детей, поэтому не тяготею ни к какой конкретной школе или системе. Мы слишком часто подчеркиваем, что дети должны подходить к процессу обучения со страстью, хотя на самом деле процесс познания сам по себе должен пробуждать в них страсть. Образование должно культивировать в учениках креативность, любознательность и стремление к открытиям. Однако креативность должна быть подкреплена уверенными знаниями в определенном предмете. Если у вас в сознании нет обширного набора фактов, вряд ли вы сможете совершить творческое открытие. Хотя дети учатся в одной и той же школе в течение многих лет, их достижения не выравниваются, потому что успехи людей сильно зависят от их социального окружения и биологической предрасположенности. Но в действительности настойчивость значит гораздо больше, чем интеллект. Многие «середнячки» пошли намного дальше, чем очень одаренные люди.

Успеха – хотят все! Каждый хочет быть богатым, счастливым и здоровым, чтобы всё спорилось, чтобы можно было достигать любых поставленных целей. Но, большинство людей, даже тех, у кого есть мечты и даже его прописанные цели, далеко не всегда их достигают. Почему? Потому что, чего-то важного они не знают, не учитывают, не делают, чтобы поставленных целей можно было достичь!

Всегда есть обязательные условия – что нужно делать, чтобы достичь Успеха, то, без чего он просто невозможен! У любого Успеха – есть свой алгоритм, универсальная формула, которая включает в себя реализацию законов Успеха!

Конечно, мы не говорим о примитивном “успехе”, типа, заработать 500 рублей и купить колбасы. Мы рассматриваем значимые долговременные цели, которые качественно меняют судьбу человека и жизнь общества тоже, такие цели, к которым человек может иди не один год и за достижение которых, он может себя уважать. Хотя, в принципе, этот алгоритм будет справедлив для достижения абсолютно любых целей: построения карьеры или своего бизнеса, замужества (выбора второй половинки) и создания семьи, любых целей по спорту, творчеству, др.

Рассмотрим универсальный алгоритм Успеха, то, что справедливо всегда и для каждого человека, то, от чего напрямую зависит любой значимый результат в жизни – то ли это цель стать миллионером, то ли олимпийским чемпионом.

Формула Успеха – “Хочу-Могу-Делаю”

1. “Хочу” – Чёткая сформулированная Цели и стремление к ней!

Первая составляющая формулы Успеха – это “Хочу” . В него входит – постановка цели и включение силы стремления к ней.

Цель – должна быть сформулирована максимально чётко и полно (обязательно на бумаге), чтобы в сознании ясно раскрывался конечный результат – чего именно вы хотите достичь. Для эффективной работы с целями – читайте:

Стремление к Цели – сила, внутренняя энергия, благодаря которой, человек достигает поставленной цели. Чем сильнее стремление, тем быстрей человек достигает своей цели и тем большие преграды на пути к ней он готов и способен преодолеть. И наоборот, если стремление слабое, чахлое – первая же небольшая преграда останавливает человека и он уже никуда не идёт.

Стремление усиливается – формированием мощной мотивации к Цели и технически (в , существуют техники разжигания стремлений в медитации). Как максимально усилить мотивацию – читайте .

2. “Могу” – огромная, а лучше всепоглощающая Вера в Себя и свои силы (Сила Уверенности)!

Если у человека слабая, заниженная или просто неадекватная самооценка, если он в себя не верит или, например, считает себя – он даже не будет пытаться поставить значимую Цель, потому что заведомо уверен, что ему её не достичь, что у него “не получиться”. Поэтому – является определяющим фактором в достижении цели. Самооценка – не должна ограничивать и только если человек уверен в себе, и внутренне искренне способен дать себе право на ту или иную цель, на значимый результат, он может его достичь.

С уважением, Василий

Внеклассное занятие «Формула успеха»

с учащимися 9 класса

Внеклассное мероприятие составлено старшим воспитателем Листаровой Ириной Васильевной

Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков.

Задачи:

    формировать у обучающихся навыков межличностной коммуникации;

    формировать способности к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;

    способствовать повышению мотивации успешности подростков;

    способствовать осознанию учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов;

    научить пошаговому способу достижения цели.

Приветствие.

Цель: эмоциональный настрой на работу и принятие друг друга.

Добрый день, уважаемые ребята! Я очень рада видеть вас.

Предлагаю поприветствовать друг друга новым для нас способом: вначале поприветствуем друг друга при помощи похлопывания указательными пальцами друг о друга, а теперь похлопаем друг другу четырьмя пальцами, а теперь похлопаем при помощи ладошек.

Тема нашего занятия зашифрована в кроссворде.

Интерактивное задание «Разгадай кроссворд».

На сегодняшней встрече, мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, какие препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха.

Правила встречи:

Чтобы занятие было продуктивным нам необходимо определить правила встречи.

    Слушаем внимательно задания.

    Каждый из нас имеет возможность высказаться.

    Один говорит, другие слушают.

    Правило поднятой руки.

    Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

    Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Упражнение «Говорящий микрофон»

Прежде чем мы приступим к выведению Формулы успеха, давайте с вами определим, что такое «успех» в вашем понимании? Какого человека можно назвать успешным?

«Для меня успех – это…

Быть успешным – значит …»

Работа с понятием «успех», «успешный человек».

Интересно, какую трактовку данным понятия дают разные авторы. Библиотекари к нашей встрече сделали подборку книг, где мы можем найти характеристику понятий «успех», «успешный человек». Ваша задача в течение пяти минут найти данные понятия в разных источниках, познакомиться с ним и озвучить всем присутствующим.

Воспитанники работают с данными понятиями, после чего озвучивают окружающим полученные результаты.

Вы в своей жизни встречали успешных людей? Назовите из личного опыта примеры успешных людей и вид деятельности, в которой они данного успеха добились.

Высказывания детей из собственного опыта.

- Ребята, а я бы хотела привести пример об успешности людей, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Несмотря на то, что они инвалиды, они благодаря большой силы воли, огромному желанию добиться успеха в определённой деятельности стали успешными. Послушайте…

Мэри Верди - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, судьи были удивлены. Мэри создала группу "Танцующие колеса".

«…Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего».

Наталья Януто . Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю. Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту.

Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей?

Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.
Их отличают:

    активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;

    креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;

    ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;

    уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;

    коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.

Успех он не приходит сам. Многие путают два понятия успех и удача, в чём разница?

Удача и успех – достаточно разные вещи. Удача – это не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерею. Удача «сваливается» на вас просто потому, что вам повезло. Послушайте анекдот про бедного еврея.

Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел он на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы тот сделал его богатым. Но шли годы, коврик уже почти истерся, а денег все нет и нет. Тогда вскричал он в сердцах: – Господи, ну почему? Я выполнял все твои заповеди, соблюдал посты и пятницы, почему не наградишь меня за мою верность тебе? Господи, ну почему? И раздался голос с небес: - Абрам, ну встань со своего коврика и пойди, купи хотя бы лотерейный билет!

Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что хотели; вы сделали то, что нужно для этого; вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами. Удачливым быть приятно, успешным быть престижно и надежно.

Не бывает такого, чтобы успех проявился сам по себе. Он обязательно появляется в результате какой-либо деятельности.

Всем известно, что один из главных шагов к жизненному успеху – правильная постановка цели . Давайте мы с вами вспомним, что же такое цель?

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. Многие люди терпят неудачи в жизни, т.к. не имеют хорошо продуманных целей.
Попробуем обозначить для себя основную цель вашей жизни хотя бы на небольшой промежуток времени, скажем, на 5 лет. Но здесь нам необходимо помнить, что цели нужно ставить реальные, те, которые мы можем осуществить.

Итак, цель мы определили. Теперь нужно определить ресурсы (качества человека, возможности, которые поспособствуют реализации цели).

Давайте подробнее определим, какими же качествами должен обладать успешный человек?

Интерактивное упражнение «Исключи лишнее»

В таблице предложен перечень качеств человека. Ваша задача из предложенных исключить те качества, которые мешают стать успешным.

Обсуждение.

Перечень качеств:

озабоченность материальным успехом

наличие собственных убеждений

нежелание перемен окружающими

чувство товарищества

дух соперничества

интеллектуальная развитость

уравновешенность

организованность

независимость

любознательность

чувство юмора

честолюбие

порядочность

эмоциональность

послушание

способность к творчеству

храбрость

предприимчивость

честность

профессионализм

открытость

вера в себя и свои силы

ответственность

неуверенность в себе

способность адаптироваться

настойчивость

искренность

преждевременное разочарование

воспитанность

реальные возможности (возраст, состояние здоровья)

недостаток поддержки

лицемерие

равнодушие

Отлично! Мы исключили качества личности, которые препятствуют человеку быть успешным. И на слайде у нас остались качества, характеризующие успешного в жизни человека.

Таким образом, мы рассмотрели качества успешного человека, отметили черты, которые способствуют продвижению человека к успеху и черты, которые могут препятствовать этому. А теперь нам необходимо определить, а являемся ли мы сами обладателями этих качеств. Нам предстоит оценить свои достоинства и недостатки.

Упражнение «Вперёд, к успеху!»

Ваша задача: подумать и написать на листочках те качества, которые вам присуще и которые могут помешать вам добиться успеха, своей мечты. И сейчас у вас есть такая возможность обменять вот эти мешающие качества на те, которые вам будут необходимы на пути к Успеху, они представлены в таблице.

Обсуждение, учащиеся меняют отрицательные качества на положительные, при этом сопровождая всё комментарием, объяснением.

Но только иметь цель, обладать хорошими качествами недостаточно, для того чтобы достичь ее и получить желаемый результат необходимо правильно подобрать средства, продумать действия.

Все ли средства хороши для достижения цели?
Какие нравственные ценности выбрать, на какие опереться в жизни.
Ведь от ценностных ориентаций также зависит направленность жизни человека, его взаимоотношения с людьми. Ребята, предлагаю вам посоветоваться и выбрать те, на которых должна строиться ваша жизнь.

Из предложенных ценностей выберите те, которым необходимо следовать на пути к успеху.

Работа с ценностями. После чего, учащиеся называют выбранные ценности, комментируют свои ответы.

Классификация нравственных ценностей:

    ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

    ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

    ценности высшей сферы духовной жизни: самовыражение, самореализация, чуткость, способность сопереживать, сострадание, великодушие, милосердие; любовь к ближнему, кротость, смирение, вера и т. д.

Мне очень понравился ваш выбор. Мне хотелось бы отметить, что человек постоянно, ежесекундно находится в состоянии выбора. И этот выбор бывает более или менее сложен, значим для человека, но зачастую человеку приходится выбирать между добром и злом. Поэтому мне хочется вам напомнить, что для достижения благородной, доброй цели, подойдут не любые средства, а только благородные, добрые, иначе исказится результат – он тоже станет недобрым и неблагородным.
Не забывайте о своих отношениях с близкими людьми. Цените и уважайте друг друга, относитесь к другим так, как вы хотели, чтобы относились к вам. Человек, у которого нет счастья в личной жизни, вряд ли сможет стать успешным. Семья должна быть тем местом, в котором можно черпать энергию для активной деятельности на работе. Поэтому обустройство личной жизни нельзя оставлять на потом.

Подведение итога:

Вот мы с вами и подошли к формуле успеха, она состоит из трех простых слов:
УСПЕХ=цель+ресурсы +действия+результат

    Нужно четко представлять то, что хочешь. Это - цель.

    Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это – ресурсы.

    Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия.

    Вы получите то, что хотели. Это - результат.

И в заключение нашей встречи, я бы хотела рассказать вам одну притчу.

Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного (успеха) мы не достигнем. Камни - важные цели в нашей жизни, галька - качества человека, необходимые для реализации целей, песок - повседневность. Повседневность- область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека.

Давайте наполним сосуд по образцу мудреца.

Практическая работа.

Простраивание ближайшего жизненного пути.

- Ребята, у каждого из вас есть мечта, к которой вы стремитесь. А так же у вас есть секретная формула успеха. Ваша задача: выстроить поэтапно свой путь к своей мечте.

Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся намечают путь в своей мечте и представляют его присутствующим.

Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей. Но я сейчас раздам вам на память буклеты, где даны несколько ключей успеха, которые помогут вам в жизни.

Заключение.

Цените время! Берегите время! Помните, что "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).

    Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

    Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

    Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

    Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

    Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.

    Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

    Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

    Находите время для Веселья - это муза души.

Труд - отец богатства, земля - его мать
Уильям Петти

Пишет Артём Бузинный, магистр гуманитарных наук из Беларуси: В представлениях и рассуждениях американцев и европейцев о России постоянно озвучивается то ли упрёк, то ли вопрос, сводящийся к мысли: «русские ничего не хотят». С их точки зрения все наши проблемы от нашей нетребовательности, невзыскательности, отсутствия широких запросов и претензий. Якобы засевшая глубоко в русской душе боязнь «выделиться из толпы», потребность «быть как все», отсутствие предпринимательского духа не даёт России шагать в ногу с передовыми странами.

Другой нашей проблемой считается неверие в собственные силы, надежда на чудо, смирение перед ударами судьбы: то есть то, что в западной и особенно американской системе ценностей считается чуть ли не главным грехом - пресловутый русский фатализм.

В американском контексте «фаталист» - одно из худших определений, которое человек может получить: для американцев фаталист - это суеверный и ленивый человек, который не желает брать инициативу в свои руки для того, чтобы улучшить собственную жизнь1 .

Для западного же сознания считается невозможным смириться с тем, что некоторые вещи находятся за пределами власти человека. Идея о том, что для личности «нет ничего невозможного», по убеждению Крэйга Сторти, глубоко заложена в американской концептуальной картине мира2 .

И наверно надо признать что при всей на первый взгляд однобокости нашего портрета, рисуемого западниками, какая-то доля истины в нём есть. Мы и сами ощущаем своё своеобразие по отношению к Западу во многих вещах:

«Сама возможность обогащения как бы не предусмотрена традиционным русским воспитанием и образом жизни; не рассчитан русский человек на богатство. Если же он разбогатеет, то чувствует некоторую растерянность и не знает, что теперь делать… в России вообще не было того культа богатых людей, который наблюдается в западных странах. Не только в революционной, но и в городской интеллигенции к богатым людям было не то что неприязненное, а малодоброжелательное отношение. Даже в купеческих группировках на бирже богатство не играло решающей роли»3 .

Различия в моделях поведения, общепринятых в русской и западной культурах, безусловно ощутимы, но вот попытаться объяснить эти различия можно только рассматривая их сквозь призму основополагающих для этих культур ценностей.

Для того чтобы идея достижении успеха исключительно личным волевым усилием утвердилась в массовом сознании народов Запада в качестве бесспорной истины и базовой для их цивилизации ценности, нужно было последовательно обесценить не только многотысячелетний «труд» природы по накоплению ресурсов и многовековые трудовые усилия поколений предков по созданию материальных ценностей, но и труд современников, «ближних твоих» выражаясь библейским языком.

Процесс переформатировки традиционного сознания в этом направлении занял не одно столетие. Финальным аккордом этого процесса прогремела в Европе Реформация. Это был грандиознейший переворот в сфере смыслов, давший совершенно новые ответы на основополагающие мировоззренческие и этические вопросы, всегда волновавшие человека.

В ходе этой ломки сознания были окончательно разрушены идущие от античности представления о целостности и неразрывности мироздания и о Человеке как частице этого единства, невидимыми нитями связанной со всеми другими частицами.

Созданный Реформацией «Новый Порядок» уходил корнями в библейский догмат сотворения мира ex nihilo (из ничего): впервые в истории религиозной мысли божество было выведено за пределы Космоса, а сам Космос в своей основе был переосмыслен как Ничто, то есть объект божественного произвола.

Взаимоотношения Личности и Мира впервые принимают субъект-объектный вид, а библейское божество, выведенное за пределы Космоса, оказывается первым Индивидом - основателем будущего «гражданского общества», которому суждено было появиться на Западе.

До позднего Средневековья эти представления мало влияли на общие умонастроения народов Европы, являясь достоянием немногочисленных этнорелигиозных групп:

«народы торговые в собственном смысле этого слова существуют, как боги Эпикура, лишь в междумировых пространствах древнего мира - или как евреи в порах польского общества»4 .

Реформация лишь распространила эти идеи, бывшие до поры экзотическими, в толщу населения. Человек «по образу и подобию божию» стал ощущать себя атомом, оторванным от мира, а мир, ставший теперь «Ничем», потерял всякую святость и ценность.

Ценность новый буржуазный человек заменил ценой. Как сказал Хорст Штерн, Запад «знает цену всего и не знает ценности ничего». Обесценив мир, его сделали объектом покорения и эксплуатации.

Соответственно этому была переосмыслена и категория человеческого счастья. В протестантской доктрине она приобрела вид личного успеха, понимаемого как бесконечное накопление экономических и других возможностей и инструментов осуществления власти.

В корне были пересмотрены и средства достижения такого успеха. Хотя на заре становления буржуазной политэкономии она ещё сохраняла архаические представления в духе вынесенного в эпиграф изречения «Труд - отец богатства, земля - его мать », но чем дальше, тем более маргинальными они становились.

В итоге классический либерализм свёл средства достижения успеха исключительно к «труду», то есть к индивидуальному усилию. Природа-Мать была окончательно вынесена буржуазным сознанием за скобки. Произошло то, что в терминах психологии называется вытеснением, а в религиозных терминах - десакрализацией мира.

В политэкономии представление о бесконечности мира преломилось в постулат о неисчерпаемости природных ресурсов. Они были исключены из рассмотрения как некая «бесплатная» мировая константа, экономически нейтральный фон хозяйственной деятельности. Это было усвоено политэкономией, как либеральной, так и марксистской.

Давид Рикардо утверждал:

«Ничего не платится за включение природных агентов, поскольку они неисчерпаемы и доступны всем».

Ему вторил Карл Маркс:

«Производительно эксплуатируемый материал природы, не составляющий элемента стоимости капитала - земля, море, руды, леса и т. д... В процесс производства могут быть включены в качестве более или менее эффективно действующих агентов силы природы, которые капиталисту ничего не стоят».

Этот подход, или выражаясь точнее, предрассудок, настолько прочно закрепился в классической политэкономии, что уже и современные «неклассические» экономисты до сих пор по инерции продолжают рисовать перед человечеством соблазнительные перспективы «экономики роста», несмотря на все предупреждения экологов, что рост этот не может быть бесконечным и имеет вполне прогнозируемые пределы.

Поразительная глухота западного гомо экономикуса к экологическим аргументам идёт всё от той же протестантской этики: для свободного индивида не только природа обесценена, лишена святости, но и все остальные люди тоже не имеют ценности.

По Томасу Гоббсу, свободные индивиды в своём естественном состоянии по отношению друг к другу имеют право на всё. Определённое значение приобретают только те из них, кто способен нанести вред. Соответственно, какие-то взаимные обязательства могут возникнуть только между теми индивидами, которые во взаимной борьбе способны нанести друг другу равный ущерб - тогда рациональнее будет не бороться, а договориться о неких взаимоограничивающих правилах. Только тогда возникает пресловутое цивилизованное общество .

Во всех остальных случаях, когда индивид заведомо сильнее своих конкурентов, никаких правил не существует: в отношениях с варварами цивилизация продолжает находиться в естественном состоянии, то есть ничем не ограничена и имеет право на всё. Вся «нецивилизованная» часть человечества воспринимается свободным индивидом как часть всё той же природы, соответственно и труд её тоже ничего не стоит.

А поскольку статус цивилизованности тоже оказывается весьма пластичным и определяется лишь способностью наносить ущерб, то лишиться этого статуса оказывается довольно легко.

В эпоху первоначального накопления в качестве части дикой природы рассматривалось не только население колоний, но и «своё» английское крестьянство, настолько слабое и беззащитное, что его можно было безнаказанно согнать с земли и лишить средств к существованию. Труд миллионов нищих, массово произведённых процессом огораживания, доставался английским капиталистам почти даром, как и труд ирландцев, продаваемых за океан в качестве рабов.

Знаменитый французский просветитель Монтескье абсолютно без каких-либо угрызений совести вкладывал свои капиталы в прибыльную работорговлю. Другой из отцов-основателей либерализма Джон Локк был автором конституции рабовладельческого штата Каролина, провозглашавшей «абсолютную власть» каждого гражданина «над своими черными рабами». Он обосновывал это «естественным правом» гражданского общества вести войну против тех, кто «не обладает разумом», обращать их в рабство и экспроприировать их богатство в уплату за военные расходы.

Поразительно, что последняя американская интервенция в Ирак оправдывалась уже в начале 21-го века буквальными ссылками на эти рассуждения Локка!

Логика процесса свободной конкуренции ведёт к такому положению, когда кто-то из конкурентов в конце концов получит абсолютное преобладание и необходимость вступать в гражданские договорные отношения с другими для него отпадёт. В перспективе «цивилизованное общество» может сократиться до одного человека.

О том, насколько приятно щекочет все органы чувств свободного индивида предвкушение этой гипотетической идеальной перспективы можно судить по тому, каким на разные лады звучащим рефреном эта тема проходит через всю западную массовую и не очень массовую культуру: «Боливар не вынесет двоих», «останется только один» etc.

Идеальное положение для свободного индивида в том, чтобы свести все издержки в процессе конкуренции к нулю - то есть получать даром природные ресурсы и результаты труда других людей как ничего не стоящие. Только тогда можно с полным правом считать себя настоящим хозяином своей судьбы - воплощением американской мечты.

На заре становления западного общества протестантский идеал self-made-man , вопреки всем обстоятельствам утверждающего свою волю, бесспорно, имел некую привлекательную и даже отчасти героическую ауру.

Но сейчас, на закате этой цивилизации в идеале ничем не ограниченной индивидуальной воли, от активизма первых буржуа мало что осталось, он явно вырождается в потребительскую психологию, в «право» на бесконечное удовлетворение ничем не ограниченных капризов.

Эго свободного индивида достигает таких размеров, что не видит смысла даже в воспроизводстве самого себя в потомках, в продолжении рода. Как это ни дико для нормального, то есть не искорёженного Реформацией человеческого сознания, но для сознания «цивилизованного» лишёнными значения предстают и будущие поколения, не выступающие в качестве агентов на рынке, и соответственно не способные защищать свои интересы и выступать субъектами рыночных сделок.

Доведённая до полного логического завершения позиция свободного индивида выглядит так: «Почему я должен заботиться о будущих поколениях? Разве будущие поколения когда-нибудь сделали что-нибудь для меня?»

Успехом в такой логике «после меня хоть потоп» может считаться только безудержное ограбление природы, предков, будущих поколений и унесение награбленного богатства в могилу. И вот это нам и всему остальному человечеству Запад пытается преподнести в качестве образца для подражания?! Но это же не только биологическая гибель нас, как популяции, это ещё и полный нравственный тупик, расчеловечивание человека!

По крайней мере так это выглядит с традиционной ценностной перспективы Русской цивилизации, где человеческая Личность никогда не вырывалась из Мира в качестве его покорителя и эксплуататора. Наоборот, нормальное естественное развитие человека мыслилось только через включение его в Космос как неразрывную целостность природного и общественного.

Такое противоположное западному атомизму представление о единстве Человека, Общества и Природы собственно и не является русским эксклюзивом: оно было присуще и античному обществу, и великим цивилизациям Востока, и окружающим их безгосударственным «архаическим» этносам.

Это мировоззрение - с точки зрения Запада, примитивное и варварское - в гораздо большей степени имеет право называться общечеловеческим, чем узурпировавший право называться таковым западный индивидуализм.

А с точки зрения непереученных Западом «варваров» Космос не является бесконечным. Природа не дана нам в гарантированное и бессрочное владение, её при недостаточно бережном к ней отношении можно потерять. Отсюда и базовый для почти всех незападных обществ миф о святости Природы, взгляд на неё, как на «Мать»:

«Когда беднейшие индейские общины в Соединенных Штатах, едва насчитывающие несколько десятков семей, бунтуют пpотив планов экспpопpиации, котоpая сопpовождается компенсацией в сотни тысяч, а то и миллионы доллаpов, то это, по заявлениям самих заинтеpесованных в сделке деятелей, происходит потому, что жалкий клочок земли понимается ими как «мать», от котоpой нельзя ни избавляться, ни выгодно менять...

В этих случаях pечь идет именно о пpинципиальном пpевосходстве, котоpое отдается пpиpоде над культуpой. Это знала в пpошлом и наша цивилизация, и это иногда выходит на повеpхность в моменты кpизисов или сомнений, но в обществах, называемых «пpимитивными», это пpедставляет собой очень пpочно установленную систему веpований и пpактики».5

Такое преклонение перед Матерью-Природой совершенно исключает потребительское к ней отношение: буржуазный предрассудок о якобы дармовых природных ресурсах выглядит здесь каким-то диким кощунством.

Такой же святостью в глазах незападного человечества обладает и всё материальное и духовное наследие, созданное трудом поколений предков и собратьев-современников, являющее собой вторую природу - культуру.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет разоблачал веру Запада в собственное бессмертие как наивную иллюзию:

«История - это арена, полная жестокостей, и многие расы как независимые целостности сошли с нее. Для истории жить не значит позволять себе жить, как вздумается, жить - значит очень серьезно, осознанно заниматься жизнью, как если бы это было твоей профессией. Поэтому необходимо, чтобы наше поколение с полным сознанием, согласованно озаботилось бы будущим нации».

Но за исключением Запада никто никогда и не питал подобных иллюзий. Почти во всех незападных культурах правильное участие в истории понималось, как сбережение накопленного природой и предками, умножение его собственным трудом и передача потомкам. Естественно, что место для личного успеха в такой картине мира оказывается весьма скромным. Он понимается в большей мере как степень личного трудового вклада в общую копилку, чем индивидуальное обогащение. Отношение к последнему в корне отличается от западного:

«Как гласит русская пословица: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Если американец встретит миллионера, его первой мыслью будет: «Какой это, должно быть, умный и способный человек!» Первая мысль русского в той же ситуации наверняка будет: «И где только этот мошенник столько нахватал?»6

Недоверие или даже неодобрение, с которым в традиционных обществах относились и относятся к индивидуальному обогащению, основывается на глубокой убеждённости небуржуазного сознания в ограниченности возможностей одного человека. А чаще даже не столько ясно сформулированных убеждениях, сколько интуиции. Что суть дела не меняет.

Позже марксизм развил эти древние интуиции в стройную теорию, которую незападные народы смогли использовать в качестве оружия против экспансии «цивилизованного общества». Но и до Маркса «примитивный» человек всегда догадывался, что обогащение личным трудом возможно лишь до некоторого уровня, а далее оно возможно лишь через присвоение чужого труда и/или через присвоение природных ресурсов.

Так что мы можем смело признаться и себе и другим, что в сфере материального накопления наши представления скорее уравнительные. Неравенство признаётся в русской культуре полезным лишь в ограниченной степени. И не стоит смущаться, когда недоброжелатели пытаются принизить эту нашу культурную особенность, обзывая её «уравниловкой».

Да, в русском представлении справедливость - это прежде всего равенство шансов, обеспечивающееся равенством доступа к материальным ресурсам.

Впрочем, традиционные культуры знают и другой путь личного преуспеяния, отношение к которому гораздо более одобрительное: это не материальное накопление, а приобретение общественного уважения опять-таки через усилие на общее благо. По этому признаку тоже очевидно принципиальное различие между устройством западного и русского социума.

На Западе справедливым считается прежде всего формальное равенство перед законом: все граждане имеют право участия в выборах и рыночном обмене. Но размер ресурсов, накопленный каждым гражданином в этом процессе, считается зависимым исключительно от его индивидуальных усилий: никакие материальные блага западному гражданину исходя из самого факта его существования не положены.

Выстраиваемая отсюда иерархия западных обществ формируется прежде всего исходя из размера сконцентрированных ресурсов: кто богаче, у того больше реальных возможностей, больше власти.

В русском же и других традиционных обществах человек с рождения имеет право на определённый кусок общественного пирога, то есть экономическое равенство, обеспечивающее равенство шансов. А вот как человек эти шансы использует, какое место займёт в социальной иерархии, зависит от его вклада в общее дело.

То есть иерархия в традиционном обществе формируется прежде всего политическая и моральная: общественное влияние личности определяется не богатством, а уважением соотечественников. Это хорошо видно на примере Сталина и его команды: личная скромность в быту, минимальные материальные запросы при колоссальном авторитете в советском обществе, ставившем их почти в ранг живых богов.

Подводя итог в виде формулы русского успеха, можно предположить, что звучать она должна примерно так: если богатеть, то вместе со всеми, если возрастать духовно, то индивидуально.

1 Robert L. Kohls. The Values American Live By;
2 Craig Storti. Americans at Work. A Guide to the Can-Do People;
3 Александр Прохоров. Русская модель управления. - Москва: «Журнал «Эксперт"». 2002. - С. 251;
4 Карл Маркс. Капитал. - Москва: «Нартиздат», - Т. 1. - С. 40;
5 Клод Леви-Стросс. Структурная антропология / Пер. с фр. - Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2001. - С. 301-302;
6 Владимир Жельвис. Эти странные русские.

Так часто оно звучало в этом году не только в нашем эфире, но и из уст известных политиков, экономистов, деятелей шоу-бизнеса. У людей, хорошо подкованных в экологических вопросах, при упоминании фразы «глобальное потепление», наверняка, возникает совершенно определенная ассоциативная цепочка: выбросы парниковых газов, загрязняющие воздух газы автомобилей и промышленных предприятий, чрезмерный расход энергии, низкий уровень освоения альтернативных источников энергии и так далее.

Наш журнал «Человек и природа» на протяжении последних лет пытается вас информировать о том, что происходит в мире экологии. Но, как говорят специалисты, для того, чтобы стать экологически сознательным человеком, обучаться бережному отношению к природе нужно с самого юного возраста, если не с пеленок. Во всех немецких школах проводятся обязательные занятия по экологии. Но не стоит думать, что к этому предмету немецкие ученики относятся с особым энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать их этим достаточно специфическим уроком, педагоги идут на самые разные уловки. Примерно в 40 процентах всех школ Германии учителя проводят уроки экологии на открытом воздухе. О важности экологического воспитания рассказывает директор немецкой секции международной природоохранной организации IFAW Ральф Зоннтаг:

«Я считаю, что экологическое образование является очень важным фактором воспитания современного человека. И начать этим заниматься нужно как можно раньше. Еще в школе. Кроме того, сами родители могут внести большой вклад в процесс формирования экологической культуры в своем ребенке, если они с малолетнего возраста будут объяснять ему, почему нельзя бросать мусор на улицу или почему лучше перемещаться по городу на общественном транспорте или на велосипеде. Даже если родители будут просто гулять со своими детьми по лесу и рассказывать им, как устроена природа и насколько она красива, уже это поможет привить им бережное отношение к природе».

Как объяснить ученику младших классов, что энергию нужно экономить? Учителя одной из школ в Мангейме прибегают для этого к весьма простому методу. Они просят учеников следить за тем, чтобы, например, помещения проветривались только при выключенных батареях. Кроме того, на крышах некоторых школ установлены солнечные батареи, которые служат дополнительным источником энергии. По телевидению в утренние часы идут просветительские программы, в которых объясняется смысл сортировки муса и ресайклинга. Все это и является формулой успешного экологического воспитания. Но и это еще не все. Рассказывает сотрудник крупнейшей немецкой экологической организации BUND Рюдигер Розенталь:

«Экологическое образование играет решающую роль в формировании экологического сознания людей. То, что в Германии люди так трепетно относятся к состоянию их окружающей среды, связано и с историческим течением событий. В 70-ых годах экологи начали обращать внимание общественности на сильное загрязнение воздуха в Рурской области, в которой очень сильно развито промышленное производство. Уже тогда правительство вынесло решение об очистке воздуха и обязательной установке фильтров на промышленных предприятиях. В начале 80-ых в Германии произошло еще одно неприятное событие: под угрозой гибели оказались леса. А в 86-м году произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, который также сыграл решающую в роль в изменении отношения немцев к экологии в целом. Люди задумались о той опасности, которую скрывает в себе атомная энергетика. После этого в Германии заговорили об альтернативной энергетике. Больших успехов на этом поприще добилась партия «Союз 90/Зеленые». Они сумели популяризовать „зеленые» настроения в немецком обществе и транслировать их в политические решения».

В прошлом году под эгидой ООН прошли многочисленные мероприятия, направленные на развитие экологического образования в Европе. Рассчитаны они были на людей всех поколений. Например, людям пожилого возраста предлагалось пройти курс специального обучения на экологов-консультантов. А женщины-домохозяйки учились выявлять из широкого сортимента в супермаркетах экологически чистые продукты. Ведь экология – это еще и здоровый образ жизни.

Спасибо всем, кто пользуется нашим сервисом. Мы внимательно читаем ваши сообщения и по мере наших возможностей пытаемся отвечать на ваши вопросы. Итак, продолжаем нашу программу. В первой половине передачи мы пытались узнать, какое значение экологическому воспитанию придают в Германии. Сейчас настало время посмотреть на то, что происходит в этой связи в России. Моя коллега Наталья Нестеренко побывала на уроке экологии в Гатчине, что в Ленинградской области. И вот ее репортаж.

Для прослушивания этого репортажа скачайте аудиофайл программы «Человек и природа» по ссылке внизу.

Через неделю, в первый день 2007 года, мы вместе с немецкими и российскими экологами попытаемся подвести итоги уходящего года. С наступающим вас праздником! Свежего воздуха вам! И не будьте равнодушными к тому, что вас окружает. До встречи в новом году!

Поделиться